Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа предмета «Профильный труд» для обучающихся 10 класса составлена на основе Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Обучение ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно - бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Обучение на уроках профильного труда опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно практической деятельности, и нацелено на освоение доступных бытовых приёмов самообслуживания, выполнение хозяйственно-бытовых работ и формирование доступных норм социализации в обществе. Важно формирование мотивации к бытовому ежедневному труду, развитие интереса к разным видам доступной деятельности по самообслуживанию, положительное отношение к результатам своего труда. Постепенно у обучающегося формируются качества целенаправленной деятельности, которые позволяют выполнять освоенную работу в течение длительного времени, осуществлять её в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству выполняемой работы и производить её в установленные сроки.
Цель обучения - повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Программа по профильному труду включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Уборка помещений и территории».
Основные задачи: развитие интереса к хозяйственно-бытовой деятельности; формирование навыков самообслуживания и организации быта;
освоение отдельных видов работ с использованием бытовой химии; соблюдение необходимые правил техники безопасности.
Реализация рабочей программы предмета « Профильный труд» для 10 класса рассчитана по 3 часов в неделю. Всего 99 ч.
Минимум содержания образования по разделам.
Уборка помещения.
Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхности мебели. Сметание мусора на полу в определённое место. Заметание мусора на савок. Выполнение последовательности действий при подметании пола
Уход за вещами.
Складывание одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка обуви. Просушивание обуви. Ручная стирка: наполнение ёмкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья
Покупки.
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы
Содержание курса « Домоводство» 10 класс
№п/п |
Тема уроков |
Количество часов |
1. |
Приготовление пищи |
47 |
2. |
Уход за вещами |
63 |
3. |
Уборка помещения |
38 |
4. |
Покупки. |
22 |
|
Итого: |
99 |
Критерии оценки.
С учётом современных требований к оценочной деятельности для обучающихся 10 года обучения, выставляются оценки (отметки) соответствующие оценочным суждениям, следующим образом:
Оценочное суждение |
Оценка (отметка) |
Содержание |
Усвоил |
5 |
Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно |
4 |
Знает, усваивает и применяет с помощью. |
|
3 |
Знает фрагментарно, усваивает с трудом, помощь принимает частично. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Умение принимать посильное участие в повседневных делах детского дома и в школе.
Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами, участием в покупке продуктов и приготовлением пищи и др.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени и оценивать полученный результат, радоваться достижениям.
Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации детского дома и в школе.
Календарно-тематический план учебного предмета « Домоводство» 10 класс.
№п/п |
Содержание (тема раздела, уроков) |
Количество часов |
Дата |
Основные направления коррекционной работы |
Знания, умения, навыки |
Оборудование (дидактически й материал ТСО и ИТ) |
||
по плану |
по факту |
|||||||
Уход за вещами |
||||||||
1 2 3
|
Уход за одеждой и обувью. Повторение. Название одежды. |
3 |
|
|
Коррекция зрительного восприятия, долговременной памяти, речи на основе упражнений |
знать название одежды, уметь соотносить предмет одежды с её названием |
Предметные картинки, презентация по теме. |
|
5 6 7 |
Название обуви: уличная, школьная, домашняя |
3 |
|
|
Коррекция зрительного восприятия, долговременной памяти, речи на основе упражнений в соотнесении предметов обуви и её названия |
уметь соотносить предметы обуви и название обуви |
Предметные картинки, натуральные объекты |
|
8 9 |
Смена обуви по сезонам. Виды обуви по сезонам. |
2 |
|
|
Коррекция зрительного восприятия, долговременной памяти, речи на основе упражнений в соотнесении |
Соотносить вид обуви с сезоном |
Предметные картинки, натуральные объекты |
|
10 |
Сроки смены белья. Правила хранения белья до стирки. |
