Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
20.06.2017
Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса
Составлена на основе __адаптированной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. – 3-е издание, исправленное. Под редакцией к.п.н., профессора И.М.Бгажноковой. Программа включает психолого-педагогическую характеристику ученика, индивидуальный учебный план, пояснительную записку, распределение часов по предметам, календарно-тематическое планирование по предметам.программа индивидуального обучения ученика 1 класса
Адаптированная рабочая программа.docx
ГОУ«Петровск­Забайкальская  специальная (коррекционная) школа­интернат» Утверждаю Директор ГС(К) ОУ  «П_Забайкальская школа­ интернат для слепых и  слабовидящих детей» ________________________         ФИО Приказ № ____ Согласовано на МС школы Протокол № От «_»______________2015  г Руководитель МС _______________________ От «___»___________201 5г          ФИО Рассмотрено На МО учителей ________ ______________________ Протокол № От «___»___________2015 г Руководитель МО    ФИО  Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса Смолина Кирилла  Срок реализации  1год Составлена на основе __адаптированной  программе специальных (коррекционных) образовательных  учреждений   VIII     И.М.Бгажноковой.                                                                наименования программы   вида. 0­4 классы. – 3­е  издание, исправленное. Под редакцией к.п.н., профессора  Программу составил_____Шабанова Ольга Ивановна___________________                                                 ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу Стр. 3 5 13 20 Содержание Психолого­педагогическая характеристика Смолина Кирилла. Индивидуальный учебный план. Пояснительная записка. Распределение  часов по предметам. Русский язык. Пояснительная записка.  Календарно­тематическое планирование по предмету: русский язык  (чтение и письмо). Математика. Пояснительная  записка. Календарно­тематическое  планирование по предмету: математика. Окружающий мир. Пояснительная записка. Календарно­тематическое планирование по предмету: окружающий мир. Литература и средства обучения Психолого­педагогическая характеристика учащегося  ГС(К)ОУ  г.Петровска­Забайкальского Смолина Кирилла Алексеевича, 20.07.2008 г.р.     Мальчик 1­й год  находится на индивидуальном обучении (программа VIII вида)  по направлению  Центра психолого­педагогического и медико­социального сопровождения «Дар» Забайкальского  края. До этого посещал диагностическую группу детского сада при  ГС(К)ОУ г.Петровска­ Забайкальского. Диагноз по зрению: абсолютная (тотальная) слепота.                                                Познавательная деятельность.   Особенности развития восприятия: основным средством познания  выступают слух и осязание. Осязательное восприятие выполняет компенсаторную функцию, но при этом нуждается в  систематическом коррекционном воздействии. В процессе осязательного восприятия  выделяет  лишь  отдельные свойства предметов, не соединяя их в единый образ. Это приводит к замедлению процесса  формирования предметной осязательной перцепции. Слуховые ощущения – узнаёт людей по голосу  и предметы по шуму. Кинестезические и  вибрационные ощущения – самостоятельно не ориентируется в пространстве, но в  небольших и хорошо знакомых помещениях передвигаться может. Внимание – неполнота и фрагментарный характер образов восприятия сказывается на процессах  переключения внимания, влияет на объем и устойчивость. Повышенная утомляемость,  потеря  интереса к деятельности, требующей продолжительного сосредоточения. Пространственно­временная   ориентация:     устные   инструкции   воспринимает   частично, необходимы повторы, подкрепления. Ориентация в схеме собственного тела недостаточная: называет указанные   части   тела,   «право»   ­   «лево»   путает,   названий   пальцев   рук   не   знает.   По   словесной инструкции в окружающем пространстве ориентируется слабо, понимает только простые инструкции, требуется подкрепление.   Понимает значение только наиболее распространённых предлогов («на», «в», «под»), самостоятельно  предлоги в речи не употребляет. Представления о времени не соответствуют возрасту, временную  последовательность не определяет.  Память: недостаточная осмысленность запоминаемого материала,  лучше развита слуховая память,  быстро определяет источник звука,  сохранение в памяти учебного материала непродолжительно,  воспроизведение неточное, с искажениями с  меньшим объёмом. Развитие общей и мелкой моторики: моторная неловкость, координация движений недостаточна.  Мелкая  моторика  рук слабо развита, не узнаёт предметы по тактильному ощущению. Постоянно  присутствуют синхронные раскачивания головы и тела,  динамический  праксис –  не усваивает  программу действий, трудности переключения. Тактильные ощущения – развиты слабо. Речевое развитие: активность, самостоятельность речи не соответствуют возрасту; фонематический  слух, звукопроизношение, связность, грамматический строй речи, слоговая структура – нарушены,  словарь очень беден; Речь сохранная, но сужена сфера активного общения, познавательной  деятельности и подражания. Наблюдается вербализм, мальчик  использует в речи большой  лексический запас слов, не всегда зная их значения. Мышление: преобладает наглядно­действенное, наглядно­образное на низком уровне развития,  словесно­логическое мышление не развито. Общая осведомлённость и социально­бытовая ориентация  не соответствуют возрасту. Самостоятельную познавательную активность не проявляет, вопросы по теме урока не задаёт, за  разъяснением непонятного самостоятельно не обращается.   Школьный анализ.  Отмечаются низкая  познавательная активность, сниженная  работоспособность, быстрая  утомляемость, потеря интереса. Учебные навыки сформированы недостаточно, отношение к учебной  деятельности индифферентное, осознание учебной задачи отсутствует, требуется постоянная  стимуляция.     Восприимчивость к обучающей помощи слабая, на аналогичные задания знания не  переносит. Нуждается в постоянной поддержке, помощи со стороны учителя. Деятельность инертна,  осознанность, целенаправленность, самоконтроль и самокритичность отсутствуют,  внутренний план  действий не развит. Темп работы медленный. Деятельность репродуктивна, без проявлений  творчества. Реакция на неуспех спокойная.  Чтение. Изучение алфавита затруднено, по причине не развития тактильных ощущений, мелкой  моторики пальцев рук.  Не ощущает точечный шрифт Брайля. Заучивает наизусть короткие  стихотворения, пересказывает сказки. Письмо.  Не ориентируется в брайлевской  тетради, не может удерживать грифель в правильной  позиции. Не ощущает клетки тетради. Математика. Неосознанный механический счет в пределах 5 в прямом порядке, отсутствие  обратного счета;  Не может назвать количество предлагаемых предметов, счётных палочек,  соответственно отсчитать нужное количество. Трудности при выделении и группировке предметов по  качественному признаку: длинный ­ короткий,  узкий – широкий, отсутствие интереса к решению  познавательных задач. Не ощущает точечный шрифт Брайля.   Не ориентируется в брайлевской   тетради, не может удерживать грифель в правильной позиции. Соответственно письмо и чтение цифр  затруднено    Для усвоения изучаемого материала требуются многократные систематические повторения,  закрепление, т.к. сохранение непродолжительно.  Окружающий мир.   Присутствует фрагментарность, узость представлений об окружающем мире.                 Индивидуальный учебный план. Пояснительная записка.    Обучение проводится  по адаптированным программам специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида. 0­4 классы. – 3­е  издание, исправленное. Под редакцией  к.п.н., профессора И.М.Бгажноковой. Предмет Программа (автор) Кол­во занятий по программе Расхож дение в Проведено письменных Входя щий Итогов ая Запланир. Факти чески  часах контрольных проверочных контро ль успевае мость работ Русский язык  (письмо) Чтение  (обучение  грамоте) А.