Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".
Оценка 5

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Оценка 5
Образовательные программы
docx
дефектология
9 кл
21.10.2018
Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".
Данная АООП адресована обучающимся 9 класса коррекционной школы VIII вида. Нацелена она на изучение родного края с учетом особенностей обучающихся коррекционной школы. В процессе реализации данной программы обучающиеся пополнят имеющиеся, уточнят и систематизируют имеющиеся у них знания о родном крае, смогут увидеть красоту родной природы, смогут понять свою роль в сохранении и преумножении богатства, данного нам природой. Данный материал может быть использован и в работе с обучающимися средних школ в ходе уроков по изучению родного края.Это адаптированная общеобразовательная программа по краеведению для обучающихся 9 класса коррекционной школы.
Краеведение. .Я шагаю по родному краю. 9 класс..docx
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ленинградской области  «Подпорожская  школа­интернат, реализующая адаптированные образовательные  программы»           Принята       на заседании       педагогического совета       Протокол № 1 от 31 августа 2018г                                                              Утверждена                                                            приказом ГКОУ ЛО                                                          «Подпорожская школа­интернат»                                                           № 141 от 01 сентября 2018г Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по  краеведению  «Я шагаю по родному краю» 9 класс   на 2018 – 2019 учебный год                                                                                                                                Ответственный за реализацию программы:                                                                                                                                                                    Учитель I квалификационной категории                                                                                                                                                                               Пашкова Надежда Ивановна                                                                                           г. Подпорожье 1 2018 год                                                                                                        Структура рабочей программы   1. Пояснительная  записка. 2. Место предмета в учебном плане. 3. Планируемые результаты освоения программы. 4. Содержание программы. 5. Система оценки достижения планируемых результатов. 6. Учебно­методическое обеспечение образовательного процесса. 7. Календарно­тематическое планирование. 8. Лист внесения изменений. 9. Приложение. 1. Пояснительная 2 записка Программа курса «Я шагаю по родному краю» составлена для работы с обучающимися 9 класса и направлена на его социокультурную адаптацию, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе ­ развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу,   краю,   Отечеству.   Краеведение   помогает   формированию   у   школьников   целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально­ экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию   креативных   способностей   учащихся,   становлению   гражданской   позиции   по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного   поведения,   укреплению   семейных   связей:   заинтересованность   содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой   литературы,   книг   местных   писателей,   семейные   экскурсии;   формированию экологической   культуры,   способности   самостоятельно   оценивать   уровень   безопасности окружающей   среды   как   среды   жизнедеятельности,   развитию   познавательных   интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация   при   решении   вопросов   дальнейшего   образования,   выбора   профессии   и   места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. Программа внеурочной деятельности «Я шагаю по родному краю» является актуальной, т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем  лучше  познаешь нюансы крупных исторических событий,   более точно понимаешь их влияние на  судьбы  людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Урок «Я шагаю по родному краю» носит личностно ориентированный характер. Изучение  родного края ­  это ведущий фактор воспитания патриотизма у обучающихся. Содержание программы отражает комплексно­системный подход к родному краю как некой  целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.  Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и  культурные  3 факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном  взаимодействии. Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных  знаний, формируют  целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во  взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории  края и  истории своей  семьи. Все  это предполагает  расширение  краеведческого  кругозора,   развитие способностей  учеников. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее  культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической  культуры, любви к родному краю, воспитание гражданина России, патриота своей малой  Родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции, испытывающего  гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства. Задачи программы: Образовательные: 1. формировать представления о  краеведении,  как   о предмете  исторического и    культурного развития общества; 2. приобретение  знаний  о  Ленинградской области,  об ее истории, городах, водоемах,  развитии промышленности,  обычаях  и  традициях своего народа; 3. уточнение и расширение знаний о животном и растительном мире Ленинградской области;  научить видеть и понимать красоту  природы; 4. познакомить  детей  с  существующими  в  природе  взаимосвязями  растений,  животных     и людей; 5. сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения. Воспитательные: 6. сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего   края, его истории, культуре, природе; 7. воспитать  у обучающихся  лучшие  духовно­нравственные  качества:  любовь  к  людям  и  природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам; 8. воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде; 9. воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь. Развивающие: 10. развивать потребности узнавать свою Ленинградскую область, общения с природой; 4 11. развивать эмоционально доброжелательное отношение  к людям, живущим в различных  уголках области, уважение к их деятельности и ее результатам;   12. развивать  умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного   интереса; 13. развивать умения и навыки правильного взаимодействия с окружающими людьми, а так же  с  природой. Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение  следующих принципов:  системность   и   последовательность   занятий: преемственности обучения;  1   час   в   неделю;   обеспечение  научность:  соблюдение   логики   изложения   материала   в   соответствии   с   развитием современных научных знаний;  доступность:  от   легкого   к   трудному,   от   простого   к   сложному,   от   неизвестного   к известному;   использование   методов,   соответствующих   возрасту   обучающихся   и  их развитию;  наглядность:  использование   наглядных   пособий,   иллюстраций,   авторских   работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;  деятельностный   подход:  использование   проблемного   материала,   постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно; активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу   и   самооценке,   думает   и   действует   самостоятельно   (или   действует совместно с учителем);  прочность   знаний   (завершённость   обучения):  завершение   каждой   темы   итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к   восприятию   материала   следующей   темы,   применение   технологии   сравнения, сопоставления, противопоставления.                                                                  