Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
3 кл
29.10.2018
Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР
В пояснительной записке к программе указана нормативно-правовая база, цели реализации программы. Дана общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР. В программе перечислены особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Общая характеристика курса, содержание, учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение изложены по предмету окружающий мир. В конце программы дан пример характеристика на учащегося с ЗПР.
Программа ОВЗ окруж.doc
Адаптированная рабочая программа  начального общего образования  обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) ______________________ Ученика 3 класса ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка. 1.1.Нормативно­правовая база…………………………………………………………………………………………………….4 1.1. Цель реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования………….5      2.Глава 1. 2.1  Общая психолого­педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР………………………………………………….6 2.2  Особые образовательные  потребности  обучающихся  с ЗПР……………………………………………………….........7 2.3. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной образовательной программы  начального общего образования………………………………………………………………………………………………….8 2.4. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения  адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования……………………………11 2.5. Направление и содержание программы коррекционной работы………………………………………………………….14       3. Адаптированная программа по окружающему миру. 3 класс. 3.1.Общая характеристика курса……………………………………………………………………………………………….18 3.2. Содержание курса…………………………………………………………………………………………………………..26 3.3.Учебно­тематический план…………………………………………………………………………………………………23 3.4.Материально­техническое обеспечение……………………………………………………………………………………23       4. Характеристика …………………………………………………………………………………………………………25 2 1. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно­правовая база. Рабочая программа по учебному предмету составлена на основе: 1. Примерной   программы   по   предметам:   математика,   русский   язык,   литературное   чтение,   Окружающий   мир,   технология,   ИЗО (Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011);  2. Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования   обучающихся   с   ОВЗ   (утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России №1598 от 19.12.2014 г.) 3. Приложение №5 к  Федеральному государственному   образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014 г. (вариант 5.2.) 4. Проекта   «Примерной  адаптированной   основной   общеобразовательной программы  начального общего образования обучающихся с ЗПР»   от  30.03.2015 г. 5. Базисного годового учебного плана  начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 5.2.), I отделение. 6. Учебного плана  образовательного учреждения на 2016/2017учебный год 7. Постановления   Главного   государственного   санитарного   врача  Российской   Федерации   №189   от   29.12.2010   «Об   утверждении обучения  условиям   и   требования   к   организации   Сан.Пин2.4.2.2821­10   «Санитарно—эпидемиологические в общеобразовательных учреждениях» 8. Методическое   письмо   Министерства   просвещения   РСФСР   «О   единых   требованиях   к   устной   и   письменной   речи   учащихся вспомогательных школ» №241­м от 13.08.1981 г. 9. Письмо Министерства просвещения РСФСР «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I – VIII (IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике» №263­м от 14.10.1983 г. 10. Санпин 2.4.2.3286­15 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ от 10.07.2015г 3 11. Положение о порядке организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МОБУ СОШ ….. . 12. Заключение № ….ТПМПК от ……… 1.2. Цель реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Адаптированная   программа   на   ступени   начального   общего   образования   сформирована   для   контингента   детей   с   задержкой психического развития,  обучающихся в учреждении.  Цель программы:  обеспечить   системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении  основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации. Задачи программы: ­ своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития; ­ определять особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития; ­определять   особенности   организации   образовательного   процесса   для   рассматриваемой   категории   детей   в   соответствии   с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; ­ создать условия,  способствующие  освоению  детьми с  задержкой  психического  развития  основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении; ­   осуществлять   индивидуально   ориентированную   психолого­медико­педагогическую   помощь   детям   с   задержкой   психического развития   с   учётом   особенностей   психического   и   (или)   физического   развития,   индивидуальных   возможностей   детей   (в   соответствии   с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии); ­ обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; ­   оказывать   консультативную   и   методическую   помощь   родителям   (законным   представителям)   детей   с   задержкой   психического развития по медицинским, социальным и другим вопросам. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: — Соблюдение   интересов   ребёнка.   Принцип   определяет   позицию   специалиста,   который   призван   решать   проблему   ребёнка   с максимальной пользой и в интересах ребёнка. 4 — Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития   и   коррекции   нарушений   детей   с   задержкой   психического   развития,   а   также   всесторонний   многоуровневый   подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. — Непрерывность.   