Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
13.03.2018
Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:
• воспитание интереса к изобразительному искусству;
• развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
раб программа для марины изо.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыбинская средняя общеобразовательная школа № 7»
(МБОУ «Рыбинская СОШ №7»)
663970, Красноярский край, Рыбинский район, с. Рыбное, ул. Кузьмина, 1а.
8(39165)64121, email: shkolaN71@yandex.ru
Рассмотрено на заседании педагогического
совета с учетом мнения общешкольного
родительского комитета и совета учащихся
школы
Протокол №1 от 26 августа 2016г
Утверждено приказом директора школы
от 26 августа 2016г. Пр.№010582
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
Изобразительное искусство
на 20162017 уч.г.
для 1класса (II вариант)
2 часа в неделю (66 ч в год)
Автор составитель:
Учитель
Колычева Ирина Алексеевна
с Рыбное 2016
Пояснительная записка Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на
основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) пр. Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014 года;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 Москва
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.328615 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Минобрнауки РФ № «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20162017 уч.г.
Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Рыбинская СОШ №7»;
Учебного плана МБОУ Рыбинской средней общеобразовательной школы №7;
Положения о рабочей образовательной программе МБОУ Рыбинской средней общеобразовательной школы №7.
Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способностей к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
Задачами:
формировать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности;
развивать интерес к деятельности и ее результатам;
формировать потребность в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок,
аппликация);
формировать умение соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
обучаться приемам и средствам рисования, аппликации, лепки, конструирования; развивать восприятие основных свойств и отношений изображаемых объектов;
обогащать, уточнять и закреплять представление о предметах и явлениях окружающего мира;
совершенствовать мелкую моторику, зрительнодвигательную координацию, координацию движений обеих рук;
воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ
самооценки.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Включение лепки, рисования и элементарного конструирования в программу начального обучения обучающихся с
умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания,
но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и
коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с
умеренной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации
движений обеих рук, зрительнодвигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким
образом, в процессе обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план
выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционноразвивающие, воспитательные. Это закономерно,
поскольку такие дети обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве,
так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности
развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в
предшествующий школе период дети с умеренной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной
деятельности. К 8 годам у них не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание
рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисточки,
пластилин, глина, краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично,
однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют
пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться
кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные рисунки не ассоциируются ими с
предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и
явления.
Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности
(познавательной активности, восприятия, нагляднодейственного и нагляднообразного мышления, речи), предметной,
игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с умеренной умственной отсталостью в овладении
предметным изображением.
Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с умеренной
умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в
его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видом деятельности, например лепку и
аппликацию; игра и рисование; рисование и аппликация; рисование и конструирование; аппликация, конструирование и игру
и т. п. Это особенно важно на первых этапах обучения ребенка, когда он не в состоянии сосредоточить внимание в течение
всего урока на одном виде деятельности. Кроме того, такое построение работы позволит формировать у учащихся
понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на
различия, это будет один и тот же предмет.
Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех
учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в
своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход
должен органично сочетаться с фронтальной работой.
Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов,
применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня
овладения ими изобразительной деятельностью.
В процессе обучения изобразительной деятельности Марины целесообразно использовать следующие методы и приемы:
совместные действия учащейся и учителя, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при
изучении нового содержания);
действия учащейся по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для
создания целостного образа изображаемого предмета;
выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин,
специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с
помощью жеста;
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для
последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования; обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более
точного изображения на уроках рисования;
использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков (основы математических представлений, родная речь, и
др.).
Работа по изобразительной деятельности включает: лепку, рисование, аппликацию, элементарное конструирование.
Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей,
которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести
их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» рассчитана на 66 часов в год 33 уч. недели (2 часа в
неделю).
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы
представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы включают:
1
2
3 формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии
природной и социальной частей;
4 формирование уважительного отношения к окружающим;
5
6
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7
общепринятых правилах;
8 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9
сопереживания чувствам других людей;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социальноэмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и 10 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
12
Возможные предметные результаты:
Изобразительное искусство
(рисование, лепка, аппликация)
1) освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни:
— интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
— умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование,
аппликация);
— умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
2. способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности:
— положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;
— стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;
— умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3). готовность к участию в совместных мероприятиях:
— готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;
— умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах
рисунков, поделок.
