АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ПИСЬМО»

  • Образовательные программы
  • Домашнее обучение
  • docx
  • 12.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптированная программа обучения по предмету «Письмо» составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации (Москва: «Просвещение» 2010 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой), программы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью (г. Ульяновск,2012 под редакцией Т.В.Васильевой и И.А.Кирюхиной), программы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида для детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (г. Ульяновск,2012 под редакцией Т.А.Гусевой). В индивидуальном учебном плане ученика 7 класса определено на изучение предмета «Письмо» - 1 час в неделю. Всего -35 часов в год.
Иконка файла материала Письмо.docx
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ  ПО ПРЕДМЕТУ «ПИСЬМО» индивидуального обучения на дому     7    (   Класс               F   ­71)         .   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        Адаптированная   программа обучения  по предмету «Письмо» составлена на основе программы специальных (коррекционных)  общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации  (Москва: «Просвещение» 2010 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой), программы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII  вида для детей с умеренной умственной отсталостью (г. Ульяновск,2012 под редакцией Т.В.Васильевой и И.А.Кирюхиной), программы специального  (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида для детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (г. Ульяновск,2012 под  редакцией Т.А.Гусевой).         В индивидуальном учебном плане ученика 7 класса  определено на  изучение  предмета «Письмо»  ­ 1 час в неделю. Всего ­35 часов в год.        Данный вариант адаптированной   программы обучения по предмету «Письмо» обеспечен: ­ Букварь  для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2010 В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина. Цели:    совершенствование процессов восприятий являющихся основой для формирования навыков письма; развитие  познавательной деятельности и формирование умений сопровождать речью совершаемые действия; развитие общей и артикуляционной  моторики, движения костей рук, пальцев. Задачи: подготовка ученика к овладению первоначальными навыками письма; привитие интереса к обучению; выявить особенности общего и речевого развития  ребёнка;     формирование зрительного, пространственного восприятия и представления;  коррекция  моторики руки, подготовка к обучению письму;  развитие фонематического слуха; обработка произносительной стороны речи.            Адаптированная программа обучения по предмету «Письмо» построена  по концентрическому принципу  применительно к обучению письму в  течение 10 лет, а также с учётом преемственности, планирования тем на весь курс обучения. Этот принцип позволяет повторять и закреплять  полученные знания в ходе учебного процесса, а также дополнять их новыми сведениями. Содержание программы предполагает, кроме изучения  письма букв, слогов, слов, некоторые правила правописания. В содержании программы не предусмотрены разделы, а имеется только тематическое  планирование. В содержании изучения каждой темы отражается объём знаний, умений, навыков, предусмотренных  в объёме часов по той или иной  теме.            Количество часов по темам учитель определяет самостоятельно в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.           Обучение письму, как и обучение чтению, опирается на звукобуквенный анализ и синтез. Однако процесс обучению письму является более  трудным, так как в ходе написания включается ручная моторика, весьма несовершенная. Сам процесс письма представляет собой сложный процесс,  требующий включения многих анализаторов.           При обучении письму предусмотрено постепенное наращивание трудностей. В  7 классе  проводится изучение следующих новых букв: «Ч», «Э»,  «Ц»; самостоятельное составление сложных слов; коротких, из 2­3 слов, предложений с последующей их записью; вставка пропущенных букв, слогов,  слов с опорой на наглядность; повторение изученных правил правописания.           Изучение письма букв, слогов, слов, коротких предложений и текстов после предварительного анализа идёт на протяжении 9 лет. Аналогично  проводится работа с кассой букв по составлению слогов, слов, предложений с последующей их записью после предварительного анализа.           