Адаптированная рабочая программа по русскому языку 9 класс для обучающихся с ОВЗ
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Оценка 4.6
docx
31.05.2021
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 9 класс для обучающихся с ОВЗ
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 9 класс для обучающихся с ОВЗ.docx

 

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая   программа  для детей с задержкой психического развития  по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом  основного  общего образования на основе  Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5-9 классы», авторы; М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н.М. Шанский, М., «Просвещение», 2011 год.

Программа рассчитана на 102 часа  в год (3 часа в неделю).                                                                                                                                                                                                               

Учебник  «Русский язык. 9 класс».     Авторы:   Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская,

А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. Научн. рук. Н.М. Шанский . М., «Просвещение», 2016.

Программа рассчитана на учащихся, имеющих задержку психического развития, обучающихся в специальных коррекционных классах VII вида.

Задачи преподавания русского языка обучающимся с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и учитывают специфические особенности учеников. Курс русского языка направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.

Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для обучающихся уровне.

Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

Ввиду психологических особенностей обучающихся с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция - развитие памяти; коррекция - развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция - развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

 

Содержание тем учебного предмета

Международное значение русского языка. 

Повторение пройденного в 5 - 8 классах.

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложное предложение.

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения.

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения.

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения.

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи.

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке и речи.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

 Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи в 5 – 9 классах.

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

III.Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

 

Тематическое планирование

 

Раздел

Количество часов, включая  часы на развитие речи.

Контрольные работы

Сочинения

    Изложения

1.

Введение.

1 час

-

-

     -

2.

Повторение изученного в 5-8 классах.

11+2

1

-

     1

3.

Сложное предложение. Культура речи. 

10+2

1

2

    -

4.

Сложносочинённые предложения

5+2

-

1

    -

5.

Сложноподчинённые предложения

5+2

-

1

    -

6.

Основные группы сложноподчиненных предложений

26+2

3

1

   1

7.

Бессоюзные сложные предложения

10+2

1

-

   1

8.

Сложные предложения с различными видами  связи

10+2

2

-

   1

9.

Повторение и систематизация

изученного в классах                                                                   

 

             8+2 ч                           

 

            -      

 

       1

 

     -

 

Итого                                             

102 часа,  из них            

            8

       6

    4

 

 

        Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе для учащихся с ОВЗ

 

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Сроки

Введение.(1 час)

 

1.

Международное значение русского языка.

1

1 неделя

 

Повторение изученного в 5-8 классах.(11+2)

 

2.

Устная и письменная речь.

1

1 неделя

 

3.

Монолог, диалог.

1

1 неделя

 

4.

Стили речи.

1

2 неделя

 

5

Простое предложение и его грамматическая основа. §4

1

2 неделя

 

6

Простое предложение и его грамматическая основа. §4

1

2 неделя

 

7

Предложения с обособленными членами. §5

1

3 неделя

 

8

Предложения с обособленными членами. §5

1

3 неделя

 

9

Входной мониторинг

1

3 неделя

 

10

Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6

1

4 неделя

 

11

Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6

1

4 неделя

 

12

Способы сжатого пересказа текста.

1

4 неделя

 

13

Подготовка к сжатому изложению.

1

5 неделя

 

14

Сжатое изложение.

1

5 неделя

 

Сложное предложение. Культура речи  (10+2)

 

15

Понятие о сложном предложении. §7

1

5 неделя

 

16

Понятие о сложном предложении. §7

1

6 неделя

 

17

Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8

1

6 неделя

 

18

Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8

1

6 неделя

 

19

Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8

1

7 неделя

 

20

Устное сочинение по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»

1

7 неделя

 

21

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

1

7 неделя

 

22

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

1

8 неделя

 

23

24

Контрольный диктант

Анализ контрольного диктанта.

1

1

8 неделя

8 неделя

 

25

Интонация сложного предложения. §9-10

1

9неделя

 

26

Сочинение «Прекрасное в жизни природы»( в формате ОГЭ)

1

9 неделя

 

Сложносочинённые предложения (5+2)

 

27

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. §11-12

1

9 неделя

 

28

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. §13

1

10 неделя

 

29

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. §14

1

10 неделя

 

30

Сложносочиненные предложения с противительными союзами. §15

1

10 неделя

 

31

Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §16-17

1

11 неделя

 

32

Подготовка к сочинению по картине И.Шишкина «На севере диком...»

1

11 неделя

 

33

Сочинение по картине И.Шишкина «На севере диком...»

1

11 неделя

 

34

Понятие о сложноподчиненном предложении.

1

12 неделя

 

35

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

1

12 неделя

 

36

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

1

12 неделя

 

37

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

13 неделя

 

38

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

13 неделя

 

39

Подготовка к сочинению по картине И.Тихого «Аисты»

1

13 неделя

 

40

Сочинение по картине И.Тихого «Аисты»

1

14 неделя

 

41

СПП с придаточными определительными. §22

1

14 неделя

 

42

СПП с придаточными определительными. §22

1

14 неделя

 

43

СПП с придаточными изъяснительными. §23

1

15 неделя

 

44

СПП с придаточными изъяснительными. §23

1

15 неделя

 

45

Промежуточный мониторинг.

