Адаптированная рабочая программа по технологии 10 класс

  • docx
  • 30.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Адаптированная программа по профильному труду 10 класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа предмета «Профильный труд» для обучающихся 10 класса составлена на основе Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Обучение ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно - бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Обучение на уроках профильного труда опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно ­практической деятельности, и нацелено на освоение доступных бытовых приёмов самообслуживания, выполнение хозяйственно-бытовых работ и формирование доступных норм социализации в обществе. Важно формирование мотивации к бытовому ежедневному труду, развитие интереса к разным видам доступной деятельности по самообслуживанию, положительное отношение к результатам своего труда. Постепенно у обучающегося формируются качества целенаправленной деятельности, которые позволяют выполнять освоенную работу в течение длительного времени, осуществлять её в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству выполняемой работы и производить её в установленные сроки.

Цель обучения - повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

Программа по профильному труду включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Уборка помещений и территории».

Основные задачи: развитие интереса к хозяйственно-бытовой деятельности; формирование навыков самообслуживания и организации быта;

освоение отдельных видов работ с использованием бытовой химии; соблюдение необходимые правил техники безопасности.

Реализация рабочей программы предмета « Профильный труд» для 10 класса рассчитана по 3  часов в неделю. Всего 99 ч.

 

Минимум содержания образования по разделам.

Уборка помещения.

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхности мебели. Сметание мусора на полу в определённое место. Заметание мусора на савок. Выполнение последовательности действий при подметании пола

Уход за вещами.

Складывание одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка обуви. Просушивание обуви. Ручная стирка: наполнение ёмкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья

Покупки.

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы

Содержание курса « Домоводство» 10 класс

№п/п

Тема уроков

Количество часов

1.

Приготовление пищи

47

2.

Уход за вещами

63

3.

Уборка помещения

38

4.

Покупки.

22

 

Итого:

99

 

Критерии оценки.

С учётом современных требований к оценочной деятельности для обучающихся 10 года обучения, выставляются оценки (отметки) соответствующие оценочным суждениям, следующим образом:

Оценочное суждение

Оценка

(отметка)

Содержание

Усвоил

5

Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно

4

Знает, усваивает и применяет с помощью.

3

Знает фрагментарно, усваивает с трудом, помощь принимает частично.

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Умение принимать посильное участие в повседневных делах детского дома и в школе.

Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами, участием в покупке продуктов и приготовлением пищи и др.

Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени и оценивать полученный результат, радоваться достижениям.

Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации детского дома и в школе.


 

Календарно-тематический план учебного предмета « Домоводство» 10 класс.

№п/п

Содержание (тема раздела, уроков)

Количество часов

Дата

Основные направления коррекционной работы

Знания, умения, навыки

Оборудование (дидактически й материал ТСО и ИТ)

по плану

по факту

Уход за вещами

1

2

3

 

Уход за одеждой и обувью.

Повторение. Название одежды.

3

 

 

Коррекция зрительного восприятия, долговременной памяти, речи на основе упражнений

знать название одежды, уметь соотносить предмет одежды с её названием

Предметные картинки, презентация по теме.

5

6

7

Название обуви: уличная, школьная, домашняя

3

 

 

Коррекция зрительного восприятия, долговременной памяти, речи на основе упражнений в соотнесении предметов обуви и её названия

уметь соотносить предметы обуви и название обуви

Предметные картинки, натуральные объекты

8

9

Смена обуви по сезонам. Виды обуви по сезонам.

2

 

 

Коррекция зрительного восприятия, долговременной памяти, речи на основе упражнений в соотнесении

Соотносить вид обуви с сезоном

Предметные картинки, натуральные объекты

10

Сроки смены белья.

Правила хранения белья до стирки.

1

 

 

Коррекция зрительного восприятия, долговременной памяти, речи на основе упражнений

Учить правильно хранить бельё до стирки

 

11

Правила применения моющих средств и посуды для стирки белья.

1

 

 

 

Знать правила

пользования моющими средствами

Презентация по теме урока


 

12

13

Стирка и сушка мелких вещей

( носки).

