Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)
Оценка 5

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
дефектология
9 кл
05.11.2017
Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)
Пояснительная записка Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку. В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей. В младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения. Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть внутриличностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У него появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Изучение курса «Этика» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить знания школьников об этических нормах, правилах поведения.Цель программы «Этика» – ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развитие коммуникативных способностей школьников.
Этика 9а класс.docx
ГБОУ «Климовская школа­интернат»                                             Рассмотрено на заседании МО                                   «Согласовано»                                                  «Утверждено»                          Руководитель МО                                                       Зам. Директора по УР                                   Директор школы­интерната ___________(Т.А.Хатулькова)                                 ____________(Т.В.Рыбалко)                        _____________(Н.А.Северинова) Протокол №_______от                                             «_____»___________2017г. «_____»____________2017г.                                                                                                      «_____»____________2017г.                 Приказ №___________от                                                         Адаптированная программа по коррекционно­развивающему курсу                                                                          этика                                                                         (базовый уровень)                                                                                    9а класс                                                                                         на 2017­2018 учебный год                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Учитель:Т.А.Хатулькова Квалификационная категория: высшая Пояснительная записка Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и  чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно  понимать, что правила вежливости – не что­то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение  становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.  В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он  есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со  стороны близких нам людей. В младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и  появляются новые формы общения. Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к  окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть  внутриличностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У него  появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять  его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.  Изучение курса «Этика» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить знания школьников об этических нормах,  правилах поведения. Цель программы «Этика» – ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умений выглядеть достойно и  чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развитие коммуникативных способностей  школьников. Основные задачи: познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;  формировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;  формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека; развивать устойчивую положительную самооценку школьников.  Основы норм поведения дети получают еще в дошкольном возрасте. С учетом имеющегося у детей потенциала знаний и умений  школьникам предлагается расширить свой опыт поведения в различных жизненных ситуациях в процессе изучения программы «Этика». Программа включает в себя 5 разделов: «Речевая культура», «Культура внешнего вида», «Культура общения», «Культура питания»,  «Культура поведения». Программа рассчитана на 34 часа . ( 1четверть-9 ч., 2четверть-7 ч., 3четверть-10 ч., 4четверть-8ч.) Количество часов в неделю: 1ч  При разработке занятий активно используются материалы учебных предметов, прежде всего гуманитарно­художественного цикла:  литературные и музыкальные произведения, история родного города, народные обычаи и традиции, знакомство с окружающей природой. Это  соответствует основной задаче курса – сделать этикет как предмет связующим звеном всего учебно­воспитательного процесса.  