АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»
Оценка 4.9

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
дефектология
4 кл
06.03.2017
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Речевая практика»
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Устная речь» для учащегося 4а класса с умственной отсталостью составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой - раздел «Русский (родной) язык» авторы: А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, С. И. Шишкова. М. Просвещение, 2013.
Программа по речевой практике 4 класс.docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ Рассмотрена на заседании методического  объединения протокол  от _______2016 г  №________ Утверждена приказом от _______ 2016 г         №________   Принята на заседании НМС  от ________ 2016 г. протокол  №________ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Речевая практика»  (индивидуальное обучение на дому) Составитель: Наумова Марина Николаевна, учитель начальных классов (обучение детей с ОВЗ)     первой  квалификационной  категории 2016 – 2017  учебный год I. Пояснительная записка Адаптированная   рабочая   программа  по   учебному   курсу   «Устная   речь»  для учащегося     4а   класса   с   умственной   отсталостью   составлена  на   основе    «Программы специальных   (коррекционных)   образовательных   учреждений   VIII   вида.   Подготовительный класс,   1   –   4   классы»,   под   редакцией   В.В.   Воронковой   ­ раздел   «Русский   (родной)   язык» авторы: А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, С. И. Шишкова. М. Просвещение, 2013. Нормативно­правовые документы:  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273­ФЗ;  Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.;  «Программы   специальных   (коррекционных)   образовательных   учреждений   VIII   вида: Подготовительный,   1—4   классы»   /   Под   ред.   В.В.   Воронковой;   8­е   издание.   ­   М.: Просвещение, 2013.   СанПиН   2.4.2.3286­15"Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих  образовательную деятельность   по   адаптированным   основным   общеобразовательным   программам   для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".  Федеральный образовательный стандарт для умственно отсталых детей;  Примерная основная образовательная программа для умственно отсталых детей;  Адаптированная   основная   общеобразовательная   программа   начального   общего образования   учащихся   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями) Гимназии г. Лабытнанги (1­4 классы) на 2016­2020 г. г. Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» (0­4­е классы) обусловлено несовершенством   речевой   практики   умственно   отсталых   школьников,   что   задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.   Цели:  повышение уровня психологической и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению;  коррекция нарушений психофизического развития детей;  социализация личности обучающихся;  подготовка к усвоению первоначальных навыков общения. Большое значение для учащихся в овладении речью имеет создание речевой среды, где решающая   роль   принадлежит   речевому   поведению   учителя.   Речь   педагога   должна   быть естественной, доступной пониманию школьника с интеллектуальной недостаточностью и, что чрезвычайно   значимо,   построена   по   принципу   синтаксической   синонимии   (предложения­ синонимы). Задачи раздела «Устная речь»:  способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;  корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;  формировать выразительную сторону речи;  учить строить устные связные высказывания;  воспитывать культуру речевого общения. Раздел «Устная речь»  включает в себя несколько подразделов:  1.   Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.  2 2.  Дикция и выразительность речи. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости  произношения, эмоциональной выразительности речи. 3.   Подготовка   речевой   ситуации   и   организация   высказывания.  В   содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими. 4.  Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы   по   обогащению   речи   учащихся   словами,   оборотами,   служащими   для   выражения благодарности, просьбы, приветствия. Программа представлена следующими структурными элементами: I. II. III. IV. Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика». Содержание учебного предмета «Речевая практика» в 4 классе. Тематическое планирование по учебному предмету «Речевая практика». Адаптированная   рабочая   программа   ориентирована   на   использование   следующих учебников, учебных и методических пособий: 1. С.