Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
математика
3 кл
29.10.2018
Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР
В пояснительной записке к программе указана нормативно-правовая база, цели реализации программы. Дана общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР. В программе перечислены особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Общая характеристика курса, содержание, учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение изложены по предмету математика. В конце программы дан пример характеристики на учащегося с ЗПР.
Программа ОВЗ матем.doc
Адаптированная рабочая программа  обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) по математике  ______________________ Ученика 3 класса ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка. 1.1.Нормативно­правовая база…………………………………………………………………………………………………….4 1.1. Цель реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования………….5      2.Глава 1. 2.1  Общая психолого­педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР………………………………………………….6 2.2  Особые образовательные  потребности  обучающихся  с ЗПР……………………………………………………….........7 2.3. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной образовательной программы  начального общего образования………………………………………………………………………………………………….8 2.4. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения  адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования……………………………11 2.5. Направление и содержание программы коррекционной работы………………………………………………………….14       3. Адаптированная программа по математике. 3 класс. 3.1. Общая характеристика курса………………………………………………………………………………………………..19 3.2. Содержание курса…………………………………………………………………………………………………………….23 3.3. Учебно­тематический план…………………………………………………………………………………………………..25 3.4.Материально­техническое обеспечение……………………………………………………………………………………..25      4. Характеристика …………………………………………………………………………………………………………27 2 1. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно­правовая база. Рабочая программа по учебному предмету составлена на основе: 1. Примерной   программы   по   предметам:   математика,   русский   язык,   литературное   чтение,   Окружающий   мир,   технология,   ИЗО (Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011);  2. Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования   обучающихся   с   ОВЗ   (утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России №1598 от 19.12.2014 г.) 3. Приложение №5 к  Федеральному государственному   образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014 г. (вариант 5.2.) 4. Проекта   «Примерной  адаптированной   основной   общеобразовательной программы  начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»   от  30.03.2015 г. 5. Базисного годового учебного плана  начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 5.2.), I отделение. 6. Учебного плана  образовательного учреждения на ………учебный год 7. Постановления   Главного   государственного   санитарного   врача  Российской   Федерации   №189   от   29.12.2010   «Об   утверждении обучения  условиям   и   требования   к   организации   Сан.Пин2.4.2.2821­10   «Санитарно—эпидемиологические в общеобразовательных учреждениях» 8. Методическое   письмо   Министерства   просвещения   РСФСР   «О   единых   требованиях   к   устной   и   письменной   речи   учащихся вспомогательных школ» №241­м от 13.08.1981 г. 9. Письмо Министерства просвещения РСФСР «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I – VIII (IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике» №263­м от 14.10.1983 г. 3 10. Санпин 2.4.2.3286­15 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ от 10.07.2015г 11. Положение о порядке организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МОБУ СОШ ….. . 12. Заключение № ….ТПМПК от ……… 1.2. Цель реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Адаптированная   программа   на   ступени   начального   общего   образования   сформирована   для   контингента   детей   с   задержкой психического развития,  обучающихся в учреждении.  Цель программы:  обеспечить   системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении  основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации. Задачи программы: ­ своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития; ­ определять особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития; ­определять   особенности   организации   образовательного   процесса   для   рассматриваемой   категории   детей   в   соответствии   с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; ­ создать условия,  способствующие  освоению  детьми с  задержкой  психического  развития  основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении; ­   осуществлять   индивидуально   ориентированную   психолого­медико­педагогическую   помощь   детям   с   задержкой   психического развития   с   учётом   особенностей   психического   и   (или)   физического   развития,   индивидуальных   возможностей   детей   (в   соответствии   с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии); ­ обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; ­   оказывать   консультативную   и   методическую   помощь   родителям   (законным   представителям)   детей   с   задержкой   психического развития по медицинским, социальным и другим вопросам. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: 4 — Соблюдение   интересов   ребёнка.   Принцип   определяет   позицию   специалиста,   который   призван   решать   проблему   ребёнка   с максимальной пользой и в интересах ребёнка. — Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития   и   коррекции   нарушений   детей   с   задержкой   психического   развития,   а   также   всесторонний   многоуровневый   подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. — Непрерывность.   