Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» во 2классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Документация
  • doc
  • 09.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

I. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами учебного предмета «Музыка» основных задач образовательной области «Искусство». Адаптированная рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850). 2. Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07. 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15. 4. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ "О введении ФГОС ОВЗ" от 11 марта 2016 № ВК-452/07. 5. Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью. Одобрены решением от 04.07.2017. Протокол №3/17. 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 гг.” 7. СанПиН 2.4.22821-10 №189. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. 8. СанПиН 2.4.3286-15 №26. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса. Характеристика познавательных особенностей обучающихся 2класса По уровням обученности класс делится на следующие группы: 1 уровень: -Воспринимают доступные музыкальные композиции. -Различают музыкальные жанры: песня, танец, марш. -Выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям. -Воплощают настроения музыкальных произведений в пении. -Воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях. (Т.Д.) (Б.Д.) (З.А.) 2 уровень: -Воспринимают доступные музыкальные композиции. -Различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога. -Выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога. -Воплощают настроения музыкальных произведений в пении. -Воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога. (Г.С.) (Н.В.) 3 уровень -Воспринимают доступные музыкальные композиции. -С трудом различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога. -Слабо выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога. - С трудом воплощают настроения музыкальных произведений в пении. - С трудом воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога (К.К.) (В.С)  4 уровень: -Воспринимают доступные музыкальные композиции с трудом -Не различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога. -Не выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога. - Не воплощают настроения музыкальных произведений в пении. - С трудом воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога . (К.С.) (Г.Д.) В свете современных требований к образованию художественные умения могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе музыка является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка, подготовки его к активной жизни в социуме. Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности. Адаптированная рабочая программа направлена на формирование умения самостоятельно ориентироваться в работе, т. е. музыка рассматрива¬ется как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. Исходя из основной цели, задачами обучения музыки являются: - накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); - приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности; - развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности; - развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.); - обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности; - формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи; - реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации. Музыка как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки музыки при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. II. Общая характеристика учебного предмета Предмет «Музыка» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. «Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства. За счет этого достигаются межпредметные связи, особенно актуальные в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. III. Место учебного предмета в учебном плане На изучение учебного предмета «Музыка» во 2 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. При планировании курса учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество часов по учебному предмету в 2019 - 2020 учебном году составляет - 33 ч. В первой четверти - 8 ч. Во второй четверти - 8 ч. В третьей четверти - 11 ч. В четвёртой четверти - 6 ч. Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Во 2 классе в I полугодии - безотметочная система обучения, учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета обучающимися. К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по музыке относятся: - положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности; - готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия; - готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми; - осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; - адекватная самооценка собственных музыкальных способностей; - начальные навыки реагирования на изменения социального мира; - сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений; - наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям. Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный: Минимальный уровень: Подпевать простые, хорошо знакомые песни. Определение содержания знакомых музыкальных произведений. Различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни. Передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом). Владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: Исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль. Определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные). Различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев. Представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании. Знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др. Владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки. Во 2 классе во II полугодии оценивание успеваемости по предмету проходит согласно Положению о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, порядке переведении в следующий класс. Планируемые результаты освоения базовых учебных действий по музыке во 2 классе: Личностные базовые учебные действия: - восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально - практической деятельности; - развитие чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями. Регулятивные базовые учебные действия: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - при¬нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле¬до¬вать предложенному плану и работать в доступном темпе; – принимать элементарные учебные задачи учителя; – понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей; – адекватно воспринимать предложения учителя; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; Познавательные базовые учебные действия: – использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»); – понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; – строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки. Коммуникативные базовые учебные действия: – воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; – учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; – принимать участие в коллективных инсценировках; - отрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. V. Содержание учебного предмета Содержание обучения музыки имеет практическую направленность: все знания обучающихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Основу содержания Программы составляют: произведения отечественной (русской) классической и современной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта. Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов. В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать словами примерное содержание музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании. Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение певческой установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2; стимулирование эстетического наслаждения от собственного пения. Дети осваивают умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Иметь представление о жанрах: песня, танец, марш. Ознакомление с силой звучания: тихо, громко. Ознакомление с различными темпами: быстро, медленно. Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка. Определение сильной доли в такте: марш, вальс, полька. VI. Календарно-тематическое планирование VII. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Освоение учебного предмета «Музыка» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Демонстрационные и печатные пособия: • магнитная доска; • наборное полотно; • серии сюжетных картинок «Времена года» и другие; • сюжетные картинки к сказкам; • таблицы «Животные», «Овощи» и другие; • муляжи овощей и фруктов; • портреты русских композиторов. Технические средства обучения: • ноутбук; • магнитофон. Детские музыкальные инструменты и звучащие игрушки: • бубны; • губная гармошка; • дудочка; • металлофон; • барабаны; • маракасы; • треугольник; • свистки; • погремушки. Интернет-ресурсы и другие электронно-информационне источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих и развивающих компьютерных программ. • http://fgosreestr.ru/ • www.zanimatika.ru • http://metodisty.ru • www.viki.rdf.ru • http://eleklim.ucoz.ru • http://nsportal.ru • http://pedsovet.su/ • http://school-collection.edu.ru • Азбука искусства. Как научиться понимать картину (Jewel) (диск CD-ROM). 2 класс. • Видеоролики с исполнениями музыкальных произведений, соответствующих темам уроков. • Видеозаписи мультфильмов с музыкальными произведениями, соответствующих темам уроков. Учебно-методический комплекс: Для обучающихся Для учителя Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. Дмитриева Л.Г. Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник. 2013г.
Иконка файла материала АРП по музыке 2 класс.doc