1

15 неделя

 

46

СПП с придаточными обстоятельственными.

1

16 неделя

 

47

СПП с придаточными времени и места. §24-25

1

16 неделя

 

48

СПП с придаточными времени и места. §24-25

1

16 неделя

 

49

Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений

1

17 неделя

 

50

Сжатое изложение  (по упр. 123)

1

17 неделя

 

51

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.

1

17 неделя

 

52

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.

1

18 неделя

 

53

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27

1

18 неделя

 

54

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27

1

18 неделя

 

55

Контрольный диктант.

1

 

19 неделя

 

 

56

Анализ контрольного диктанта.

1

19 неделя

 

57

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28

1

19 неделя

 

58

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28

1

20 неделя

 

59

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28

1

20 неделя

 

60

Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений»

1

20 неделя

 

61

Обучающее сочинение-рассуждение

1

21 неделя

 

62

Анализ письменных работ.

1

21 неделя

 

63

Синтаксический разбор СПП.

1

21 неделя

 

64

Пунктуационный разбор СПП. §29-30

1

22 неделя

 

65

Комплексный анализ текста. Высказывания на лингвистическую тему

1

22 неделя

 

66

Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»

1

22 неделя

 

67

Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»

1

23 неделя

 

68

Контрольный диктант.

1

23 неделя

 

69

Понятие о БСП. Интонация в БСП. §31-32

1

23 неделя

 

70

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. §33

1

24 неделя

 

71

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34

1

24 неделя

 

72

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34

1

24 неделя

 

73

Сжатое изложение с дополнительным заданием

1

25 неделя

 

74

Сжатое изложение с дополнительным заданием

1

25 неделя

 

75

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35

1

25 неделя

 

76

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35

1

26 неделя

 

77

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

1

26 неделя

 

78

Повторение и обобщение изученного. §36

1

26 неделя

 

79

Контрольный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

27 неделя

 

80

Анализ контрольной работы.

1

27 неделя

 

81

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. §37

1

27 неделя

 

82

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38

1

28неделя

 

83

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38

1

28 неделя

 

84

Итоговый мониторинг.

1

28 неделя

 

85

Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи. §39

1

29 неделя

 

86

Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. §39

1

29 неделя

 

87

Сжатое изложение (упр.129)

с дополнительным заданием

1

29 неделя

 

88

Сжатое изложение (упр.129)

с дополнительным заданием

1

30 неделя

 

89

Публичная речь. §40

1

30 неделя

 

90

Повторение и закрепление изученного.

1

30 неделя

 

91

Контрольный диктант.

1

31 неделя

 

92

Анализ контрольных работ.

1

31 неделя

 

Повторение и систематизация изученного в классах (8+2 ч)

 

93

Фонетика и графика. §41

1

31 неделя

 

94

Лексикология (лексика) и фразеология. §42

1

32 неделя

 

95

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

1

32 неделя

 

96

Сочинение на лингвистическую тему.

1

32 неделя

 

97

Морфемика. §43

1

33 неделя

 

98

Словообразование §44

1

33неделя

 

99

Морфология. §45

1

33 неделя

 

100

Синтаксис. Способы передачи чужой речи. §46

1

34неделя

 

101

Орфография. Пунктуация. §47

1

34 неделя

 

102

Орфография. Пунктуация. §47

1

34 неделя

 

 

Планируемые результаты освоения программы

                                             Личностные

 Ученик сможет:

·         считать русский язык одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

·         осознать ведущую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

·         осознать эстетическую ценность русского языка;

·         уважительно относиться к родному языку, гордиться им;

·         стремиться к речевому самосовершенствованию;

·         получить достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

·         развить способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 Ученик получит возможность научиться:

 ·       основам гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

·       основам социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

·       готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

                                      Метапредметные

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий

основное внимание ученик направит на:

·         формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

·        умение работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

·        развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Ученик получит возможность научиться:

·         ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;

·         действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

·        устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

·        удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

·        определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

 

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

·         формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,

·        осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

·        В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

·        практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

·    развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

·    практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

                                                       Предметные

Учащиеся должны:

знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-рецензировать устный ответ учащихся;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

-прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;

-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкцию по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказать фрагмент прослушанного текста;

- пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

Писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения. Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для худ-ых и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ;

- распознать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 5-9 классах VIIV вида и для обучающихся общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому языку

 

Нормы оценивая диктантов в 5-9 классах

 

Вид диктанта

Нормы оценок  (количество ошибок)

«5»

«4»

«3»

«2»

контрольный

1 негрубая

орфографическая +

1 негрубая пунктуационная +

1 логопедическая

2 орфографические+

 2 пунктуационные +

3 логопедические

 

1 орфографическая +

4 пунктуационные+

3 логопедические

6 орфографических +

4 пунктуационные+

4 логопедические

 

5 орфографических+

5 пунктуационных+

4 логопедических

 

7 орфографических+

7 пунктуационных+

5 логопедических

8 орфографических +

8 пунктуационных+

6 логопедических и более

Словарный

0

1-2

3-4

до 7

 

Примечание:

Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.

