Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР
Оценка 4.9

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
дефектология
Детсад
21.11.2018
Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР
Адаптированная образовательная программа для дошкольника с задержкой психического развития составлена с учетом образовательных потребностей и возможностей ребенка. Программа составлена на один год обучения. По окончанию прохождения программы будет проведен мониторинг познавательной активности и разработана коррекционная программа для дальнейшего обучения дошкольника.
АОП Паша Ж.docx
I.  Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Адаптированная образовательная  программа  (далее­Программа), предназначена для работы с воспитанником старшей группы №3 компенсирующей направленности. Программа составлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенции   о   правах   ребенка,   Федерального   закона   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   «Об образовании в Российской  Федерации», приказа  Министерства  образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного   образовательного   стандарта   дошкольного   образования",   Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г.,№ 1014 "Об   утверждении     Порядка     организации     и     осуществления   образовательной деятельности   по   основным   общеобразовательным   программам   ­ образовательным программам  дошкольного  образования", Постановления  Главного государственного санитарного   врача  РФ  от  15.05.2013  №  26 "Об   утверждении   СанПиН 2.4.1.3049­13 "Санитарно­эпидемиологические     требования     к     устройству,     содержанию     и организации   режима   работы   дошкольных   образовательных   организаций",   Уставом МАДОУ   «Детский   сад   №3   комбинированного   вида»,   основной   образовательной программой   МАДОУ   «Детский   сад   №3   комбинированного   вида»,   рекомендациями ПМПК. Ф.И. Павел Ж. Дата рождения 29. 07. 2011 Дата поступления 1.09.2014 Возраст ребенка 5 лет Предполагаемый период для усвоения содержания программы 1 год /2016­2017уч год/ Заключение   ПМПК  «Нарушение  активности и внимания  с гиперактивностью. Задержка психического развития. Общее недоразвитие речи (1 уровень речевого развития). Сенсомоторная алалия.» Формы обучения:  индивидуальная, малая подгруппа, фронтальная 3 Настоящая Программа разработана и составлена на основе следующих примерных и специальных программ:   Адаптированная   примерная   основная   образовательная   программа   для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В Лопатиной. — СПб., 2014. — 448 с.   Подготовка   к   школе   детей   с   задержкой   психического   развития.   Книга   1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.  Подготовка   к   школе   детей   с   задержкой   психического   развития.   Книга   2: Тематическое   планирование   занятий/Под   общей   ред.   С.Г.   Шевченко.   –   М.: Школьная Пресса, 2005. – 112 с. 1.1.1.Цели и задачи реализации Программы Цель     программы:  определение   и   создание   условий     для   оказания   эффективной коррекционно­развивающей помощи ребенку дошкольного возраста с ЗПР, определение содержания   обучения   и   воспитания,   направленных   на   социальную   адаптацию, коррекция недостатков в психическом развитии. Задачи программы:   1.   Создание   условий   для     психолого­педагогического   изучения   ребенка   с   ЗПР   на диагностических мероприятиях и в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнение характера и степени выраженности каждого из нарушений; 2. Создание оптимальных условий для физического, социально – коммуникативного, познавательного, речевого развития ребенка, его социальной адаптации в соответствии с   его   индивидуальными   особенностями   и   склонностями,   развитие   способностей   и творческого потенциала. 3. Обеспечение вариативности  содержания  дошкольного образования ребенка с ЗПР. 4. Осуществление психолого­педагогической коррекции нарушений в развитии ребенка с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей  ребенка; 4 5.       Создание   условий   для   формирования   предпосылок   учебной   деятельности   и подготовки ребенка к обучению на следующей ступени образования. 6.   Формирование   социокультурной   среды,   соответствующей   индивидуальным особенностям и склонностям ребенка с ЗПР. 7.   Максимальное   использование   разнообразных   видов   детской   деятельности,   их интеграция   в   целях   повышения   эффективности   коррекционно­образовательного процесса.  8.   Обеспечение   психолого­педагогической   поддержки   семьи   и   повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и образования ребенка с ОВЗ. 9. Вовлечение родителей в  образовательную деятельность 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Программа строится на общих дидактических принципах и принципах специальной педагогики: 1. Учет   общих   закономерностей   развития   детей   дошкольного   возраста   и сензитивных периодов в развитии психических процессов. 2. Обеспечение реабилитации, коррекции и развития дошкольников с ОВЗ на основе изучения   их   индивидуальных   психофизических   возможностей   с   максимальной адаптацией к окружающей действительности, на основе единства диагностики и коррекции. 3. Организация   специальной   коррекционно­воспитательной   работы   с   учетом структуры нарушений,  индивидуальных особенностей детей. 4. Реализация деятельностного подхода.  5. Проведение всех воспитательных и коррекционно­образовательных мероприятий на   основе   максимально   сохранных   в   своем   развитии   функции   с   коррекцией дефектных. Данная Программа составлена в соответствии с ФГОС ДО: 5 •  строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в  соответствии  с возрастными     ребенка,   спецификой   и   возможностями     особенностями     и   возможностями образовательных областей; •     основывается     на     комплексно­тематическом     принципе     построения образовательного процесса;  •   предусматривает   решение   программных   образовательных   задач   в совместной деятельности  взрослого  и  ребенка и  самостоятельной  деятельности  дошкольника не     только    в    рамках     непосредственно     образовательной   деятельности,  но   и  при проведении   режимных   моментов   в   соответствии   со   спецификой   дошкольного образования; •  предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; •     допускает     варьирование     образовательного     процесса     в     зависимости   от региональных особенностей;  •   строится с учетом соблюдения преемственности между дошкольным   и школьным образованием. При реализации данной Программы необходимо также учитывать следующее: ­представленная программа достаточно гибка, предполагает ориентированность на психофизические особенности  воспитанника; ­возможность   преобразования   содержания   программы,  внесение   корректировок   и изменений   в   пользу   ребенка   по   результатам   диагностического   обследования   и динамического наблюдения. Коррекционно­развивающая   работа,   направленная   на   повышение   уровня психического   развития   ребенка   с   комплексными   нарушениями   и   формирование необходимой компетенции для жизнедеятельности в обществе   будет эффективной, если опирается на: ­ целостную, научно обоснованную концепцию интегрированной модульной системы психолого­педагогической помощи; 6 ­   педагогический   процесс,   ориентированный   на   получение   знаний   и   умений, формирование навыков адекватных возможностям ребенка с  РАС и выраженными интеллектуальными нарушениями (лёгкой умственной отсталостью); ­ реализацию   индивидуально­дифференцированного,   личностно­центрированного подходов   в   моделировании   и   организации     образовательного   процесса;   создание условий, обеспечивающих непрерывность коррекционно­развивающего воздействия на   психическое   развитие   ребенка   с   комплексными   нарушениями,   отличающихся вариативностью   сочетаний   различных   нарушений,   степенью   их   выраженности   и своеобразием психического дизонтогенеза;  внедрение   в   образовательный   процесс   технологий   и   педагогических   подходов   с ­ учетом особенностей  психического развития ребенка с ЗПР. Данная  Программа   отражает  систему коррекционной психолого­педагогической помощи   ребенку   с   ОВЗ,   осуществляемой   учителем­дефектологом,   логопедом, воспитателем,   музыкальным   инструктором   по   физкультуре,   психологом, руководителем. Содержание Программы ориентировано на разностороннее развитие дошкольника с  ЗПР  с   учетом   его   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   по   основным направлениям развития и образования ребенка: социально­коммуникативное развитие, познавательное   развитие,   речевое   развитие,   художественно­эстетическое   развитие, физическое развитие. 