Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

docx
21.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Адаптированная программа Мир природы и человека 3 класс умственная отсталость.docx

Пояснительная записка

         Примерная адаптированная рабочая программа  по предмету  «Мир природы и человека» для 3 класса составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»   

    Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики — создание специальных условий для развития и социальной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.

      Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению).

   Отличительной особенностью адаптированной рабочей программы является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения.

Нормативная база

·      Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

·      Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства            образования   и          науки  РФ      от        19 декабря     2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

·      Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

·       Основная  образовательная  программа  начального  общего  образования;

·      Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017

·      Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020  учебный год, принятый педагогическим советом.

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет  34 учебных часов в год.

 Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для  3 класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2018г.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и  другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

            формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

 

 Задачи курса « Мир природы и человека»:

уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

сформировать знания учащихся о природе своего края;

сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

 

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

Ø  словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

Ø  наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

Ø  практический метод (упражнения, практическая работа);

Ø  репродуктивный метод (работа по алгоритму);

Ø  коллективный, индивидуальный;

Ø  творческий метод;

Ø   совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);                                                                                    

Ø   рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

Ø   соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

Ø  наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

Ø  обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В  структуре  планируемых  результатов  ведущее  место  принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе  включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

      2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

культуре других народов;

3)    развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4)    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)    овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6)    владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7)    способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8)    принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9)    развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10)             формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11)             развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

           12.формирование  установки  на  безопасный,  здоровый  образ  жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

           13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы  включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе.

Минимальный уровень:

·         относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);

·         называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой

группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

·         знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость

его выполнения;

·         знать основные правила личной гигиены;

·         иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

 

Достаточный уровень:

·         узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

·         относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

·         знать правила гигиены органов чувств;

·         проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

 

 Содержание курса

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

 

                                                  Тема

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

Времена года. Осень.

Зима.

Весна.

Лето.

12

3

3

3

3

2

Неживая природа.

6

3

Живая природа.

Растения.

Животные.

Человек.

17

5

7

5

 

Всего

35

 

 

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету

«Мир природы и человека» 3 класс

для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

план

факт

 

      1 четверть

 

 

9

 

 

 

 

1

Сезонные изменения в природе

 

 

12

 

 

 

 

1

Осень. Растения осенью.

06.09

 

1

Называть признаки осени.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Наблюдения в природе.

 

2

Животные осенью.

13.09

 

1

Знать названия осенних месяцев.

ценностное отношение к природе;

Работа с учебником.

 

3

Занятия людей осенью.

20.09

 

1

Знать как следить за своим  здоровьем; знать какую одежду выбирать осенью; знать, что "осень"- пора сбора и урожая.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам.

 

4

Проверочная работа №1 по теме «Осень»..

27.09

 

1

знать названия зимних  месяцев, признаки зимы.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Работа с учебником.

 

5

Анализ работы.

Зима. Растения зимой Животные зимой.

04.10

 

1

Связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

 

составление предложений о опорным картинкам

 

6

Проверочная работа №2 по теме «Зима».. Занятия людей зимой.

11.10

 

1

знать какую одежду выбирать зимой; какие игры можно играть.

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Работа с сюжетными картинками.

 

7

Анализ работы. Весна.  Растения весной

18.10

 

1

Знать названия весенних месяцев. 

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

Самостоятельная работа

8

Животные весной.

Занятия людей весной.

25.10

 

1

знать названия диких животных

·         умение организовать своё рабочее место;

Работа с учебником.

 

 

2 четверть

 

 

8

 

·          

 

 

1

Проверочная работа №3 по теме «Весна».

08.11

 

1

знать какие работы проводятся в огороде весной.

 

Работа с раздаточным материалом

 

2

Анализ работы.

Лето. Растения летом.

15.11

 

1

Назвать признаки лета.

ценностное отношение к природе;

Работа в рабочих тетрадях.

 

3

Животные летом. Занятия людей летом.

