Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» во 2классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Оценка 4.8

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» во 2классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Оценка 4.8
Документация
doc
2 кл
09.02.2020
Адаптированная рабочая программа  по учебному предмету «Музыка» во 2классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
I. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами учебного предмета «Музыка» основных задач образовательной области «Искусство». Адаптированная рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850). 2. Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07. 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15. 4. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ "О введении ФГОС ОВЗ" от 11 марта 2016 № ВК-452/07. 5. Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью. Одобрены решением от 04.07.2017. Протокол №3/17. 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 гг.” 7. СанПиН 2.4.22821-10 №189. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. 8. СанПиН 2.4.3286-15 №26. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса. Характеристика познавательных особенностей обучающихся 2класса По уровням обученности класс делится на следующие группы: 1 уровень: -Воспринимают доступные музыкальные композиции. -Различают музыкальные жанры: песня, танец, марш. -Выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям. -Воплощают настроения музыкальных произведений в пении. -Воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях. (Т.Д.) (Б.Д.) (З.А.) 2 уровень: -Воспринимают доступные музыкальные композиции. -Различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога. -Выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога. -Воплощают настроения музыкальных произведений в пении. -Воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога. (Г.С.) (Н.В.) 3 уровень -Воспринимают доступные музыкальные композиции. -С трудом различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога. -Слабо выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога. - С трудом воплощают настроения музыкальных произведений в пении. - С трудом воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога (К.К.) (В.С)  4 уровень: -Воспринимают доступные музыкальные композиции с трудом -Не различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога. -Не выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога. - Не воплощают настроения музыкальных произведений в пении. - С трудом воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога . (К.С.) (Г.Д.) В свете современных требований к образованию художественные умения могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе музыка является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка, подготовки его к активной жизни в социуме. Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности. Адаптированная рабочая программа направлена на формирование умения самостоятельно ориентироваться в работе, т. е. музыка рассматрива¬ется как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. Исходя из основной цели, задачами обучения музыки являются: - накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); - приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности; - развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности; - развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.); - обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности; - формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи; - реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации. Музыка как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки музыки при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. II. Общая характеристика учебного предмета Предмет «Музыка» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. «Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства. За счет этого достигаются межпредметные связи, особенно актуальные в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. III. Место учебного предмета в учебном плане На изучение учебного предмета «Музыка» во 2 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. При планировании курса учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество часов по учебному предмету в 2019 - 2020 учебном году составляет - 33 ч. В первой четверти - 8 ч. Во второй четверти - 8 ч. В третьей четверти - 11 ч. В четвёртой четверти - 6 ч. Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Во 2 классе в I полугодии - безотметочная система обучения, учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета обучающимися. К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по музыке относятся: - положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности; - готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия; - готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми; - осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; - адекватная самооценка собственных музыкальных способностей; - начальные навыки реагирования на изменения социального мира; - сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений; - наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям. Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный: Минимальный уровень: Подпевать простые, хорошо знакомые песни. Определение содержания знакомых музыкальных произведений. Различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни. Передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом). Владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: Исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль. Определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные). Различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев. Представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании. Знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др. Владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки. Во 2 классе во II полугодии оценивание успеваемости по предмету проходит согласно Положению о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, порядке переведении в следующий класс. Планируемые результаты освоения базовых учебных действий по музыке во 2 классе: Личностные базовые учебные действия: - восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально - практической деятельности; - развитие чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями. Регулятивные базовые учебные действия: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - при¬нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле¬до¬вать предложенному плану и работать в доступном темпе; – принимать элементарные учебные задачи учителя; – понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей; – адекватно воспринимать предложения учителя; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; Познавательные базовые учебные действия: – использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»); – понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; – строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки. Коммуникативные базовые учебные действия: – воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; – учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; – принимать участие в коллективных инсценировках; - отрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. V. Содержание учебного предмета Содержание обучения музыки имеет практическую направленность: все знания обучающихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Основу содержания Программы составляют: произведения отечественной (русской) классической и современной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта. Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов. В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать словами примерное содержание музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании. Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение певческой установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2; стимулирование эстетического наслаждения от собственного пения. Дети осваивают умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Иметь представление о жанрах: песня, танец, марш. Ознакомление с силой звучания: тихо, громко. Ознакомление с различными темпами: быстро, медленно. Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка. Определение сильной доли в такте: марш, вальс, полька. VI. Календарно-тематическое планирование VII. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Освоение учебного предмета «Музыка» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Демонстрационные и печатные пособия: • магнитная доска; • наборное полотно; • серии сюжетных картинок «Времена года» и другие; • сюжетные картинки к сказкам; • таблицы «Животные», «Овощи» и другие; • муляжи овощей и фруктов; • портреты русских композиторов. Технические средства обучения: • ноутбук; • магнитофон. Детские музыкальные инструменты и звучащие игрушки: • бубны; • губная гармошка; • дудочка; • металлофон; • барабаны; • маракасы; • треугольник; • свистки; • погремушки. Интернет-ресурсы и другие электронно-информационне источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих и развивающих компьютерных программ. • http://fgosreestr.ru/ • www.zanimatika.ru • http://metodisty.ru • www.viki.rdf.ru • http://eleklim.ucoz.ru • http://nsportal.ru • http://pedsovet.su/ • http://school-collection.edu.ru • Азбука искусства. Как научиться понимать картину (Jewel) (диск CD-ROM). 2 класс. • Видеоролики с исполнениями музыкальных произведений, соответствующих темам уроков. • Видеозаписи мультфильмов с музыкальными произведениями, соответствующих темам уроков. Учебно-методический комплекс: Для обучающихся Для учителя Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. Дмитриева Л.Г. Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник. 2013г.
АРП по музыке 2 класс.doc

