Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Верхний Авзян муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА на заседании ШМО (гуманитарного цикла) Протокол № 1 от « 26» августа 2019г. Руководитель ШМО Горбатова Е.Н. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________/ Т.Г. Прохорова «27» августа 2019 г.. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ СОШ ___________/В.А.Серегина Приказ № _85__ От «27» августа 2019 г. |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
Уровень основное общее образование
Класс 7 (надомное обучение)
Учитель Зеркина Валентина Федоровна
Квалификационная категория высшая
Срок реализации рабочей программы 1 год
Составлена на основе программы «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2011 г и учебника «Русский язык. 7класс» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской Л.А. Тростенцовой. М., «Просвещение», 2016г.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Адаптированная программа по русскому языку в 7 классе разработана с учетом нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:
1. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации от 09.04.2016 N 637-р.
2. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ;
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ);
4. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.04г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
5. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»;
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577);
7. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015);
8. Примерная основная образовательная программа начального общего, основного общего образования, среднего общего образования;
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах;
10. Конституция Республики Башкортостан;
11. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;
12. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730;
13. Рекомендации Коллегии Министерства образования Республики Башкортостан (протокол от 04.08.2017 № 4) Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций республики Башкортостан, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
14. Постановление Администрации города Белорецка и Белорецкого района Республики Башкортостан от 11.12.2001 г. №2432 «О присвоении Верхнеавзянской средней общеобразовательной школе статуса школы русской национальной культуры»;
15. Устав МОБУ СОШ с. В-Авзян;
16. Основные образовательные программы Начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования МОБУ СОШ с. В-Авзян.
17. Программы по русскому (родному) языку, 5—9 классы, авторы программы: 18. Учебный план МОБУ СОШ с. Верхний Авзян;
19. Календарный учебный график МОБУ СОШ с. Верхний Авзян.
Данная адаптированная рабочая программа разработана для обучающегося с ОВЗ 7 класса.
Программа составлена с учетом особенностей ребенка, который по состоянию здоровья вынужден в течение учебного года неоднократно находится на лечении в лечебных и профилактических заведениях. Это прерывает учебный процесс. Уровень интеллектуального развития ребенка соответствует возрасту, и адаптированная программа направлена именно на коррекцию продолжительных пропусков в учебном процессе для того, чтобы ученица могла полностью освоить программу 7 класса.
Настоящая программа по русскому языку для обучающейся 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Рабочая программа полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования и составлена на основе:
· программы «Русский язык» (5-9 классы) М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, М., Просвещение, 2011г.;
· федерального компонента государственного стандарта общего образования;
· примерной программы основного общего образования по русскому языку;
· учебного плана МОУ « Приводинская СОШ».
3. Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета.
В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен:
знать/понимать
· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
· смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
· особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
· основные единицы языка, их признаки;
· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
· различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
· создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
· владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
· свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
· соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
· соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Система оценивания образовательных достижений обучающихся с ОВЗ в 7 классе
Выставление оценок за контрольный диктант:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущено два исправления или две негрубые ошибки; работа написана аккуратно
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 3 пунктуационных и 3 логопедических ошибок; работа выполнена аккуратно, но допущены исправления
Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических, 4 пунктуационных и 4 логопедических ошибки или 7 орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены исправления
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 8 логопедических ошибок, допущены исправления
Негрубые ошибки:
- исключение из правил;
- повторение одной и той же буквы;
- недописанное слово;
- перенос слов;
- единичный пропуск буквы на конце слова;
- дважды написанное одно и то же слово в предложении
3 негрубые ошибки + 1 ошибка
Однотипные ошибки:
Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Оценка за грамматические знания:
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ верно;
«3» - не менее ½ верно;
«2» - не выполнено больше половины задания.
Оценка за словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта):
«5» - нет ошибок;
«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление;
1 ошибка или 1 исправление;
«3» - 3 ошибки и 1 исправление;
2 ошибки и 1 исправление;
«2» - 3-4 ошибки.