В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения  соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, решения  проблемных ситуаций, беседы. По результатам изучения программы проводятся итоговые занятия с целью изучения уровня усвоения учащимися этических норм и  применения их в разных ситуациях.  В программе указана литература, которую педагоги могут активно использовать при подготовке часов общения и проведения  элективных курсов. Кроме того, оформлены приложения:  перечень правил этикета, Ожидаемые результаты. Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных стереотипов. Умение выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение общих правил культурного поведения. Содержание Раздел I. Речевая культура. Тема 1. Родная речь – богатство народа. Богатство и красота русской речи. Этапы становления и развития русского языка. Устная речь. Письменная речь. Великие россияне о русском языке. Родная речь как выражение исторической мудрости народа. Тема 2. Что такое грамотная речь? Культура речи. Правильное произношение слов, грамотное построение фраз, понимание смысла слов. Тема 3. Общение и культура человека.  Этикет общения. Законы и правила общения. Понятие речевого этикета. Национальные особенности речевого этикета. Правила ведения  беседы, разговора. Форма и содержание речи. Качества хорошей речи: содержательность, богатство и разнообразие языка, чистота, ясность, точность, выразительность, уместность.  Тема 4. Культура спора, диспута, дискуссии. Ведение беседы, участие в дискуссии и споре, ясное, лаконичное и четкое изложение своего собственного мнения, умение слушать, слышать и  понимать собеседника.  Раздел II. Культура внешнего вида. Тема 1. «Встречают по одежке…» Значение внешнего вида в жизни современного человека. Индивидуальность, неповторимость внешнего облика человека. Тема 2. «В человеке все должно быть прекрасно!». Внешность и внутренний облик – неразрывные звенья. Стиль одежды, опрятность, ухоженность, походка, манеры, осанка.  Тема 3. «Эта изменчивая мода…» «Быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса. Отставать от моды – недопустимо». Соответствие одежды времени и месту. Тема 4. «Мода и здоровье» Здоровый образ жизни. Соблюдение индивидуального и общего режима дня. Физические упражнения для формирования фигуры.  Тема 5. Понятие «стиль одежды».  Понятие о моде, стиле, классике в одежде. Мужская и женская мода. Стили одежды: вечерний, деловой, свободный и спортивный. Раздел III. Культура общения. Тема 1. Из истории общения: приветствие, прощание, культура общения. Слова приветствия, жесты, действия, внешний вид. Обращения к собеседнику. Извинения. Правила речевого поведения при знакомстве,  прощании, поведении за столом, вежливой просьбе. Тема 2. Правила общения в семье. Приветствие в семье. Правила обращения к маме, папе, старшим и младшим сестрам и братьям. Понимание между членами семьи. Что нужно  делать, чтобы в доме жила радость.  Тема 3. Правила общения между старшими и младшими. Правила обращения к старшим на улице, в общественном транспорте, магазине. Правила приветствия старших.   Тема 4. Основные требования этикета. Вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к людям, почтительность, любезность как  показатели культуры поведения человека в обществе.  Правила поведения между мужчиной и женщиной. Тема 5. Культура общения по телефону. Правила разговора по телефону. Как разговаривать по сотовому телефону без ущерба для окружающих. СМС­общение. Телекс. Телефакс. Тема 6. Культура медиаобщения. Общение посредством электронной почты. Правила эпистолярного этикета в сети Интернет. Тема 7. Этикет путешествий. Особенности этикета в разных странах. Этикетные выражения в путешествии по стране и за границей. Тема 8. Конфликт и как его преодолеть. Культура поведения в конфликте. Умение не вступать в конфликт и выход из конфликта. Умение строить бесконфликтные отношения.  