К.Аксёнова,  С.В.Комарова,  Э.В.Якубовска я.    А.К.Аксёнова, С.В.Комарова,  Э.В.Якубовска я.  Математика  М.Н.Перова,  Т.И.Бугаева,  И.Г.Старкова Н.Б.Матвеева Окружающий мир 66 66 99 33 Предмет  Русский язык (письмо) Чтение (обучение грамоте) Математика Окружающий мир Успеваемость по четвертям I IV III II Не усв Не усв Не усв Не усв Итоговая ­ Результаты индивидуального обучения Русский язык  Основные требования к ЗУН учащегося Результативность обучения 1­й уровень Должен уметь: ­ выполнять задания по словесной инструкции ­ различать звуки на слух и в собственном  произношении ­ читать по слогам слова, предложения и  короткие тексты ­ писать строчные и прописные буквы ­ списывать с печатного и рукописного текстов  прочитанные и разобранные слова и  предложения ­ писать на слух отдельные буквы, слоги и  слова, написание которых не расходится с  произношением (последние – после звуко­ слогового проговаривания) 2 ­ й уровень ­ выполнять по словесной инструкции учителя  действия, повторяющиеся каждый день ­ различать звуки на слух и в собственном  произношении, знать буквы ­ читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками ­ списывать с печатного текста отдельные слоги и слова. Основные требования к ЗУН учащегося Результативность обучения 1­й уровень ЧТЕНИЕ      Должны уметь: ­ выполнять задания по словесной инструкции ­ называть предметы и действия, соотносить их с  картинками ­ внятно выражать просьбы, употреблять  «вежливые» слова ­ соблюдать правила речевого этикета при  встрече и прощании ­ сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших  родственников ­ различать звуки на слух и в собственном  произношении ­ читать по слогам слова, предложения и  короткие тексты с изученными буквами ­ отвечать на вопросы по содержанию  прочитанного и по иллюстрациям к тексту 2­й уровень ­ выполнять по словесной инструкции учителя  действия, повторяющиеся каждый день ­ называть предметы и соотносить их с  картинками ­ употреблять «вежливые » слова при обращении  к другим людям ­ правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании ­ сообщать своё имя и фамилию, имена и  отчества учителей, воспитателей, имена  ближайших родственников ­ различать звуки на слух и в собственном  произношении, знать буквы ­ читать по слогам отдельные слова, соотносить  их с предметными картинками ­ слушать небольшую сказку, рассказ и с  помощью учителя отвечать на вопросы по  содержанию, опираясь на наглядные средства Математика Основные требования к ЗУН учащегося Усвоение представлений о временах года, днях  недели Усвоение представлений о числах 1­10 и о числе  0 Результативность обучения Количественный и порядковый счёт в пределах  10 Усвоение представлений о единицах стоимости:  рубль, копейка; о монетах: 1р., 2р., 5 р., 10 р. Усвоение представления о переместительном  свойстве сложения Усвоение представления о составе чисел 2­10 из  двух слагаемых Представление о геометрических формах: круге,  квадрате, треугольнике, прямоугольнике, точке,  прямой и кривой линиях, об отрезке; кубе, шаре,  брусе. 1­й уровень Уметь   сравнивать   по   цвету,   величине,   размеру, массе, форме 2—4 предмета Уметь   сравнивать   предметы   по   одному   и нескольким признакам. Уметь называть положение предметов на  плоскости и в пространстве относительно себя,  друг друга; Показывать на себе положение частей тела, рук и т. д. Уметь изменять количество предметов,  устанавливать взаимно­однозначное соответствие Уметь образовывать, читать и записывать числа 0, 1—10 Считать   в   прямом   и   обратном   порядке   по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах 10; Уметь оперировать количественными и  порядковыми числительными; Уметь заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.). Уметь сравнивать числа и предметные  совокупности, добавлять недостающие, убирать  лишние предметы; Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного и двух действий; Уметь пользоваться переместительным свойством сложения; Уметь пользоваться таблицей состава чисел  первого десятка из двух слагаемых; Уметь пользоваться таблицей сложения и  вычитания в пределах 10; Уметь заменять несколько монет по 1 р. (1 к.)  одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; разменивать  монеты достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.),  бумажную купюру 10 р. по 1 р. (1 к.) и другими  возможными способами (не более трёх монет); Уметь решать  простые текстовые  арифметические задачи  на нахождение  суммы и  разности (остатка), записывать решение в виде   арифметического примера; Уметь отображать точку на листе бумаги, на  классной доске; Уметь строить прямую линию с помощью  линейки, проводить  кривую линию; Уметь проводить прямую линию через одну и две  точки; Уметь обводить геометрические фигуры по  контуру, шаблону и трафарету; 2­й уровень Уметь различать 2 предмета по цвету, величине,  размеру, массе; Уметь сравнивать предметы по одному признаку; Уметь определять положение предметов на  плоскости; Уметь определять положение предметов в  пространстве относительно себя; Уметь образовывать, читать и записывать числа  первого десятка; Уметь считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10 (счёт по 2, по 5, по 3 не обязателен);   сравнивать   группы   предметов (называть и показывать лишние или недостающие не обязательно); Уметь   решать   примеры   в   одно   действие   на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала; Уметь пользоваться таблицей состава чисел (из  двух чисел), таблицей сложения и вычитания в  пределах 10; Уметь решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка),  записывать решение в виде арифметического  примера (с помощью учителя); Заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной   купюрой   10   р.;   разменивать   монеты достоинством   2   р.,   5   р.,   10   р.   (5   к.,   10   к.), бумажную купюру достоинством 10 р. по 1 р. (1 к.) (с помощью учителя). Строить   прямую   линию   с   помощью   линейки, проводить   кривую   линию   (не   обязательно проводить   прямую   линию   через   одну   и   две точки). Уметь обводить геометрические фигуры по  трафарету. Окружающий мир Результативность обучения Основные требования к ЗУН учащегося Усвоение представлений о мире живой и неживой природы Усвоение представлений о человеке, работе  органов его чувств Усвоение представлений о погоде и её явлениях Усвоение представлений о смене времён года 1­й уровень Должен уметь:  ­ правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки ­различать   3­4   комнатных   растения,   их   части, осуществлять уход за комнатными растениями   ­ различать наиболее распространённые овощи и фрукты;   объяснять,   где   они   растут,   как используются человеком ­   различать   диких   и   домашних   животных,   рыб, описывать их повадки, образ жизни ­ выполнять элементарные гигиенические правила ­ различать признаки времён года, объяснять  причину сезонных изменений в природе 2­й уровень ­ называть изученные объекты и явления ­ различать 2­3 вида комнатных растений,  называть части растений ­ ухаживать за комнатными растениями ­ различать наиболее распространённые овощи и  фрукты ­ различать изученных диких и домашних  животных, рыб ­ различать признаки времён года ­выполнять элементарные гигиенические  требования, правила приёма пищи ­ рассказывать о сезонных занятиях человека,  различать сезонную одежду      Учитывая   особенности   обучения   Смолина   Кирилла,   возникла   необходимость   в   создании адаптированной,   индивидуальной   программы,   где   будет   уделено   большее   количество   часов   на пропедевтический период, а при обучении грамоте, письму и математике – необходимо выделить часы,   непосредственно   готовящие   мальчика     к   освоению   чтения   и   письма   по   системе   Брайля: (правильному положению рук и пальцев при пользовании грифелем,   положению рук при чтении и письме по системе Брайля, посадке при письме)      Распределение часов по предметам Русский язык (письмо) – 2 часа Чтение (обучение грамоте) – 2 часа Математика – 3 часа Окружающий мир – 1 час Итого: 8 часов в неделю, 272 часа за год.  