Рабочая программа по математике, адаптированная для учащегося 1 класса с ОВЗ ( задержкой психического развития).В программу входит пояснительная записка,цели и задачи, а так же подробная характеристика на ученика,на которого составлена данная программа.Прописаны планируемые образовательные результаты и программа коррекционно- развивающих занятий
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской
области основная общеобразовательная школа с. Сидоровка муниципального
района Сергиевский Самарской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на ШМО Директор ГБОУ ООШ
Протокол № 1 с. Сидоровка
от 23.08.2018 г. Воропаева О.Г.
Руководитель МО: Баканова Н.В Приказ № 88од от 23.08.2018 г
Рабочая программа по математике,
адаптированная для учащегося 1класса с задержкой психического развития
Составитель: Баканова Наталия
Владимировна
учитель начальных классов
2018 г.Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по математике составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования";
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №
1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №
1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья ГБОУ ООШ с.Сидоровка
Авторской программы по математике М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И.
Волковой и С. В. Степановой.
Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим
формирование общеучебных умений и познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых
математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном
уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические
задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных
познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
Основными целями начального обучения математике являются:
1. Математическое развитие младших школьников.
2. Формирование системы начальных математических знаний.
3. Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей
начального математического образования: формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе
овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные
отношения);
развитие основ логического, знаковосимволического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения
учебнопознавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение,
оценивать и принимать суждения других.
Программа коррекционной работы направлена
образовательных потребностей обучающегося с ЗПР, на осуществление специальной поддержки
на удовлетворение специфических
(сопровождения) освоения программы (вариант 7.1) обучающимися с ЗПР и реализуется в ходе
всего учебнообразовательного процесса:
через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и
дифференцированный подход, развитие сознательного использования языковых средств в
различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов
с окружающими);
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения
негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения
мотивации к школьному обучению;
На уроках математики решаются как общие с общеобразовательной школой, так и
специфические коррекционные задачи обучения детей с пониженной математической
готовностью:
изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;
ознакомление с элементами буквенной символики, с геометрическими фигурами и величинами;
формирование практических умений (измерительных, графических);
формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.С целью усиления коррекционноразвивающей направленности курса в программу
более широко включены геометрический материал, задания графического характера, а также
практические упражнения с элементами конструирования.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа
России» и будет реализована в обычном массовом классе.
.
Педагогическая характеристика на
ХХХХ ХХХХ
ФИО ребенка
Дата рождения ___________24.11.2011____________________________________________
Класс обучения______________1_________________________________________________
Раздел
Критерии и конкретные примеры формулировок
1.Оранизация обучения
Адаптированная образовательная программа
Программа
обучения
Срок обучения в
данном ОУ по
данной
программе
Форма обучения Посещение уроков по всем предметам с классом
1 год
Сформированнос
ть мотивации на
учебную
деятельность
Успешность
овладения
программным
материалом
2. Учебная деятельность
Учебная мотивация недостаточно сформирована.
Объем внешних воздействий на ребенка очень сужен, взаимодействие со средой
обеднено, общение с окружающими людьми затруднено.
Программный материал 1 класса усвоил частично.
Проявляет избирательный интерес к определённым урокам и остаётся
равнодушным к другим. Любимые предметы: изобразительное искусство,
физическая культура.
Сведения об окружающем мире недостаточны.
Особенности
учебно
познавательной
деятельности
Затрудняется в переходе от текста задачи к наглядному представлению его
содержания, в выделении в наглядной ситуации определенных отношений,
склонен учитывать не все существенные признаки условий задачи.
Самостоятельная работа вызывает тревогу, ребёнок не понимает задания,
задаёт много вопросов, быстро забывает инструкцию, допускает ошибки в
заданиях, которые знает, как выполнять.
У ребёнка отсутствует умение находить и исправлять ошибкиРасшифровка
особенностей
овладения
учебными
знаниями,
умениями,
навыками
Ребёнок нуждается в многократной обучающей и постоянной организующей
помощи.
У мальчика недостаточно сформированы умения и навыки для усвоения
учебного материала.
По математике знает состав чисел первого десятка, умеет сравнивать
однозначные и двузначные числа, называет последующее и предыдущее
число. Быстро запоминает цифры. Знает геометрические фигуры,
научился чертить отрезки заданной длины. На устном счете поднимает
руку. Устно решает простые задачи , но испытывает большие трудности
в оформлении задачи в тетрадь ( не видит части и целое задачи,
оформляет запись механически)
Не усвоил: таблицу сложения чисел с переходом через разряд, названия
компонентов при сложении и вычитании, не понимает решение уравнений,
пытается делать, но все делает механически, не может решать
составные задачи, задачи в косвенной форме, не может переводить
дециметры в сантиметры. Математические диктанты и контрольные
работы самостоятельно выполнять не может.