Формирование конфликтной компетенции. Конструктивное разрешение конфликтов. Раздел IV. Культура питания. Тема 1. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Посуда и столовые приборы. Их назначение. Правила пользования столовыми приборами. Эстетика приема пищи.  Тема 2. Для чего нужен режим питания. Режим питания, оптимальный режим питания, диета. Тема 3. Полезно и вкусно­не одно и тоже. Здоровое питание. Витаминизация пищи. Пища, которая вредит здоровью.  Тема 4. Питание и здоровье. Правила рационального питания. Повседневное, праздничное, диетическое меню. Тема 5. Полезные продукты. Уровень культуры питания как составляющая здорового образа жизни. Традиции национальной кухни. Тема 6. Совместимость продуктов. Правила выбора продуктов и блюд. Тема 7. Поведение за столом. Сервировка праздничного стола. Порядок подачи блюд. Еще раз о правилах поведения за столом. Особенности сервировки праздничного стола. Салфетки, сопутствующие украшения. Гармония в  оформлении праздничного стола. Тема 8. Правила поведения за столом. История возникновения и развития этикета за столом. Правила хорошего тона за столом. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину. Тема 9. Сервировка стола. Оформление помещения и сервировка стола.  Тема 10. Правила поведения в столовой, на праздничном ужине, за фуршетом. Размещение за столом. Составление меню. Подача и оформление блюд. Раздел V. Культура поведения. Тема 1. Этикет поведения в общественных местах. Культура поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, на концерте, в театре, библиотеке, музее, на праздничных мероприятиях,  в поликлинике, в детской библиотеке, в кафе, в парикмахерской.  Тема 2. Культура поведения в образовательном учреждении. Правила поведения в школе. Приветствия в школе с учителями, друзьями, посторонними людьми. Правила поведения в раздевалке. Правила  поведения на перемене. Что необходимо делать в экстремальных ситуациях. Тема 3. Гостевой этикет. Культура поведения, в гостях. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Вид подарка. Выбор подарка. Оформление поздравления. Ролевая  игра «В гости». Тема 4. Человек – часть природы. Отношение к природе, правила поведения на пикнике, в походе, в парке, в лесу.  Тема 5. Культура поведения на спортивных мероприятиях. Этикет поведения зрителей. Скандирования, аплодисменты. Выражение эмоциональных состояний. Поведение участников состязаний. Тема 6. Этикет семейных событий. Дни рождения. Свадьбы. Юбилеи. Именины. Соблюдение традиций в семье. Организация досуга. Тема 7. Деловой этикет Поиск и устройство на работу. Резюме. Собеседование. Внешний вид. Письменные представления. Визитные карточки. Литература 1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). –  Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с. 2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. –  Новосибирск: Изд­во Новосиб. Ун­та; М.: Совершенство, 1997. – 171с. 3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд­во Новосиб. Ун­та; М.:  Совершенство, 1997. – 198с. 4. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд­во Новосиб. Ун­та; М.: Совершенство, 1997. – 116с. 5. Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.: Лань, 1997. – 176с. 6. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд­во “ДЕТСТВО­ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил. 7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.  – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.) 8. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. – Мн., ПКИП “Асар”, 1994. – 96с. 9. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с.  10. Этикет. – М.: Рольф, Айрис­пресс, 1999. – 272с., с илл. – (Энциклопедии). 11. Самоукин А.И., Самоукина Н.В., Шишов А.Л. Психология бизнеса. – М.Ассоциация авторов и издателей “Тандем”: Издательство  ЭКМОС, 1997. ­272 с.  12. Шкатова Л.А. Задачник по этикету: Учеб. пособие для учащихся 5­7 кл. сред. Шк. – Челябинск: Юж.­Урал. Кн. Изд­во, 1996. – 80 с.­  (Практикум). 13. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека.­ М.: Агенство “ФАИР”,1997. – 400 с. 14. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Мн.: Выш. Шк., 1996. – 367с. 15. Лаптенок С.Д. Этика и этикет: Уч.­метод. пособие для учителей. ­ Мн., 1998. 16. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. ­ Мн., 1997. Календарно­тематическое планирование № пп. Название раздела, темы Дата проведения Кол­ во часов                           1 четверть. (9 ч.) Раздел I. Речевая культура. 1. Тема 1. Родная речь – богатство народа. 1 1 2. Тема 2. Что такое грамотная речь? 3. Тема 3. Общение и культура человека. 4. Тема 4. Культура спора, диспута, дискуссии. Раздел II. Культура внешнего вида. 5. Тема 1. «Встречают по одежке…»  6. Тема 2. «В человеке все должно быть прекрасно!»  7. Тема 3. «Эта изменчивая мода…» 8. Тема 4. «Мода и здоровье». 9. Тема 5. Понятие «стиль одежды». 1 1 1 1 1 1 1 1 2 четверть.(7 ч.) Раздел III. Культура общения. Тема 1. Из истории общения: приветствие, прощание, культура  общения. Тема 2. Правила общения в семье. Тема 3. Правила общения между старшими и младшими.  Тема 4. Основные требования этикета. Тема 5.Культура общения по телефону. Тема 6.Культура медиаобщения. Тема 7.Этикет путешествий. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 1 1 1 1 1 1 1 17. Тема 8.Конфликт и как его преодолеть.                           3 четверть.(10 ч.) Раздел IV. Культура питания. 18. Тема 1. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.  19. Тема 2. Для чего нужен режим питания.  20. Тема 3. Полезно и вкусно не одно и тоже. 21. Тема 4. Питание и здоровье. 22. Тема 5. Полезные продукты. 23. Тема 6. Совместимость продуктов. 1 1 1 1 1 1 1 24. Тема 7.Поведение за столом. Сервировка праздничного стола.  Порядок подачи блюд 25. Тема 7. Сервировка стола. 26. Тема 8. Правила поведения за столом. 27. Тема 9. Правила поведения в столовой, на праздничном ужине, за фуршетом.                       4 четверть.(8 ч.) Раздел V. Культура поведения. 28. Тема 1. Этикет поведения в общественных местах. 29. Тема 2. Культура поведения в образовательном учреждении. 30. Тема 3. Гостевой этикет. 1 1 1 1 1 31. Тема 4. Человек – часть природы. 32. Тема 5. Культура поведения на спортивных мероприятиях. 33. Тема 6.Этикет семейных событий. 34. Тема 7.Деловой этикет. 1 1 1 1 Приложение Правила этикета Правила приема пищи Если на стол подаются мясные блюда, не требующие разрезания ножом (гуляш, пельмени, рагу, котлеты, тефтели), следует  воспользоваться только вилкой. При подаче блюд из яиц (кроме яичницы­глазуньи) на стол подается только вилка. Если поданы оба прибора, но употребление ножа не  нужно, его оставляют на столе и используют только вилку, которую держат в правой руке. Большие куски мяса (отбивные и т. п.) разрезают от края к середине или к кости. Если подается шашлык, то его снимают с шампура.  Шампур кладут на край тарелки, но не на скатерть. Не следует сразу разрезать на кусочки все мясо, лежащее на тарелке, делать это нужно по  мере того, как отрезанные куски отправляются в рот.  К мясному блюду нередко подают листовой салат. Его едят маленькими кусочками, разрезая с помощью ножа и вилки. Если листовой  салат подается без соуса и на отдельном блюде, его можно брать и разделять на кусочки руками. Для рыбы используют специальный нож и вилку или же две вилки. Нож для рыбы (он похож на узкую лопаточку) держат в правой руке,  вилку — в левой. С помощью ножа мясо отделяется от костей. Мелкие кости нельзя выплевывать на тарелку, их нужно снять с губ вилкой, а  затем положить на маленькую тарелочку, которая должна стоять рядом с тарелкой для рыбы. Если сделать это никак не получается, можно  снять ее с губ большим и указательным пальцами. С помощью ножа копченую или вареную рыбу отделяют от кожи. Не следует пытаться сразу очистить всю рыбу от костей, рыбу нужно  есть по частям. В первую очередь необходимо снять кожу, отделить и съесть мясо на верхней части рыбы. После этого рыбу можно  перевернуть на другую сторону и повторить весь процесс, не трогая хребет. Если рыбу едят с помощью двух вилок, в рот кусочки отправляют правой вилкой. Многие почему­то считают, что птицу можно есть  руками. Однако делать это следует лишь в семейном кругу, но не на больших торжествах, так как по правилам блюда из птицы едят с  помощью ножа и вилки. Придерживая порцию вилкой, мясо отрезают с внешней стороны, двигаясь к кости. Освобожденные от мяса кости  сдвигаются на край тарелки. Однако, если подается дичь (перепел, куропатка), правила разрешают обглодать косточку, взяв ее из тарелки  руками. В некоторых кафе, где готовят курицу­гриль, иногда не подают столовых приборов, но в этом случае на стол ставится чашка с водой,  чтобы посетитель, евший курицу руками, мог ополоснуть руки. С помощью ножа и вилки едят сосиски и сардельки.  