Русский язык (Обучение грамоте, письмо)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету Русский язык (Обучение грамоте, письмо) для обучающейся 1а класса (ФИ) с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ УО, пр.№1599, вариант 1) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику.
В содержание программы включён учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающейся.
Цель обучения:
- формировать основы знаний из области фонетики и графики.
Образовательная задача:
- вырабатывать элементарные навыки грамотного письма.
Коррекционно-развивающая задача:
- повышать уровень общего и речевого развития учащихся.
Воспитательная задача:
- прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.
Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в себя добукварный и букварный периоды. В это время формируются первоначальные каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения. Формирование первоначальных навыков письма у обучающейся проходит параллельно с формированием речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки получают дальнейшее развитие, обучающаяся учится элементарному общению с учителем, приобретает умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности. При обучении письму важно научить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами, соотнесение буквы и звука. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звукобуквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.
В период обучения первоначальному навыку письма обучающейся большое значение имеет приём списывания с образца. Это позволяет повысить качество письма. Предлагаются образцы написания по точкам, пунктирным линиям, тонким линиям. Начало и направление движения руки в процессе написания элементов букв и буквенных сочетаний показано стрелочками в прописях и демонстрируется учителем на доске.
Достаточно большое количество упражнений в период обучения письму направлено на перевод печатных букв в рукописные. По мере усложнения материала ученица начинает списывать слоги, слова и предложения. Эти задания способствуют выработке умения соотносить печатный и письменный шрифт, тренируют навык чтения слов, написанных печатными и письменными буквами.
Важнейшим условием овладения письмом для обучающейся является достаточная степень развития навыков звукового или звуко-буквенного анализа. После предварительного анализа учащаяся пишет буквы, слоги, слова и предложения, проговаривая их вслух.
В процессе обучения письму важно направить все усилия на преодоление имеющихся недостатков ученицы и максимальную коррекцию имеющихся нарушений. Большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работает учащаяся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Школьница учится воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово. Помимо графических упражнений даются упражнения для развития связной устной речи. Это рассматривание рисунков, составление словосочетаний, предложений, дополнение слов, составление слов из разбросанных букв с опорой на иллюстрацию, составление предложений с опорой на иллюстрацию с последующей записью. По рисункам проводится беседа, обговариваются варианты выполнения задания. Таким образом, на уроках письма закладывается начальная основа коммуникативной направленности процесса обучения.
Для обеспечения благоприятных условий необходимо соблюдать общие гигиенические требования: правильное расположение тетради на парте, правильная посадка, правильное держание ручки в руке и т.д. Поскольку двигательный навык письма формируется у обучающейся крайне медленно и требует большого напряжения всех сил ребенка, это вызывает необходимость проведения на уроке, как минимум, двух динамических пауз, выполнения гимнастики для пальцев и кистей рук, зрительной гимнастики, упражнений, направленных на ориентировку на листе бумаги. На уроках письма обязательно выполнение упражнения для развития тонкой моторики: штриховка, раскрашивание, обводка, дорисовывание по образцу и по точкам, рисование узора и бордюра по образцу. Выполняя эти задания, учащаяся отрабатывает двигательные навыки, координирует движения, тренирует зрительное восприятие.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение предмета в 1 классе отводится 3 часа в неделю, всего 99 часов, исходя из 33 учебных недель. Длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором - 40 минут. В 1 четверти ступенчатый режим обучения (по 3 урока в день).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение программы обеспечивает достижение обучающейся двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающейся, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения программы отражают:
1) осознание себя как ученицы, заинтересованной посещением школы, обучением, занятиями;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению;
3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающейся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
1. Развитие фонематического слуха с использованием разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.
2. Формирование первоначальных представлений о слове, наблюдение за словом с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом.
3. Овладение всеми видами речевой деятельности: слушания, говорения, чтения.
4. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.
Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по русскому языку, который доступен обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе для умственно отсталых обучающихся (ФГОС вариант 1).
Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте
Достаточный уровень
- различать звуки на слух и в собственном произношении;
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
- писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние - после звуко-слогового проговаривания).
Минимальный уровень
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
- слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
- списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Основные виды организации учебного процесса
Технологии обучения |
Формы обучения |
Методы обучения |
Формы контроля
|
- игровые технологии - здоровьесберегающие технологии - личностно-ориентированные - технологии разноуровневого и дифференцированного обучения - проблемно-поисковые - информационно - коммуникационные технологии |
§ индивидуальные § групповые (парные) § фронтальные § классные (урочные) § внеклассные |
§ звуковой аналитико-синтетический § слоговой § словесный § наглядный § практический § частично-поисковый |
§ устный опрос § письменный опрос § индивидуальные задания § написание упражнений § самостоятельная работа § контрольная работа |
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Виды контроля |
Формы контроля |
Количество работ |
Методическое обеспечение |
Текущий |
самостоятельная работа
|
в течение учебного года |
Резникова Е.В. «Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению, математике для обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта». - М.: ВАКО, 2016.
|
Тематический |
контрольная работа |
--- |
|
Диагностический Итоговый |
контрольное списывание
|
1 |
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу ученицы, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающаяся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем.
Требования к оцениванию
Безотметочное оценивание.
Промежуточная аттестация обучающейся в соответствие со школьным Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости не проводится.
