Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 68»
г. Орск Оренбургской области
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 3 от «26» августа 2021 г.
|
Согласована зам. директора по УВР _______ М.А.Колиниченко «30» августа 2021 г. |
Утверждаю Директор школы-интерната __________Т.Ю. Мартыненко Приказ № 30/2 от «30» августа 2021 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социально-бытовой ориентировке
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3.)
3 класса
на 2021 - 2022 учебный год
Принята Протокол педагогического совета № 5 от «30» августа 2021 г.
|
Разработана Селиверстовой Натальей Юрьевной учителем начальных классов первой квалификационной категории
|
Орск, 2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Социально-бытовая ориентировка» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся ГКОУ «Специальной (коррекционной) школы-интерната №68» г. Орска Оренбургской области. Вариант 2.2;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 №1599).
5. Учебный план на 2021–2022 учебный год ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 68».
Цель и задачи курса
Основной целью курса социально-бытовой ориентировки (СБО) является – подготовка школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях.
Обучение по данному предмету решает следующие задачи:
1. Всестороннее формирование личности школьника.
2. Становление и развитие познавательного отношения к себе (Я-концепция»), к слышащим сверстникам и взрослым.
3. Накопление и развитие представлений об окружающем мире, обществе, в котором живёт ученик.
4. Формирование полноценной речевой деятельности.
5. Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляции собственного поведения.
Коррекционная направленность обучения слабослышащих детей (в первую оче-редь детей с глубоким речевым недоразвитием) обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса.
1. Ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности слабослышащего ребенка, коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функ-ций, их качеств и свойств.
2. Преодоление речевого недоразвития посредством специального обучения языку (накопление словарного запаса, использование в речи математической терминологии).
3. Максимально расширение речевой практики, использование языкового материала в речи, в разных видах общения.
4. Использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретенных учащимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение.
5. Стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения учащихся, их собственной самостоятельной практической и умственной деятельности.
6. Учёт индивидуальных и характерологических особенностей детей, их природных задатков и способностей.
7. Обеспечение сенсорной базы учебного процесса как фактора, определяющего не только успешное формирование речи - главного звена учебного процесса, но и развитие, совершенствование деятельности всех анализаторов.
8. Органическое единство в решении двух групп задач учебно–воспитательного процесса: - задач пропедевтического характера, решение которых способствует развитию детей, готовит их к сознательному овладению системой школьных знаний и навыков; - общих задач учебного процесса.
9. Привлечение наглядно-действенных средств и приёмов, способствующих формированию представлений, понятий и требующих использования словесных способов обозначения.
Общая характеристика учебного предмета.
Способствуя развитию основных сторон личности, курс СБО определяет сквозные направления образования, которые проходят через все его ступени, путём организации усвоения ребёнком социально значимого опыта на основе общепринятых форм общения, воспитание у них качеств поведения, соответствующих нормам окружающего мира, на социализацию воспитанников с нарушением слуха.
Курс имеет 5 направлений, хотя выделение этих направлений достаточно условно, так как они тесно связаны между собой и имеют место на всех годах обучения –
1 - «Познавательная культура» (включающая следующие образовательные линии – «Познай себя», «Воспитание здорового образа жизни», «Я и общество»). Ребёнок ориентируется на понимание себя и окружающих, делает анализ, оценку чувств, желаний, поступков, поведения; накапливает материал, и учится использовать в сознательной регуляции поведения и социального взаимодействия.
2 - «Нравственная культура». Данный раздел предусматривает освоение норм культурного поведения, воспитание гуманных и патриотических чувств, соответствующих качеств личности, морально-этических понятий и представлений.
3 - «Трудовая культура». Данное направление курса предусматривает формирование у школьников трудовых качеств личности, овладение преобразовательной деятельностью в бытовом труде, доступном детям школьного возраста.
4 - «Профессиональная ориентация». Это направление дополняет содержание раздела «Трудовая культура», расширяет сведения, которые обучающиеся получают по другим разделам и включает в себя:
- просветительскую работу (знакомство с трудом взрослых, обслуживание себя и других) элементарные экономические и правовые знания, деловое общение и его культуру;
- и психологическую подготовку (знание своих психофизических возможностей, воспитание интереса к определённым видам профессий, формирование уважительного отношения к людям труда).
