Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Оценка 4.8

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл—4 кл
01.04.2019
Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа с 1-4 класс обучения (с легкой умственной отсталостью), 8- го класс обучения (для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью). Разработан по коррекционно-развивающему направлению ФГОС для детей с УО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХ МОТ И СЕНС ПРОЦ.docx
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями «Ирбитская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» здоровья      Согласовано:     Зам. дир. по УВР      __________    «___»________2014г. Утверждаю:  Директор школы _____________  «____» ___________ 2014г. Адаптированная программа по развитию психомоторики  и сенсорных процессов для 1, 2, 3, 4, 7 «а»  класса на 2014 – 2015 учебного года Составитель: учитель Лисицина А.А. 0 Ирбит 2014 Содержание Пояснительная записка……………………………………………………..стр 2 1 класс………………………………………………………………….стр. 4­11 Пояснительная записка Календарное планирование Тематическое планирование Календарно – тематическое планирование 2 класс.........................................................................................стр.12­19 Пояснительная записка Календарное планирование Тематическое планирование Календарно – тематическое планирование 3 класс....................................................................................................стр.20­28 Пояснительная записка Календарное планирование Тематическое планирование Календарно – тематическое планирование 4 класс……………………………………………………………..….стр.29­35 Пояснительная записка Календарное планирование Тематическое планирование Календарно – тематическое планирование 7 «а» класс……………………………………..………………….…стр.36­41 Пояснительная записка Календарное планирование Тематическое планирование Календарно – тематическое планирование Учебно­методическое обеспечение……………………………………..стр. 42 Приложение……………………………………………………………….стр. 43 1 Пояснительная записка Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса  ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений,  обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот  период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Наукой  доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по  социальным последствиям умственная отсталость является наиболее  распространенным и тяжелым дефектом развития.   Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих  отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею  индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние  здоровья, индивидуально­типологические особенности. А значит, речь идет о  необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям,  направленной на преодоление трудностей овладения программными значениями,  умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной  адаптации и интеграции их в общество.  Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и  нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его  компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка,  учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической  помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в  процессе реализации коррекционной психолого­педагогической программы. Задачи  гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения умственно  отсталых детей в свою очередь требуют создания необходимых условий для их  полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.  Цель программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»:  2 на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в  совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное  полифункциональное представление об окружающей действительности,  способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной  социализации его в обществе. Задачи: ­ формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного  восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их  свойств; ­ коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем  систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия  формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в  пространстве; ­ формирование пространственно­временных ориентировок; ­развитие слухоголосовых координаций; ­ формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем  многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков,  ритмов); ­ совершенствование сенсорно­перцептивной деятельности; ­ обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей  терминологии; ­ исправление недостатков моторики; ­ совершенствование зрительно­двигательной координации; ­ формирование точности и целенаправленности движений и действий. Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и  сенсорных процессов включает в себя следующие разделы: развитие крупной и мелкой моторики; графо­моторных навыков; тактильно­двигательное восприятие; 3 кинестетическое и кинетическое развитие; восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов; развитие зрительного восприятия и зрительной памяти; восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния,  барических ощущений, вкусовых качеств; развитие слухового восприятия и слуховой памяти; восприятие пространства; восприятие времени. 1 КЛАСС Пояснительная записка           Целостное восприятие ­ важное условие правильной ориентировки в  окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость  объема восприятия, нарушение аналитико­синтетической деятельности,  специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными  нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции  поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств  информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию  предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с  интеллектуальными нарушениями в целом, значительно отстает по срокам  формирования и проходит неравномерно. Отечественные исследования показывают,  что несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит  не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в  восприятии как сложной психической функции.           Ученый­психолог И. М. Соловьев отмечал, что многопредметный участок  действительности оказывается для таких детей «малопредметным». Слабость  обозрения объясняется особенностями взора: то, что ребенок с нормальным  развитием видит сразу, дети с интеллектуальной недостаточностью ­  последовательно, а значит, воспринимают меньше и больше деталей «теряют».     4 Данная программа для учащихся 1 класса по развитию психомоторики и  сенсорных процессов предусматривает проведение занятий с целью: дать ребенку  правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей  действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более  эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий  познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.            