22.11

 

1

Знать названия летних месяцев.

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Работа с раздаточным материалом

 

4

Проверочная работа №4 по теме «Лето».

29.11

 

1

Знать какие работы проводятся летом в огороде.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с сюжетными картинками.

Зачет

 

Неживая природа

 

 

6

 

 

 

 

5

Анализ работы. Солнце в разные времена года.

06.12

 

1

Знать различия солнца в разные времена года.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Беседа о солнце как планете солнечной системы

 

6

Восход и закат солнца.

13.12

 

1

Знать сторону восхода и заката солнца

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Наблюдение в природе.

 

7

Календарь.

20.12

 

1

Уметь пользоваться календарем.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

 

Зачет

8

Воздух. Значение воздуха.

27.12

 

1

Знать значения воздуха для человека.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Составление рассказа о значении воздуха в жизни человека. 

 

 

3 четверть

 

 

10

 

 

 

 

1

Термометр. Ветер. Направления ветра.

17.01

 

1

Уметь пользоваться термометром.

ценностное отношение к природе;

 

 

2

Проверочная работа №5 по теме «Неживая природа».

24.01

 

1

Уметь определять направления ветра.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

 

3

Живая природа

 

 

 

 

 

 

 

3

Анализ работы. Растения. Сравнение растений. Части растений.

31.01

 

1

Уметь сравнивать растения. Знать части растений.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

Самостоятельная работа

4

Растения сада.

07.02

 

1

Знать названия растений сада.

умение обращаться за помощью, принимать помощь

 

 

5

Плоды и семена.

14.02

 

1

Различать плоды и семена растений.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

 

6

Грибы.

21.02

 

1

Знать названия съедобных и несъедобных грибов.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

Зачет

7

Травы.

28.02

 

1

Знать названия трав.

 

 

 

8

Животные. Дикие животные. Домашние животные.

06.03

 

1

Знать названия диких животных.

 

 

 

9

Проверочная работа №6 по теме «Живая природа».

13.03

 

1

Знать названия домашних животных.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

Самостоятельная работа

10

Анализ работы.

Птицы.

20.03

 

1

Знать названия птиц.

·         умение организовать своё рабочее место;

 

 

 

 

4  четверть.

 

 

8

 

 

 

 

1

Перелётные птицы.

03.04

 

1

Знать названия перелетных птиц.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

 

2

Зимующие птицы.

10.04

 

1

Знать названия  зимующих птиц.

ценностное отношение к природе;

 

 

3

Хищные птицы. Певчие птицы.

 

17.04

 

1

Знать названия хищных птиц.

умение обращаться за помощью, принимать помощь

 

 

4

Проверочная работа №7 по теме «Птицы».

24.04

 

1

Знать названия певчих птиц.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

Зачет

 

Человек

 

 

3

 

 

 

 

5

Анализ работы. Человек. Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний.

08.05

 

1

Знать названия органов человека.

Называть части тела организма человека.

Знать причины простудных заболеваний.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

 

6

Кровь. Сердце. Пульс.

Проверочная работа №8 за год

15.05

 

1

Называть расположение органов на теле человека.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Работа с сюжетными картинками.

 

7

Анализ работы. Питание человека. Окружающая среда и здоровье человека.

22.05

 

1

Знать полезные свойства продуктов

·         Готовность к безопасному и бережному поведению в умение организовать своё рабочее место;

природе и обществе;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

 

8

РЕЗЕРВ

01.05

 

1

 

·          

 

 

 

 

 

 

Нормы оценок по предмету «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и вырази­тельность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

 

« 5 »

 

« 4 »

 

« 3 »

- дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире;

- раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

- дает ответ, который в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала;

- неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

- излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя;

- частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире;

- ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

 

 

Учебно - методическое обеспечение.                                                                                                                                                                                             1 . Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение",  2018                                                                   2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007.                                                                                                                                                            

3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010. 

4. Ноутбук.                                                                                                                                                                                                                                     5. Наглядные пособия.


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)