5 - «Коммуникативная культура». Содержание этой части программы имеет две составляющие:
- овладение коммуникативной культурой с целью освоения опыта культуры общения;
- усвоение речевого материала (словарного запаса, типов фраз), который обслуживает обучение детей по всем направлениям (познавательная, нравственная, трудовая культура, профессиональная ориентация).
В основе реализации программы применяется личностно- ориентированный и системно-деятельностный подход.
В 3 классе большое внимание уделяется трудовой, социальной адаптации и коммуникативной культуре глухих школьников: расширению, закреплению и уточнению представлений, понятий об их ближайшем окружении, формированию элементарного опыта правового поведения, обогащению нравственного опыта.
Преимущественными методами обучения являются беседы, экскурсии, наблюдения; дидактические игры; просмотр кино- и диафильмов; использование компьютерных программ и работы компьютером; моделирование ситуаций, сценки-задачки, развитие сюжета по заданной теме; упражнения, тренинги, деловые игры, сюжетно-ролевые игры, практические работы; адаптационные и психологические тренинги.
Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная, парами, бригадами.
Важным условием обучения слабослышащих детей является постепенное расширение их социальных связей.
Помимо специальных занятий, система работы по социально бытовой ориентировке предполагает активную трудовую деятельность школьников (самообслуживание, бытовой и общественно полезный труд) и социальную направленность преподавания общеобразовательных предметов, совместную деятельность со слышащими, организацию работы учителя с родителями, так как семья имеет большое влияние на процесс социализации ребенка.
Место курса в учебном плане.
Класс |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во часов в год |
3 класс |
2 часа |
68 часов |
Ценностные ориентиры
содержания курса.
Занятия социально-бытовой ориентировкой
направлены:
- на овладение учащимися теоретических знаний, трудовых умений и навыков для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту;
- на развитие коммуникативной функции речи как
непременного условия социальной адаптации;
- формирование социально-нормативного поведения
в семье и окружающей среде;
- на обучение практическому применению знаний,
полученных при изучении общеобразовательных дисциплин;
- на воспитание положительного отношения к
труду.
Особенности развития мыслительной деятельности слабослышащих обучающихся, их индивидуально-типологические характеристики диктуют необходимость наряду с формированием у них практических навыков и умений СБО, воспитания состояния их физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Курс в доступной форме даёт представление о том, что такое социальный окружающий мир и как надо вести себя и действовать, чтобы пребывание в нем было безопасным и комфортным для себя и окружающих.
Личностные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение слабослышащими учащимися с интеллектуальными нарушениями следующих личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Личностными результатами изучения курса являются:
Воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам своего труда).
Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности.
Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду.
Развитие художественного вкуса, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Предметными результатами изучения СБО являются доступные по возрасту начальные сведения об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, о личной гигиене, о культуре поведения, о профессиональной ориентации, о коммуникативной культуре, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Обучающиеся должны знать:
- имена, отчества членов семьи, детей, окружающих взрослых, свою родословную, профессии людей; названия и сферу деятельности социокультурных учреждений;
- некоторые формы речевого и неречевого этикета в ситуациях общения в классе, в школе, со взрослыми, со сверстниками, во время совместных игр, занятий, праздников; при посещении служб Социально- бытового характера, в транспорте, в музеях, на выставках, в театре и др.
- нормы поведения в различных ситуациях общения в классе, в семье, в школе, в магазине, в различных социальных ситуациях;
- правила поведения в кризисных ситуациях;
- правила ЗОЖ;
Обучающиеся должны уметь:
- преодолевать психологический барьер в ситуациях общения в социуме;
- стремиться к достижениям в учебе, в жизни, в творчестве;
- координировать свою работу с разными компонентами учебно- методического комплекта с рабочей тетрадью, видеофильмами, иллюстрациями, мультимедийными презентациями, ИКТ;
- проигрывать различные роли в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного сотрудничества; Обучающиеся должны владеть:
- навыками вербальной и невербальной коммуникации в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в играх – тренингах;
- навыками самообслуживания, поведения в кризисных ситуациях;
- культурой делового общения (речевой этикет);
- навыками адекватного поведения и общения в социуме.