Яйца всмятку, которые относятся к горячему блюду, подают в специальных подставках или на мелких тарелках. Едят их маленькой  ложечкой, предварительно разбив этой ложечкой верхушку яйца. Яйца, сваренные вкрутую, очищают от скорлупы и едят с помощью вилки. К  яйцам, приготовленным таким способом, обычно подают соус. Нельзя разбивать яйца ножом или стучать ими о стол. Правила поведения в театре, концертном зале, музее и на выставке Посещения театра, концертного зала, музея и художественной выставки требуют от посетителя знания и соблюдения особых правил.  Прежде всего, это касается одежды. Собираясь в театр или концертный зал, лучше всего надеть костюм спокойных тонов и классического  покроя. Другими словами, одеться нужно так, чтобы не привлекать к себе особого внимания окружающих, которые пришли в театр смотреть  спектакль, а не ваш супермодный и оригинальный наряд. Дополнить строгое по покрою платье или костюм женщины могут украшения.  Мужчине следует облачиться в темный костюм. В холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь. При этом правила хорошего  тона гласят о том, что на премьерный показ спектакля можно надеть праздничный наряд, а для посещения и просмотра будничной  театральной постановки подойдет и тот, в котором вы обычно ходите на работу (если такая одежда не слишком кричащая и вызывающая). Опаздывать к началу спектакля или концерта считается недопустимым. Однако если по каким­либо причинам вам пришлось опоздать,  то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая им на ноги, направляться к своему месту. Необходимо подождать антракта и пройти к своим местам. Идти вдоль ряда нужно, повернувшись лицом к другим зрителям. При этом следует извиниться перед ними за причиняемое  беспокойство. Прежде чем отправиться осматривать экспонаты музея, вы должны пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить  большую поклажу (сумки, портфели, пакеты и т.п.). Сориентироваться в больших музеях и на выставках помогут специальные каталоги­ путеводители, продающиеся при входе в выставочные залы. В таком случае нет необходимости стараться увидеть все сразу за время одного  посещения. Лучше всего выбрать какой­либо один зал и внимательно ознакомиться с его экспонатами. В следующее посещение музея или  выставки можно будет осмотреть другой зал и т. д. По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга,  недопустимо. Признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений  или их авторов. Настоящий ценитель и знаток искусства не станет демонстрировать эрудицию и знания в таком не совсем подходящем для  этого месте, как музей. Ведь давать информацию о том или ином произведении, его истории и авторе — задача экскурсовода. Посетители  лишь могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не побеспокоить стоящих  рядом людей. Для того, чтобы ознакомиться с каким­либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда  он, закончив осмотр, освободит место. Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается. Об этом каждому  посетителю напоминают специальные таблички, имеющиеся в выставочных залах. Правила поведения в магазине Правила поведения в магазине зависят от того, какой тип торгового заведения вы посещаете: магазин с индивидуальным  обслуживанием или супермаркет с самообслуживанием. В том случае, если вы приходите в магазин с индивидуальным обслуживанием,  прежде следует поздороваться с продавцом. В большом супермаркете или универмаге, работа которого основана на самообслуживании  покупателей, приветствовать персонал не нужно. Исключение составляют случаи постоянного посещения одной и той же торговой точки. В  таких ситуациях лучше всего с улыбкой поприветствовать кассира или служащего, который неоднократно помогал вам выбирать товары. Существуют магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей, где продавцы или консультанты обращаются к постоянным  клиентам по именам. Это вполне допустимо. Также этикет разрешает покупателям во время беседы обращаться к продавцу