В.   Комарова   «Устная   речь»   4   класс   (учебник   для   специальных   (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида», Москва, «Просвещение», 2016 г. 2. С.В.   Комарова   «Устная   речь»   4   класс   (учебник   для   специальных   (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида», Москва, «Просвещение», 2016 г. Место учебного предмета в учебном плане Согласно индивидуальному учебному плану обучения на дому учащегося 4а класса Гимназии г. Лабытнанги  в 2016­2017 учебном году на изучение предмета «Речевая практика» отводится 34 часа (из расчета 1 ч в неделю, всего 34 недели). II. Планируемые результаты освоения предмета «Речевая прктика» Освоение минимума объема содержания основного образования и достижения уровня функциональной   грамотности,   общекультурной   компетентности,   в   учебно­познавательной деятельности, включающие:  •  уверенность в своих силах и возможностях; •  умения разрешать коммуникативные проблемы; •  достижения обязательного минимума содержания образования; •  сформированность общеучебных знаний, умений, навыков; •  сформированность умений социального взаимодействия; •  сформированность умений саморегуляции обучающихся в учебной деятельности. В   результате   изучения   предмета   у   учащегося   должны   быть     сформированы личностные,   регулятивные,   познавательные     и   коммуникативные   универсальные   учебные действия как основа умения учиться, адаптироваться в меняющейся жизненной обстановке. В   связи   с   тем,   что   способности   к   обучению   у   обучающихся   с   легкой   степенью умственной   отсталостью     сугубо   индивидуальны,   приведённые   ниже   требования   по формированию учебных умений и навыков могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться. В   сфере   регулятивных   универсальных   учебных   действий    должны   быть сформированы: • умение принимать и сохранять учебную задачу; • умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; 3 • умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; • умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; •  умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; В   сфере   познавательных   универсальных   учебных   действий  должны   быть сформированы: • умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • умение строить сообщения в устной и письменной форме; •   умение   осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и   несущественных признаков; • умение осуществлять синтез как составление целого из частей; • умение устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • умение обобщать, т, е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • умение устанавливать аналогии; В   сфере   коммуникативных   универсальных   учебных   действий  должны   быть сформированы: •   умение   адекватно   использовать   коммуникативные,   прежде   всего   речевые,   средства   для решения различных коммуникативных задач;  •   умение   строить   монологическое   высказывание   (в   том   числе   сопровождая   его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию; • умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.   сфере   личностных   универсальных   учебных     действий  должны   быть В   сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика»; • выраженная устойчивая учебно­познавательная мотивация учения; • адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;  •   ориентация   на   понимание   и   принятие   предложений   и   оценок   учителей,   товарищей, родителей и других людей; • понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение; •   ориентация   в   нравственном   содержании   и   смысле   как   собственных   поступков,   так   и поступков окружающих людей; • способность к эмпатии, как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию им, к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров; •   установка   на   здоровый   образ   жизни   и   навыки   реализации   её   в   реальном   поведении   и поступках; 4 • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов  по учебному  предмету на конец обучения в начальной школе  Достаточный уровень: Минимальный уровень: o формулировка   просьб   и   желаний   с использованием   этикетных   слов   и выражений; o участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; o восприятие на слух сказок и рассказов; ответы   на   вопросы   учителя   по   их содержанию   на иллюстративный материал; опорой с     o выразительное произнесение чистоговорок,   коротких   стихотворений с опорой на образец чтения учителя; o участие   в   беседах   на   темы,   близкие   личному опыту ребенка; o ответы   на   вопросы   учителя   по содержанию прослушанных и/или  o просмотренных радио­  и телепередач. o понимание   содержания   небольших   по   объему сказок, рассказов и стихотворений;  o ответы на вопросы; o понимание   содержания   детских   радио­и телепередач, ответы на вопросы учителя; o выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; o активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; o высказывание своих просьб и желаний;  o выполнение   речевых   действий   (приветствия, прощания,   извинения   и   т.   