Базовые учебные действия:
1) Личностные учебные действия:
• осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
• самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
• понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
• готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
2) Коммуникативные учебные действия:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; |
• договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
3) Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); •пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
• передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
4) Познавательные учебные действия:
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
• читать;
• наблюдать;
• работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Оценка достижений планируемых результатов.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке должны учитываться психологические возможности слабослышащего младшего школьника, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
В процессе реализации программы оценки не выставляются.
Считается, что обучающийся усвоил материал, если он может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Усвоил материал, если обучающийся допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Допускается, если обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.
Содержание учебного предмета.
3 класс.
1. Познавательная культура (18часов).
Этот раздел работы включает в себя следующие образовательные линии:
«Познай себя». Знание о себе, своей семье, своих друзьях и окружающих; умение дать
объективную оценку своим возможностям, оценку себе и своим отношениям с окружающими; социально-эмоциональное воспитание и развитие.
«Воспитание здорового образа жизни». Адаптация к режиму дня; соблюдение правил личной и общественной гигиены. Знание правил пожарной безопасности; безопасности дорожного движения; безопасности в экстремальных ситуациях, на воде, в лесу и пр.
«Я и общество». Представления об окружающей жизни, умение адаптироваться в ней; быт и культура быта; знание гигиенических требований к помещению; жилище (виды жилых
помещений в городе и деревне); знакомство со средствами связи, почтой и почтовыми
отправлениями, транспортом, медицинской помощью, культурой организации отдыха,
торговлей, питанием (столовая, ресторан, кафе и др.).
2. Нравственная культура (24 часа).
Одной из основных составляющих всестороннего развития ребенка является нравственное воспитание и развитие, регулирующее его поведение в социуме, подготовку к самостоятельной жизни. Данный раздел работы предусматривает освоение норм культурного поведения, воспитание гуманных патриотических чувств, соответствующих качеств личности и морально-этических понятий и представлений, соответствующих норм этикета, в том числе речевого.
3. Трудовая культура (15 часов).
В этом разделе предусматривается сообщение учащимся специальных знаний, выработка умений, навыков обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства: уборка помещений различного назначения, уборка уличных территорий, знание инструментов, хозинвентаря и их применения; знание правил техники безопасности; питание, гигиена и технология приготовления пищи; одежда и обувь; виды одежды, обуви, головных уборов, их назначение; повседневный уход за одеждой и обувью; ремонт одежды; культура труда и быта; назначение соответствующих предметов и служб бытового обслуживания.
Составной частью раздела «Трудовая культура» является тема «Деловое общение».
4. Профессиональная ориентация (7 часов).
Профессиональная адаптация школьников входит в систему их профессиональной
подготовки наряду с такими направлениями этой работы, как профессиональное
просвещение, профконсультация, профотбор и профессиональная подготовка в старших
классах. В социализации школьников значительное место уделяется профессиональной ориентации и профконсультации воспитанников. Содержание этой работы предусматривает формирование представлений и понятий о профессиях, о производстве (в промышленности, в сельском хозяйстве; о больших предприятиях и малых, частных и государственных и др.); знакомство с трудом родителей, взрослых; формирование навыков обслуживания людей; обучение деловому общению; формирование элементарных экономических и правовых знаний.
5. Коммуникативная культура (4 часа).
Социальная адаптация — это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Именно поэтому данному разделу придается большое значение. Работа ведется по нескольким образовательным линиям:
-формирование коммуникативных способностей учащихся;
-организация их коммуникативной деятельности;
-овладение культурой общения;
-совместная деятельность слабослышаших и слышащих учащихся (познавательная, коммуникативная);
Тематическое планирование.
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Познавательная культура. а) Познай себя. б) Воспитание здорового образа жизни. в) Я и общество. |
18 |
2 |
Нравственная культура. |
24 |
3 |
Трудовая культура. |
15 |
4 |
Профессиональная ориентация. |
7 |
5 |
Коммуникативная культура. |
4 |
|
Итого: |
68 часов |
Календарно-тематическое планирование 3 класс.