Психолого­ педагогическая характеристика  Изучение   краеведения     является   эффективным   средством   всестороннего   развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), помогает ученику   понять   окружающий   мир,   взаимосвязи   его   представителей,   подготовить   его   к самостоятельной жизни. На уроках уделяется большое внимание развитию речи учащихся, их умению ориентироваться в окружающем мире. Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики     с   явным   преобладанием   интеллектуальной   недостаточности,   которое   приводит   к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Все   мыслительные   операции   умственно   отсталых   недостаточно   сформированы:   при анализе   предметов   выделяются   только   общие   свойства   предметов,   а   не   их   индивидуальные признаки. Из­за несовершенства анализа затруднен синтез. Отличительной чертой является не критичность, невозможность самостоятельно оценить работу. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой и своей работой. 5 Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностью   их   памяти.   Память   умственно   отсталых   учащихся   формируется   в   условиях аномального развития. Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что они лучше запоминают внешние, случайные признаки, а не внутренние логические связи осознаются и запоминаются   с   трудом,   так   как   не   вычленяются.   Также   плохо   понимают   и   запоминают отвлеченные   словесные   объявления.   Характерной   особенностью   является   неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Воспроизведение   полученной   информации   носит   бессистемный   характер   из­за непонимания   логики   событий.   Наибольшие   трудности   вызывает   воспроизведение   словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым, но у них хорошо развита механическая память, в основе которой лежат единичные временные связи, образуемые в результате одновременного или последовательного восприятия объектов. Для того чтобы развивать осмысленное запоминание у умственно отсталых школьников, необходимо   научить   их   пользоваться  рациональными   приемами   запоминания,  которые включают в себя: 1 Сравнение – нахождение сходства и различия между объектами. 2 Выделение   существенного   –   умение   сознательно   и   целенаправленно   запоминать существенные сведения и факты. 3 Расчленение материала на отдельные смысловые части. 4 Развитие интереса и положительного отношения к материалу в процессе усвоения и запоминания.            Для развития произвольного внимания необходимо ставить перед учащимися посильные задачи. Предлагаемое учащимися задание первоначально должно носить игровой характер, затем выполнение задания постепенно приобретает характер учебной деятельности. Задания,   требующие   зрительного   внимания,   должны   чередоваться   с   такими,   при   которых необходимо прислушиваться. Постепенность усложнения заданий помогает привлечь внимание ребенка насколько, что, не смотря на то, что задания становятся все более трудными, он все же продолжает выполнять его активно.            Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Перед изучением наиболее сложных   разделов   каждого   курса   проводится   специальная   пропедевтическая   работа   путем введения   практических   подготовительных   упражнений,   направленных   на   формирование конкретных умений и навыков. Материал предъявляется небольшими дозами, с постепенным его усложнением,   увеличивая   количество   тренировочных   упражнений,   включая     материал   для повторения   и   самостоятельных   работ.   В   соответствии   с   диагнозом   задания   даются   в   более доступной для выполнения форме, на занятиях применяется дифференцированный подход. Условно класс можно разделить на 2 уровня. При отборе учебного материала в рабочей  программе учтены возможности обучающихся по усвоению программы, умение практически  применять на практике полученные знания. Программой предусмотрен дифференцированный  6 подход, который основан на разграничении обучающихся по двум уровням усвоения  образовательной программы. 1­й уровень ­  Фешкина Ан., Филатова Н., Дятлов С., Капицына Ан., Обучающиеся,  наиболее  успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все  задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших  затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.         Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими  учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения.         Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.        При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая  помощь взрослого.   2­й уровень­ Серафимович Ф., Киселёв В., Цыбульский А., Цыбульский Р., Ерукова Ян., Зиничева Ан,. Серафимович Ал.      В ходе обучения эти дети испытывают большие трудности, чем ученики I группы. Они в  основном понимают фронтальное объяснение учителя, плохо запоминают изучаемый материл,  сделать элементарные выводы и обобщения без помощи педагога не в состоянии. Их отличает  меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в постоянной  помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.                                                                                   Особенности обучения         Недоразвитие познавательной, эмоционально­ волевой  и личностной сфер обучающихся с  умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных  отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию.  Хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей  психической деятельности ребенка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных  вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с умственной  отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае , остается нецензовым.       Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического  развития разных групп обучающихся с УО позволяют выделить образовательные потребности,  как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. 7 К общим потребностям относятся:  Обязательность непрерывности коррекционно – развивающего процесса, реализуемого  через содержание образовательных областей, так  и в процессе индивидуальной работы;  Раннее получение специальной помощи средствами образования;  Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами  и учениками;  Психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и  образовательной организации;  Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы  образовательной организации. Для обучающихся с легкой УО,  характерны следующие специфические образовательные  потребности:  Наглядно – действенный характер содержания образования;  Упрощение системы учебно – познавательных задач, решаемых в процессе образования;  Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об  естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств  коммуникации , социально – бытовых навыков.  Специальное обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации  взаимодействия с действительностью;  Обеспечение обязательности профильного трудового образования;  Необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм  поведения;  Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с  учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики  психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;  Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и  поведения;  Стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании  окружающего мира и во взаимодействии с ним.                                                                                          2. Место предмета в учебном плане.       Данная    программа адресована   обучающимся 9 класса (1 вариант) ГКОУ ЛО  «Подпорожская школа­ интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».      Программа рассчитана  на 1 год.  Объем учебного времени: 33 часа.      Форма обучения: очная.      Режим занятий: 1 час в неделю.       Возможно  уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый 8 раздел   отведено   определенное   количество   часов,   указанное   в   тематическом   плане,   которое может   меняться   (увеличиваться   или   уменьшаться)     в   зависимости   от   уровня   усвоения   темы учащимися.     