Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»
Оценка 4.8

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
10.02.2017
Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»
Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г., а также планируемыми результатами начального общего образования на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией С.Г.Шевченко, 2006 г. с учетом возможностей программы «Школа России»и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту. В основу разработки программы развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Адаптированная образовательная программа.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  основная общеобразовательная школа № ПРИНЯТО Педагогическим советом Председатель «__»  ________  2015 г. Адаптированная образовательная программа                    для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России» Программу составила: учитель начальных классов первой квалификационной категории Попова Татьяна Ивановна 2015­16 уч. год Пояснительная записка          Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого­медико­педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.       Общие особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые следует принимать во внимание: ­ недостаточная  сформированность учебно­познавательных мотивов, интересов; ­   несформированность   универсальных   учебных   действий   или   их   предпосылок, организующих деятельность; ­ истощаемость психических функций или инертность психических процессов; ­ низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации; ­ замедленное и ограниченное восприятие; ­ недостатки речевого развития; ­ недостатки развития мыслительной деятельности; ­ отставание в развитии словесно­логического мышления; ­ трудности в использовании символических, графических средств; ­ недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности; ­ низкая самостоятельность в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности; ­ затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности; ­ пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; ­ недостатки в развитии личности (неуверенность в себе, зависимость от окружающих,  ­ низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).                   Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и   самих   образовательных   маршрутов,   соответствующих   возможностям   и   потребностям обучающихся   с   ЗПР   и   направленных   на   преодоление   существующих   ограничений   в получении образования.  Адаптированная   основная   образовательная   программа   начального   общего   образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной норм.  1. Нормативные документы для разработки индивидуального плана Нормативно­правовую   базу   разработки   индивидуального   образовательного   плана обучающихся с задержкой психического развития составляют:   • Федеральный   закон   Российской   Федерации   «Об   образовании   в   Российской Федерации»   N   273­ФЗ   (в   ред.   Федеральных   законов   от   07.05.2013   N   99­ФЗ,   от 23.07.2013 N 203­ФЗ); • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с задержкой психического развития;  • Нормативно­методические   документы   Минобрнауки   Российской   Федерации   и другие нормативно­правовые акты в области образования, • Примерная   адаптированная   основная   образовательная   программа   общего образования,   разработанная   на   основе   ФГОС   для   обучающихся   с   задержкой психического развития;  адаптированная   образовательная   программа   для   детей   с   ограниченными возможностями здоровья в условиях  • • Учебный план  специального (коррекционного) обучения; • Реализация адаптированного образовательного плана направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое,   в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.    социально­личностное,   интеллектуальное,   физическое) 2. Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка, обучающегося в инклюзивном классе. Задачи: 1   .   Создать   условия   для   освоения   образовательной   программы   всеми   учащимися инклюзивного класса: — организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды; — создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого; — формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации; —   применение   адекватных   возможностям   и   потребностям   обучающихся   современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы; — адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ; —   адаптация   имеющихся   или   разработка   необходимых   учебных   и   дидактических материалов и др. • Создать   условия   для   адаптации   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в группе сверстников, школьном сообществе: —   организация   уроков,   внеучебных   и   внеклассных   мероприятий   с   использованием интерактивных форм деятельности детей; — организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы; —   использование   адекватных   возможностям   детей   способов   оценки   их   учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности. • Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки : —   специалистов   психолого­педагогического   сопровождения   к   участию   в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе; — формирование запроса на методическую и психолого­педагогическую поддержку  со стороны специалистов школы: психолога и логопеда. —   организация   взаимодействия   с   родителями   в   духе   сотрудничества   и   разделения ответственности. ­ Повышать профессиональную компетенцию. 3.Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития. Особые   образовательные   потребности   различаются   у   обучающихся   с   ОВЗ   разных категорий,   поскольку   задаются   спецификой   нарушения   психического   развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об   особенностях   психофизического   развития   разных   групп   обучающихся   позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.  • • • • • •     непрерывности   обеспечивающего коррекционно­развивающего К общим потребностям относятся:   выделение   пропедевтического   периода   в   образовании, преемственность между дошкольным и школьным этапами;  обязательность   процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;  раннее получение специальной помощи средствами образования;    психологическое   сопровождение,   оптимизирующее   взаимодействие   ребенка   с педагогами и соучениками;   психологическое   сопровождение,   направленное   на   установление   взаимодействия семьи и образовательной организации;  постепенное расширение образовательного  пространства,  выходящего за пределы образовательной организации.  