1 |
|
|
Коррекция зрительного восприятия, долговременной памяти, речи на основе упражнений |
Учить правильно хранить бельё до стирки |
|
|
11 |
Правила применения моющих средств и посуды для стирки белья. |
1 |
|
|
|
Знать правила пользования моющими средствами |
Презентация по теме урока |
|
12 13 |
Стирка и сушка мелких вещей ( носки). Практическая работа |
2 |
|
|
Развитие зрительно-двигательной координации в процессе практической работы |
Уметь пользоваться моющими средствами |
Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи ( носки) |
|
14 15 |
Стирка рабочей одежды (фартук, косынка) |
2 |
|
|
Коррекция мелкой моторики в процессе практической деятельности |
Уметь стирать бельё, вывешивать на просушку |
Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи ( фартук, косынка) |
|
16 |
Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электрическим утюгом. Правила пользования утюгом. |
1 |
|
|
Коррекция общей и мелкой моторики, памяти на основе знакомства с правилами пользования утюгом |
Знать правила безопасного пользования утюгом |
утюг |
|
17 |
Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани |
1 |
|
|
Коррекция зрительно-двигательной координации путём упражнений в глажении белья |
Формировать навыки глажения |
утюг |
|
Уборка помещения |
||||||||
18 |
Предметы для уборки помещений. |
1 |
|
|
Развитие мышц спины, рук, ног, шеи в процессе упражнений в уборке класса |
Знать названия предметов для уборки помещений правила пользования уборочным инвентарём |
Презентация по теме урока |
|
19 |
Правила пользования предметами уборочного инвентаря |
1 |
|
|
Коррекция мышечных усилий на основе упражнений в подметании пола |
Уметь пользоваться уборочным инвентарём |
Уборочный инвентарь |
|
20 21 |
Подметание пола и протирание пыли. |
2 |
|
|
||||
22 23 |
Мебель, виды мебели. |
2 |
|
|
Коррекция восприятия, памяти, речи путём называния предметов мебели |
Знать названия предметов мебели |
Мебель, предметные картинки |
|
24 |
Уход за полированной мебелью. |
1 |
|
|
Коррекция тактильных восприятий в процессе ухода за мебелью |
Уметь выполнять протирание обычной мебели , чистку мягкой мебели щёткой , пылесосом, протирание полированной мебели |
салфетки |
|
25 |
Уход за мягкой мебелью. |
1 |
|
|
Коррекция тактильных восприятий в процессе ухода за мебелью |
Уметь выполнять протирание обычной мебели , чистку мягкой мебели щёткой , пылесосом, протирание полированной мебели |
салфетки |
|
Покупки |
||||||||
26 27 |
Складывание покупок в сумку, выкладывание покупок из сумки на стол. |
2 |
|
|
Коррекция тактильных восприятий в процессе складывания продуктов в сумку и выкладывание |
Уметь складывать продукты в сумку |
Сумка, продукты ( муляжи) |
|
28 29 |
Раскладывание продуктов в места хранения из сумки |
2 |
|
|
Коррекция тактильных восприятий в процессе раскладывании продуктов на место |
Уметь раскладывать продукты по местам |
Сумка, продукты ( муляжи) |
|
30 31 |
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок |
2 |
|
|
Коррекция восприятия, памяти, речи путём планирование покупок. |
Учить планировать покупки, уметь выбирать места совершения покупок |
Презентация по теме урока |
|
Уход за вещами |
|||||||
32 |
Уход за резиновой обувью. |
1 |
|
|
Коррекция тактильного восприятия в процессе выполнения практических действий |
Закреплять навыки ухода за резиновой обувью |
|
33 |
Хранение принадлежностей для чистки обуви и одежды. |
1 |
|
|
Коррекция зрительно-двигательной координации при выполнении чистки обуви |
Знать правила ухода за обувью с помощью щётки; формировать умение координировать согласованность действий рук |
Обувь, принадлежност и для чистки обуви |
34 |
Уход за кожаной обувью: нанесение слоя обувного крема, чистка щёткой, наведение глянца |
1 |
|
|
Коррекция зрительно-двигательной координации при выполнении чистки обуви |
Знать правила ухода за обувью с помощью щётки; формировать умение координировать согласованность действий рук |
Обувь, принадлежност и для чистки обуви |
35 |
Просушивание мокрой обуви. |
1 |
|
|
Коррекция тактильных анализаторов |
Уметь выполнять просушивание обуви |
|
36 |
Ручная стирка. (полотенце.) |
1 |
|
|
Коррекция мелкой моторики в процессе практической деятельности |
Уметь стирать бельё, вывешивать на просушку |
Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи (полотенце) |
37
|
Ручная стирка. ( тряпка для ухода за мебелью) |
1 |
|
|