Поэтому   важен   не   только   дифференцированный   подход   в   обучении,   но   и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.    3.Планируемые результаты освоения программы.      Результатом деятельности являются универсальные учебные действия: личностные,  регулятивные, познавательные, коммуникативные. На занятиях у обучающихся будут сформированы:  Личностные универсальные учебные действия, т.е.:  Учебно­познавательный интерес к новому материалу и способам решения  новой частной задачи;  Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;  Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как  гражданина России, жителя Ленинградской области, чувства  сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание  ответственности человека за общее благополучие, осознание своей  этнической принадлежности;  Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с  культурой  родного края, народа;  Эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им. Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:  Принимать и сохранять учебную задачу;  Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в  новом материале в сотрудничестве с учителем;  Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;  Оценивать правильность выполнения действия;  Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на  основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:  Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;  Основам смыслового чтения художественных и познавательных  текстов, выделять существенную информацию из текстов разных  видов. Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е.  научатся: 9  Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на  позицию партнера в общении и взаимодействии;  Формулировать собственное мнение и позицию;  Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  в том числе в ситуации столкновения интересов;  Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер  знает и видит, а что нет;  Задавать  вопросы;  Адекватно использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,  владеть диалогической формой речи. Прогнозируемые результаты: Обучающиеся должны знать:           1.название страны, региона, где живет обучающийся, родного города;           2.символику страны, Ленинградской области, города;           3.  города и областные центры Ленинградской области;           4. наиболее крупные водоемы Ленинградской области; 5.условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу; 6.окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие  цветочно­ декоративных растений, занесенных в Красную книгу; 7.существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;           8. правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;           9.историю Ленинградской области;            10. традиции русского народа; 11.виды промышленного производства, крупные предприятия города и области. Обучающиеся должны уметь: 1.видеть и понимать красоту живой природы, родного края; 2.вести простейшие наблюдения в природе; 3.воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; 4. распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали; 5.сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки; 6.самостоятельно (или с помощью учителя)  находить в учебнике и дополнительных  источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или  рассказа; 7.составлять небольшие рассказы о своей Родине, ее культуре, истории и великих людях, о 10 достопримечательностях малой Родины.     Итогом работы по программе является степень сформированности качеств  личности: 1.любовь к людям и природе; 2.ответственное отношение к окружающей среде; 3.доброжелательность к живым существам; 4.стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам; 5.доброта, взаимопонимание, милосердие, вера в созидательные способности человека, культура общения, интеллигентность как высшая мера воспитанности; 6.стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.                                                                                                  4.Содержание программы №                                                                         Название раздела 1. 2. 3. 4 . 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1 четверть. Введение. Мой край на карте Родины. 2 четверть. Я и моя семья. Дом, в котором я живу или хотел бы жить. Контрольная работа за 1 полугодие. Работа над ошибками. 3 четверть. Моя улица. Моя малая Родина. Природа нашего края. 4 четверть. Наш край в годы Великой Отечественной войны Контрольная работа. Работа над ошибками. 11 5.Система оценки достижения планируемых результатов            Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении АООП  являются значимыми для оценки качества образования обучающихся.            При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться  на следующие принципы:  1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных  особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной  отсталостью;  2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и  социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;  3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.  Освоение АООП обеспечивает достижение  обучающимися с умственной отсталостью  ( интеллектуальными нарушениями) следующих результатов : личностных и предметных.        Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально­личностные качества,  жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.   Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных предметов и  внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального  взаимодействия.        Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и  умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению.  Предметные результаты, достигнутые  обучающимися с умственной отсталостью, не являются  основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и  рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.   АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.  Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по  отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту  программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по  всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого­медико­ педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная  организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИОП) или на вариант D АООП. 12 Таблица оценки сформированности базовых учебных действий Группа БУД  Перечень учебных действий Оценка сформированности 0 1 (в баллах) 3 2 Личностные   учебные действия Коммуникативные учебные действия осознанно   выполнять   обязанности   ученика,   члена школьного   коллектива,   пользоваться   соответствую­ щими правами  гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности активно   включаться   в   общеполезную   социальную деятельность осознанно относиться к выбору профессии бережно   относиться   к   культурно­историческому наследию родного края и страны понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе  соблюдать правила безопасного и бережного поведе­ ния в природе и обществе Максимум  45 баллов вступать   и   поддерживать   коммуникацию   в   разных ситуациях   социального   взаимодействия   (учебных, трудовых, бытовых и др.) слушать   собеседника,   вступать   в   диалог   и поддерживать его, признавать возможность существо­ вания различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию дифференцированно   использовать   разные   виды речевых ответы, повествование, отрицание  и др.) в коммуникативных ситуациях   с   учетом   специфики   участников   (возраст, социальный статус, знакомый ­ незнакомый и т.