Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
технология
1 кл—4 кл
28.06.2017
Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)
Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант) предназначена для уровня начального общего образования (1-4 кл.). Основной целью адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» является обучение учащихся доступным видам ручного труда, исправлению недостатков познавательной деятельности.
адапт. раб. прогр. труд 1-4.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Икейская средняя общеобразовательная школа»                «Рассмотрено» Руководитель МО  учителей СКО _______ /Евсеенко Ю.А./ Протокол  заседания МО № ____ от  «____»________2016г. «Согласовано» Заместитель директора по  УВР __________  /Буякова Е.В./ Протокол  заседания МС № ____ от  «____»________2016г.                «Утверждаю» Директор МОУ «Икейская  СОШ» ________/Леонченко М.М./ Приказ №____ от «____»_______2016г. Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно­практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.»  Уровень начального общего образования (вариант 2) Разработала: Черепкова Татьяна Михайловна  учитель­дефектолог 2016­2017 г Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Предметно­практическая деятельность. Конструирование.   Ручной   труд.»   для   1­4   классов   разработана   на   основе   следующих правовых документов: 1. Программы обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 1­ 4 классах; ОГОУ ДПО «ИИПКРО» Т.Б.Баширова и С.М.Соколова, Иркутск, 2011 2. Адаптированной   основной   образовательной   программы   начального   общего образования              При изучении данного предмета у обучающихся с умеренной умственной  отсталостью 1­4 классов формируются Общая характеристика учебного предмета.             Трудовая деятельность имеет большое значение для правильного воспитания детей.  В процессе труда у них могут быть сформированы такие личностные качества как  привычка к трудовому усилию и способность работать в коллективе, что является важным  условием дальнейшей социально­трудовой адаптации обучающихся.              На уроках формируются элементарные трудовые навыки, позволяющие учащимся  выполнять различные поделки вместе с учителем, по подражанию его действиям, по  образцу ориентируясь на реальные образцы, их объёмные и плоскостные модели, а затем и  самостоятельно.  Особое   внимание   на   уроках   обращается   на   обеспечение   безопасности   труда учащихся,   соблюдение   санитарно­гигиенических,   эргономических   и   эстетических требований к условиям труда.             Основной целью работы является обучение учащихся доступным видам ручного труда, исправлению недостатков познавательной деятельности.  Программа руководствуется следующими задачами: 1. Сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду. 2. Формирование у детей положительного отношения и интереса к ручному труду. 3. Привитие навыков культурного поведения, воспитание уважения к труду взрослых. 4. Описание места учебного предмета Предметно­практическая деятельность.  Конструирование. Ручной труд. Общее количество часов  Число учебных часов в неделю 1 4 5 170 2 5 170 3 5 170 5. 6. Планируемые результаты Программа по технологии строится по следующим основным разделам: Программа   включает   в   себя   занятия   несколькими   видами   ручной   деятельности: работу   с   картоном   и   бумагой,   природным   материалом,   пластичными   материалами, текстилем, поролоном. Содержание обучения трудового обучения отобрано и структурировано  на основе компетентностного   подхода.   В   соответствии   с   этим   формируются   и   развиваются коммуникативные, информационные, познавательные компетенции.  Планируемые результаты Познавательная компетентность: 1. Учащиеся   овладели   основными   приёмами   работы   с   различными   материалами (пластмассовый конструкто, мозаика, пластилин, бумага, природные материалы, нитки)  2. Выполняют изделия с помощью учителя, несложные изделия ­ самостоятельно 3. Осуществляют подбор инструментов и материалов с помощью учителя 4. Умеют задать вопрос, сформулировать ответ. 5. Организуют рабочее место. 6. Знают основные правила техники безопасности. Информационная компетентность: 1. Умеют пользоваться простейшими схемами.  Коммуникативная компетентность: 1.   Учащиеся   умеют   устанавливать   и   поддерживать   эмоциональный   контакт   со взрослым. 2. Адекватно реагируют на обращения и действия знакомых и незнакомых людей. 3. Выполняют несложную коллективную работу, ориентированы на общий результат. 4. Словарный запас учащихся сформирован на бытовом уровне. Содержание учебного предмета 1 КЛАСС (66 часов) Требования к обучению Формировать   интерес   и   положительное   эмоциональное   отношение   к   процессу занятий   с   бумагой,   картоном,   фольгой,   нитками,   природным   материалом   и   к   их результатам. Учить совершать действия отраженно­сопряженным способом Осваивать   новые   приемы   и   способы   работы   с   материалами   для   поделок:  с природным   материалом:   брать   по   одному   предмету,   держать   за   кончик   при   работе, соединять   детали   пластилином,   закреплять   на   пластилиновой   основе;  с   бумагой, картоном и фольгой: мять, разрывать на разные кусочки, комкать, складывать по готовой фальцовке, делать жгутики; с нитками: рвать, наматывать на катушку, делать кисточки. Учить пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Учить   выполнять   поделки   из   природного   материала,   бумаги,   картона,   фольги   и ниток с помощью демонстрации пооперационного изготовления процесса. Способствовать   развитию   зрительного   восприятия   и   внимания,   обучая   детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, во время сравнения своей поделки с образцом, знакомясь с внешним видом материалов для поделок. Развивать зрительно­тактильное восприятие, знакомясь со свойствами материалов для ручного труда. Осуществлять   коррекцию   моторики   рук   и   зрительно­двигательной   координации, осваивая   и   отрабатывая   приемы,   способы   работы   с   материалами   для   поделок,   с инструментами и различными приспособлениями.  