1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы  Характеристика воспитанника. Павел легко идет на контакт, контакт поверхностный. Проявляет собственную   Доброжелателен,   неконфликтен.   Эмоции инициативу   в   контакте   с   педагогом.   адекватные.   Общий   фон   настроения     положительный.     Проявляет   готовность   к сотрудничеству со знакомыми взрослыми, иногда  проявляет собственную инициативу. 7 Способы   общения   –   экспрессивно­мимические.     Уровень   общения   –эмоционально­ личностное с переходом в ситуативно­деловое.  Откликается на свое имя. Узнает маму, папу, педагогов.  Показывает  основные части тела и лица.     В самостоятельной деятельности предпочитает индивидуальные игры и занятия. Положительно реагирует на поощрение. Обращенную речь понимает крайне ограниченно. Простые бытовые инструкции выполняет с опорой на жест.   В большей степени ориентируется на неречевые компоненты ситуации.  Собственная речь на уровне лепета. Коммуникативная функция речи нарушена. Не находит такую же картинку из 2­х. Соотносит, но не различает и  не называет цвета. Выполняет   группировку   кубики­шарики   после   обучения.   На   количество   не ориентируется, один­много не различает. Пазлы, разрезные картинки из 2­х  собирает совместно.   При   конструировании   из   палочек,   плоскостных   и   объемных   форм   не ориентируется   на   показ.   Строит   башню,   дорожку   по   подражанию.   При   этом   при решении   задач   наглядно­действенного   плана,   понимает   цель,   затрудняется   в   ее решении, в быту осуществляет поиск вспомогательных орудий для решения проблемно­ практической   ситуации   (Залазит   на   стул,   убирает   препятствие).   Стремится   к достижению цели.  В   знакомой   обстановке   с   помощью   взрослого   решает   некоторые   задачи   типа «Достань   игрушку!»,   «Достань   машинку!»,   «Накорми   зайку!».   Классификацию   по категориальному   признаку   не   выполняет.   Не   сформированы   обобщающие   понятия «игрушки»,  «посуда», «одежда».  Причинно­следственные связи в знакомых ситуациях не устанавливает. Не показывает и не называет предметы одежды, мебели, посуды, овощи, фрукты, игрушки.  Собственная     игра   на   уровне   манипуляций,   процессуальных   действий. Заинтересованно,   целенаправленно,   длительно   играет   с   машинками,   катает   круглые предметы. Собирает матрешку, пирамидку из 3­х частей. «Почтовый ящик» ­ круглая форма. «Доска Сегена» ­ 5 форм. Действиям взрослого не подражает.  8 Общая   моторика   развита   ниже   нормы.  Мелкая   моторика   нарушена.   Собирает бусины   не   выделяя   по   одному.   Нанизывает   крупные   бусины   с   помощью.   Рисует хаотичные линии, на показ  не ориентируется. Культурно – гигиенические навыки сформированы в соответствии с возрастом. Мальчик   сам   одевается   и   раздевается,   не   всегда   соблюдает   определенную последовательность.   Вешает   вещи   на   стульчик   не   всегда   аккуратно.   Строительный материал,   игрушки   не   убирает   на   свои   места   (игнорирует   просьбы   воспитателя). Краски и кисти убирает после напоминания педагога. Делает все без желания и без инициативы.  Мальчик   понимает   различие   ситуаций,   возникающих   в   течение   дня (коррекционные занятия ­ уход домой и т.п.) и демонстрирует разные поведенческие стереотипы.  Требуется   постоянно   сопровождение   взрослого   в   процессе   любой деятельности.  Основные   трудности   обучения:   Основные   трудности   связаны   с   речевыми нарушениями, нарушениями познавательной деятельности, отсутствием ориентировки в условиях проблемно­практической ситуации, подлинного познавательного интереса к окружающему,   крайне   ограниченным   пониманием   речи,   ситуации,     с   неумением использовать полученные знания и имеющиеся возможности в реальной жизни.   Основные   методы   и   приемы   работы   с   ребенком:   совместно   разделенное «переживание»,     развитие уровня понимания речи,   игровой и жизненной ситуации, эмоциональная насыщенность деятельности, осмысление задания с помощью доступных ребенку способов, опора на визуальное мышление ребенка,   повторение и закрепление пройденного на разном материале, в различной ситуации,  использование  действий по подражанию,   по образцу, по словесной инструкции; решение игровых задач методом целенаправленных   проб,   примериванием,   совместно   и   по   подражанию;     создание проблемных   ситуаций,   сотрудничество   со   взрослым   и   сверстником,   вариативность заданий со схожей игровой задачей. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы 9 Планируемые  результаты  освоения  Программы предусмотрены  в ряде целевых ориентиров, как возможные достижения: ­ Формирование   элементарных   математических   представлений:   составляет   группу предметов   по   общему     признаку   (размер,   цвет,   форма),   выделяет   одинаковые предметы   из   группы,   различает   понятия   «много­мало»,   понимает   вопрос «сколько?»,   знает   цифры   1­2,   различает   понятия   «большой­маленький», «одинаковый­разные», составляет матрешку, пирамидку из 5 частей, сравнивая их средством   приложения,   определяя   большую   и   маленькую;   различает   пять геометрических форм;  соотносит объемные геометрические фигуры с плоскими. ­ Ознакомление   с  окружающим  миром:  узнает  и  показывает  себя  на  фотографии, знает и отзывается на свое имя, знает и показывает части тела, узнает и показывает кошку,   собаку,   медведя,   зайца,   лису   (настоящая,   игрушка,   рисунок);   соотносит игрушку с ее изображением, осуществляет предметно­манипулятивные действия с игрушками с подражанием; осуществляет простые игровые действия с куклой с использованием   звукоподражания;   соотносит   предметы   посуды   с   кукольным посудой или с   изображением; знает название и показывает привычную для себя пищу;   знает   узнает   овощи   (картофель,   огурец,   помидор);знает   и   узнает   фрукты (яблоко,   банан,   лимон,   апельсин);   соотносит   настоящие   овощи   (фрукты)   с   их изображением на рисунке. ­ Формирование   сенсорного   опыта:   различает   с   помощью   тактильных   ощущений различные   свойства   предметов;   дифференцирует   на   слух   звуки   знакомых музыкальных   инструментов,   игрушек,   бытовой   техники;   соотносит   слово   с соответствующим действием (стой, иди, беги, прыгай, дай, на); различает основные цвета; находит два скрытых предмета; различает «мальчик» и «девочка»; узнает часть целого; проводит линию, соединяющую две точки; понимает понятие «день­ ночь». В   результате   коррекционно­педагогического   воздействия   у   ребенка   с   ЗПР   зона ближайшего   развития   должна   стать   актуальной   (Л.С   Выготский),   что   является 10 основанием для дальнейшего продвижения ребенка по его образовательному маршруту и составления  адаптированной образовательной программы следующего этапа. Содержание     программы   включает   конкретные   задачи   по   формированию действий/операций    и    представлений     по  каждой образовательной   области. Задачи формулируются   как   возможные   (ожидаемые)   результаты   обучения   и   воспитания ребенка на определенный период (учебный год).   