Специфические образовательные потребности:  • • • • • • • • • • • • в задач,  решаемых  учебно­познавательных  увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования до 5 лет;  наглядно­действенный характер содержания образования;  системы  упрощение процессе образования;  специальное   обучение   «переносу»   сформированных   знаний   и   умений   в   новые ситуации взаимодействия с действительностью;  необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;  обеспечение  особой  пространственной  и  временной  организации  образовательной среды   с   учетом   функционального   состояния   центральной   нервной   системы   и нейродинамики   психических   процессов   обучающихся   с   задержкой   психического развития;  использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;  стимуляция   познавательной   активности,   формирование   потребности   в   познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;  специальная   психокоррекционная   помощь,   направленная   на   формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;  специальная   психокоррекционная   помощь,   направленная   на   формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих   трудностей,   формированию   умения   запрашивать   и   использовать помощь взрослого;  специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;  специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально   одобряемого   поведения   в   условиях   максимально   расширенных социальных контактов. 1 Направления коррекционно­развивающей  работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья    Направления коррекционно­развивающей работы определяются в зависимости от характера ведущего нарушения в развитии у обучающегося и от особенностей и степени проявления вторичных недостатков. Представим   общие   направления   коррекционно­развивающей   работы   с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, которые целесообразно реализовывать в работе с детьми независимо от характера ведущего нарушения. Формирование умений учебной деятельности. Например, формирование (развитие) умения: ­ ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме; ­ вычленять в задании содержащуюся в нем задачу, которую предстоит решить; ­ устанавливать последовательность действий по выполнению задачи; ­   удерживать   в   процессе   деятельности   программу   выполнения   задания, представленную в устной форме и др. Развитие ориентировки в пространстве. Например, формирование (развитие) умения: ­ определять (находить) объекты по двум заданным параметрам пространственного расположения; ­ анализировать расположение частей собственного тела по вертикальной оси, по оси «право­лево» и др.; ­ ориентироваться в расположении объектов относительно собственного тела (показ и называние); ­   выполнять   пространственный   анализ   взаиморасположения   объектов   друг относительно друга; ­ обозначать словесно пространственные отношения между предметами и др. Развитие зрительного восприятия. Например, формирование (развитие) умения: ­ классифицировать объекты по цвету; ­ узнавать предметы на схематических изображениях, зашумленных изображениях; ­ выполнять зрительный анализ предметного изображения с мелкими деталями; ­ устанавливать признаки сходства и различия в изображения и др. Развитие слухового восприятия. Например, формирование (развитие) умения: ­ различать (узнавать) звуки (природные, бытовые и др.); ­ различать фонемы в собственном произношении; ­ определять последовательность звуков в слове; ­ определять количество звуков в слове и др. Развитие   кинестетического   восприятия,   мелкой   моторики   рук,   зрительно­ моторной и слухо­моторной координации. Например, формирование (развитие) умения: ­   воспроизводить   положения   пальцев   на   руке   по   зрительному   образцу   или   по словесной инструкции; ­ копировать изображения предметов, символов с доски (с листа); ­ копировать ряды изображений предметов, символов. Развитие памяти. Например, формирование (развитие) умения: ­ создавать внешние опоры для запоминания материала; ­ использовать графические опоры для запоминания и воспроизведения материала; ­ создавать и использовать смысловые опоры для запоминания и воспроизведения информации и др. Развитие мышления. Например, формирование (развитие) умения: ­   выделять   существенные   и   несущественные   признаки   объектов   при   их непосредственном восприятии; ­ группировать объекты по заданному признаку; ­ выполнять разные классификации одной и той же группы объектов; ­ формулировать словесно­логическое умозаключение; ­ структурировать материал, составляя схему. Развитие устной речи. Например, формирование (развитие) умения: ­ называть окружающие предметы, признаки предметов, выполняемые действия и др.; ­ использовать в речи слова, имеющие абстрактное значение; ­ образовывать существительные при помощи определенных суффиксов; ­   составлять   простые   распространенные   предложения   с   опорой   на   сюжетную картинку; ­ составлять рассказ­описание предмета на основе представлений о нем. ­ составлять вопросный план текста. Принципы коррекционно­развивающей работы, определяющие   методику   коррекционно­развивающей   работы   с   детьми   с ограниченными возможностями здоровья. При   разработке   системы   заданий   (занятий)   с   обучающимися   с   ограниченными возможностями   здоровья   обязательно   следует   учитывать   представленные   ниже принципы.   Именно   данные   принципиальные   положения   определяют   методику проведения   коррекционно­развивающих   занятий   с   детьми   с   ограниченными возможностями   здоровья   и   будут   способствовать   достижению   планируемых результатов: 1.Создание   условий   для   возникновения   у   детей   положительных   эмоций   в процессе осуществляемой деятельности. Наиболее   эффективной   для   развития   ребенка   является   эмоционально   приятная деятельность. Поэтому первое задание в системе заданий, направленных на развитие и   коррекцию   определенной   функции,   должно   быть   простым   и   успешность   его выполнения ребенком должна создавать эмоционально положительный фон. 2.Осуществление   коррекционной   работы   на   занятии   в   зоне   «ближайшего развития». Коррекционно­развивающая работа предполагает формирование отсутствующих у детей или недостаточно сформированных умений. В соответствии с этим следует реализовать три методических аспекта: ­   подобрать   задания,   которые   дети   еще   не   умеют   самостоятельно   и   уверенно успешно выполнять; ­ определить возможные вари анты помощи в случае затруднений при выполнении заданий; ­   в   случае   затруднения   помощь   предлагается   дозировано:   от   стимулирующей,   к направляющей. Затем к обучающей. 3. Использование   для   формирования   обобщенных   умений   разного   по содержанию материала. Например,   при   формировании   умения   сравнивать   следует   привлекать   материал различных   предметных   областей:   математики   (цифры,   числа,   примеры,   задачи), русского языка (буквы, слоги, слова, предложения) и др. 4.Учет роли целенаправленной двигательной активности в коррекции нарушений развития у детей. Неподвижный   ребенок   не   обучается   и   не   развивается.   Необходимо   в   структуре коррекционного занятия предусматривать двигательную активность детей. 5.Учет   последовательности   развития   психических   функций   при   определении характера заданий и их усложнении. Этот   принцип   определяет   подбор   системы   заданий   в   рамках   разработки электронного курса дистанционного обучения. Например, при формировании умения дифференцировать фигуры система задания должна   быть   ориентирована   на   реализацию   следующей   последовательности действий: ­ подбор к образцу; ­ выбор фигуры заданной формы; ­ называние фигур – эталонов формы. 6.Реализация   принципа   «спирали»   в   процессе   овладения   детьми   новыми умениями, способами деятельности. Реализация принципа предусматривает выполнение детьми одного и того же по сути действия с постепенным повышением уровня сложности. Усложнение может осуществляться в разных направлениях: ­   увеличение   количества   объектов,   с   которыми   производятся   определенные действия; ­   изменение   характера   материала,   с   которым   осуществляется   определенная деятельность.   