№ заня тия |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Дата по факту |
Основные виды учебной деятельности обучающихся
|
1. |
Познавательная культура (18 ч.). Познай себя. Имя, фамилия, возраст. |
1 |
01.09.
|
|
Приобретают представления и знания о ближайшем окружении и о себе. Осознают своё место в семье (сын, брат). Знакомятся с различными вариантами имён (Маша, Машенька, Машуня и др.), с образованием полного имени, с возрастом и датами рождения (своей и товарищей), с родственными связями в семье. Упражняются в проявлении добрых отношений в семье: уважение, помощь, вежливость. Закрепляют понятия бабушка, дедушка, тетя, дядя и др., имена членов семьи. Учатся выполнять порученное дело. |
2. |
Моя семья: члены семьи, их имена. |
1 |
03.09.
|
|
|
3. |
Моя семья: члены семьи, их имена. |
1 |
08.09.
|
|
|
4. |
Основы взаимоотношений в семье. |
1 |
10.09.
|
|
|
5. |
Мои обязанности дома. |
1 |
15.09.
|
|
|
6. |
Воспитание здорового образа жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. |
1 |
17.09.
|
|
Знакомятся с главными составляющими здорового образа жизни, режимом дня дома, школы-интерната, анализируют режим дня, доказывают важность чередования умственного и физического труда. Отображают режим дня в рисунках, составляют режим выходного дня. |
7. |
Режим дня и его роль в сохранении здоровья. |
1 |
22.09.
|
|
|
8. |
Мой режим дня. |
1 |
24.09.
|
|
|
9. |
Физзарядка. |
1 |
29.09.
|
|
Узнают роль физкультуры в укрепления здоровья. Самостоятельно составляют комплекс утренней зарядки. |
10. |
Прогулка.
|
1 |
01.10.
|
|
Участвуют в спортивных и подвижных играх. Разучивают 2-3 подвижных игры. |
11. |
Личная гигиена. |
1 |
06.10.
|
|
Знакомятся с понятием «личная гигиена», требованиями, предъявляемыми к навыкам ухода за телом, правильному использованию гигиенических принадлежностей. |
12. |
Практическая деятельность «Выполнение правил личной гигиены». |
1 |
08.10.
|
|
|
13. |
Я и общество. Я и мои соседи. |
1 |
13.10.
|
|
Упражняются в проявлении добрых отношений в окружении: уважение, помощь, вежливость. |
14. |
Я и мои соседи. |
1 |
15.10. |
|
|
15. |
Я, класс, школа. |
1 |
20.10.
|
|
Знакомятся с назначением помещений школы, учатся правильно называть их. Учатся слушать и слышать, самостоятельно намечать план действий, осуществлять самоконтроль процесса и результата собственной деятельности, содержать в порядке рабочее место, экономно расходовать материалы, беречь время. |
16. |
Я, класс, школа. |
1 |
22.10.
|
|
|
17. |
Культура взаимоотношений. |
1 |
27.10.
|
|
Знакомятся с понятием «дружба»; анализируют ситуации. Усваивают нормы общения, культуру взаимоотношений при работе в коллективе. |
18. |
Мои друзья. |
1 |
29.10.
|
|
|
19. |
Нравственная культура. Правила поведения дома. |
|
10.11. |
|
Знакомятся с социальными и этическими нормами поведения, правилами поведения в школе и дома.
|
20. |
Правила поведения в школе. |
|
12.11. |
|
|
21. |
Общение с малышами. |
1 |
17.11. |
|
Знакомятся с вежливой формой общения с малышами, старшим и сверстникам, ведут диалог, участвуют в беседе. |
22. |
Общение с одноклассниками. |
1 |
19.11.
|
|
|
23. |
Общение со старшими. |
1 |
24.11 |
|
|
24. |
Приём гостей. |
|
26.11. |
|
Знакомятся с гостевым этикетом при приме и посещении гостей. |
25. |
Поход в гости. |
1 |
01.12.