Принцип   гарантирует   ребёнку   и   его   родителям   (законным   представителям)   непрерывность   помощи   до   полного решения проблемы или определения подхода к её решению. — Вариативность. Принцип предполагает  создание вариативных условий  для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. —Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей   (законных   представителей)   детей   с   задержкой   психического   развития   выбирать   формы   получения   детьми   образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с задержкой психического развития в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе. 2.1. Общая психолого­педагогическая  характеристика  обучающихся  с задержкой 2. Глава 1. психического развития.           Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в  психологическом  развитии, подтвержденные психолого­медико­педагогической  комиссией  и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы,   конституциональные   факторы,   хронические   соматические   заболевания,   неблагоприятные   условия   воспитания,   психическая   и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от   состояний,   приближающихся   к   уровню   возрастной   нормы,   до   состояний,   требующих   отграничения   от   умственной   отсталости.     Все обучающиеся     с   ЗПР   испытывают   в   той   или   иной   степени   выраженные   затруднения   в   усвоении   учебных   программ,   обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),   нарушениями   в   организации   деятельности   и/или   поведения.   Общими   для   всех     обучающихся     с   ЗПР   являются   в   разной   степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо  неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у  обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.        Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как   правило,   биологического   по   своей   природе)   нарушения,   но   и   от   качества   предшествующего   обучения   и   воспитания   (раннего   и 5 дошкольного).   Диапазон   различий   в   развитии     обучающихся     с   ЗПР   достаточно   велик     –     от   практически   нормально   развивающихся, испытывающих   временные   и   относительно   легко   устранимые   трудности,   до     обучающихся     с   выраженными   и   сложными   по   структуре нарушениями когнитивной и аффективно­поведенческой сфер личности. От  обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться   совместно   со   здоровыми   сверстниками,   до     обучающихся,   нуждающихся   при   получении   начального     общего   образования   в систематической и комплексной (психолого­медико­педагогической) коррекционной помощи.  Различие структуры нарушения психического развития  у   обучающихся    с   ЗПР определяет  необходимость  многообразия  специальной  поддержки в получении  образования и  самих образовательных маршрутов,   соответствующих возможностям и потребностям обучающихся   с ЗПР   и направленных   на   преодоление существующих   ограничений   в   получении   образования,   вызванных   тяжестью   нарушения   психического   развития   и   неспособностью обучающегося  к освоению образования, сопоставимого  по срокам с образованием здоровых сверстников.  Разграничения вариантов ЗПР  и рекомендации варианта образовательной программы определяется  ПМПК. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования   адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы,  отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях  (замедленный темп либо неравномерное   становление   познавательной   деятельности).   Отмечаются   нарушения   внимания,   памяти,   восприятия   и   др.   познавательных процессов,  умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие  усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.            Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная,   но   часто   избирательная   и   неустойчивая,   зависящая   от   уровня   сложности   и   субъективной   привлекательности   вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.   2.2.  Особые  образовательные  потребности  обучающихся  с задержкой психического развития. Особые   образовательные   потребности   различаются   у     обучающихся   с   ОВЗ     разных   категорий,   поскольку   задаются   спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса   и   находят своё   отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим   современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся  позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические.   К общим потребностям относятся:   ­ выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;  ­ обязательность непрерывности коррекционно­развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и  в процессе индивидуальной работы;  ­ раннее получение специальной помощи средствами образования;    ­ психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;   ­ психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;  6 ­ постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы  образовательной организации.  Для обучающихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную  основную образовательную программу начального общего образования, характерны следующие специфические образовательные потребности:  ­ наглядно­действенный характер содержания образования;  ­ упрощение системы учебно­познавательных задач, решаемых в процессе образования;  ­ специальное обучение «переносу» сформированных знаний  и  умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;  ­ необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;  ­ обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной  нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;  ­ использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;  ­ стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;  ­ специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной  деятельности и поведения;  ­ специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной  деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;  ­ специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;  ­ специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях  максимально расширенных социальных контактов. с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы начального 2.3. Планируемые результаты освоения обучающимися  общего образования Самым  общим  результатом освоения   АООП  НОО   обучающихся  с  ЗПР должно  стать  полноценное  начальное   общее  образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. 