Достижение цели предполагает решение ряда задач:  обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования  умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и  явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления,  речи, воображения;  формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного  восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;  коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе  систематического и целенаправленного формирования полноценного  восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов,  их положения в пространстве;  формирование пространственно­временных ориентировок; развитие слухоголосовых координаций;  формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во  всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов,  звуков, ритмов);  совершенствование сенсорно­перцептивной деятельности;  обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;  исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно­ двигательной координации; 5  формирование точности и целенаправленности движений и действий.           Программа строится на обучении учащихся по группам, 2 раза в неделю, в  связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений  в развитии. Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную  деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития  речи. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения учащимися  программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает  возможность спрогнозировать дальнейшую положительную  Календарное планирование I полугодие II полугодие в неделю всего 2 час 32 часов в неделю всего 1 час 36 часов Тематическое планирование Содержание темы Количество часов 4 часа РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей.  Определение первичного уровня развития.    Исследование общей осведомлённости и  кругозора учащихся; Исследование мелкой и крупной моторики рук.  Динамическая, статическая координация.   Ловкость и точность движений; Исследование сенсорных процессов.  Исследование восприятия   (форма, цвет, размер,  материал, пространство и время).  Представления о внешних свойствах предметов.  Эмоции. 6 24 часа 2 часа РАЗДЕЛ 2.   Развитие крупной и мелкой моторики,  графомоторных навыков.    Знакомство с приёмами правильного дыхания         Знакомство с элементами приёмов правильного  диафрагментального. Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох ­ Выдох"  Практическое освоение этапов (длительность 2­3 сек)  дыхания. Выполнение дыхательных упражнений.              Оптимизация тонуса и обучение приёмам релаксации.  Знакомство с приёмами релаксации. Тренировка  навыка расслабления и напряжения. Этапы релаксации.  Практическое освоение этапов Выполнение упражнений на расслабление частей тела.       Коррекция крупной моторики                                   4 часа Общеразвивающие подвижные игры.  Целенаправленность выполнения действий и движений  по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по  "дорожке следов"). Развитие точности движений.  Развитие умения контролировать сменяемость  действий. Развитие ловкости движений. Развитие  устойчивости. Согласованность действий и движений  разных частей тела (повороты и броски, наклоны и  повороты). Развитие слуховой и тактильной  координации  Коррекция мелкой моторики и графомоторных  навыков.  Развитие координации движений кисти рук и пальцев.  Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных  линий. Развитие координации движений руки и глаза  (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование,  штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий  по точкам. Контурная аппликация из пластилина и  кусочков цветной бумаги. Развитие моторной  координации. Упражнения с массажными мячами.                                                                                                     РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов.     Восприятие формы, величины, цвета;  конструирование предметов. Зрительное и  слуховое восприятие. 7 часов 10 часов 36 часов 7  Формирование сенсорных эталонов плоскостных  геометрических фигур (круг, квадрат,  прямоугольник, треугольник) в процессе  выполнения упражнений. Назначение основных  форм. Описание предметов. Живое ­ неживое.  Выделение признака формы; Сопоставление  размеров двух предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение  основных цветов (красный, желтый, зеленый,  синий, черный, белый). Составление целого из  частей на разрезном наглядном материале (3­4  детали).  Восприятие пространства :Ориентировка на  собственном теле: дифференциация правой  (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела.  Определение расположения предметов в  пространстве (справа ­ слева, выше ­ ниже и др.).  Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении  по инструкции педагога. Ориентировка в  линейном ряду (порядок следования).  Пространственная ориентировка на листе бумаги  (центр, верх, низ, правая (левая) сторона);  расположение геометрических фигур по речевой  инструкции, перемещение их на плоскости листа.  Составление на листе бумаги комбинаций из  полосок, геометрических фигур.  Восприятие времени. Изучение временных  показателей: времён года, дней недели.  Последовательность событий. Раньше ­ позже.  Тактильно­двигательное восприятие Определение     21 час 9 часов 4 часа на ощупь предметов. Определение на ощупь  величины предметов из разного материала.   Восприятие эмоций человека. Знакомство с  эмоциональным миром человека. Радость.  Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие.  Злость. Удивление.  РАЗДЕЛ  4. Итоговая диагностика учащихся    Групповое и индивидуальные обследования:  Графомоторные методики, координация движений,  сенсорные эталоны.              2 часа 6 часов 4 часа   8 Календарно – тематическое планирование № Тема занятий 1. Общая осведомлённость. Мелкая моторика. 2. Динамическая и статическая координация, пластичность и  ловкость движений.  Быстрота   и   точность,   одновременность   движений,   Мимика, пантомимика.   Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. 3. 4. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений. 5. 6. Обучение приёмам правильного диафрагментального дыхания  Знакомство с приёмами правильного дыхания. "Весёлое путешествие гномов". С задержкой 2­3 секунды. С задержкой 3­4 секунды. Кол­во часов 1 час 1 час 1 час 1 час 3 час 5часов 7. Оптимизация и стабилизация общего тонуса; обучение приёмам  4 часов релаксации.  "Гномики в лесу". "Гномы и эльфы". "В мире животных". "В стране кукол". 8. Коррекция крупной моторики. Общеразвивающие подвижные  игры. Игровой практикум «Весёлые забавы гномов».  Развитие  быстроты движений, умения контролировать сменяемость  действий. Игротренинг «Гномики на стадионе». Развитие ловкости движений, умения контролировать сменяемость действий  «Гномики в цирке» Развитие устойчивости. Игротренинг  «Морские приключения гномов». Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг «Игры гномов». 9. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков. Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем.  «Путешествие в сказку начинается. 12 месяцев". Оводим по трафарету, разукрашиваем. «Путешествие  продолжается. Осенние месяцы. Приметы осени». Соединяем точки и рисуем узоры. Психотренинг «Зимние месяцы.  