Практическая работа

2

 

 

Развитие зрительно-двигательной координации в процессе практической работы

Уметь пользоваться моющими средствами

Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи ( носки)

14

15

Стирка рабочей одежды (фартук, косынка)

2

 

 

Коррекция мелкой моторики в процессе практической деятельности

Уметь стирать бельё, вывешивать на просушку

Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи ( фартук, косынка)

16

Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электрическим утюгом. Правила пользования утюгом.

1

 

 

Коррекция общей и мелкой моторики, памяти на основе знакомства с правилами пользования утюгом

Знать правила безопасного пользования утюгом

утюг

17

Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани

1

 

 

Коррекция зрительно-двигательной координации путём упражнений в глажении белья

Формировать навыки глажения

утюг

Уборка помещения

18

Предметы для уборки помещений.

1

 

 

Развитие мышц спины, рук, ног, шеи в процессе упражнений в уборке класса

Знать названия предметов для уборки помещений правила пользования уборочным инвентарём

Презентация по теме урока


 

19

Правила пользования предметами уборочного инвентаря

1

 

 

Коррекция мышечных усилий на основе упражнений в подметании пола

Уметь пользоваться уборочным инвентарём

Уборочный инвентарь

20

21

Подметание пола и протирание пыли.

2

 

 

22

23

Мебель, виды мебели.

2

 

 

Коррекция восприятия, памяти, речи путём называния предметов мебели

Знать названия предметов мебели

Мебель, предметные картинки

24

Уход за полированной мебелью.

1

 

 

Коррекция тактильных восприятий в процессе ухода за мебелью

Уметь выполнять протирание обычной мебели , чистку мягкой мебели щёткой , пылесосом, протирание полированной мебели

салфетки

25

Уход за мягкой мебелью.

1

 

 

Коррекция тактильных восприятий в процессе ухода за мебелью

Уметь выполнять протирание обычной мебели , чистку мягкой мебели щёткой , пылесосом, протирание полированной мебели

салфетки

Покупки

26

27

Складывание покупок в сумку, выкладывание покупок из сумки на стол.

2

 

 

Коррекция тактильных восприятий в процессе складывания продуктов в сумку и выкладывание

Уметь складывать продукты в сумку

Сумка, продукты ( муляжи)

28

29

Раскладывание продуктов в места хранения из сумки

2

 

 

Коррекция тактильных восприятий в процессе раскладывании продуктов на место

Уметь раскладывать продукты по местам

Сумка, продукты ( муляжи)

30

31

Планирование покупок.

Выбор места совершения

покупок

2

 

 

Коррекция восприятия, памяти, речи путём планирование покупок.

Учить планировать покупки, уметь выбирать места совершения покупок

Презентация по теме урока


 

Уход за вещами

32

Уход за резиновой обувью.

1

 

 

Коррекция тактильного восприятия в процессе выполнения практических действий

Закреплять навыки ухода за резиновой обувью

 

33

Хранение принадлежностей для чистки обуви и одежды.

1

 

 

Коррекция зрительно-двигательной координации при выполнении чистки обуви

Знать правила ухода за обувью с помощью щётки; формировать умение координировать согласованность действий рук

Обувь, принадлежност и для чистки обуви

34

Уход за кожаной обувью: нанесение слоя обувного крема, чистка щёткой, наведение глянца

1

 

 

Коррекция зрительно-двигательной координации при выполнении чистки обуви

Знать правила ухода за обувью с помощью щётки; формировать умение координировать согласованность действий рук

Обувь, принадлежност и для чистки обуви

35

Просушивание мокрой обуви.

1

 

 

Коррекция тактильных анализаторов

Уметь выполнять просушивание обуви

 

 

36

Ручная стирка. (полотенце.)

1

 

 

Коррекция мелкой моторики в процессе практической деятельности

Уметь стирать бельё, вывешивать на просушку

Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи (полотенце)

37

 

Ручная стирка. ( тряпка для ухода за мебелью)

1

 

 

Коррекция мелкой моторики в процессе практической деятельности

Уметь стирать бельё, вывешивать на просушку

Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи (тряпка для ухода за


 

 

 

 

 

 

 

 

мебелью)

38

39

Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани

2

 

 

Коррекция зрительно-двигательной координации путём упражнений в глажении белья

Формировать навыки глажения

утюг

 

Уборка помещения

40

41

Мытьё рабочих столов, подоконников.