Развивать   пассивный   и   активный   словарь,   связную   речь,   обучая   детей   называть материалы   для   ручного   труда,   поделки,   элементы   поделок,   своих   действий   во   время работы. Учить общаться в процессе изготовления коллективных поделок. Работать над развитием личности, формируя элементарную самооценку. Развивать художественно­творческие способности. Воспитывать правильную посадку во время работы; умение соблюдать санитарно­ гигиенические   нормы   и  правила   работы  с  инструментами  и  приспособлениями;   умение аккуратно и до конца выполнять поделку. Учить готовить свое рабочее место, содержать его в порядке во время работы, и убирать после окончания занятия.  Тематическое содержание разделов Сбор, изучение и различение природного материала; создание поделок и композиций из засушенных цветов, листьев, плодов деревьев и растений (букеты, бусы, орнаменты,  фигурки и аппликации). Знакомство   с   видами   и   свойствами   бумаги,   картона,   фольги,   отработка   навыка разрезания их ножницами. Изготовление новогодних поделок бумаги, картона и фольги (гирлянды,   бусы);   простых   поделок   из   бумаги   по   готовым   сгибам   (веер,   пакетик, самолетик, гармошка). Вырезание ножницами по контуру листочков. Знакомство   с   видами   и   свойствами   ниток   (шерсть,   нитки   для   шитья,   мулине). Наматывание   ниток   на   катушку,   изготовление   из   них   кисточек.   Создание   поделок   из кисточек клубочков ниток (цветы, фигурки людей). Изготовление коллективных поделок. Обучающиеся со сложным дефектом: ЛЕПКА Демонстрация детям приемов изображения, лепка различных поделок (фигурки  животных, овощи и фрукты, предметы посуды, персонажей знакомых сказок: «Колобок»,  «Покормим куклу Машу»). Воспитание интереса, эмоционального и игрового отношения к  поделкам и формирование у детей желания самим участвовать в процессе лепки. Знакомство детей с. пластилином (глиной), с основными правилами работы: разминание пластической массы перед началом работы; лепка только на специальной дощечке, засучив  рукава; складывание готовых изделий или заготовок на специальную дощечку или  подставку; вытирание рук специальной ветошью; мытье рук после лепки. Лепка без задания — разминание пластической, массы двумя руками, разрывание куска глины (пластилина) на крупные куски, соединение их, ощипывание маленьких кусочков от крупного   куска   глины   (пластилина)   пальцами.   Выполнение   заданий   по   подражанию («Зернышки для цыплят», «Угощение для зверей», «Орешки для белочки», «Покормим птичек», «Шоколадные батончики»). Демонстрация   и   рассматривание   готовых   глиняных   изделий   (дымковские   игрушки: лошадка, петушок, барыня; белорусская керамика). Развитие у детей интереса к изделиям народного творчества, воспитание восприятие их красоты, самобытности. Формирование положительного эмоционального отношения  детей к процессу лепки. Проведение игр на развитие внимания, воображения в начале и в конце занятия, создание потребности в речевом общении. Аккуратное пользование материалами (пластилином, глиной, соленым тестом). Знакомство детей с несложными приемами работы с пластилином. Разминание куска пластичной массы двумя руками; отщипывание комочков от целого куска; раскатывание куска пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. Знакомство   детей   с   приемом   видоизменения   формы   предмета.   Соединение   концов слепленной палочки для создания нового образа («Баранки», «Сушки», «Колечки»). Лепка предметов округлой формы, сравнивание их с формой шара («Мой веселый, красный   мяч»,   «Шарики­фонарики»).   Знакомство   детей   со   способами   обследования объемной   формы:   рассматривание   и   ощупывание   предметов   перед   лепкой.   После обследования   муляжей   или   настоящих   овощей   и   фруктов   лепка   овощей   и   фруктов скульптурным способом (из целого куска пластилина). Вырабатывание   у   детей   умения   узнавать   предметы   на   ощупь   (игра   «Волшебный мешочек»; количество и сложность формы предметов зависит от возможностей каждого ребенка). Знакомство   детей   с   народным   творчеством.   Демонстрация   белорусских   и   русских глиняных игрушек, воспитание интереса к лепке. Упражнения   детей   в   лепке   предметов   шарообразной   формы,   называние   формы (круглый). После обыгрывания и обследования учим лепка предметов, состоящих из двух частей одинаковой формы (пирамида из шаров, «Неваляшка», «Ванька­встанька»). Приемы видоизменения формы предмета: соединение концов слепленной палочки для создания нового образа (колечки, сушки, цепочка). Знакомство детей с новыми приемами видоизменения   формы:   расплющивание   куска   пластилина   округлой   формы   («Испечем оладушки», «Блинчики»). Лепка   знакомых   предметов,   используя   известные   способы   и   приемы   работы   с пластичной массой (пластилин, глина, соленое тесто): раскатывание пластилина (глины) прямыми и круговыми движениями ладоней, соединение концов слепленной палочки для получения округлой формы, расплющивание шара для получения дискообразной формы, соединение частей в целое. Выделение   основных   частей   предмета,   установление   их   соотношения   по   величине, передача в лепке основных свойств и расположения предметов, называя их («Большая и маленькая неваляшки», «Круглый мяч). Проведение   игр   и   упражнений   на   ознакомление   детей   с   формой   предметов («Волшебный   мешочек»   —   узнавание   предметов   на   ощупь,   «Найди   окошко»   — соотнесение объемного предмета с соответствующим ему по форме отверстием). Знакомство детей с народным творчеством (белорусские и русские глиняные игрушки, белорусская   керамика),   воспитание   интереса   к   лепке   глиняных   изделий   (тарелочки, миски). Проведение игр и упражнений по ознакомлению с формой и величиной предметов («Угадай, что это?», «На что это похоже?», «Волшебный мешочек», «Почтовый ящик»). Проведение игр и упражнений по совершенствованию восприятия формы, величины предметов. АППЛИКАЦИЯ Воспитание   у   детей   интереса   и   желания   заниматься   аппликацией.   Выполнение различных   аппликации   из   готовых   форм   (предметные,   сюжетные,   декоративные), сопровождение эмоциональными высказываниями; активизация речи детей. Раскладывание готовых форм контрастных цветов по всему листу бумаги, по линии («Одуванчики»,   «Овощи   на   грядке»).   Пользование   фланелеграфом.   