Приметы зимы». Контурная аппликация из пластилина. Психотренинг «Весенние  7 часов 10 часов 9 месяцы. Приметы весны». Нанизываем бусы. Завязываем узелки. Психотренинг «Летние  месяцы. Приметы лета». Аппликация из полосок бумаги.    10.  Коррекция сенсорных процессов. Восприятие формы, величины,  цвета. Восприятие целостности предмета. Конструирование  предметов. Зрительное и слуховое восприятие.   Назначение  предметов. Школьные предметы и принадлежности. Психотренинг  «Гномики в пришли в школу». Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с  фишками. Игротренинг «Что возьмём в школу». Размер. Высота. Большой ­ маленький.  Простая форма. Конструирование с опорой на образец.  Психотренинг «Мир вокруг нас». Составляем целое из частей. Классифицируем по форме. Выделение признаков формы. Классификация предметов  (круглые, треугольные, квадратные). «Мир вокруг нас». Знакомство с сенсорными эталонами. 1 Занятие с использованием ИКТ.  2. Закрепление изученных эталонов. Цвета предметов. Различение основных цветов.  Игра «Путешествие в страну цвета». Белый цвет. Игра «Снежное королевство». Синий цвет. Игра «Морское путешествие гномов» Зелёный цвет. Игра «Лесное царство». Жёлтый цвет. Игра «Солнечные зайчики». Красный цвет. Игра «Красная шапочка». Черный цвет. Игра «Гномики в стране ночи». «Цветная сказка». Знакомимся с миром звуков.  Мульттренинг «Эхо». Аудиотренинг «Слушаем звуки леса». 11. Восприятие пространства.   Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Игра  2 час 1 час 1 час  1 час 3 часа 2 часа 1 час 9  часов 2 часа 7 часов 10 "Гномики ищут клад". Справа­слева. Выше­ниже. Игротренинг "Путешествие вокруг  света". Движение в заданном направлении. Игротренинг "Вниз по  Волшебной реке". Пространственная ориентировка в помещении.  Игровой практикум. 12. Восприятие времени. Времена года. Путешествие в сказку 12  6 часов месяцев Смена времени года. Последовательность событий. Раньше ­  позже. Сегодня, завтра, вчера. Дни недели. Игра «Гномики и Белоснежка». 13. Тактильно­двигательное восприятие.   21 час Определение на ощупь предметов, их величины. Работа с разными видами материалов. «Волшебный мешочек» Эмоции: Знакомимся с эмоциями.  Эмоция «Радость». Пиктограммы. Игротренинг. Эмоции «Грусть – Печаль». Пиктограммы. Игротренинг. Эмоция «Спокойствие» Пиктограммы. Игротренинг. Эмоции «Страх/испуг». Пиктограммы.Сказкотерапия «Три  поросёнка». Эмоция «Злость». Пиктограммы. Сказкотерапия «Заюшкина  избушка». Эмоция «Удивление». Пиктограммы. Игротренинг Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.  Динамическая и статическая координация, пластичность и  ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность  движений, Мимика, пантомимика.  Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.  Основные эмоции. Методика «Пиктограммы». Тренинг ощущений.  Прогнозируемый результат на конец года: Учащиеся должны уметь: целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; правильно пользоваться письменными принадлежностями; анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (форма,  величина, цвет); различать основные цвета; классифицировать фигуры по одному признаку; ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле; 11 знать элементы 2­х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога; распознавать основные эмоции; выполнять несложные графические работы под диктовку педагога; составлять предмет из частей. 2 КЛАСС Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего   умственного развития   ребёнка     и   в   то   же   время   имеет   самостоятельное   значение,   так   как полноценное   восприятие   является   базовым   для   успешного   овладения   многими видами деятельности. У детей с проблемами в развития формирование сенсорных эталонов   и   перцептивных   действий   затруднено,   а   восприятие   характеризуется недостаточной гибкостью и точностью. У многих детей с проблемами в развитии   плохая отмечается   недостаточность   двигательных   навыков:   скованность, координация,   неполный   объём   движений,   нарушение   их   произвольности, недоразвитие   мелкой   моторики   и   зрительно­двигательной   координации: несогласованность   движений   рук.   Такие   дети   быстро   устают,   отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием. Упражнения   для   развития   общей   и   мелкой   моторики   направлены   на   развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, (внимание, координации,   на   развитие   свойств   психики     равновесия) сообразительности,   ориентировки   в   пространстве,   времени)   на   повышение функционального   уровня   систем   организма   (тренировка   дыхательной,   сердечно­ сосудистой систем, активизации обменных процессов, формирование осанки). Занятия проводятся преимущественно в игровой форме. 12 В данной программе для учащихся 2 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов  выявлена   Цель:  исправление   дефектов   физического   и   психического развития детей, их познавательной деятельности. Задачи предмета:   Развитие общей и мелкой моторики;  Совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий, формирование аналитического восприятия;  Развитие   произвольного   внимания,   памяти,   речи,   мыслительных способностей;  Общее   оздоровление   и   укрепление   организма,   развитие   двигательных   развитие   нервной   системы(быстрота   реакций, способностей, координация движений), развитие организованности, дисциплины. Календарное планирование I полугодие в неделю всего 2 час 32 часов II полугодие в неделю всего 1 час 36 часов Тематическое планирование Содержание темы   РАЗДЕЛ 1  Развитие крупной и мелкой моторики,  графомоторных навыков   Развитие согласованности движений на разные  группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с  мячом, обручем). Обучение целенаправленным  Кол­во  часов 12 часов 13 действиям по трёхзвенной инструкции педагога.  Развитие моторики руки. Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.  Совершенствование точности движений  (завязывание, развязывание, застёгивание).  Обводка контуров изображений предметов и  геометрических фигур, дорисовывание  незаконченных геометрических фигур. Рисование  бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по  контуру предметных изображений. Работа в  технике «объёмной» и «рваной» аппликации. РАЗДЕЛ 2  Тактильно­двигательное восприятие          Определение различных свойств и качеств  предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие –  крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая,  шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь  контура нужного предмета из 2­3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание,  скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. РАЗДЕЛ 3  Кинестетическое и кинетическое развитие          Формирование ощущений от статических и  динамических поз различных мелких частей лица и тела  (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по  заданию педагога, вербализация собственных  ощущений. Выразительность движений – имитация  животных (походка гуся, зайца, кенгуру…),  инсценирование. РАЗДЕЛ 4 3 часа 3 часа  Восприятие формы, величины, цвета;  конструирование предметов  14 часа         Соотнесение геометрических фигур с предметами  окружающей обстановки. Сравнение и обозначение  14 словом формы 3­4 предметов. Сравнение двух  объёмных геометрических фигур – круга и овала.  