Учебные  программы составлены  на основе Базисного учебного плана (вариант II) для специальных  (коррекционных) учреждений VIII вида. Данный вариант предполагает в большей степени коррекцию социальной адаптации обучающихся  на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного  жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах, развитие всех  анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно­познавательном процессе и  повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение  умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; проявление социальной  активности. Учебный план для начальных классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта)  рассчитан на 5 лет обучения, так как начинается с пропедевтического этапа (О класс), который  необходим для детей, не прошедших организованного дошкольного обучения, а также для детей с  выраженным психическим недоразвитием. Вместе с тем пропедевтический период следует  рассматривать как подвижную структуру. Её основная задача заключается в изучении возможностей  детей к обучению, в проверке соответствия психолого­педагогического заключения уровню  интеллектуального развития конкретного ребёнка. Если ПМПК (психолого­медико­педагогическая  консультация) была допущена ошибка в диагностике, то это даёт школе право либо перевести ученика  в 1 класс (при хороших его показателях в учёбе) в течение года (четверти), либо вывести его из  состава учащихся школы для дополнительного обследования с сопутствующей характеристикой,  раскрывающей особенности психической деятельности ребёнка. Пропедевтический класс создаёт необходимые условия для: • подготовки основной группы учащихся к дальнейшему обучению по программам 1—4; • выявления их индивидуальных психофизических особенностей; • определения возможных программ психолого­педагогической поддержки глубоко отсталых  детей, для которых после пропедевтического этапа может быть скомплектован отдельный класс с программами воспитания и обучения, учитывающими индивидуальные  особенности каждого ребёнка. Последнее чрезвычайно важно, так как многие дети необоснованно выводятся из образовательных  учреждений как «необучаемые», тем самым искусственно создаётся преграда в оказании социальной  помощи как ребёнку, так и его семье. Однако при работе с глубоко отсталыми детьми следует опираться  не на принцип их обучаемости грамоте, счёту и другим предметам (их продвижение по этому пути  весьма затруднено), а на принцип развития у них коммуникативных и социальных навыков (речь, игра,  самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда и др.).      Особенностью учебного плана для учащихся 1—4 классов специального (коррекционного)  образовательного учреждения VIII вида является то, что учебные предметы решают в основном  общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Это определяет специфику обучения  детей с интеллектуальной недостаточностью, которая наиболее ярко выявляется в содержании,  выборе и применении различных средств и методов обучения, что требует от учителя не только  педагогического мастерства, но и профессиональной компетенции в области специальной  психологии и педагогики. Практика специальной школы свидетельствует о том, что учителя, недостаточно  ориентированные в проблемах коррекционной педагогики, переносят известные методические  приёмы массовой школы на процесс обучения умственно отсталых детей, пытаясь обучать их  логике и содержанию предмета в полном объёме, тем самым завышая уровень доступного для этих  детей образования, а главное, подменяя основную функцию специальной школы — коррекцию  развития личности ребёнка с нарушенным интеллектом дидактическими требованиями. Основными задачами начального обучения учащихся с психическим недоразвитием  являются: • формирование  основ  элементарных  знаний  в  таких образовательных областях,  как язык и речь, математика, живой мир; • пропедевтика трудового обучения средствами творческой детской деятельности в  соответствии с психофизическими и интеллектуальными возможностями учащегося; • реализация системных коррекционных мероприятий по   физическому   и                 психическому   оздоровлению   детей, устранение (преодоление) специфических  индивидуальных нарушений в развитии. Именно эти задачи являются приоритетными в представленном учебном плане для школы VIII вида. Обучение может начинаться и с 1 класса, так как для отдельных учащихся 0 класс не  обязателен. Согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном  учреждении, в 1—3 классы могут направляться дети (с согласия родителей и по рекомендации  ПМПК) из дошкольных учреждений, из 1—3 классов общеобразовательной школы, если выявлено  психическое недоразвитие (умственная отсталость). В соответствии с законом РФ «Об образовании» дети с нарушениями интеллекта имеют право на обучение в условиях общеобразовательной школы, но в этом случае возникает проблема в оказании  им коррекционной помощи, которая заключается не только в выборе содержания обучения, но и в  подготовке к трудовому обучению, в проведении системы коррекционных занятий (психоло­ гических, логопедических и др.) вне учебной деятельности.      Предлагаемый сборник программ окажет необходимую поддержку учителям не только  специальных, но и общеобразовательных учреждений, так как в нём обобщён многолетний опыт  исследователей в области изучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. В авторский  коллектив наряду с известными учёными вошли практические работники школ, сочетающие  собственный педагогический опыт с научным подходом к решению проблем современной школы.  Большинство из них являются авторами учебников, дидактических пособий для специальной  школы. В сборнике представлены принципиально новые программы по русскому языку и  развитию речи, математике, живому миру с основами природоведения, изобразительному  искусству, физкультуре, занимательному ручному труду, музыке. В данный сборник не вошли про­ граммы по ритмике, игре и игротерапии, так как они рассматриваются в школьном компоненте  учебного плана. Каждая из программ содержит подробную пояснительную записку, раскрывает разделы и  содержание того или иного предмета по годам обучения. В программах по общеобразовательным  предметам указаны разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: 1­й  ­базовый уровень, 2­й — минимально необходимый (или сниженный) уровень. Это даёт учителю  возможность дифференцированно подходить к обучению детей с нарушенным интеллектом. В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, учитель  вправе самостоятельно разработать индивидуальную программу обучения, которая утверждается  на Педагогическом совете школы. Следует помнить, что специальное (коррекционное) учреждение  VIII вида не даёт цензового образования, его основной задачей является всесторонняя  педагогическая поддержка ребёнка с умственной недостаточностью. Этот гуманный принцип  определяет структуру и содержание программ всех видов, а также организацию самого учебного  процесса. Его основной формой является урок. Правильная организация урока в специальной школе создаёт необходимые предпосылки для  эффективного обучения, поэтому на уроке важно не только обучать, но и осуществлять различные  коррекционные мероприятия по охране здоровья детей, по поддержанию их учебной трудо­ способности.  