Узнавание   в аппликации реальных предметов, подкладывание формы к предмету, нахождение его в ряде других (не более трех предметов) и в пространстве группы. Знакомство   детей   с   оборудованием,   необходимым   для   аппликации:   клей,   бумага, клеенка, кисточка, подставка для кисточки, салфетка, заготовки, образец и их названиями. Наблюдение   за   действиями   педагога,   выполнение   поручения   в   процессе   занятия, подготовительные   действия   перед   занятием   (подготовить   материалы   и   оборудование перед аппликацией). Привлечение детей к намазыванию клеем заготовок (совмещенные действия) перед наклеиванием («Яблоко для сестрички», «Воздушный шарик»). Знакомство   детей   с   основными   правилами   работы:   кисточка   для   клея   должна находиться на специальной подставке (в начале работы и после нее), набирать немного клея на кисточку, намазывать заготовку только на специальной клеенке, не пачкать стол и одежду. Приемы работы: намазывать клеем всю поверхность изнаночной стороны заготовки, снимать   излишки   клея   с   кисточки   о   край   баночки,   наклеивать   заготовки   на   бумагу, прижимать   заготовки   салфеткой   к   бумаге,   придерживать   заготовку   одной   рукой, действовать двумя руками. Наклеивание   простых   форм,   правильно   пользуясь   приемами   работы,   равномерно распределяя предметы в пространстве листа бумаги («Фрукты рассыпались», «Снежинки», «Елочные игрушки», «Разноцветные гирлянды», «Веселые снеговики», «Снежная баба»). Знакомство детей с одним из принципов составления простого узора, используя повтор одного элемента, по всему листу бумаги и в горизонтальной полосе («Огоньки зажглись», «Снегопад», «Сосульки под крышей», «Шарики на ветке»). Выполнять   коллективной   аппликацию   совместно   с   педагогом   («Украсим   елочку   к Новому году»). Подбор в процессе подготовительных игр и упражнений предметов по цвету, форме, величине («Найди такой же», «Найди пару», «У кого такое?», «Красивые узоры»). Развитие интереса детей к аппликации. Упражнения   детей   в   наклеивании   простых   предметов   из   одной,   двух   частей («Построим домики для зверят», «В саду ли, в огороде?», «Бабочки и цветы», «Дождик и солнышко»). Составление узора по всему листу бумаги и в горизонтальной полосе, используя повтор одного элемента («Расцвели цветы на лугу», «Сошьем платье в горошек»). Проведение игр и упражнений на ознакомление детей с формой, цветом и величиной предметов («Найди такую же», «Почтовый ящик», «Декоративная мозаика»). Проведение игр и упражнений по совершенствованию восприятия формы, величины предметов (указанные в предыдущих кварталах). Основные требования к знаниям и умениям учащихся Ученики должны знать: названия и внешний вид бумаги, картона, фольги, ниток, природного материала; свойства материалов для поделок. Ученики   должны   уметь:  выполнять   простейшие   действия   с   материалами   для поделок   с   помощью  учителя   и   самостоятельно   (  с   природным   материалом:   брать  по одному   предмету,   держать   за   кончик   при   работе,   соединять   детали   пластилином, закреплять на пластилиновой основе; с бумагой, картоном и фольгой: мять, разрывать на разные кусочки, комкать, складывать по готовой фальцовке, делать жгутики; с нитками: рвать,   наматывать   на   катушку,   делать   кисточки);  выполнять   действия   отраженно­ сопряженным способом; выполнять поделки из природного материала, бумаги, картона, фольги   и   ниток   с   помощью   демонстрации   пооперационного   изготовления   процесса;   с помощью пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Примерные   показатели   освоения   программы   обучающимися   со   сложным дефектом: Базовый уровень: §   заинтересованность процессом деятельности, выражение желания в нем участвовать; §   внимательное прослушивание и понимание инструкции педагога; §   эмоциональное реагирование на игрушку; §    показывание   и   попытки   называния   формы   предметов   (круглый);   цвет   (желтый, красный); величины (большой, маленький); пространственного расположения предметов (вверху, внизу); §   ориентирование на плоскости бумаги  §   листа бумаги (с помощью педагога находят середину листа бумаги); §    знания материально­технических средств   (пластилин,   клей), правил пользования ими; §   владение некоторыми техническими приемами и способами работы с материально­ техническими средствами: в лепке — разминание пластичной массы, разрывание куска пластилина     на   куски,   отщипывание   от   большого   куска   пластилина   мелких   кусочков, раскатывание круговыми и прямыми движениями куска пластилина, прием видоизменения формы (расплющивание шара, соединение концов палочки); в аппликации — наклеивание заготовки на плоскость листа бумаги. §    положительное отношение к результатам своей работы и осуществление с ними игровых действий. Уровень ниже базового: §    проявление   интереса   и   положительного   отношения   к   результатам   и   к   процессу деятельности; (пластилин, клей); §   эмоциональное реагирование на игрушку; §    овладение   представлениями   о   простейших   материально­технических   средствах §    выполнение   простых   изображений   в   совместной   с   педагогом   деятельности, используя элементарные  средства (пластилин, клей). 2 КЛАСС (170 часов) Требования к обучению Продолжать   формировать   интерес   и   положительное   эмоциональное   отношение   к процессу занятий с бумагой, картоном, фольгой, текстилем, природным материалом и их результатам. Учить выполнять поделки с помощью демонстрации пооперационного изготовления поделки, по образцу. Осваивать технику «Оригами»; вдевание нитки в иглу и завязывание узелков, шитье сметочным   швом   стежками   определенной   длины   по   намеченной   линии;   изготовление поделок из мелкого природного материала (семечки, яичная скорлупа); навык сматывания ниток в клубок. Продолжать   коррекционную   работу   по   развитию   тактильно­проприоцептивных, зрительных   ощущений   и   восприятий,   зрительно­двигательной   координации,   мелкой моторики   рук,   активного   и   пассивного   словаря,   связной   речи,   внимания,   памяти   и мышления. Работать над развитием личности, формируя элементарную самооценку. Развивать художественно­творческие способности. Продолжать   воспитывать   правильную   посадку   во   время   работы;   соблюдение санитарно­гигиенических норм и правил работы с инструментами и приспособлениями; умение аккуратно и до конца выполнять поделку. Продолжать учить готовить свое рабочее место, содержать его в порядке во время работы и убирать после окончания занятия. Тематическое содержание разделов Сбор и изучение природного материала. Изготовление орнаментов на пластилиновой основе   с  последующей   раскраской   из   косточек,   семян,   макаронных   изделий;   цветов  из крылаток  клена;  аппликаций  и  орнаментов  из   засушенных  листьев;  фигурок  животных, птиц, насекомых из шишек, желудей, грецких орехов. Учить соединять детали поделок с помощью пластилина и спичек. Создание мозаик из яичной скорлупы. Продолжается   освоение   видов,   свойства   и   названия   бумаги   картона   и   фольги, отрабатывание навыка их разрезания ножницами по контуру и самостоятельно (бахрома, детали   к   поделкам).   