При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок:
оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;
оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правил выполнил не менее ¾ заданий;
оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий;
оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи:
1. Фонематические ошибки:
б-п, г-к, д-т, д-л-н, б-м (артикуляционные);
ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входящие в их состав).
2. Ошибки анализа и синтеза:
пропуски согласных при их стечении;
пропуски гласных;
добавление гласных;
перестановка букв.
3. Диспраксии (кинетические ошибки):
потеря мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш);
потеря соединения (мл, ми,ао).
4. Ошибки в замене букв по оптическому сходству:
(б-д, в-д, ш-и, ш-т).
Классификация ошибок в письменной речи обучающихся:
I- орфографическая
V- пунктуационная
Г- грамматическая (нарушение согласования, управления, раздельное написание слова, пропуск предлогов, словообразовательные, нарушение границ предложения и др.)
Л- логопедические
Р- речевая лексическая
(коричневые волосы вместо каштановых)
Лог.- логическая
Ф- фактическая
(териодор вместо Теодор Нетте)
V- пропусков слов
[ ]- лишняя часть
Z- абзац
Z- абзац не нужен
Нормы оценивая диктантов в 5-9 классах для обучающихся с ОВЗ (ТНР)
1 негрубая орфографическая +
1 негрубая пунктуационная +
1 логопедическая
2 орфографические
+
2 пунктуационные +
3 логопедические
1 орфографическая +
4 пунктуационные
+
3 логопедические
6 орфографических
+
4 пунктуационные
+
4 логопедические
5 орфографических
+
5 пунктуационных
+
4 логопедических
7 орфографических
+
7 пунктуационных
+
5 логопедических
8 орфографических
+
8 пунктуационных
+
6 логопедических и более
Словарный
0
1-2
3-4
до 7
Примечание:
Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:
в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;
учитывает однотипные ошибки как обычные;
все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам:
учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
оценка не снижается за многочисленные исправления;
все однотипные ошибки считаются как одна.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:
1. неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
ошибка на правило, не изучаемое в школе;
ошибка в переносе слова;
ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая):
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в переносе слов;
буквы э-е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);
в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т.д.);
в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
в написании -ы и -и после приставок;
в случаях трудного различения -не и –ни;
в собственных именах нерусского происхождения;
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов);
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки:
Повторяющиеся – это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.
Однотипные – это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного слова.Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.
Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка дополнительного задания к диктанту.
Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Оценка сочинений и изложений
Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму.
языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка.
навыки правописания – орфографические и пунктуационные
Требования к объему сочинений и изложений
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
В изложении:
Неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат
- нарушение в последовательности в высказывании
- отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями
- неоправданное повторение высказанной ранее мысли
- раздробление одной микротемы другой микротемой
- несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей
- перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению)
- неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень;, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов ( например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кати было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей);
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов;
речевые ошибки в построении текста.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм ( например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);
стилистически неоправданное построение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи ( например, Иванов закинул удочку и она клюнула);
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;
морфологические, связанные с ненормативным образованием форм, слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок, ложит и т.д.).
синтаксические
а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении ( например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны)
- нарушение границы предложения ( например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке);
- разрушение ряда однородных членов ( например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами ( например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего ( например, Кусты, они покрывали берег реки);
- пропуски необходимых слов, (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) Ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной связи ( например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);
- отрыв придаточного от определяемого слова ( например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки ( например, терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная).
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании « браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Нормы оценивания сочинений и изложений
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Содержание работы излагается последовательно.
4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.
5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании.
Допускается
1 негрубая орфографическая
1 пунктуационная
1 грамматическая
1 логопедическая ошибка
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические + 3 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.
1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.
0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.
«3»
1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.
3. Допущено нарушение последовательности изложения.
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.
5. Встречается неправильное употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых) + 4 логопедических ошибок.
6 орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических + 4 логопедических ошибок.
«2»
1. Работа не соответствует заявленной теме.
2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частых работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются:
7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных.
8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.
Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических.
4. Учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование раздела или темы |
Количество часов |
Количество часов по развитию речи
|
Контрольные работы |
Всего |
1. |
Русский язык как развивающееся явление
|
1 |
|
|
1 |
2. |
Повторение пройденного в 5-6 классах
|
4 |
|
1 |
5 |
3. |
Причастие.
|
12 |
2 |
1 |
15 |
4. |
Деепричастие
|
8 |
|
1 |
9 |
5. |
Наречие
|
9 |
2 |
1 |
12 |
6. |
Категория состояния
|
2 |
|
|
2 |
7. |
Служебные части речи. Предлог
|
5 |
2 |
|
7 |
8. |
Союз
|
3 |
|
|
3 |
9. |
Частица
|
4 |
|
1 |
5 |
10. |
Междометие. Звукоподражательные слова
|
2 |
|
|
2 |
11. |
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе
|
6 |
|
1 |
7 |
|
Итого:
|
|
|
|
68 |
6. Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Дата |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Виды контроля измерители |
Планируемые результаты освоения материала |
Коррекционная работа
Педагогические |
меры |
|||||||
1 |
Русский зык как развивающееся явление. |
04.09 |
Изучение нового материала |
самостоятельная |
Анализ текстов, выявление главного и существенного |
Умение выделять ключевые фразы в тексте, подбирать синонимы, объяснять орфограммы |
Зрительная и слуховая память
|
Повторение пройденного в 5-6 классах (4+1) |
|||||||
2 |
Синтаксис. Синтаксический разбор.Пунктуация. Пунктуационный разбор. |
04.09 |
Урок совершенствования ЗУН |
Практическая, самостоятельная |
Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам |
Умение конструировать предложения, выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений |
Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упр.
|
3 |
Фонетика и орфография.Словообразование и орфография. Морфемный разбор слова. |
11.09 |
Комбинирован-ный |
Практическая, самостоятельная |
Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи |
Отработка навыка фонетического разбора, овладение орфографическими умениями, умение пересказывать текст и составлять план по заданному тексту |
Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения |
4 |
Морфология и орфография морфологический разбор слов. |
11.09 |
Урок обобщения и систематизации ЗУН |
Практическая |
Работа по карточкам, предупредительный диктант |
Отработка навыков морфологического разбора, овладение орфографическими навыками и навыками составления предложений. |
Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера |
5 |
Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах». |
18.09 |
Контрольный урок |
|
Диктант с грамматическим заданием |
|
|
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (13+2) |
|||||||
6 |
Понятие о причастииСклонение причастий. |
18.09 |
Урок обобщения и систематизации ЗУН |
Практическая, самостоятельная, творческая |
Выборочный диктант, изложение-миниатюра |
Умение применять полученные ранее знания на практике |
Развитие внимания и орфографической зоркости с использ. упражнения на нахожд. орфограмм. |
7
|
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
|
25.09 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, самостоятельная.
|
Объяснительный, распределительный диктанты, конструирование предложений по схемам. |
Уметь определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, уметь находить границы причастного оборота. |
Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом
|
8--9 |
Р/р. Сочинение- описание по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы» |
25.09 |
Урок развития речи |
|
Работа по картине |
Знать признаки текста-описания, его композиционные особенности |
Снятие напряжения |
10
|
Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия |
02.10 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, самостоятельная |
Распределительный диктант |
Научиться отличать виды причастий друг от друга |
Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм. |
11 |
Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени. |
02.10 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, самостоятельная |
Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека |
Научиться правильно писать гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком» |
12 |
Действительные причастия прошедшего времени. |
09.10 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, самостоятельная, творческая |
Творческое списывание |
Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте |
Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом
|
13 |
Страдательные причастия настоящего времени.Страдательные причастия прошедшего времени. |
09.10 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, самостоятельная, творческая |
Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия» |
Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте |
Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм. |
14-15 |
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов |
16.10 |
Урок изучения нового материала |
Практическая |
|
Уметь выбирать гласную перед Н в полных и кратких причастиях |
Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком» |
16 |
Диктант по теме «Причастие». |
16.10 |
Урок проверки ЗУН |
|
Диктант с грамматическим заданием |
Проверка знаний о причастии |
Снятие напряжения |
17-18 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
23.10 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, самостоятельная |
Составление таблицы «НЕ с причастием», тест на компьютере. |
Формирование навыка написания НЕ с причастиями, повторение и закрепление навыка написания НЕ с именами прилагательными |
Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм. |
19
|
Повторение изученного о причастии. Переход причастий в имена существительные. |
23.10 |
Урок обобщения и систематизации ЗУН |
Практическая, самостоятельная, творческая |
Работа с текстами разных стилей и жанров. |
Систематизация знаний о причастии |
Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом
|
20 |
Повторение темы «Причастие»
Тестирование по теме « Причастие» |
06.11 |
Урок повторения и закрепления |
Практическая |
Грамматико- орфографический разбор |
Обобщать сведения о предложении,сравнивать интонации простого предложения,применять изученные орфографические правила |
Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера |
|
|||||||
21 |
Понятие о деепричастии |
06.11 |
Урок изучения нового материала |
Практическая |
Объяснительный диктант |
Умение находить деепричастия в тексте |
Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком» |
22
|
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. |
13.11 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, самостоятельная, творческая, исследовательская |
Комментированный диктант, конструирование предложений, сравнительный анализ причастных и деепричастных предложений |
Формирование навыков постановки запятой при деепричастном обороте |
Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом |
23 |
НЕ с деепричастиями |
13.11 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, самостоятельная, творческая, |
Работа по карточкам, объяснительный диктант |
Уметь распознавать частицу Не и приставку НЕ- в деепричастиях |
Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм. |
24-25 |
Деепричастия совершенного и несовершенного вида |
20.11 |
Урок изучения нового материала |
Практическая самостоятельная |
Диктант «Проверь себя» |
Формирование орфографических навыков |
Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения Развитие внимания |
26 |
Морфологический разбор деепричастия |
20.11 |
Урок обобщения и систематизации ЗУН |
Практическая |
Редактирование текста, осложнённое списывание |
Навык морфологического разбора деепричастия |
Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом
|
27-28 |
Повторение по теме «Деепричастие» |
27.11 |
Урок обобщения и систематизации ЗУН |
Самостоятельная, практическая, творческая |
Работа на компьютере, работа по карточкам и перфокартам |
Формирование орфографических умений и навыков |
Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком» |
29 |
Контрольная работа по теме «Деепричастие». |
27.11 |
Урок контроля |
Практическая, самостоятельная |
Диктант с грамматическим заданием |
Выполнять разные виды разбора |
Снятие напряжения |
|
|||||||
30 |
Наречие как часть речи. |
04.12 |
Урок изучения нового материала |
|
Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом |
Формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль. |
Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера |
31 |
Смысловые группы наречий. |
04.12 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, творческая, самостоятельная |
Составить таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения |
Умение определять смысловые группы наречий, формирование орфографических навыков. |
Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения Развитие внимания |
32 |
Степени сравнения наречий |
11.12 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, самостоятельная, исследовательская |
Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения |
Умение образовывать наречия в сравнительной и превосходной степени, умение отличать их от степени сравнения имён прилагательных. |
Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом
|
33 |
Морфологический разбор наречия.