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Отрадный»

 

 


РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО

МО учителей начальных классов

Протокол № ___ от «___»______20____г.

 

Руководитель МО __________/__________/

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ

школы-интерната г. о. Отрадный

_______________/________________

«____»______20___г.

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Музыка» во 2классе

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2019-2020 учебный год

 

 

 

 

                                                               Составитель:

учитель начальных классов Кудряшова Р.Н.

 

 

 

 

 

ПРОВЕРЕНО

Зам. директора по УР

Баляева Е.А./____________

 

«____»______20____ г

 

 

 

 

2019 год

 

 

                                                                                                                                     I.          Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами учебного предмета «Музыка» основных задач образовательной области «Искусство».

Адаптированная рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:

1.           Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850).

2.           Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07.

3.           Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15.

4.           Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ "О введении ФГОС ОВЗ" от 11 марта 2016 № ВК-452/07.

5.           Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью. Одобрены решением от 04.07.2017. Протокол №3/17.

6.           Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 гг.”

7.           СанПиН 2.4.22821-10 №189. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г.

8.           СанПиН 2.4.3286-15 №26. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г.

 

Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса.

Характеристика познавательных особенностей обучающихся 2класса

По уровням обученности класс делится на следующие группы:

1 уровень:

 -Воспринимают доступные музыкальные композиции.

-Различают музыкальные жанры: песня, танец, марш.

-Выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям.

-Воплощают  настроения музыкальных произведений в пении.

-Воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях.

(Т.Д.)

(Б.Д.)

(З.А.)

 

2 уровень:

-Воспринимают доступные музыкальные композиции.

-Различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога.

-Выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога.

-Воплощают  настроения музыкальных произведений в пении.

-Воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога.

(Г.С.)

(Н.В.)

 

 

3 уровень

-Воспринимают доступные музыкальные композиции.

-С трудом различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога.

-Слабо выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога.

- С трудом воплощают  настроения музыкальных произведений в пении.

- С трудом воплощают  образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога

(К.К.)

(В.С)

 

Ø  4 уровень:

-Воспринимают доступные музыкальные композиции с трудом

-Не различают музыкальные жанры: песня, танец, марш с помощью педагога.

-Не выражают отношения к музыкальным произведениям, его героям с помощью педагога.

- Не воплощают  настроения музыкальных произведений в пении.

- С трудом воплощают  образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога .

(К.С.)

(Г.Д.)

В свете современных требований к образованию художественные умения могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе музыка является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка, подготовки его к активной жизни в социуме. 

Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.

Адаптированная рабочая программа направлена на формирование умения самостоятельно ориентироваться в работе, т. е. музыка рассматрива­ется как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

Исходя из основной цели, задачами обучения музыки являются:

- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);

-     приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности;

-     развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;

-     развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);

- обогащение представлений об отечественных  музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

- формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи;

- реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.

Музыка как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки музыки при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

                      

                                                                                                    II.                 Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Музыка» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства. За счет этого достигаются межпредметные связи, особенно актуальные в условиях интеграции общего и дополнительного образования.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 

                                                                                                   III.            Место учебного предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета «Музыка» во 2 классе начальной школы отводится  1 час в неделю.