7 Результаты   освоения   программы   коррекционной   работы   отражают   сформированность   социальных   (жизненных)   компетенций, необходимых для решения практико­ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:  развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в   умении   написать   при   необходимости   SMS­сообщение,   правильно   выбрать   адресата   (близкого   человека),   корректно   и   точно сформулировать возникшую проблему. овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:  в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких­то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.  в расширении знаний правил коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);  в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; 8 в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств.  в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно­временной организации, проявляющаяся: вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.  способность   к  осмыслению  социального   окружения,  своего  места   в  нем,  принятие  соответствующих   возрасту   ценностей  и социальных ролей, проявляющаяся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, 9 отстраниться   от   нежелательного   контакта,   выразить   свои   чувства,   отказ,   недовольство,   благодарность,   сочувствие,   намерение,   просьбу, опасение и другие. в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать: способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; способность   использовать   речевые   возможности   на   уроках   при   ответах   и   в   других   ситуациях   общения,  умение   передавать   свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; способность к наблюдательности, умение замечать новое; овладение эффективными способами учебно­познавательной и предметно­практической деятельности; стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно­практической деятельности; умение   ставить   и   удерживать   цель   деятельности;   планировать   действия;   определять   и   сохранять   способ   действий;   использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты; сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. 2.4. Система оценки достижения обучающимися  с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы  начального общего образования Основными   направлениями   и   целями   оценочной   деятельности   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС   НОО   обучающихся   с   ОВЗ являются   оценка   образовательных   достижений   обучающихся   и   оценка   результатов   деятельности   образовательных   организаций   и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. 10 Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к   оценке   результатов   образования,   позволяющий   вести   оценку   достижения   обучающимися   всех   трех   групп   результатов   образования: личностных, метапредметных и предметных. Оценка   результатов   освоения   обучающимися   с   ЗПР   АООП   НОО   (кроме   программы   коррекционной   работы)   осуществляется   в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Оценивать  достижения   обучающимся   с   ЗПР   планируемых   результатов  необходимо   при   завершении   каждого   уровня   образования, поскольку  у  обучающегося   с  ЗПР  может  быть   индивидуальный  темп  освоения  содержания  образования   и  стандартизация  планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. Обучающиеся  с ЗПР имеют право на прохождение  текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации  освоения АООП НОО в иных формах. Специальные   условия  проведения  текущей,   промежуточной  и  итоговой  (по   итогам   освоения   АООП   НОО)  аттестации обучающихся с ЗПР включают:  особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;  привычную   обстановку   в   классе   (присутствие   своего   учителя,   наличие   привычных   для   обучающихся   мнестических   опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:   1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2)   упрощение   многозвеньевой   инструкции   посредством   деления   ее   на   короткие   смысловые   единицы,   задающие   поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение  к письменной  инструкции  к заданию, при  необходимости,  она дополнительно  прочитывается  педагогом  вслух  в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;  при   необходимости   адаптирование   текста   задания   с   учетом   особых   образовательных   потребностей   и   индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);  при необходимости предоставление  дифференцированной помощи: стимулирующей  (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей   (привлечение   внимания,   концентрирование   на   выполнении   работы,   напоминание   о   необходимости   самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); 11   увеличение времени на выполнение заданий;   возможность   организации   короткого   перерыва   (10­15   мин)   при   нарастании   в   поведении   ребенка   проявлений   утомления, истощения;   недопустимыми   являются   негативные   реакции   со   стороны   педагога,   создание   ситуаций,   приводящих   к   эмоциональному травмированию ребенка. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.  Оценка достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения  программы коррекционной работы Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.  При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.  Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся  с ЗПР, самым  тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает   наличие   положительной   динамики   обучающихся   в   интегративных   показателях,   отражающих   успешность   достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.  Оценка   результатов   освоения   обучающимися   с   ЗПР   программы   коррекционной   работы   может   осуществляться   с   помощью мониторинговых   процедур.   