Коррекция мелкой моторики в процессе практической деятельности |
Уметь стирать бельё, вывешивать на просушку |
Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи (тряпка для ухода за |
|
|
|
|
|
|
|
мебелью) |
||
38 39 |
Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани |
2 |
|
|
Коррекция зрительно-двигательной координации путём упражнений в глажении белья |
Формировать навыки глажения |
утюг |
||
|
|||||||||
Уборка помещения |
|||||||||
40 41 |
Мытьё рабочих столов, подоконников. |
2 |
|
|
Коррекция мышечных усилий на основе упражнений мытьё столов, подоконников |
Знать и уметь самостоятельно мыть рабочие столы и подоконники |
Салфетки, моющее средство, вода |
||
42 |
Правила ухода за |
2 |
|
|
Коррекция памяти, координации движений на |
Знать правила ухода за |
Комнатные |
||
43 |
комнатными растениями. Практическая работа: мытьё растений, протирание пыли с листьев, полив. |
|
|
|
основе упражнений по уходу за растениями |
растениями, уметь рыхлить почву, поливать, вытирать пыль с листьев |
растения, лейки |
|
44 45 |
Пылесос. Правила пользования. |
2 |
|
|
Расширять активный словарь |
Знать название прибора, уметь пользоваться. |
Презентация по теме: «Пылесос» |
|
46 47 |
Генеральная уборка класса. |
2 |
|
|
Коррекция мышечного усилия, координации движений рук |
Закреплять навыки ухода за жилищем |
|
|
Покупки |
||||||||
48 49 |
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок |
2 |
|
|
Коррекция восприятия, памяти, речи путём планирование покупок. |
Учить планировать покупки, уметь выбирать места совершения покупок |
Презентация по теме урока |
|
50
|
Складывание покупок в сумку, выкладывание покупок из сумки на стол. |
1 |
|
|
Коррекция тактильных восприятий в процессе складывания продуктов в сумку и выкладывание |
Уметь складывать продукты в сумку |
Сумка, продукты ( муляжи) |
|
51 52 |
Раскладывание продуктов в места хранения из сумки |
2 |
|
|
Коррекция тактильных восприятий в процессе раскладывании продуктов на место |
Уметь раскладывать продукты по местам |
Сумка, продукты ( муляжи) |
|
Уход за вещами |
||||||||
53 54 |
Уход за одеждой и обувью. Повторение. Название одежды. |
2 |
|
|
Коррекция зрительного восприятия, долговременной памяти, речи на основе упражнений |
знать название одежды, уметь соотносить предмет одежды с её названием |
Предметные картинки, презентация по теме. |
|
55 56 |
Название обуви: уличная, школьная, домашняя |
2 |
|
|
Коррекция зрительного восприятия, долговременной памяти, речи на основе упражнений в соотнесении предметов обуви и её названия |
уметь соотносить предметы обуви и название обуви |
Предметные картинки, натуральные объекты |
|
57 |
Смена обуви по сезонам. |
2 |
|
|
Коррекция зрительного восприятия, |
Соотносить вид обуви с |
Предметные |
|
58 |
Виды обуви по сезонам. |
|
|
|
долговременной памяти, речи на основе упражнений в соотнесении |
сезоном |
картинки, натуральные объекты |
|
|||
59 |
Сроки смены белья. Правила хранения белья до стирки. |
1 |
|
|
Коррекция зрительного восприятия, долговременной памяти, речи на основе упражнений |
Продолжать учить правильно хранить бельё до стирки |
|
|
|||
60 |
Правила применения моющих средств и посуды для стирки белья. |
1 |
|
|
Знать правила пользования моющими средствами |
Презентация по теме урока |
|
||||
61 62 |
Стирка и сушка мелких вещей ( носки). Практическая работа |
1 |
|
|
Развитие зрительно-двигательной координации в процессе практической работы |
Уметь пользоваться моющими средствами |
Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи ( носки) |
|
|||
63 |
Стирка рабочей одежды (фартук, косынка) |
1 |
|
|
Коррекция мелкой моторики в процессе практической деятельности |
Уметь стирать бельё, вывешивать на просушку |
Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи (фартук, косынка) |
|
|||
64 65 |
Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электрическим утюгом. Правила пользования утюгом. |
2 |
|
|
Коррекция общей и мелкой моторики, памяти на основе знакомства с правилами пользования утюгом |
Знать правила безопасного пользования утюгом |
утюг |
|
|||
66 |
Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани |
1 |
|
|
Коррекция зрительно-двигательной координации путём упражнений в глажении белья |
Формировать навыки глажения |
утюг |
|
|||
Уборка помещения |
|
||||||||||
67
|
Мытьё рабочих столов, подоконников. |
1 |
|
|
Коррекция мышечного усилия, координации движений рук |