п.) высказываний     (вопросы,   13 Регулятивные учебные действия Познавательные использовать   разные   виды   делового   письма   для решения жизненно значимых задач использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и позна­ вательных задач, в том числе информационные Максимум  25 баллов принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллек­ тивный поиск средств их осуществления осознанно действовать на основе разных видов инстру­ кций для решения практических и учебных задач осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной   дея­ тельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих осуществлять   самооценку   и   самоконтроль   в деятельности,   адекватно   реагировать   на   внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность Максимум  20  баллов дифференцированно   воспринимать  окружающий   мир, его временно­пространственную организацию использовать  логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление ана­ логий,   закономерностей,   причинно­следственных связей)   на   наглядном,   доступном   вербальном материале,   основе   практической   деятельности   в   со­ ответствии с индивидуальными возможностями применять начальные сведения о сущности и особенно­ стях объектов, процессов и явлений действительности (природных,   социальных,   культурных,   технических   и др.)   в   соответствии   с   содержанием   конкретного учебного  предмета  и   для  решения  познавательных   и практических задач использовать в жизни и деятельности некоторые меж­ предметные знания, отражающие доступные существе­ нные   связи   и   отношения   между   объектами   и   про­ цессами Максимум 20  баллов Критерии:  0 баллов – действия отсутствуют, обучающийся не понимает его смысла, не включается в  процесс выполнения вместе с учителем; 14 следующие моменты: Прилежание ученика во время работы на уроке. Степень умственной отсталости. Уровень патологии органов зрения, слуха и речи. Уровень физического развития ученика. Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми ЗУН в соответствии с требованиями  программы обучения и руководящими документами обучения. Требования к оценке: Оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого; Оценка должна выполнять стимулирующую функцию; Оценка должна быть всесторонней. При оценке знаний необходимо учитывать: Объём знаний по учебному предмету (вопросу); Понимание изученного материала, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом; Степень систематизации и глубины знаний; Действенность знаний, умение применять их с целью практических задач. 1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие  только по прямому указанию учителя, при необходимости требует оказания помощи.  2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях  способен выполнить его самостоятельно;  3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко  допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;  4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые  исправляет по замечанию учителя;  5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Система оценивания. Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении  При оценке умений и навыков учитываются: Содержание умений и навыков; Точность, прочность и гибкость умений и навыков; Возможность применять умения и навыки на практике; Наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.  Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по биологии «Отлично» ­ ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих  вопросов, но допускает неточности в ответе, не искажающие общий смысл ответа. При  выполнении практической работы – если задание выполнено самостоятельно, правильно. «Хорошо» ­ ставится, если обучаемый знает основной материал, но на заданные вопросы  отвечает недостаточно четко и полно. При выполнении практической работы – если задание  выполнено с частичной помощью учителя, допущены ошибки, не отразившиеся на качестве  выполненной работы. «Удовлетворительно» ­ ставится в том случае, когда обучаемый знает материал не в полном  объеме и не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы. При  выполнении практической работы – если задание выполнено после повторной расчлененной  инструкции, в задании допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. «Неудовлетворительно» ­ ставится в том случае, когда обучаемый не знает изучаемый  15 материал, не может ответить на вопросы. При выполнении практической работы – если  задание не выполнено даже после дополнительной расчлененной инструкции. Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение  следующих принципов:  системность   и   последовательность   занятий: преемственности обучения;  1   час   в   неделю;   обеспечение  научность:  соблюдение   логики   изложения   материала   в   соответствии   с   развитием современных научных знаний;  доступность:  от   легкого   к   трудному,   от   простого   к   сложному,   от   неизвестного   к известному;   использование   методов,   соответствующих   возрасту   обучающихся   и  их развитию;  наглядность:  использование   наглядных   пособий,   иллюстраций,   авторских   работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;  деятельностный   подход:  использование   проблемного   материала,   постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно; активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу   и   самооценке,   думает   и   действует   самостоятельно   (или   действует совместно с учителем);  прочность   знаний   (завершённость   обучения):  завершение   каждой   темы   итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к   восприятию   материала   следующей   темы,   применение   технологии   сравнения, сопоставления, противопоставления.    Организация достижения целей: 1. Целенаправленная внеклассная воспитательная работа; 2. Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).         Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее  актуальность, воспитательная ценность.        При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил: 1. События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными; 2. Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой­нибудь теме или знакомому объекту; 3. Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное   в известном,  незнакомое в знакомом; 4. Вызвать интерес к родным местам, содействовать формированию патриотических  чувств. 16 Методы работы: 1. словесные методы: рассказ, беседа, сообщения. Эти методы способствуют  обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой  информации; 2. наглядные   методы:   демонстрация   рисунков,   плакатов,   макетов,   схем, коллекций,   иллюстраций,   карт   Ленинградской   области.   Наглядные   методы дают   возможность   более   детального   обследования   объектов,   дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; 3. практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Обучение   по   программе   осуществляется   в   виде   теоретических   и   практических занятий   с   обучающимися.   Занятия   могут   проводиться   в  различных   формах: исследование,  экскурсии,  работа  в   группах,  дискуссии,   беседы,  викторины,  конкурсы, выставки, прогулки с осмотром краеведческих объектов. Наряду с традиционными, в программе используются современные  технологии и методики:  технология   развивающего   воспитания   и   обучения,   здоровьесберегающие технологии,   игровые   технологии,   компьютерные   технологии,   краеведо–туристические технологии, проектные технологии. Ожидаемый результат:  рост познавательной активности обучающихся;  формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению  материалов;  развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного  мышления.  повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории,  культурологи, экологии родного края. Личностные результаты  1. повышение уровня учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; 2. личностные   качества,   позволяющие   успешно   осуществлять   учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;  формирование  ценностного взгляда на окружающий мир;  3. 4. формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за  достижения жителей Ленинградской области; воспитание уважительного отношения к истории своей области, любви к родному краю, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в 17 природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование   основ   экологической   культуры,   понимание   ценности   жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных  задач: объектах; осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и  обществе; овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира   (наблюдения, опыт, измерение); использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение   кругозора   и   культурного   опыта   обучающихся,   формирование   умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.  