Мониторинг,   обладая   такими   характеристиками,   как   непрерывность,   диагностичность,   научность, информативность,   наличие   обратной   связи,   позволяет   осуществить   не   только   оценку   достижений   планируемых   результатов   освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В 12 целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику. Стартовая   диагностика   позволяет   наряду   с   выявлением   индивидуальных   особых   образовательных   потребностей   и   возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния  нарушений развития на учебно­познавательную деятельность и повседневную жизнь. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс­диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс­диагностики   выступают   в   качестве   ориентировочной   основы   для   определения   дальнейшей   стратегии:   продолжения   реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.  Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. Организационно­содержательные   характеристики   стартовой,   текущей   и   финишной   диагностики   разрабатывает   образовательная организация   с   учетом   типологических   и   индивидуальных   особенностей   обучающихся,   их   индивидуальных   особых   образовательных потребностей. Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы   используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа экспертов объединяет всех участников образовательного процесса ­ тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни ­ в школе и дома. Для   полноты   оценки   достижений   планируемых   результатов   освоения   обучающимися   программы   коррекционной   работы,   следует учитывать   мнение   родителей   (законных   представителей),   поскольку   наличие   положительной   динамики   обучающихся   по   интегративным показателям,   свидетельствующей   об   ослаблении   (отсутствии   ослабления)   степени   влияния   нарушений   развития   на   жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно­познавательной деятельности, но и повседневной жизни.  В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае   согласия   родителей   (законных   представителей)   необходимо   направить   на   расширенное   психолого­медико­педагогическое 13 обследование   для   получения   необходимой   информации,   позволяющей   внести   коррективы   в   организацию   и   содержание   программы коррекционной работы.  Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. 2.5. Направление и содержание программы коррекционной работы Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление   особых   образовательных   потребностей   обучающихся   с   ЗПР,   обусловленных   недостатками   в   их   физическом   и   (или) психическом развитии; создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; осуществление индивидуально­ориентированного психолого­медико­педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО и их интеграции в образовательном учреждении; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях; оказание   родителям   (законным   представителям)   обучающихся   с   ЗПР   консультативной   и   методической   помощи   по   медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Целью   программы   коррекционной   работы   является   создание   системы   комплексного  психолого­медико­педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. Задачи программы: ­ определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; ­ повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс; ­ своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно­воспитательном процессе; 14 ­ создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико­синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации   педагогических,   психологических   и   медицинских   средств   воздействия   в   процессе   комплексной   психолого­медико­ педагогической коррекции; ­ оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам. Программа коррекционной работы должна содержать: перечень,   содержание   и   план   реализации   коррекционных   занятий,   обеспечивающих   удовлетворение   особых   образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и освоение ими АООП НОО;  систему комплексного психолого­медико­педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего: психолого­медико­педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей; мониторинг динамики развития обучающихся и их успешности в освоении АООП НОО; корректировку коррекционных мероприятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников Организации и других организаций, специализирующихся в области социально­психолого­ педагогической  поддержки  семьи   и  других  социальных  институтов,  который  должен  обеспечиваться  в  единстве  урочной,  внеурочной  и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы. Коррекционная работа представляет собой систему психолого­педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в физическом и/или психическом развитии обучающихся с ЗПР.   Принципы коррекционной работы: Принцип  приоритетности интересов  обучающегося  определяет отношение работников организации, которые призваны  оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип СИСТЕМНОСТИ ­ обеспечивает единство всех элементов коррекционно­воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.  Принцип  НЕПРЕРЫВНОСТИ   ОБЕСПЕЧИВАЕТ   ПРОВЕДЕНИЕ   КОРРЕКЦИОННОЙ   РАБОТЫ   НА   ВСЕМ   ПРОТЯЖЕНИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ В ИХ ЛИЧНОСТИ. Принцип  ВАРИАТИВНОСТИ  предполагает   создание   вариативных   программ   коррекционной   работы   с   обучающимся   с   учетом   их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.  