по имени, которое обычно указано на бейдже. Если же его нет, то имя продавца­консультанта можно узнать, спросив его самого об этом. Покупатели часто обижаются на то, что, впервые оказавшись в большом магазине, они становятся объектом пристального внимания  служащих там продавцов. Консультант буквально по пятам следует за покупателем, предлагая ему остановить свой выбор то на одном, то на  другом товаре. Такое слишком назойливое, по мнению многих клиентов крупных магазинов, поведение продавца не стоит считать  проявлением бескультурья или невежественности. Нужно быть снисходительнее к продавцам — ведь их работа и заключается в том, чтобы  сопровождать покупателей и помогать им в выборе представленных на витринах и стеллажах товаров. В том случае, если вы посетили тот или иной магазин впервые и никак не можете отыскать зал, где продается нужный вам товар, а  консультанта поблизости по каким­либо причинам не оказалось, вежливо попросите помощи у другого покупателя. Поведение в магазине должно быть продиктовано несколькими общими правилами, о которых нужно помнить каждому покупателю  при входе в любой магазин, будь то большой супермаркет или маленький продуктовый ларек. При входе в магазин, прежде чем войти, следует пропустить выходящих. Если кто­то идет вслед за вами, придержите дверь. Курить в магазинах, согласно правилам хорошего тона, недопустимо ни мужчинам, ни женщинам. Нельзя входить в магазин с собаками. Продукты, продающиеся без специальной упаковки, нельзя не только перебирать, но и просто трогать руками. При скоплении большого количества покупателей у кассы каждый должен соблюдать очередь. В том случае, если по каким­либо  причинам вы не можете стоять в очереди и вам нужно спешить, вежливо попросите окружающих, стоящих перед вами, пропустить вас вперед. Правила поведения на улице По правилам этикета человек, решивший выйти на улицу, должен прежде с пристрастием оценить свой внешний вид, посмотрев на себя в зеркало. Нужно выходить на улицу чисто и опрятно одетым. Волосы лучше всего уложить в прическу. Выходить из дома в домашних  тапочках, полинявших домашних трико или испачканном маслом халате, даже если вам нужно добежать всего лишь до угла, чтобы купить  журнал в газетном киоске, недопустимо нормами хорошего тона. Но одежда и прическа — еще не главные условия, которые нужно соблюсти, если вы решили выйти на улицу. Не менее важное значение  имеют также осанка и походка. Именно от них в сочетании с чистым и со вкусом подобранном костюмном ансамбле и причесанными и  красиво уложенными волосами зависит то впечатление, которое вы произведете на окружающих. При ходьбе спину нужно держать прямо,  ступать по земле мягко, переступая с пятки на носок, не шаркая при этом подошвами. Топать ногами, быстро бегать на многолюдной улице,  еще и расталкивая при этом встречных прохожих, недопустимо правилами этикета. Сильно размахивать руками при ходьбе также не нужно — вы можете случайно задеть окружающих. Руки должны быть опущены и  свободно висеть вдоль тела, если только вы не несете большую коробку с подарками или букет цветов. Но и в этом случае вы должны  помнить о том, чтобы не потревожить и не толкнуть прохожих. Бурно жестикулировать руками во время беседы с товарищем, встреченным на улице, также не стоит. В противном случае вас могут посчитать грубым невежей. Золотым правилом поведения можно назвать уважительное отношение к тем, кто встречается на пути. Даже если вы очень спешите по  делам или на работу, не стоит расталкивать прохожих или выбегать на проезжую часть, желая обогнать слишком медлительных пешеходов.  Также не нужно переходить и на полосу встречного движения пешеходов, с которыми вы можете столкнуться. Особенного внимания и  сосредоточенности требуют переходы через подземные тоннели, где собирается много людей, проезжая часть и перекрестки. Чрезмерная  поспешность, суета и невнимательность в таких местах могут привести к неприятным и даже трагическим последствиям. Правила поведения в общественном транспорте Входя в салон автобуса, троллейбуса, вам нет необходимости приветствовать всех пассажиров, находящихся там. Поздороваться можно  лишь со знакомыми или теми, кого вы уже неоднократно встречали в поездках по городу. При этом во время приветствия последних  достаточно лишь слегка