Особенности  занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (умение правильно держать  карандаш, правильно  пользоваться  им при проведении линии и т.д.), так и умения  в изображении отдельных элементов  букв. Письмо букв    проводится   параллельно с прохождением алфавита.  Систематически практикуются зрительные и слуховые  диктанты отдельных букв, слогов и, по  возможности, предложений.           При обучении  письму   осуществляется  индивидуальный подход к ученику. Обучение письму учащегося  с умеренной  умственной отсталостью   носит сугубо  практическую направленность, требующую  усвоения только элементарных правил правописания.           Конечная цель обучения письму и чтению  заключается в том, чтобы научить ученика списывать с печатного текста, писать самостоятельно  на  слух, по памяти слова, короткие предложения из 2­4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать  несложный текст  (печатный или письменный),  отвечать на заданные вопросы.          Методическое обеспечение обучения письму ученика с подготовительного по 9 класс повторяется из года в год, так как в каждом из классов  изучается 3­4 буквы алфавита на основе букваря. Уровень усвоенных знаний учащегося оценивается по трёхбалльной системе: «Достаточный уровень», если учащийся усваивает свыше 65% заданий,   «Средний уровень», если учащийся усваивает от 50% до 65% заданий,«Низкий уровень», если учащийся усваивает от 35% до 50% заданий.             Повторение изученных (прописных и строчных) букв:  а, у, о, м, с, х, р, ш, ы, л , н,  к, т, и, п, з , й, г, в, д, б, ж, е, ь, я, ю, ё. Содержание Слоги, слова, короткие  предложения  и тексты с ними. Списывание и письмо под диктовку слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2­3  слов с таблиц, доски,  букваря, карточек (рукописный и печатный  шрифт) с пройденными буквами.            Усвоение рукописного начертания изучаемых букв (прописных строчных и заглавных) «Ч», «Э», «Ц». Письмо букв в воздухе, по обводке, трафарету и образцу.            Составление и запись  открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов после предварительного анализа            Заглавная прописная буква в именах людей. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.            Правописание ча­ща, чу­щу, жи­ши.            Работа с деформированным текстом. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.            Списывание  коротких предложений из двух слов после предварительного анализа.            Запись под диктовку букв, слогов, слов, короткого предложения из двух слов, после предварительного звукобуквенного анализа.  Знания, умения и навыки.           Знать и уметь писать все изученные  строчные и прописные буквы.            Уметь составлять слоги, слова и предложения из 2­3 слов и писать их под диктовку.           Уметь списывать и писать под диктовку короткие тексты.           Уметь писать прописные буквы в именах, фамилиях и в начале предложения.           Уметь ставить точку в конце предложения.           Правописание ча­ща, чу­щу, жи­ши.           Уметь вставлять прописные буквы, слоги и целые слова, опираясь на наглядность.           Составлять слоги, слова, короткие предложения с последующей их записью.           Уметь составлять фразу  по сюжетной картинке.           Уметь списывать с таблиц, классной доски, букваря (рукописный и печатный шрифт) прочитанных и разобранных слогов,  слов из одного ­ двух слогов и коротких предложений.             Практическое различение гласных и согласных букв на письме и при чтении.Уметь записывать под диктовку  без искажения слогов, слов, написание которых совпадает с произношением и  предложений из данных слов.            Знать правило написания большой буквы в начале предложения и точки в конце предложения. Большая буква в именах людей.            Работать с деформированным текстом. Вставлять пропущенные буквы в слова под картинками. Письмо 1 час в неделю №    I ч. 1. 2. 3. 4. 5. Тема урока    Дата План Факт  Кол час. Методы и приёмы  Основные понятия и законы  учебного предмета.  Формирование знаний,  умений и навыков. Повторение  материала Повторение ранее  изученных букв. Буква «В»  строчная,  заглавная.  Списывание с  букваря слогов,  слов, фраз. Буква «Ж»  строчная,  заглавная.  Списывание с  букваря слогов,  слов, фраз. Правописание жи –  ши. Письмо слогов,  слов, фраз с  буквами ж – ш. Буква «Б»  строчная,  заглавная.  