По русскому языку не может дать характеристику согласных
звуков (парные, звонкие, глухие, твердые мягкие) Искажает написание
букв, долгое время не мог писать слова и буквы на строчке
самостоятельно. Не может самостоятельно делить слова на слоги,
выполнять перенос слов, пользуясь правилом. При списывании пропускает
буквы и слова, не соблюдает начало и конец предложений, имена
собственные пишет с маленькой буквы, допускает ошибки на сочетания
жиши, ча – ща, чу щу,чк, чн. При письме под диктовку не соблюдает
границы предложений, допускает ошибки на сочетания чаща, чу – щу,
жи ши , в словах пропускает гласные буквы.. Не может выполнять звуко
– буквенный анализ, выделять в словах общую часть((корень) Всю работу
выполняет механически.
Техника чтения – 810 слов в минуту, при чтении искажает слова, не
дочитывает окончания. Стихи наизусть учит с большим трудом, быстро
забывает. Не может исключить героев, которых нет в рассказе. Из списка
прочитанных произведений по изученному разделу не может выделить
рассказы, стихотворения, сказки. Словарный запас ограничен.
По окружающему миру знает название времен года, отличительные их
признаки, домашних и диких животных. Легко даются темы, которые связаны
с бытовыми особенностями. Не может самостоятельно назвать
дикорастущие и культурные растения. Не может назвать отличительные
признаки живых организмов, выделить в предложенном тексте садовые,
полевые и огородные культуры.
Особенности психического развития
Тип
темперамента
МеланхоликРепрезентативна
я
система
(доминирующая
модальность при
приеме
и
переработке
информации
Ведущее
полушарие
Особенности
познаватель ных
процессов
Особенности
эмоционально
волевой сферы и
личностные
особенности
Большее значение имеет зрительное восприятие, основная нагрузка по
переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор.
Левое
О бщая характеристика внимания
Устойчивость, объём и концентрация внимания снижены; переключаемость
замедленная; ослаблено внимание к вербальной информации.
Работоспособность
На уроках медленно включается в работу, у ребёнка быстро нарастает
утомление, он становится вялым, безразличным, требования учителя
выполняет неохотно, часто отвлекается. Объем заданий, выполняемых за урок,
ограничен.
Характеристика особенностей восприятия
У ребёнка наблюдаются неустойчивость, трудности сохранения статичного и
динамичного равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность
движений,
относительно низкий уровень развития пространственной
ориентировки. Низкая скорость выполнения отдельных движений замедляет
темп деятельности в целом.
Особенности памяти
Процессы запоминания не соответствуют норме: запоминает медленно;
память кратковременная; объем памяти, эффективность запоминания и
точность воспроизведения недостаточны. Заучивание механическое, без
осознания смысла заученного текста или стихотворения.
Особенности мыслительной деятельности
Преобладает нагляднообразное мышление, словеснологическое находится на
стадии формирования. В ходе овладения системами конкретных понятий,
логическими терминами и зависимостями в их соотнесенности между собой у
ребёнка постепенно намечается переход от конкретнопонятийного мышления к
абстрактнопонятийному. Иван затрудняются в анализе и синтезе сведений,
предъявленных в словесной форме, делает неверные умозаключения по тексту.
Речевая деятельность
У ребёнка наблюдается общее недоразвитие речи. Письменная речь с
аграмматизмами. Устная речь невнятная. темп речи замедленный, слова и
фразы произносит по слогам, паузы не соблюдает, интонационно речь не
окрашена. Словарный запас резко ограничен, представлен отдельными словами,
обозначающими предметы.
В самостоятельной речи искажает произношение отдельных звуков.
ХХХХ обидчив, но отходчив, гнев
необходимость, может постоять за себя; агрессия отсутствует.
Ребёнок не уверен в своих силах, работает в основном по образцу, если
встречаются трудности – настойчивости в их преодолении не проявляет.
Увлекается рисованием и плаванием; без принуждения посещает занятия в
художественной школе, в бассейне. Принимает участие в творческих конкурсах
и спортивных соревнованиях.
На переменах ребёнок подвижен, очень активен, учителю приходится несколько
проявляет редко; когда возникаетОсобенности
общения
раз повторять замечания.
ХХХХ ищет и устанавливает контакты со сверстниками. Дружит с ребятами,
имеющими схожие интересы. Подвержен влиянию со стороны, зависим от
чужого мнения.
В отношениях с взрослыми стеснителен, соблюдает дистанцию. Легко идёт на
контакт. На замечания реагирует адекватно.
Владеет приемами и навыками межличностного общения.
Нахождения ребёнка в коллективе является целесообразным.
Прогноз
социализации ребенка в общество благоприятный при условии продолжения
работы по формированию его мотивация к полноценному развитию речи.
Рекомендации 1.Повышение учебной мотивации ребёнка.