Изготовление   из   конусов   и   комков   бумаги   овощей,   животных;   из заготовленных   учителем   плоских   силуэтных   фигурок   новогодних   гирлянд;   поделок   из гофрированной бумаги (цветы, изделия из жгутиков и полосок гофрированной бумаги); поделок   по   готовой   фальцовке   (гармошка,   птичка,   кораблик,   салфетка,   ваза,   цветы); поделок в технике оригами. Продолжается изучение свойств, видов и названия ниток. Изготовление поделок из клубочков ниток с использованием деталей из картона (животные). Знакомство с видами и свойствами тканей, изготовление из них цветов. Знакомство с иглой и ниткой, вдевание в иглу нитки и завязывание узелков. Шитье сметочным швом.  Изготовление коллективных поделок. Обучающиеся со сложным дефектом: Лепка Демонстрация детям примеров лепки. Лепка скульптурным способом на глазах у детей из  пластилина,  цветного теста различных фигурок людей, животных, снежной бабы,  предметов посуды, овощей, фруктов и пр.) с последующим обыгрыванием: человечек  здоровается с детьми, угощает сделанными конфетами, что­нибудь им сообщает; снеговик  разговаривает с детьми, качает головой; зайка прыгает, медведь идет, переваливаясь,  человечки танцуют, прыгают, ходят, пьют из вылепленной чашки, едят пластилиновой ложкой из тарелки и пр.; собачка служит, лает, скучает, лежит, свернувшись калачиком, и  пр.; Знакомство с основными правилами работы с пластическими материалами (лепить только  на дощечке, засучивать рукава, мыть руки после лепки, не вытирать руки об одежду). Игры и упражнения на развитие восприятия объемной формы путем ощупывания  предметов. («Волшебный мешочек», «Отгадай, что у тебя в руке?», «На что это похоже?»,  «Найди в коробке все круглое», «Выбери все предметы с углами» и др.). Словесное  объяснение выбора с определением опорных признаков объектов («Это куколка, потому  что ручки есть»; «Это машина, тут колеса»; «Это кубик, у него углы»). Знакомство с обследованием предметов перед лепкой: выделение основных частей  предмета, установление их формы, соотношения по величине, расположению. Ознакомление детей с глиной, пластилином, патом (цветным тестом) и с их основными  свойствами (можно разминать, разрывать на части, соединять, отщипывать мелкие куски,  раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать). Лепка без задания. Лепка с игровой целью (совместно со взрослым или по подражанию) предметов  шарообразной фор. мы (конфеты, вишенки, яблоки, апельсины и др и похожих на палочки  (карандаши, конфеты­батончики, палочки и др.) с использованием разных приемов и с  последующим их обыгрыванием. Лепка объектов округлой формы после обследования (шарики, яблоки, конфеты­драже,  помидоры) с использованием приема вдавливания большим пальцем (ямка). Лепка с использованием приема расплющивания куска глины или пластилина (лепешки,  печенье, тортики и т. п.). Ознакомление с последовательностью лепки: сначала скатать шар, затем расплющить между его ладонями). Лепка с использованием приема соединения частей (баранки) и оттягивания (морковка). Лепка объектов, состоящих из нескольких частей (пирамидка из шаров, снеговик, кукла­ неваляшка и т. п.), после их обыгрывания и обследования. Самостоятельная лепка из подготовленных кусков глины, пластилина, теста (соединение 2 —3 частей в целое). Лепка знакомых предметов по представлению («Конфеты», «Вишенки», «Яблоки»,  «Апельсины», «Помидоры», «Баранки»). Лепка знакомых предметов с последующим их рисованием красками, карандашом,  фломастером. Аппликация Выполнение на глазах у детей различных красочных сюжетных аппликаций (можно  использовать готовые изображения из книг­ширмочек), содержание которых отражает  бытовой, предметно­игровой, эмоциональный, коммуникативный опыт » детей (ребенок  спит, играет в мяч, умывается, идет с мамой за ручку, играет в песок; дети во время игр,  музыкальных занятий и пр.; мама обращается к ребенку, протягивает руки). Взрослый  сопровождает процесс создания картины эмоциональным раскрыванием, показом, вызывая  интерес к аппликации и желание участвовать в ней. Знакомство с орудиями и материалами, необходимыми для аппликации (бумага, кисть,  клей, салфетка), приемами и правилами работы с ними (называть изнаночную сторону  заготовки, переворачивать ее, набирать достаточное количество клея на кисть, намазывать  всю поверхность заготовки, снимать излишки клея, прижимать заготовку салфетки,  придерживать заготовку одной рукой, действовать другой). Игры и упражнения на соотнесение предметов и аппликаций в условиях выбора из ряда:  узнавание в аппликации реальных предметов путем подкладывания аппликации к предмету или наоборот; соотнесение предметов при условии выделения единственного  различительного признака — цвета, формы, величины, расположения («Какой из шаров  здесь изображен?», «Найди такую машинку»). Обучение указательному и соотносящему  жестам. Игры и упражнения на развитие представлений о цвете, форме, величине, расположении:  выбор из коробки игрушки нужного цвета в соответствии с образцом, выбор предметов по  образцу (похожих на кубик, на шарик); соотнесение объемной и плоскостной форм («Коробка форм»), простейшая группировка по образцу («Выберите такие  игрушки», ?