АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека»
Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
06.03.2017
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для учащегося 4а класса с умственной отсталостью составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы» / Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013.
Цель программы обучения:
-углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Программа по живому миру 4 класс.docx
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Мир природы и человека»
(индивидуальное обучение на дому)
Составитель: Наумова Марина Николаевна,
учитель начальных классов (обучение детей с ОВЗ)
первой квалификационной категории 2016 – 2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для
учащегося 4а класса с умственной отсталостью составлена на основе «Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1
—4 классы» / Под ред. В.В. Воронковой; 8е издание. М.: Просвещение, 2013.
Нормативноправовые документы:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
2. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для
детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.;
3. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
Подготовительный, 1—4 классы» / Под ред. В.В. Воронковой; 8е издание. М.:
Просвещение, 2013;
4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 –
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»;
5. СанПиН 2.4.2.328615"Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
6. Федеральный образовательный стандартом для умственно отсталых детей;
7. Примерная основная образовательная программа для умственно отсталых детей;
8. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Гимназии г. Лабытнанги (14 классы) на 20162020 г. г.
Курс «Мир природы и человека» для детей с умственной отсталостью является
начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
развития понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.
Живой мир как предмет по развитию речи должен обогащать и развивать активный
словарный запас. На уроках учащиеся должны составлять простые предложения, сложные
предложения с союзами, и описывать под руководством учителя предметы и явления
природы.
Цель программы обучения:
углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие
связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и
«География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи программы обучения:
уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать
новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
2 сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека,
научить учащихся бережному отношению к природе.
Программа представлена следующими структурными элементами:
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и
I.
II.
человека».
III.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе.
IV.
Тематическое планирование по учебному предмету «Мир природы и человека».
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование следующих
учебников, учебных и методических пособий:
1. Матвеева Н. Б. Живой мир. 4 класс. Учебник для образовательных организаций,
реализующих адапт. Основные образоват. Программы\ Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О.
Куртова. – М.: Просвещение.2016 год
2. Матвеева Н. Б. Рабочая тетрадь №.1, 2 . Москва: Просвещение.2016 год.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану обучения на дому учащегося 4а класса
Гимназии г. Лабытнанги в 20162017 учебном году на изучение предмета «Мир природы и
человека» отводится 17 часов (из расчета 0,5 ч в неделю, всего 34 недели).
II. Планируемые результаты освоения предмета «Мир природы и человека»
Освоение минимума объема содержания основного образования и достижения уровня
функциональной грамотности, общекультурной компетентности, в учебнопознавательной
деятельности, включающие:
• уверенность в своих силах и возможностях;
• умения разрешать коммуникативные проблемы;
• достижения обязательного минимума содержания образования;
• сформированность общеучебных знаний, умений, навыков;
• сформированность умений социального взаимодействия;
• сформированность умений саморегуляции обучающихся в учебной деятельности.
В результате изучения предмета у учащегося должны быть
сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные
действия как основа умения учиться, адаптироваться в меняющейся жизненной обстановке.
В связи с тем, что способности к обучению у обучающихся с легкой степенью
умственной отсталостью
сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по
формированию учебных умений и навыков могут быть применимы не ко всем обучающимся,
но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий
должны быть
сформированы:
• умение принимать и сохранять учебную задачу;
• умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
форме;
• умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
3 • умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
В сфере познавательных универсальных учебных действий должны быть
сформированы:
• умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
• умение строить сообщения в устной и письменной форме;
• умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
• умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
• умение устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
• умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
• умение обобщать, т, е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
• умение устанавливать аналогии;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий должны быть
сформированы:
• умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач;
• умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в
том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;
• умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
сфере личностных универсальных учебных
действий должны быть
В
сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика»;
• выраженная устойчивая учебнопознавательная мотивация учения;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация на понимание и принятие предложений и оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
• понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
• способность к эмпатии, как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию
им, к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров;
• установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и
поступках;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать
в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения.