Педагогическая диагностика Диагностическая работа в ДОУ входит в диагностическое направление работы педагогов   и   решает   задачи   комплексно­диагностического   и   коррекционно­ диагностического модулей системы комплексного сопровождения детей с ЗПР. Диагностический модуль рассматривается как организационная и содержательно­ деятельная структура, в которую вовлечены различные специалисты. Основной целью является   реализация   комплексного   подхода   к   изучению   личности   ребёнка   с нарушениями развития. Главная задача состоит в выявлении имеющихся нарушений и причин   их   возникновения,   рассмотрении   структуры   нарушений,   определении индивидуально­психологических   особенностей,   актуального   уровня   развития   и потенциальных возможностей ребенка. Проведение диагностической работы предполагает осуществление: 1)   психолого­педагогического   и   медицинского   обследования   с   целью   выявления особых образовательных потребностей: ­ развития   познавательной   сферы,   специфических   трудностей   в   овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;  развития эмоционально­волевой сферы и личностных особенностей;   определение  социальной  ситуации  развития  и  условий  семейного  воспитания ­ ­ ребенка; 2) мониторинга динамики развития ребенка; 3)   анализа   результатов   обследования   с   целью   проектирования   и   корректировки коррекционных мероприятий. В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы: ­ сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей, 11 ­ беседы с ребенком и родителями, ­ наблюдение за ребенком  в организованной и свободной   деятельности, ­ изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. ­ оформление документации. Этапы проведения диагностического обследования в течение учебного года В начале учебного года ­ 2 недели  В середине учебного года ­ 1 неделя. В конце учебного года ­ 2 недели. На  протяжении  всего  периода  пребывания ребенка  в  группе  компенсирующей направленности педагоги  проводят   психолого­педагогическую диагностику.  Психолого­педагогическая     диагностика  (мониторинг)   позволяет       определить уровень   интеллектуального     развития     каждого     ребенка     по     образовательным областям:  социально­коммуникативное  развитие;  познавательное  развитие;  речевое развитие;  художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.  Динамика усвоения   Программы отражает и динамику психического развития ребенка, так как составляется с учетом зон актуального и потенциального развития.  Каждый параметр раздела оценивается по 5­бальной шкале: 5   баллов   –   высокий   уровень:   ребенок   самостоятельно   может   выполнить,   показать, назвать; зона «ближайшего» развития стала актуальной.  4 балла  ­ ребенок выполняет задание со стимулирующей помощью; 3 балла – ребенок выполняет задание с направляющей помощью; 2 балла – ребенок выполняет задание после обучающей помощи; 1 балл – ребенок выполняет задание совместно, отраженно; 0   баллов   –   задание   ребенку   недоступно,   не   ориентируется   в   условиях   задания,   не принимает задание.   12 II.  Содержательный раздел. 2.1. Образовательная деятельность в соответствии  с направлениями развития ребенка Содержание  коррекционно­развивающего обучения и воспитания ребенка с ОВЗ   примерных   специальных   программ   для   детей основывается   на   содержании   дошкольного   возраста   с   отклонениями   в   развитии,   а   также   на   современных достижениях специальной педагогики и новейших практических разработках с детьми с ОВЗ.  Содержание   Программы     обеспечивает   развитие   личности,   мотивации   и способностей   ребенка   в   различных   видах   деятельности   и   охватывает   следующие структурные   единицы,   представляющие   определенные   направления   развития   и образования детей, образовательные области:  социально­коммуникативное развитие;  познавательное развитие;  речевое развитие;  художественно­эстетическое развитие;  физическое развитие. Социально­коммуникативное развитие Задачи: ­ Формировать способность обращать внимание на яркие игрушки и предметы, их свойства. ­ Развивать   умения   до   разнообразных   действий   с   предметами,   совместного   и самостоятельного их выполнения, способность действовать по образцу. ­ Развивать   чувство   принадлежности   как   собственного   физического   тела,   так   и принадлежности других предметов и людей. ­ Формировать   способность   к   принятию   другого   человека.   Эмоции,   которые сопровождают   этот   процесс   ­   выборочная   терпимость,   чувство   безопасности, заинтересованность. ­ Преодолевать ограниченные интересы относительно определенного предмета. ­ Продолжать   воспитание   у   ребенка   эмоционально   положительного   отношения   к родителям   (маме),   формирование   способов   тактильного   (вербального   по 13 возможности) выражения своих чувств (радоваться и улыбаться, называть ласково, касаться,   обнимать).   Закрепление   и   совершенствование   приобретенных   умений взаимодействия   с   членами   семьи   ­   ребенок   учится   контактировать,   целовать, обнимать членов семьи. ­ Формировать умение фиксировать внимание на лице взрослого, другого ребенка, куклы и понимать эмоцию радости на их лицах. ­ Формировать   умение   сообщать   движениями,   жестами,   вербально   о   своем эмоциональном состоянии («весело», «хорошо», «плохо»). ­ Формировать интересы и предпочтения в выборе любимых занятий, игр, игрушек, предметов быта. ­ Продолжение обучения положительному социальному взаимодействию: получение радости и удовлетворения от игры, успокаивающих слов взрослого; употребление в процессе взаимодействия с окружающими слов «спасибо», «пожалуйста». ­ Формировать у ребенка элементарный образ себя и другого (обобщенного образа человека)   может   происходить   с   помощью   игр,   направленных   на:   наблюдение   в зеркальце и опознания ребенком себя и других детей и взрослых. ­ Всячески   поддерживать   стремление   ребенка   (за   подражанием   или самостоятельно) обозначить   другого   человека   определенным   буквосочетанием,   а потом назвать его имя. Развивать внимание к другому человеку (к ее внешности и действий)   и   умение   подражать   его   элементарным   действиям.   На   этой   основе   в дальнейшем   возможно   осуществление   формирования   у   ребенка   умения   вносить элементы самодеятельности в собственные функциональные и игровые действия. ­ Корректировать   слабую   способность/неспособность дифференцировать   живые   и неживые объекты, что, в частности, ослабит его агрессивное поведение в отношении другого   ребенка,   которого   он   может   воспринять   как   куклу.   Обучать   ребенка адекватным   методам   восприятия   и   обследование   живых   и   неживых   предметов окружения. ­ Обучать   умению   играть   с   куклой,   подражая   взрослому   (причесывание   куклы, умывание,   укладывание   спать,   проявление   элементарной   эмпатии ­   пожалеть, покачать, погладить). ­ Продолжать обучать ребенка правильному узнаванию, запоминанию и называнию членов своей семьи (по фото). 14 ­ Продолжать   обучение  адекватному  реагированию   на  собственное   имя  и   на  свое отражение в зеркале. ­ Продолжать постепенное формирование норм поведения (не кричать, не драться, здороваться, прощаться, благодарить). ­ Совершенствовать умение ребенка взаимодействовать с двумя или одним взрослым в процессе совместной деятельности (например, совместная постройка башни из кубиков), используя разные приемы.  Речевое развитие Задачи: ­ Развивать способность подражать речевым звукам. ­ Развивать и поддерживать способность в любых вербальных проявлениях. ­ Развивать умение инициировать контакт. ­ Формировать способность использовать отдельные слова, взгляд и жест с целью привлечь внимание другого человека к предмету интереса. ­ Продолжение   обучения   выполнению   движений   губами.   Массаж   мышц   рта   и выполнение   артикуляционной   гимнастики   (с   помощью   взрослого)   с   целью тренировки мышц рта. ­ Продолжение обучения играм по отработке силы воздушной струи. ­ Продолжение обучения ребенка пониманию речевых  заданий и выполнение их с помощью взрослых. ­ Обучение сообщать о своих желаниях с помощью слов, жестов. ­ Обучение   соотнесению   предметов   с   их   названиями   (предметы,   необходимые ребенку в быту: ложка, кружка, игрушка). ­ Продолжение   обучения   соотнесению   слов   с   соответствующими   им   действиями (принеси, поставь, положи, подними). ­ Обучение   моторной   имитации   действий   взрослого   и   пониманию   простых   слов (инструкций): «вверх», «вниз» и др. ­ Обучение   простым   словам,   обозначающим   действия   приветствия   и   прощания («привет», «пока»), и соответствующим жестам. ­ Побуждение к самостоятельному образованию звуков с использованием любимых игрушек (колокольчик ­ дзинь­дзинь; машина ­ би­би, переливание воды ­ буль­буль и др.). ­ Расширение речевых способностей ребенка, составление двухсловных предложений (возьми машинку ­ на, би­би; бабушка, дай игрушку ­ баба, дай и др.). 15 ­ Обучение   начальному   подражанию   голосам   животных   и   шуму   транспортных средств (ко­ко, мяу­мяу, гае­гае, би­би и др.). Познавательное развитие Задачи: ­ Учить быть наблюдательным, сравнивать, узнавать, группировать. ­ Учить ориентироваться на себе и в направлении «от себя»: показывать части своего тела, двигаться в указанном направлении.  ­ Учить понимать слова, обозначающие направления: «вперед­назад», «вверх­вниз», «в стороны», «перед» и т.п.; ­ Формировать представление о частях суток (день, ночь). ­ Учить различать действия, которые выполняют дети и взрослые в различные части суток. ­ Формировать знания о числах и цифрах в пределах двух, образование числа.  ­ Развивать   понимание   различия   между   количественным   и   порядковым   счетом   и различия между группами предметов (совокупностями, множествами). ­ Формировать   представление   о   признаках   геометрических   фигур   (квадрат,   круг, треугольник). ­ Развивать способность использовать фигуры как эталоны для определения формы предметов, учить выполнять следующие задачи: подбери одинаковые или подобные по форме предметы и т.д. ­ Развивать предметные и игровые действия с предметами, варьировать условия их осуществления. ­ Учить распознавать членов семьи, уметь играть с ними. ­ Формировать   умение   осуществлять   простые   игровые   действия   с   куклой   с использованием звукоподражания. Художественно­эстетическое развитие  Развитие   предпосылок   ценностно­смыслового   восприятия   и   понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление   эстетического   отношения   к   окружающему   миру;   формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;   реализацию   самостоятельной   творческой   деятельности   ребенка (изобразительной, конструктивно­модельной, музыкальной и др.). 16 Конструирование связано с занятиями по сенсорному восприятию, ознакомлению с   окружающим,   обучению   игре.     На   занятиях   по   конструктивной   деятельности проводится   специальная   работа   по   речевому   развития,   что,   в   свою   очередь, способствует развитию представлений и наглядных форм мышления. Физическое развитие  Приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной   с   выполнением   упражнений,   направленных   на   развитие   таких   физических качеств,   как   координация   и   гибкость;   способствующих   правильному   формированию опорно­двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной   и   мелкой   моторики   обеих   рук,   а   также   овладение   подвижными   играми   с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Климатические особенности При   проектировании   содержания     программы   учитываются   специфические климатические особенности Камчатского края: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры   и  фауны   и   т.д.  Эти   факторы   учитываются   при   планировании   коррекционно­ развивающей работы и отборе содержания образования. При   реализации   этого   модуля   особое   значение   имеет   индивидуально­ дифференцированный   подход   в   зависимости   от   уровня   психического   развития,   на котором   находится   ребенок   с   комплексным   нарушением.   Основным   критерием, определяющим   содержание   дошкольного   образования   ребенка,   является   уровень психического развития ребенка, его особенности и возможности. Таким образом, содержание коррекционно­развивающего обучения и воспитания ребенка определяется структурой нарушений, его индивидуальными особенностями и возможностями, а также результатами диагностического обследования. Особенности планирования Особенностью   планирования   является   преемственность   в   содержании коррекционно­развивающей   работы   специалистов   разных   профилей   (дефектолога, логопеда,   воспитателя,   психолога,   музыкального   руководителя   и   др.),   а   также 17 включение   родителей   в   коррекционно­развивающий   процесс.   Планирование осуществляется   по   лексическим   темам.   Причем   содержание   лексических   тем   для ребенка   должно   быть   индивидуализировано   в   соответствии   с   его   реальными познавательными возможностями.  Для обеспечения   преемственности в содержании работы специалистов группы проводится первичное подробное обсуждение лексических тем конкретно для каждого ребенка.   Необходимо,   чтобы   знания,   дающиеся   дефектологом,   закреплялись   в деятельности   с   воспитателями   групп   и   другими   специалистами,   и   наоборот. Планирование   работы   должно   быть   совместным.   С   этой   целью   перед   каждой лексической темой проводится обсуждение и согласование, вносятся корректировки.   18 Календарно – тематическое планирование работы с Павлом по направлению «Познавательное развитие» (реализует учитель­дефектолог) Количество   часов     по   темам   не   определяется,   поскольку   оно  зависит   от   их результативности, что сложно спрогнозировать. Дата Тема Кол­во часов Формирование   способности   обращать   внимание   на   яркие игрушки и предметы, их свойства. Формирование  способности к принятию другого человека.    ограниченных   интересов   относительно Преодоление   определенного предмета. Выполнение более сложных подражательных движений за педагогом по инструкции «делай вместе»: общие широкие движения   рук,   движения   кистей   («Замочек»,   «Топор», «Мельница»   и   пр.).   Постепенно   убыстрять   темп подражательных движений. Выполнение по подражанию упражнения для пальцев рук (противопоставление   большого   пальца,   выпрямление   по одному пальцу из кулака, «пальчики здороваются» и пр.). Выполнение   по   показу   и   самостоятельно   по   заданию следующих действий: открывание   и   закрывание   коробок, закручивающимися крышками; нанизывание   более   мелких   предметов   с   отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат). Использование несложных предметов как орудий: использование   палки   с   кольцом   на   конце   (придвинуть   к себе предмет с острой выступающей частью, накинув на нее кольцо; самостоятельный выбор между палкой без крючка и палкой с крючком для доставания предмета; самостоятельный выбор между палкой с крючком, сачком, ложкой, пилкой для доставания предмета из сосуда; самостоятельный выбор между несколькими веревками, к одной из которых привязан предмет, для доставания этого предмета. Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Формировать   умение   действовать   с   предметами   разного   флаконов   с 19 цвета,   формы,   величины,   замечать   не   только   резко контрастные различия, но и более тонкие различия. Формирование основных свойств предметов: цвет. Восприятие   простых   изображений   элементарных предметов.  Выбор по образцу и группировка предметов, окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов   одного   цвета   из   4­6   предметов   двух   сходных цветов   (красные,   зеленые   и   синие   и   т.д.)   по   образцу   и инструкции «Дай такой». Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу. Выбор   по   образцу   и   инструкции  «Дай   такой»   предметов одной формы из 4­8 предметов двух сходных форм. Группировка по форме одноцветных предметов двух сход­ ных форм. Выбор по образцу и группировка предметов. Выбор по образцу и группировка плоскостных форм; круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Определение   формы   независимо   от   величины   и   окраски предмета, знать, что шар может быть большой и маленький, красный и синий и т. д. Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно   заданию   и   образцу   («Разложи,   какие   куда подходят»). Определение не контрастной разницы по величине между предметами   путем   наложения   и   приложения   предметов: большой   ­   маленький,   побольше   ­   поменьше,   самый маленький, самый большой; толстый и тонкий, длинный и короткий,   широкий   и   узкий   (на   бытовых   предметах   и специальном дидактическом материале). Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. Различать   величину   предметов   независимо   от   их   формы, понимать, что большими бывают и матрешки, и кольца и кубы, и кирпичики и т.д. Собирание   вкладных   кубов   (5­7   кубов,   разных   по   вели­ чине).   Складывание   3­х   и   пятиместных   матрешек, осмысленное   соотнесение   частей   ее   (верх   ­   низ).   Уметь подобрать   и   сложить   каждую   матрешку   отдельно, расположить их в ряд по величине, разобрать и собрать все вместе, вложить одну в другую. 20 Собирание по величине пирамиды из 8­10 колец, не теряя| принципа   подбора,   соотнося   кольца   незначительно различающиеся по величине путем наложения. Собирание пирамид с более сложным принципом построе­ ния:   пирамида   с   кольцами,   имеющими   разный   диаметр верхней   и   нижней   поверхности   кольца   (требуется определенное   положение   кольца   при   его   нанизывании   на стержень);   пирамида   с   расположением   колец   сначала   по возрастающей величине, затем по убывающей. Складывание разрезных картинок из 3 ­ 4 частей, не только разрезанных   по   вертикали   и   горизонтали,   но   и   по скошенной линии, делящей картину на треугольники. Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного   цвета   и   величины   (не   больше   4­5)   различных комбинаций, учитывая форму, цвет и величину фигур: а)   без   экрана,   т.е.   по   непосредственному   показу,   в сопряженных действиях с учителем; б) с экраном, т.е. по образцу, подготовленному учителем за экраном: ученик должен самостоятельно проанализировать готовый   образец   конструкции,   отобрать   необходимые детали и выполнить постройку. Самостоятельный   выбор   красного   мелка,   черкание   на доске, рисование лестницы по точкам, «забора», «железной дороги». Введение   формы   –   круг   (рисование   тарелки,   солнца, помидора). Самостоятельный   выбор   краски,   рисование   штрихов, рисование горизонтальных и вертикальных линий по точкам – полочка, лестница, бордюр (рисование яблока, фонарика, цветка). Самостоятельный     рисование горизонтальных   и   вертикальных   линий   по   точкам, рисование предметов округлой формы. Закреплять   умение   рассматривать   иллюстрации   и   книги; учить обводить заданный рисунок.  Учить закрашивать обведенный рисунок. Учить   изображать   графически   большие   и   маленькие предметы рядом (дом, мяч, елка и т. д.). Учить   рисовать   геометрические   формы   –   круг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Учить   располагать   два   предмета   в   горизонтальной плоскости   на   одной   линии,   соотносить   их   величину   при изображении (дом – человек, человек – елка и т.д.). выбор   карандаша, 21 Учить   располагать   два   предмета   в   горизонтальной плоскости в пространстве верх – низ (солнце, небо, трава, цветы и т.д.). Обучение   выполнять   по   подражанию   манипуляции   с объемными формами из детского конструктора («Поставь, как я»).  Обучение выполнять по показу и одновременной словесной инструкции   педагога   в   сопряженных   действиях   с   ним элементарные конструкции. Постройки   из   детских   наборов   строительного   материал («Стройка   Агапова»),   также   по   показу   и   по   образцу   (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции: ­стул, стол, кресло, кровать, этажерка; ­рельсы для трамвая, поезда; ­загон для животных; ­ворота с аркой и забором; ­мост со ступеньками и перилами; дом; ­дом с воротами и дорожкой. Выполнять   эти   постройки   из   одноцветных   деталей, одновременно   выбирая   их   из   разноцветных;   строить   из разноцветных   деталей   по   имеющемуся   образцу   или   по словесной инструкции. Выкладывание прямых рядов: из одноцветных деталей; из деталей   двух   цветов   параллельными   рядами; «чередующиеся   ряды»   из   деталей   двух   цветов   через   два элемента (красный ­ два синих, красный ­ два синих и т.д.). Выкладывание по показу и по образцу геометрических фи­ гур   различных   размеров   и   цветов:   треугольник   (по   трем опорным   точкам,   в   виде   детали   мозаики,   поставленных учителем): прямоугольник (по четырем опорным точкам). Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюде­ нием   цвета   и   пространственных   отношений   деталей мозаики: ­дом с крышей и трубой; ­цветок на стебле; ­букет (два­три цветка разного цвета на стеблях). 22 Выработка   умений   и   навыков   действий   с   бумагой:   мять бумагу и разглаживать ее ладонью; разрывать произвольно; отрывать  небольшие кусочки; сгибать бумагу по прямым линиям   произвольно   (в   любом   направлении),   дуть   на бумажные шарики, размачивать в воде. Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, прямоугольник, треугольник). Складывание изделий, состоящих из двух готовых деталей: грибок, дом с крышей и т.д., правильно соотнося части. Знакомство   с   пластическими   материалами:   тесто, пластилин, глина и др. Учить   обмазывать   геометрические   формы,   фигуры   по контуру. Работа с мозаикой:  ­прочное соединение деталей; ­составление длинных рядов; ­составление рядов из одноцветных деталей; ­составление «чередующихся рядов» (через один элемент). 23 Календарно – тематическое планирование работы с Павлом по направлению (реализует учитель­логопед) «Речевое развитие» Количество   часов     по   темам   не   определяется,   поскольку   оно  зависит   от   их результативности, что сложно спрогнозировать. Дата Тема Кол­во часов Звук « А» Девочка плачет. Качаем куклу. Пение « А» с жестом ( разводим руки) Звук «А» Пение « А» с жестом ( разводим руки) Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика Звук «У» Поезд гудит. Волк воет. Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика Звук «У» Поезд гудит. Волк воет. Пение « А» с жестом ( разводим руки) Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика Звук «О» Мальчик охает.  Звук «У» Поезд гудит. Волк воет. Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика Звук «А» Пение « А» с жестом ( разводим руки) Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика Звук «И» Пение « И» с жестом ( разводим руки) Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика 24 Произношения гласных звуков «А», «О», «У», «И» Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика Вызывание гласных звуков:  Дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау!»  Как кричат дети? Ау! Ау!   Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика  Вызывание гласных звуков:   Малыш плачет: «Уа! Уа!» ­ Как плачет малыш? ­ Уа! Уа!   Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика  Вызывание гласных звуков   Вытягиваем губы трубочкой, громко поем: — У­у­у! ­ Как кричат дети?     ­ Ау! Ау! Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика Вызывание гласных звуков  «А», «О», «У», «И» Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика Вызывание междометий Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика Упражнения на звукоподражание (гласные звуки) Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика Уточнение   произношения   согласных   звуков   звукоподражаниях Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика Отработка  слова «на» Упражнение на развитие дыхания  Артикуляционная гимнастика Уточнение произношения гласных и согласных звуков     в Сопровождение воспитателя: Образовательная Цели, задачи обучения и воспитания 25 область Художественно­ эстетическое развитие. Лепка Художественно­ эстетическое развитие. Аппликация Художественно­   наблюдать   за   действиями   взрослого, Закреплять   умение   оперирующего с различными пластичными материалами Продолжать   учить     выполнять   различные   действия   с пластичными   материалами   —   мять   и   разрывать   на   кусочки, соединять их в целый кусок Учить     проявлять   эмоции   в   процессе   работы,   рассматривать лепные поделки друг друга Закреплять умение  играть с лепными поделками Продолжать учить   раскатывать глину, тесто   между ладонями прямыми движениями, подражая действиям взрослого   Учить  действовать по подражанию действиям взрослого  Учить  обыгрывать лепные поделки Закреплять умения  по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми  движениями  Активно реагировать на предложение взрослого полепить Соотносить лепные поделки с реальными предметами Воспитывать интерес к процессу выполнения аппликации Учить   соотносить аппликацию с реальными объектами (чашка, мячик, шарик, мишка, листок) Учить     наблюдать   за   действиями   взрослого,   выполняющего аппликацию;   выполнять   поручения   в   процессе   занятий, подготовительные действия перед занятием Учить   наклеивать простые заготовки: правильно пользоваться кисточкой,   наносить   на   заготовку   клей,   переворачивать заготовку   Формировать   умения   наклеивать   простые   заготовки знакомых   предметов,   правильно   пользуясь   приемами изготовления   аппликации:   использовать   кисточку,  наносить   на заготовку   клей,   переворачивать   заготовку,   снимать   излишки клея, прижимать заготовку салфеткой, придерживать заготовку одной рукой, действовать другой рукой  Учить   проявлять эмоции в процессе работы, показывать друг другу свои работы  Закреплять   умение   пространстве листа бумаги по показу  Продолжать   учить   наклеивать   простые   предметы   по   показу   и самостоятельно,   подготавливая   детей   к   выполнению элементарной композиции  Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую   из   нескольких   предмета,   наклеивать   заготовку; соотносить аппликацию с реальными объектами; положительно относиться к результатам своей работы. Вызывать интерес к рисованию: взрослый   на глазах у ребенка 26   располагать   аппликацию   на   всем эстетическое развитие. Рисование Социально­ коммуникативно е развитие. Культурно­ гигиенические навыки Социально­ коммуникативно е развитие. Обучение игре Познавательное развитие. Ознакомление   с окружающим. Развитие   ручной моторики рисует   и   учит   рисовать   различными   изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши) прямые, круговые линии, действуя  рукой ребенка, давая образец на другом листе. Учить дорисовывать картинку: ленточки к шарику, веревочку к машинке и т.д. Учить раскрашивать картинки , не выходя за край рисунка Учить   рисовать   знакомые   предметы   по   образцу;   соотносить цвета изображаемых предметов с реальными. Продолжать   формировать   навыки   опрятности   и   гигиены (следить   за   чистотой   своих   рук,   одежды,   убирать   за   собой посуду) Привлекать ребенка к выполнению трудовых поручений (убрать игрушки, убрать мусор, отнести предметы в кабинет) Наблюдать за дежурством старших детей с целью формирования последовательности и цели их действий.  Воспитывать чувство заботливого отношения к детям в группе и взрослым, бережное отношение к растениям. Учить воспроизводить цепочку игровых действий (3­4 действия): строительные игры – нагружаем кубики,  везем их строить дом; Включать   знакомые   игровые   действия   в   постепенно усложняя его (игры: Магазин, Доктор, Повар и др.). Учить   выполнять   роли   в   процессе   простой   сюжетно­ролевой игры:   в   повара,   доктора,   музыкального   руководителя,   няни, шофера и др. Развивать   согласованность   действий   обеих   рук,   формировать захват предметов (ладонный захват, ладонно­пальцевой захват, щепоть, пальцевой) Учить   строить   конструкции   по   показу,   образцу   и   речевой инструкции.   простой   сюжет, Сопровождение инструктора физической культуры: Образовательная область Физическое развитие Программное содержание Подбирать   физические   упражнения   так,   чтобы   нагрузка распределялась равномерно на все части тела. Использовать различные   исходные   положения   при   проведении общеразвивающих   упражнений   –   сидя,   лёжа   на   спине,   на 27 животе. При выполнении упражнений стоя – основная стойка ноги   на   ширине   плеч.   Избегать   длительного   пребывания   в статической   позе.   Выявить   умения   ходить   и   бегать   между двумя линиями, сохраняя равновесие. Ходить и бегать всей группой в прямом направлении за инструктором, со сменой направления,   с   остановкой   по   сигналу.   Учить   ходить переменными   шагами,   через   шнуры.   Сохранять   устойчивое равновесие при ходьбе по доске, перешагивая через кубики. Подпрыгивать   на   двух   ногах   на   месте   и   с   продвижением вперёд. При выполнении упражнений в прыжках с небольшой высоты   основная   задача   –   обучить   приземлению   на   носки, сгибая   колени.   Познакомить   с   прыжками   в   длину   с   места (основное   внимание   уделить   приземлению   на   обе   ноги). Приучать   дышать   носом   естественно   и   без   задержки.   При выполнении   упражнений   обращать   внимание   на   момент выдоха. Учить энергично отталкивать мяч двумя руками при прокатывании   друг   другу,   выдерживая   направление движения.   Бросать мяч инструктору и ловить его обратно. Учить бросать мяч о землю и ловить его двумя руками. Учить бросать   мяч   вверх   и   ловить   его   двумя   руками.   Учить подлезать под шнур. Упражнять в ползании на четвереньках. Учить   сохранять   устойчивое   равновесие   при   ходьбе   на повышенной опоре. Научить влезать на наклонную лесенку. Учить   правильному   замаху   при   бросании   мешочков   вдаль правой и левой рукой Сопровождение музыкального руководителя: Образовательная область Программное содержание 28 Художественно­ эстетическое развитие Воспитывать интерес к музыкальным занятиям, желание участвовать   в   музыкальных   играх,   развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать слуховое внимание, чувство ритма. Учить   различать   и   называть   детские   музыкальные инструменты,   точно   воспроизводить   ритмический рисунок мелодии или песни на шумовых инструментах Учить   играть   на   металлофоне   простейшие   мелодии, выполняя точный ритмический рисунок  Развивать   пространственную   ориентировку,   общую   и мелкую моторику Узнавать   и   запоминать   знакомые   мелодии,   заучивать песенки наизусть, подпевать Учить   начинать   двигаться   с   началом   музыки   и заканчивать с окончанием музыки, ходить и бегать под музыку,   выполнять   плясовые   движения   в   кругу, врассыпную, менять движения с изменением музыки или содержания песни. 29 Сопровождение психолога: Образовательная область Познавательное   и   социально­ коммуникативное развитие Программное содержание Павлова   Н.Н.,   Руденко   Л.Г.   Коррекция познавательного развития 2.2. Особенности сотрудничества с семьями воспитанников Взаимодействие педагогов с семьей направлено на решение следующих задач: сбор информации о ребенке,  особенностях его развития, интересах; ­ ­ определение социально­психологического статуса семьи;  ­ определение этапа развития отношения родителей к реабилитации ребенка; ­ обеспечение   психолого­педагогической   поддержкой   семьи   и   повышение компетентности   родителей   в   вопросах   развития   и   образования,   охраны   и укрепления здоровья ребенка с ОВЗ; вовлечение родителей в  образовательную деятельность. ­ Формы взаимодействия с родителями: анкетирование; ­ ­ индивидуальное   консультирование   по   итогам   психолого­педагогического обследования детей; ­ проведение индивидуальных бесед, консультаций, составление рекомендаций; ­ проведение родительских собраний; ­ приглашение родителей на семинары­практикумы; ­ информационные стенды; ­ организация выставок творческих работ; ­ участие в проведении проектов, утренников, праздников. 30 III.  Организационный раздел 3.1.Условия реализации Программы 3.1.1. Организационные условия Временной режим образования детей с ОВЗ  (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается  в  соответствии  с  законодательно закрепленными  нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства  образования  и  др.),  а  также локальными  актами образовательной организации. Продолжительность пребывания ребенка в организации: по   общему режиму дня компенсирующей  группы.  