Списывание с  букваря  слогов,  слов, фраз. 2 1 1 1 1 Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Буквы строчные и  заглавные. Пропущенная буква,  пропущенный слог. Слоги прямые,  обратные, закрытые,  открытые. Письмо под диктовку. Буквы гласные и  согласные. Составление слогов,  слов, фраз из  разрезной азбуки. Формировать умение  писать строчные и  заглавные буквы,  списывать с доски,  букваря, разрезной азбуки, печатный и письменный  тексты. Составлять слоги, слова из разрезной азбуки, подписи  под картинками  предметными и  сюжетными. Проводить ЗБА слогов,  слов. Дописывать в словах  пропущенные буквы,  слоги. Учить писать под  диктовку. Звукобуквенный  анализ. Учить различать гласные и согласные звуки. Повторение ранее  изученного материала. Написание строчных и  заглавных букв, списывать  печатный и письменный  текст с доски, букваря,  карточек. Дописывать пропущенные  буквы, слоги в словах с  опорой на наглядность. Писать под диктовку слоги, слова, короткие фразы. Составлять слова, фразы из  разрезной азбуки и  списывать их. Проводить ЗБА слогов,  слов. Написание строчных и  заглавных букв, списывать  печатный и письменный  текст с доски, букваря,  карточек. Коррекционная  направленность  урока Формирование  зрительных эталонов  букв на основе  восприятия их в виде  целостных  нерасчленённых  структур. Коррекция связной  письменной речи,  элементов  логического  мышления, мелкой  мускулатуры рук. Развитие зрительно –  двигательной  координации. Формирование  зрительных эталонов  букв на основе  восприятия их в виде  целостных  нерасчленённых  структур.6. 7. II ч. 1. 2. 3. 4. Буква «Г»  строчная,  заглавная.  Списывание с  букваря  слогов,  слов, фраз. Буква «Д»  строчная,  заглавная.  Списывание с  букваря  слогов,  слов, фраз. Большая буква в  именах и фамилиях людей.  Выписывание имён  и фамилий людей  из текста. Буква «й»  строчная.  Списывание с  букваря (доски)  слогов, слов, фраз. Дифференциация Й ­ И на слух и при  письме. ЗБА  слогов, слов.  Буква «ь» строчная. Списывание с  букваря (доски)  слогов, слов, фраз. 1 1 1 1 1 1 Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Буквы строчные и  заглавные. Пропущенная буква,  пропущенный слог. Слоги прямые,  обратные, закрытые,  открытые. Письмо под диктовку. Буквы гласные и  согласные. Буква «И» для  смягчения согласных. Согласные твёрдые и  мягкие. Составление слогов,  слов, фраз из  разрезной азбуки. Звукобуквенный  анализ. Буквы строчные и  заглавные. Учить различать  согласные по твёрдости и  мягкости, буква «И»  служит для смягчения  согласных. Дописывать пропущенные  буквы, слоги в словах с  опорой на наглядность. Писать под диктовку слоги, слова, короткие фразы. Формировать умение  писать строчные и  заглавные буквы,  списывать с доски,  букваря, разрезной азбуки, печатный и письменный  тексты. Составлять слоги, слова из разрезной азбуки, подписи  под картинками  предметными и  сюжетными. Проводить ЗБА слогов,  слов. Дописывать в словах  пропущенные буквы,  слоги. Учить писать под  диктовку.  Учить различать гласные и согласные звуки. Составлять слоги, слова из Составлять слова, фразы из  разрезной азбуки и  списывать их. Проводить ЗБА слогов,  слов. Буква «И» для смягчения  согласных. Различение твёрдых и  мягких согласных при ЗБА. Написание строчных и  заглавных букв, списывать  печатный и письменный  текст с доски, букваря,  карточек. Правило ЖИ ­ ШИ Написание строчных и  заглавных букв, списывать  печатный и письменный  текст с доски, букваря,  карточек. Дописывать пропущенные  буквы, слоги в словах с  опорой на наглядность. Писать под диктовку слоги, слова, короткие фразы. Составлять слова, фразы из  разрезной азбуки и  списывать их. Проводить ЗБА слогов,  слов. Коррекция слухового  восприятия,  фонематического  слуха, внимания,  памяти, устной речи,  словарного запаса  (активного и  пассивного). Коррекция связной  письменной речи,  элементов  логического  мышления, мелкой  мускулатуры рук. Развитие зрительно –  двигательной  координации. Формирование  зрительных эталонов  букв на основе  восприятия их в виде  целостных  нерасчленённых  структур. Коррекция слухового  восприятия,  фонематического  слуха, внимания,  памяти, устной речи,  словарного запаса5. 6. 7. III ч. 1. 2. Дописывание слов с пропущенной  буквой или слогом  с опорой на  наглядность.  Практическое  различение твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных  на письме. Слова,  обозначающие  предметы.  Вопросы, на  которые отвечают  слова – предметы.  