Комбинирование разных форм из геометрического  конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и  широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и  деталей предмета по величине. Составление  сериационных рядов из 4­5 предметов по заданному  признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и  холодные. Узнавание предмета по его отдельным  частям. Составление предмета или целостной  конструкции из более мелких деталей (5­6 деталей).  Составление целого из частей на разрезном наглядном  материале (4­5 деталей с разрезами по диагонали и  вертикали). РАЗДЕЛ 5  Развитие зрительного восприятия и зрительной  памяти.  Совершенствование зрительно­ двигательной координации руки и глаза.  Рисование бордюров по наглядному образцу.  Тренировка зрительной памяти; дидактические  игры типа «Сложи такой же узор». Составление  картинки из разрезных частей. Нахождение  отличительных и общих признаков на наглядном  материале (две картинки). Сравнение трёх  предметов, отличающихся незначительными  качествами или свойствами. Упражнения для  профилактики и коррекции зрения. РАЗДЕЛ 6   Восприятие особых свойств предметов (развитие  осязания, обоняния, вкусовых качеств,  барических ощущений).   Восприятие пространства .  Развитие осязания (теплее – холоднее), определение  контрастных температур разных предметов (грелка,  утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства  тяжести от трёх предметов (тяжелее – легче – самый  лёгкий); взвешивание на ладони; определение веса на  6 часов 14 часов 15 глаз.   Ориентировка в помещении по инструкции  педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом  и др. Вербальное обозначение пространственных  отношений с использованием предлогов. Развитие  пространственного праксиса. Моделирование  пространственного расположения объектов  относительно друг друга (мебели в комнате) по  инструкции педагога. Ориентировка на вертикально  расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на  2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на  поверхности парты, расположение и перемещение  предметов по инструкции педагога. Определение  времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя,  месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная  смена. РАЗДЕЛ  7  Развитие слухового восприятия и слуховой  памяти . Определение направления звука в  пространстве (справа – слева – спереди – сзади).  Выполнение действий по звуковому сигналу.  Различение мелодий по темпу; прослушивание  музыкальных произведений. Развитие чувства  ритма. 16 часов Календарно­тематическое планирование Тема занятий Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс,  «Тир») Развитие согласованности движений на разные группы  мышц (по инструкции педагога) Обучение целенаправленным действиям по двух­ и  трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед —  поворот направо — один шаг назад и т. д.) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением №  1 2 3 4 Кол­во часов 1 час 1 час 1 час 1 час 16 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Совершенствование точности мелких движений рук  (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) Обводка контуров предметных изображений, штриховка в  разных направлениях Рисование бордюров по образцу Графический диктант (зрительный и на слух) Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных  изображений Работа в технике объемной и рваной аппликации Определение предметов на ощупь, выделение разных  свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие  предметы) Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая,  колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ...  (пушистое)» Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание,  вдавливание). Лепка «Овощи» Игры с сюжетной мозаикой Формирование ощущений от статических и динамических  поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы),  вербализация собственных ощущений Выразительность движений (имитация повадок животных,  инсценирование школьных событий) Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4  предмета) Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала  Комбинирование разных форм из геометрического  конструктора по инструкции Сравнение и обозначение словом величины разных  предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий  1 час 1 час 1 час 2 часа 1 час 1час 1 час 1 час 2 часа 1час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 17 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 и короткий и т. д.) Дидактическая игра «Часть и целое» Составление сериационных рядов по величине из 4—5  предметов Группировка предметов по самостоятельно выделенному  признаку Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной  насыщенности одного цвета Дидактическая игра «Цветик­семицветик» Узнавание предмета по его отдельным частям.  Дорисовывание незаконченных изображений знакомых  предметов  Составление предмета или целостной конструкции из  мелких деталей  Совершенствование зрительно­двигательной координации  рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу Нахождение отличительных и общих признаков на  наглядном материале (сравнение двух картинок) Сравнение трех предметов, отличающихся  незначительными качествами или свойствами Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что  изменилось?» Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же») Упражнения для профилактики и коррекции зрения Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное  обозначение. Определение контрастных температур  предметов (грелка, утюг, чайник) Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное  1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа 3 часа 2 часа 2 часа 2 часа 3 часа 18 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 обозначение Определение различных свойств веществ (твердость,  сыпучесть, вязкость, растворимость) Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести  (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение  веса на глаз Определение направления звука в пространстве (справа —  слева — спереди — сзади). Дидактическая игра  «Догадайся, откуда звук». Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот  головы на определенный звук). Дидактическая игра  «Прерванная песня». Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона Различение мелодий по темпу, прослушивание  музыкальных отрывков Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы —  барабанщики» Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице),  вербализация пространственных отношений с  использованием предлогов Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о  выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь,  то и найдешь» Моделирование пространственного расположения мебели в  комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату» Деление листа на глаз, на две и четыре равные части Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа Ориентировка на листе бумаги разного размера,  прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) Расположение предметов и их перемещение на поверхности 3 часа 3 часа 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час  1 час 1 час 1 час  1 час 1 час 1 час 1 час 19 51 52 53 54 парты Определение времени по часам Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч) Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) 1 час 1 час 1 час 1 час Прогнозируемый результат на конец учебного года  Учащиеся  умеют: целенаправленно   выполнять   действия   по   трёх­   и   четырёхзвенной   инструкции педагога; дорисовывать незаконченные изображения; группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом; составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков; конструировать предметы из 5­6 деталей, геометрических фигур; определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов; зрительно   дифференцировать   2­3   предмета   по   неярко   выраженным   качествам, определять их словом; классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств; различать запахи и вкусовые качества, называть их; сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке; действовать   по   звуковому   сигналу;   адекватно   ориентироваться   на   плоскости   и   в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов; определять время по часам. 20 3 КЛАСС 21 Программа для учащихся 3 класса по «Развитию психомоторики и сенсорных  процессов»  имеет свою целью: дать ребенку правильное многогранное  полифункциональное представление об окружающей действительности,  способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной  социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Для достижение цели предполагает решение ряда задач:  обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования  умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и  явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления,  речи, воображения;  формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного  восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;  коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе  систематического и целенаправленного формирования полноценного  восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов,  их положения в пространстве;  формирование пространственно­временных ориентировок;  развитие слухоголосовых координаций;  формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во  всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов,  звуков, ритмов);  совершенствование сенсорно­перцептивной деятельности; обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей  терминологии;  исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно­ двигательной координации;  формирование точности и целенаправленности движений и действий.            Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия,  нарушения аналитико­синтетической деятельности, специфические недостатки  22 памяти умственно отсталого ребенка затрудняют его знакомство с окружающим  миром. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его,  ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств  данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. ученик должен  овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, ­  сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется  способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать,  сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов ­ системы  геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает  данная программа.           Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового,  тактильно­двигательного, обонятельного, вкусового, осяза­тельного является  необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно  отсталых школьников. Эффективность аналити­ко­синтетической деятельности в  процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий:  чтобы познакомиться с каким­то предметом практически, его нужно потрогать  руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано  с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования  координации движений, преодоления моторной неловкости. Календарное планирование I полугодие II полугодие в неделю всего 2 час 32 часов в неделю всего 1 час 36 часов Тематическое планирование 23 Содержание темы Количество часов РАЗДЕЛ 1  Мелкая моторика.  Динамическая и статическая координация,  пластичность и ловкость движений. Быстрота и  точность, одновременность движений, Мимика,  пантомимика.   Восприятие. Представления о внешних свойствах  предметов.  Основные эмоции. Методика "Пиктограммы.  Тренинг ощущений. РАЗДЕЛ 2  Развитие крупной и мелкой моторики,  графомоторных навыков. Приёмы правильного  диафрагментального дыхания.  Повторяем  приёмы 4­х фазного диафрагментального дыхания («Вдох ­ Задержка ­ Выдох – Задержка»).  «Приключения Буратино и его друзей».  Тренировка правильного дыхания (длительность  3­4 сек.). «Приключения Буратино и его друзей».  Приключения продолжаются. Практическое  освоение этапов правильного дыхания (5­6 сек.).  Соединение дыхания с движениями (убыстряем  шаг, выполняем бег).  Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.(4  часа). Вспоминаем пройденное и знакомимся с  новыми приёмами релаксации. Этапы релаксации.  «Незнайка в стране снов». Тренировка навыка  расслабления и напряжения. Практическое  освоение этапов. Выполнение упражнений на  расслабление частей тела. «Буратино мечтает о  кладе».  Коррекция крупной моторики  Подвижные игры на развитие моторных навыков.  "Весёлые старты Незнайки и его друзей»  и движений по инструкции педагога. Игротренинг «Подготовка к  походу на «Поле Чудес», «Встреча с Карабасом –  Барабасом». Развитие быстроты, ловкости и точности  движений. «Побег от Лисы Алисы и Кота Базилио»   Развитие умения контролировать сменяемость действий 4 часа 14 часов 8 часов 19 часов 24 «Выступление в театре кукол». Развитие  согласованности и одновременности движений  различных частей тела (повороты и броски, наклоны и  повороты) «Встреча с Карабасом и Дуремаром». Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг «Буратино дома.  Приключения продолжаются». Развитие вкусового восприятия. Игротренинг «В  харчевне 3­х пескарей».    Коррекция мелкой моторики и графомоторных  навыков. Развитие координации движений кисти  рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика.  Сказкотренинг «Буратино в школе». Повторение  видов штриховальных линий. Рисование,  штриховка, обводка, по трафарету.  Сказкотренинг «Буратино в школе»,  «Приключения Буратино» (Придумай историю  сам).Соединяем точки по порядку и рисуем  картинки. Развитие счётных навыков.  Психотренинг «Буратино учится». Развитие  координации движений руки и глаза. Рисуем  простую картинку по образцу. Придумываем  историю. Аппликация из разного материала.  «Буратино и его друзья». Развитие моторной  координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку  «Школьные предметы». РАЗДЕЛ 3  Восприятие. Конструирование предметов.   