метапредметных   результатов  При   отборе   содержания   обучения   и   конструировании   его   методики   особое   внимание уделяется   освоению естественно­научного   и обществоведческого   образования.   Достижения   в   области   метапредметных   результатов позволяет   рассматривать   учебную   деятельность   как   ведущую   деятельность   младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической   и   личностной сфере.  С  этой  целью  в  программе  выделен  специальный    раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных   умений,   успешно   формирующихся   средствами   данного   предмета.   Среди метапредметных   результатов   особое   место   занимают   познавательные,   регулятивные   и коммуникативные действия: познавательные  как   способность   применять   для   решения   учебных   и   практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); регулятивные  как   владение   способами   организации,   планирования   различных   видов деятельности (репродуктивной, творческой; коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать   результаты   изучения   объектов   окружающего   мира;   владение   рассуждением, описанием, повествованием. Особое   место   среди   метапредметных   универсальных   действий   занимают   способы получения,   анализа   и   обработки   информации   (обобщение,   классификация,   чтение   и   др.), методы   представления   полученной   информации   (моделирование,   конструирование, рассуждение, описание и др.). Оценка  результативности:  подведение итогов работы (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер  отдыха);             2.  участие в различных конкурсах; 18 3. проведение конференции по итогам краеведческих исследований.       Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического  развития разных групп обучающихся с УО позволяют выделить образовательные потребности,  как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.                                                                                                          6. Учебно­ методическое обеспечение образовательного  процесса.      К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках экологии  относятся – персональные компьютеры и мультимедиапроектор, таблицы, карточки, наглядный  материал. Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий  применяю  следующие: ­ компьютерные презентации; ­ работа на интерактивной доске. Основные технологии обучения: ­личностно­ориентированные; ­деятельностный подход; ­уровневая дифференциация; ­информационно­коммуникативные; ­здоровьесберегающие; ­игровые. Основными видами деятельности учащихся по предмету являются: ­ Беседа (диалог). ­ Работа с книгой (журналом). ­ Игры, викторины, тесты. ­ Уроки­ экскурсии. 19 ­ Практические задания.  Учебно­ методическое обеспечение образовательного процесса. ­ Доска магнитная с набором приспособлений для крепления схем, таблиц и проч.; ­ Интерактивная доска; ­ Компьютер; ­ Принтер; ­ Парты; ­ Стулья; ­ Музыкальный центр; ­ Аудиозаписи; ­ Компактдиски; ­ Демонстрационные печатные пособия: ­ Видеофильмы. Список литературы: 1.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Под  редакцией И.М. Бгажноковой 5—9 классы.  М.: «Просвещение», 2013.  Допущено Министерством образования и науки  Российской Федерации. 2. Новая иллюстрированная энциклопедия школьника 1000 вопросов­1000 ответов. Справочное  издание для школьного возраста.­ООО ИД «Владос», 2012 .Сгиба Т.В. 3.  Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –  352 с. Агеева И.Д. 4. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. – М.: Педагогическое общество  России, 2002. – 360 с. Миронов А.В. 5. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно­методическое пособие. –  М.: ЦГЛ, 2003. – 56 с. Иванова Т.С. 6. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.:  ВЛАДОС, 2004. – 192 с. Буковская Г.В.                                                                                                 20 № урока Дата провед ения 1 06.09. 1 четверть.  ( 8ч. ) Тема 1: Введение Введение в краеведение. Дать понятия  «краеведение»,  уточнить и  систематизировать  имеющиеся знания о  своем крае. 2 13.09. Природа – наш второй дом. Формировать  представления  учащихся о природе  своего края 7. Календарно­тематическое планирование. Тема урока Цели урока Виды деятельности Планируемые результаты Предметные БУД Формы и виды контроля Предварит ельный  контроль  (выявление ЗУН по  разделу) Устный  опрос Рассказ учителя. Работа географической картой  Ленинградской  области. Разбор и  запись в тетрадь  основных терминов и  понятий. Ответы на  вопросы по  содержанию изученного (закрепление  материала). Проверка д/з (в форме  ответов на вопросы).  Рассказ учителя.  Запись в тетрадь  основных терминов  Первичное закрепление  изученного. Закрепить  понятие  «краеведение».  Уточнить знания о  родном государстве,  его название, символы,  название столицы.  Научиться показывать  на карте  границы  государства. Уметь  показать  Ленинградскую  область. Научиться кратко  записывать в тетрадь  необходимый материал  и отвечать, используя  свои записи.  Р­ осознанно действовать  на основе разных видов ин­ струкций для решения пра­ ктических и учебных задач П­ использовать  логические действия  (анализа и синтеза) К­ вступать в диалог и  поддерживать его Л­ научиться  эмоционально откликаться  на исторические события Р­ осознанно действовать  на основе разных видов ин­ струкций для решения пра­ ктических и учебных задач П ­ под руководством  учителя осуществлять  поиск необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с помощью  учебной литературы,  словарей, Интернета К­  вступать в диалог и  поддерживать его Л­ учиться эмоционально  21 3 20.09. Тема 2: Мой край на  карте Родины  Родина моя –  Ленинградская  область.  Символы области. Дать обучающимся  сведения о  ленинградской  области, ее символах: гербе, флаге и гимне. Беседа (проверка д/з).  Сообщение плана  урока. Рассказ учителя, сопровождаемый  показом слайдов.  Работа с учебником.  Записи в тетради  основных терминов.  Подведение итога  урока. Знать где на карте  России находится  Ленинградская область. Выполнять краткие  записи в тетради,  пользоваться ими при  ответах на вопросы. 4 27.09. Мой город на карте России. Познакомить  учащихся с  местоположением  нашего города,  историей его  строительства. Фронтальный опрос  (проверка д/з). Рассказ  учителя об истории  создания города  Подпорожья. Записи в  тетрадь отдельных  тезисов.   Научиться вести  беседу (ответы на  вопросы) по  изученному материалу.  22 откликаться на  исторические события   содержанию   Р­  адекватно   оценивать свои поступки и поступки окружающих.   Развивать внимание и память. П­  работать   с   несложной по и структуре   информацией (понимать   изображение, текст,   устное высказывание). К­  вступать   в   контакт   и работать   в   коллективе (учитель − ученик, ученик– ученик);  Л  ­   понимание   личной ответственности   за   свои поступки;     Р­осуществлять и самооценку в самоконтроль деятельности,   адекватно реагировать   на   внешний контроль   и   оценку, корректировать в соответ­ ствии   с   ней   свою деятельность К ­­ использовать  принятые ритуалы  социального  взаимодействия с  одноклассниками и  учителем. Устный  опрос Тематическ ий  контроль под   руководством осуществлять необходимой для учебных с   помощью литературы, Л­ начальное осознание  себя как ученика,  одноклассника, друга; П­ работать с несложной  по содержанию и  структуре информацией  (понимать изображение,  текст, устное  высказывание). Р­  адекватно   оценивать свои поступки и поступки окружающих П­  учителя поиск информации выполнения заданий   учебной словарей, Интернета использовать   разные   виды делового   письма   для решения жизненно значимых задач К­ вступать и  поддерживать ком­ муникацию в разных ситуа­ циях социального  взаимодействия (учебных,  трудовых, бытовых и др.) Л­ формирование  самостоятельности в  выполнении учебных  заданий, поручений;       Тематическ ий  контроль 5 04.10. История строительства  г.