Принцип   гарантирует   ребёнку   и   его   родителям   (законным   представителям)   непрерывность   помощи   до   полного решения проблемы или определения подхода к её решению. — Вариативность. Принцип предполагает  создание вариативных условий  для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. —Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей   (законных   представителей)   детей   с   задержкой   психического   развития   выбирать   формы   получения   детьми   образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с задержкой психического развития в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе. 2. Глава 1. психического развития. 2.1. Общая психолого­педагогическая  характеристика  обучающихся  с задержкой           Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в  психологическом  развитии, подтвержденные психолого­медико­педагогической  комиссией  и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы,   конституциональные   факторы,   хронические   соматические   заболевания,   неблагоприятные   условия   воспитания,   психическая   и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от   состояний,   приближающихся   к   уровню   возрастной   нормы,   до   состояний,   требующих   отграничения   от   умственной   отсталости.     Все обучающиеся     с   ЗПР   испытывают   в   той   или   иной   степени   выраженные   затруднения   в   усвоении   учебных   программ,   обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),   нарушениями   в   организации   деятельности   и/или   поведения.   Общими   для   всех     обучающихся     с   ЗПР   являются   в   разной   степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо  неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у  обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.  5 Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как   правило,   биологического   по   своей   природе)   нарушения,   но   и   от   качества   предшествующего   обучения   и   воспитания   (раннего   и дошкольного).   Диапазон   различий   в   развитии     обучающихся     с   ЗПР   достаточно   велик     –     от   практически   нормально   развивающихся, испытывающих   временные   и   относительно   легко   устранимые   трудности,   до     обучающихся     с   выраженными   и   сложными   по   структуре нарушениями когнитивной и аффективно­поведенческой сфер личности. От  обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться   совместно   со   здоровыми   сверстниками,   до     обучающихся,   нуждающихся   при   получении   начального     общего   образования   в систематической и комплексной (психолого­медико­педагогической) коррекционной помощи.  Различие структуры нарушения психического развития  у   обучающихся    с   ЗПР определяет  необходимость  многообразия  специальной  поддержки в получении  образования и  самих образовательных маршрутов,   соответствующих возможностям и потребностям обучающихся   с ЗПР   и направленных   на   преодоление существующих   ограничений   в   получении   образования,   вызванных   тяжестью   нарушения   психического   развития   и   неспособностью обучающегося  к освоению образования, сопоставимого  по срокам с образованием здоровых сверстников.  Разграничения вариантов ЗПР  и рекомендации варианта образовательной программы определяется  ПМПК. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования   адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы,  отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях  (замедленный темп либо неравномерное   становление   познавательной   деятельности).   Отмечаются   нарушения   внимания,   памяти,   восприятия   и   др.   познавательных процессов,  умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие  усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.            Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная,   но   часто   избирательная   и   неустойчивая,   зависящая   от   уровня   сложности   и   субъективной   привлекательности   вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.   2.2.  Особые  образовательные  потребности  обучающихся  с задержкой психического развития. Особые   образовательные   потребности   различаются   у     обучающихся   с   ОВЗ     разных   категорий,   поскольку   задаются   спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса   и   находят своё   отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим   современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся  позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические.   К общим потребностям относятся:   ­ выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;  ­ обязательность непрерывности коррекционно­развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и  в процессе индивидуальной работы;  ­ раннее получение специальной помощи средствами образования;    6 ­ психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;   ­ психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;  ­ постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы  образовательной организации.  Для обучающихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную  основную образовательную программу начального общего образования, характерны следующие специфические образовательные потребности:  ­ наглядно­действенный характер содержания образования;  ­ упрощение системы учебно­познавательных задач, решаемых в процессе образования;  ­ специальное обучение «переносу» сформированных знаний  и  умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;  ­ необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;  ­ обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной  нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;  ­ использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;  ­ стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;  ­ специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной  деятельности и поведения;  ­ специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной  деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;  ­ специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;  ­ специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях  максимально расширенных социальных контактов. с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы начального 2.3. Планируемые результаты освоения обучающимися  общего образования Самым  общим  результатом освоения   АООП  НОО   обучающихся  с  ЗПР должно  стать  полноценное  начальное   общее  образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. 