Назначение предметов. Назначение предметов. Спорт,  игры, увлечения. Психотренинг «Спортивные увлечения Буратино» Количество. Спорт, игры, увлечения. Психотренинг  «Буратино и его друзья любят спорт». Сложные  настольные игры с правилами (переход хода, пропуск  хода, движение по стрелкам и т.д.). Игротренинг  "Приключения Буратино в стране «Дураков».Форма  предметов. Выделение признаков формы.  Конструирование без опоры на образец (круглые,  треугольные, квадратные).   Классификация по форме. Игротренинг "Строим  новый театр». .  Восприятие сенсорных эталонов.   Занятие с использованием ИКТ. 18 часов 9 часов 2 часа 25  Цвета и оттенки предметов. АРТ­Тренинг «Путешествие в страну цвета».  АРТ­тренинг "Приключения в стране цвета". Погружаемся в мир звуков.  Мульттренинг «Поход в лес. Эхо.» Аудиотренинг «Слушаем звуки леса: Звуки леса в  разные времена года».   РАЗДЕЛ 4 Развитие зрительно­моторной координации.  Ориентировка на собственном теле и теле другого «Черепаха Тортилла и её лягушки».  Определение расположения предметов в  пространстве. Игротренинг «Буратино сажает  денежное дерево».Справа­слева. Вверху­внизу. В  центре. Выше­ниже. Движение в заданном  направлении. Игротренинг «Буратино в гостях у  черепахи Тортиллы».  Правый ­ нижний угол.  Левый ­ верхний угол. Левый ­ нижний угол.  Ориентировка на листе бумаги.  Восприятие времени. Повторяем времена года.  Смена времён года. Последовательность событий. Раньше ­ позже.  Месяцы. Год ­ 12 месяцев.  Последовательность событий. Дни недели. День и  ночь. Вечер и утро. РАЗДЕЛ 5 Тактильно­двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку.  Работа с разными видами материалов. Учимся  сочинять сказку. «Волшебный мешочек»  Изучаем эмоциональный мир. Страх/испуг.  Сказкотерапия «Лиса и петух». Грусть/Печаль.  Сказкотренинг «По щучьему велению». Радость. Игротренинг «Цветик – семицветик». Доброта  «Волк и телёнок». Гнев. Сказкотренинг «Лиса и  заяц».  Злость. Сказкотренинг «Золушка».   РАЗДЕЛ 6 Исследование общей осведомлённости.   Мелкая моторика.   Динамическая и статическая координация,  пластичность и ловкость движений. Быстрота и  3 часа 6 часов 6 часов   6 часов 6 часов 4 часа 26 точность, одновременность движений, Мимика,  пантомимика.   Восприятие. Представления о внешних свойствах  предметов. Основные эмоции. Методика  "Пиктограммы". Тренинг ощущений.  Календарно­тематическое планирование 27 №  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Тема занятий Мелкая моторика.  Динамическая и статическая координация, пластичность и  ловкость движений.     Быстрота и точность, одновременность движений,  Мимика, пантомимика.  Восприятие. Представления о внешних свойствах  предметов.  Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг  ощущений. Развитие   крупной   и   мелкой   моторики,   графомоторных навыков.   Приёмы   правильного   диафрагментального дыхания. Повторяем   и   закрепляем   приёмы   4­х   фазного диафрагментального дыхания «Вдох ­ Задержка ­ Выдох – Задержка». «В стране невыученных уроков. Приключения начинаются». Тренировка правильного дыхания (длительность 5­6 сек.). «В   стране   невыученных   уроков».   Приключения продолжаются. Практическое   освоение   этапов   правильного   дыхания  (5­6 сек.). Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, выполняем бег). Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. Вспоминаем   изученные   приёмы   релаксации.   Этапы релаксации. «Путешествие на экзотические острова». Тренировка   навыка   расслабления   и   напряжения. Практическое повторение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела «Наши мечты». 12.  Коррекция крупной моторики 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Подвижные игры на развитие моторных навыков. «В стране невыученных уроков». Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции   педагога.   Игротренинг   Мим­театр   «Курочка Ряба». Развитие   быстроты,   ловкости   и   точности   движений. Путешествие в тридевятое царство. Развитие   умения   контролировать   сменяемость   действий «Придумываем сказку и играем её». Развитие   согласованности   и   одновременности   движений, устойчивости. Игротренинг «Мы ­ бродячие артисты».  Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков Развитие   координации   движений   кисти   рук   и   пальцев. Пальчиковая   гимнастика.   Сказкотренинг   «В   стране невыученных уроков». Рисуем сказку. Повторение   видов   штриховальных   линий.   Рисование, штриховка,   Сказкотренинг «Приключения продолжаются...» (Придумай историю сам)   обводка,   по   трафарету. Кол­во часов 1 час 1 час 1 час 1 час 6 часов 3 часа 2 часа 2 часа 4 часа 2 часа 2 часа 9 часа 2 часа 1 часа 4 часа 2 часа 9 часов 2 часа 1 час 28 Прогнозируемый результат на конец учебного года Учащиеся умеют: целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; быстро и точно передвигаться в пространстве; анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма,  величина, цвет); определять времена года и называть их признаки; последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе; выполнять творческие работы из различных материалов; конструировать без опоры на образец; выделять предмет из группы; определять картинку к заданным эталонам; определять материал, из которого сделан предмет; выполнять упражнения на дыхание и расслабление; выполнять пальчиковые упражнения; различать основные цвета, знать оттенки цветов; классифицировать фигуры по нескольким признакам; ориентироваться на листе бумаги и в пространстве; распознавать основные эмоции, уметь их показывать; составлять предмет из частей; знать элементы 2­х фазного и 4­х фазного дыхания и выполнять по команде педагога; выполнять графические работы под диктовку педагога. 29 4 КЛАСС Программа для учащихся 4 класса по развитию психомоторики и сенсорных   нацелена   на   максимальную   коррекцию,   имеющихся   у   младших процессов   школьников недостатков развития.  Цель:  на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности   сенсорных   свойств,   качеств   и   признаков   дать   ребенку   правильное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе. Задачи:         обогащение чувственного познавательного опыта;  коррекция недостатков познавательной деятельности;  формирование пространственно­временных ориентировок;  развитие умения различать основные цвета, вкусы, запахи, звуки, ритмы;  обогащение словарного запаса;  исправление недостатков моторики. Календарное планирование 30 I полугодие II полугодие в неделю всего 2 час 32 часов в неделю всего 1 час 36 часов Тематическое планирование Содержание темы Количество часов РАЗДЕЛ 1. Исследование общей осведомлённости и кругозора  учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики  рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.  Исследование сенсорных процессов. Исследование  восприятия   (форма, цвет, размер, материал,  пространство и время). Представления о внешних  свойствах предметов. Эмоции.  РАЗДЕЛ  2.  Развитие крупной и мелкой моторики,  графомоторных навыков.  Приёмы правильного диафрагментального  дыхания.   Повторяем приёмы 4­х фазного диафрагментального  дыхания («Вдох ­ Задержка ­ Выдох – Задержка»).  