Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство".

  • Образовательные программы
  • docx
  • 13.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей: • воспитание интереса к изобразительному искусству; • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности; • совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
Иконка файла материала раб программа для марины изо.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Рыбинская средняя общеобразовательная школа № 7» (МБОУ «Рыбинская СОШ №7») 663970, Красноярский край, Рыбинский район, с. Рыбное, ул. Кузьмина, 1а. 8(39165)64­121, e­mail: shkolaN7­1@yandex.ru Рассмотрено на заседании педагогического  совета с учетом мнения общешкольного  родительского комитета и совета учащихся  школы Протокол №1 от 26 августа 2016г Утверждено приказом  директора школы от 26 августа 2016г. Пр.№01­05­82   Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство на 2016­2017 уч.г.  для 1класса (II вариант) 2 часа в неделю (66 ч в год)                           Автор ­ составитель:  Учитель   Колычева  Ирина Алексеевна с Рыбное 2016 Пояснительная запискаРабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на  основе:  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ­ пр. Минобрнауки № 1599  от 19.12.2014 года;    Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286­15 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и   воспитания   в   организациях,   осуществляющих   образовательную   деятельность   по   адаптированным   основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;  Приказа Минобрнауки РФ № «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016­2017 уч.г.  Адаптированной   основной   образовательной   программы   начального   общего   образования   для   обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Рыбинская СОШ №7»;  Учебного плана  МБОУ Рыбинской средней общеобразовательной школы №7;  Положения о рабочей образовательной программе МБОУ Рыбинской средней общеобразовательной школы №7.    Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:  воспитание интереса к изобразительному искусству;   развитие  воображения,   творческого   потенциала   ребенка,  желания   и   умения   подходить   к   любой   своей   деятельности творчески,   способностей   к   эмоционально­ценностному   отношению   к   искусству   и   окружающему   миру,   навыков сотрудничества в художественной деятельности;  совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами. Задачами:  формировать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности;  развивать интерес к деятельности и ее результатам;  формировать   потребность   в   отражении   действительности   доступными   изобразительными   средствами   (рисунок, аппликация);  формировать умение соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;  обучаться приемам и средствам рисования, аппликации, лепки, конструирования; развивать восприятие основных свойств и отношений изображаемых объектов;  обогащать, уточнять и закреплять представление о предметах и явлениях окружающего мира;  совершенствовать мелкую моторику, зрительно­двигательную координацию, координацию движений обеих рук;  воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки. 2. Общая характеристика учебного предмета.      Включение лепки, рисования и элементарного конструирования в программу начального обучения обучающихся с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.      Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений   обеих   рук,   зрительно­двигательной   координации,   восприятия,   представлений   об   окружающем   мире.   Таким образом, в процессе обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят   не   столько   образовательные   задачи,   сколько   коррекционно­развивающие,   воспитательные.   Это   закономерно, поскольку такие дети обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать   необходимо,   так   как   спонтанно   или   при   несоответствующих   педагогических   условиях   воспитания   в предшествующий   школе   период   дети   с   умеренной   умственной   отсталостью   не   овладевают   навыками   изобразительной деятельности.  К 8 годам  у  них  не сформирован  интерес   к  изобразительной  деятельности. Они  не проявляют  желание рисовать,   лепить,   недостаточно   знают   соответствующие   предметы   и   материалы   (карандаши,   фломастеры,   кисточки, пластилин,   глина,   краски)   и   не   умеют   ими   пользоваться.   Побужденные   к   деятельности   взрослым,   они   хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство   листа   бумаги   для   передачи   изображения,   не   могут   самостоятельно   рисовать   красками,   пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные рисунки не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и явления.       Недоразвитие   тех   психических   процессов   и   функций,   которые   составляют   основу   изобразительной   деятельности (познавательной   активности,   восприятия,   наглядно­действенного   и   наглядно­образного   мышления,   речи),   предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений обобъектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с умеренной умственной отсталостью в овладении предметным изображением.   Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его   процессе   задач   он   должен   быть   комплексным,   т.   е.   включать   несколько   видом   деятельности,   например   лепку   и аппликацию; игра и рисование; рисование и аппликация; рисование и конструирование; аппликация, конструирование и игру и т. п. Это особенно важно на первых этапах обучения ребенка, когда он не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего   урока   на   одном   виде   деятельности.   Кроме   того,   такое   построение   работы   позволит   формировать   у   учащихся понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет.      Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем   темпе,   проявлять   максимальную   степень   самостоятельности   при   выполнении   задания.   Индивидуальный   подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.     Успешность   обучения   детей   с   умеренной   умственной   отсталостью   зависит   от   разнообразия   методов   и   приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.    В процессе обучения изобразительной деятельности Марины целесообразно использовать следующие методы и приемы:  совместные действия учащейся и учителя, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);  действия учащейся по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;  действия   с   контурными   изображениями,   использование   приемов   наложения   и   обводки   шаблонов,   трафаретов   для создания целостного образа изображаемого предмета;  выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;  предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;  соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;  наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования; обыгрывание   предметов,   определение   их   функционального   назначения,   свойств   и   качеств   для   последующего   более точного изображения на уроках рисования;  использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков (основы математических представлений, родная речь, и др.).    Работа по изобразительной деятельности включает: лепку, рисование, аппликацию, элементарное конструирование.  Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др.                                                                             3.Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа   по предмету «Изобразительное искусство»   рассчитана на 66   часов в год   33 уч. недели (2 часа   в неделю). 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета    В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью результативность обучения   каждого   обучающегося   оценивается   с   учетом   особенностей   его   психофизического   развития   и   особых образовательных   потребностей.   