Например,   от   действий   с   предметами   к   действиям   с   их изображениями, к действиям с понятиями; ­   изменение   способа   выполнения   определенной   деятельности:   от   действий   по образцу к действиям по памяти, далее к действиям по словесной инструкции, затем к действиям по представлению. 7. Постепенное усложнение деятельности детей на основе оценки успешности их продвижения в развитии.   При разработке системы заданий следует переходить от заданий одного уровня сложности   к   заданиям   более   высокого   уровня   на   основе   оценки   успешности продвижения детей. Если дети «застряли», не научившись выполнять определенное действие осознанно, то нет смысла переходить к более сложному уровню деятельности. 8.Стимулирование   детей   к   оречевлению   цели,   программы   и   результата деятельности. У   значительной   массы   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   имеют место нарушения в звене программирования и контроля. С этой целью необходимо усиление речевой регуляции деятельности детьми: ­   введение   речевого   контроля   программы   действий:   предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем»; ­ требование словесного отчета обучающегося по итогам выполнения задания. Подобного   рода   инструкции   следует   предусмотреть   при   разработке   системы заданий в рамках программы. 9 Организация   неоднократного   выполнения   детьми   определенной деятельности. Формирование умений в определенной области развития требует неоднократного выполнения определенных действий. Для предотвращения снижения интереса детей к   повторным   выполнениям   одного   и   того   же   рода   заданий   следует   обеспечить разнообразие   их   внешнего   оформления   при   сохранении   единства   внутренней психологической направленности. 4.Индивидуальный учебный план (недельный) Учебные  Филология Математика  Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Искусство Предметы Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Художественное творчество: занятие Бумагопластика Умники и умницы Технология (Труд) Физическая культура Итого по обязательной части Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при   5­дневной   учебной   неделе   и   6­   дневной   в   4 классе (требования СанПиН) Внеурочная деятельность Общекультурная направленность   театральное Интеллектуальное Итого: Логопедические занятия Занятия с психологом Кол­во часов 5 4 4 2 1 1 1 3 21 23 1 (понедельник) 1(вторник) 2 4 1 (пятница) Групповое 1 Индивидуальное 1 Итого: 3             ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования, требованиями   Примерной   основной   образовательной   программы   ОУ,   Концепции специальных   федеральных   государственных   образовательных   стандартов   для   детей   с ограниченными возможностями здоровья, 2009г., а также планируемыми результатами начального общего образования на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида подготовительный, 1­4 классы»   под редакцией  С.Г.Шевченко, 2006 г. с учетом возможностей программы «Школа   России»и   ориентирована   на   работу   по   учебно­методическому   комплекту.  В основу   разработки   программы   развития   заложены   дифференцированный   и деятельностный подходы.  Планируемые результаты освоения обучающимся   адаптированной  программы 1 класса начальной школы • ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В   обучении   грамоте     выделяются   3   периода:   подготовительный,   букварный   и послебукварный. В течение этого времени ведется работа по развитию фонематического слуха   детей;   обучению   их   первоначальному   письму;   расширению   и   уточнению представлений   детей   об   окружающей   действительности;   обогащению   словаря   уч­ся   и развитию   письменного   вида   речи   (письмо).   Учитывая   разный   уровень   дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный   подход   в   проведении   занятий   по   формированию   первоначальных умений и навыков письма.  Одной   из   важных   задач   обучения   русскому   языку   в   1   ­4   классах   является формирование   навыков   каллиграфически   правильного   написания   слов.   В   1   классе   эта задача выступает в качестве самостоятельной цели Требования к уровню подготовки обучающегося Учащийся должен знать: • все буквы русского алфавита, соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; основные отличия звуков от букв, использовать в активной речи термины звук, буква; • правила гигиены письма Учащийся должен уметь: • • последовательно  выделять  звуки из слов, написание которых  не расходится с произношением; различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки, правильно их называть; использовать в  активной речи термины  гласный звук,   согласный   звук,   твердый   coгласный   звук,   мягкий   согласный   звук, глухой согласный звук, звонкий согласный звук; • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и, е, ё,ю,я и мягким знаком (ь); • правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы (о­а, и­у, л­м, и­ш, п­т, н­к, д­б, г­р, г­п, Р­П, Е­3); • определять и обозначать в слове ударную гласную, использовать термин ударение', делить слова   на  слоги,   выделять  предложение   (заглавной   буквой   и   точкой);   использовать   термин предложение;  вычленять   слова   из   предложений,   состоящих   из   двух—пяти  слов; использовать термин слово; • писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных; • списывать   с   печатного   и   рукописного   текста   слова   и   предложения,   опираясь   на орфографическое чтение и зрительное восприятие списываемого, проверять правильность выполненной работы; • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и текст, состоящий из таких слов (15—20 слов). Чтение Учащийся должен знать: • • • • • • • • • • • все буквы русского алфавита, соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; основные отличия звуков от букв,  использовать в активной речи термины звук, буква;  правила гигиены письма и чтения;  наизусть три—пять стихотворений. Учащийся должен уметь: различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки, правильно их называть;  использовать в    активной речи термины  гласный звук, согласный звук, твердый coгласный   звук,   мягкий   согласный   звук,   глухой   согласный   звук,   звонкий согласный звук; определять и обозначать в слове ударную гласную, использовать термин ударение,  использовать термин предложение;  вычленять слова из предложений, состоящих из двух—пяти слов;  использовать термин слово; • • • читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты (15­20 слов в минуту);  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; воспринимать   на   слух   небольшую   сказку,   рассказ,   загадку,  стихотворение, рассказывать, о чем слушали, давать простейшую оценку прочитанного (по вопросам учителя   или   по   иллюстрациям),   соблюдая   соответствующую   громкость   и   темп высказываний;  • употреблять слова приветствия, прощания, благодарности, выражающие просьбу. • РУССКИЙ ЯЗЫК По окончании 1­го класса в области «Система языка»: фонетика, орфоэпия, графика  учащийся научится: — слушать и различать звуки речи; — различать звуки и буквы; — выделять