«Куда положить эту игрушку?», «Какие машинки сюда подходят?», «Найди  пару»). Комплексное занятие, построенное на сочетании аппликации, рисования и конструирования  («Дорога, ворота, по дороге едут машины»; «Построили высокий дом»; «В доме живет  кукла Катя»). Сначала выполняются конструкции, затем аппликация и рисунок. Дети  привлекаются к обыгрыванию построек, а также к намазыванию клеем заготовок  (совместными действиями) перед наклеиванием. Аппликация  простого сюжета с целью  формирования у детей представлений о возможности изображения одного содержания  разными способами. Специальные занятия, направленные на обучение основам композиции: заполненность листа при равномерном распределении объектов, что основано на ритмичной повторности  («Разноцветные шары», «Одуванчики в траве», «Васильки расцвели», «Грибы на поляне»,  «Яблоки рассыпались» и пр.). Сотворчество ребенка и взрослого: взрослый дорисовывает,  например, на этом листе фигурку самого ребенка, собирающего на лугу цветы, грибы и т. д. Выполнение простых узоров из элементов с чередованием 1:1, 2 : 2 в квадрате, полоске,  круге (тарелка, салфетка, коврик и т. п.), тематическая аппликация («Цветок для мамы» — ветка мимозы, мак и пр., «Венок из цветов», «Тюльпаны белые и желтые, красные и  желтые», «Елочки большие и маленькие», «Матрешки — мамы и дочки», «Грибы и  грибочки», «Гирлянда из флажков», «Праздничные шары на нитках», «Игрушки в витрине  магазина», «Высокие и низкие дома», «Соберем бусы»). Предметная аппликация на основе предварительного анализа образца или обследования  натуры («Неваляшка», «Соберем пирамидку, башенку», «Построим дом из трех этажей»,  «Слепим снежную бабу» и т. п.). Тематическая аппликация («Овощи», «Фрукты», грибы в лесу», «Яблоки на яблоне»,  «Матрешки» и др.) Основные требования к знаниям и умениям учащихся Ученики   должны   знать:  названия,   внешний   вид   и   свойства   материалов   для поделок; последовательность выполнения знакомых поделок; название производимого ими действия   (режу,   шью,   клею   и   т.д.);   правила   безопасной   работы   с   ножницами   и   иглой; назначение технологической карты. Ученики   должны   уметь:  резать   ножницами   по   контуру;   использовать   мелкий природный материал (семечки, яичную скорлупу); сматывать нитки в клубок; с помощью учителя   выполнять   поделки   оригами;  вдевать   нитку   в   иголку,   завязывать   узелок   и закреплять   нитку   на   изнанке;   выполнять   поделки   с   помощью   демонстрации пооперационного изготовления поделки, по образцу и с использованием технологических карт; правильно сидеть за столом; соблюдать порядок на рабочем месте. 3 КЛАСС (170 часов) Требования к обучению Продолжать обучать выполнять поделки с помощью демонстрации пооперационного изготовления поделки, по образцу. Отрабатывать   технику   «Оригами»;   шитье   сметочным   швом   стежками определенной длины по намеченной лини; изготовление поделок из мелкого природного материала (семечки, яичная скорлупа); навык сматывания ниток в клубок. Выполнение поделок по словесной инструкции. Учить   шить   стачным,   стебельчатым   и   обметочным   швами,   делая   стежки определенной длины по намеченной линии. Продолжать   коррекционную   работу   по   развитию   тактильно­проприоцептивных, зрительных   ощущений   и   восприятий,   зрительно­двигательной   координации,   мелкой моторики   рук,   активного   и   пассивного   словаря,   связной   речи,   внимания,   памяти   и мышления. Продолжать   воспитывать   правильную   посадку   во   время   работы;   соблюдение санитарно­гигиенических норм и правил работы с инструментами и приспособлениями; умение аккуратно и до конца выполнять поделку. Продолжать учить готовить свое рабочее место, содержать его в порядке во время работы и убирать после окончания занятия. Тематическое содержание разделов Сбор,   изучение   и   называние   природного   материала.   Повторное   изготовление поделок, выполненных во 2­м классе или подобных, но из других материалов. Но теперь дети выполняют их с большей самостоятельностью: сначала изготавливаются поделки по образцу, а затем из тех же или подобных материалов ­ по собственному замыслу. Это – орнаменты из семян на пластилиновой основе; фигурки животных, грибов из желудей и еловых шишек; птиц из грецких орехов; цветы из тыквенных семечек; ваза из баночки, обвитая жгутами из гофрированной бумаги; орнаменты из листьев и семян, мозаика из яичной скорлупы. Изготовление поделок из комочков цветной бумаги, изделий в технике «Оригами», новогодних игрушек и украшений, поделок из бумажных конусов. Изготовление коллективных работ. Повторение видов, названий и свойств ниток и тканей. Отрабатывание знакомых действий:   наматывание   ниток   на   клубок,   вдевание   нитки   в   иглу,   завязывание   узелка, закрепление   нитки   на   изнаночной   стороне.   Изучение   швов   (название,   назначение, отрабатывание навыка шитья) проводится по следующей схеме: шитье на трафарете; шитье по   клеточкам   тетрадного   листа;   шитье   на   ткани   по   контурной   линии.   В   3­м   классе изучаются сметочный, стачной, стебельчатый, обметочный швы.    Обучающиеся со сложным дефектом ЛЕПКА Формирование   у   детей   интереса,   положительного   отношения   к   лепке,   привлечение внимания к ее выполнению, заинтересованность в результате работы. Активизация игровых мотивов   деятельности,   обыгрывание   лепных   поделок   в   свободной   деятельности. Закрепление представлений о свойствах пластической массы (пластилин, глина, соленое тесто) и способах лепки. Обследование   предметов   перед   лепкой   (ощупывание,   разглядывание),   анализ (целостное восприятие предмета, вычленение основных частей предмета, определение их соотношения). Упражнения в лепке предметов округлой формы («Мы собрали ягоды в лесу», «На огороде»,   «Спелые   яблоки»).   После   предварительного   обследования   обучение   лепке несложных предметов из двух частей («Неваляшка», «Красивая птичка», «Пирамида из шаров»). Лепка с использованием уже знакомых приемов: расплющивание шара и соединение концов слепленной палочки («Собираем урожай», «Печенье на день рождения», «Баранки к чаю», «Оладушки»). Знакомство   детей   с   новым   приемом   видоизменения   формы   шара:   вдавливание   для образования ямки («Яблоко», «Апельсин»). Знакомство детей с новым приемом лепки: прищипывание краев («Чайная посуда для куклы», «Посуда для трех медведей»). Проведение   игр и упражнений по совершенствованию восприятия формы, величины предметов   («Найди   предметы,   похожие   на   шар»,   «Большой   —   маленький»);   обучение различению сходных по форме предметов на ощупь (игры типа «Волшебный мешочек»). Формирование   у  детей   положительного,  эмоционального   отношения   к  результату   и процессу   деятельности.   