В   связи   с   этим   требования   к   результатам   освоения   образовательной   программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.   Личностные результаты освоения программы включают: 1 2 3 формирование  социально  ориентированного  взгляда на  окружающий  мир в  его  органичном  единстве  и разнообразии природной и социальной частей; 4 формирование уважительного отношения к окружающим; 5 6 учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7 общепринятых правилах; 8 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9 сопереживания чувствам других людей; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»; социально­эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   и10 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 11 формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие   мотивации   к   труду,   работе   на   результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 12 Возможные предметные результаты: Изобразительное искусство  (рисование, лепка, аппликация) 1) освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни:  — интерес к доступным видам изобразительной деятельности;  — умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование,         аппликация);  — умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.   2. способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности:  — положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;  — стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;  — умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.  3).  готовность к участию в совместных мероприятиях:  — готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;  — умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах        рисунков, поделок. 4)  владение  элементарными навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами        аппликации и коллажа. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.    Текущая аттестация включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП МБОУ Рыбинской СОШ №7 для Марины.    Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации (учитель, учитель­ логопед, педагог­ психолог,учитель­дефектолог) оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период Изобразительное искусство                                                                                                                                                             Базовые учебные действия 1 полугодие 2 полугодие Рисование Приемы работы с карандашом и кистью ­ соблюдение последовательности действий при работе с красками:  опускание кисти в баночку с водой  снятие лишней воды с кисти  опускание ворса кисти в краску  снятие лишней краски о край баночки  рисование на листе бумаги  опускание кисти в воду и т.д. Рисование основных элементов  рисование точек  соединение точек  рисование линий  вертикальных  горизонтальных Предметное рисование  рисование контура предмета:  по контурным линиям 2 1 2 1 1 4 3 2 1 1 1 2 по опорным точкам Выполнение работы в контуре ­ закрашивание внутри контура Лепка Подготовка материала к работе ­ разминание материала Деление на части  отрывание куска материала от целого куска  откручивание куска материала от целого куска Придание формы  катание шарика  катание колбаски  выдавливание формы формочками Видоизменение формы ­ сгибание колбаски в кольцо Аппликация Работа с бумагой ­ сминание бумаги ­ разрывание бумаги Работа с клеем ­ намазывание всей поверхности клеем Составление аппликации ­ сборка изображения объекта из нескольких деталей 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 0   Оценка     достижений   возможных   предметных   результатов   по   практической   составляющей   (что   умеет)   производится путем фикции фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: 0– не выполняет, помощь не принимает. 1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.по 2 –   выполняет   совместно   с   педагогом   с   незначительной   тактильной   помощью   или   после   частичного   выполнения педагогом. 3– выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. 4­ выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции. 5– выполняет самостоятельно по вербальному заданию.       Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:  0– не воспроизводит при максимальном объеме помощи. 1–воспроизводит пробелами. 2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками. 3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками. 4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок. 5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки, педагоги, сопровождающие ребенка делает вывод о динамике устроения СИПРа обучающейся по каждому показателю по следующей шкале: 1 – отсутствие динамики или регресс. 2 – динамика в освоении минимум одной операции, действия. 3 – минимальная динамика. 4 – средняя динамика. 5 – выраженная динамика. значительными наглядным опорам   ошибками   со     и     Содержание программы отражено в трех разделах: рисование, лепка, аппликация. 5. Содержание учебного предмета      В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с художественными материалами и др.     Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе рисования, лепки и выполненияаппликаций, а также бесед по изобразительному искусству.   Рабочей программой предусматриваются следующие виды работы:  рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);   рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.  лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;  выполнение   плоскостной   и   полуобъемной   аппликаций   (без   фиксации   деталей   на   изобразительной   поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с   натуры, по образцу; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации.                                                            5. Календарно ­ тематическое планирование№ п/п №     Наименование разделов, темы 1­2 Формирование интереса к изобразительной деятельности о в ­ л о К в о с а ч Кол­ во часо в 2 БУДы Основные виды деятельности БУДЫ Основные виды деятельности       процесс знакомых Рисуем   для   детей   красками   на   листе бумаги   большого   формата   знакомые предметы,   явления   природы   и   персонажей сказок (например:   различные   игрушки; Курочка   Ряба;   катится   по   дорожке колобок;   светит   солнце,   идет   из   тучи дождь).   Выполняем   изображения изобразительными различными   карандашами, средствами   (мелом,   красками), рисования сопровождаем эмоциональными высказываниями;   активизируем   речь детей. Воспитываем интерес к процессу рисования,   поощряем   желание   детей участвовать в деятельности. видами   Познакомить   искусства, изобразительного   инструментами   для материалами,   последовательным уроков   ИЗО, расположением цветов в спектре; дать представление   живописи; формировать   навыки   и   умения организации  рабочего места. Вырабатываем   правильную   позу   при рисовании:   не наклоняясь   низко   над   листом   бумаги,   сидеть   свободно, с   о     3­4 Волшебный мир красок. 2   представления Иметь материалах используемых   изобразительной деятельности. о средствах   процессе и в       5­6 Развитие правильно карандаш.     умения держать 2   правильно   держать Уметь карандаш, фломастер, и т.д.. Материально­ техническое обеспечение образовательной деятельности Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся в области «Искусство». Освоение практики   изобразительной   деятельности,   художественного   ремесла   и   художественного   творчества   требует   некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных действий с взрослым. Материально­техническое обеспечение предмета включает: ­ доска комбинированная; ­ кисти, краски и др. художественные материалы; ­   рабочие   тетради   с   различными   геометрическими   фигурами,   цифрами,   картинками   для   раскрашивания,   вырезания, наклеивания и другой материал; ­ ­ набор муляжей для рисования; ­ дидактические картинки по темам.

Посмотрите также