МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
СОГЛАСОВАНО: Руководитель ШМО учителей биологии, химии, географии _________ /И.Н.Щербань Протокол № _____ «____»______2019 |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора школы ___________/А.В.Первых «____»_________2019 |
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _________/О.Н.Гуржеева Приказ № _______ от «__» _______ 2019
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Географии» в 6-х классах
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
учитель географии
Алынина Е.А.
Всего часов на учебный год: 35
Количество часов в неделю: 1
город Покачи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии построена на основе линии учебно-методических комплектов «Полярная звезда» под редакцией А.И.Алексеева, соответствует требованиям к освоению основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 03 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года, № 164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября 2009 года, № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 5-11 классов),
- основная образовательная программа МАОУ СОШ №4;
- примерные программы предметной линии учебников «Полярная звезда».5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Данная рабочая программа предполагает изучение учебного материала, учитывая особые образовательные потребности всех детей с разной степенью нарушений развития, позволяет обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Продолжительность учебных занятий в инклюзивных классах не превышает 40 минут.
Программа адаптирована для обучающегося 6Г класса, Пертова Ивана, имеющего статус ребенка с ОВЗ. Обучение Петрова Ивана осуществляется по учебникам для общеобразовательных классов и авторским программам, реализуемым в классах также общеобразовательной направленности. Учитывая рекомендации ПМПК, а также способности ученика контрольные и практические работы составляются пониженной степени сложности.
География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- комплексного представления о географической среде как о среде (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно –общественных территориальных систем, формирующих и развивающихся по определенным законам;
-умение ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демографическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Для изучения курса используется учебник «География» для 5—6 классов разработанный в рамках системно-деятельностного подхода в обучении с учётом требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Содержание курса 5—6 классов даёт первоначальные знания о природе Земли, об основных этапах её географического освоения и направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Целями изучения географии в основной школе являются:
-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона)
-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
-понимание основных природных, социально- экономических, экологических геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
-формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
-формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
-формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения путешествия, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства;
-формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов (план, карта, приборы, объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
-формирование опыта творческой деятельности, социально- коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, компьютерные программы, презентации);
-понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания
-всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи, ориентацию в разнообразных природных, социально - экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной областибудущей практической деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
3) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
7) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1 Гидросфера.
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Практическая работа №1 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы (окраинные, внутренние и межостровные моря, крупные реки)».
Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Раздел 2 Атмосфера.
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Практическая работа №2 «Составление характеристики погоды»
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.
Раздел 3 Биосфера.
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.
Раздел 4 Географическая оболочка.
Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Практическая работа №3 «Нанесение на контурную карту природных зон мира».
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНРОВАНИЕ
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
1. |
Введение. Состав и строение гидросферы. |
1 |
Гидросферам – водная оболочка Земли |
||
2-3. |
Мировой океан. |
2 |
4. |
Практическая работа №1 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы (окраинные, внутренние и межостровные моря, крупные реки)». |
1 |
5. |
Воды океана. |
1 |
6-7. |
Реки – артерии Земли. |
2 |
8. |
Озера и болота. |
1 |
9. |
Подземные воды и ледники. |
1 |
10. |
Описание водного объекта своей местности. |
1 |
11. |
Гидросфера и человек. |
1 |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли |
||
12. |
Состав и строение атмосферы. |
1 |
13-14. |
Тепло в атмосфере . |
2 |
15. |
Атмосферное давление. |
1 |
16. |
Ветер. |
1 |
17-18. |
Влага в атмосфере. |
2 |
19. |
Погода и климат. |
1 |
20 |
Практическая работа №2 «Составление характеристики погоды». |
1 |
21. |
Атмосфера и человек. |
1 |
Биосфера – живая оболочка Земли |
||
22. |
Биосфера – живая оболочка Земли. |
1 |
23 |
Почвы. |
1 |
24. |
Биосфера – сфера жизни. |
1 |
25. |
Обобщение по теме « Биосфера – живая оболочка Земли». |
1 |
26. |
Географическая оболочка. |
1 |
27. |
Природные зоны. |
1 |
28. |
Практическая работа №3 «Нанесение на контурную карту природных зон мира». |
1 |
29-30 |
Культурные ландшафты. |
2 |
31. |
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса. |
1 |
32. |
Анализ итоговой контрольной работы за курс 6 класса. |
1 |
33. |
Повторение и систематизация знаний за курс 6 класса. |
1 |
34. |
Повторение и систематизация знаний за курс 6 класса. |
1 |
35. |
Повторение и систематизация знаний за курс 6 класса. |
1 |
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1 вариант
А1. Как называют участки суши, глубоко вдающиеся в океан?