7 Результаты   освоения   программы   коррекционной   работы   отражают   сформированность   социальных   (жизненных)   компетенций, необходимых для решения практико­ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:  развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в   умении   написать   при   необходимости   SMS­сообщение,   правильно   выбрать   адресата   (близкого   человека),   корректно   и   точно сформулировать возникшую проблему. овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:  в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких­то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.  в расширении знаний правил коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);  в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; 8 в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств.  в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно­временной организации, проявляющаяся: вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.  способность   к  осмыслению  социального   окружения,  своего  места   в  нем,  принятие  соответствующих   возрасту   ценностей  и социальных ролей, проявляющаяся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, 9 отстраниться   от   нежелательного   контакта,   выразить   свои   чувства,   отказ,   недовольство,   благодарность,   сочувствие,   намерение,   просьбу, опасение и другие. в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать: способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; способность   использовать   речевые   возможности   на   уроках   при   ответах   и   в   других   ситуациях   общения,  умение   передавать   свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; способность к наблюдательности, умение замечать новое; овладение эффективными способами учебно­познавательной и предметно­практической деятельности; стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно­практической деятельности; умение   ставить   и   удерживать   цель   деятельности;   планировать   действия;   определять   и   сохранять   способ   действий;   использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты; сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. 2.4. Система оценки достижения обучающимися  с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы  начального общего образования Основными   направлениями   и   целями   оценочной   деятельности   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС   НОО   обучающихся   с   ОВЗ являются   оценка   образовательных   достижений   обучающихся   и   оценка   результатов   деятельности   образовательных   организаций   и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. 10 Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к   оценке   результатов   образования,   позволяющий   вести   оценку   достижения   обучающимися   всех   трех   групп   результатов   образования: личностных, метапредметных и предметных. Оценка   результатов   освоения   обучающимися   с   ЗПР   АООП   НОО   (кроме   программы   коррекционной   работы)   осуществляется   в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Оценивать  достижения   обучающимся   с   ЗПР   планируемых   результатов  необходимо   при   завершении   каждого   уровня   образования, поскольку  у  обучающегося   с  ЗПР  может  быть   индивидуальный  темп  освоения  содержания  образования   и  стандартизация  планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. Обучающиеся  с ЗПР имеют право на прохождение  текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации  освоения АООП НОО в иных формах. Специальные   условия  проведения  текущей,   промежуточной  и  итоговой  (по   итогам   освоения   АООП   НОО)  аттестации обучающихся с ЗПР включают:  особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;  привычную   обстановку   в   классе   (присутствие   своего   учителя,   наличие   привычных   для   обучающихся   мнестических   опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:   1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2)   упрощение   многозвеньевой   инструкции   посредством   деления   ее   на   короткие   смысловые   единицы,   задающие   поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение  к письменной  инструкции  к заданию, при  необходимости,  она дополнительно  прочитывается  педагогом  вслух  в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;  при   необходимости   адаптирование   текста   задания   с   учетом   особых   образовательных   потребностей   и   индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);  при необходимости предоставление  дифференцированной помощи: стимулирующей  (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей   (привлечение   внимания,   концентрирование   на   выполнении   работы,   напоминание   о   необходимости   самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); 11   увеличение времени на выполнение заданий;   возможность   организации   короткого   перерыва   (10­15   мин)   при   нарастании   в   поведении   ребенка   проявлений   утомления, истощения;   недопустимыми   являются   негативные   реакции   со   стороны   педагога,   создание   ситуаций,   приводящих   к   эмоциональному травмированию ребенка. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.  