|
11.12 |
Урок обобщения и систематизации ЗУН |
Практическая, самостоятельная, |
Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются? |
Формирование навыка морфологического разбора наречия |
Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком» |
34 |
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е |
18.12 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, самостоятельная, |
Подобрать к наречиям синонимы с приставкой НЕ, затем антонимы. |
Формирование навыка написания Не с наречиями. |
Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм. |
35 |
Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. |
18.12 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, самостоятельная, творческая |
Распределительный диктант. Ответить на вопрос: что общего в напивер НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и местоимениях |
Формирование умения различать на письме буквы Е-И в приставках Не-, НИ- |
Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм. |
36-37 |
Р.Р.Изложение с элементами сочинения «Когда были открыты драгоценные камни» |
25.12 |
Урок развития речи |
Практическая |
Беседа по вопросам, изложение с элементами рассуждения |
Вырабатывать умение рассуждать , выделяя в тексте главное; формировать умение выстраивать текст-рассуждение |
Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения Развитие внимания |
38
|
Н и НН в наречиях на –о и –е. |
15.01 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, самостоятельная, творческая, |
Используя схему рассуждения, обосновать выбор Н и НН в суффиксах наречий. Комментированное письмо. |
Формирование навыка написания Н-НН в наречиях |
Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм. |
39 |
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С |
15.01 |
Урок изучения нового материала. |
Практическая, самостоятельная, работа на компьютере |
Распределительный диктант. Заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце -0/-Е. |
Формирование навыка написания букв О-Е после шипящих на конце наречий |
Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком» |
40 |
Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных |
22.01 |
Изучение нового материала |
Практическая, самостоятельная, |
Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи. Тест на компьютере. Словарная диктовка |
Формирование навыка написания наречий через дефис |
Развитие орфографиической зоркости |
41 |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие». |
22.01 |
Изучение нового материала |
Практическая, самостоятельная, |
Выборочный диктант, работа по перфокартам, |
Формирование навыка употребления мягкого знака в наречиях |
Развитие орфографической зоркости |
42 |
Категория состояния (2) |
29.01 |
Урок сообщения новых знаний |
Практическая, самостоятельная |
Беседа, тестирование, работа с текстом |
Умение выделять слова категории состояния, определять их значение |
Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения Развитие внимания |
43 |
Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.Употребление предлогов |
29.01 |
Урок совершенствования ЗУН |
Самостоятельная, практическая работа |
Работа с текстом |
Закрепление навыков о самостоятельных и служебных частях речи. |
Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом |
44 |
Непроизводные и производные предлоги.Простые и составные предлоги. |
05.02 |
Урок изучения нового материала |
Практическая работа |
Проверочная работа: заменить непроизводные предверя производными |
Умение отличать производные и непроизводные предлоги |
Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения Развитие внимания |
45-46 |
Р/р Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» |
05.02 |
Урок развития речи |
|
Беседа, заполнение таблицы « Получился ли у меня репортаж?» |
Умение создавать рассказ – репортаж на основе изображённого на картине по данному началу. |
Развивать внимание, мышление |
47-48 |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
12.02 |
Изучение нового материала |
Практическая и самостоятельная работа. |
Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» |
Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов |
Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм. |
49 |
Повторение по теме «Предлог» |
19.02 |
Урок повторения и закрепления пройденного |
|
Беседа,работа с сигнальными карточками |
Уметь грамотно апотреблять предлоги в письменной речи , правильно писать их |
Снятие напряжения |
|
|||||||
50 |
Союз как часть речи. Простые и составные союзы.Сочинительные и подчинительные союзы. |
19.02 |
Изучение нового материала |
|
Объяснительный диктант Графический диктант. Составление предложений по схемам |
Умение составлять блок-схемы |
Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком» |
51 |
Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. |
26.02 |
Изучение нового материала |
Практическая, самостоятельная, |
Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи». |
Формирование навыков слитного и раздельного написания союзов |
Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм. |
52 |
Обобщение сведений о предлогах союзах. |
26.02 |
Урок обобщения и системати |
|
Ответы на теоретические вопросы. Работа с текстом. Распределить союзы по группам: нейтральные, употребляемые в официально-деловом стиле, в разговорном стиле |