Использование   для   работы   содержания   уже   знакомых   детям сказок, перед занятием проведение игр на узнавание, называние различных персонажей, предметов. Обучение детей лепке предметов из нескольких частей, передавая основные свойства предметов   («Снеговик»,   «Снежная   баба»).   При   изображении   животных   обращение внимания   детей   на   характерные   особенности   животных,   выразительность   образа («Косолапый мишка», «Зайка­попрыгайка»). Упражнения   детей   в   совершенствовании   технических   умений   при   работе   с   прищипывания,   раскатывания, пластилином:   отработка   приемов   отщипывания, вдавливания. Знакомство детей с новым приемом: оттягивание («Сосульки», «Угощение для зверят: морковка, банан и т. п.», «Птичка­невеличка»). Рассматривание с детьми изделия декоративно­прикладного искусства (белорусская керамика,   дымковская   игрушка).   Развитие   умения   видеть   красоту   цвета   в   изделиях народного   творчества,   положительного   отклика,   желания   взять   в   руки   понравившийся предмет. Проведение   дидактических   игр,   направленных   на   развитие   общего   эстетического восприятия   предметов   декоративно­прикладного   творчества   («Магазин   сувениров», «Народные игрушки» на основе использования русских — дымковская игрушка, русская матрешка — и белорусских изделий — соломенные и керамические игрушки). Лепка предметов из нескольких частей, соединяя их путем прижатия друг к другу, используя в  качестве натуры различные  игрушки («Мои  любимые игрушки»,  «Все для ярмарки»).   Лепка   из   пластилина   фигурок   животных   и   птиц,   персонажей   сказок конструктивным способом (из частей) и включение их в последующее обыгрывание. Лепка   предметов   посуды   (блюдце,   миска).   Украшение   вылепленных   предметов (налепами). Игры и упражнения по совершенствованию восприятия формы, величины предметов. АППЛИКАЦИЯ Выкладывание на листе бумаги приготовленных педагогом заготовок разной формы, величины,   цвета,   раскладывание   их   в   определенной   последовательности,   а   затем наклеивание  их на бумагу. Закрепление  в речи детей  (пассивный  и активный словарь) названия   изобразительных   средств   для   аппликации   (клей,   кисть,   бумага,   клеенка, заготовка, образец, салфетка), основные правила работы с ними. Составление узора (из трех­четырех одинаковых элементов) в горизонтальной полосе; составление узора по образцу с последующим наклеиванием («Осенние листья», «Дары осени», «Гирлянда из шаров»). Совершенствование умений детей анализировать образец под руководством педагога перед занятием аппликацией, передавать в аппликации строение предмета. Составление предметных аппликаций из нескольких частей (из двух­трех частей) по образцу («Башня из кубиков», «Цветная пирамидка»). Проведение специальных игр и упражнений на развитие умения подбирать предметы по форме, величине, цвету; чередовать предметы по одному признаку. Выполнение предметных аппликаций по образцу, по натуре без образца («Разноцветные шары»,   «Гирлянда   флажков»,   «Слепим   снеговика»).   Подведение   детей   к   созданию сюжетной аппликации: наклеивание заготовок на заранее подготовленный сюжет по показу (используя содержание знакомых сказок «Колобок», «Машенька и медведь»). Выполнение   коллективной   аппликации   под   руководством   педагога   («Новогодняя елочка»). Рассматривание с детьми изделия белорусского декоративно­прикладного искусства (декоративная вышивка, роспись по дереву и ткани). Выполнение узора по образцу на горизонтальной полосе, соблюдая чередование по одному признаку («Украсим шарфик»); в квадрате, ориентируясь на пространственное расположение элементов: по краям (вверху, внизу, справа, слева) и посередине Проведение с детьми дидактических игр, направленных на   развитие   общего   эстетического   восприятия   предметов   декоративно­прикладного творчества («Город мастеров», «Какие разные народные игрушки»). Наклеивание изображения известных детям животных (зверей и птиц), состоящих из нескольких частей, выделяя основные их элементы: голова, туловище, ноги (лапы), хвост. Выполнение   сюжетных   аппликаций   («Выросли   цветы   на   клумбе»,   «Дети   посадили дерево возле дома»). Составление   узора   по   всему   листу   бумаги   («Огоньки   зажглись»,   «Снегопад»);   в горизонтальной   полосе   по   образцу,   в   основе   которого   ритмическое   чередование   по определенному признаку («Красные и желтые флажки», «Маленький и большой шарик», «Полосатый коврик», «Гирлянды цветов», «Бусы для мамочки»). Основные требования к знаниям и умениям учащихся Ученики   должны   знать:  названия,   внешний   вид   и   свойства   материалов   для поделок; последовательность выполнения поделок; названия  и назначение разных швов; правила безопасной работы с ножницами и иглой. Ученики   должны   уметь:  выполнять   поделки   по   показу,   образцу   и   словесной инструкции; пользоваться технологической картой; шить разными стежками по контурной линии; доводить свою работу до конца; с помощью учителя давать элементарную оценку своей   работе   и   работе   других   детей,   соотносить   свою   поделку   с   образцом,   готовить рабочее место и убирать его после работы.  4 КЛАСС (170 часов) Требования к обучению Продолжать обучать выполнять поделки с помощью демонстрации пооперационного изготовления   поделки,   по   образцу   по   словесной   инструкции   и   с   использованием технологических карт. Учить выполнять поделки по собственному замыслу.  