Основные рекомендации в этой части заключаются в следующем: • В 0—2 классах урок не должен превышать 35 мин; через 15—20 мин работы необходимо  провести динамическую паузу в течение 1—2 мин, учитывая профиль психофизического   развития детей. • С 3 класса и далее урок длится не более 40 мин; в ходе урока проводятся динамические    паузы. • Наибольшая   работоспособность  детей  достигается в первой половине урока,  тогда как  итоговые  10—15 мин отводятся на закрепление, повторение материала. Минимальное время   для  перемены ­ 10 мин,  после второго и четвёртого уроков перемена длится до 20 мин. • Чрезвычайно важна смена динамических поз учащихся на уроке, когда дети работают в  режиме «сидя­стоя» (за кафедрами). • На уроке следует строго соблюдать режим зрения. Для этого используются крупные шрифты, чёткая запись учителя на доске, сигнальные мелки, индивидуальные  раздаточные  материалы,   качественно  выполненные типографским способом, и др. • На доске и рядом с ней не должно быть ничего, чтоотвлекало бы внимание детей, поэтому таблицы, графики, картины и другие пособия предъявляются ученикам в ходе самого урока или  при подготовке домашнего задания. Не рекомендуется одновременно использовать более двух  видов наглядного материала, поскольку произвольное   внимание младших школьников ещё  недостаточно сформировано, а при умственной отсталости, к тому же, нарушены объём,  устойчивость, концентрация, распределяемость внимания. • Подготовку домашнего  задания  следует  начинать  с третьей четверти 2 класса, тогда же  ввести оценку. При этом общий объём домашних заданий по предмету не должен превышать 1/3  того материала, который ученик выполняет на уроке, а вся самоподготовка учащихся 2—4  классов не должна составлять более   1 ч. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы учащихся уже  сформированы элементарные навыки счёта, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится  привычной. До этого учитель должен стимулировать и поощрять работу детей независимо от  степени усвоения материала, т. е. направленное педагогическое руководство по «обучению учёбе» в 0—1 классах должно ко 2 классу преобразоваться в сотрудничество, в котором ученик уже может  самостоятельно предъявить простейшую систему знаний. Логика и содержание проверочных, контрольных, итоговых учебных мероприятий  складывается из разных типов заданий. Чем больше верно выполненных заданий от общего объёма  работы, тем выше показатель надёжности знаний у ребёнка, что даёт основание оценивать знания  как удовлетворительные, хорошие, очень хорошие (отличные). Наряду с критериями оценки знаний возникает вопрос и о том, какой объём реализуемых  знаний считать удовлетворительным. В массовой школе в качестве критерия успешности принято  считать показатель 70—75% от общего количества предложенных заданий с учётом назначения и  содержания работы, однако не поясняется, почему выбран именно этот показатель. Какой показатель наиболее соответствует адекватной оценке сформированных знаний у  детей с умственной отсталостью?  Здесь следует сослаться на многочисленные психолого­педагогические исследования, посвящённые  особенностям усвоения русского языка, математики и других предметов в специальной школе. Как  правило, по характеристике выполнения разнообразных заданий по тому или иному предмету авторы  исследований описывают 4 группы учащихся. Первую группу составляют дети (10—15%), которые в целом правильно решают  предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. Для второй группы (25—30%) характерен более замедленный темп усвоения учебного  материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных  условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены,  хотя с основными требованиями программы они справляются. Третья группа учащихся (35—40%) отличается пассивностью, инертностью психических  процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров,  при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по  упрощённой программе по всем предметам. К четвёртой группе относятся дети (10—15%), которые занимаются по индивидуальным  программам, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать  таких детей необходимо с целью их социальной поддержки. Соответственно названным группам, около 45% учащихся способны освоить базовый уровень  знаний (I), 35% ­минимально необходимый (сниженный) уровень (II), а 20% учащихся могут быть  оценены лишь по результатам достижений после обучения по индивидуальным программам. На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если дети верно  выполняют от 35 до 50% заданий, оценку «хорошо» ­­ от 50 до 65%, оценку «очень хорошо» ­­ свыше  65%. В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого  школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок  выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как  никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребёнку с интеллектуальным недоразвитием, именно поэтому  предложения носят рекомендательный  характер. Русский язык  Программа обучения Пояснительная записка 1. Пояснительная записка Рабочая  (адаптированная) учебная программа учебного предмета «Русский язык» составлена в  соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта  начального общего образования для слабовидящих обучающихся с лёгкой умственной отсталостью              ( интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3), планируемых результатов начального общего образования  для слабовидящих обучающихся с лёгкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)  (вариант 4.3), примерной программы по чтению и развитию речи  и на основе  программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида  «Русский язык»  (0­4 классы).   Авторы:   Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В.  под редакцией кандидата психологических наук,  профессора И.М.Бгажноковой.  Программа допущена Министерством  образования и науки  Российской Федерации, 3­е издание, исправленное;  Москва, изд­во «Просвещение»,2011 год.       Данная программа адаптирована для реализации для ученика 1 вспомогательного класса Смолина  Кирилла. Мальчик с ТМНР: умственная отсталость, тотальная слепота, речевые нарушения. У ребёнка  отмечается очень низкий уровень развития познавательных процессов, низкий уровень  готовности к школьному обучению. Кирилл  не ориентируются на своём рабочем месте, в тетради,  учебнике, имеет  бедный словарь, кругозор не соответствует возрасту. Затруднения так же вызывают  понимание простых инструкций учителя (требуются многократные повторы, подкрепления),  выполнение простых учебных действий. Для усвоения нового необходимо продолжительное время,  игры и упражнения, направленные на закрепление.   В связи с крайне низким уровнем развития  слепого обучающегося  в адаптированную программу внесены следующие изменения:  Обучение начинается с 1 класса;  Пролонгированный пропедевтический период  (6 недель);  Количество уроков чтения и русского языка  одинаково: чтение – 2ч.в неделю; русский  язык – 2 ч.в неделю.  Обучение грамоте продолжается  2 учебных года: I учебный год:  добукварный период (пропедевтика), I  и II этапы букварного периода;  II учебный год: II  и  III этапы букварного периода. Это позволит  усвоить грамоту, обучаясь в наиболее оптимальном для ребёнка темпе,  не вызывая  психологического напряжения, переутомления и стрессовых состояний.  2. Общая характеристика учебного предмета, курса Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно­речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают  специфику  обучения  их   русскому  языку.  Эта  специфика  отражается   не  только   в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения. Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции. Структурно   и   содержательно   программа   построена   с   учётом   особенностей   познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтап­ ность),   для   постоянного   повторения   пройденного   и   отработки   необходимых   умений.   