4 Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по учебному предмету на конец обучения в начальной школе
Достаточный уровень:
Минимальный уровень:
o представления о назначении объектов
o представления о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
o узнавание и называние изученных объектов в натуральном
виде в естественных условиях;
o отнесение изученных объектов к определенным группам с
учетом различных оснований для классификации;
o развернутая характеристика своего отношения к
изученным объектам;
o знание отличительных существенных признаков групп
объектов;
o знание правил гигиены органов чувств;
o знание некоторых правила безопасного поведения в
природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
o готовность к использованию полученных знаний при
решении учебных, учебнобытовых и учебнотрудовых
задач.
o ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о предмете
изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
o выполнение задания без текущего контроля учителя (при
наличии предваряющего и итогового контроля),
o оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней
ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное
восприятие похвалы;
o проявление активности в организации совместной
деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное
взаимодействие с объектами окружающего мира;
изучения;
o узнавание и называние изученных
иллюстрациях,
на
объектов
фотографиях;
сходных
o отнесение изученных объектов к
определенным группам (видородовые
понятия);
o называние
объектов,
отнесенных к одной и той же изучаемой
группе;
o представления об элементарных
правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
o знание требований к режиму дня
школьника и понимание необходимости
его выполнения;
o знание основных правил личной
гигиены и выполнение их в
повседневной жизни;
за
комнатными
кормление зимующих
o ухаживание
растениями;
птиц;
o составление повествовательного или
35
описательного рассказа из
предложений об изученных объектах по
предложенному плану;
o адекватное
взаимодействие
o соблюдение элементарных санитарногигиенических норм;
с
o выполнение доступных природоохранительных действий;
изученными объектами окружающего
o готовность к использованию сформированных умений при
мира в учебных ситуациях; адекватно
поведение в классе, в школе, на улице в
решении учебных, учебнобытовых и учебнотрудовых
условиях
или
задач в объеме программы.
смоделированной учителем ситуации.
реальной
III.
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в природе (5 ч)
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и
солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок
следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года
(изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние,
зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Осень
начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима
начало, середина,
конец зимы. Весна
ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение
солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость
изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам
наблюдений).
―
―
―
Сезонные изменения в неживой природе
5 Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием
подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно,
жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный –
теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое –
маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая холодная вода), почвы (сухая влажная – заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.
Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц.
Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное
время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды,
предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение
простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание,
гололед, жара и пр.)
Неживая природа (2 ч)
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода.
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой
природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства
(выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения
о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа. Растения (3,5 ч)
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые
культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека.
Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень,
стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения.
Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе.
Охрана, использование человеком.
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания.
Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Живая природа. Животные (3,5 ч)
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела.
Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни
человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник,
ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия.
Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в
природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период
гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы:
наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными
растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям,
6 правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними
животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами
помощи диким животным, и т.п.
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек,
Живая природа. Человек (2 ч)
взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в
схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа,
ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена
полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза,
уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение
новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение
правил охраны органов чувств, соблюдение
режима работы и отдыха. Первичное
ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена
питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные
продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной),
прогулки и занятия спортом.
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи
ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи
мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.
Магазины («овощифрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая
техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница.
Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в
учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и
грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской
пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила
поведения.
Наша Родина Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн
России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности.
Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны.
Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги
нашей страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений,
предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) –
прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными
людьми.
Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и
инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья,
прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники.
Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю,
элементарное описание ситуации, приведшей к травме, и своего состояния (что и где болит).
Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
7 Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения
человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми
грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния
больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы
светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение
взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для
практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей
водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Повторение (1 ч)
IV. Тематическое планирование
№
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Сезонные изменения в природе
Наблюдения за высотой солнца над
горизонтом осенью. Направление
солнечных лучей. Количество тепла
и света.
Влияние солнца на смену времён
года. Изменение продолжительности
дня и ночи. Восход и заход солнца.
Состояние неживой природы:
облачность, туман, небольшой
дождь. Наблюдение за погодой.