Отрабатывать   технику   «Оригами»;   шитье   сметочным   швом   стежками определенной длины по намеченной линии, шитье стачным, стебельчатым и обметочным швами. Учить   выполнять   мелкий   ремонт   одежды:   зашить   прореху,   обметать   и   подшить край, пришить пуговицы. Продолжать   коррекционную   работу   по   развитию   тактильно­проприоцептивных, зрительных   ощущений   и   восприятий,   зрительно­двигательной   координации,   мелкой моторики   рук,   активного   и   пассивного   словаря,   связной   речи,   внимания,   памяти   и мышления, личностных качеств. Развитие художественно­творческих способностей. Воспитание   правильной   посадки   во   время   работы;   соблюдение   санитарно­ гигиенических   норм   и   правил   работы   с   инструментами   и   приспособлениями;   умение аккуратно и до конца выполнять поделку. Подготовка своего рабочего места, содержание его в порядке во время работы и убирать после окончания занятия. Тематическое содержание разделов Сбор природного материала. Изготовление поделок с использованием хорошо  знакомых и новых природных материалов (ракушек, гальки, рисовой, манной и пшенной  крупы): разнообразные аппликации ­ на пластилиновой основе, из наклеенной в рамках  контура крупы, из яичной скорлупы, засушенных листьев. Оформление сделанных из  веточек деревьев по 4­м временам года: цветущее дерево, деревья с зелеными и желтыми  листьями, заснеженное дерево. Отработка   изготовления   поделок   в   знакомой   технике:   изделия   из   конусов, аппликация из бумажных шариков, гирлянды из силуэтных фигурок, изделия в технике «Оригами». Освоение техники плетения ковриков из полосок плотной бумаги или картона, вырезания снежинок, изготовления поделок с использованием одноразовых стаканчиков. Знакомство  с внешним видом и свойствами поролона и изготовление поделок из него:   вырезание   из   тонкого   поролона   различных   фигур,   из   толстого   –   геометрических форм,   создание   коллективной   поделки   –   куклы   ­   с   использованием   вспомогательных средств (проволока для каркаса, пуговицы для глаз, ткань и т.д.). Продолжается   отрабатывание   следующих   умений   и   навыков:   вдевание   нитки   в иголку, завязывание узелка и закрепление нити на изнанке, шитье сметочным, стачным, обметочным и стебельчатым швами. Осваивается умение пришивать пуговицы: пуговиц с 2­ мя и 4­мя дырочками, пуговиц на ножке. Для отработки усвоенных умений и навыков изготавливаются   аппликации   из   пуговиц,   вышивки   с   применением   всех   видов   швов. Необходимо   обучить   детей   пользоваться   своими   знаниями,   умениями   и   навыками   при ремонте одежды. При помощи учителя дети занимаются ее починкой: пришивают край одежды,   сметывают   и   сшивают   одежду   и   постельное   белье   по   распоротому   шву, обрабатывают   край   одежды,   вышивают   свое   имя   на   одежде.   Во   время   шитья   всегда соблюдаются правила безопасной работы с ножницами и иглой. Обучающиеся со сложным дефектом: ЛЕПКА Воспитание стойкого интереса к лепке из пластичной массы (пластилин, глина, соленое   Совершенствование   навыков   обследования   предметов   перед   лепкой тесто). (рассматривание,   ощупывание   предмета,   выделение   в   нем   формы   и   цвета   основных   и дополнительных частей). Лепка   различных   предметов   после   обследования,   передача   их   основных   признаков, используя   известные   приемы:   раскатывания,   вдавливания,   сплющивания,   оттягивания, соединения частей («Урожай овощей и фруктов», «В лес по грибы», «Одну ягодку беру, на другую смотрю...»). Раскрашивание поделок из глины и соленого теста для последующего использования их в сюжетных играх («Магазин»). Лепка вместе с детьми знакомых предметов по образцу и по подражанию; передача особенностей   формы   предметов,   сравнивание   ее   с   основной   формой­эталоном   («Кого встретила Снегурочка в лесу», «Птицы в лесу»). Лепка с  применением конструктивного способа лепки (из частей), фигурки животных («Лисичка­сестричка и серый волк», «Три поросенка», «У солнышка в гостях») и людей («Девочка в шубке», «Снегурочка»). Закрепление   у   детей   умения   использовать   приемы   раскатывания,   вдавливания, сплющивания, оттягивания, соединения частей. Знакомство с новыми приемами лепки: прищипывание мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички), сглаживание поверхности вылепленной фигурки, предмета. Организация коллективной деятельности путем выполнения детьми индивидуальных заданий   с   последующим   объединением   всех   поделок   («Волк   и   семеро   козлят»). Формирование замысла у детей, навыков планирования предстоящей работы и доведения ее до конечного результата. Упражнения в передаче различий по величине, для отражения элементарного связного содержания,  лепка   группы   предметов   к  знакомым   сказкам   и   специально  подобранным рассказам («Курочка и цыплята», «Три медведя»). Рассматривание   изделий   народных   промыслов   (белорусская   керамика:   кувшины, миски,   тарелки,   горшочки).   Знакомство   детей   с   лепкой   посуды:   обучение   приемам оттягивания всех краев сплюснутого шара, вдавливания середины шара для получения полой   формы   (глубокая   миска,   горшок).   Раскрашивание   вместе   с   детьми   поделок, использование их в сюжетных играх («Сервиз для кукол», «Новоселье куклы Оли»). Совершенствование   у   детей   навыков   работы   с   пластичной   массой   и   закрепление приемов аккуратной лепки. Проведение специальных упражнений, способствующих развитию и совершенствованию самостоятельных умений детей («Что можно сделать из этого куска пластилина?», «Как сделать из куска пластилина ...?»). Формирование умения анализировать лепные изделия, давать оценку своей работе и работе сверстников. АППЛИКАЦИЯ Воспитание   интереса детей к аппликации, постепенное усложнение ее содержания и расширение возможности создания разнообразных изображений. Знакомство детей с новой техникой: коллаж — сочетанием в работе приемов аппликации и рисования («Овощи на тарелке», тарелка — рисунок, овощи — аппликация; «Цветы в вазе», ваза и бутоны цветов — аппликация, стебли растений — рисование). Расширение количества изображаемых в аппликации объектов (животные, растения, строения) из готовых форм. Составление простых предметных аппликации из частей («Цыпленок», «Неваляшка», «Домик для ежика») и сюжетные аппликации по подражанию и по образцу («Мы идем по грибы», «Золотая осень»). Составление коллективных аппликаций («Урожай с нашего огорода», «Что растет в саду?»). Совершенствование   навыков   работы   с   клеем,   фиксирование   внимания   детей   на приемах аккуратной работы. Составление и наклеивание предметных аппликаций из нескольких частей («Построим снежную крепость», «Снежная баба»). Выкладывание по речевой инструкции заготовок на фланелеграфе, а затем наклеивание их, чередуя их по одному ­ двум признакам («В шумном хороводе», «Бусы для подружки», «Большая и маленькая елочки»). Проведение   сюжетно­тематических   аппликаций   («Зима   пришла»,   «Новогодний праздник»). Выполнение   декоративных   аппликации   по   образцу.   