При планировании курса  учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество  часов  по учебному предмету  в 2019 - 2020 учебном году  составляет -  33 ч.

         В  первой четверти  -    8 ч.

         Во второй четверти  -   8 ч.

         В третьей четверти  -    11 ч.

         В четвёртой четверти - 6 ч.

Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему,  определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.

 

                                                   IV.                 Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Во 2 классе в I полугодии - безотметочная система обучения, учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета обучающимися.

К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по музыке относятся:

-  положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;

- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;

- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;

- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;

- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;

- начальные навыки реагирования на изменения социального мира;

- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;

- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.

Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:

Минимальный уровень:

Подпевать простые, хорошо знакомые песни.

Определение  содержания знакомых музыкальных произведений.

Различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни.

Передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом).

Владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

Достаточный уровень:

Исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.

Определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные).

Различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев.

Представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании.

Знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.

Владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.

 

Во 2 классе во II полугодии оценивание успеваемости по предмету проходит согласно Положению о проведении промежуточной  аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, порядке переведении в следующий класс.

Планируемые результаты освоения базовых учебных действий по музыке во 2 классе:

Личностные базовые учебные действия:

- восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально - практической деятельности;

- развитие чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями.

Регулятивные базовые учебные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в доступном темпе;

– принимать элементарные учебные задачи учителя;

– понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;

– адекватно воспринимать предложения учителя;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Познавательные базовые учебные действия:

– использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);

– понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;

– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки.

Коммуникативные базовые учебные действия:

– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– принимать участие в коллективных инсценировках;

- отрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

                                                                                                                        V.                 Содержание учебного предмета

Содержание обучения музыки имеет  практическую направленность: все знания обучающихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Основу содержания Программы составляют: произведения отечественной (русской) классической и современной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.

Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.

В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать словами примерное содержание музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании.

Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.

Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение певческой установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2; стимулирование эстетического наслаждения от собственного пения.

Дети осваивают умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Иметь представление о жанрах: песня, танец, марш.  Ознакомление с силой звучания: тихо, громко. Ознакомление с различными темпами: быстро, медленно.  Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка.  Определение сильной доли в такте: марш, вальс, полька.

 

                                                                                                    VI.                 Календарно-тематическое планирование

 

                                           VII.                 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Освоение учебного предмета «Музыка» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

 

Демонстрационные и печатные пособия:

·              магнитная доска;

·              наборное полотно;

·              серии сюжетных картинок «Времена года» и другие;

·              сюжетные картинки к сказкам;

·              таблицы «Животные», «Овощи» и другие;

·              муляжи овощей и фруктов;

·              портреты русских композиторов.

 

Технические средства обучения:

·              ноутбук;

·              магнитофон.

 

Детские музыкальные инструменты и звучащие игрушки:

·              бубны;

·              губная гармошка;

·              дудочка;

·              металлофон;

·              барабаны;

·              маракасы;

·              треугольник;

·              свистки;

·              погремушки.

 

Интернет-ресурсы и другие электронно-информационне источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих и развивающих компьютерных программ.

·               http://fgosreestr.ru/

·               www.zanimatika.ru

·               http://metodisty.ru

·               www.viki.rdf.ru

·               http://eleklim.ucoz.ru

·               http://nsportal.ru

·               http://pedsovet.su/

·               http://school-collection.edu.ru  

·               Азбука искусства. Как научиться понимать картину (Jewel) (диск CD-ROM). 2 класс.

·               Видеоролики с исполнениями музыкальных произведений, соответствующих темам уроков.

·               Видеозаписи мультфильмов с музыкальными произведениями, соответствующих темам уроков.

 

 

Учебно-методический комплекс:

 

Для обучающихся

Для учителя

 

Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

 

Дмитриева Л.Г.  Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

 

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник. 2013г.


 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

Воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога

Воплощают образное содержание музыкального произведения в играх, движениях, импровизациях с помощью педагога

Музыка как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение

Музыка как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение

В четвёртой четверти - 6 ч. Планирование является примерным

В четвёртой четверти - 6 ч. Планирование является примерным

Личностные базовые учебные действия: - восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально -…

Личностные базовые учебные действия: - восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально -…

В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными представлениями…

В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными представлениями…

Дети осваивают умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение

Дети осваивают умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение

Азбука искусства. Как научиться понимать картину (Jewel) (диск

Азбука искусства. Как научиться понимать картину (Jewel) (диск

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» во 2классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная рабочая программа  по учебному предмету «Музыка» во 2классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020