Оценка достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения  программы коррекционной работы Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.  При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.  Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся  с ЗПР, самым  тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает   наличие   положительной   динамики   обучающихся   в   интегративных   показателях,   отражающих   успешность   достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.  Оценка   результатов   освоения   обучающимися   с   ЗПР   программы   коррекционной   работы   может   осуществляться   с   помощью мониторинговых   процедур.   Мониторинг,   обладая   такими   характеристиками,   как   непрерывность,   диагностичность,   научность, информативность,   наличие   обратной   связи,   позволяет   осуществить   не   только   оценку   достижений   планируемых   результатов   освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В 12 целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику. Стартовая   диагностика   позволяет   наряду   с   выявлением   индивидуальных   особых   образовательных   потребностей   и   возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния  нарушений развития на учебно­познавательную деятельность и повседневную жизнь. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс­диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс­диагностики   выступают   в   качестве   ориентировочной   основы   для   определения   дальнейшей   стратегии:   продолжения   реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.  Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. Организационно­содержательные   характеристики   стартовой,   текущей   и   финишной   диагностики   разрабатывает   образовательная организация   с   учетом   типологических   и   индивидуальных   особенностей   обучающихся,   их   индивидуальных   особых   образовательных потребностей. Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы   используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа экспертов объединяет всех участников образовательного процесса ­ тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни ­ в школе и дома. Для   полноты   оценки   достижений   планируемых   результатов   освоения   обучающимися   программы   коррекционной   работы,   следует учитывать   мнение   родителей   (законных   представителей),   поскольку   наличие   положительной   динамики   обучающихся   по   интегративным показателям,   свидетельствующей   об   ослаблении   (отсутствии   ослабления)   степени   влияния   нарушений   развития   на   жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно­познавательной деятельности, но и повседневной жизни.  В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае   согласия   родителей   (законных   представителей)   необходимо   направить   на   расширенное   психолого­медико­педагогическое 13 обследование   для   получения   необходимой   информации,   позволяющей   внести   коррективы   в   организацию   и   содержание   программы коррекционной работы.  Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. 2.5. Направление и содержание программы коррекционной работы Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление   особых   образовательных   потребностей   обучающихся   с   ЗПР,   обусловленных   недостатками   в   их   физическом   и   (или) психическом развитии; создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; осуществление индивидуально­ориентированного психолого­медико­педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО и их интеграции в образовательном учреждении; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях; оказание   родителям   (законным   представителям)   обучающихся   с   ЗПР   консультативной   и   методической   помощи   по   медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Целью   программы   коррекционной   работы   является   создание   системы   комплексного  психолого­медико­педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. Задачи программы: ­ определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; ­ повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс; ­ своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно­воспитательном процессе; 14 ­ создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико­синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации   педагогических,   психологических   и   медицинских   средств   воздействия   в   процессе   комплексной   психолого­медико­ педагогической коррекции; ­ оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам. Программа коррекционной работы должна содержать: перечень,   содержание   и   план   реализации   коррекционных   занятий,   обеспечивающих   удовлетворение   особых   образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и освоение ими АООП НОО;  систему комплексного психолого­медико­педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего: психолого­медико­педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей; мониторинг динамики развития обучающихся и их успешности в освоении АООП НОО; корректировку коррекционных мероприятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников Организации и других организаций, специализирующихся в области социально­психолого­ педагогической  поддержки  семьи   и  других  социальных  институтов,  который  должен  обеспечиваться  в  единстве  урочной,  внеурочной  и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы. Коррекционная работа представляет собой систему психолого­педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в физическом и/или психическом развитии обучающихся с ЗПР.   Принципы коррекционной работы: Принцип  приоритетности интересов  обучающегося  определяет отношение работников организации, которые призваны  оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип СИСТЕМНОСТИ ­ обеспечивает единство всех элементов коррекционно­воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.  