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Отрадный»

 

 


РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО

МО учителей начальных классов

Протокол № ___ от «___»______20____г.

 

Руководитель МО __________/__________/

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ

школы-интерната г. о. Отрадный

_______________/________________

«____»______20___г.

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Музыка» во 2классе

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2019-2020 учебный год

 

 

 

 

                                                               Составитель:

учитель начальных классов Кудряшова Р.Н.

 

 

 

 

 

ПРОВЕРЕНО

Зам. директора по УР

Баляева Е.А./____________

 

«____»______20____ г

 

 

 

 

2019 год

 

 

                                                                                                                                     I.          Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами учебного предмета «Музыка» основных задач образовательной области «Искусство».

Адаптированная рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:

1.           Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850).

2.           Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07.

3.           Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15.

4.           Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ "О введении ФГОС ОВЗ" от 11 марта 2016 № ВК-452/07.

5.           Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью. Одобрены решением от 04.07.2017. Протокол №3/17.

6.           Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 гг.”

7.           СанПиН 2.4.22821-10 №189. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г.

8.           СанПиН 2.4.3286-15 №26. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г.

 

Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса.

Характеристика познавательных особенностей обучающихся 2класса

По уровням обученности класс делится на следующие группы:

1 уровень:

 -Воспринимают доступные музыкальные композиции.

-Различают музыкальные жанры: песня, танец, марш.

-Выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям.

-Воплощают  настроения музыкальных произведений в пении.

-Воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях.

(Т.Д.)

(Б.Д.)

(З.А.)

 

2 уровень:

-Воспринимают доступные музыкальные композиции.

-Различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога.

-Выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога.

-Воплощают  настроения музыкальных произведений в пении.

-Воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога.

(Г.С.)

(Н.В.)

 

 

3 уровень

-Воспринимают доступные музыкальные композиции.

-С трудом различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога.

-Слабо выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога.

- С трудом воплощают  настроения музыкальных произведений в пении.

- С трудом воплощают  образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога

(К.К.)

(В.С)

 

Ø  4 уровень:

-Воспринимают доступные музыкальные композиции с трудом

-Не различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога.

-Не выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога.

- Не воплощают  настроения музыкальных произведений в пении.

- С трудом воплощают  образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога .

(К.С.)

(Г.Д.)

В свете современных требований к образованию художественные умения могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе музыка является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка, подготовки его к активной жизни в социуме. 

Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.

Адаптированная рабочая программа направлена на формирование умения самостоятельно ориентироваться в работе, т. е. музыка рассматрива­ется как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

Исходя из основной цели, задачами обучения музыки являются:

- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);

-     приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности;

-     развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;

-     развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);

- обогащение представлений об отечественных  музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

- формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи;

- реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.