Подпорожья. Углубить знания  обучающихся об  истории создания  города Подпорожья. Проверка д/з (устно).  Проверка знаний детей  по теме.  Уточнение значения  слова «пороги».  Запись названий  порогов на реке Свирь в тетради. Работа с  картой города. Просмотр видеофильма  Учиться работать с  учебником, отбирая  необходимый материал. Уточнять и закреплять  полученные знания  посредством просмотра видеофильма.  23 6 11.10. Районные  центры и города  Ленинградской области.  Дать обучающимся  сведения о районных  центрах и городах  Ленинградской  области. 7 18.10. Улицы моего города. Познакомить  учащихся с улицами  города Подпорожья. Участвовать в беседе,  высказывать свою  точку зрения. Знать о  районных центрах.  Научиться отвечать на  вопросы по изучаемому материалу. Закрепить  полученные  ранее знания Обмен мнениями.  Уточнение учителя об  истории основания  Подпорожья. Запись в  тетрадь районных  центров. Ответы на вопросы.  Работа с картой  Ленинградской  области. Проверка д/ з  Заполнение схемы (на  доске и в тетрадях). Работа с картой города. Просмотр презентации  «Мой город  Подпорожье» Просмотр  фотоальбомов с  фотографиями  достопримечательносте й нашего города.  Подведение итога. Р­ осознанно действовать  на основе разных видов ин­ струкций для решения пра­ ктических и учебных задач П­ научатся использовать  логические действия  (анализа и синтеза) К­ учиться вступать в  диалог и поддерживать его Л ­ понимание личной  ответственности за свои  поступки;  Р­ осознанно действовать  на основе разных видов ин­ струкций для решения пра­ ктических и учебных задач К­ использовать разные  виды делового письма для  решения жизненно  значимых задач. Л­ формирование  самостоятельности в  выполнении учебных  заданий, поручений; П­  использовать  логические действия  (анализа и синтеза) 8 25.10. Обобщающий урок по  теме : «Мой край на карте  Родины» Подготовить проект или рисунок  Рисование ,аппликация, выжигание  по одной из  пройденных тем. Учиться высказывать  свое мнение, опираясь  на изученный материал. Выполнять  самостоятельно  задание  применив  имеющиеся знания.  24 Р­  адекватно   оценивать свои поступки и поступки окружающих П­  учителя поиск информации. К­ использовать разные  под   руководством осуществлять необходимой     Тематическ ий  контроль Тематическ ий  (индивидуа льный)  контроль Итоговый  (групповой ) контроль 2 четверть ( 8 часов) 9 08.11. Повторение. Тема 3: «Я и моя семья» Почетные граждане города  Подпорожья. Познакомить  обучающихся с  Почетными  гражданами города  Подпорожья. Просмотр презентации. Обсуждение.  Рассматривание  фотографий. Участвовать в беседе,  высказывать свою  точку зрения 25 Тематическ ий  контроль виды делового письма для  решения жизненно  значимых задач. Л­Самостоятельно выявлять правовой прецедент,   давать   оценку заданной ситуации. Обосновывать   собственное мнение.             под   руководством осуществлять необходимой для учебных с   помощью литературы, Р­  адекватно   оценивать свои поступки и поступки окружающих П­  учителя поиск информации выполнения заданий   учебной словарей, Интернета использовать   разные   виды делового   письма   для решения жизненно значимых задач К­ вступать поддерживать  коммуникацию в разных  ситуациях социального  взаимодействия (учебных,  трудовых, бытовых и др.) Л­ формирование  самостоятельности в  выполнении учебных 10 15.11. Моя семья в истории  развития города. Закрепляют знания о  профессиях  своих  родителей игрой  «Угадай­ка».  Обмен мнениями по  теме. Работа с  учебником. Запись в  тетрадь отдельных  терминов. Сообщения о членах  своей семьи.  Закрепляют знания о   профессиях  своих  родителей Учиться  высказывать  свою точку зрения по  теме, работать с  книгами  Самостоятельно  выполнять, выполнить  взаимопроверку.  Учиться подводить  итог по теме урока. 11 22.11.  Генеалогическое древо.  Рассказ учителя.  Приведение примеров.  Подготовительная  беседа с родителями,  сбор фото материалов. Познакомить  обучающихся с  историей своей  семьи. Научить составлять  генеалогическое  древо с помощью  учителя и родителей  в семье. Учиться высказывать  свое мнение, объяснять  смысл выражения  своими словами,  на  примерах оценивать  поступки людей.  Подведение итогов,  вывод.  Довести  до сознания  детей, что семья – это  самое дорогое, самое  близкое, что есть у  человека.  Сплоченность семьи –  это фундамент  благополучия. 26 заданий, поручений; Р­ осознанно действовать  на основе разных видов ин­ струкций для решения пра­ ктических и учебных задач К­ использовать разные  виды делового письма для  решения жизненно  значимых задач. П­ работать с несложной  по содержанию и  структуре информацией  (понимать изображение,  текст, устное  высказывание. Л­ начальное осознание  себя как ученика,  одноклассника, друга Р­  адекватно   оценивать свои поступки и поступки окружающих К­ выражать и  обосновывать свое мнение. П ­ наблюдать под  руководством взрослого за  предметами и явлениями  окружающей  действительности. Л ­ формирование  готовности к безопасному  и бережному поведению в  природе и обществе.  Устный  опрос Тематическ ий  контроль  умение  работать с  документа ми 12 29.11 Тема 4: «Дом, в котором я живу или хотел бы жить» Знакомство с   произведениями русского  деревянного зодчества. Познакомить с  произведениями  русского деревянного зодчества на примере  памятников  деревянной   архитектуры в  Подпорожском  районе. Сообщение новой темы. Рассказ учителя.  Работа с книгой и  картой района.  Запись в тетради  наиболее сложных  терминов.  Вывод. Подведение  итога урока. Познакомить  с  понятием «русское  деревянное зодчество». Учиться работать с  учебником, находить  наиболее важные слова  и выражения.  Совместно с учителем  сделать вывод по  изученной теме.       Р­осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности,   адекватно реагировать   на   внешний контроль   и   оценку, корректировать в соответ­ ствии   с   ней   свою деятельность П­  учителя поиск информации выполнения заданий. Л­ давать оценку заданной  ситуации. Обосновывать  собственное мнение. под   руководством осуществлять необходимой для учебных       13 06.12. Экскурсия по серебряному  кольцу Подпорожского района. Дети рассматривают  фасады и интерьеры  старых  церквей и  домов. Раскрывается  понятие «Мой дом –  моя крепость». Познакомить учащихся  с серебряным кольцом  Подпорожского района. Заполнить  схему по  изученному ранее  материалу.  27 К­ учиться вступать в  диалог и поддерживать его Р­ осознанно действовать  на основе разных видов ин­ струкций для решения пра­ ктических и учебных задач К­ использовать разные  виды делового письма для  решения жизненно  значимых задач Л ­ формирование  готовности к безопасному  и бережному поведению в   обществе П­ работать с несложной  Тематическ ий  (групповой ) контроль Контроль  умения  работать со схемами 14 13.12. Обобщающий урок по теме :  « Дом,  в котом я  живу» Проект ­ изготовление дома моей мечты с помощью  конструирования из бумаги, пластилина подручного  материала.  Развитие у учащихся  творчества, фантазии. сравнивают  современное жилье с  жилищем людей  прошлых времен Рассказ учителя. Игра. Творческая работа­ рисунок дома,  выполненного в  реалистическом или  сказочном  представлении  учеников. Закрепить  знание  понятия «проект».  Участвуют  в беседе по  изучаемой теме, учатся  высказывать свое  мнение. Закрепить  умение связно  высказываться устно. 15 20.12. Контрольная работа за 1   полугодие  2018 – 2019 учебного года  по разделу: : «Дом, в  котором я живу»  Видеофильм можно  использовать как  центральный момент  занятия, который  учитель дополняет  исторической  справкой и задает  вопросы по  содержанию.  Показать значение  города Подпорожья в  истории нашей  страны. Сообщение темы урока. Рассказ учителя. Запись основных понятий в  тетради..  