наклонить голову и улыбнуться. Однако, если человек не желает отвечать на приветствие, лучше всего не настаивать  и при следующей встрече можно также не приветствовать попутчика. При входе в городской транспорт первыми пропускают женщин, детей, пожилых людей. При этом можно помочь им зайти в салон,  предварительно спросив на то разрешения. При выходе из транспорта первыми должны выходить мужчины и те, кто младше. Правила  хорошего тона предписывают мужчинам помогать выходить из салона автобуса или троллейбуса женщинам и тем, кто нуждается в такой  помощи. Сидячие места в городском транспорте должны занимать пожилые люди, инвалиды, дети и женщины. Мужчины могут сесть лишь на  свободные места только в том случае, если окружающие его попутчики выразили на то свое согласие. Поэтому, прежде чем занять свободное  сидячее место, мужчина должен в вежливей форме спросить на то разрешения у пассажиров, находящихся рядом с ним. При этом громко кричать на весь салон, предлагая каждому попутчику занять свободное место, также не стоит. Женщины могут уступить место мужчине в том случае, если он ­ инвалид или глубокий старик. Уступающий свое место не должен вскакивать и молча намекать стоящей рядом бабушке или инвалиду на то, что он может занять его  место. В таких случаях следует говорить: «Пожалуйста» или «Разрешите предложить вам сесть». В ответ человек, которому уступили место,  должен произнести слова благодарности. Нередко в городском транспорте можно увидеть людей, читающих газету или книгу. Неприличным это не считается. Ведь в наш век  бешеных скоростей человек должен успевать многое сделать. Вот и совмещают некоторые приятное с полезным: чтение увлекательного  детектива с поездкой на городском транспорте. Однако, если вы читаете газету и вам при этом не удалось занять свободное сидячее место,  следите за тем, чтобы не мешать попутчикам. Не нужно громко переворачивать страницы или класть книгу на спину впереди стоящего или на  голову перед вами сидящего. В том случае, если по пути на работу в общественном транспорте вы встретили своего знакомого и пожелали обсудить последние  новости своей насыщенной событиями жизни, то нет нужды делать это слишком громко, так, чтобы ваши «секреты» стали достоянием  окружающих вас людей. Разговаривать в транспорте следует негромко и при этом лучше всего отказаться от обсуждения вопросов, связанных с личной жизнью. Правила поведения за столом  Садясь за стол, обратите внимание на свою осанку. Не следует разваливаться за столом, как не следует и напрягаться. Сидеть надо  прямо, но свободно, слегка опираясь на спинку стула. Стул не должен стоять близко к столу. Во время еды можно слегка наклоняться  вперед. Салфетку, сложенную вдвое так, чтобы ее нижняя половина выступала на 2—3 см, кладут на колени. Выходя из­за стола, аккуратно  положите ее с правой стороны от тарелки, а если посуда убрана, то в центре. Если используется бумажная салфетка, ее надо слегка смять и  положить на использованную тарелку.  Вилку держат в левой руке, а нож — в правой. Ручку вилки и ножа обхватывают тремя пальцами: указательным, большим и средним.  Ручка вилки и ножа должна упираться в ладонь. Столовую ложку следует держать между большим и указательным пальцами так,  чтобы ее ручка слегка опиралась на средний палец. Ко рту ее подносят не острым концом и не боком, а наискось. Суп надо набирать из тарелки ложкой в таком количестве, которое можно донести до рта, не пролив ни капли. Нож применяется не только для разрезания мяса. С его помощью поддерживают вилку, на которую берут другую еду (картофель, салаты из овощей и т, д.). В этом случае нож играет не главную, а вспомогательную роль. Если нужно освободить руки, вилку и нож кладут на тарелку (по обе стороны или крест­накрест) так, чтобы не испачкать скатерть.  