При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:

·                   в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;

·                    учитывает однотипные ошибки как обычные;

·                   все исправления считает за ошибку.

Завышение оценки происходит по следующим причинам:

·                   учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;

·                   оценка не снижается за многочисленные исправления;

·                   все однотипные ошибки считаются как одна.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:

1. неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

·                   ошибка на правило, не изучаемое в школе;

·                   ошибка в переносе слова;

·                   ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая):

К негрубым орфографическим относятся ошибки:

·                   в исключениях из правил;

·                   в переносе слов;

·                   буквы э-е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);

·                   в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

·                   при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);

·                   в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т.д.);

·                   в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

·                   в написании -ы и -и после приставок;

·                   в случаях трудного различения -не и –ни;

·                   в собственных именах нерусского происхождения;

К негрубым пунктуационным  относятся ошибки:

·                   в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

·                   в пропуске одного из сочетающихся  знаков препинания или в нарушении их последовательности;

·                   при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при  общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов);

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки:

Повторяющиеся – это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.

Однотипные – это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом:  безударные гласные,  сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.

 

Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

 

Оценка дополнительного задания к диктанту.

 

Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень выполнения задания

Все задания выполнены верно

Правильно выполнены не менее ¾  всех заданий

Правильно выполнено не менее ½ заданий

Не выполнено более половины заданий

 

Оценка сочинений и изложений

 

Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

·                   коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать  основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму.

·                   языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка.

·                   навыки правописания – орфографические и пунктуационные

 

Требования к объему сочинений и изложений

 

Примерный объем текста

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Подробное изложение (количество слов)

100-130

130-170

170-220

220-300

300-350

Классное сочинение (количество страниц)

0,5 - 1

1 – 1,5

1,5 - 2

2 - 3

3 - 4

 

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление; вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку.

 

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений

 

Фактические ошибки

Логические ошибки

В изложении:

Неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

 

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат

 

- нарушение в последовательности в высказывании

- отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями

- неоправданное повторение высказанной ранее мысли

- раздробление одной микротемы другой микротемой

- несоразмерность частей  высказывания или отсутствие необходимых частей

- перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению)

- неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица

 

Речевые ошибки

 

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении  слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.

     К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

·                   употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

·                   неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как  плетень;, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

·                   нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает  город; пули не свистели над ушами;

·                   употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые  познакомился с Таней случайно;

·                   пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

·                   неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кати было два парня: Левин и Вронский;

·                   неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей);

·                   смешение лексики разных исторических эпох;

·                   употребление штампов;

·                   речевые ошибки в построении текста.

 Речевые ошибки в построении текста:     

·                   бедность и однообразие синтаксических конструкций;

·                   нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);

·                   стилистически неоправданное построение слов;

·                   неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например,  Иванов закинул удочку и она клюнула);

·                   неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

·                   словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;

·                   морфологические, связанные с ненормативным  образованием форм, слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок, ложит и т.д.).

·                   синтаксические

а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны)

- нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И стали  гонять его по вырубке);

- разрушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки);

- пропуски необходимых слов, (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) Ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);

- отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная).

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

Нормы оценивания сочинений и изложений

 

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается

1 негрубая орфографическая

1 пунктуационная

1 грамматическая

1 логопедическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические + 3 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.

 

1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.

 

0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.

«3»

1. Имеются существенные  отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых) + 4 логопедических ошибок.

6 орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических + 4 логопедических ошибок.

«2»

1. Работа не соответствует заявленной теме.

2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частых работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных.

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических.

 

Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см. раздел «Оценка диктантов»).

 


 

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них

Введение. 1 час - - - 2

Введение. 1 час - - - 2

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Союзные и бессоюзные сложные предложения

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

Контрольный диктант. 1 31 неделя 92

Контрольный диктант. 1 31 неделя 92

Ученик получит возможность научиться: · ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; · действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; · устанавливать и…

Ученик получит возможность научиться: · ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; · действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; · устанавливать и…

Предметные Учащиеся должны: знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры; уметь: речевая…

Предметные Учащиеся должны: знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры; уметь: речевая…

ПИСЬМО: - пересказать фрагмент прослушанного текста; - пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; - создавать сочинение- описание архитектурного…

ПИСЬМО: - пересказать фрагмент прослушанного текста; - пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; - создавать сочинение- описание архитектурного…

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: - разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; - разбирать слова, иллюстрирующие разные…

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: - разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; - разбирать слова, иллюстрирующие разные…

Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 5-9 классах

Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 5-9 классах

При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок

При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл

Примерный объем текста 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс

Примерный объем текста 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи: · неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например:

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи: · неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например:

Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке); - разрушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не…

Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке); - разрушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не…

Содержание работы полностью соответствует теме

Содержание работы полностью соответствует теме

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021