4) владение элементарными навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами
аппликации и коллажа.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Текущая аттестация включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП
МБОУ Рыбинской СОШ №7 для Марины.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных
компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в
полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации (учитель, учитель логопед, педагог психолог, учительдефектолог) оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме
характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период
Изобразительное искусство
Базовые учебные действия
1
полугодие
2
полугодие
Рисование
Приемы работы с карандашом и кистью
соблюдение последовательности действий при работе с красками:
опускание кисти в баночку с водой
снятие лишней воды с кисти
опускание ворса кисти в краску
снятие лишней краски о край баночки
рисование на листе бумаги
опускание кисти в воду и т.д.
Рисование основных элементов
рисование точек
соединение точек
рисование линий
вертикальных
горизонтальных
Предметное рисование
рисование контура предмета:
по контурным линиям
2
1
2
1
1
4
3
2
1
1
1
2 по опорным точкам
Выполнение работы в контуре
закрашивание внутри контура
Лепка
Подготовка материала к работе
разминание материала
Деление на части
отрывание куска материала от целого куска
откручивание куска материала от целого куска
Придание формы
катание шарика
катание колбаски
выдавливание формы формочками
Видоизменение формы
сгибание колбаски в кольцо
Аппликация
Работа с бумагой
сминание бумаги
разрывание бумаги
Работа с клеем
намазывание всей поверхности клеем
Составление аппликации
сборка изображения объекта из нескольких деталей
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
0
Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет)
производится путем фикции фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве
возможного предметного результата по следующей шкале:
0– не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи. по
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения
педагогом.
3– выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5– выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем
фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве
возможного предметного результата по следующей шкале:
0– не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1–воспроизводит
пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки, педагоги, сопровождающие ребенка
делает вывод о динамике устроения СИПРа обучающейся по каждому показателю по следующей шкале:
1 – отсутствие динамики или регресс.
2 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
3 – минимальная динамика.
4 – средняя динамика.
5 – выраженная динамика.
значительными
наглядным
опорам
ошибками
со
и
Содержание программы отражено в трех разделах: рисование, лепка, аппликация.
5. Содержание учебного предмета
В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы пропедевтической и коррекционной работы,
направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков
работы с художественными материалами и др.
Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций, а также бесед по изобразительному искусству.
Рабочей программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);
рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, воображению; лепка на
тему; лепка декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности
(«подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с
натуры, по образцу; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации.
5. Календарно тематическое планирование №
п/п
№
Наименование
разделов, темы
12 Формирование интереса к
изобразительной
деятельности
о
в
л
о
К
в
о
с
а
ч
Кол
во
часо
в
2
БУДы
Основные виды деятельности
БУДЫ
Основные виды деятельности
процесс
знакомых
Рисуем для детей красками на листе
бумаги большого формата знакомые
предметы,
явления природы и
персонажей
сказок
(например:
различные игрушки;
Курочка Ряба; катится по дорожке
колобок; светит солнце, идет из тучи
дождь).
Выполняем изображения
изобразительными
различными
карандашами,
средствами (мелом,
красками),
рисования
сопровождаем
эмоциональными
высказываниями; активизируем речь
детей. Воспитываем интерес к процессу
рисования, поощряем желание детей
участвовать в деятельности.
видами
Познакомить
искусства,
изобразительного
инструментами для
материалами,
последовательным
уроков ИЗО,
расположением цветов в спектре; дать
представление
живописи;
формировать навыки и умения
организации рабочего места.
Вырабатываем правильную позу при
рисовании:
не
наклоняясь низко над листом бумаги,
сидеть свободно,
с
о
34
Волшебный мир красок.
2
представления
Иметь
материалах
используемых
изобразительной деятельности.
о
средствах
процессе
и
в
56
Развитие
правильно
карандаш.
умения
держать
2
правильно держать
Уметь
карандаш, фломастер, и т.д. .
Материально техническое обеспечение образовательной деятельности
Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся в области «Искусство». Освоение
практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых
специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе
совместных действий с взрослым.
Материальнотехническое обеспечение предмета включает:
доска комбинированная;
кисти, краски и др. художественные материалы;
рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами, картинками для раскрашивания, вырезания,
наклеивания и другой материал;
набор муляжей для рисования;
дидактические картинки по темам.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.