Упражнения   в   ориентировке   на листе   бумаги   (вверху,   внизу,   посередине).   Составление   узора   в   полоске   и   квадрате, используя разные по форме, величине и цвету геометрические фигуры.  Рассматривание   с   детьми   изделия   декоративно­прикладного   искусства:   керамика, русская (дымковская) и белорусская игрушки из дерева, соломы, глины, льна. Развитие умения видеть красоту цвета в изделиях народного творчества. Проведение   с   детьми   дидактических   игр,   направленные   на   развитие   общего эстетического восприятия предметов народного творчества и на восприятие особенностей различных   промыслов   русского   и   белорусского   декоративно­прикладного   искусства («Лото», «Декоративная мозаика», «Составь узор»). Проведение специальных игр и упражнений по обучению выкладыванию и наклеиванию заготовок   («Улица»,   «Полянка»)   и   изображений   сборно­разборных   игрушек   в   готовом контуре, различных мозаик (типа puzzle). Продолжение   обучению   анализа   натуры,   определения   основных   частей,   их расположения, раскладывания и наклеивания заготовок по речевой инструкции педагога на листе бумаги. Обучение   детей   выполнению   предметных   аппликаций   («Подснежники»,   «Весенний букет»), сюжетных аппликаций («Птицы на ветвях», «Машины едут по улице»). При создании сюжетно­тематических аппликаций обучение детей сочетать различные изобразительные   техники,   например:   рисование   традиционным   способом   и   аппликация (коллаж);   аппликация   и   «пальчиковая   живопись»   («Веточка   мимозы»,   «Открытка   к маминому празднику»). Знакомство   детей   с   техникой   создания   объемной   аппликации   («Весенние   цветы», «Бабочки»).   Бумажные   заготовки   предметов   симметричной   формы   (бабочки,   овощи   и фрукты округлых форм, цветы, елки, грибы и т. п.) приклеиваются за выступающие части (например, за лепестки) или за одну половинку изделия (клей наносится только на одно крылышко бабочки, на серединку цветка и т. п.). Основные требования к знаниям и умениям учащихся Ученики   должны   знать:  названия,   внешний   вид   и   свойства   материалов   для поделок; последовательность выполнения поделок; названия  и назначение разных швов; правила безопасной работы с ножницами и иглой. Ученики  должны уметь:  выполнять   задания   по   образцу,   словесной   инструкции; пользоваться технологической картой; выполнять под контролем взрослого мелкий ремонт одежды:   зашивать   прореху,   обметывать   и   подшивать   край,   пришивать   пуговицы;   давать элементарную оценку выполненной работе. Примерные показатели освоения программы детьми со сложным дефектом:  Базовый уровень:  обследование   натуры   перед   изображением   —   ощупывание   формы   предмета, определение формы, цвета и величины предмета и его частей, их местоположение  передача   в   изображениях   (рисунках,   поделках,   аппликациях,   конструкциях) основных свойств (формы, величины, цвета, местоположения основных и второстепенных частей) предметов;  создание по подражанию и по образцу лепных поделок, аппликаций, рисунков и конструкций,   пользуясь   усвоенными   изобразительными   (в  лепке:   приемы   раскатывания, вдавливания,   расплющивания,   защипывания,   примазывания,   оттягивания;   в   рисовании: наращивание   объема,   примакивание   небольшой   кистью,   касание   крупной   кистью   или рисование пальцами, штампами) и конструктивными приемами работы;  создание   декоративных   рисунков   и   аппликаций   на   основе   русской   росписи (дымковская игрушка) и белорусской художественной техники «цацкованiе»;  участие   в   выполнении   коллективных   работ   по   изображению   знакомых   объектов окружающей действительности;  помощь   педагогу   в   подготовке   рабочего   места   к   выполнению   изобразительной деятельности и конструирования (расставляют кисти, краски, клей, раскладывают бумагу, бумажные заготовки, салфетки, вынимают из коробки строительный материал);  правильное   использование   материально­технических   средств   изобразительной деятельности и конструирования;  понимание   и   стремление   употреблять   в   собственной   речи   слова­обозначения предметов,   их   свойств,   качеств,   пространственного   расположения   как   отдельных предметов, так и их частей;  сравнивание с помощью педагога результатов своей работы и работ сверстников с натурой, оценивание созданных изображений (поделки, аппликации, рисунки, постройки) по наводящим вопросам педагога. Уровень ниже базового:  изображение   знакомых   объектов   с   помощью   взрослого   и   по   подражанию   (лепят предметы округлой формы; наклеивают предметы, состоящие из двух частей; передают в рисунках округлую форму предметов, разную величину и цвет объектов; создают знакомые постройки, состоящие из трех элементов, из различного строительного материала);  различение, показывание и по возможности называние некоторых основных цветов, величины, формы предметов;  ориентировка   с   помощью   педагога   на   плоскости   бумаги   (рисуют   и   создают аппликацию в центре листа бумаги, не выходят за его край);  использование   с   помощью   педагога   основных   инструментов   и   материалов изобразительной деятельности и конструирования в соответствии с правилами работы и технически верно;  понимание   и   по   возможности   называние   слов­обозначений   свойств,   качеств   и месторасположения предметов (красный, желтый, зеленый, синий; круглый, квадратный; круг, квадрат; большой, маленький; шар, кубик; вверху, внизу, посередине);  положительное   отношение   к   результатам   своей   работы   и   осуществление   с   ними игровых действий. №  п/п 1. Учебно­тематический план Наименование разделов  Количество часов  Работа с пластическим  материалом. 1 45 2 45 3 45 4 45 2. 3. 4. Работа с бумагой. Работа с нитками и тканью Работа с природными  материалами. Итого  53 45 27 53 45 27 53 45 27 53 45 27 170 170 170 Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса Класс Название учебника Наличие рабочей тетради 1­4 Учебников нет Рабочих тетрадей нет Методические пособия для учителя:

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность. Конструирование. Ручной труд.» (2 вариант)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2017