А2. Какой пролив соединяет два моря, два океана и разделяет два материка, два полуострова, два государства?
А3. Какой газ преобладает в атмосфере?
А3. Как изменится температура воздуха при подъеме на 1 км?
А4. В какое время суток холоднее всего?
А5. Какой прибор используют для измерения атмосферного давления?
А6. Как называется ветер, который днем дуем с моря на сушу, а ночью – с суши на море?
А7. Какие облака являются самыми низкими?
А8. Какие организмы появились на Земле первыми?
А9. Определите природную зону по ее описанию.
Для этих лесов характерно самое большое видовое разнообразие. Густая крона деревьев почти не пропускает солнечный свет, поэтому здесь мало трав и кустарников. Стволы деревьев обвиты лианами. Цветение и плодоношение происходит несколько раз в год.
В1. Как называется река с ее притоками?
В2. Какое влияние на климат оказывают теплые течения?
С1. Укажите три основные характеристики погоды.
С2. Укажите главную причину смены погоды.
2 вариант
А1. Какой самый высокий водопад на Земле?
А2. Вода в океане замерзает при температуре:
А3. Какое течение самое мощное на Земле?
1) Гольфстрим
2) Западных ветров
3) Лабрадорское
4) Норвежское
А3. Чем вызвана на Земле смена времен года?
А4. В какое время суток холоднее всего?
1) вращением Земли вокруг своей оси
2) вращением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном оси к плоскости орбиты
3) вращением Земли вокруг Солнца
4) влиянием Луны
А5. На какой параллели теплее?
А6. Что влияет на образование почвы?
А7. Какое из указанных морей не относится к бассейну ни одного океана?
А8. Какая река относится к бассейну Атлантического океана?
1) Волга
2) Днепт
3) Кама
4) Обь
А9. Определите природную зону по ее описанию.
Среди равнин, покрытых густыми травами, возвышаются редкие низкорослые деревья, имеющие, как правило, зонтиковую крону. Среди почв преобладают красноземы. Богатый животный мир представлен преимущественно растительноядными животными. Главная особенность климата данной природной зоны состоит в четкой смене сухого и влажного периодов.
В1. Как называется река с ее притоками?
В2. В каком районе мира все окна дома могут быть обращены только на север?
С1. Почему воды океана называют «жидкой рудой».
С2. Чем климат отличается от погоды.
1 вариант |
2 вариант |
||
А1 |
2 |
А1 |
3 |
А2 |
3 |
А2 |
3 |
А3 |
3 |
А3 |
2 |
А4 |
1 |
А4 |
2 |
А5 |
1 |
А5 |
1 |
А6 |
4 |
А6 |
4 |
А7 |
2 |
А7 |
3 |
А8 |
4 |
А8 |
4 |
А9 |
2 |
А9 |
2 |
В1 |
Речная система |
В1 |
Речная система |
В2 |
Теплое течение способствует выпадению осадков и смягчает климат, уменьшает резкие колебания температур в зимний период |
В2 |
На Южном полюсе Земли все направления только на север |
С1 |
Температура, давление, направление и сила ветра, влажность воздуха, облачность, осадки (любые три из этих признаков) |
С1 |
В океанической воде растворено множество солей, химических элементов, в том числе металлов. |
С2 |
Погода меняется при изменении направления ветра, благодаря которому приходят воздушные массы, различающиеся по своим свойствам и определяющие погоду |
С2 |
Климат – повторяющийся из года в год режим погоды, а погода – состояние тропосферы в данное время и в данном месте. Климат постоянен, погода изменчива. |
Ответы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.