Продолжить  формирование умений  работы с правовыми  документами; умение  анализировать, делать  выводы. Воспитывать  уважение к институту  семьи, семейным  отношениям, родному  городу. Обсудить  общечеловеческие  ценности. Узнать  нравственные основы  жизни человека.  Довести  до сознания  детей, что наш город  вносит свой вклад в  развитие нашей страны. по содержанию и  структуре информацией Р­ осознанно действовать  на основе разных видов ин­ струкций для решения пра­ ктических и учебных задач П­  под   руководством осуществлять учителя поиск необходимой информации  Р­  адекватно   оценивать свои поступки и поступки окружающих Л­Обосновывать собственное мнение Р­  адекватно   оценивать свои поступки и поступки окружающих П­  учителя поиск информации  Р­  адекватно   оценивать свои поступки и поступки окружающих Л­Обосновывать  собственное мнение под   руководством осуществлять необходимой         Контроль  умения  работать с  учебником, делать  совместные выводы Тематическ ий  контроль 16 28.12. Работа над ошибками  Контрольной  работы за 1   полугодие  2018 – 2019 учебного года  по разделу: «Дом, в  Выявить знания детей по пройденному  материалу. Сообщение темы урока. Рассказ учителя. Работа  с тестами,  работа в тетрадях. Довести  до сознания  детей, что наш город  вносит свой вклад в  развитие нашей страны. Р­  адекватно   оценивать свои поступки и поступки окружающих К­ выражать и  Итоговый  контроль 28 котором я живу» 3 четверть  (11 часов) 17 10.01. Тема 5: «Моя улица» Улицы города названные в  честь наших земляков. Познакомить  учащихся с названием улиц города, их  историей,  расположением  домов.  Экскурсия на Аллею  Героев Закрепить  знание  названий улиц города. 18 17.01. Мемориальные доски на  фасадах домов. Познакомить детей с  историческими  объектами,  мемориальными  досками. (заполнение таблицы на доске).  Сообщение темы  урока.  Запись в тетради.  Беседа о улицах нашего Закрепить  знание  названий улиц города.  Познакомить  с  понятием  «мемориальная доска».  Уточнить знания о  29 обосновывать свое мнение. П ­ наблюдать под  руководством взрослого за  предметами и явлениями  окружающей  действительности. Л ­ формирование  готовности к безопасному  и бережному поведению в   обществе.  Р­ осознанно действовать  на основе разных видов ин­ струкций для решения пра­ ктических и учебных задач К­ использовать разные  виды делового письма для  решения жизненно  значимых задач Л ­ формирование  готовности к безопасному  и бережному поведению в   обществе П­ работать с несложной  по содержанию и  структуре информацией Р­ Определять цель –  проблему. Выдвигать  версии. Л­ Самостоятельно  выявлять правовой  Контроль  умения  работать со схемами Итоговый  контроль людях    города.. просмотр  фотографий. Экскурсия. Вывод по изучаемой  теме. прецедент, давать оценку  заданной ситуации.  Обосновывать собственное мнение. К­ выражать и  обосновывать свое мнение. П­ Устанавливать  причинно­следственные  связи. 19 24.01. Игра – путешествие  « Любимый город» Учащиеся берут  любимую улицу,  находят о ней  материал и  представляют ее.  Сообщение темы урока.  Запись в тетради  наиболее значимых  понятий.  Закрепление и  уточнение полученных  знаний в форме  вопросов и ответов. Выяснить  роль нашего  города в хозяйстве  нашей страны. . 20 31.01. Описание   одной   из   улиц города     примере педагога) (на Дать общее  представление о  расположении улиц в  городе Подпорожье и  Вводная беседа.  Сообщение темы урока Что означает название  улицы. Показать на карте  Закрепить  умение  работать с картой.  Учиться работать с  учебником, находить  необходимый материал. 30      Р­ осознанно действовать  на основе разных видов ин­ струкций для решения пра­ ктических и учебных задач П­  под   руководством осуществлять учителя необходимой поиск информации для учебных выполнения с   помощью заданий   учебной литературы, словарей, Интернета Л­ Самостоятельно  давать оценку заданной ситуации.  Обосновывать собственное мнение.       К­ выражать и  обосновывать свое мнение. Р­осуществлять и самооценку в самоконтроль   адекватно деятельности, реагировать   на   внешний     Предварит ельный  контроль  (выявление ЗУН по  разделу) Устный  опрос на примере  рассказать об одной  из улиц. города, где находится  данная улица. Какие объекты на ней  находятся? Научатся кратко  записывать в тетрадь  наиболее важные  термины и понятия.  контроль   и   оценку, корректировать в соответ­ ствии   с   ней   свою деятельность. Л­ Самостоятельно  выявлять правовой  прецедент, давать оценку  заданной ситуации.  Обосновывать собственное мнение. К­ выражать и  обосновывать свое мнение. 21 07.02. «Моя   малая Тема   6:  Родина»     Просмотр    видео сюжета о родном городе. Просмотр видео  сюжета о родном  городе. Научить высказывать  свое мнение,  отстаивать свою точку  зрения Учиться делать  выводы, подводить  итог урока. Проверка д/з.  Тема урока.  Мнение детей по теме  (как понимают термин  «малая Родина»).  Рассказ учителя..  Запись в тетради  ­ поиск информации,  исследование; ­ переработка и  структурирование  информации; ­ работа с текстом,  смысловое чтение. 31   Тематическ ий  (индивидуа льный)  контроль   П­ Устанавливать  причинно­следственные  связи. Р­  осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности,   адекватно реагировать   на   внешний контроль   и   оценку, корректировать в соответ­ ствии   с   ней   свою деятельность П­  учителя поиск информации выполнения заданий К­ использовать разные  виды делового письма для  решения жизненно  значимых задач Л ­ формирование  готовности к безопасному  под   руководством осуществлять необходимой для учебных 22 14.02. Экскурсия к памятникам города. Беседа по ходу  экскурсии  Дать знания о  наиболее значимых  памятниках и  исторических местах  города Подпорожья. Научить  ориентироваться в  городе. Учиться высказывать  свое мнение,  отстаивать свою точку  зрения.. Делать  совместные выводы,  подводить итог урока. и бережному поведению в   обществе Р­ осознанно действовать  на основе разных видов ин­ струкций для решения пра­ ктических и учебных задач К­ использовать разные  виды делового письма для  решения жизненно  значимых задач. Л­ Самостоятельно  выявлять правовой  прецедент, давать оценку  заданной ситуации.  Обосновывать собственное мнение.  П­ Устанавливать  причинно­следственные  связи. 23 21.02.  Тема 7: «Природа нашего края» Роль растений в жизни  людей.  Викторина «Зеленый мир  вокруг нас». Показать детям  роль  растений в жизни  людей. Проверка д/з.  Тема урока. Мнение  детей по теме (как  понимают термин).  Рассказ учителя.  Запись в тетради.  Совместное подведение итога. Закрепить   свое  умение работать с  учебником, картой и   фотографиями.  Находить необходимый материал.  Учиться делать  выводы, совместно  подводить итог урока. 32     под   руководством осуществлять необходимой для учебных с   помощью литературы, Р­  адекватно   оценивать свои поступки и поступки окружающих П­  учителя поиск информации выполнения заданий   учебной словарей, Интернета Л­Самостоятельно выявлять правовой прецедент,   давать   оценку         Текущий  (групповой ) контроль Тематическ ий  (групповой ) контроль 24 28.02. Растения, занесенные в  Красную книгу. Сформировать  представление  учащихся о  Красной  книге и занесенных в  нее растениях. .  Тема урока. Мнение  детей по теме (как  понимают термин).  Закрепить знания  учащихся о растениях  Ленинградской области занесенных в Красную  книгу. Научатся работать со  схемой, высказывать  свое мнение по  изучаемому материалу,  связно отвечать на  вопросы. Использовать  имеющиеся знания с  опорой на личный опыт. Выполнять краткие  записи в тетрадях.   заданной ситуации. Обосновывать   собственное мнение. К­   обосновывать свое мнение выражать и         Р­  осуществлять и самооценку в самоконтроль деятельности,   адекватно реагировать   на   внешний контроль   и   оценку, корректировать в соответ­ ствии   с   ней   свою деятельность П­  учителя поиск информации выполнения заданий   учебной словарей, Интернета К­ использовать разные  виды делового письма для  решения жизненно  значимых задач. Л ­ давать оценку заданной ситуации.   Обосновывать собственное мнение. под   руководством осуществлять необходимой для учебных с   помощью литературы,         Индивидуа льный  (тематичес кий)  контроль 25 07.03. Животные поля и луга.  