Музыка как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки музыки при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

                      

                                                                                                    II.                 Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Музыка» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства. За счет этого достигаются межпредметные связи, особенно актуальные в условиях интеграции общего и дополнительного образования.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 

                                                                                                   III.            Место учебного предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета «Музыка» во 2 классе начальной школы отводится  1 час в неделю.

При планировании курса  учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество  часов  по учебному предмету  в 2019 - 2020 учебном году  составляет -  33 ч.

         В  первой четверти  -    8 ч.

         Во второй четверти  -   8 ч.

         В третьей четверти  -    11 ч.

         В четвёртой четверти - 6 ч.

Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему,  определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.

 

                                                   IV.                 Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Во 2 классе в I полугодии - безотметочная система обучения, учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета обучающимися.

К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по музыке относятся:

-  положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;

- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;

- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;

- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;

- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;

- начальные навыки реагирования на изменения социального мира;

- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;

- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.

Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:

Минимальный уровень:

Подпевать простые, хорошо знакомые песни.

Определение  содержания знакомых музыкальных произведений.

Различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни.

Передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом).

Владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

Достаточный уровень:

Исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.

Определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные).

Различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев.

Представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании.

Знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.

Владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.

 

Во 2 классе во II полугодии оценивание успеваемости по предмету проходит согласно Положению о проведении промежуточной  аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, порядке переведении в следующий класс.

Планируемые результаты освоения базовых учебных действий по музыке во 2 классе:

Личностные базовые учебные действия:

- восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально - практической деятельности;

- развитие чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями.

Регулятивные базовые учебные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в доступном темпе;

– принимать элементарные учебные задачи учителя;

– понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;

– адекватно воспринимать предложения учителя;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Познавательные базовые учебные действия:

– использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);

– понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;

– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки.

Коммуникативные базовые учебные действия:

– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– принимать участие в коллективных инсценировках;

- отрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

                                                                                                                        V.                 Содержание учебного предмета

Содержание обучения музыки имеет  практическую направленность: все знания обучающихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Основу содержания Программы составляют: произведения отечественной (русской) классической и современной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.

Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.

В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать словами примерное содержание музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании.

Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.

Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение певческой установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2; стимулирование эстетического наслаждения от собственного пения.

Дети осваивают умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Иметь представление о жанрах: песня, танец, марш.  Ознакомление с силой звучания: тихо, громко. Ознакомление с различными темпами: быстро, медленно.  Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка.  Определение сильной доли в такте: марш, вальс, полька.

 

                                                                                                    VI.                 Календарно-тематическое планирование

 

                                           VII.                 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Освоение учебного предмета «Музыка» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

 

Демонстрационные и печатные пособия:

·              магнитная доска;

·              наборное полотно;

·              серии сюжетных картинок «Времена года» и другие;

·              сюжетные картинки к сказкам;

·              таблицы «Животные», «Овощи» и другие;

·              муляжи овощей и фруктов;

·              портреты русских композиторов.

 

Технические средства обучения:

·              ноутбук;

·              магнитофон.

 

Детские музыкальные инструменты и звучащие игрушки:

·              бубны;

·              губная гармошка;

·              дудочка;

·              металлофон;

·              барабаны;

·              маракасы;

·              треугольник;

·              свистки;

·              погремушки.

 

Интернет-ресурсы и другие электронно-информационне источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих и развивающих компьютерных программ.

·               http://fgosreestr.ru/

·               www.zanimatika.ru

·               http://metodisty.ru

·               www.viki.rdf.ru

·               http://eleklim.ucoz.ru

·               http://nsportal.ru

·               http://pedsovet.su/

·               http://school-collection.edu.ru  

·               Азбука искусства. Как научиться понимать картину (Jewel) (диск CD-ROM). 2 класс.

·               Видеоролики с исполнениями музыкальных произведений, соответствующих темам уроков.

·               Видеозаписи мультфильмов с музыкальными произведениями, соответствующих темам уроков.

 

 

Учебно-методический комплекс:

 

Для обучающихся

Для учителя

 

Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

 

Дмитриева Л.Г.  Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

 

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник. 2013г.


 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru