Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи
Оценка 4.6

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
дефектология
Детсад
01.05.2017
Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи для детей старшего дошкольного возраста, представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи для детей старшего дошкольного возраста, представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
АдаптированнаяПрограмма Шамрай.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  города Нижневартовска детский сад комбинированного вида №83 «Жемчужина» Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи   учителя – логопеда Шамрай Светланы Николаевны Муниципальное  автономное дошкольное образовательное  учреждение города Нижневартовска  детский сад № 83  «Жемчужина» СТРУТУРА ОПРОГРАММЫ Содержание Раздел 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Целевой раздел Введение Пояснительная записка Цели и задачи Программы  Принципы и подходы к формированию Программы Психолого – педагогические особенности детей с ТНР Планируемые результаты освоения Программы Раздел 2 Содержательный раздел 2.1 2.2  2.3 2.4 2.5 2.6 Особенности организации коррекционнно  ­ образовательной деятельности с  детьми старшего дошкольного возраста с ТНР Этапы  коррекционно – образовательного процесса Направление коррекционно­образовательного процесса Диагностическая работа Коррекционно развивающая работа Содержание логопедической работы по преодолению ОНР и ФФНР у детей  5­го – 6­го года жизни . Содержание логопедической работы по преодолению ОНР и ФФНР у детей  6­го – 7­го года жизни . План  индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения Особенности организации мониторинга Специфика логопедических занятий  Оборудование логопедического кабинета Содержание индивидуальных занятий Особенности взаимодействия педагогов  родителями (законными  представителями)  Обеспечение  методическими материалами и средствами обучения  Образовательная область «Речевое развитие» Основные направления работы по развитию речи детей Методы развития речи, средства развития речи. Перспективный план работы Речевые карты 3 5 6 8 10 13 14 15 16 16 17 20 23 26 29 31 32 33 34 35 36 37 38 40 2 ОГЛАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ         Современная система дошкольного образования предъявляет высокие  требования к организации образовательного процесса в детском саду.  Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к  школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой  стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств  воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению  письменной формой речи.         Адаптированная образовательная  программа дошкольного  образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи  для  детей старшего дошкольного возраста, представляет коррекционно­ развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение  фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие  фонематического восприятия, лексико­грамматических категорий языка,  развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных  способностей, речевого и общего психического развития ребёнка  дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного  овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой  школе, а так же его социализации.      Детей с речевыми нарушениями   рассматривают как группу  педагогического риска, потому что их физиологические и психические  особенности  затрудняют  успешное  овладение ими  учебным материалом в  школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от  своевременного преодоления нарушений речи. Дети  с речевыми  нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно­ логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны  быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.    Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования  для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи в   МАДОУ города  Нижневартовска ДС № 83 «Жемчужина» составлена в соответствии:  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;   Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.  № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по основным общеобразовательным  Программам – образовательным Программам дошкольного  3 образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №  30038);   Постановление Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об  утверждении СанПиН 2.4.1.3049­13 «Санитарно­ эпидемиологические требования к устройству, содержанию и  организации режима работы дошкольных образовательных  организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г.  № 28564); Лицензия:  серия 86 № 0000919, от 21 октября 2014 года, выдана  Устав – утвержден приказом департамента муниципальной  Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ  14 ноября 2013 г. № 30384);  • 462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования  образовательной организацией» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня  2013 г. № 28908);  • Службой по контролю и надзору в сфере образования ХМАО ­ Югры. Срок  действия лицензии ­  бессрочно. • собственности и земельных ресурсов администрации города от 08.08.2014 № 1269/36­п.  Приказом департамента муниципальной собственности и земельных  ресурсов администрации города № 1874/36­п от 03.11.2015г.утверждены  изменения. При разработке отдельных глав программы использованы материалы  методических рекомендаций «Реализация ФГОС дошкольного образования:  модель основной образовательной программы дошкольного учреждения»  (автор Скоролупова О.А.) и  примерной основной образовательной  программы дошкольного образования «Радуга», под редакцией Е.В.  Соловьевой.                Педагогическая система дошкольной образовательной организации  носит гуманистический и личностно­развивающий характер взаимодействия  взрослых (родителей, педагогов) с ребёнком, обеспечивает создание  основного фундамента развития ребёнка – формирование базовой культуры  его личности. Совокупность образовательных областей, обеспечивают  разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных  особенностей по основным направлениям развития и образования –  социально­коммуникативному, познавательному, речевому, художественно­ эстетическому, физическому.        Образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции  образовательных областей в соответствии с возрастными психолого­ педагогическими и индивидуальными возможностями, требованиями к  развитию личности ребенка.            Принцип занимательности помогает вовлекать детей в направленную  деятельность, формирует у них желание выполнять предъявленные  требования и стремления к достижению конечного результата. Новизна  содержания позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая  интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач,  максимально активизируя познавательную сферу дошкольника. 4 Ребёнок получает возможность познавать мир через те виды  деятельности, которые для него более привлекательны. Задача педагога –  помочь ребёнку совершенствоваться в выбранных им видах деятельности. Решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи  планируется с учётом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья,  оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания, времени  проведения занятий, формы проведения и интенсивности работ. Тесное  сотрудничество между педагогами и детьми, позволяет создать в ходе  занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной  комфортности. Отбор учебного материала происходит с учётом того, что ребёнок должен и  может усвоить в процессе обучения, его зоны ближайшего развития. Очень  важно научить ребёнка «учиться самому», а не просто научить его чему­то,  обеспечивая присвоение знаний, выработку умений и навыков. 5 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.      Учредителем МАДОУ города Нижневартовска ДС №83  «Жемчужина» является муниципальное образование города   Нижневартовска.  Функции и полномочия учредителя от имени муниципального  образования осуществляет администрация города в лице ее  структурных подразделений: департамента муниципальной  собственности и земельных ресурсов администрации города и  департамента образования администрации города Нижневартовска. Дошкольное учреждение. Детский сад. Муниципальное   автономное   дошкольное   образовательное учреждение   города   Нижневартовска   детский   сад   №   83 «Жемчужина». Муниципальное. Муниципальное   автономное   дошкольное   образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 83 «Жемчужина» расположен в 8 микрорайоне по адресу: улица Мира 58г г.Ханты­ Мансийский автономный округ­Югра, Тюменская область. Телефоны, факсы:8 (3466) 45­63­00. [email protected];  В   настоящее   время   деятельность  муниципального   автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский   сад   №   83   «Жемчужина»   определяется   и   регулируется следующими организационно – учредительными документами: Лицензия:   серия 86 № 0000919, от 21 октября 2014 года, выдана Службой по контролю и надзору в сфере образования ХМАО ­ Югры. Срок действия лицензии ­  бессрочно. Устав   –  утвержден   приказом   департамента   муниципальной собственности   и   земельных   ресурсов   администрации   города   от 08.08.2014 № 1269/36­п.  Приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов   №   1874/36­п   от 03.11.2015г.утверждены изменения. detskiysad83.blogspot.ru С   19.01.2017   года     в   ДОО   функционирует   группа   для   детей   с тяжелыми нарушениями речи Цель  ­    обеспечение   системы   средств,     условий   для   устранения речевых   недостатков   у   детей   старшего   дошкольного   возраста     с общим   недоразвитием   речи   и   фонетико   –фонематическим недоразвитием   речи     и   осуществления   своевременного   и полноценного   личностного   развития,   обеспечения   эмоционального благополучия. Основными задачами коррекционного обучения являются: 1.Практическое усвоение лексических и грамматических средств  языка;  2.Формирование правильного произношения (воспитание  артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры  и фонематического восприятия);  3.Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами 4. Развитие навыков связной речи администрации     города Учредитель: Тип: Вид: Полное  наименование  учреждения: Статус учреждения: Юридический адрес: Телефон/факс: E – mail: Сайт учреждения: 6 Цель и задачи реализации Программы Основные  концептуальные  положения Программы 7 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы : ­ организация эффективных условий,  обеспечивающих механизмы предупреждения и максимально  возможной компенсации речевого недоразвития, способствующих  развитию личности ребенка, эффективному усвоению им  содержания образования. Формирование полноценной  фонетической системы языка, развитие фонематического  восприятия и навыков первоначального звукового анализа и  синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в повседневной жизни. Предупреждение возникновения  возможных трудностей в усвоении программы массовой школы,  обусловленных недоразвитием фонетической и фонетико­ фонематической стороны речи у старших дошкольников.  Задачи:   1. Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых  нарушений у воспитанников ДОО.  2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально­ личностного развития и индивидуальных особенностей детей,  нуждающихся в логопедической помощи, определение основных  направлений и содержания работы с каждым ребенком.  3. Максимально возможное преодоление недостатков в речевом  развитии дошкольников. Воспитание артикуляционных навыков  звукопроизношения, развитие фонематических процессов,  совершенствование лексико­грамматического строя и связного  высказывания в процессе работы над фонетико­фонематической  стороной речи.  4. Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к  полноценному усвоению общеобразовательной программы по  русскому языку в школе, профилактика психологических  трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.  Профилактика нарушений письменной речи.  5. Осуществление сотрудничества с родителями воспитанников,  педагогами ДОО и специалистами медицинских учреждений.  Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно­развивающей  среды в семейных условиях.  6. Формирование профессиональной компетентности педагогов в  сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими  речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления  проблем в речевом развитии Содержание   образовательного   процесса   строится   на единстве   образовательной,   воспитательной   и   коррекционной работе.   Основными   факторами,   обеспечивающими   гуманизацию образовательного   процесса,   является   организация     научно­ обоснованного   межличностного   взаимодействия,   обеспечения оптимального взаимодействия ребёнка во всех сферах общения: «ребёнок­ребёнок»,   «ребёнок­педагог», «ребёнок­социум». В   основе   психолого­педагогического     «ребёнок­родитель», сопровождения в условиях образовательного процесса лежит взаимосвязь и взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагог – ребенок – родитель.      Неотъемлемой частью организации педагогического процесса является целесообразное чередование в течение  дня специально­ организованной деятельности, совместной деятельности детей и взрослых личностно­ориентированного взаимодействия,   самостоятельной   деятельности,   где   каждому ребенку   предоставляется   возможность   выбора   деятельности, средств, партнеров.  Для   успешной   реализации   Программы   созданы   психолого­ педагогические условия:  ● уважение   педагогов   к   человеческому   достоинству воспитанников,   формирование   и   поддержка   их   положительной самооценки,   уверенности   в   собственных   возможностях   и способностях; ● использование   в   образовательном   процессе   форм   и методов   работы   с   детьми,   соответствующих   их   возрастным   и индивидуальным   особенностям     как искусственного   ускорения,   так   и   искусственного   замедления развития детей); (недопустимость, ● построение   образовательного   процесса   на   основе взаимодействия   взрослых   с   детьми,   ориентированного   на интересы   и   возможности   каждого   ребёнка   и   учитывающего социальную ситуацию его развития; ● поддержка   положительного, доброжелательного   отношения   детей   друг   к   другу   и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; ● поддержка   инициативы   и   самостоятельности   детей   в педагогами   специфических для них видах деятельности; ● возможность   выбора   детьми   материалов,     видов активности, участников совместной деятельности и общения; ● защита детей от всех форм физического и психического насилия;  ● поддержка   Организацией   и   педагогами   родителей дошкольников   в   воспитании   детей,   охране   и   укреплении   их здоровья,   вовлечение   семей   воспитанников   непосредственно   в образовательный процесс.  Для   получения   качественного   образования   детьми   в условиях   группы   компенсирующей   направленности   в   рамках реализации Программы созданы необходимые условия для:  диагностики   и   коррекции   нарушений   развития   речи   и социальной их адаптации;  оказания   ранней   коррекционной   помощи   на   основе специальных   психолого­педагогических   подходов   и наиболее   подходящих   для   этих   воспитанников   языков, методов,   способов   общения   и   условий,   в   максимальной степени   способствующих   получению   дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей. Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора Психолого­ педагогические условия  Психолого­ педагогические условия   для детей в условиях  группы  компенсирующей  направленности для  детей  с тяжелыми  нарушениями речи. Принципы формирования 8 Программы: Принципы формирования Программы: Создание  благоприятной  социальной ситуации  развития каждого  ребёнка в соответствии с его возрастными и  индивидуальными  особенностями и  склонностями. и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Отбор   методов   обучения   осуществляется   с   учётом характера мышления детей, способности к обобщению, анализу. Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Отбор   методов   обучения   осуществляется   с   учётом характера мышления детей, способности к обобщению, анализу.           Развивающие ситуации способствуют развитию ребёнка, где ему   предоставляются   материалы   для   анализа,   исследования, понимания   причин,   использования   правил,   проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического   применения   в   жизни.   У   каждого   ребёнка проявляются возможности обсуждать, действовать, отображать и дополнять. Ситуация может наполняться разным содержанием и продолжаться на протяжении дня, недели и даже месяца. Исходная ситуация  может быть  похожа на знакомство с каким­то   объектом,   а   может   создаваться   на   основе   каких­то событий, праздника, рассматривания иллюстраций и чтения книги. В каждой ситуации интегрируются разные задачи в зависимости от   возрастных   и   индивидуальных   особенностей     и   виды деятельности с включением самостоятельной деятельности детей. Социальные   ситуации   могут   возникать   спонтанно,   а взрослые   (педагог   и   родитель)   подхватывают   её   и   насыщают развивающим   содержанием   в   зависимости   от   возрастных   и индивидуальных особенностей. Взрослые могут взять инициативу в   свои   руки   и   заранее   спланировать   развивающую   ситуацию: продумать вопросы, подготовить заранее предметно­развивающую среду,   которая   обеспечивает   наиболее   успешную   реализацию учебно­воспитательных целей дошкольного образования согласно возрасту и индивидуальным условиям. 1.3. ПРИНЦИПЫ И ПСИХОЛОГО –ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  принцип   опережающего   подхода,   диктующий необходимость с функциональными   и   органическими   отклонениями   в развитии,   с   одной   стороны,   и   разработку   адекватного логопедического воздействия – с другой; выявления   детей     раннего    принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С.   Выготского   о   «зоне   ближайшего   развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;  принцип   подхода, предусматривающий   одновременное   решение   нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия; полифункционального    принцип   сознательности   и   активности   детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей 9 Перед   ребёнком   работе  приёмы  активизации  познавательных  способностей детей.   необходимо   ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный   опыт.   Этот   принцип   способствует   более интенсивному   психическому   развитию   дошкольников   и предусматривает   понимание   ребёнком   материала   и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;  принцип   доступности   и   индивидуализации, предусматривающий   учёт   возрастных,   физиологических особенностей и характера патологического процесса;  принцип   постепенного   повышения   требований, предполагающий  постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;  принцип   наглядности,   обеспечивающий   тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех  анализаторных систем   организма   с   целью   обогащения   слуховых, зрительных  и  двигательных образов детей. Психолого­педагогические условия:        уважение   взрослых   к   человеческому   достоинству   детей, формирование   и   поддержка   их   положительной самооценки,   уверенности   в   собственных   возможностях   и способностях; использование   в   образовательной   деятельности   форм   и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и   индивидуальным   особенностям   (недопустимость   как искусственного   ускорения,   так   и   искусственного замедления развития детей); построение   образовательной   деятельности   на   основе взаимодействия  взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка положительного, доброжелательного   отношения   детей   друг   к   другу   и взаимодействия   детей   друг   с   другом   в   разных   видах деятельности; поддержка   инициативы   и   самостоятельности   детей   в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия; взрослыми      поддержка   родителей   (законных   представителей)   в воспитании   детей,   охране   и   укреплении   их   здоровья, вовлечение   семей   непосредственно   в   образовательную деятельность 10 1.4. Психолого­педагогические особенности  детей, обучающихся в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями  речи в ДОО Характеристика речи детей с фонетико­ фонематическим недоразвитием (ФФН) Фонетико­фонематическое недоразвитие (ФФН)  —  это нарушение   процесса   формирования   произносительной   системы родного   языка   у   детей   с   различными   речевыми   расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим   признаком   фонематического   недоразвития является   пониженная   способность   к   анализу   и   синтезу   речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи   ребенка   с   фонетико­фонематическим   недоразвитием отмечаются   трудности   процесса   формирования   звуков, отличающихся   тонкими   артикуляционными   или   акустическими признаками. Несформированность   произношения   звуков   крайне вариативна   и   может   быть   выражена   в   речи   ребенка   различным образом: • заменой звуков более простыми по артикуляции; • трудностями различения звуков; • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при   ФФН   является   несформированность     процессов   восприятия звуков речи. На   недостаточную   сформированность   фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании   основных   элементов   языка   и   речи.   Кроме   всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Проявления   речевого   недоразвития   у   данной   категории детей   выражены   в   большинстве   случаев   нерезко.   Отмечается бедность   словаря   и   незначительная   задержка   в   формировании грамматического строя речи. При углубленном  обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в   падежных   окончаниях,   в   употреблении   сложных   предлогов,   в согласовании   прилагательных   и   порядковых   числительных   с существительными и т. п. Картина   нарушения   речи   у   детей   с   ФФН   неоднозначна. Наиболее типичным является: •  недифференцированное   произнесение   пар   или   групп   звуков   . Например: звуки [с] и [ш] могут заменяться нечетко произносимым смягченным звуком [ш]; •   смешение   звуков,   т.   е.   в   одних   случаях   ребенок   употребляет звуки   [с],   [ш]   правильно   (санки,   шуба),   а   при   усложненных вариантах речи взаимозамещает их; • замены звуков более легкими по артикуляции («Фамаéт потóим тáми» — «Самолет построим сами»); •   искаженное   произношение   звуков   в   сочетании   с вышеперечисленными   дефектами.   Признаком   фонематического 11 недоразвития является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или   акустическими   характеристиками.   Трудности   различения звуков выявляются при выполнении специальных диагностических заданий,   предполагающих   достаточный   уровень   развития фонематического восприятия.  Например: • выделить определенный звук из ряда других звуков; •   повторить   ряды   слов   и   слогов   с   оппозиционными   звуками (изолированно эти звуки ребенок произносит правильно): па­ба, ба­ па, да­да­та, та­та­да и т. д.; •   определить   наличие   (отсутствие)   заданного   звука   в   слове   . Например: звук [с] в словах: сани, чай, щетка, стакан, шапка, курица, замок; • самостоятельно отобрать картинки с заданным звуком; • назвать ряд слов, содержащих определенный звук. Несформированность   фонематических   представлений снижает   у   детей   с   ФФН   готовность   к   овладению   звуковым анализом.   Нередко   вместо   выделения   первого   гласного   или согласного звука дети называют слог или все слово. Совокупность   всех   перечисленных   отклонений   в произношении   и   фонематическом   развитии   не   позволяет   детям позже   полноценно   усваивать   программу   общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки: • замены согласных букв («зелезо» — железо, «лека» — река и т. д.); • пропуски букв («смовар», «тул» и т. д.); •   перестановка   букв   и   слогов   («кошолатка»   —   шоколадка, «петерь» — теперь, «логова» — голова, «моколо» — молоко и т. д.); • замены гласных даже тогда , когда они стоят под ударением: е — и (сел — «сил»), о — у (пол — «пул»); • вставка лишних букв («пошала» — пошла). Характеристика   детей   с ОНР 3 уровня развития речи.    Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и   первично   сохранным   интеллектом   –   речевое   нарушение,   при котором   страдает   формирование   всех   компонентов   речевой системы:   звукопроизношения,   фонематического   восприятия, словаря, грамматического строя, связной речи.  3­й   уровень   речевого   развития  характеризуется появлением   развёрнутой   обиходной   речи   без   грубых   лексико­ грамматических   и   фонетических   отклонений.   На   этом   фоне наблюдается   неточное   знание   и   употребление   многих   слов   и недостаточная     сформированность     некоторых   грамматических категорий   языка.   В   активном   словаре   преобладают существительные   и   глаголы,   недостаточно   слов,   обозначающих качества,   признаки,   действия,   состояния   предметов,   страдает словообразование,   затруднён   подбор   однокоренных   слов.   Для грамматического   строя     характерны   ошибки   в   употреблении предлогов,   в   согласовании   различных   частей   речи,   построении 12 звуки, предложений.   Звукопроизношение   детей   не   соответствует возрастной  норме:  они  не  различают  на  слух  и  в  произношении близкие     искажают   слоговую   структуру   и звуконаполняемость   слов.   