Введение   в программу   пропедевтических   этапов   (добукварного   периода   —   перед   изучением   букваря, практических грамматических упражнений — перед изучением систематического курса грамматики в старших   классах)   обеспечивает   коррекцию   недостатков   речевого   опыта   учащихся,   в   том   числе исправление различных нарушений речи школьников. Цель программы обучения: ­  расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития; ­   подготовка   к   осознанному   овладению   грамматическим   и   орфографическим   материалом   в старших классах. Задачи программы обучения:  целенаправленное обучение учащихся устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи; совершенствование произносительной стороны речи;  формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;   формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;  уточнение, расширение и активизация словарного запаса. В программе по русскому языку для младших классов выделяются следующие разделы: • Пропедевтико­диагностический (0 класс) • Обучение грамоте и развитие речи (1(2) класс) • Практические   грамматические   упражнения,   правописание   и   развитие   речи   (2—4 классы). Каждый   из   разделов   программы   нацелен   на   решение   специальных  образовательных, коррекционных и воспитательных задач: • формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения; • развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой  задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении  предложения, связность устного высказывания; •.знакомство  детей со связной письменной речью как видом общения; • обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от  послогового к чтению целым словом); •обучение грамотному и аккуратному письму; •осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников. Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки сенсорной и двигательной сферы умственно отсталых детей значительно снижают их готовность к школьному обучению.  Приходится учитывать и тот факт, что за последние годы контингент учащихся школ VIII вида стал  сложнее из­за интеграции в этот вид учебного заведения детей с более выраженной формой умст­ венной отсталости. Всё это вызывает необходимость введения специального периода обучения —  п р о п е д е в т и к о ­   д и а г н о с т и ч е с к о г о ,  рассчитанного на один учебный год (0 класс) и  ориентированного на определение степени готовности каждого ученика к овладению первоначальны­ ми навыками чтения и письма, на выявление оптимальных путей коррекции недостатков общего и  речевого развития ребёнка. Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся каждого класса, в программе по  русскому языку предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников (в  зависимости от успешности овладения ими учебным материалом). Первый уровень — базовый —  предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй  уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его  содержательного потенциала. Отдельные ученики с более выраженными (или осложнёнными) интеллектуальными нарушениями  не имеют возможности освоить программный материал в рамках заявленных уровней. В таких  случаях педагогическим коллективом школы разрабатывается индивидуальная программа  обучения. Цель каждой индивидуальной программы — создать систему поэтапной педагогической  поддержки ребёнка в образовательном процессе. Пропедевтико­диагностический (О) класс Данный период обучения рассчитан на один учебный год, в течение которого реализуются  следующие направле    ния    работы: • преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, и решении бытовых задач; • развитие   умения   слушать   и   понимать   учителя,   выполнять   несложные   речевые   инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания; • коррекция   недостатков   сенсомоторной   сферы   младших   школьников   на   основе   различных упражнений,   направленных   на   развитие   слухового,   зрительного,   тактильного   восприятия, артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки; • уточнение   и   расширение   представлений   школьников   и   связи   с   различными   практическими действиями   на   уроке,   во   время   экскурсий,   наблюдений   за   различными   явлениями   в окружающей среде; • практическое овладение терминами «слово» и «предложение», формирование умения правильно оформлять   предложение,   состоящее   из   2—4   слов,   с   опорой   на   выполняемые   действия, картинки или проведённые ранее наблюдения; • знакомство с  6 звуками и обозначающими их буквами печатного шрифта, формирование умения слышать звуки и выделять их в начале слова. Знакомство учащихся только с печатным шрифтом при изучении букв объясняется сложностью параллельного усвоения и дифференциации  буквенных знаков, обозначающих одну и ту же фонему (Аа, Аа), а также трудностями, которые возникают у детей при переводе графического образа буквы с   печатного   на   рукописный   шрифт.   Подготовка   учащихся   к   письму   осуществляется   в   процессе выполнения различных но характеру упражнений: • раскрашивание геометрических фигур; • рисование несложных орнаментов; • обведение контуров рисунков, аналогичных буквенным знакам; • написание элементов букв и др. Знакомство со звуками и буквами, формирование первоначальных навыков послогового чтения в пропедевтико­   диагностическом   классе   проводится   в   том   случае,   если   учащиеся   не   испытывают трудностей в овладении терминами «слово», «предложение», «слог». В ином случае этот материал изучается в разделе «Обучение грамоте» начиная с 1 класса. Все упражнения в чтении и подготовке к письму реализуются в пределах одного урока русского языка. Это даёт возможность постоянно изменять виды деятельности детей, предлагая им устные и письменные задания. На таком интегрированном уроке должен быть широко представлен игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения. Не менее важно следить за сменой динамических поз детей, используя для этой цели физкультминутки. Создание необходимых гигиенических условий предупреждает утомление школьников, повышает их умственную и речевую активность.  Обучение грамоте и развитие речи Программа обучения в 1 классе рассчитана на тех детей, которые только начинают учиться, и на  тех, которые закончили пропедевтико­диагностический класс. Наметившаяся уже в пропедевтическом классе тенденция опережающего обучения чтению  сохраняется и в период обучения грамоте. Для тех, кто только начинает учиться, в 1 классе выделен добукварный (пропедевтический)  период, рассчитанный на первую учебную четверть, с решением примерно тех же задач, что и в  пропедевтико­диагностическом классе. В добукварный период первоклассники знакомятся с  печатными буквами и на уроках письма пишут печатным шрифтом. Обучение грамоте (букварный период) в школе VIII вида осуществляется на основе звукового  аналитико­синтетического метода. Материалом для обучения грамоте являются звуки  и буквы,  слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты. Порядок изучения звуков, букв и слого­  вых  структур иной, чем в массовой школе, так как учитывает особенности фонематического  восприятия и мыслительной деятельности школьников данного контингента, уровень  сформированности их произносительных навыков. Наряду с аналитико­синтетическим методом в  условиях специальной школы VIII вида широко используется слоговый метод. Он является наиболее  доступным для данной категории детей, так как учитывает особенности их мыслительной  деятельности. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчётливое произношение,  дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в такой последовательности: восприятие её общей формы, узнавание элементов  буквы и их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Для лучшего  запоминания графического знака используются цветные буквы, буквы, вырезанные из наждачной или  бархатной бумаги, пластмассовые буквы, разборные буквы, различные игровые задания и т. д.  Важным моментом в этом процессе является постоянное соотнесение звука и буквы: собрал букву —  произнеси звук, обвёл пальчиком в воздухе контур буквы — произнеси звук, произнёс звук — покажи букву и т. д. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала  читаются звукоподражательные слова, состоящие из двух слогов (а­у, у­а), обратные слоги (ам,  ум), а затем прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при слитном их чтении. Далее читаются закрытые трехбуквенные слоги (шар), слоги с мягким согласным (рис, гусь) и наконец  слоги со стечением двух согласных в начале или конце слова (сто, стол, мост, птица) и т. д.  