Тренировка правильного дыхания (длительность 5­6  сек, постепенное увеличение до 7­8 сек.). Выполнение  дыхательных упражнений в движениях (прыжки, бег).  Тренировка дыхания во время движения. Массаж и  самомассаж. Повторяем элементы массажа.  Оптимизация тонуса.  Приёмы релаксации.    Вспоминаем пройденные приёмы релаксации. Этапы релаксации. Тренировка навыков  расслабления и напряжения. Практическое повторение  этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.  Коррекция крупной моторики   Подвижные игры на развитие моторных навыков.  Целенаправленность выполнения действий и движений  по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и 4 часа 28 часов 6 часов 4 часа 9 часов 31 точности движений. Развитие умения контролировать  сменяемость действий. Развитие согласованности и  одновременности движений различных частей тела  (повороты и броски, наклоны и повороты).Развитие  выразительности движений. Развитие слуховой и  тактильной координации.   Коррекция мелкой моторики и  графомоторных навыков   Развитие координации движений кисти рук и пальцев.  Пальчиковая гимнастика. Штрихуем, используя  различные виды штриховки. Рисование, обводка, по  трафарету с дорисовыванием фигур и предметов,  придумыванием сюжета. Соединение точек по порядку  (по программе 4­класса в пределах 150). Развитие  счётных навыков. Составляем рассказы по картинкам.  Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем  вторую половинку картинки. Аппликация из различного материала. Развитие моторной координации.  Упражнения с массажными мячами. Выполнение  графических работ под диктовку («Морской  бой»).Движение по клеткам вверх­вниз, вправо­влево,  по диагонали.  РАЗДЕЛ   3  Коррекция сенсорных процессов.  Восприятие формы, цвета, звуков.  Конструирование предметов   Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения.  Количество. Столько же. Больше, меньше в...  Экономическая игра. Сложные настольные игры.  Правила придумываем сами. Форма предметов.  Конструирование предметов сложной формы.  Формирование сенсорных эталонов.  Классификация предметов. Цвета спектра.  Погружаемся в мир звуков. Ориентировка на  собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа­слева. Вверху­внизу. В центре. Выше­ниже. Движение в  заданном направлении. Составляем целое из частей.  Пазлы. Классифицируем по различным признакам:  форма, цвет, размер. Составляем рассказы по  картинкам. Определение расположения предметов в  пространстве. Движение в заданном направлении.  9 часов 30 часов 9 часов 32 Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.   Развитие зрительно­моторной координации Ориентировка на собственном теле и теле другого  человека. Определение расположения предметов в  пространстве. Справа­слева. Вверху­внизу. В центре.  Выше­ниже. Движение в заданном направлении.Правый  ­ верхний угол. Правый ­ нижний угол. Левый ­ верхний  угол. Левый ­ нижний угол. Ориентировка на листе  бумаги.   Восприятие времени.   Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше ­  позже. Месяцы. Год ­ 12 месяцев. Последовательность  событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.   Тактильно­двигательное восприятие.  Развитие обоняния Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов.  Определение на вкус, на запах.   Эмоциональный мир.   Повторяем изученные эмоции. Радость. Страх/испуг.  Грусть/печаль. Гнев. Доброта. Злость.  РАЗДЕЛ   4  Повторяем пройденное. (Выполняем упражнения на 4­х фазное дыхание.  Повторяем элементы релаксации. Упражнение на  развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие  восприятия.  РАЗДЕЛ  5. Итоговая диагностика учащихся Групповое и индивидуальные обследования:  Графомоторные методики, координация движений,  сенсорные эталоны.  5 часов 5 часов 4 часа 7 часов 2 часа 4 часа Календарно­тематическое планирование 33 №  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Тема занятий Общая осведомлённость. Мелкая моторика. Динамическая и статическая координация, пластичность и  ловкость движений.  Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика,  пантомимика   Восприятие. Представления о внешних свойствах  предметов.   Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг  ощущений. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных  навыков. Приёмы правильного диафрагментального  дыхания. Повторяем и закрепляем приёмы 4­х фазного  диафрагментального дыхания («Вдох ­ Задержка ­ Выдох –  Задержка»). «В стране невыученных уроков. Приключения  начинаются». Тренировка правильного дыхания (длительность 5­6 сек.).  «В стране невыученных уроков». Приключения  продолжаются. Практическое освоение этапов правильного дыхания (5­6  сек.). Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг,  выполняем бег). Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. Вспоминаем  изученные приёмы релаксации. Этапы релаксации.  «Путешествие на экзотические острова». Тренировка навыка расслабления и напряжения.  Практическое повторение этапов. Выполнение упражнений  на расслабление частей тела. «Наши мечты».  Коррекция крупной моторики. Подвижные игры на  развитие моторных навыков. «В стране невыученных  уроков». Целенаправленность выполнения действий и  движений по инструкции педагога. Игротренинг Мим­театр «Курочка Ряба».  Развитие быстроты, ловкости и точности движений.  «Путешествие в тридевятое царство» Развитие умения контролировать сменяемость действий  «Придумываем сказку и играем её». Развитие согласованности и одновременности движений,  устойчивости. Игротренинг «Мы ­ бродячие артисты». Кол­во часов 1 час 1 час 1 час 1 час 6 часов 3 часа 2 часа 2 часа 4 часа 3 часа 1 час 4 часа 2 часа Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков  Развитие координации движений кисти рук и пальцев.  Пальчиковая гимнастика. Сказкотренинг «В стране  9 часов            34 Прогнозируемый результат на конец учебного года Учащиеся должны уметь: целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; быстро и точно передвигаться в пространстве; анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма,  величина, цвет); определять времена года и называть их признаки; последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе; выполнять творческие работы из различных материалов; конструировать без опоры на образец; выделять предмет из группы; определять картинку к заданным эталонам; определять материал, из которого сделан предмет; выполнять упражнения на дыхание и расслабление; выполнять пальчиковые упражнения; различать основные цвета, знать оттенки цветов; классифицировать фигуры по нескольким признакам; ориентироваться на листе бумаги и в пространстве; распознавать основные эмоции, уметь их показывать; составлять предмет из частей; знать элементы 2­х фазного и 4­х фазного дыхания и выполнять по команде педагога; выполнять графические работы под диктовку педагога. 35 7 «а» КЛАСС Пояснительная записка Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных  процессов» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания  ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков  дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей  действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка  и более эффективной социализации его в обществе.             