|
|
|
26. |
Поздравительное письмо. |
1 |
03.12. |
|
Создают собственные поздравительные тексты и рисунки для конкретных ситуаций общения. Корректируют с учетом точности, правильности и выразительности письменной речи. |
27. |
Поздравительные открытки |
1 |
08.12. |
|
|
28. |
Правила поведения в семье. |
1 |
10.12. |
|
Осознают роль семьи в жизни каждого человека, отожествляют семью, как людей, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. |
29. |
Культура жилища. |
1 |
15.12. |
|
Знакомятся с понятием «культура дома», перечисляют предметы, которые создают уют, учатся создавать уют в доме, классе своими руками. |
30. |
Практическая деятельность «Исправь обстановку». |
1 |
17.12. |
|
|
31. |
Правила поведения в столовой.
|
1 |
22.12.
|
|
Самостоятельно выполняют 2—3 поручения, данные учителем. Сюжетно-ролевая игра «Я - дежурный». |
32. |
Правила поведения в общественных местах. |
1 |
24.12.
|
|
Осознанно и ответственного относиться к своей жизни и к своим поступкам. Участвуют в учебно- игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм. |
33. |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в королевство Этикета». |
1 |
29.12.
|
|
|
34. |
Экскурсия в краеведческий музей. |
1 |
12.01. |
|
|
35. |
Культура поведения в транспорте. |
1 |
14.01. |
|
Расширяют представления о правилах поведения в транспорте, уважительно относиться к водителю, пассажирам. Используют в речи вежливые формы обращения. |
36. |
Правила общения по телефону. Номера служб экстренной помощи. |
1 |
19.01. |
|
Обучаются правилам общения по телефону, знакомятся с номерами экстренных служб, действиях в экстремальных ситуациях. Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор». |
37. |
Медицинская помощь. Экскурсия в медицинский кабинет. |
1 |
21.01. |
|
Знакомятся с профессией «медицинская сестра», с медицинским кабинетом, медицинскими принадлежностями и их назначением. |
38. |
Традиционные виды рукоделия. |
1 |
26.01. |
|
Знакомятся с культурными традициями русского народа, с различными видами рукоделия, основными понятиями, оборудованием и материалами. Планируют последовательность практических действий. Осуществляют самоконтроль, корректировку хода работы и конечного результата. Сравнивают изделия. |
39. |
Практическая деятельность «Создание русской тряпичной куклы». |
1 |
28.01. |
|
|
40. |
Практическая деятельность «Поделки из пряжи и ниток своими руками». |
1 |
02.02.
|
|
|
41. |
Народные игры. |
1 |
04.02. |
|
Расширяют знания о народных играх. Разучивают 2-3 игры. Общаются в игре, распределяют самостоятельно роли, следуют правилам игры. |
42. |
Народные игры. |
1 |
09.02.
|
|
|
43. |
Трудовая культура. Самообслуживание. Уборка помещения. |
1 |
11.02. |
|
Учатся выполнять качественно и осознанно элементарные трудовые обязанности, направленные на поддержание чистоты и порядка в помещении, помогать взрослым. Совершенствуют навыки труда: последовательность в ходе выполнения работы, самостоятельность при планировании, распределении этапов, обязанностей, анализируют работу. |
44. |
Хозяйственный инвентарь. |
1 |
16.02. |
|
Знакомятся с хозяйственным инвентарём, инструментами, с их применением. Неукоснительно соблюдают правила техники безопасности при обращении с ними. Выполняют знакомые трудовые операции. Сообщают о выполнении действия, работы (пооперационно). Оценивают работу свою и товарища, оказывают помощь товарищу. |
45. |
Правила техники безопасности. |
1 |
18.02. |
|
|
46. |
Инструменты и их применение. |
1 |
25.02. |
|
|
47. |
Упражнения в обращении с инструментами. |
1 |
02.03. |
|
|
48. |
Приготовление пищи. Гигиена приготовления пищи. |
1 |
04.03. |
|
Знакомятся с гигиеническими требованиями приготовления пищи, правилами хранения продуктов, сроками хранения продуктов, соблюдают навыки санитарии и гигиены. |
49. |
Посуда(кухонная, чайная, столовая), её назначение. |
1 |
09.03. |
|
Узнают виды посуды по назначению, материалам изготовления, способам эксплуатации. Ориентируются в посудном ассортименте. |
50. |
Правила ухода за посудой. |
1 |
11.03. |
|
Знакомятся с очередностью мытья посуды, необходимыми приспособлениями. Смотрят фрагмент мультфильма «Федорино горе». |
51. |
Кухонная мебель. |
1 |
16.03. |
|
Знакомятся с понятием «кухонная мебель», её разновидностями. Различают мебель по внешнему виду, описанию. |
52. |
Бутерброды с маслом(сыром). |
1 |
18.03. |
|
Знакомятся с видами, оформлением и технологией приготовления бутербродов. |
53. |
Сервировка стола к ужину, завтраку, обеду. |
1 |
23.03. |
|
Знакомятся с определением «сервировка стола», особенностями сервировки, с правилами использования приборов. Самостоятельно сервируют стол. |
54. |
Упражнения по сервировка стола к ужину, завтраку, обеду. |
1 |
06.04. |
|
|
55. |
Уход за одеждой и обувью. Правила ухода за одеждой и обувью. |
1 |
08.04. |
|
Различают и называют виды, назначение одежды и обуви. Знакомятся с правилами повседневного ухода за одеждой и обувью, с видами ремонта одежды. Выполняют мелкий ремонт одежды - пришивают пуговицы разными способами. |
56. |
Практическое занятие. Мелкий ремонт одежды. |
1 |
13.04. |
|
|
57. |
Практическое занятие. Правила ухода за обувью. |
1 |
15.04.