Растения леса. Дать  знания  о  редких видах  растительного и  животного мира  Ленинградской  Вводная беседа  (уточнение знаний  детей по теме).  Рассказ учителя по  теме. Работа с книгой. Уточнение непонятных  терминов и выражений.  Вспомнить, уточнить,  систематизировать свои знания по данной теме Узнать  новые термины  и выражения.   Совместно подводить  итог урока. Р­ осознанно действовать  на основе разных видов ин­ струкций для решения пра­ ктических и учебных задач. К­ использовать разные  виды делового письма для  Контроль  умения  заполнять  деловые  бумаги 33 области. Запись в тетради  наиболее важных  понятий. Просмотр  презентации и  обсуждение. Совместное подведение итога урока. Сбор гербария.  Создание  энциклопедией  животных нашего края.  решения жизненно  значимых задач. Л ­ давать оценку заданной ситуации.   Обосновывать собственное мнение.  П­  учителя поиск информации выполнения заданий   учебной словарей, Интернета под   руководством осуществлять необходимой для учебных с   помощью литературы,           26 14.03. Охраняемые места  Ленинградской области  (заповедники). Животные, вошедшие в  Красную книгу. Закрепить   свое  умение работать с  учебником, картой и   фотографиями.  Находить необходимый материал.  Познакомить с  заповедными   местами  природы  (природный парк  «Вепсский лес») Познакомить с  видовым составом  животных вошедших  в Красную книгу  нашего края. Птицы и животные леса, луга,  сада, водоема. Работа с картой района. Просмотр фильма и  обсуждение. Ответы на вопросы.  Вводная беседа  (уточнение знаний  детей по теме).  Рассказ учителя по  теме.  Работа с книгой. Уточнение непонятных  терминов и выражений. Зарисовывание в  тетрадь редких видов  животных. Р­ осознанно действовать  на основе разных видов ин­ струкций для решения пра­ ктических и учебных задач К­ использовать разные  виды делового письма для  решения жизненно  значимых задач. Л­ Самостоятельно  выявлять правовой  прецедент, давать оценку  заданной ситуации.  Обосновывать собственное мнение.  П­ Устанавливать  причинно­следственные  связи. Текущий  (групповой ) контроль 34 27 21.03 Обобщающий урок по  теме : «Природа нашего  края» Выявить знания детей по пройденному  материалу. Сообщение темы урока. Рассказ учителя. Работа  с тестами,  работа в тетрадях.         Р­  осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности,   адекватно реагировать   на   внешний контроль   и   оценку, корректировать в соответ­ ствии   с   ней   свою деятельность П­  учителя поиск информации выполнения заданий   учебной словарей, Интернета К­ использовать разные  виды делового письма для  решения жизненно  значимых задач. Л ­ давать оценку заданной ситуации.   Обосновывать собственное мнение. под   руководством осуществлять необходимой для учебных с   помощью литературы,       Итоговый  контроль 28 04.04. 4 четверть ( 6 часов) Повторение.  Отношение к  окружающей  природной среде;  труд людей в городе и селе. Дать общее  представлении е о  труде людей в городе  и селе. Составление  кроссвордов  по  данным темам. Вспомнить, уточнить,  систематизировать свои знания по данной теме Текущий  (групповой ) контроль Р­ осознанно действовать  на основе разных видов ин­ струкций для решения пра­ ктических и учебных задач К­ использовать разные  виды делового письма для  решения жизненно  значимых задач. 35 Л­ Самостоятельно  выявлять правовой  прецедент, давать оценку  заданной ситуации.  Обосновывать собственное мнение.  П­ Устанавливать  причинно­следственные  связи.         Р­  осуществлять и самооценку в самоконтроль деятельности,   адекватно реагировать   на   внешний контроль   и   оценку, корректировать в соответ­ ствии   с   ней   свою деятельность П­  учителя поиск информации выполнения заданий   учебной словарей, Интернета К­ использовать разные  виды делового письма для  решения жизненно  значимых задач. Л ­ давать оценку заданной ситуации.   Обосновывать собственное мнение. под   руководством осуществлять необходимой для учебных с   помощью литературы,       Индивидуа льный  (тематичес кий)  контроль 29 11.04. Тема 8:  Наш край в  годы Великой  Отечественной войны» Экскурсия в  Подпорожский  краеведческий музей. Познакомить с  событиями истории,  жизни и деятельности героев войны, живших и живущих .   Экскурсия в музей. Обсудить  общечеловеческие  ценности. Узнать  нравственные основы  жизни человека. 36 30 18.04. Ленинградская  область в 1941­1945  годах.  Блокадный  Ленинград. Герои земли  Подпорожской.  Памятные места. Дать знания о  событиях  происходящих в  Ленинградской  области в годы  Великой  Отечественной  войны. Закрепить  знания детей о  блокаде Ленинграда. Просмотр отрывков из  художественного  фильма «Блокада». Обсуждение. Обсудить  общечеловеческие  ценности. Узнать  нравственные основы  жизни человека. Р­ Определять цель –  проблему. Выдвигать  версии. Л­ Самостоятельно  выявлять правовой  прецедент, давать оценку  заданной ситуации.  Обосновывать собственное мнение. К­ выражать и  обосновывать свое мнение. П­ Устанавливать  причинно­следственные  связи. 31 25.04. Обобщающий урок по  разделам:  «Наш край в годы Великой  Отечественной войны»,  «Природа родного края». Учить быть  достойным  гражданином своей  Родины.  Любить, уважать,  ценить свою малую  Родину, жить в мире  и согласии. Просмотр видеоролика. Экскурсия на Аллею  Героев. Беседа. Обсудить  общечеловеческие  ценности. Узнать  нравственные основы  жизни человека. 37     Р­  осуществлять и самооценку в самоконтроль деятельности,   адекватно реагировать   на   внешний контроль   и   оценку, корректировать в соответ­ ствии   с   ней   свою деятельность П­  учителя поиск информации выполнения заданий   учебной словарей, Интернета К­ использовать разные  виды делового письма для  под   руководством осуществлять необходимой для учебных с   помощью литературы,           Итоговый  контроль Индивидуа льный  (тематичес кий)  контроль 32 16.05. Контрольная работа за 2018  ­2019 учебный год по  разделам: «Наш край в годы Великой  Отечественной войны»,  «Природа родного края». Выявить знания детей по пройденному  материалу. Сообщение темы урока. Рассказ учителя. Работа  с тестами,  работа в тетрадях. Вспомнить, уточнить,  систематизировать свои знания по данной теме. Обсудить  общечеловеческие  ценности.  33 23.05. Повторить  содержание курса   краеведения «Я  шагаю по родному  краю» Работа над ошибками  Контрольной  работы  за  2018 ­2019 учебный год по  разделам: «Наш край в годы  Великой  Отечественной  войны», «Природа  родного края». Написать рассуждение  на тему «Я шагаю по  родному краю» Что изучали на уроках  краеведения? Работа с  записями в тетрадях,  схемами, таблицами.  Разбор и уточнение  значения наиболее  сложных терминов.  Работа с картами.  Подведение итога.  Проверочная работа  (письменная) по  материалу, изученному  38 решения жизненно  значимых задач. Л ­ давать оценку заданной ситуации.   Обосновывать собственное мнение. Р­ осознанно действовать  на основе разных видов ин­ струкций для решения пра­ ктических и учебных задач К­ использовать разные  виды делового письма для  решения жизненно  значимых задач. Л­ Самостоятельно  выявлять правовой  прецедент, давать оценку  заданной ситуации.  Обосновывать собственное мнение.  П­ Устанавливать  причинно­следственные  связи. ­ адекватно оценивать свои поступки и поступки  окружающих, осознанно  действовать на основе  разных видов инструкций  для решения практических  и учебных задач Л­ проявление  эмоционального отношения к учебно­познавательной  деятельности. К­   развитие   навыков Итоговый  контроль Контрольн ый опрос  (индивидуа льные  письменны е ответы). за год. сотрудничества с учителем и   сверстниками   в   разных учебных ситуациях П­ Устанавливать  причинно­следственные  связи. Класс Дата Количество не проведенных уроков                                                 Причина Согласование с курирующим  завучем 8. Лист внесения изменений.   9.Приложения. 39 40

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по краеведению "Я шагаю по родному краю".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2018