2.Соблюдение необходимых методических требований (требования к речи
взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока;
контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения и т.д.);
3.Включение ребёнка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы
и средства, учитывая его возможности и избегая гиперопеки, не задерживая при
этом темп проведения урока;
4.Решение задач коррекционной направленности в процессе урока (исправлять
речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи;
расширять словарный запас с одновременным расширением знаний и
представлений об окружающей действительности)
Планируемые образовательные результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе, к изучению математики;
– интерес к учебному материалу;
– представление о причинах успеха в учебе;
– общее представление о моральных нормах поведения;
– уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;
– первоначального представления о знании и незнании;
– понимания значения математики в жизни человека;
– первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;– первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев
успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– адекватно воспринимать предложения учителя;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности;
– осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной
деятельности;
– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие
коррективы под руководством учителя;
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать разнообразные учебнопознавательные задачи и инструкции учителя;
– в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
– осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
описывать временные представления;
сравнивать количество предметов;
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 10;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая
последовательность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно
выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц);
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная;
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок) с помощью
линейки; соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур;
измерять длину отрезка, ломаной;
понимать смысл арифметических действий (сложение, вычитания);
выполнять устно и письменно действия с числами (сложение, вычитание);
анализировать задачу, устанавливать связь между условием и вопросом задачи;
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
читать и записывать величины (массу, длину) используя основные единицы измерения величин
и соотношения между ними.
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать и обобщать данные, делать выводы;
интерпретировать информацию, полученную при проведении сложных исследований
(объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы);
решать задачи в одно действие;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки
и оценки результата действия);
проверять правильность хода решения задачи;
анализировать ответ к задаче с точки зрения реальности;
решать задачи в 12 действия;
проверять правильность хода решений задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами и группами;
– воспринимать различные точки зрения;
– воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
– понимать необходимость использования правил вежливости;
– использовать простые речевые средства;
– контролировать свои действия в классе;
– понимать задаваемые вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
– следить за действиями других участников учебной деятельности;– выражать свою точку зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– адекватно использовать средства устного общения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
– различать понятия «число» и «цифра»;
– сравнивать изученные числа с помощью знаков больше (>), меньше (<), равно (=);
– понимать и использовать термины «равенство» и «неравенство»;
– упорядочивать натуральные числа и число «нуль» в соответствии с указанным порядком;
понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;
– выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне
автоматического навыка;
– применять таблицу сложения в пределах получения числа 20;
- различать математический рассказ и задачу;
выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на …»,
«меньше на …»;
составлять задачу по рисунку, схеме;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, ломаная, луч, отрезок,
многоугольник, треугольник, квадрат, круг;
– изображать прямые, лучи, отрезки, ломаные;
– определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
– строить отрезки заданной длины с помощью измерительной линейки.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать термины равенство и неравенство;
– понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;
– использовать переместительное свойство сложения;
– выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков;
– выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и находить его значение;
– понимать и использовать термины «выражение» и «значение выражения», находить
значения выражений в одно два действия;
– устанавливать порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих
два действия;– сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях.
– соотносить содержание задачи и схему к ней, составлять по тексту задачи схему и,
обратно, по схеме составлять задачу;
– составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению;
– рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи,
выбирать из них правильные, исправлять неверные.
– применять единицы длины: дециметр (дм), сантиметр (см) и соотношения между ними:
10 см = 1 дм.
Содержание учебного предмета
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления
(8 ч)
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме
(круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления , взаимное расположение предметов : вверху , внизу (выше,
ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Временные
представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на …
Числа от 1 до 10 и число 0 (72 часа)
Нумерация (28 ч)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 . Счет реальных предметов и их
изображений, движений, звуков и др.
Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа,
непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки (больше) (меньше) (равно)
Состав чисел 2,3,4,5. Монеты в 1 р.,2 р., 5р., 1 к., 5 к., 10 к.
Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны
многоугольника . Длина отрезка. Сантиметр.
Сложение и вычитание ( 44 ч )
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), (минус)
(равно).Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и
записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1 – 2 действия без
скобок.
Переместительное свойство сложения.
Приемы вычислений:
а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел;
б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего
случая сложения.
Таблица сложения в пределах 10 .Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20.(42 ч)
Нумерация (16 ч)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и
запись чисел от 11 до 20.
Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10 + 7 , 17 – 7 , 17 – 10 .
Сравнение чисел с помощью вычитания.
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними.
Единица массы: килограмм.
Единица вместимости: литр.
Табличное сложение и вычитание (26 ч)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных
приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1 2 действия на сложение и вычитание.
Работа с данными.
Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование
результатов сбора. Таблица: чтение и заполнение таблицы. Интерпретация таблицы.
**Раздел «Работа с данными» изучается на основе содержания всех других разделов учебного
предмета математики.
Итоговое повторение (10 ч).