Принцип  НЕПРЕРЫВНОСТИ   ОБЕСПЕЧИВАЕТ   ПРОВЕДЕНИЕ   КОРРЕКЦИОННОЙ   РАБОТЫ   НА   ВСЕМ   ПРОТЯЖЕНИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ В ИХ ЛИЧНОСТИ. Принцип  ВАРИАТИВНОСТИ  предполагает   создание   вариативных   программ   коррекционной   работы   с   обучающимся   с   учетом   их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.  15 Принцип  комплексности  коррекционного   воздействия   предполагает   необходимость  всестороннего   изучения   обучающихся   и предоставления   квалифицированной   помощи   специалистов   разного   профиля   с   учетом  их   особых   образовательных   потребностей   и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы. Принцип  единства   психолого­педагогических   и   медицинских   средств,   обеспечивающий   взаимодействие   специалистов   психолого­ педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно­воспитательной работы. Принцип  сотрудничества   с   семьей  основан   на   признании   семьи   как   важного   участника   коррекционной   работы,   оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР осуществляется в ходе всего учебно­образовательного процесса: ― через   содержание   и   организацию   образовательного   процесса   (индивидуальный   и   дифференцированный   подход,   несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении); ― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия, занятия ритмикой); ― в рамках психологического и социально­педагогического сопровождения обучающихся. Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие   эмоционально­личностной   сферы   и   коррекция   ее   недостатков;   развитие   познавательной   деятельности   и   целенаправленное формирование   высших   психических   функций;   формирование   произвольной   регуляции   деятельности   и   поведения;   коррекция   нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание: 1. Диагностическая работа  обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО.   Проведение диагностической работы предполагает осуществление: 1) психолого­педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей: ― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; ― развития эмоционально­волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; ― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося; 2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО; 3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий. 16 2.  Коррекционно­развивающая работа  обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.  КОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ: ― составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами); ― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся; ― организация   внеурочной   деятельности,   направленной   на   развитие   познавательных   интересов   учащихся,   их   общее   социально­ личностное развитие; ― разработка   оптимальных   для   развития   обучающихся   с   ЗПР   групповых   и   индивидуальных   коррекционных   программ   (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями; ― организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся; ― развитие эмоционально­волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения; ― социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. 3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении  АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ: ― психолого­педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся; ― консультативную   помощь   семье   в   вопросах   решения   конкретных   вопросов   воспитания   и   оказания   возможной   помощи обучающимуся в освоении общеобразовательной программы. 1. Информационно­просветительская   работа  предполагает   осуществление   разъяснительной   деятельности   в   отношении педагогов  и   родителей  по  вопросам,   связанным   с  особенностями  осуществления  процесса  обучения  и  воспитания  обучающихся  с  ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др. ИНФОРМАЦИОННО­ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ:  ― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально­типологических особенностей различных категорий обучающихся; ― оформление информационных стендов, печатных и других материалов; ― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической  компетентности; 17 ― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого­психологической компетентности. Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. При   возникновении   трудностей   в   освоении   обучающимся   с   ЗПР  содержания   АООП  НОО   педагоги,   осуществляющие   психолого­ педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких   затруднений   в   обучении,   взаимодействии   с   учителями   и   обучающимися   школы   (класса)   обучающийся   с   ЗПР   направляется   на комплексное психолого­медико­педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению. Психолого­педагогическое   сопровождение  обучающихся   с   ЗПР   осуществляют   специалисты:   учитель­дефектолог,   логопед, специальный   психолог   или   педагог­психолог,   имеющий   соответствующую   профильную   подготовку,   социальный   педагог,   педагог дополнительного образования. Предпочтительно наличие специалиста в штате Организации. При необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять специалист, работающий в иной организации (Центре психолого­педагогической коррекции и реабилитации, ПМПК и др.). Основными   механизмами   реализации   программы   коррекционной   работы   являются   оптимально   выстроенное   взаимодействие специалистов Организации, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее   профессиональное   взаимодействие   Организации   с   внешними   ресурсами   (организациями   различных   ведомств,   другими институтами общества). Взаимодействие специалистов Организации предусматривает: многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ЗПР; комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ЗПР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня психического развития; разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ЗПР. Социальное партнерство предусматривает: сотрудничество   с   образовательными   организациями   и   другими   ведомствами   по   вопросам   преемственности   обучения,   развития, социализации, здоровьесбережения обучающихся с ЗПР; сотрудничество со средствами массовой информации; сотрудничество с родительской общественностью. Программа   коррекционной   работы   должна   содержать:   цель,   задачи,  программы   коррекционных   курсов,   систему   комплексного психолого­медико­педагогического   обследования   обучающихся,   основные   направления   (диагностическое,   коррекционно­развивающее, 18 консультативное,   информационно­просветительское),   описание   специальных   условий   обучения   и   воспитания   обучающихся   с   ЗПР, планируемые результаты освоения программы коррекционной работы, механизмы реализации программы.   Программа   определяет   ряд   задач,   решение   которых   направлено   на   достижение   основных   целей   начального   математического 3.Адаптированная программа по математике. 3 класс 3.1. Общая характеристика курса образования: — формирование   элементов   самостоятельной   интеллектуальной   деятельности   на   основе   овладения   несложными   математическими методами познания окружающего мира (умения  устанавливать,  описывать,  моделировать  и объяснять количественные и пространственные отношения);  — развитие основ логического, знаково­символического и алгоритмического мышления;  — развитие пространственного воображения; — развитие математической речи; —   формирование   системы   начальных   математических   знаний   и   умений   их   применять   для   решения   учебно­познавательных   и практических задач; — формирование умения вести поиск информации и работать с ней; — формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; — развитие познавательных способностей; — воспитание стремления к расширению математических знаний; — формирование критичности мышления; — развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение   названных   задач   обеспечит   осознание   младшими   школьниками   универсальности   математических   способов   познания   мира, усвоение начальных математических знаний,  связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.  Содержание  обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Арифметическим  ядром  программы  является  учебный  материал,   который,  с  одной стороны,  представляет   основы  математической науки,  а с другой — содержание,  отобранное и проверенное  многолетней  педагогической  практикой, подтвердившей  необходимость  его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. 19 Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия   с   целыми   неотрицательными   числами   в   пределах   миллиона;   узнают,   как   связаны   между   собой   компоненты   и   результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия;   усвоят   связи   между   сложением   и   вычитанием,   умножением   и   делением;  освоят   различные  приёмы  проверки   выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.  Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых   обобщений,   способствует   более   глубокому  осознанию   взаимосвязей   между   компонентами   и  результатом  арифметических действий,   расширяет   основу   для   восприятия   функциональной   зависимости   между   величинами,   обеспечивает   готовность   выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики. Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия   для   сопоставления,   сравнения,   противопоставления   задач,   сходных   в   том   или   ином   отношении,   а   также   для   рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений:  осознанно читать и  анализировать содержание задачи (что известно   и   что   неизвестно,   что   можно   узнать   по   данному   условию   и   что   нужно   знать   для   ответа   на   вопрос   задачи);   моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно­нравственному   развитию   и   воспитанию:   формирует   чувство   гордости   за   свою   Родину,   уважительное   отношение   к   семейным 20 ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.  При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.  Программа   включает   рассмотрение   пространственных   отношений   между   объектами,   ознакомление   с   различными   геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка,   чертёжный   угольник,   циркуль).   В   содержание   включено   знакомство   с   простейшими   геометрическими   телами:   шаром,   кубом, пирамидой.  Изучение   геометрического   содержания   создаёт   условия   для   развития   пространственного   воображения   детей   и   закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Предметное содержание  программы направлено на последовательное  формирование  и отработку универсальных  учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.  Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные   величины,   геометрические   фигуры   и   т.   д.),   выделять   их   существенные   признаки   и   свойства,   проводить   на   этой   основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения   и   взаимосвязи   между   величинами,   формулировать   выводы,   делать   обобщения,   переносить   освоенные   способы   действий   в изменённые условия. Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные   зависимости   величин,   взаимное   расположение   объектов   в   пространстве   и   др.),   их   обобщение   и   распространение   на расширенную   область   приложений   выступают   как   средство   познания   закономерностей,   происходящих   в   природе   и   в   обществе.   Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Изучение   математики   способствует   развитию   алгоритмического   мышления   младших   школьников.   Программа   предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать 21 реальность  предполагаемого  результата.  Развитие алгоритмического  мышления  послужит  базой  для успешного овладения  компьютерной грамотностью. В   процессе   освоения   программного   материала   младшие   школьники   знакомятся   с   языком   математики,   осваивают   некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать   вопросы   по   ходу   выполнения   заданий,   обосновывать   правильность   выполненных   действий,   характеризовать   результаты   своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета. Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать   результат   являются   основой   для   формирования   умений   рассуждать,   обосновывать   свою   точку   зрения,   аргументировано подтверждать   или   опровергать   истинность   высказанного   предположения.   Освоение   математического   содержания   создаёт   условия   для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.  Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия   и   действия   отдельных   учеников   (пар,   групп)   в   большой   степени   способствует   содержание,   связанное   с   поиском   и   сбором информации.  Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин. Математические величинах, геометрических   фигурах   лежат   в   основе   формирования   общей   картины   мира   и   познания   законов   его   развития.   Именно   эти   знания   и представления   необходимы   для   целостного  восприятия   объектов   и   явлений   природы,   многочисленных   памятников   культуры,   сокровищ искусства.  представления и   числах,   о       знания   Обучение   младших   школьников   математике   на   основе   данной   программы   способствует   развитию   и   совершенствованию   основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи   математическими   способами,   но   и   описывать   на   языке   математики   выполненные   действия   и   их   результаты,   планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает   развитие   творческих   способностей,   формирует   интерес   к   математическим   знаниям   и   потребность   в   их   расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Содержание   курса   имеет   концентрическое   строение,   отражающее   последовательное   расширение   области   чисел.   Такая   структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. Структура   содержания   определяет   такую   последовательность   изучения   учебного   материала,   которая   обеспечивает   не   только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, 22 осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.  3.3 Содержание курса Числа и величины Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).  Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения.   Таблица   умножения.   Взаимосвязь   арифметических   действий   (сложения   и   вычитания,   сложения   и   умножения,   умножения   и деления).   Нахождение   неизвестного   компонента   арифметического   действия.   Деление   с   остатком.   Свойства   сложения,   вычитания   и умножения:   переместительное   и   сочетательное   свойства   сложения   и   умножения,   распределительное   свойство   умножения   относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).  Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙  b,  c  :  d  (d  ≠  0),   вычисление   их   значений   при   заданных   значениях   входящих   в   них   букв.   Использование   буквенных   выражений   при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий). Работа с текстовыми задачами Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие  отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости,  характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при 23 изготовлении  предметов (расход на один предмет, количество  предметов, общий  расход) и др. Задачи на определение  начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Решение задач разными способами. Представление   текста   задачи   в   виде   рисунка,   схематического   рисунка,   схематического   чертежа,   краткой   записи,   в   таблице,   на диаграмме. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).  Распознавание   и   изображение   геометрических   фигур:   точка,   линия   (прямая,   кривая),   отрезок,   луч,   угол,   ломаная;   многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Свойства сторон прямоугольника.  Виды   треугольников   по   углам:   прямоугольный,   тупоугольный,   остроугольный.   Виды   треугольников   по   соотношению   длин   сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).  Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).  Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.  Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).  Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный   метр,   квадратный   километр).   Точное   и   приближённое   (с   помощью   палетки)   измерение   площади   геометрической   фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата). Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. 24 Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.). 3.4 Учебно­тематический план      Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета  «Математика»  в 3 классе начального  общего образования отводится не менее 136 ч (4 часа в неделю) 1 2 3 4 Четверть Темы разделов рабочей программы Сложение и вычитание (10 часов) Умножение и деление (12 часов) Числа и фигуры (12 часов) Математические законы (19 часов) Числа и величины (9 часов) Значение выражений (7 часов) Складываем с переходом через разряд (8 часов) Математика на клетчатой бумаге (8 часов) Вычитаем числа (9 часов) Умножаем на однозначное число (8 часов) Делим на однозначное число (15 часов) Делим на части (7 часов) Повторение (12 часов) ИТОГО Количество часов 34 ч. 28 ч. 40 ч. 34 ч. 136 3.5. Материально­техническое обеспечение  25 1. Список учебно­методической литературы   М. И. Башмаков, М.