Содержание программы
Перечень разделов программы:
№ п\п |
Название разделов |
Количество часов |
1 |
Добукварный период. |
20 часов |
2 |
Букварный период. |
79 часов |
|
Итого: |
99 часов |
Программа обучения русскому языку состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период обучения русскому языку
В данный период проводится работа по подготовке обучающейся к овладению первоначальными навыками письма. Изучается написание основных элементов рукописных букв.
Развитие моторных умений. Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений. Развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление
карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка - заборчик, прямая палочка с закруглением внизу - крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу - уточка, овал - слива, полуовал - месяц и др.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности: шуршание листьев, голоса животных. Практическое знакомство с понятиями слово, слог (часть слова), звук. Составление предложений по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков по предложенной теме.
Букварный период
Букварный период обучения русскому языку делится на 4 этапа. Каждый этап включает изучение новых звуков и букв, а также повторение раннее изученных звуков и букв, усвоение основных слоговых структур, практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап: Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Усвоение рукописного начертания изучаемых букв. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.
2-й этап: Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: л, н, ы, в, и, ш.
Усвоение рукописного начертания изучаемых букв. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания (интонирования).
Запись под диктовку букв и слогов.
3-й этап: Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, з, р, ж, б, г, д, й, ь, т.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный шрифт) букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из двух слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв, слогов и хорошо знакомых слов после анализа их звукового состава.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап: Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв.
Списывание с классной доски и букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений, состоящих из трёх-четырёх слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Большая буква в именах людей. Письмо на слух букв, слогов, слов и предложений из двух-трёх слов после предварительного анализа.
Учебно-методическое обеспечение:
· А.К. Аксёнова, С.В.Комарова, М.И. Шишкова.1 класс. Русский язык. Чтение (обучение грамоте). Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). М.: «Просвещение», 2018г.
· Рабочая тетрадь: А.К. Аксёнова, С.В.Комарова, М.И. Шишкова. Прописи для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 3 ч. М.: «Просвещение», 2018г.
Приложение к программе
Проверочные работы по русскому языку
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Программные требования к знаниям и умениям учащейся
Учащаяся должна уметь:
· различать звуки на слух и в произношении;
· анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
· плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
· писать строчные и прописные буквы;
· списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Диагностическая контрольная работа по русскому языку (обучению грамоте) на начало учебного года.
Цель работы: проверить:
- знание геометрических фигур, цветов;
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
- развитие мелкой моторики;
- умение классифицировать, анализировать и соотносить;
- умение составлять предложения по сюжетной картинке.
1. Обведи по трафарету (круг, квадрат, треугольник). Закрась круг красным цветом, квадрат – жёлтым, треугольник – синим.
2. Скопируй:
3. Подчеркни лишний предмет.
4. Нарисуй такую же пирамидку. Раскрась. (Цвета: красный, жёлтый, зелёный,синий.)
5.Составь предложение по картинке. (Устно. Ученице предлагается сюжетная картинка.)
Контрольная работа по обучению грамоте за I четверть
Цель работы: проверить знания: образа букв;
проверить умения:
- воспринимать на слух звуки и обозначать их буквами;
- списывать буквы и слова с печатного образца;
- делить слова на слоги и производить их звуковой анализ, ставить ударение;
- выделять в предложении отдельные слова.
1. Соедини точки. Дорисуй по точкам буквы:
2. Запиши строчные буквы под диктовку: О, А, Х, М, У, С.
3. Спиши слова, раздели их на слоги:
МУХА, СУХО, УХА. Составь схему звукового анализа последнего слова.
4. Выполни графическую схему предложения: ДЕТИ ИГРАЮТ МАШИНКАМИ.
Контрольная работа по обучению грамоте за II четверть
Цель работы: проверить знания:
- гласных и согласных звуков;
- графических образов букв;
проверить умения:
- вычленять звук в конце и начале слова;
- умение составлять и записывать двусложные слова;
- списывать с печатного образца и писать слоги под диктовку;
- составлять схемы слов.
1 Картинный диктант (на доске картинки – арбуз, улитка). Запиши букву, на которую начинается каждое слово.
2. Обведи гласные буквы: Х Ы М О У Н
3. Посмотри на слоги, напиши их письменно: АУ АН ОМ РО. Обведи согласные буквы.
Контрольная работа по обучению грамоте за III четверть.
Цель работы: проверить знания:
· изученных строчных и заглавных букв;
· правописания сочетания жи, ши;
проверить умения:
- списывать с рукописного текста предложения из 2 слов;
- правильно оформлять предложение (большая буква, точка);
- составлять слова из изученных слогов;
- составлять схемы слов.
1. Запиши буквы под диктовку: А С О М У Л. Подчеркни гласные буквы красным карандашом.
2. Спиши слова (предлагаем рукописный образец): Мама мыла раму. Определи количество слов в предложении и запиши цифрой.
3. Добавь слог или букву, чтобы получилось слово: ВО… МЫ… СО… ТЫК… УХ… Запиши слова и составь схемы двух слов.
Контрольная работа по обучению грамоте за год
Цель работы: выявить умения:
- писать строчные и заглавные буквы;
- списывать с доски, прочитанные и разобранные слова и предложения;
- анализировать слова по звуковому составу;
- составлять слова из 2–3 слогов;
- писать под диктовку предложение с предварительной подготовкой;
- правильно оформлять предложения (начало предложения, конец предложения).
Списывание
Урок
У нас урок. Тут Ната. У нас карта. Антон у карты. (12 слов)
Задания:
1) Спиши с доски слова, поставь ударение: малыши, кукла, голуби.
2) Составь схему слова: мак.
3) Запиши под диктовку: хо, ма, лы, жи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.