Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Отрадный»
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО МО учителей начальных классов Протокол № ___ от «___»______20____г.
Руководитель МО __________/__________/
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы-интерната г. о. Отрадный _______________/________________ «____»______20___г. |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Музыка» во 2классе
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2019-2020 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов Кудряшова Р.Н.
ПРОВЕРЕНО
Зам. директора по УР
Баляева Е.А./____________
«____»______20____ г
2019 год
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами учебного предмета «Музыка» основных задач образовательной области «Искусство».
Адаптированная рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850).
2. Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15.
4. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ "О введении ФГОС ОВЗ" от 11 марта 2016 № ВК-452/07.
5. Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью. Одобрены решением от 04.07.2017. Протокол №3/17.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 гг.”
7. СанПиН 2.4.22821-10 №189. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г.
8. СанПиН 2.4.3286-15 №26. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г.
Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса.
Характеристика познавательных особенностей обучающихся 2класса
По уровням обученности класс делится на следующие группы:
1 уровень:
-Воспринимают доступные музыкальные композиции.
-Различают музыкальные жанры: песня, танец, марш.
-Выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям.
-Воплощают настроения музыкальных произведений в пении.
-Воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях.
(Т.Д.)
(Б.Д.)
(З.А.)
2 уровень:
-Воспринимают доступные музыкальные композиции.
-Различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога.
-Выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога.
-Воплощают настроения музыкальных произведений в пении.
-Воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога.
(Г.С.)
(Н.В.)
3 уровень
-Воспринимают доступные музыкальные композиции.
-С трудом различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога.
-Слабо выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога.
- С трудом воплощают настроения музыкальных произведений в пении.
- С трудом воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога
(К.К.)
(В.С)
Ø 4 уровень:
-Воспринимают доступные музыкальные композиции с трудом
-Не различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога.
-Не выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога.
- Не воплощают настроения музыкальных произведений в пении.
- С трудом воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога .
(К.С.)
(Г.Д.)
В свете современных требований к образованию художественные умения могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе музыка является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка, подготовки его к активной жизни в социуме.
Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.
Адаптированная рабочая программа направлена на формирование умения самостоятельно ориентироваться в работе, т. е. музыка рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
Исходя из основной цели, задачами обучения музыки являются:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности;
- развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
- развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
- обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
- формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи;
- реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.
Музыка как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки музыки при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
II. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Музыка» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства. За счет этого достигаются межпредметные связи, особенно актуальные в условиях интеграции общего и дополнительного образования.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
III. Место учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Музыка» во 2 классе начальной школы отводится 1 час в неделю.
При планировании курса учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество часов по учебному предмету в 2019 - 2020 учебном году составляет - 33 ч.
В первой четверти - 8 ч.
Во второй четверти - 8 ч.
В третьей четверти - 11 ч.
В четвёртой четверти - 6 ч.
Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Во 2 классе в I полугодии - безотметочная система обучения, учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета обучающимися.
К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по музыке относятся:
- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
- начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:
Минимальный уровень:
Подпевать простые, хорошо знакомые песни.
Определение содержания знакомых музыкальных произведений.
Различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни.
Передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом).
Владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
Исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
Определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные).
Различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев.
Представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании.
Знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
Владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.
Во 2 классе во II полугодии оценивание успеваемости по предмету проходит согласно Положению о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, порядке переведении в следующий класс.
Планируемые результаты освоения базовых учебных действий по музыке во 2 классе:
Личностные базовые учебные действия:
- восприятие музыкального произведения, определение основного
настроения и характера;
- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам
музыкально - практической деятельности;
- развитие чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями.
Регулятивные базовые учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в доступном темпе;
– принимать элементарные учебные задачи учителя;
– понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
– адекватно воспринимать предложения учителя;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
Познавательные базовые учебные действия:
– использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);
– понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные базовые учебные действия:
– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– принимать участие в коллективных инсценировках;
- отрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
V. Содержание учебного предмета
Содержание обучения музыки имеет практическую направленность: все знания обучающихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Основу содержания Программы составляют: произведения отечественной (русской) классической и современной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.
Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.
В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать словами примерное содержание музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании.
Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение певческой установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2; стимулирование эстетического наслаждения от собственного пения.
Дети осваивают умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Иметь представление о жанрах: песня, танец, марш. Ознакомление с силой звучания: тихо, громко. Ознакомление с различными темпами: быстро, медленно. Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка. Определение сильной доли в такте: марш, вальс, полька.
VI. Календарно-тематическое планирование
VII. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Освоение учебного предмета «Музыка» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Демонстрационные и печатные пособия:
· магнитная доска;
· наборное полотно;
· серии сюжетных картинок «Времена года» и другие;
· сюжетные картинки к сказкам;
· таблицы «Животные», «Овощи» и другие;
· муляжи овощей и фруктов;
· портреты русских композиторов.
Технические средства обучения:
· ноутбук;
· магнитофон.
Детские музыкальные инструменты и звучащие игрушки:
· бубны;
· губная гармошка;
· дудочка;
· металлофон;
· барабаны;
· маракасы;
· треугольник;
· свистки;
· погремушки.
Интернет-ресурсы и другие электронно-информационне источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих и развивающих компьютерных программ.
· http://fgosreestr.ru/
· www.zanimatika.ru
· http://metodisty.ru
· www.viki.rdf.ru
· http://eleklim.ucoz.ru
· http://nsportal.ru
· http://pedsovet.su/
· http://school-collection.edu.ru
· Азбука искусства. Как научиться понимать картину (Jewel) (диск CD-ROM). 2 класс.
· Видеоролики с исполнениями музыкальных произведений, соответствующих темам уроков.
· Видеозаписи мультфильмов с музыкальными произведениями, соответствующих темам уроков.
Учебно-методический комплекс:
Для обучающихся |
Для учителя |
|
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. |
|
Дмитриева Л.Г. Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г. |
|
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник. 2013г. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.