Систематизация знаний |
Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком» |
53 |
Частица как часть речи.Разряды частиц. Формообразующие частицы. |
04.03 |
Урок изучения нового материала |
Практическая |
Определить значение частиц в тексте |
Получить представление о частице как служебной части речи. Умение отличать частицу от других частей речи. |
Развивать внимание, мышление |
54
|
Раздельное и слитное написание частиц. |
04.03 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, самостоятельная, творческая |
Свободный диктант. Работа с текстом |
Формирование навыка дефисного написания частиц |
Развитие орфографической зоркости |
55
|
Различение на письме частиц НЕ и НИ.Различение на письме частицы НИ и приставки НИ |
11.03 |
Урок совершенствования ЗУН |
Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере |
Диктант «Проверяю себя», тестирование на компьютере, работа по перфокартам. |
Формирование умения различать частицы НЕ и НИ |
Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм. |
56 |
Обобщение и систематизация по теме «Частица» |
11.03 |
Урок обобщения и систематизации ЗУН |
Практическая, самостоятельная, творческая, |
Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения» |
Систематизация знаний по теме «Частица» |
Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения Развитие внимания |
57 |
Итоговая контрольная работа |
18.03 |
Контрольный урок |
Проверка ЗУН по теме |
Диктант с грамматическим заданием |
Знать морфологические признаки частицы |
Снятие напряжения |
58-59 |
Междометие.Звукоподражательные слова(2 .) Междометие как часть речи. Употребление междометий и звукоподражательных слов в речи. |
18.03 |
Урок изучения нового материала |
Практическая, творческая |
Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междометиями |
Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков |
Развивать внимание Работа с учебником, упражнения на развитие мышления и внимания |
Повторение обобщение изученного в 5 – 7 классах(7) |
|||||||
60 |
Р/р. Текст. Стили речи |
01.04 |
Комбинированный урок |
Практическая |
Анализ текста Лингвистический тренажёр. С.120-124 |
Закрепить знания, полученные на уроках русского языка |
Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения Развитие внимания |
61 |
Фонетика. Графика. Лексические нормы. |
01.04 |
Комбинированный урок |
Практическая, творческая |
Работа с текстом, с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражение: определить цель выполнения, сформулировать задание, после этого подобрать материал из словарика |
|
Развивать внимание Работа с учебником, упражнения на развитие мышления и внимания |
62 |
Лексика.Фразеология.
Грамматические нормы. |
08.04 |
Комбинированный урок |
Практическая, творческая |
Анализ текстов разных типов и стилей |
Формирование умения не допускать нарушения грамматических норм |
Развивать внимание, мышление |
63 |
Морфемика. Словообразование. Интонационные нормы. |
08.04 |
Комбинированный урок |
Практическая, творческая |
Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок |
Формирование умения не допускать нарушения интонационных норм |
Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактичес-кой игры «Снежный ком» |
64-65 |
Морфология. Нормы построения текста. |
15.04 |
Повторительно-обобщающий урок |
Практическая, творческая |
Творческое списывание. Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации |
Формирование умении построения текста |
Развитие орфографической зоркости |
66 |
Орфография.
Нормы речевого поведения. |
29.04 |
Повторительно-обобщающий урок |
Практическая, творческая |
Произнесение одной и той же фразы разным тоном с заданным настроением, выражение голосом разных чувств и настроений. Интонационный анализ прозаических и поэтических текстов. Обратиться с вопросом «который час?» или другими к незнакомому человеку, соседу по парте, учителю, участнику молодежной тусовки. Выбрать слова, смягчающие отказ, ответить вежливо на просьбу |
Речевой этикет |
Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера |
67-68
69-70 |
Синтаксис и пунктуация.
Повторение. |
06.05
13.05 |
Повторительно-обобщающий урок |
Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы. Общеобязательные правила пунктуации |
|
|
Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом |
7. Перечень учебно-методического обеспечения
В преподавании курса используется для учащихся:
1. Русский язык. 7 класс: учеб для общеобразоват. учреждений (Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский).- 33 издание.- М.: Просвещение, 2014.
2. Русский язык 7 класс. Дидактические материалы, тесты/Н.М.Грибова.- Москва, «Айрис-пресс», 2011 год
3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 7 класс- Москва, «Интеллект-центр», 2009 год
Для учителя
1. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского «Русский язык. 7 класс» /Н.В.Егорова.-Москва, «ВАКО», 2014 год
2. Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского « Русский язык. 7 класс» /Н.Г.Горашова.- Москва, «Экзамен», 2009 год
3. Русский язык. 7 класс .Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского « Русский язык. 7 класс».-/автор-составитель С.Б.Шадрина, Волгоград, «Учитель», 2009 год/
4. Тесты, проверочные работы по русскому языку 7 класс /Т.А.Костяева.-Москва, «Просвещение,2008
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.