отдельные звуки в словах; — определять количество звуков и их последовательность в словах; — различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные звонкие  и глухие, парные и непарные по звонкости­глухости; — различать твердые и мягкие согласные звуки, только твердые ([ж], [ш], [ц]) и только  мягкие согласные звуки ([ч’], [щ’], [й’]); — определять способы обозначения мягкости согласных звуков на письме (буква мягкий  знак (ь), буквы е, ё, ю, я); — правильно писать сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; — использовать небуквенные графические средства (пробел между словами, знак переноса, абзац при списывании). Учащийся учится (имеет возможность научиться): — слышать звучание русской речи и узнавать ее; — понимать смыслоразличительную роль звуков и ударения в слове (маска — марка,  кружки — кружки); — определять случай расхождения звукового и буквенного состава слов (нора — норы, дуб — дубы, кон — конь, ёлка); — выделять (называть, узнавать) буквы е, ё, ю, я, которые в начале слова обозначают два  звука; — различать на слух слабые и сильные позиции звуков в слове. Лексика Учащийся научится: — различать слова близкие по смыслу и слова противоположные по смыслу. Учащиеся учатся (получат возможность научиться): — подбирать слова, соответствующие теме текста, рисунка; — различать смысловые и эмоциональные оттенки слов. Морфология. Слово Учащийся научится: — различать реальные предметы, их действия и признаки и слова, которые называют данные предметы, их действия и признаки; — различать слова­названия предметов, слова­названия действий предметов, слова­ названия признаков предметов; — различать (выделять) имена собственные; — орфографически правильно записывать имена собственные. Учащийся учится (имеет возможность научиться): — различать слова, близкие и противоположные по смыслу; — устанавливать последовательность слов, называющих действия, в порядке нарастания их качества (идет, бежит, мчится). Синтаксис и пунктуация. Предложение Учащийся научится: Предложение: — понимать, что наша речь состоит из предложений, различных по цели высказывания (без  терминологии) и эмоциональной окраске); — различать предложения и группы слов, не выражающих законченную мысль; — объяснять основные признаки предложения: законченность мысли и завершенность  интонации; — различать предложение­сообщение, предложение­вопрос, предложение­просьбу, приказ,  совет; — составлять предложения из данных слов, если надо, изменяя форму слов; — выделять (слышать) предложения в звучащем тексте и в написанном тексте без знаков  препинания (в небольших текстах из простых предложений в 4­5 слов с четкой  грамматической основой); — грамотно оформлять предложение на письме: раздельно писать слова в предложении; употреблять прописную букву в начале предложения и знаки препинания (точка,  вопросительный, восклицательный знак) в конце предложения; — грамотно списывать тексты (10­12 слов) без искажения слов и пропуска букв с  печатного и письменного текста. Учащийся учится (имеет возможность научиться): — различать предложение по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной  окрашенности (восклицательные и невосклицательные предложения); — составлять предложения из слов, данных в начальной форме; — записывать небольшие стихотворные тексты, загадки по памяти. Речевое развитие Учащийся научится: — применять на практике умение выбирать в соответствии с речевой ситуацией слова,  выражения, интонацию общения; — соблюдать нормы речевого этикета; — подбирать заглавие к данному тексту, составлять небольшие тексты на заданную тему,  предлагать предложения­подписи к иллюстрации; — придумывать сказки, истории по рисунку или предложенному началу («Однажды…»); — интонировать тексты (выбирать интонацию) в соответствии с их особенностями (сказка,  загадка, пословица, скороговорка, колыбельная песня), соблюдая нормы современного  русского литературного языка; — точно в соответствии с речевой ситуацией, выбирать слова, которые описывают окружающий мир (природу, события в классе и т.д.) или то, что изображено на рисунке; — различать смысловые и эмоциональные оттенки слов. Учащиеся учатся (имеют возможность научиться): — строить монологические высказывания (с участием учителя) по аналитическим планам,  вести диалог; — толковать значение слов по контексту или при подборе слов­синонимов и слов­ антонимов. Орфография и пунктуация Учащийся научится: — применять на практике правила правописания: прописная (большая) буква в начале предложения, в именах собственных (в именах людей,  кличках животных); написание слов с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу (в ударных слогах); обозначение на письме мягкости согласных звуков мягким знаком (ь) и буквами е, ё, ю, я; написание слов типа яма, ёлка; правописание слов с непроверяемыми орфограммами, указанными в программе; — употребление знаков препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак) в  зависимости от цели высказывания предложений и эмоциональной окраски; — правильно, безошибочно списывать слова и предложения, написанные печатным и  рукописным текстом; — писать под диктовку тексты с известными орфограммами. Учащийся учится (имеет возможность научиться): — находить слова в предложении, в тексте, в которых произношение безударных гласных и парных согласных звуков в конце слова расходится с их обозначением на письме; — находить слова­помощники (проверочные слова) для правильного написания слов с  безударными гласными и парнымисогласными в конце слова. Механизм определения уровня обученности и развития  При   выявлении   уровня   развития   умений   и   навыков   по   фонетике,   грамматике, правописанию   необходимо   учитывать   развитие   каллиграфического   навыка,   знаний, умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи. Высокому   уровню развития   навыка   письма   соответствует   письмо   с   правильной каллиграфией. Допускается 1­2 негрубых недочёта. Среднему   уровню развития   навыка   письма   соответствует   письмо,   если   имеется   2­3 существенных   недочёта   (несоблюдение   наклона,   равного   расстояния   между   буквами, словами,   несоблюдение   пропорций   букв   по   высоте   и   ширине   и   др.)   и   1­2   негрубых недочёта. Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками. К числу негрубых недочётов относятся: ­ частичные искажения формы букв; ­ несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв; ­ наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв; ­ выход за линию рабочей строки, недописывание до неё; ­ крупное и мелкое письмо; ­ отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами. Высокому   уровню развития   знаний,   умений   и   навыков   по   орфографии   соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу. Среднему   уровню развития   знаний,   умений   и   навыков   по   орфографии   соответствует письмо,   при   котором   число   ошибок   не   превышает   5   и   работы   не   содержат   более   5­7 недочётов. Низкому   уровню развития   знаний,   умений   и   навыков   по   орфографии   соответствует письмо, в котором число ошибок без ошибок и недочётов превышает указанное количество. Критериями оценки сформированности устной речи являются: ­ полнота и правильность ответа; ­ степень осознанности усвоения излагаемых знаний; ­ последовательность изложения; ­ культура речи. Высокому   уровню развития   устной   речи   соответствуют   полные,   правильные,   связные, последовательные   ответы   ученика   без   недочётов   или   допускается   не   более   одной неточности в речи. Среднемууровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов. Низкому   уровню развития   устной   речи   соответствуют   ответы,   если   ученик   в   целом обнаруживает   понимание   излагаемого   материала,   но   отвечает   неполно,   по   наводящим вопросам,   затрудняется   самостоятельно   подтвердить   правило   примерами,   допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при   помощи   учителя,   излагает   материал   несвязно,   недостаточно   последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений • ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ У   ученика   наблюдается   нарушение   техники   чтения,   вследствие   нарушения звукопроизношения   и   темпа,   нарушения   прослеживания   строки,   понимание   смысла вследствие   психо­речевого   недоразвития.     