15 Принцип  комплексности  коррекционного   воздействия   предполагает   необходимость  всестороннего   изучения   обучающихся   и предоставления   квалифицированной   помощи   специалистов   разного   профиля   с   учетом  их   особых   образовательных   потребностей   и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы. Принцип  единства   психолого­педагогических   и   медицинских   средств,   обеспечивающий   взаимодействие   специалистов   психолого­ педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно­воспитательной работы. Принцип  сотрудничества   с   семьей  основан   на   признании   семьи   как   важного   участника   коррекционной   работы,   оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР осуществляется в ходе всего учебно­образовательного процесса: ― через   содержание   и   организацию   образовательного   процесса   (индивидуальный   и   дифференцированный   подход,   несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении); ― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия, занятия ритмикой); ― в рамках психологического и социально­педагогического сопровождения обучающихся. Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие   эмоционально­личностной   сферы   и   коррекция   ее   недостатков;   развитие   познавательной   деятельности   и   целенаправленное формирование   высших   психических   функций;   формирование   произвольной   регуляции   деятельности   и   поведения;   коррекция   нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание: 1. Диагностическая работа  обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО.   Проведение диагностической работы предполагает осуществление: 1) психолого­педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей: ― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; ― развития эмоционально­волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; ― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося; 2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО; 3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий. 16 2.  Коррекционно­развивающая работа  обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.  КОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ: ― составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами); ― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся; ― организация   внеурочной   деятельности,   направленной   на   развитие   познавательных   интересов   учащихся,   их   общее   социально­ личностное развитие; ― разработка   оптимальных   для   развития   обучающихся   с   ЗПР   групповых   и   индивидуальных   коррекционных   программ   (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями; ― организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся; ― развитие эмоционально­волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения; ― социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. 3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении  АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ: ― психолого­педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся; ― консультативную   помощь   семье   в   вопросах   решения   конкретных   вопросов   воспитания   и   оказания   возможной   помощи обучающимуся в освоении общеобразовательной программы. 1. Информационно­просветительская   работа  предполагает   осуществление   разъяснительной   деятельности   в   отношении педагогов  и   родителей  по  вопросам,   связанным   с  особенностями  осуществления  процесса  обучения  и  воспитания  обучающихся  с  ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др. ИНФОРМАЦИОННО­ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ:  ― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально­типологических особенностей различных категорий обучающихся; ― оформление информационных стендов, печатных и других материалов; ― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической  компетентности; 17 ― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого­психологической компетентности. Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. При   возникновении   трудностей   в   освоении   обучающимся   с   ЗПР  содержания   АООП  НОО   педагоги,   осуществляющие   психолого­ педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких   затруднений   в   обучении,   взаимодействии   с   учителями   и   обучающимися   школы   (класса)   обучающийся   с   ЗПР   направляется   на комплексное психолого­медико­педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению. Психолого­педагогическое   сопровождение  обучающихся   с   ЗПР   осуществляют   специалисты:   учитель­дефектолог,   логопед, специальный   психолог   или   педагог­психолог,   имеющий   соответствующую   профильную   подготовку,   социальный   педагог,   педагог дополнительного образования. Предпочтительно наличие специалиста в штате Организации. При необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять специалист, работающий в иной организации (Центре психолого­педагогической коррекции и реабилитации, ПМПК и др.). Основными   механизмами   реализации   программы   коррекционной   работы   являются   оптимально   выстроенное   взаимодействие специалистов Организации, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее   профессиональное   взаимодействие   Организации   с   внешними   ресурсами   (организациями   различных   ведомств,   другими институтами общества). Взаимодействие специалистов Организации предусматривает: многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ЗПР; комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ЗПР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня психического развития; разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ЗПР. Социальное партнерство предусматривает: сотрудничество   с   образовательными   организациями   и   другими   ведомствами   по   вопросам   преемственности   обучения,   развития, социализации, здоровьесбережения обучающихся с ЗПР; сотрудничество со средствами массовой информации; сотрудничество с родительской общественностью. Программа   коррекционной   работы   должна   содержать:   цель,   задачи,  программы   коррекционных   курсов,   систему   комплексного психолого­медико­педагогического   обследования   обучающихся,   основные   направления   (диагностическое,   коррекционно­развивающее, 18 консультативное,   информационно­просветительское),   описание   специальных   условий   обучения   и   воспитания   обучающихся   с   ЗПР, планируемые результаты освоения программы коррекционной работы, механизмы реализации программы.   