Знать и уметь самостоятельно мыть рабочие столы и подоконники |
Салфетки, моющее средство, вода |
|
|||
68 69 70
|
Правила ухода за комнатными растениями. Практическая работа: мытьё растений, протирание пыли с листьев, полив. |
3 |
|
|
Коррекция памяти, координации движений на основе упражнений по уходу за растениями |
Знать правила ухода за растениями, уметь рыхлить почву, поливать, вытирать пыль с листьев |
Комнатные растения, лейки |
||||
71 72 |
Пылесос. Правила пользования. |
2 |
|
|
Расширять активный словарь |
Знать название прибора, уметь пользоваться. |
Презентация по теме: «Пылесос» |
||||
73-74 |
Генеральная уборка класса. |
2 |
|
|
Коррекция мышечного усилия, координации движений рук |
Закреплять навыки ухода за жилищем |
|
||||
Покупки |
|||||||||||
75 76 |
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок |
2 |
|
|
Коррекция восприятия, памяти, речи путём планирование покупок. |
Учить планировать покупки, уметь выбирать места совершения покупок |
Презентация по теме урока |
||||
77 78
|
Складывание покупок в сумку, выкладывание покупок из сумки на стол. |
2 |
|
|
Коррекция тактильных восприятий в процессе складывания продуктов в сумку и выкладывание |
Уметь складывать продукты в сумку |
Сумка, продукты ( муляжи) |
||||
79
74
86 |
Раскладывание продуктов |
2 |
|
|
Коррекция тактильных восприятий в процессе |
Уметь раскладывать |
Сумка, |
||||
80
|
в места хранения из сумки |
|
|
|
раскладывании продуктов на место |
продукты по местам |
продукты ( муляжи) |
Уход за вещами |
|||||||
81 82
|
Уход за резиновой обувью. |
2 |
|
|
Коррекция зрительного и тактильного восприятия в процессе выполнения практических действий |
Закреплять навыки ухода за резиновой обувью |
Обувь, принадлежност и для чистки обуви |
83 84 |
Хранение принадлежностей для чистки обуви и одежды. |
2 |
|
|
Коррекция зрительно-двигательной координации при выполнении чистки обуви |
Знать правила ухода за обувью с помощью щётки; формировать умение координировать согласованность действий рук |
|
85 86 |
Уход за кожаной обувью: нанесение слоя обувного крема, чистка щёткой, наведение глянца |
2 |
|
|
Коррекция зрительно-двигательной координации при выполнении чистки обуви |
Знать правила ухода за обувью с помощью щётки; формировать умение координировать согласованность действий рук |
Обувь, принадлежност и для чистки обуви |
87 |
Просушивание мокрой обуви. |
1 |
|
|
Коррекция тактильных анализаторов |
Уметь выполнять просушивание обуви |
Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи |
88 89 |
Ручная стирка. (полотенце.) |
2 |
|
|
Коррекция мелкой моторики в процессе практической деятельности |
Уметь стирать бельё, вывешивать на просушку |
90 91 |
Ручная стирка. ( тряпка для ухода за мебелью) |
2 |
|
|
Коррекция мелкой моторики в процессе практической деятельности |
Уметь стирать бельё, вывешивать на просушку |
Тазы, вода, стиральный порошок, мыло, мелкие вещи ( тряпка для ухода за мебелью) |
92 93 |
Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани |
2 |
|
|
Коррекция зрительно-двигательной координации путём упражнений в глажении белья |
Формировать навыки глажения |
утюг |
|
|||||||
Покупки |
|||||||
94 95 96 |
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок |
3 |
|
|
Коррекция восприятия, памяти, речи путём планирование покупок. |
Учить планировать покупки, уметь выбирать места совершения покупок |
Презентация по теме урока |
97 98 99 |
Складывание покупок в сумку, выкладывание покупок из сумки на стол. |
3 |
|
|
Коррекция тактильных восприятий в процессе складывания продуктов в сумку и выкладывание |
Уметь складывать продукты в сумку |
Сумка, продукты ( муляжи) |
99 ч. |
Контрольно-измерительные и дидактические материалы
Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения стирки белья, глажения белья и др.
Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, утюг, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь), доски, уборочный инвентарь, лейки и др.
Информационно-методическое обеспечение
1. Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
2. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М.,1999.
3. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с
5. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18-29.
6. Ноутбук, интерактивная доска.
7. Интернет-ресурсы:http://www.uchportal.ru/load/277http://www.razvitierebenka.com/2012/09/kartochki-elektropribori.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.