Коррекционная   направленность   реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов  и   приёмов:   чтение   слоговых  таблиц,   опора  на  предварительный   и  тщательный анализ   текста   и   словарную   работу,   громкое   чтение,   прослеживание   строки   с   помощью линейки. Учащийся научится: Виды речевой и читательской деятельности • • • воспринимать на слух различные виды текстов,  осознавать   цель   чтения   в   соответствии   с   содержанием   шмуцтитула   (я   хочу прочитать стихотворения о буквах;  мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;  читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; • • • • • • • • проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;  различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок; принимать   участие   в   коллективных   беседах   по   прочитанным,   прослушанным произведениям;  отвечать  на  вопросы   по  содержанию   на  основе  прослушанных  и прочитанных самостоятельно вслух текстов;  уметь   отвечать   на   вопросы   «Почему   автор   дал   своему   произведению   такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;  называть   действующих   лиц   прочитанного   или   прослушанного   произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;  различать   научно­познавательный   и   художественный   тексты;   выявлять   их особенности под руководством учителя;  анализировать   с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками; читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить  содержание произведения с пословицей и поговоркой.   Учащийся получит возможность научиться:  • • • • • • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула и собственным интересом к чтению;  читать   целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать  настроение автора читаемого текста;  ориентироваться   в   информационном   аппарате   учебной   книги,   её   элементах, опираться   на   них   при   выборе   книги;   находить   сходные   элементы   в   книге художественной. просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации   (справочная   литература)   по   совету   взрослых;   фиксировать   свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению». осмыслять   нравственное   содержание   пословиц,   поговорок,   мудрых   изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни; распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.    Учащийся научится: Творческая деятельность • • • • читать, соблюдая  орфоэпические и интонационные нормы чтения; пересказывать   текст   подробно   на   основе   картинного   плана   под   руководством учителя; восстанавливать   деформированный   текст   на   основе   картинного   плана   под руководством учителя; составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…). Учащийся получит возможность научиться:  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя; • • составлять   небольшие   высказывания   о   ценности   дружбы   и   ценности   семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания   со смыслом   пословиц   и   поговорок   о   дружбе   и   семейных   ценностях;   употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем; сочинять   свои   загадки   в   соответствии   с   представленными   тематическими  группами. Учащийся научится: Литературоведческая пропедевтика: • • • • различать   произведения   по   жанру:   загадка,   песенка,   загадка,   потешка   (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы); отличать прозаический текст от поэтического; отличать художественный от научно­популярного; находить отличия между научно­ познавательным и художественным текстом.  называть героев произведения, давать их простейшую характеристику. Учащийся получит возможность научиться:  • Отгадывать   загадки   на   основе   выделения   существенных   признаков   предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять   загадки   по   тематическим   группам,   составлять   свои   загадки   в соответствии с тематическими группами. • Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.); использовать   знания   о   рифме,   особенностях   жанров   (стихотворения,   сказки,   загадки, небылицы,   песенки,   потешки),   особенностях   юмористического   произведения   в   своей литературно­творческой деятельности.  Механизм определения уровня обученности и развития  В начале учебного года проводится анализ внешней характеристики речи  ученика, затем по специальной   методике   выявляется   уровень   готовности   первоклассника   к   обучению   в школе. Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в  журнале. При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать: осознанность,   способ   чтения,   беглость,   правильность,   выразительность,   владение речевыми навыками и умениями работы с текстом. Высокому   уровню развития   навыка   чтения   соответствуют   плавный   слоговой   способ чтения без ошибок при темпе не менее 25­30 слов в минуту (на конец учебного года), понимание   значения   отдельных   слов   и   предложений,   умение   выделить   главную   мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20­25 слов в минуту (на конец учебного   года).   Учащийся   не   может   понять   отдельные   слова   при   общем   понимании прочитанного,   умеет   выделить   главную   мысль,   но   не   может   найти   в   тексте   слова   и выражения, подтверждающие эту мысль. Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по буквам при темпе ниже 20   слов   в   минуту   без   смысловых   пауз   и   чёткости   произношения,   непонимание   общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию. • МАТЕМАТИКА По   причине   снижения   способности   запоминать,   недостаточного   развития   всех   видов памяти   на   уроках   активно   будут   использованы   зрительные   опорные   карточки.   Для компенсации нарушений представлений о натуральном виде чисел и о счетных операциях обучение   будет   проходить   с   опорой   на   предметно   практическую   деятельность,   с использованием счетной линейки, цифрового ряда, цифрового домино. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: • • • • • • • считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова   и   т.п.)   