Организация работы по  данной программе осуществляется в разных формах:   Непосредственно     организованной   образовательной   деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности на   подгрупповых,   фронтальных   занятиях,   индивидуальных   коррекционно­ развивающих  занятиях;  Совместной   деятельности   с   педагогом,   осуществляемой   в   ходе   режимных моментов, играх  в  малых  группах  под  руководством педагога;  Самостоятельной деятельности ребенка;  В   проектной   деятельности   группы,  возможно   при   взаимодействии   двух   групп воспитанников  организации. Организация   деятельности   ребенка   может   модифицироваться   в   соответствии     с динамикой   развития   ситуации   в   группе, психоэмоционального состояния ребенка, поставленными   задачами.     При     планировании   работы     учитывается   баланс   между спокойными и активными видами деятельности,  занятиями  в  специальном помещении и в групповой комнате, на  воздухе,  индивидуальными занятиями,  работой  в  малых  и слабоструктурированным, больших   структурированным,     группах,     неструктурированным обучением. При реализации программы разрабатываются  разные формы  активности  ребенка  в  малых  группах  и  в целом  в  группе. Занятия по программе проводятся индивидуально, в подгруппе детей, фронтально. На   подгрупповых   занятиях   отрабатываются   совпадающие   у   разных   детей   задачи обучения   и   воспитания,   одновременно   вырабатываются   навыки   коллективного 31 взаимодействия.   Основной   вид   организованной   образовательной   деятельности   – подгрупповые занятия и фронтальные занятия. Общая   длительность подгруппового занятия, включающего разные виды деятельности, составляет 20 ­ 25 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Продолжительность фронтального занятия – 20 ­ 25 мин. Продолжительность   индивидуального   занятия   20   минут.   Каждое     занятие   имеет основную направленность в соответствии с образовательными областями. Содержание занятия зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуется в различных видах детской деятельности. Непосредственная образовательная деятельность 5­6 лет 1 Познавательное развитие ФЭМП Ознакомление с окружающим миром 2 2 и развитие речи 2 Речевое развитие   речевого   Развитие восприятия и речи (фонематического) 1 Ознакомление с художественной литературой 1 3 Художественно­эстетическое развитие Рисование Лепка Аппликация Конструирование Музыкальное воспитание 4 Физическое развитие Физическая культура Итого 2 0,5 0,5 1 2 3 15 В   процессе   каждого   занятия   должно   быть   предусмотрено   чередование статических   и   двигательных   нагрузок,   в   середине   занятия   необходимо   проводить динамическую   паузу,   психогимнастику.   В   работе   всех   педагогов   системно   должны использоваться здоровьесберегающие, игровые  и коррекционные технологии. 32 В течение дня педагогам необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально   организованных   занятий,   нерегламентированной   деятельности,   отдыха ребенка. 3.1.2. Психолого­педагогические условия Методической   основой   коррекционно­развивающего   обучения   и   воспитания является личностно­ориентированный подход  к организации деятельности ребенка со взрослым и сверстниками. Личность ребенка, его эмоциональное состояние стоят во главе коррекционно­педагогического воздействия на всех этапах обучения. Для   успешной   реализации   программы   необходимо   соблюдать   следующие условия: 1)   уважение   взрослых   к   человеческому   достоинству   ребенка,   формирование   и поддержка его положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с ребенком, соответствующих его  возрастным  и индивидуальным   особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития ребенка); 3)   построение   образовательной   деятельности   на   основе   взаимодействия   взрослых   с ребенком,   ориентированного   на     его   интересы   и   возможности   и   учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5)   поддержка   инициативы   и   самостоятельности   ребенка   в   специфических   для   них видах деятельности. Содержание     образовательных   областей     реализуется   в   различных   видах деятельности   (общении,   игре,   познавательно­исследовательской   деятельности   ­   как сквозных механизмах развития ребенка): 33 ­   непосредственное   эмоциональное   общение   с   взрослым,   манипулирование   с предметами и познавательно­исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно­двигательные игры; ­   предметная   деятельность   и   игры   с   составными   и   динамическими   игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым   и   совместные   игры   со   сверстниками   под   руководством   взрослого, самообслуживание   и   действия   с   бытовыми   предметами­орудиями   (ложка,   совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; ­ ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно­ролевую игру, игру с правилами   и   другие   виды   игры,   коммуникативная   (общение   и   взаимодействие   со взрослыми и сверстниками), познавательно­исследовательская (исследования объектов окружающего   мира   и   экспериментирования   с   ними),   а   также   восприятие художественной   литературы   и   фольклора,   конструирование   из   разного   материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная, музыкальная   (восприятие   и   понимание   смысла   музыкальных   произведений,   пение, музыкально­ритмические   движения,   игры   на   детских   музыкальных   инструментах)   и двигательная (овладение основными движениями, подвижные игры) формы активности ребенка. 3.1.3. Специальные условия Посещение   образовательного   учреждения   регулярное   и   регулируется   в соответствии   с   наличным   возможностями   ребенка     справляться     с     тревогой, усталостью,  пресыщением  и перевозбуждением.  Выбор  видов деятельности,  которые  предлагаются    ребенку,  начинается  с тех,  где  он  чувствует  себя    наиболее  успешным  и заинтересованным и постепенно, по возможности, включаются все остальные.  34 Педагоги   готовы   к   бытовой   беспомощности   и   медлительности   ребенка,   к избирательности в еде, трудностям с переодеванием,  с  тем,  что  он  не  умеет  задать вопрос,  пожаловаться, обратиться за помощью. Организована необходимая специальная поддержка ребенка (индивидуальная и на занятии)   в  развитии  возможностей  вербальной  и  невербальной коммуникации: обратиться  за  информацией  и  помощью,  выразить  свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями. Создано         четкая     и     упорядоченная   временно­пространственная   структура режима дня, занятий и всего пребывания ребенка в  детском саду, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации (см. приложение к программам).   Созданы условия для  постепенный  перехода  от  индивидуальной инструкции  к фронтальной,  специального  внимания  к  выбору  для ребенка места на занятии, где он будет более доступен организующей помощи педагога.    В   организации   деятельности     ребенка   и   оценке   его   достижений   учитывается специфика освоения навыков и усвоения информации при ЗПР особенностей освоения «простого» и «сложного». При     организации     самостоятельного     выполнения     ребенком     заданий     на занятиях   используются     виды   заданий,   поддерживающие   и   организующие   работу ребенка.   