Знакомство с  существительными. Письмо слогов,  слов, фраз с буквой «Е». Составление  слов, фраз под  карточками и  списывание их. Письмо слогов,  слов, фраз с буквой «Ю». Составление  слов, фраз под  карточками и  списывание их. Письмо слогов,  слов, фраз с буквой «Я». Составление  1 1 1 1 1 1 Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Пропущенная буква,  пропущенный слог. Слоги прямые,  обратные, закрытые,  открытые. Письмо под диктовку. Буквы гласные и  согласные. Согласные твёрдые и  мягкие. Согласные глухие и  звонкие. Составление слогов,  слов, фраз из  разрезной азбуки. Звукобуквенный  анализ. Буквы строчные и  заглавные. Пропущенная буква,  пропущенный слог. Слоги прямые,  обратные, закрытые,  открытые. Письмо под диктовку. Правило ЖИ – ШИ. Буквы строчные и  заглавные. Пропущенная буква,  пропущенный слог. Слоги прямые,  обратные, закрытые,  открытые. разрезной азбуки, подписи  под картинками  предметными и  сюжетными. Различение твёрдых и  мягких согласных, звонких  и глухих  при ЗБА и на  письме. Проводить ЗБА слогов,  слов. Дописывать в словах  пропущенные буквы,  слоги. Большая буква в именах и  фамилиях людей, кличках  животных. Учить писать под  диктовку.  Учить различать гласные и согласные звуки. Учить различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие  согласные. Большая буква в начале  предложения и точка в  конце предложения.  Написание строчных и  заглавных букв, списывать  печатный и письменный  текст с доски, букваря,  карточек. Дописывать пропущенные  буквы, слоги в словах с  опорой на наглядность. Писать под диктовку слоги, слова, короткие фразы. Большая буква в именах и  фамилиях людей, кличках  животных.  Составлять слова, фразы из  разрезной азбуки и  списывать их. Слова, обозначающие  предметы.  Проводить ЗБА слогов,  слов. Вопросы, на которые  Различение твёрдых и  (активного и  пассивного). Коррекция связной  письменной речи,  элементов  логического  мышления, мелкой  мускулатуры рук. Развитие зрительно –  двигательной  координации. Формирование  зрительных эталонов  букв на основе  восприятия их в виде  целостных  нерасчленённых  структур. Коррекция слухового  восприятия,  фонематического  слуха, внимания,  памяти, устной речи,  словарного запаса  (активного и  пассивного). Коррекция  связной  письменной речи,  элементов3. 4. 5. 6. слов, фраз под  карточками и  списывание их. Письмо слогов,  слов, фраз с буквой «Ё». Составление  слов, фраз под  карточками и  списывание их. Буква «Ч»  строчная,  заглавная.  Списывание с  букваря (доски)  слогов, слов, фраз. Письмо слогов,  слов, фраз с буквой «Ч». Составление  слов, фраз под  карточками и  списывание их. 1 1 1 Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Списывание с  букваря фраз после предварительного  анализа. 7. 1 Словесные. Практические. Наглядные. отвечают слова –  предметы мягких согласных, звонких  и глухих  при ЗБА и на  письме. логического  мышления, мелкой  мускулатуры рук. Письмо под диктовку. Буквы гласные и  согласные. Согласные твёрдые и  мягкие. Согласные глухие и  звонкие. Составлять слоги, слова из разрезной азбуки, подписи  под картинками  предметными и  сюжетными. Большая буква в именах и  фамилиях людей, кличках  животных. Проводить ЗБА слогов,  слов. Слова­предметы,  отвечающие на вопрос кто?  что? Развитие зрительно –  двигательной  координации. Формирование  зрительных эталонов  букв на основе  восприятия их в виде  целостных  нерасчленённых  структур. Коррекция слухового  восприятия,  фонематического  слуха, внимания,  памяти, устной речи,  словарного запаса  (активного и  пассивного). Составление слогов,  слов, фраз из  разрезной азбуки. Дописывать в словах  пропущенные буквы,  слоги. Звукобуквенный  анализ. Большая буква в  именах и фамилиях  людей, кличках  животных. Пропущенная буква,  пропущенный слог. Слоги прямые,  обратные, закрытые,  открытые. Письмо под диктовку. Составлять слоги, слова из разрезной азбуки, подписи  под картинками  предметными и  сюжетными. Написание строчных и  заглавных букв, списывать  печатный и письменный  текст с доски, букваря,  карточек. Проводить ЗБА слогов,  слов. Дописывать пропущенные  буквы, слоги в словах с  опорой на наглядность. Дописывать в словах  пропущенные буквы,  слоги. Писать под диктовку слоги, слова, короткие фразы. Буквы гласные и  согласные. Учить писать под  диктовку.  Составлять слова, фразы из  разрезной азбуки и  списывать их. Коррекция связной  письменной речи,  элементов8. 9. 10. Буква «Э»  строчная,  заглавная.  