По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения, постепенно усложняется и  их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов, до слов, содержащих  три разных по структуре слога). В этот период идёт важная работа по накоплению, уточнению и  активизации словаря первоклассника, закладывается необходимая база для развёртывания устной  речи. Обучению слепого ребёнка чтению и письму  по системе Брайля Обучению слепого ребёнка чтению и письму  по системе Брайля предшествуют специальные  игры  и упражнения         На этом этапе надо проводить упражнения и игры, с использованием специальных приборов и  материалов. Это такие приборы как: прибор прямого чтения, прибор «Школьник», прибор  «Брайлевская колодка», брайлевские тетради, грифели, прибор «Брайлевское шеститочие»,  брайлевский алфавит, рельефно­графические картинки, прибор «Ориентир».        Положение рук при чтении и письме по системе Брайля имеет очень большое значение. Сидя за  столом, ребёнок не должен сутулиться, положение рук должно быть таким, которое бы напоминало  положение рук пианиста перед началом игры. Пальцы кистей рук должны быть полусогнуты и не  растопырены, подушечки пальцев должны касаться прибора, или книги.      Важно помнить о том, что все движения с ребёнком лучше отработать не торопясь,  последовательно, а затем соединять их в единое целое. Ребёнку необходимо быть успешным и не  ощущать переходов от одного этапа к другому.       Перед тем как приступить к обучению ребёнка умению накалывать точки грифелем, особое  внимание следует уделить правильному положению рук и пальцев при пользовании грифелем. При  накалывании точек грифель надо держать строго вертикально. Указательный палец должен лежать в  выемке на ручке грифеля. Большой и средний пальцы придерживают грифель с боков у шарика,  находящегося над гвоздём­иглой. Ребёнка необходимо познакомить со всеми приборами и  материалами, с которыми он будет работать. Это означает, что нужно посчитать, сколько строк имеет  прибор для письма по Брайлю, сколько клеток в строке. Ребёнок должен понять, как устроен прибор,  как нужно будет на нём писать, как закладывается в него бумага. Аналогично знакомят и с другими  приборами.      Перед накалыванием точек полезно проделать следующее: Выполнение упражнения на снятие напряжения рук; Перемещать грифель по дырочкам прибора «Брайлевская колодка» по столбцам сверху вниз и справа  налево; Продолжать выполнять то же упражнение на приборе «Брайлевское шеститочие»; Выполнять предыдущее упражнение на обычном письменном приборе Брайля.       После этой работы можно перейти к непосредственному накалыванию точек на письменном  приборе Брайля и на обычной письменной бумаге.       При письме всегда указательный палец левой руки должен находиться на стенке клетки,  противоположной той, вдоль которой осуществляется накалывание точки. Например, если нужно  накалывать первую точку, то указательный палец находится на стенке рядом с четвёртой точкой, а при накалывании четвёртой точки, переходит на стенку соседней клетки, которая находится рядом с  первой точкой. Указательный палец служит ориентиром для положения грифеля при его движении  сверху вниз. Ориентирование осуществляется путём прикосновения вертикальной части иглы грифеля  к указательному пальцу в соответствующих местах. Существует два варианта накалывания точек: 1. точки накалываются в клетке по часовой стрелке, т.е. сначала вдоль правого края клетки сверху  вниз накалываются 1­я, 2­я, 3­я точки, затем снизу вверх вдоль левого края клетки – 6­я, 5­я, 4­я  точки. 2. точки накалываются последовательно от первой до шестой, т.е. сначала сверху вниз – 1­я, 2­я, 3­я  точки, а затем также сверху вниз – 4­я, 5­я, 6­я точки.      Добиться от ребёнка усвоения расположения точек при письме можно, выполняя выше указанные  упражнения, сопровождая процесс накалывания точек соответствующим номером.      С целью подготовки ребёнка к накалыванию точек на приборе для письма, можно поупражнять его  в обкалывании грифелем маленьких предметов.      Это можно сделать на брайлевской бумаге на приборе «Школьник».            На приборе «Брайлевское шеститочие» можно предложить ребёнку задание на накалывание  шеститочия с пробелами и без пробелов (рисуем кирпичики, дорожки, коврики); задания на  накалывание (рисование) прямых линий или 1­й и 4­й, или 2­й и 5­й, или 3­й и 6­й точками шеститочия, т.е. изображаем прямые линии верхними, средними и нижними точками клеток одной строки прибора.        На стандартном Брайлевском письменном приборе сначала можно рисовать дорожки, или коврики по желанию. Можно рисовать «звёзды на небе» (точки как и где угодно), но с соблюдением правильной постановки рук. Затем можно перейти к письму отдельных (лёгких по комбинации) букв и слов с ними. Для усвоения расположения точек при чтении можно использовать следующие игры и упражнения.     На приборе «Ориентир» располагаем, справа и слева по три круглых магнита (цветы), каждому  цветку присваивается номер в соответствии с расположением точек при чтении: слева сверху вниз – 1,  2, 3, справа – 4, 5, 6. На магниты сажаем бабочек. На столе стоит домик­улей для бабочек. Бабочки по  очереди с названного (взрослым) номера цветка улетают домой в улей. Такое же игровое упражнение  можно провести с ребёнком, используя лист картона с наклеенными цветами с серединкой липучкой и  бабочками на липучках к ним.     Задания на приборе «Брайлевская колодка»     Посчитай клетки колодки (сначала пустые, а потом заполненные);     Разбери колодочку (сначала можно хаотично, затем учить и требовать, чтобы штифты вынимались  по порядку – слева направо и сверху вниз по столбцам);     Собери колодку (сначала хаотично, затем по порядку по столбцам слева направо сверху вниз);     Посчитай отверстия в каждой клетке колодочки. Сколько их?     Посчитай точки (штифты) в каждой клетке колодки. При счёте называй номер точки в соответствии с её положением в шеститочии;     Посмотри, как я расположила (вставила) штифты­точки в отверстия колодки и сделай также на  своей колодочке (работа по образцу).     «Какая точка сбежала?» педагог убирает одну из точек (штифт) из клетки. Ребёнок обследует  клетку и называет номер пустой ямки. Все эти задания надо обыгрывать. Штифты могут быть грибами, цветами, орехами и затем  обыгрываются различные ситуации.          На следующем этапе можно перейти к чтению букв и слов, написанных по системе Брайля.  Материал для чтения лучше готовить самому взрослому (писать по системе Брайля) на специальных  брайлевских блокнотах. Сначала лучше делать карточки со словами, написанными с пробелом  (пропуском клетки) после каждой буквы, затем с пробелом или дефисом после каждого слога, затем  уже переходить к упражнениям в чтении слов в стандартном написании. Прочтение букв и слов  должно быть обыграно с привлечением предметов, в названии которых есть звук, соответствующий  данной букве. Продолжительность букварного периода обучения грамоте варьируется учителем в зависимости от  совершенствования навыков чтения учащихся и может быть увеличена за счёт первой четверти 2  класса. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи Особым разделом в программе 2—4 классов являются практические грамматические  упражнения. Терминологически этот раздел программы был обозначен в 50­х годах прошлого  столетия М. Ф. Гнездиловым, автором первых книг по методике преподавания русского языка в  специальной (вспомогательной) школе. Им же были сформулированы основные цели данного раздела: восполнить пробелы дошкольного речевого развития учащихся с проблемами в обучении,  подготовить их к усвоению систематического курса практической грамматики в старших классах. Задачи данного раздела программы по русскому языку следующие: • • развитие у школьников познавательного интереса к языку, первоначальных языковых  обобщений; совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление  правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением,  уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие  связной устной речи; обучение школьников применению изученных орфографических правил; • • формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях. Введение в программу раздела «Практические грамматические упражнения, правописание и  развитие речи» необходимо в связи с тем, что, в отличие от нормально развивающихся детей, у  дошкольников с нарушением интеллекта отсутствует внимание к слову как звуковому комплексу.  