Нельзя прислонять приборы к тарелке или просто класть их на скатерть. Если нож вам уже больше не понадобится, нужно положить его  поперек тарелки. Если вы закончили трапезу, положите нож и вилку рядом на тарелку. Если во время еды нужно взять хлеб, бокал или стакан, то нож и вилку кладут на тарелку, скрестив таким образом, чтобы ручка ножа  была направлена вправо, острие — к центру тарелки, вилка — влево, выпуклой частью вверх. В тот момент, когда вы пережевываете пищу, а  нож и вилка находятся в бездействии, держите кончики их на тарелке. Окончив есть, нож и вилку кладут на тарелку параллельно друг другу,  ручками вправо. Если вы уронили нож или вилку, не старайтесь поднять их. Попросите другой прибор. Не только в этом случае, но также и во всех других, когда вы допустили ошибку, не извиняйтесь и не пытайтесь исправить ее, привлекая внимание окружающих. Не стоит вставать и тянуться самому за чем­либо через весь стол. Этим вы причините соседям беспокойство, не говоря уже о том, что в  подобной ситуации легко опрокинуть бокал или задеть рукавом тарелку с пищей и так далее. Если нужное блюдо находится далеко,  попросите сидящего поблизости передать его. Жевать нужно с закрытым ртом. Не разговаривайте с полным ртом и не смейтесь. Во­первых, это некрасиво, во­вторых, пища может  либо выпасть изо рта, либо попасть в дыхательное горло и вызвать приступ кашля. Если во время еды вам попадет в рот хрящ, косточка,  камешек и тому подобное, опустите их губами на вилку или ложку, поднесенные ко рту, и положите на край тарелки так, чтобы они не  соскользнули ни на скатерть, ни обратно в тарелку. При еде старайтесь, чтобы тарелка была по возможности меньше запачкана. Сервировка стола Готовясь к приему гостей, постарайтесь накрыть стол со вкусом, и тогда даже самые невзыскательные блюда будут выглядеть красиво и аппетитно. Расстояние между приборами должно составлять около 50­60 см. Расставляя стулья, позаботьтесь о том, чтобы гость не испытывал  неудобств от того, что оказался прижатым к ножке стола или ноге соседа. Тщательно выглаженная скатерть должна свисать ниже края стола примерно на 20 см. Чтобы предохранить поверхность стола от  царапин, под скатерть можно подложить мягкую материю (например, фланель), но позаботьтесь, чтобы она не выглядывала из­под скатерти. При отсутствии подходящей скатерти можно воспользоваться круглыми или четырехугольными салфетками, на которые кладутся  тарелки, блюдо, столовые приборы. Красивые льняные салфетки сделают стол нарядным и праздничным. Салфетки — непременный атрибут стола даже при наличии скатерти. Сложенную бумажную или тканую салфетку кладут слева от  тарелки или на дно тарелки. Бумажные салфетки можно положить в специальную салфетницу. Существует ряд правил, согласно которым приборы расставляют на столе. Напротив каждого места ставится большая тарелка,  предназначенная для главного блюда. На нее помещают тарелки поменьше — для закусок. Слева от тарелки­подставки располагается  маленькая плоская тарелка, на которую кладут хлеб, в конце обеда складывают кожуру фруктов. Слева от тарелки­подставки раскладывают вилки, количество которых зависит от состава меню завтрака, обеда или ужина. Крайняя  вилка предназначена для закуски, следующая — для рыбных блюд, вилка рядом с тарелкой — для мясных блюд. Вилки должны лежать  зубцами вверх, а нож — острой частью лезвия к тарелке. Справа от тарелки­подставки раскладывают ножи. Самый крайний — для закусок; следующий, короткий и широкий, — для рыбных  блюд, нож рядом с тарелкой — для вторых блюд. Сложенную салфетку кладут обычно на глубокую или закусочную тарелку. Можно положить салфетку на стол слева от тарелки,  передвинув хлебную тарелочку чуть дальше от края стола. Для каждого напитка нужны свой бокал или чашка. Кофе с молоком можно налить в большие фарфоровые чашки, черный кофе — в  маленькие кофейные чашечки. Помешав ложкой чай или кофе, ее кладут нa блюдце. Воду, соки, содовую, другие безалкогольные напитки и пиво наливают в бокалы вместимостью до трехсот граммов. Бокалы для напитков ставят впереди справа от тарелки на одной 1линии друг за другом, начиная слева от самого большого. Бокал,  который используют первым, стоит крайним справа. Прибор для фруктов подается отдельно. Позднее можно подавать на стол приборы и тарелки для сыра, десерта, печенья с сыром. В  таком случае на столе не окажется слишком большого количества приборов.

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу этика (базовый уровень)

Адаптированная программа по коррекционно-развивающему курсу 	                                                                         этика                                                                         (базовый уровень)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017