п.),   используя соответствующие этикетные слова и выражения; o участие   в   коллективном   составлении   рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; o составление   рассказов   с   опорой   на   картинный или картинно­символический план. III. Содержание учебного предмета Общение и его значение в жизни Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для  чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с   нами по радио, с кино­ и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему   книгу   называют   собеседником?   Какой   это   собеседник   устный   или письменный? Что мы узнаём из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние   речи   на   поступки   людей.   Свойства   слов:   радовать,   огорчать,     утешать, сердить, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать т. д. Аудирование Повторение  предложений   (из   5—6  слов),   разных   по структуре, вслед за учителем. Прослушивание   коротких   сказок   или   рассказов   в   магнитофонной   записи   с   их последующим пересказом. ситуациях. Дикция и выразительность речи Практическое  использование  силы  голоса,  тона  и  темпа  речи в  различных  речевых Многообразие     тона       речи,       выражающего   человеческие   чувства.   Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых   фраз  с   пиктограммами.   Мимика   и   жесты.   Упражнения   в  передаче   чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с                       опорой на пиктограммы и без них. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания 5 Лексические темы:  «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели»,     «Я дома»,   «Я за порогом  дома», «Я в мире природы».  Примерная тематика      речевых ситуаций:  «Игра по правилам» «Мой старший друг. Почему   с   ним   интересно?»;   «12   месяцев»,   «Бременские   музыканты»   (сцены     из   сказок) «Сочиняем   стихотворение.   Мы   поэты»,   «Придумываем   сказку.   Мы   сказочники»;     «Мой помощник   телефон»   (справочные   телефонные   службы),     «Вместе   в   беде   и   радости), «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу», «В гостях у леса».  Определение     темы   ситуации,   обсуждение   того,   что   можно   сказать   по   этой   теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по­разному:  Красивую речь приятно  и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно  слушать;   Мне   интересно   быть   с   моим   старшим     братом.   Он   всегда рассказывает о том, чего я не знаю.  Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает  много разных историй и интересно их рассказывает.  Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос ­ ответ, вопрос — сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в Москву?  Составление   связного   высказывания   на   основе   серии   сюжетных   картинок   с использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной структуры высказывания (начало — основное содержание — конец): Жил­был гриб­боровик. Был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он спрятался под еловой лапой. Культура общения Устное    и    письменное    приглашение,    поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста. Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. Дат № п/п Сила голоса – 3 ч а IV. Тематическое планирование Тема урока Основные виды учебной деятельности 3. 1. 2. Понятие “громкая”,  “спокойная”, “шепотная” речь. Хоровые упражнения с  использованием силы голоса. Индивидуальные упражнения с  использованием силы голоса. Речевая ситуация « Игры с друзьями» ­ 3 ч Обсуждение темы. Подготовка  и обсуждение атрибутов. Активизация, обогащение,  уточнение словаря. 4. 5. 6. Составление разных по  содержанию предложений и  фрагментов речи. Слушание, запоминание и  воспроизведение комплексов слогов, слов Игры и упражнения на подвижность   органов речи Заучивание чистоговорок с  голоса  учителя, отчетливое произношение Называть предметы и действия,  соотнесение их с картинками Слушание, запоминание и  воспроизведение комплексов слов Составлять совместно с учителем разных  по содержанию предложений с опорой на  иллюстративный материал по теме  ситуации 6 Темп речи – 5 ч 7. 