При   оценке   меры   трудности   задания   и     достижений ребёнка   учитывается специфики     проблем     его     искаженного     развития,   парадоксальности   освоения «простого» и «сложного» при ЗПР (например, легче выделить скрытые на картинке геометрические фигуры, чем раскрыть ее содержание по смыслу). Ребенок с ОВЗ для получения дошкольного образования обеспечен условиями обучения,   обеспечивающих   обстановку   сенсорного   и   эмоционального   комфорта (отсутствие резких перепадов настроения,  ровный и  теплый  тон  голоса  взрослого в   группы),   упорядоченности   и   предсказуемости отношении     ребенка     любого   происходящего, возможности уединения. Специальная     установка     педагога     на     развитие   эмоционального   контакта   с ребенком,   поддерживает   в   нем   уверенность   в   том,   что   его   принимают,   ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях; педагог транслирует эту установку 35 сверстникам   ребенка,   показывая   его   сильные   стороны   и   вызывая   к   нему   симпатию своим отношением, вовлекает детей в доступное взаимодействие.   Развивается внимание ребенка к проявлениям близких взрослых и сверстников. Оказывается специальная  помощь  в  понимании  ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений.  Для     социального     развития     ребёнка     используется   существующие   у   него избирательные способности.  Процесс его обучения и воспитания в детском саду поддерживается  постоянным психологическим     сопровождением,     оптимизирующим     взаимодействие   ребёнка   с педагогами и сверстниками, семьи и детского сада. 3.2. Материально­технические обеспечение Программы Материально­техническое   обеспечение     дошкольного     образования     детей     с     ОВЗ должно отвечать не только общим, но их особым образовательным потребностям:  ­ к организации пространства, в котором обучается ребёнок с ОВЗ; ­ ­  к организации рабочего места ребёнка с ОВЗ;   техническим  средствам  обучения  и  обеспечения  комфортного доступа ребёнка с ОВЗ к дошкольному образованию (ассистирующие средства и технологии);  специальным   учебным   и   дидактическим   материалом,   отвечающим   особым ­ образовательным потребностям ребенка;  ­ обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов,  их сотрудничества  с  родителями  (законными представителями) ребенка. 1.  Организация пространства, в котором обучается и воспитывается  ребёнок.  Пространство  (прежде  всего  здание и  прилегающая  территория),  в котором осуществляется   образование   детей   с   ОВЗ, соответствует   общим   требованиям, предъявляемым     к     образовательным   организациям.   Организована   возможность   для беспрепятственного доступа ребенка к   объектам   инфраструктуры образовательной организации. 2.  Организация рабочего места ребёнка с ОВЗ.   Рабочее   место  ребёнка  с ОВЗ создано  индивидуально  с  учетом  его  особых образовательных   потребностей.   При     организации     рабочего     места     учитываются 36 возможности     и   особенности   моторики,   восприятия,   внимания,   памяти   ребенка. Содержание образования ребёнка с  ОВЗ  включает задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе  деятельности согласно режиму дня. В связи с этим рабочие   места   для   формирования     данных     навыков     являются     мобильными     и готовятся педагогическими работниками в соответствующих помещениях.  3.  Технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа ребёнка с ОВЗ Общие для ДОУ  Помимо   вспомогательных   функций,   позволяющих   ребенку   получить адаптированный  доступ  к  образованию,  технические  средства  обучения (включая специализированные   компьютерные   игры,   презентации   и   др.)   дают   возможность удовлетворить     особые     образовательные     потребности   воспитанника     с     ОВЗ, способствуют     мотивации     к   деятельности,     позволяют     получить     качественный результат,  даже  когда возможности ребенка существенно ограничены.  4.   Специальный   учебный   и   дидактический   материал,   отвечающий особым образовательным потребностям детей с ОВЗ. Особые     образовательные     потребности     детей     с   ОВЗ     вызывают   необходимость специального   подбора   учебного   и   дидактического   материала,   позволяющего эффективно   осуществлять   процесс   обучения   по   всем содержательным областям. Вспомогательными  средствами  невербальной  (неречевой) коммуникации  являются:  ­ ­ специально подобранные предметы, графические     /     печатные     изображения     (тематические     наборы   фотографий, ­ рисунков, пиктограмм),  электронные   программным  обеспечением).   средства     (персональный   компьютер     с     соответствующим Используются средства,   расширяющих представления и обогащающие жизненный опыт ребенка с ОВЗ.  В частности, сенсорные средства, воздействующие на различные чувственные   анализаторы     и     вызывающие     положительные     реакции     ребенка     на окружающую     действительность.     В   образовательной   организации     имется   арсенал 37 материалов  и  оборудования,  позволяющих воспитанникам  с  ОВЗ  осваивать  навыки самообслуживания,   доступной бытовой деятельности. Для   создания,   обработки   и распечатки изображений  имеется оборудование и программное обеспечение.   Обеспечение   условий   для   организации   обучения   и   взаимодействия 5.   специалистов,  их  сотрудничества  с  родителями  (законными представителями) обучающихся. Требования к материально­техническому обеспечению ориентированы не только на   ребёнка,   но   и   на   всех   участников   процесса   дошкольного   образования.   Это обусловлено   необходимостью   индивидуализации   процесса   образования   детей. Специфика   данной   группы   требований   состоит   в   том,   что   все вовлечённые в процесс   образования   взрослые   имеют   неограниченный   доступ   к   организационной технике, где  можно  осуществлять  подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка с ОВЗ. Предусматривается материально­ техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов   разного   профиля,   вовлечённых   в   процесс   образования,   родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ.   3.3. Особенности организации развивающей                                 предметно­пространственной среды По   ФГОС   ДО   развивающая     предметно­пространственная     среда содержательно­насыщенная,  трансформируемая,  полифункциональная,  вариативная, доступная  и безопасная. В работе с детьми с ОВЗ насыщенность среды соответствует индивидуальным особенностям детей.  Основная   цель   создания   среды   ­   эмоциональное   благополучие   детей   во взаимодействии с предметно­пространственным окружением.  Учитывая   повышенную   отвлекаемость   ребёнка,   предметно­пространственная среда проектируется под каждое конкретное занятие или иную форму взаимодействия ребенка со взрослым и сверстником.  38 Трансформируемость   пространства   ­   возможность   изменений   предметно­ пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.  Полифункциональность материалов ­ возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.  Вариативность   среды   ­   наличие       пространств   (для   игры,   конструирования, уединения и пр.), а  также  разнообразных  материалов,  игр,  игрушек  и  оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.   При  проектирование среды создаются  условия  для  уединения, выбора  детьми игры,   предмета   и   деятельности   в   зависимости   от   игровой   и   обучающей   ситуации. Доступность среды для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья всех зон спроектированной среды, помещения; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам,   пособиям,   обеспечивающим   все   основные   виды   детской   активности. Безопасность   предметно­пространственной   среды   ­   соответствие   всех   ее   элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.  Перечень   оборудования   для   организации   развивающей   предметно­ пространственной   среды   представлен   в   соответствующем   разделе   Адаптированной основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида» 3.4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Основной   перечень   методических   материалов   и   средств   представлен     в соответствующем   разделе   Адаптированной   основной   образовательной   программы МАДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида» и в приложениях к программам. 39 40

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ЗПР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018