|
|
|
58. |
Профессиональная ориентация (7 ч.). Мир профессий. |
1 |
20.04.
|
|
Расширяют представления о труде взрослых, о разных профессиях. Знакомятся с новыми профессиями. |
59. |
Профессии родителей. |
1 |
22.04. |
|
|
60. |
Профессии сотрудников школы. |
1 |
27.04.
|
|
|
61. |
Профессии выпускников школы. |
1 |
29.04.
|
|
|
62. |
Деловая игра «Семейный бюджет». |
1 |
04.05.
|
|
Знакомятся с понятиями «бюджет», «доход», «расход». Изучают структуру семейного бюджета. |
63. |
Культура делового общения. |
1 |
06.05.
|
|
Знакомятся с правилами и методами ведения деловой коммуникации. |
64. |
Проектная деятельность «Очень интересные разные профессии!»
|
1 |
11.05.
|
|
Оценивают работу свою и товарища, оказывать помощь. Работать парами, с маленьким учителем. Выполняют роль руководителя и члена группы. |
65. |
Коммуникативная культура (4 ч.). Культура общения при встрече, прощании. |
1 |
13.05. |
|
Учатся манере поведения, культуре речи, проявлении личностных качеств – предупредительность, вежливость, общительность, тактичность. |
66. |
Культура общения в игре. |
1 |
18.05.
|
|
Учатся бережно относиться к игрушкам, поддерживать порядок в окружающей обстановке, подбирать игры в соответствии с замыслом, быть занятым, выполнять правила общения со сверстниками. |
67. |
Культура общения в труде. |
1 |
20.05. |
|
Планируют предстоящую деятельность, проявляют самостоятельность в выборе средств, достигают и оценивают процесс и результат труда. |
68. |
Роль личной инициативы в игре, труде, отдыхе.
|
1 |
25.05. |
|
Участие в совместных предметно-трудовых, познавательных играх. Демонстрируют усвоенные нравственные модели поведения. |
Итого: 68 часов
|
Для реализации рабочей программы используется материально-технический
комплекс:
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
|
1. Учебно-методическая литература: |
||
1
2
|
Зыкова Т.С., Э.Н. Хотеева «Социально-бытовая ориентировка в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида». – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) - М.: Издательский центр «Вента- Граф».
|
|
2. Технические средства обучения |
||
1 2 3 4 5 |
Аудиторная доска. Экспозиционный
экран. Принтер. Звукоусиливающая аппаратура. |
|
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
||
1
2
3
4 |
Демонстрационный, практический, иллюстративный материал по темам – Посуда, Одежда, Продукты питания, Профессии, Транспорт, Бытовая техника, Учебные вещи, Времена года, Растения, Животные, Погода, Сказки, У врача, Кто?, Что делает?, Игрушки, Мебель, Игры, виды спорта, Семья, Россия. Карточки с фразами обиходно-разговорного характера. Карточки с фразами, связанные с учебной деятельностью, терминами. Дидактические игры. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.