Списывание с  букваря (доски)  слогов, слов, фраз. Письмо слогов,  слов, фраз с буквой «Э». Составление  слов, фраз под  карточками и  списывание их. Списывание с  букваря фраз после предварительного  анализа. IV ч. 1. Буква «Ц»  строчная,  заглавная.  Списывание с  букваря (доски)  слогов, слов, фраз. 1 1 1 1 Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Согласные твёрдые и  мягкие. Согласные глухие и  звонкие. Составление слогов,  слов, фраз из  разрезной азбуки. Большая буква в  именах и фамилиях  людей, кличках  животных. Пропущенная буква,  пропущенный слог. Слоги прямые,  обратные, закрытые,  открытые. Письмо под диктовку. Буквы гласные и  согласные. Учить различать гласные и согласные звуки. Учить различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие  согласные. Большая буква в начале  предложения и точка в  конце предложения.  Большая буква в именах и  фамилиях людей, кличках  животных.  Слова, обозначающие  предметы. Вопросы, на  которые отвечают слова –  предметы. Составлять слоги, слова из разрезной азбуки, подписи  под картинками  предметными и  сюжетными. Проводить ЗБА слогов,  слов. логического  мышления, мелкой  мускулатуры рук. Различение твёрдых и  мягких согласных, звонких  и глухих  при ЗБА и на  письме. Развитие зрительно –  двигательной  координации. Большая буква в именах и  фамилиях людей, кличках  животных. Слова­предметы,  отвечающие на вопрос кто?  что? Написание строчных и  заглавных букв, списывать  печатный и письменный  текст с доски, букваря,  карточек. Дописывать пропущенные  буквы, слоги в словах с  опорой на наглядность. Писать под диктовку слоги, слова, короткие фразы. Формирование  зрительных эталонов  букв на основе  восприятия их в виде  целостных  нерасчленённых  структур. Коррекция слухового  восприятия,  фонематического  слуха, внимания,  памяти, устной речи,  словарного запаса  (активного и  пассивного). Коррекция связной  письменной речи,  элементов  логического  мышления, мелкой  мускулатуры рук.2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Дописывание слов с пропущенной  буквой или слогом  с опорой на  наглядность.  Списывание с  букваря фраз после предварительного  анализа. Практическое  различение твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных  на письме. Списывание с  букваря (доски)  слогов, слов, фраз. Дописывание слов с пропущенной  буквой или слогом  с опорой на  наглядность.  Практическое  различение твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных  на письме. Составление и  списывание слов и  фраз из разрезной  азбуки. Письмо под  диктовку слогов,  слов, коротких  Согласные твёрдые и  мягкие. Согласные глухие и  звонкие. Составление слогов,  слов, фраз из  разрезной азбуки. Большая буква в  именах и фамилиях  людей, кличках  животных. Слова, обозначающие  предметы.  Вопросы, на которые  отвечают слова –  предметы.  Знакомство с  существительными. Проводить ЗБА слогов,  слов. Составлять слоги, слова из разрезной азбуки, подписи  под картинками  предметными и  сюжетными. Проводить ЗБА слогов,  слов. Дописывать в словах  пропущенные буквы,  слоги. Учить писать под  диктовку.  Учить различать гласные и согласные звуки. Учить различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие  согласные. Большая буква в начале  предложения и точка в  конце предложения.  Большая буква в именах и  фамилиях людей, кличках  животных.  Составлять слова, фразы из  разрезной азбуки и  списывать их. Проводить ЗБА слогов,  слов. Различение твёрдых и  мягких согласных, звонких  и глухих  при ЗБА и на  письме. Большая буква в именах и  фамилиях людей, кличках  животных. Слова­предметы,  отвечающие на вопрос кто?  что? Различение твёрдых и  мягких согласных, звонких  и глухих  при ЗБА и на  письме. Большая буква в именах и  фамилиях людей, кличках  животных. Слова, обозначающие  предметы.  Большая буква в начале  предложения. Вопросы, на которые  отвечают слова –  предметы Развитие зрительно –  двигательной  координации. Формирование  зрительных эталонов  букв на основе  восприятия их в виде  целостных  нерасчленённых  структур. Коррекция слухового  восприятия,  фонематического  слуха, внимания,  памяти, устной речи,  словарного запаса  (активного и  пассивного). Коррекция связной  письменной речи,  элементов  логического  мышления, мелкой  мускулатуры рук. Развитие зрительно –  двигательной  координации. 1 1 1 1 1 1 2 Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные. Словесные. Практические. Наглядные.фраз с буквами.