3. Адаптированная программа по окружающему миру. 3 класс 3.1.Общая характеристика курса систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире; формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии; знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.); социализация ребенка; развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.); воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности; формирование самостоятельной познавательной деятельности; развитие мышления, воображения и творческих способностей; формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, ее  Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой  основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира. Задачи курса: • • • • • • • • • систематизация и др.); • устанавливать взаимосвязи и причинно­ следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их; • • наличия пробелов в знаниях и умениях); • • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава); формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями,  формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать,  формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно­нравственное воспитание учащихся.  Человек и природа 3.2. Содержание курса 19 Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.   Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление  о форме и размерах Земли. Глобус как модель  Земли. Географическая  карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.  Формы земной поверхности:  равнины,  горы, холмы,  овраги  (общее  представление,  условное обозначение  равнин  и  гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие  (океан, море, река, озеро,  пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух —   смесь   газов.   Свойства   воздуха.   Значение   воздуха   для   растений,   животных,   человека.   Охрана,   бережное   использование воздуха. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана, бережное использование  воды. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана, бережное использование почв. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники,  травы. Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. 20 Животные,   их   разнообразие.   Условия,   необходимые   для   жизни   животных   (воздух,   вода,   тепло,   пища).   Насекомые,  рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные.  Роль  животных  в природе  и жизни людей.  Охрана и  бережное отношение человека  к диким  животным,  уход за домашними животными. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём — единство живой  и неживой  природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).  Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение   человеком   законов   жизни  природы   посредством   практической   деятельности.   Народный  календарь   (приметы,   поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное   и   отрицательное   влияние   деятельности  человека   на   природу   (в   том   числе   на   примере   окружающей  местности). Правила   поведения   в   природе.   Охрана   природных  богатств:   воды,   воздуха,   полезных   ископаемых,   растительного   и   животного   мира. Заповедники, национальные парки,  их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека.   Системы  органов   (опорнодвигательная,   пищеварительная,   дыхательная,   кровеносная,   нервная,   органы   чувств),   их   роль   в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности органов чувств, опорно­двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем.   Измерение  температуры тела человека, частоты пульса. Понимание  состояния  своего  здоровья, личная  ответственность  каждого  человека  за состояние  своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Человек и общество Общество ­ совокупность людей, которые объединены  общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности   российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных традициях региона.  21 Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Могонациональность – особенность нашей страны. Общее представление о вкладе  разных   народов  в   многонациональную   культуру   нашей   страны.   Ценность   каждого   народа   для   него   самого   и   для   всей   страны. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.  Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Родословная. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Знаковые даты и события в истории семьи, участие семьи в событиях страны и региона (стройках, Великой отечественной войне, в работе в тылу и пр.) семейные праздники, традиции. День Матери. День любви, семьи  и верности. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Составление режима дня школьника.  Друзья,   взаимоотношения   между   ними;   ценность   дружбы,  согласия,  взаимной  помощи.  Правила  взаимоотношений  со взрослыми, сверстниками. Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах.   Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.  Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.  Наша   Родина —   Россия,   Российская   Федерация.   Ценностносмысловое   содержание   понятий   «Родина»,   «Отечество»,  «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства.  Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовнонравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к государственному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.    Расположение Москвы на карте. 22 Города России. СанктПетербург: достопримечательности  (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник,  разводные мосты России   (по   выбору).   Главный   город   родного   края:   достопримечательности,   история   и   через   Неву  и др.),   города   Золотого   кольца   характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).  Родной   край —   частица   России.   Родной   город   (населённый   пункт),   регион   (область,   край,   республика):   название,  основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.   