Задачи: формирование на основе активизации работы всех органов чувств  адекватного восприятия явлений и объектов окружающей  действительности в совокупности их свойств; коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем  систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного  восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств  предметов, их положения в пространстве; формирование пространственно­временных ориентировок; развитие слухоголосовых координаций;  формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов,  запахов, звуков, ритмов); совершенствование сенсорно­перцептивной деятельности; 36 обогащение словарного запаса детей на основе использования  соответствующей терминологии; исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно­ двигательной координации; формирование точности и целенаправленности движений и действий.       В программе четко просматриваются два основных направления  работы: формирование знаний сенсорных эталонов  и обучение  использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для  выявления свойств и качеств какого­либо предмета. Заметим, что работа  по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а  представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное  место Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы,  поэтому в программу включены задачи совершенствования координации  движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений,  развития мелкой моторики руки и др.       Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в  предметном мире, формирование сенсорно­перцептивных действий  невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы  программы в качестве обязательной прошла задача постепенного  усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого  сопровождения собственных действий речью и вербального определения  цели и программы действий, т. е. планирования. Календарное планирование I полугодие II полугодие всего в неделю 16 1 всего в неделю 18 1 37 Тематическое планирование Содержание темы  РАЗДЕЛ 1 Развитие моторики, графомоторных навыков.  РАЗДЕЛ 2 Тактильно­двигательное восприятие РАЗДЕЛ 3 Кинестетическое и кинетическое развитие РАЗДЕЛ 4  Восприятие   формы,   величины,   цвета,   конструирование предметов  РАЗДЕЛ 5  Развитие зрительного восприятия  Развитие слухового восприятия РАЗДЕЛ 6 Восприятие особых свойств предметов Кол­во  часов 6 часов 6 часов 7 часов  6 часов 5 часов 6 часов Календарно­тематичское планирование №  Тема урока Кол­во часов 38 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Развитие моторики, графомоторных навыков Развитие согласованности движений на разные  группы мышц (по инструкции педагога) Соотношение движений с поданным звуковым  сигналом (один хлопок — бег вперед, два  хлопка — бег назад и т. д.) Выполнение целенаправленных действий по  трехзвенной инструкции педагога (поворот  направо — два шага вперед — один шаг назад),  словесный отчет о выполнении Совершенствование точности мелких движений  рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец  в цепочку) Графический диктант с усложненными заданиями Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) Дорисовывание симметричной половины  изображения Вырезание ножницами на глаз изображений  предметов (елочка, снежинка, яблоко) Вырезание ножницами на глаз изображений  предметов (елочка, снежинка, яблоко) 1 час 1час 1час 1 час 1 час 1час 1час 1час 1час 1 час 1час 1 час 1 час 39 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Тактильно­двигательное восприятие Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по  разным качествам и свойствам (выпуклый,  вогнутый, колючий, деревянный, горячий) Закрепление тактильных ощущений при работе с  пластилином и глиной Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими  предметами) Игры с мелкой мозаикой Кинестетическое и кинетическое развитие Сочетание движений и поз различных частей тела  (по инструкции педагога), вербализация поз  и действий Упражнения на расслабление и снятие мышечных  зажимов Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку,  подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать  белье) Восприятие формы, величины, цвета,  конструирование предметов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 40 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 26. 27. 28.  29. 30. 31. 32. 33. 34. Группировка предметов по двум самостоятельно  выделенным признакам, обозначение словом Сравнение и группировка предметов по форме,  величине и цвету Составление сериационных рядов по  самостоятельно выделенным признакам из 4— 5 предметов Развитие зрительного восприятия Нахождение отличительных и общих признаков на  наглядном материале (сравнение 2—3­предметных  (сюжетных) картинок) Нахождение нелепиц на картинках Дидактическая игра «Лабиринт» Тренировка зрительной памяти. Дидактическая  игра «Нарисуй по памяти» Профилактика зрения. Гимнастика для глаз Восприятие особых свойств предметов Развитие дифференцированных осязательных  ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их  словесное обозначение 41 Температура. Градусники для измерения  температуры тела, воды, воздуха Развитие слухового восприятия Различение звуков по длительности и громкости  (неречевых, речевых, музыкальных) Дифференцировка звуков по громкости и по  высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных).  Дидактическая игра «Определи самый громкий  (высокий) звук» Развитие слухомоторной координации.  Дидактическая игра «Запрещенный звук» Определение на слух звучания различных  музыкальных инструментов. Дидактическая игра  «Угадай, что звучит» Формирование чувства ритма. Игровые  упражнения Дидактическая игра «Угадай по голосу» Прогнозируемый результат на конец года  Учащийся должен уметь: формирование умения выполнять задания по инструкции учителя; уметь соблюдать правила поведения во время различных игр; 42 уметь выполнять точные движения пальцами рук – застёгивать, зашнуровывать, нанизывать; формирование умения выполнять инструкцию учителя с помощью взрослого. Учебно – методический материал Дидактическое обеспечение 1.Программа предмета коррекционных занятий «Развитие психомоторики и  сенсорных процессов» для учащихся 1 ­ 4 классов специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  VIII вида 43 Утверждена  на педсовете №       от         2.Под редакцией В. Воронковой  Примерный курс коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных  процессов» для учащихся 1 ­ 4 класса  Методическое обеспечение 1.Е.А. Алябьева  «Психогимнастика в начальной школе»     издательство Москва, Творческий центр «Сфера»2005г. 2.Под редакцией Венгера  «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». 3.Л.А. Метиева. Э.Я Удалова «Развитие сенсорной сферы детей» 4.Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков  «Психолого­педагогическая готовность ребёнка к школе». 44 ПРИЛОЖЕНИЕ 45

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Адаптированная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2019