Г. Нефёдова Математика 3 класс, учебник в 2 ч. – М., АСТ, Астрель.  М. И. Башмаков, М.Г. Нефёдова Математика 3 класс, рабочие тетради №1, 2, ­ М., АСТ, Астрель.2012г.  М. И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. Обучение в 3 классе по учебнику  «Математика». Методическое пособие. ­ М., АСТ, Астрель, 2016г  Н.В. Лободина. Технологические карты уроков по учебнику  «Математика. 3 класс» М.И.Башмакова, М.Г.Нефедовой «Планета знаний», ­ Издательство «Учитель», 2015.  М.Г.Нефедова. Математика. Контрольные и диагностические работы. 3 класс. – М.: Астрель.  Л.Ю.Плахотник . Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс УМК «Планета знаний» ­ ООО «Планета», 2014г. 2. Дополнительная литература.  М.И.Кузнецова. Тренировочные примеры по математике. Задания для повторения и закрепления. –М.: Издательство «Экзамен», 2016г.  А.О.Евдокимова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова «Диагностика сформированности метапредметных результатов обучения. 3 класс», ­ М., АСТ, Астрель, 2015г. 3. Интернет­ресурсы.  Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http     Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://  nachalka      .  info   /  about  Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www   .  festival    Образовательный портал «Uchoba.com».­ Режим доступа: www.uroki.ru  Учебно­методический портал. – Режим доступа: http   ://   uchmet  .  ru    ­  collection    ://   school  /193  .1 september.ru  /  edu   /  ru    Информационно­коммуникативные средства. 4.  Электронный учебник  Мультимедийные презентации по математике  Занимательные задания по предмету (презентации)  Музыкальные физминутки (презентация)  Веселая зарядка (презентация с муз.сопровождением)  Наглядные пособия. 5.  Таблица «Цифры»  Демонстрационные таблицы по отдельным темам «Единицы времени», «Единицы длины», «Единицы массы», «Геометрические фигуры», «Таблица  Пифагора», «Таблица умножения», «Периметр прямоугольника», «Площадь прямоугольника», «Скорость, время, расстояние»;  линейка демонстрационная, угольник демонстрационный, циркуль демонстрационный;   наборы линеек и угольников для учащихся; 26 6. Технические средства обучения.  DVD­плеер (видеомагнитофон)  Телевизор  Компьютер  Демонстрационный экран  Магнитная доска  Медиапроектор  DVD­проектор  Сканер, ксерокс, принтер 7. Учебно­практическое оборудование.  Аудиторная доска с магнитной поверхностью   Набор линеек   Ящики для хранения таблиц  Сигнальные карточки (для каждого учащегося)  Математические веры для устного счета 8. Специализированная учебная мебель.  Компьютерный стол 27 …………, ученика 3 . класса МОБУ « СОШ № ….. » г…….., …….. г.р.      4. Характеристика          …………  проживает по адресу ул. ………. В школу …….  пошел с 8 лет, обучается по традиционной программе «Планета знаний», до  поступления посещал детский сад.  В семье …………… – единственный ребенок. Мама ……………. воспитывает сына одна, при этом уделяет достаточно много времени воспитанию сына: регулярно интересуется его учебой, посещает родительские собрания, поддерживает связь с учителем. Физическое   развитие   ………..   соответствует   его   возрасту.   На   уроках   физической   культуры   старается   выполнять   все   упражнения. Трудности вызывают задания на координацию движений: повороты вправо­влево и т.д. Дисциплину   на   уроках   ……….   соблюдает,   на   занятиях   активен,   с   программным   материалом   справляется,   но   умения   и   навыки вырабатываются   медленно,   закрепляются   плохо.   Для   этого   необходима   дополнительная   индивидуальная   работа.   Так,   на   уроках   при проведении   письменных   проверочных   работ   ……..   не   успевает   уложиться   в   назначенный   промежуток   времени,   ему   необходимо дополнительное время для успешного выполнения заданий. В овладении знаниями и преодолении трудностей мальчик всегда проявляет самостоятельность. Но процессы восприятия у ………. в большинстве случаев протекают замедленно, требуются дополнительные усилия, время. Речь …………. достаточно развита, эмоциональна. На уроках литературного чтения любит читать вслух, пересказывать.  Знает много стихотворений   наизусть;   читает   тексты   полными   словами,   трудные   слова   по   слогам,   но   не   может   составлять   большие   предложения. ……..хорошо   понимает   обращенную   к   нему   речь,   темп   речи   немного   замедленный,   словарный   запас   соответствует   его   возрасту. Монологическая речь связная, выразительная. Мальчик  умеет поддержать тему разговора, отвечает на вопросы. Письменной речью владеет хорошо, пишет грамотно, но есть проблемы с почерком: буквы угловаты, недостаточно плавные соединения в словах или их нет вообще, нормы каллиграфии не соблюдаются. В тетрадях не всегда соблюдаются правила оформления письменных работ: отступ клеток, строк, письмо с красной строки и т.д. Особые затруднения у ……………. проявляются на уроках изобразительного искусства и технологии. Моторика  пальцев развита слабо, рисунки  выполняются  с трудом, небрежно, не соответствуют заданным размерам, рисунок красками у него не получается.   Работать с ножницами практически не умеет.  Внимание ….….. устойчивое. Переключаемость внимания затруднена. Мальчик  не сразу переходит от одного вида упражнения к другому, ему требуется для этого дополнительное время.  …………     организованный   ребенок.   Легко   подчиняется   требованиям   одноклассников.   К   ученикам   класса   относится   внимательно, дружелюбно, старается помочь. Авторитетом особым не пользуется, влиять на других не умеет. К работе относится добросовестно. В контакт вступает легко, общителен. 28 29

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по математике  обучающегося с ЗПР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018