8. 9. 10. 11. Речь как средство передачи  мыслей и чувств. Темп речи. Понятие о быстром  и медленном темпе речи. От чистоговорки к  скороговорке. Понятие об ускоренном и  замедленном темпе речи. Хоровые и индивидуальные  упражнения в ускорении и  замедлении темпа. Слушание, запоминание и  воспроизведение комплексов слов Запоминать скороговорки с  голоса  учителя, отчетливое произношение Запоминать со слов учителя небольшие  стихи чистоговорки и скороговорки. Запоминать со слов учителя небольшие  стихи чистоговорки и произносить в  ускоренном и замедленном темпе речи  Игры и упражнения на подвижность   органов речи Речевая ситуация “Зимние забавы” – 5 ч 12. Обсуждение темы. Подготовка  и обсуждение атрибутов. Активизация, обогащение,  уточнение словаря. 13. 14. 15. 16. Тон речи – 5 ч 17. 18. 19. 20. 21. Составление, конструирование  и переконструирование  предложений. Ролевая игра Ролевая игра Понятие: вопросительные и  восклицательные интонации в  речи.  Дифференциация понятий:  радость­грусть. Хоровые упражнения в  выражении речью радости и  грусти.  Индивидуальные упражнения в  выражении радости и грусти. Инсценировка сказки  “Двенадцать месяцев ”. Называть предметы и действия,  соотнесение их с картинками Слушание, запоминание и  воспроизведение комплексов слов Составлять совместно с учителем разных  по содержанию предложений с опорой на  иллюстративный материал по теме  ситуации Принимать участие в вопросно­ответных  диалогах Принимать участие в вопросно­ответных  диалогах Произносит одной и той же фразы с  вопросительной, повествовательной и  восклицательной интонацией. Упражнения на дифференциацию  понятий: радость­грусть. Игры и упражнения на подвижность   органов речи с выражением радости и  грусти Игры и упражнения на подвижность   органов речи с выражением радости и  грусти Принимать участие в вопросно­ответных  диалогах с выражением радости, грусти и  использованием интонаций Чувства – 3 ч 22. 23. 24. Знакомство и дифференциация  понятий гнев – страх. Хоровые упражнения в  выражении страха и гнева. Различать   на   рисунках   (пиктограммах) выражения этих чувств. Игры   и   упражнения   на   подвижность органов   речи.  Различать   на   рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств Инсценирование фрагментов по  Принимать участие в вопросно­ответных  7 теме (сказка “Бременские  музыканты”). диалогах. Речевая ситуация «Мой помощник телефон» (справочные телефонные  службы)­ 1 ч 25. Обсуждение темы. Подготовка  и обсуждение атрибутов. Активизация, обогащение,  уточнение словаря. Ролевая  игра. Называние предметов и действий,  соотнесение их с картинками. Слушание, запоминание и  воспроизведение комплексов слов. Принимать участие в вопросно­ответных  диалогах Общение и его значение в жизни. Культура общения – 3 ч 26. Общение  с природой.  27. 28. Речевое общение. Правила  речевого общения. Письменное общение.  Использование письменного  общения в жизни. Речевая ситуация «Я выбираю книгу» ­ 4 ч Обсуждение темы. Подготовка  и обсуждение атрибутов.  Активизация, уточнение и  обогащение словаря по теме. 29. 30. 31. 32. Составление, конструирование  и переконструирование  предложений. Ролевая игра. Речевое общение со старшими. Речевое общение с  малознакомыми людьми. Выполнять задания по словесной  инструкции Выполнять задания по словесной  инструкции Принимать участие в вопросно­ответных  диалогах. Написание  вывески, открытки,  афиши и т.д. Называть предметы и действия,  соотнесение их с картинками. Слушание, запоминание и  воспроизведение комплексов слов Составлять совместно с учителем разных  по содержанию предложений с опорой на  иллюстративный материал по теме  ситуации. Принимать участие в вопросно­ ответных диалогах Принимать участие в вопросно­ответных  диалогах. Соблюдать правила речевого  этикета. Принимать участие в вопросно­ответных  диалогах. Соблюдать правила речевого  этикета. Речевая ситуация «Вместе в беде и радости» ­ 2 ч 33. 34. Обсуждение темы. Подготовка  и обсуждение атрибутов.  Активизация, обогащение,  уточнение словаря. Составление, конструирование  и переконструирование  предложений. Ролевая игра. Называть предметы и действия,  соотнесение их с картинками. Слушание,  запоминание и воспроизведение  комплексов слов Составлять совместно с учителем разных  по содержанию предложений с опорой на  иллюстративный материал по теме  ситуации. Принимать участие в вопросно­ ответных диалогах. 8 9

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Речевая практика»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Речевая практика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017