2

 

 

Коррекция мышечных усилий на основе упражнений мытьё столов, подоконников

Знать и уметь самостоятельно мыть рабочие столы и подоконники

Салфетки, моющее средство, вода

42

Правила ухода за

2

 

 

Коррекция памяти, координации движений на

Знать правила ухода за

Комнатные


 

43

комнатными растениями. Практическая работа: мытьё растений, протирание пыли с листьев, полив.

 

 

 

основе упражнений по уходу за растениями

растениями, уметь рыхлить почву, поливать, вытирать пыль с листьев

растения, лейки

44

45

Пылесос. Правила пользования.

2

 

 

Расширять активный словарь

Знать название прибора, уметь пользоваться.

Презентация по теме:

«Пылесос»

46

47

Генеральная уборка класса.

2

 

 

Коррекция мышечного усилия, координации движений рук

Закреплять навыки ухода за жилищем

 

Покупки

48

49

Планирование покупок.

Выбор места совершения покупок

2

 

 

Коррекция восприятия, памяти, речи путём планирование покупок.

Учить планировать покупки, уметь выбирать места совершения покупок

Презентация по теме урока

50

 

Складывание покупок в сумку, выкладывание покупок из сумки на стол.

1

 

 

Коррекция тактильных восприятий в процессе складывания продуктов в сумку и выкладывание

Уметь складывать продукты в сумку

Сумка, продукты ( муляжи)

51

52

Раскладывание продуктов в места хранения из сумки

2

 

 

Коррекция тактильных восприятий в процессе раскладывании продуктов на место

Уметь раскладывать продукты по местам

Сумка, продукты ( муляжи)

Уход за вещами

53

54

Уход за одеждой и обувью.

Повторение. Название одежды.

2

 

 

Коррекция зрительного восприятия, долговременной памяти, речи на основе упражнений

знать название одежды, уметь соотносить предмет одежды с её названием

Предметные картинки, презентация по теме.

55

56

Название обуви: уличная, школьная, домашняя

2

 

 

Коррекция зрительного восприятия, долговременной памяти, речи на основе упражнений в соотнесении предметов обуви и её названия

уметь соотносить предметы обуви и название обуви

Предметные картинки, натуральные объекты

57

Смена обуви по сезонам.

2

 

 

Коррекция зрительного восприятия,

Соотносить вид обуви с

Предметные


 

58

Виды обуви по сезонам.

 

 

 

долговременной памяти, речи на основе упражнений в соотнесении

сезоном

картинки, натуральные объекты

 

59

Сроки смены белья.

Правила хранения белья до стирки.

1

 

 

Коррекция зрительного восприятия, долговременной памяти, речи на основе упражнений

Продолжать учить правильно хранить бельё до стирки

 

 

60

Правила применения моющих средств и посуды для стирки белья.

1

 

 

Знать правила пользования моющими средствами

Презентация по теме урока

 

61

62

Стирка и сушка мелких вещей

( носки).

Практическая работа

1

 

 

Развитие зрительно-двигательной координации в процессе практической работы

Уметь пользоваться моющими средствами

Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи ( носки)

 

63

Стирка рабочей одежды (фартук, косынка)

1

 

 

Коррекция мелкой моторики в процессе практической деятельности

Уметь стирать бельё, вывешивать на просушку

Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи (фартук, косынка)

 

64

65

Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электрическим утюгом.                Правила

пользования утюгом.

2

 

 

Коррекция общей и мелкой моторики, памяти на основе знакомства с правилами пользования утюгом

Знать правила безопасного пользования утюгом

утюг

 

66

Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани

1

 

 

Коррекция зрительно-двигательной координации путём упражнений в глажении белья

Формировать навыки глажения

утюг

 

Уборка помещения

 

67

 

Мытьё рабочих столов, подоконников.

1

 

 

Коррекция мышечного усилия, координации движений рук

Знать и уметь самостоятельно мыть рабочие столы и подоконники

Салфетки, моющее средство, вода

 

68

69

70

 

Правила ухода за комнатными растениями. Практическая работа: мытьё растений, протирание пыли с листьев, полив.