Однако без целенаправленного внимания к языковой материи невозможно изучение грамматики,  затруднено дальнейшее совершенствование речи. Вот почему слово, как и любая другая единица  языка, становится предметом направленного изучения. Учащиеся должны понимать, из чего  складываются слова, как они изменяются при встрече друг с другом, как можно их сгруппировать.  Всё это познается в процессе выполнения практических упражнений. В результате выполнения серии  упражнений дети получают также сведения о звуках речи, о проверке сомнительной гласной и  согласной сильной позицией этих звуков и др. Эти выводы (правила) учащиеся не заучивают, а  применяют и закрепляют на конкретном материале. Содержание предмета Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь». Звуки и буквы. Уже в 1 классе начинается работа по различению звуков и букв: гласные и  согласные, звонкие и глухие. Во 2 классе эта работа продолжается: дети учатся различать мягкие и  твёрдые согласные. В практических упражнениях учащиеся наблюдают за соответствием и не­ соответствием звука и буквы в слове. Так же как в 1 классе, звуко­буквенный или буквенный анализ  является основой формирования фонетически правильного письма. Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов:  названия предметов, действий и признаков, родственные слова. Цель таких упражнений: обогащать  словарь учащихся данными разрядами слов в контексте определённых тем (школьные  принадлежности, инструменты, профессии, цвет, форма, материал; действия, обозначающие  движение, трудовые процессы, чувства человека и т. д.); научить употреблять в речи слова в  различных формах в зависимости от их связи с другими словами, составлять словосочетания и  предложения. Большое значение в работе по обогащению и активизации словаря имеет работа по  словообразованию. Важно, чтобы учащиеся осмысливали богатство родного языка не только путём  накопления отдельных слов, но и через словообразование внутри гнёзд родственных слов.  Первоначально школьники подбирают слова­«родственники» по образцу, заданию учителя, вопросам,  например: комната — комнатный, свет — светлый — светить и т. д. Словообразо­ вательные упражнения подводят учащихся к пониманию основного принципа русской орфографии — единообразное написание значимых частей слова. В конце данного раздела приводится примерный перечень слов, написание которых надо  запомнить. Предложение.  Эта тема  занимает в программе особое  место, поскольку предложение является  минимальной единицей коммуникативного уровня. К младших  классах в процессе выполнения практических упражнений учащиеся знакомятся с  некоторыми признаками предложения: законченность мысли, связь слов в предложении, порядок  слов. На этом этапе выполняются разнообразные упражнения в распространении и составлении  предложений на основе действий, по картинкам, вопросу, графическому изображению, проводится  работа с деформированным предложением. Знакомясь с порядком слов в предложении, школьники  узнают и о вариативности этого порядка: Дятел стучал по дереву. По дереву стучал дятел.  В этой теме даются также знания об интонационном разнообразии предложений и их пунктуационном оформлении. Письмо и чистописание. Внимание к чёткому и аккуратному письму должно иметь место на  каждом уроке. Трудности формирования графических навыков у детей с нарушением интеллекта  часто бывают связаны с недостаточным развитием мелкой моторики руки. На минутке чистописания  закрепляется правильное написание строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление графических ошибок при списывании с рукописного и печатного текстов. Связная письменная речь. Своеобразие интеллектуального дефекта ограничивает возможности  данной категории школьников в овладении навыками самостоятельных устных и письменных  высказываний. Но как бы ни была бедна речевая практика учащихся на любом из возрастных этапов,  они должны освоить элементарные приёмы связной речи, являющейся составной частью общения. Та­ кая работа возможна при чёткой систематизации речевых упражнений, как устных, так и письменных, на основе практического знакомства с некоторыми закономерностями построения текста. Виды  упражнений в связном высказывании оговариваются в программе в конце каждого учебного года,  однако работа над ними ведётся в течение всего года, повторяясь неоднократно. 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане   Русский язык  как учебная дисциплина  является одним из ведущих общеобразовательных  предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. На изучение  данного предмета  в 1 классе отводится 66 часов в год, 2 часа в неделю.   4. Ценностные ориентиры Ценностными ориентирами начального общего образования слабовидящих обучающихся с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступают:  • формирование любви к стране, городу на основе:  ­ чувства гордости за свою страну, сопричастности с обществом;  ­осознания «Образа Я» как члена социальной группы (семьи, класса, школы);  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: ­  проявления доброжелательности к окружающим;  ­ уважения к окружающим ; ­ умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать  решения с учётом позиций всех участников деятельности;  ­ адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных  задач;  ­ опоры на опыт взаимодействий в системе координат "слепой­ нормально видящий", "слепой­слепой". • развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов  нравственности и гуманизма:  ­ понимания и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления  следовать им;  ­ ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;  ­ личностного самоопределения в учебной, социально­бытовой деятельности; ­ восприятия «образа  Я» как субъекта учебной деятельности;  ­ внутренней позиции к самостоятельности и активности;  ­ развития эстетических чувств;  • развитие умения учиться на основе:  ­ понимания значения учения;  ­ восприятия образа «Я» как субъекта учебной деятельности;  ­ развития мотивов учебной деятельности;  ­ формирования элементарных умений учиться и способности к организации своей деятельности;  ­ адекватного использования компенсаторных способов для решения различных учебно­ познавательных задач;  ­ адекватного взаимодействия с партнерами в системе координат: «слепой­нормально видящий",  "слепой­слепой"; умения адекватно запросить и принять помощь;  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:  ­ формирования эмоционально­положительного отношения к себе и к окружающим;  ­ развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям;  ­ формирования готовности к преодолению трудностей;  ­ формирования умения избегать ситуаций, представляющих угрозу жизни, здоровью, безопасности  личности;    ­ формирования способности уважать окружающих и результаты труда других людей. Личностные базовые учебные действия:  ­ принятие социальной роли обучающегося;  ­ личностное самоопределение (Я­ученик, Я­учусь, мне интересно/не интересно, умею/не умею и др.)  слабовидящего с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей;  ­  понимание слабовидящим обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями) значения собственного учения;  ­ ориентация в оценках учителей, сверстников, родителей, понимание причин успеха/неуспеха в  учебной деятельности;  ­ ориентация на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего  ученика»;  ­ формирование элементарных представлений о картине мира; ­ ориентация в социальном окружении, понимание своего места в нем; учебно­познавательный интерес к учебному материалу; ­  формирование чувства любви к своей стране, городу (краю);  ­ ориентация на самостоятельность, активность, на двигательную и социально­бытовую  независимость; ­  здоровьесберегающее поведение;  ­ ориентация на оценку собственных поступков с точки зрения соответствия общепризнанным  нормам;  ­ доступная творческая самореализация.  Регулятивные базовые учебные действия: ­  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще  недостаточно изучено (основы целеполагания); ­  умение придерживаться заданной последовательности учебно­ практических и познавательных  действий (основы практического планирования);  ­ умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы  прогнозирования);  ­ умение выполнять доступные операции для осуществления контроля (пошагового и итогового) за  учебным действием;  ­ умение вносить в ранее освоенное действие необходимые коррективы для достижения искомого  результата;   ­ способы решения познавательных, практических задач;  ­ адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат учебной  деятельности, правильность выполнения действий, их цепочки;  ­ адекватное использование в учебно­познавательной деятельности сенсорных способностей и  перцептивных умений; ­  умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и  достижения результата учебной деятельности;  ­ активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов  деятельности;  ­ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию по преодолению  препятствий.  Познавательные базовые учебные действия:  ­ умение выделять и формулировать доступную для осмысления и практической реализации  познавательную цель;  ­ актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний;  ­ построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  ­ выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий;  ­ алгоритмизация практического действия;  ­ смысловое чтение, умение слушать учебные тексты;  Особую группу общеучебных базовых действий составляют:  знаково­символические действия (доступное моделирование в решении учебных задач и др.);  мыслительные действия и операции: сравнение, анализ, группировка объектов познания,  осуществляемых на наглядно­образной основе;   ­ освоение и использование элементарных общих понятий, обеспечивающих учебно­ познавательную  деятельность;  ­ установление на наглядно­образной основе доступных причинно­ следственных связей.  Коммуникативные базовые учебные действия: ­  умение слушать и вступать в диалог;  ­ участвовать в коллективном обсуждении проблем;  ­ умение оценивать процесс и результат взаимодействия;  ­ умение задавать вопросы для ориентации в совместной с другими деятельности;  ­ умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слепой­нормально видящий»,  «слепой­слепой»; ­ умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение  правильной монологической и диалогической речью;  ­ умение адекватно воспринимать, понимать и продуцировать вербальные и невербальные средства  общения.и уважать окружающих и результаты труда других людей.  Предметные базовые учебные действия:  принятие и сохранение учебной задачи;  организация действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;  знаково­символические действия — замещения (например, звука буквой);  алгоритмизация учебно­ практических действий;  высказывание в устной и письменной форме;  использование в учебно­познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных  умений;  рефлексия на основе вербальной информации извне, способов и условий взаимодействия, контроль и  оценка результатов взаимодействия;  адекватные возрасту и индивидуальным возможностям формы и функции речи, включая  компенсаторную функцию;  восприятие «образа Я» как субъекта учебной деятельности. 5. Планируемые результаты освоения учебного предмета Освоение АООП НОО, созданной на основе Стандарта слабовидящих обучающихся, обеспечивает  достижение слепыми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двух  видов результатов: личностных и предметных.  Личностные результаты отражают:  ­ овладение социальной ролью обучающегося, ­  сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;         ­ развитие любви к своей стране и городу;  ­ развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;  ­ владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия; развитие эстетических  чувств;  ­ формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, интереса к предметно­ практической деятельности и трудовым действиям. Предметные результаты  С учетом особых образовательных потребностей слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной,  тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) предметные результаты должны  отражать: Язык и речевая практика. Русский язык:  1) овладение умением ориентироваться в приборе Л. Брайля;  2) проявление интереса к чтению тактильных книг и книг, напечатанных рельефно­точечным шрифтом Л.  Брайля;  3) формирование умения отвечать на вопросы по рельефным изображениям; овладение грамотой, простейшими речевыми формами и правилами их применения;  4) овладение основами письма с использованием рельефно­точечного шрифта Л. Брайля;  5) использование знаний в области русского языка при решении практических задач.   Содержательная линия «Система языка» Слепой  обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  овладевает определенной системой знаний, умений, навыков.  Фонетика и графика:   умением различать звуки и буквы;   умением характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные  твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,  парные/непарные звонкие и глухие;     знанием последовательности букв в русском алфавите, умением правильно называть буквы,  пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;   умением делить слово на слоги;   знаниями грамоты, основными речевыми формами и правилами их применения;   правильным звукопроизношением; умением проводить слого ­ звуковой, звуко ­ буквенный  разбор слова.  Орфоэпия:   первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка  (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилами речевого этикета;   умением использования освоенных речевых форм в устной и письменной речи в процессе  коммуникации;   умением соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи.  Состав слова (морфемика):   умением различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.  Морфология:   умением дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу (название  предметов; действий и признаков);   умением различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);   умением применять дидактический материал ко всем видам грамматического разбора;   пользоваться дидактическим материалом при разборе предложений.  Синтаксис:   умением различать предложение, словосочетание, слово;     умением составлять предложения из слов, восстанавливать нарушенный порядок слов;   умением выделять из текста предложения на заданную тему;   умением устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в  словосочетании и предложении;   умением классифицировать предложения по цели высказывания, находить  повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;   умением определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; умением  находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.  Содержательная линия «Орфография и пунктуация» слепой обучающийся с легкой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает:   навыком применять правила правописания (в объёме содержания предмета);   умением списывать с учебника или карточки текст объёмом 30­35 слов;   умением писать под диктовку тексты объёмом 30­35 слов в соответствии с изученными  орфограммами;

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения ученика 1 класса

Адаптированная рабочая программа  индивидуального обучения ученика 1 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017