Связное   речевое   высказывание   детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, нарушением причинно­следственных отношений. В   беседе,   при   составлении   рассказа     преобладают   простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.   Присутствуют   трудности   при   планировании   своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся   сверстников  особенностями   психических процессов.  Для   них   характерны   неустойчивость   внимания, снижение   вербальной   памяти   и   продуктивности   запоминания, отставание   в   развитии   словесно­логического   мышления.   Они отличаются   быстрой   утомляемостью,   отвлекаемостью, повышенной   истощаемостью,   что  ведёт   к   появлению   различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения   моторики   артикуляционного   аппарата:   изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных   дифференцировках.   С   расстройствами   речи тесно   связано   нарушение   мелкой   моторики   рук:   недостаточная координация   пальцев,   замедленность   и   неловкость   движений, застревание   на   одной   позе.   Указанные   отклонения   в   развитии детей,   страдающих   речевыми   аномалиями,   спонтанно   не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции. Речь детей с 3­м, уровнем речевого развития. У   детей   с     ОНР   3   уровня   развития   речи   в   5­летнем   возрасте словарный запас составляет 2,5­3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же имеются в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие   названия   предметов,   объектов,   действий,   их признаков. Для   данного   уровня   развития   речи   детей   характерно   наличие развернутой   фразовой   речи   с   выраженными   элементами недоразвития   лексики,   грамматики   и   фонетики.   Типичным является   использование   простых   распространенных   ,   а   также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных или второстепенных членов , например «бейка мотлит и не узнана» ­   белка   смотрит   и   не   узнала   (зайца);     «   из   трубы   дым   тойбы, потамутш хбйдна»­ из трубы дым валит, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие   из трех­пяти слогов     («   акваиюм»­   аквариум,   «татал   –лист»­   тракторист, «вадападов»­ водопровот, «задигайка» ­ зажигалка.). Наиболее  характерные  лексические трудности касающиеся знания и называния: ­   частей   предметов   и   объектов   (кабина,   сиденье,   ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, вымя и т.п.); ­   глаголов,   выражающих   утонченность   действий   (лакает, 13 лижет, грызет, откусывает, жует – все выражается словом «ест»); ­ приставочных глаголов ( подплыл, отплыл, всплыл и т.п.); ­ антонимов ( гладкий – шершавый, храбрый ­ трусливый, глубокий – мелкий, густой – жидкий и т.п.); ­   относительных   прилагательных   (   шерстяной,   глиняный, песчаный, вишневый, грушевый, земляничный и т.п.); В грамматическом строе распространены ошибки: ­ в употреблении предлогов В, К,С, (СО), ИЗ­ПОД, ИЗ­ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД. ( «Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки»,  «Мальчик подошел шкафу», «Кошка вылезла под кровати» и т.п.); ­ согласование различных частей речи ( « Подошел к два коня», «Заботился о ежика», «Наблюдали за обезьяны»); ­построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать», «Почему что ежик колется, почему что девочка и плачет»). В фонетическом плане дети: ­ неверно произносят 10­20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие – твердые, звонкие – глухие, а также  звуки С­Ш, З­Ж, Ть­Ч,  Сь­Щ,  Л­Р и т.п. ­   искажают   слоговую   структуру       и   звуконаполняемость слов ( слова сложной слоговой структуры) ­     (водопроводчик – датавотик,   фотография   –   атаграфия,   магнитофон   –   матафон, воспитательница  ­ питатифа); —   не   могут   воспроизвести   ряд   слов,   близких   по   звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот­кит­ток, бык­бак­ бок, па­ба­па, та­кта, фта­кта, та­тя). В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные  особенности. Однако развернутые смысловые высказывания детей  с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости,  последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на  внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно­ следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего  даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и  все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении  текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих  сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов 1.5ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ • правильно   артикулировать   все   звуки   речи   в   различных фонетических позициях и формах речи;  • • четко дифференцировать все изученные звуки;  называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;  находить   в   предложении   слова   с   заданным   звуком, определять место звука в  слове;  В итоге логопедической  работы дети должны  научиться: • • 14

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи

Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017