История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее  важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (нескольки ми) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения  на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.      Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета  «Окружающий мир»  в 3 классе начального  общего образования отводится не менее 68 ч (2 часа в неделю) 3.3.Учебно­тематический план 23 Содержание программного материала № 1. Природа вокруг нас 2. 3. О царствах живой природы 4. Человек 5. Человек в обществе Вода, воздух, горные породы и почва Количество часов 8 16 16 10 18 68 ИТОГО 3.4.Материально­техническое обеспечение 1. Список учебно­методической литературы  Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Учебник.   Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.   Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. Учебно­методический комплект «Планета знаний» М.: АСТ Астрель.  Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.   Л.Ю.Терещук,   Т.В.Потапова.   Рабочая   программа   и   система   уроков   по   учебнику   Г.Г.Ивченковой,   И.В.   Потапова.   Издательство «Учитель», 2012г. 2.  Специфическое сопровождение (оборудование):  демонстрационные таблицы «Природные сообщества», «Правила поведения в общественных местах», «Домашние и дикие животные»; «Животные», «Растения», «Строение растения», «Организм человека», «Правила посадки при письме», «Город», «Село»;  глобус, карта России;  демонстрационная модель скелета человека;  наборы лабораторного оборудования для измерения температуры, времени, направления ветра;  лабораторное оборудование для проведения опытов с жидкостями;  лабораторное оборудование «Воздух и вакуум»;  лабораторное оборудование для проращивания семян;  лабораторное оборудование «Свойства магнитов» (с моделями компасов);  портреты ученых России (М. Ломоносов, С. Королев, Д. Менделеев, А. Попов, К. Циолковский, Н. Вавилов);  портреты исторических личностей (А. Суворов, М. Кутузов, Николай II, Иван Грозный, действующий Президент России);   плакаты «Государственная символика Российской Федерации»; 24  гербарии растений разных природных сообществ;  демонстрационные наборы образцов горных пород и полезных ископаемых;  живые растения;  демонстрационные образцы приборов и инструментов;  энциклопедии, справочники, словари. 3. Электронно­программное обеспечение:  электронные библиотеки по окружающему миру, электронные энциклопедии, DVD фильмы о природе, истории;  записи звуков природы;  специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);  презентации по окружающему миру. 4. Технические средства обучения:  мультимедийный проектор, DVD плееры, MP3 плееры;  компьютер с учебным программным обеспечением;  музыкальный центр;  демонстрационный экран;  демонстрационная доска для работы маркерами;  магнитная доска;  цифровой фотоаппарат;  микроскоп      4. Характеристика  25 …………, ученика 3 . класса МОБУ « СОШ № ….. » г…….., …….. г.р.         …………  проживает по адресу ул. ………. В школу …….  пошел с 8 лет, обучается по традиционной программе «Планета знаний», до  поступления посещал детский сад.  В семье …………… – единственный ребенок. Мама ……………. воспитывает сына одна, при этом уделяет достаточно много времени воспитанию сына: регулярно интересуется его учебой, посещает родительские собрания, поддерживает связь с учителем. Физическое   развитие   ………..   соответствует   его   возрасту.   На   уроках   физической   культуры   старается   выполнять   все   упражнения. Трудности вызывают задания на координацию движений: повороты вправо­влево и т.д. Дисциплину   на   уроках   ……….   соблюдает,   на   занятиях   активен,   с   программным   материалом   справляется,   но   умения   и   навыки вырабатываются   медленно,   закрепляются   плохо.   Для   этого   необходима   дополнительная   индивидуальная   работа.   Так,   на   уроках   при проведении   письменных   проверочных   работ   ……..   не   успевает   уложиться   в   назначенный   промежуток   времени,   ему   необходимо дополнительное время для успешного выполнения заданий. В овладении знаниями и преодолении трудностей мальчик всегда проявляет самостоятельность. Но процессы восприятия у ………. в большинстве случаев протекают замедленно, требуются дополнительные усилия, время. Речь …………. достаточно развита, эмоциональна. На уроках литературного чтения любит читать вслух, пересказывать.  Знает много стихотворений   наизусть;   читает   тексты   полными   словами,   трудные   слова   по   слогам,   но   не   может   составлять   большие   предложения. ……..хорошо   понимает   обращенную   к   нему   речь,   темп   речи   немного   замедленный,   словарный   запас   соответствует   его   возрасту. Монологическая речь связная, выразительная. Мальчик  умеет поддержать тему разговора, отвечает на вопросы. Письменной речью владеет хорошо, пишет грамотно, но есть проблемы с почерком: буквы угловаты, недостаточно плавные соединения в словах или их нет вообще, нормы каллиграфии не соблюдаются. В тетрадях не всегда соблюдаются правила оформления письменных работ: отступ клеток, строк, письмо с красной строки и т.д. Особые затруднения у ……………. проявляются на уроках изобразительного искусства и технологии. Моторика  пальцев развита слабо, рисунки  выполняются  с трудом, небрежно, не соответствуют заданным размерам, рисунок красками у него не получается.   Работать с ножницами практически не умеет.  Внимание ….….. устойчивое. Переключаемость внимания затруднена. Мальчик  не сразу переходит от одного вида упражнения к другому, ему требуется для этого дополнительное время.  …………     организованный   ребенок.   Легко   подчиняется   требованиям   одноклассников.   К   ученикам   класса   относится   внимательно, дружелюбно, старается помочь. Авторитетом особым не пользуется, влиять на других не умеет. К работе относится добросовестно. В контакт вступает легко, общителен. 26

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру обучающегося с ЗПР

Адаптированная рабочая программа  по окружающему миру  обучающегося с ЗПР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018