Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
1 кл
27.01.2019
Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)
русский язык 7.2.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П.,  Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. «Русский язык» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений.  Начальная школа. 1­4 классы; Учебно­методический комплект «Школа России» М., «Просвещение».) и является приложением к Адаптированной  основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития  Муниципального  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Верхнеуральска». Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность  специфических образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в  распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно­тематическом планировании.   »  представлена   следующими   предметами:   обучение   грамоте   и   письмо   (1­3   четверть),  Образовательная   область   «Филология   русский (4четверть).    Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена на основе Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте», В. П. Канакиной «Русский язык», «Литературное чтение» (авторы   Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова).  На изучение курса «Обучение грамоте» для обучения на дому отведено четыре часа в неделю(23 учебные недели): 2 ч.­ чтения (46 ч.), 2 ч. – письма (46 ч.). Русскому языку   и литературному чтению отводится 10 учебных недель, по 20 часов на каждый предмет. литературное чтение и   язык       В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели. В начальном обучении   учебная   программа   предмета   «Русский   язык»   занимает   ведущее   место,   так   как   направлена   на   формирование   функциональной грамотности коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.  Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы,   учатся   соединять   ее   с   ранее   изученными   буквами,   упражняются   в   письме   буквосочетаний   в   слогах,   словах,   предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения,   обогащается   и   активизируется   словарь,   совершенствуется   фонематический   слух,   осуществляется   грамматико­орфографическая пропедевтика. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений,   обогащение   и   активизацию   словаря,   совершенствование   фонематического   слуха,   осуществление   грамматико­орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.  Введение   детей   в   мир   языка   начинается   со   знакомства   со   словом,   его   значением,   с   осмысления   его   номинативной   функции   в   различных коммуникативно­речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем­моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.  Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и   букв,   их   обозначающих;   знакомство   с   гласными   звуками,   обозначающими   два   звука;   знакомство   с   буквами,   не   обозначающими   звуков. Специфическая   особенность   данного   этапа   заключается   в   непосредственном   обучении   чтению,   усвоению   его   механизма.   Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами­слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный  (заключительный)  —   повторительно­обобщающий   этап.   На   данном   этапе   обучения   грамоте   осуществляется   постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно­речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты. После   курса   «Обучение   грамоте»   начинается   раздельное   изучение   русского   языка   и   литературного   чтения.  Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно­ коммуникативную   направленность,   что   предполагает   коммуникативную   мотивацию   при   рассмотрении   различных   разделов   и   тем   курса, пристальное   внимание   к   значению   всех   языковых   единиц,   к   их   функции   в   речи.   При   обучении   русскому   языку   (после   обучения   грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)    Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную   грамотность,   способствует   общему   развитию   и   воспитанию   ребенка.   Успешность   изучения   курса   литературного   чтения обеспечивает школы.  Программа   литературного   чтения   в   начальной   школе   определяет   главные   цели:   формирование   читательской   компетентности   младшего школьника,   осознание   себя   как   грамотного   читателя,   способного   к   творческой   деятельности.   Читательская   компетентность   определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.       Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие  устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. результативность предметам   другим   обучения   по       начальной   Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками  фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания,  недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково­символической (замещающей) функции мышления. В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез; формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма; уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем  мире; развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и  разнообразие лексики, внятности и выразительности речи); формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы; формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и  обобщения явлений языка); удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно­познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью; способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для  младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;  содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Общая характеристика и коррекционно­развивающее значение учебного предмета Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать  свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной  устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры. Поэтому  овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем предметным  областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного содержания нередко вызывает  трудности, которые связаны со сложностью организации речевой деятельности.   При  ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут устанавливать их  последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки словоизменения (формы множественного числа) и  словообразования, что приводит к аграмматизму (рассогласование слов в предложении в роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. У детей  недостаточен интерес к звучащему слову, его следует стимулировать и поощрять. Они нередко продолжают демонстрировать слабые языковые  способности и недостаточные речевые умения: затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова, дифференцировать сходные фонемы,  выделить границы предложения, согласовывать слова в предложениях, самостоятельно выражать в речи просьбу, разворачивать ответ,  пользоваться речевыми формами этикета. У учащихся с ЗПР могут наблюдаться нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и  пространственной ориентировки, не скорригированные в период предшествующего обучения. Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков  развития. Вместе с тем механический перенос на контингент с ЗПР методических рекомендаций по обучению школьников, не обнаруживающих  отставания в развитии, равно как и надежда на коррекционный эффект исключительно особых организационных условий (меньшее количество  обучающихся в классе, пролонгация обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата. В ходе обучения младший школьник с ЗПР получает первоначальные знания в области морфологии, орфографии и пунктуации, совершенствует  навыки письма и чтения, обогащает словарный запас, упражняется в построении учебного высказывания. Учитель может самостоятельно адаптировать содержание тех заданий учебника, которые заведомо сложны для учащихся, подбирать  дидактический материал к некоторым урокам, готовить индивидуальные задания для более сильных учеников, уменьшать объем выполнения для  более слабых и т.п. В 1  классе 65 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 68 ч (2 ч в неделю, 34учебных недели в каждом классе). Место предмета в учебном плане Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» В общей системе коррекционно­развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие  позитивных изменений по следующим параметрам: расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать  диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение; развитие возможностей знаково­символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно­ познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.); улучшение мелкой моторики, зрительно­моторной координации; совершенствование зрительно­пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже  опорной строки и т.п.); улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления эталонных речевых образцов; развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата. Личностные результаты освоения РП по учебному предмету «Русский язык» могут проявляются в:  принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности; формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией); развитии доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей  (одноклассников); развитии адекватных представлений о собственных возможностях; овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками). Метапредметные результаты освоения РП по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные  действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу  умения учиться).  С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть  обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью: осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец); кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.); осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова); сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные­согласные, глухие­звонкие, твердые­мягкие, заглавные­ прописные); обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства). Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью: понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.); планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме,  предполагающей стечение согласных); различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами); вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок; осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью: адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;  использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем. Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой  оценивается по представленным ниже направлениям. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:  – организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.); – задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента; – распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;  – словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умениях: – слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;  – отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно­временной организации проявляется в понимании  роли письменной речи в трансляции культурного наследия.   Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и  социальных ролей проявляется в стремлении научиться красиво и правильно писать. Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе  национального самосознания; формирование интереса к изучению родного (русского) языка; овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;  овладение основами грамотного письма; овладение обучающимися коммуникативно­речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции  человека; использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико­орфографических умений для решения практических  задач. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на  слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.       Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи.  Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.  Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).  Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с  просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.        Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в  тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение  содержащейся в тексте информации        Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учѐтом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное,  выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных  произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).        Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и  последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов.  Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определѐнной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места  ударения. Смыслоразличительная роль ударения.          Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных  как показатель твѐрдости­мягкости согласных звуков. Функция букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего  согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.                               Чтение.  Формирование навыка слогового  чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей  индивидуальному темпу ребѐнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в  соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.  Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство  самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.         Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения  ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приѐмов и  последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных  графических средств: пробела между словами, знака переноса.         Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в  соответствии с заданной интонацией.          Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:   • раздельное написание слов;   • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;  • перенос слов по слогам без стечения согласных;   • знаки препинания в конце предложения.         Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших  рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных  слов.        Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных  звуков. Различение мягких и твѐрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твѐрдости­мягкости согласных звуков. Различение  звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости­глухости согласных звуков. Определение  качественной   характеристики  звука: гласный — согласный;  гласный ударный — безударный;  согласный твѐрдый — мягкий, парный — непарный; согласный  звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое  (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.         Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твѐрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме  разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ѐ,  ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,  красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.  Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.       Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения  слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и  переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с  разными словарями.        Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм  одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса ­ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых  слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова.  Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.        Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.       Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имѐн существительныходушевлѐнных и неодушевлѐнных по вопросам  кто? и что? Выделение имѐн существительных собственных и нарицательных. Различение имѐн существительных мужского, женского и  среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам.  Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.  Определение принадлежности имѐн существительных к 1, 2, 3­му склонению. Словообразование имѐн существительных. Морфологический  разбор имѐн существительных.        Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ­ий, ­ья, ­ов, ­ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.  Словообразование имѐн прилагательных. Морфологический разбор имѐн прилагательных.        Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3­ го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.       Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.                Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что  делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем  времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по  родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.       Наречие. Значение и употребление в речи.         Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имѐн  существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.        Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.        Частица. Частица не, еѐ значение.        Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и  зависимого слов при помощи вопроса .Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по  эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.       Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов  предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения  распространѐнные и нераспространѐнные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложениио бращения (вначале, в середине или в конце предложения).      Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.  Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от  места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.  Применение правил правописания и пунктуации:   • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;  • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;  • перенос слов;  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;  • проверяемые безударные гласные в корне слова;  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;  • непроизносимые согласные;  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы­орфограммы гласных и согласных  звуков в корне слова  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;  • разделительные ъ и ь;  • мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных (речь, рожь, мышь);  • соединительные о и е, в сложных словах (самолѐт, вездеход)  • е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек­замочка).  • безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на ­мя, ­ий, ­ье, ­ия, ­ов, ­ин);  • безударные падежные окончания имѐн прилагательных;  • раздельное написание предлогов с именами существительными;  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;  • раздельное написание частицы не с глаголами;  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2­м лице единственного числа (читаешь, учишь);  • мягкий знак в глаголах в сочетании ­ться;  • безударные личные окончания глаголов;  • раздельное написание предлогов с другими словами;  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;  • запятая при обращении в предложениях; • запятая между частями в сложном предложении.      Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учѐтом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать,  поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения  (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое  овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определѐнную тему с использованием разных  типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.  Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста:  озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам.  Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование,  рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов  с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с  элементами сочинения; сочинение­повествование, сочинение­описание, сочинение­рассуждение.     Слова с непроверяемыми написаниями: Алфавит, апрель, берѐза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жѐлтый, завод, здравствуйте, земляника,  извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда,  октябрь, осина, .   Тематическое планирование 1класс Примерное содержание занятий Наименование раздела Количество часов Добукварный  (подготовительный) период 9 ч. Букварный (основной) период 28 ч. Речь (устная и письменная). Общее представление о языке. Предложение и  слово. Деление речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с  использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги,  определение количества слогов в слове. Ударение в словах. Звуки и буквы.  Представление о звуке. Различение на слух гласных и согласных (твѐрдых и  мягких, глухих и звонких) звуков. Выделение в словах отдельных звуков  (гласных и согласных), слого­звуковой анализ слов (установление количества  звуков в слове, их характера, последовательности). Выделение ударных слогов,  соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой­моделью,  отражающей его слого­звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с  заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми(а позже и  читаемыми) словами и предъявленными слого­звуковыми схемами­моделями.  Знакомство с буквами А, О, И, ы, У, узнавание букв по их характерным  признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное  соотнесение звуков и букв. Обучение чтению  Согласные и гласные звуки и буквы. Знакомство со способа обозначения  твердости и мягкости согласных. Чтение слогов­слияний с ориентировкой на  гласную букву. Чтение слогов с изученными буквами. Составление (из букв и  слогов разрезной азбуки) слов — после слого­звукового анализа, а затем и без  него, их чтение.  Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение вслух отдельных слов,  коротких предложений и небольших текстов, доступных по содержанию, на  основе правильного и  относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаем слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения.  Развитие устной речи Звуковая культура речи. Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи  (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование  общих речевых навыков (темп и ритм речи, дыхание, громкость,  интонирование). Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого­звуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением  ударения. Правильное произнесение всех звуков. Исправление недостатков  произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом  развитии. Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словарного  запаса. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков,  действий и объяснение их значения. Об единение и распределение по  существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и  родовых слов­названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно  выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими  словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и  понимание простейших случаев многозначное слов, омонимии, подбор  синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию  образных выражений в художественном тексте. Работа над предложением и  связной устной речью. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без  пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).  Составление по картинке или серии картинок определенного количества  предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с  соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным  предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с  использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно.  Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих. Составление рассказов о простых случаях из  собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному  учителем. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений,  потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации,  диктуемой содержанием.  Обучение чтению  Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков,  приобретенных в процессе обучения грамоте. Правильное, плавное слоговое  чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми  буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста — 25— 30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.  Развитие устной речи Послебукварный период 28 ч. Речь и ее значение в жизни. Знакомство с текстом и его значение. Наблюдения  за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста. Составление предложений на определенную  тему (о маме, о школе, о детях и т. п.) по картине; небольших устных рассказов  по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам  учителей). Речевая этика. Культура общения. Слова, используемые при  приветствии и прощании. Речевые ситуации с включением слов, употребляемых  при приветствии, прощании, при выражении извинения и благодарности. Итого 65ч. 2 класс  Тематическое планирование Наименование раздела Количество часов Примерное содержание занятий 1.Наша речь 2. Текст 3.Предложение  4.Слова, слова, слова… 5. Звуки и буквы 1 2 4 6 24 6. Части речи 24 Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог. Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста. Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог.  Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по  слогам. Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные  звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.  Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными  согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения.  Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и  глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости­звонкости  согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь). Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и орфоэпические нормы произношения  слов с этими сочетаниями. Буквосочетания ЖИ­ШИ, ЧА­ЩА, ЧУ­ЩУ и их  правописание. Правописание слов с парными по глухости­звонкости согласными на конце слова и перед согласными. Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена  существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст­ повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное  как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных.  Текст­описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное  местоимение как часть речи. Текст­рассуждение. Предлоги. 7. Повторение Итого 7 68ч.                                                                                      Тематическое планирование   Наименование раздела Количество часов Примерное содержание занятий 3 класс 1.Язык и речь 2. Текст. Предложение.         Словосочетание  3.Слово в языке и речи 4.Состав слова 5. Правописание частей слова 6. Части речи 1 5 8 7 12 30 Наша речь и наш язык. Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста. Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание.  Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об  изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном,  глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее  представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова.  Обобщение знаний о составе слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с  парными по глухости­звонкости согласными на конце слов и перед согласным в  корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов  и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с  разделительным твердым знаком (ъ). Имя существительное Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж  имен существительных.  Имя прилагательное Повторение и углубление представлений об имени  прилагательном. Текст­описание. Формы имен прилагательных. Род имен  прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.  Местоимение Лицо, число, род личных местоимений.  Глагол Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени.  Правописание частицы НЕ с глаголами. 7. Повторение Итого 5 68 ч.                                                                                       Тематическое планирование 4 класс Наименование раздела Количество часов Примерное содержание занятий 1.Повторение 2. Предложение.          3.Слово в языке и речи 4.Имя существительное 5. Имя прилагательное 6. Личные местоимения 7. Глагол 4 3 9 18 11 3 14 Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и  второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь  разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о  частях речи. Наречие. Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание  безударных падежных окончаний имен существительных в единственном  (множественном) числе. Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение  по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен  прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в  единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в  единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание  местоимений. Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов.  Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание  возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. 8. Повторение Итого            6 68 ч. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. Материально­техническое обеспечение Лента букв, образцы письменных строчных и заглавных букв, слоговые таблицы, тетради с разлиновкой в сетку, прописи. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой. Словари по русскому языку. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ. Технические средства обучения. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок Мультимедийный проектор Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по русскому языку Экран Компьютер

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019