Календарь. Знакомство с
календарём. Элементы погоды.
Наблюдения за растениями сада,
леса осенью. Увядание цветов и
трав. Цветочные клумбы.
Экскурсия.
Домашние животные. Подготовка к
зимнему периоду
Дикие животные. Подготовка к
зимнему периоду.
Осенние работы в саду, огороде.
Труд людей осенью.
Чередование времен года.
Закрепление знаний о названиях
месяцев.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина,
камни. Экскурсия
Кол
во
часов
5
0,5
Дат
а
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
Основные виды
учебной деятельности
(на уровне БУД)
Различать признаки осени:
пасмурные дни, холодные
дожди, туманы, изменение
окраски листьев, листопад,
увядание трав, наступление
холодов, отлет птиц. Объяснять
причину сезонных изменений в
жизни живой природы.
Правильно называть изученные
объекты и явления.
Внимательно слушать учителя и
товарища. Читать правильно и
осознанно с соблюдением
интонации.
Соотносить сезонные изменения
в неживой природе с
изменениями в жизни
домашних и диких животных
осенью.
Описывать сезонные работы в
саду, в огороде, в осеннее
время года.
Правильно называть
составляющие компоненты
почвы. Практическое
исследование участка земли
8 12
Простейшие составы почвы, их
значение для растений.
Способы
рыхление, полив и т.д.
обработки почвы:
13 Формы поверхности Земли:
равнины, низменности.
14 Формы поверхности Земли: холмы,
культурные
Растения леса.
горы.
I. Живая природа. Растения.
Деревья сада, леса в зимнее время
года. Экскурсия
Растения. Части растений (корень,
стебель, ствол, ветки, почки, листья,
цветки).
Сравнение и распознавание растений
по их признакам
(деревья,
кустарники, травы).
Растения
и
дикорастущие (по 23 наиболее
распространенных).
Лекарственные растения:
календула, зверобой.
Редкие растения и их охрана
Растения поля. Рожь, пшеница, овес
и др. Строение полевых растений:
корень, стебельсоломина, лист,
колос, метелка.
Лес.
Деревья
хвойные и лиственные. Кустарники.
II. Живая природа. Животные.
Домашние животные:
свинья,
корова, лошадь, овца (внешний вид,
питание,
уход за
детеныши,
домашним животным).
Разведение человеком домашних
животных, уход за ними. Ферма.
Домашние птицы: курица, гусь,
утка. Внешний вид, повадки, забота
о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь.
Внешний вид,
образ жизни.
Сравнение с домашними уткой и
гусем.
Птицы. Разнообразие птиц.
Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Насекомые. Внешний вид, образ
жизни, питание. Полезные
насекомые.
Насекомыевредители.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
0,5
0,5
0,5
3,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Обозначь части растений.
Сравнивать строение дерева
и кустарника.
Сравнивать и различать,
классифицировать: деревья,
кустарники, травы.
Устанавливать причинно
следственные связи.
Классифицировать растения
по внешним признакам
Описывать по плану и
картинке домашних птиц и
животных, объединять их по
общему признаку, находить
лишнее и обосновывать
высказанное суждение.
Распознавать и называть птиц
по внешнему виду.
Иметь представление о
внешнем виде насекомых
используя картинный
материал и набор слайдов
9 29
30
31
32
33
34
травматизма
III. Живая природа. Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика
головного мозга.
Режим дня. Предупреждение
перегрузок, правильное чередование
труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на
здоровье человека. Экскурсия
Забота человека о чистоте воды,
воздуха, забота о земле.
Охрана редких растений и
исчезающих животных.
Повторение
Взаимосвязь сезонных изменений в
неживой и живой природе.
Экскурсия.
Взаимодействие человека и
природы, значение состояния
природы в жизнедеятельности
человека
2
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Описывать по плану
строение головного мозга
Обобщать и систематизировать
знания о взаимосвязи сезонных
изменений в неживой и живой
природе.
Обобщать и систематизировать
знания о взаимодействии
человека и природы.
10
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.