и   устанавливать   порядковый   номер   того   или   иного   предмета   при указанном порядке счета; читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20; объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи; выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;  распознавать   последовательность   чисел,   составленную   по   заданному   правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение   или   уменьшение   числа   на   несколько   единиц   в   пределах   20)   и продолжать ее;  выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;  читать   и   записывать   значения   величины   длины,   используя   изученные   единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними:    1 дм = 10 см.  Учащийся получит возможность научиться: • • вести счет десятками; обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ Учащийся научится: • • • • понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах   и   в   математических   записях   с   использованием   знаков   действий   и   знака равенства; выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по   частям;   выполнять   сложение   с   применением   переместительного   свойства сложения;  выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10); объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20. Учащийся получит возможность научиться: • • • выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20; называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента; проверять и исправлять выполненные действия. РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ Учащийся научится: • • • • решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;  составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов; устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать   ее   на   моделях,   выбирать   и   объяснять   арифметическое   действие   для решения задачи; составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению; Учащийся получит возможность научиться: • • • составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения; отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения; проверять и исправлять неверное решение задачи. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Учащийся научится: • • • • • понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета   на   плоскости   и   в   пространстве,   следовать   инструкции,   описывающей положение предмета на плоскости; описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;  находить   в   окружающем   мире   предметы   (части   предметов),   имеющие   форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга); распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг); находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч). Учащийся получит возможность научиться: • выделять   изученные   фигуры   в   более   сложных   фигурах   (количество   отрезков, которые   образуются,   если   на   отрезке   поставить   одну   точку   (две   точки),   не совпадающие с его концами ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: • • • измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними; чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки; выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету. Учащийся получит возможность научиться: • соотносить   и   сравнивать   величины   (например,   расположить   в   порядке   убывания (возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см). РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Учащийся научится: • • • читать небольшие готовые таблицы; строить несложные цепочки логических рассуждений; определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку. Учащийся получит возможность научиться: • определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами; проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами. Механизм определения уровня обученности и развития    При   определении   уровня   развития   умений   и   навыков   по   математике   необходимо учитывать   развитие   устных   и   письменных   вычислительных   навыков, сформированность  умения   решать   простые  задачи,  ориентироваться  в   простейших геометрических понятиях. Высокому уровню развития устных вычислительных  навыков соответствует  осознанное усвоение   изученного   учебного   материала   и   умение   самостоятельно   им   пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро. Среднему   уровню развития   устных   вычислительных   навыков   соответствуют   ответы,   в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приёмы вычислений. Низкому   уровню развития   устных   вычислительных   навыков   соответствуют   ответы,   в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала. Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно. Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок. Низкому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено более 3 грубых ошибок. Высокому уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых   ученик   может   самостоятельно   и   безошибочно   решить   задачу   (составить   план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи). Среднему уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3­4 негрубых ошибок. Низкому   уровню сформированности   решать   задачи   соответствуют   работы   и   ответы,   в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубых ошибок. Высокому   уровню сформированности   умения   ориентироваться   в   геометрических понятиях   соответствуют   умения   называть   геометрические   фигуры   и   их   существенные признаки   (кривая   и   прямая   линии,   луч,   отрезок,   ломаная,   угол,   треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль. Среднему   уровню сформированности   умения   ориентироваться   в   геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур. Низкому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, не соответствующие указанным требованиям. • ОКРУЖАЮЩИЙ МИР   У учащегося   наблюдается недоразвитие словаря, снижение способности связной речи вследствие   задержки   темпа   психоречевого   развития.   Коррекционная   направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов, создание специальных условий: проводится словарная работа – толкование смысла слова, подбор синонимов, антонимов, подбор родственных слов, опора на план, наглядность, пересказ по вопросам. Обучающийся научится: ­­­ правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);  — различать флаг и герб России; — узнавать некоторые достопримечательности столицы; — называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; — проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; — проводить опыты с водой, снегом и льдом; — различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия); — различать овощи и фрукты; — определять с помощью атласа­определителя  растения и животных; — описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку); — сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; — сравнивать реку и море; — использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; — находить на глобусе холодные и жаркие районы;  — различать животных холодных и жарких районов; — изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;  — различать прошлое, настоящее и будущее; — называть дни недели и времена года в правильной последовательности; — соотносить времена года и месяцы; — находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; — объяснять причины возникновения дождя и ветра; — перечислять цвета радуги в правильной последовательности;  — ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; — мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; — раздельно собирать мусор в быту; — соблюдать правила поведения в природе; — правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; — подбирать одежду для разных случаев; — правильно обращаться с электричеством и электроприборами; — правильно переходить улицу; — соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; — различать виды транспорта; — соблюдать правила безопасности в транспорте. Механизм определения уровня обученности и развития  Определение уровня развития умений и навыков по развитию речи ( окружающий мир)  производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов  бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр. Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы,  представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои  непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире.  Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои  знания на практике. Среднему   уровню развития   умений   и   навыков   по   данному   предмету   соответствуют ответы,   построенные   как   правильные,   логически   законченные   рассказы,   но   ученик допускает   отдельные   неточности   в   изложении   фактического   материала,   неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике. Низкому уровню развития умений и навыков по данному предмету соответствуют ответы, в   которых   ученик   обнаруживает   незнание   большей   части   программного   материала,   не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов  Группа УУД действий Перечень учебных действия  Образовательная Личностные учебные действия осознание   себя   как   ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как семьи, члена     область  Филология Учебный предмет  Русский язык  Чтение  Математика  Математика одноклассника, друга  способность к осмыслению   Филология социального окружения, своего места   в   нем,   принятие соответствующих   возрасту ценностей и социальных ролей  положительное отношение  окружающей к   действительности, готовность   к   организации взаимодействия   с   ней   и эстетическому ее восприятию; социально целостный,  ориентированный   взгляд   на мир в единстве его природной и социальной частей  самостоятельность в выполнении   учебных   заданий, поручений, договоренностей    Технологии  Филология Искусство  Физическая культура  Технологии  Филология Русский язык  Чтение   Технология Русский язык  Чтение  Музыка  Изобразительное искусство  Физическая культура  Технология Русский язык  Чтение  Естествознание  Филология Окружающий мир  Русский язык  Чтение  Математика   Технологии  Филология Физическая культура  Технологии  Филология личной понимание   за   свои ответственности   поступки   основе на представлений   о   этических нормах и правилах поведения в современном обществе    готовность   к   безопасному   и бережному   поведению   в природе и обществе  Математика   Технология Русский язык  Чтение  Физическая культура  Технология Русский язык  Чтение  Коммуникативные учебные действия вступать в контакт и работать в   коллективе   (учитель   – ученик,   ученик   –   ученик, ученик – класс, учитель­класс)  использовать ритуалы     принятые социального Естествознание  Окружающий мир  Филология Математика  Естествознание  Физическая культура  Технологии  Филология Русский язык  Чтение  Математика  Окружающий мир  Физическая культура   Технология Русский язык  Чтение взаимодействия одноклассниками и учителем  Математика  с   Естествознание  Искусство  Физическая культура  Технологии  Технологии  Искусство  Математика  Технологии  Искусство  Математика  Физическая культура  Технологии  Искусство  Физическая культура  Естествознание  Технологии  Искусство  Физическая культура  Филология Физическая культура  Филология Естествознание  Математика  Искусство  Технологии  Физическая обращаться   за   помощью   и принимать помощь      и понимать слушать инструкцию   к   учебному заданию   в   разных   видах деятельности и быту  сотрудничать   со   взрослыми   и сверстниками   в   разных социальных ситуациях  доброжелательно   относиться, сопереживать, конструктивно  взаимодействовать с людьми  договариваться   и   изменять свое   поведение   с   учетом поведения   других   участников спорной ситуации  входить   и   выходить   из учебного   помещения   со звонком  ориентироваться в пространстве   класса   (зала, учебного помещения)  пользоваться учебной мебелью  адекватно использовать ритуалы школьного поведения     Регулятивные учебные  действия Математика  Окружающий мир  Музыка Изобразительное искусство  Физическая культура  Технология Технология Музыка  Изобразительное искусство  Математика  Технология Музыка   Изобразительное искусство  Математика  Физическая культура  Технология Музыка  Изобразительное искусство  Физическая культура  Окружающий мир  Технология Музыка  Изобразительное искусство  Физическая культура  Русский язык  Чтение  Физическая культура  Русский язык  Чтение,   Окружающий мир  Математика  Музыка  Изобразительное искусство  Технология Физическая с учебными (поднимать   руку,   вставать   и выходить из­за парты и т. д.)  работать   принадлежностями (инструментами,   спортивным инвентарем) и  организовывать рабочее место  принимать цели и произвольно включаться   в   деятельность, следовать предложенному плану   и   работать   в   общем темпе  активно   участвовать в деятельности,   контролировать и   оценивать   свои   действия   и действия одноклассников  соотносить свои действия и их результаты   с   заданными образцами,   принимать   оценку деятельности,   оценивать   ее   с учетом предложенных   корректировать критериев, свою   деятельность   с   учетом выявленных недочетов  передвигаться   по   школе, находить   свой   класс,   другие необходимые помещения  выделять существенные, общие и  отличительные предметов  свойства       культура  культура  Естествознание   Окружающий мир  Филология Математика  Русский язык  Чтение  Познавательные учебные действия   устанавливать родовые  отношения предметов  видо­ делать простейшие обобщения, сравнивать,   классифицировать на наглядном материале  Естествознание  Искусство  Филология Математика  Естествознание  Филология Математика  Естествознание  Искусство  пользоваться знаками,   Филология символами, предметами­заместителями  Математика  Окружающий мир  Изобразительное искусство  Русский язык  Чтение  Математика  Окружающий мир  Русский язык  Чтение  Математика  Окружающий мир  Изобразительное искусство  Русский язык  Чтение Математика  Искусство  Филология Естествознание  Филология Математика  Язык   и   речевая практика  Математика   Искусство  Математика  Музыка   Изобразительное искусство  Русский язык  Чтение  Окружающий мир  Русский язык  Математика  Русский язык  Чтение  Математика  Изобразительное искусство  читать писать       работать выполнять   арифметические действия  с наблюдать; информацией (понимать изображение,   текст,   устное высказывание,   элементарное схематическое   изображение, таблицу,   предъявленные   на бумажных   и   электронных   и других носителях).  Механизм определения уровня обученности и развития При определении уровня развития общеучебных навыков необходимо учитывать умения   учащихся   работать   с   книгой,   планировать   свою   работу,   наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения. Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой­либо детской книге из доступного круга чтения, легко   вычленять   на   обложке   и   прочитывать   название   книги,   определять   тему   (о   чём расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя её содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте). Среднему   уровню развития   умения   работать   с   книгой   соответствует   умение самостоятельно  ориентироваться  в  какой­либо  детской  книге,  вычленять  на обложке  и прочитывать   название   книги   (фамилия   автора   и   заглавие   книги),   определять   тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей её содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте). Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика,   при   которой   он   обращается   к   книге   только   после   напоминания   учителя, самостоятельно   ориентируется   только   в   книге   с   типовым   оформлением,   вычленяет   и прочитывает   название   с   помощью   учителя,   определяет   тему   (о   чём   расскажет   книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте. Умение обучающихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках. Высокому   уровню соответствует   умение   правильно   понять   учебную   задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы. Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы. Низким   уровнем определяется   непонимание   учеником   учебной   задачи,   составление последовательного   алгоритма   действий   только   при   непосредственном   участии   учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приёмов и способов работы даже при помощи учителя. При определении уровня самооценки учащихся используется методика “Лесенка”, наблюдения за деятельностью учащихся в учебной и внеклассной деятельности. Высокому уровню самооценки соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя на 7­10 ступеньку лесенки, уверен в себе при выборе заданий и предложенных работ, сразу берётся за решение трудных задач, сам ищет причины неудачи. Среднему уровню самооценки соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя на 5­6 ступеньку лесенки, уверен в себе при выборе заданий и предложенных работ, но при   первой   неудаче   теряется,   принимает   новое   задание   с   недоверием,   берётся   за   его выполнение с помощью учителя. Низкому уровню самооценки соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя   ниже   5­ой   ступеньки   лесенки,   не   уверен   в   своих   силах,   имеет   низкий   уровень притязаний, обычно выбирает самые лёгкие задания. Определение уровня развития познавательных мотивов и активности учащихся производится по результатам наблюдений учителя за деятельностью учащихся в урочной и внеурочной деятельности и с использованием диагностических методик. Определение уровня школьной мотивации и учебной активности производится по методике Н..Г.Лускановой, которая включает схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету, отражающую отношение детей к школе, к учебному процессу. Высокому уровню школьной мотивации и учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал 25­30 баллов. Среднему уровню школьной мотивации и учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал 15­24 балла. Низкому   уровню школьной   мотивации   и   учебной   активности   соответствуют   работы   и ответы, за которые ученик набрал менее 15 баллов. Определение   уровня   сформированности   ценностных   отношений   личности учащихся производится по следующим параметрам: общественная активность, отношение к учению, труду, людям. Выявляется на основе наблюдений учителя за учащимися   в   учебной   и   внеурочной   деятельности   и   с   помощью   методик М.И.Шиловой. При высоком   уровне развития   общественной   активности   ученик   принимает   активное участие   в   деятельности   классного   коллектива,   во   время   бесед   с   интересом   обсуждает вопросы,   правильно   оценивает   ситуации,   аргументирует   свою   точку   зрения,   умеет организовать ребят, повести за собой. При среднем   уровне развития   общественной   активности   ученик   принимает   участие   в деятельности классного коллектива, следуя за другими ребятами, участвует в обсуждении различных вопросов и событий, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения. При низком   уровне развития   общественной   активности   ученик   малоактивен   в   делах классного   коллектива,   предпочитает   позицию   зрителя,   иногда   увлекается   порученным делом, но быстро охладевает к нем. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения или неверно их оценивает. При высоком уровне сформированности отношения к учению проявляется повышенный интерес учащегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда добросовестен в учении. При среднем   уровне сформированности   отношения   к   учению   проявляется   интерес учащегося   к   знаниям,   он   понимает   необходимость   хорошо   учиться   ,   добросовестен   в учении, но иногда недостаточно проявляются данные качества личности школьника. При низком   уровне сформированности   отношения   к   учению   не   проявляется   интерес учащегося к знаниям или этот  интерес ситуативен, учащийся  добросовестен только по отношению   к   предметам,   к   которым   проявляет   интерес,   учится   по   принуждению,   не проявляет старания. Высоким   уровнем   определяется   ответственное   отношение   ребёнка   к   любым   трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу. Высоким   уровнем   определяется   ответственное   отношение   ребёнка   к   любым   трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу. Средним   уровнем   определяется,   как   правило,   ответственное   отношение   ребёнка   к трудовым поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное, любит участвовать в трудовых делах, но включается в них по инициативе других. Низким уровнем определяется ответственное отношение к трудовым поручениям тогда, когда осуществляется постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность происходит лишь по необходимости, ученик редко доводит дело до конца, часто уклоняется от участия в трудовых делах. Высокий   уровень   сформированности   отношения   к   людям   характеризуется   следованием нравственным нормам в любых ситуациях, проявлением постоянной готовности помочь товарищам, взрослым и младшим. Средний   уровень   сформированности   отношения   к   людям   характеризуется   следованием нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик нередко теряется, проявляет готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма. Низкий уровень сформированности отношения к людям характерен для такого поведения, когда ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях, поступает часто   интуитивно,   сам   не   ищет   место   приложения   сил,   иногда   поступает   вопреки нравственным нормам, если помогает, то исполняет это как повинность Список используемых источников: 1.Разработка и реализация индивидуальной образователь ной программы для детей с ограниченными   возможностями   здоровья   в   начальной   школе.  Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с. 2.Примерная   основная   общеобразовательная   программа   для   детей   с   задержкой психического развития 3.«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида подготовительный, 1­4 классы»  под редакцией С.Г.Шевченко , 2006 г.

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»

Адаптированная образовательная программа  для детей с задержкой психического развития 1 класс УМК «Школа России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017