3

 

 

Коррекция памяти, координации движений на основе упражнений по уходу за растениями

Знать правила ухода за растениями, уметь рыхлить почву, поливать, вытирать пыль с листьев

Комнатные растения, лейки

71

72

Пылесос. Правила пользования.

2

 

 

Расширять активный словарь

Знать название прибора, уметь пользоваться.

Презентация по теме: «Пылесос»

73-74

Генеральная уборка класса.

2

 

 

Коррекция мышечного усилия, координации движений рук

Закреплять навыки ухода за жилищем

 

Покупки

75

76

Планирование покупок.

Выбор места совершения покупок

2

 

 

Коррекция восприятия, памяти, речи путём планирование покупок.

Учить планировать покупки, уметь выбирать места совершения покупок

Презентация по теме урока

77

78

 

Складывание покупок в сумку, выкладывание покупок из сумки на стол.

2

 

 

Коррекция тактильных восприятий в процессе складывания продуктов в сумку и выкладывание

Уметь складывать продукты в сумку

Сумка, продукты ( муляжи)

79

 

74

 

 

 

86

Раскладывание продуктов

2

 

 

Коррекция тактильных восприятий в процессе

Уметь раскладывать

Сумка,


 

80

 

 

 

в места хранения из сумки

 

 

 

раскладывании продуктов на место

продукты по местам

продукты ( муляжи)

Уход за вещами

81

82

 

Уход за резиновой обувью.

2

 

 

Коррекция зрительного и тактильного восприятия в процессе выполнения практических действий

Закреплять навыки ухода за резиновой обувью

Обувь, принадлежност и для чистки обуви

83

84

Хранение принадлежностей для чистки обуви и одежды.

2

 

 

Коррекция зрительно-двигательной координации при выполнении чистки обуви

Знать правила ухода за обувью с помощью щётки; формировать умение координировать согласованность действий рук

85

86

Уход за кожаной обувью: нанесение слоя обувного крема, чистка щёткой, наведение глянца

2

 

 

Коррекция зрительно-двигательной координации при выполнении чистки обуви

Знать правила ухода за обувью с помощью щётки; формировать умение координировать согласованность действий рук

Обувь, принадлежност и для чистки обуви

87

Просушивание мокрой обуви.

1

 

 

Коррекция тактильных анализаторов

Уметь выполнять просушивание обуви

Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи

88

89

Ручная стирка.

(полотенце.)

2

 

 

Коррекция мелкой моторики в процессе практической деятельности

Уметь стирать бельё, вывешивать на просушку


 

90

91

Ручная стирка.

( тряпка для ухода за мебелью)

2

 

 

Коррекция мелкой моторики в процессе практической деятельности

Уметь стирать бельё, вывешивать на просушку

Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи ( тряпка для ухода за мебелью)

92

93

Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани

2

 

 

Коррекция зрительно-двигательной координации путём упражнений в глажении белья

Формировать навыки глажения

утюг

 

 

Покупки

94

95

96

Планирование покупок.

Выбор места совершения покупок

3

 

 

Коррекция восприятия, памяти, речи путём планирование покупок.

Учить планировать покупки, уметь выбирать места совершения покупок

Презентация по теме урока

97

98

99

Складывание покупок в сумку, выкладывание покупок из сумки на стол.

3

 

 

Коррекция тактильных восприятий в процессе складывания продуктов в сумку и выкладывание

Уметь складывать продукты в сумку

Сумка, продукты ( муляжи)

99 ч.


Контрольно-измерительные и дидактические материалы

Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения стирки белья, глажения белья и др.

Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, утюг, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь), доски, уборочный инвентарь, лейки и др.

Информационно-методическое обеспечение

1.      Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

2.      Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М.,1999.

3.      Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.

4.      Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с

5.      Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18-29.

6.      Ноутбук, интерактивная доска.

7.      Интернет-ресурсы:http://www.uchportal.ru/load/277http://www.razvitierebenka.com/2012/09/kartochki-elektropribori.html




 

Скачано с www.znanio.ru