Адаптивная физическая культура
Выполнила – Ромашова Лада Витальевна,
БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
4 курс,192-о группа
БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»,
Научный руководитель - преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории Рощина Анна Николаевна
2023 г.
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями сегодня немыслима без их физической реабилитации.
Реабилитационные воздействия направлены как на устранение или снижение имеющегося нарушения здоровья человека, так и на функциональную перестройку активности преимущественно структурных элементов двигательного анализатора, включение компенсаторных и адаптивных механизмов организма в целом.
АФК – это динамично развивающийся социальный феномен, имеющий основные признаки:
1. Некоторые социальные группы, государственные и общественные структуры имеют потребность в эффективном развитии отрасли реабилитации.
Доля лиц с ограниченными возможностями в населении земного шара составляет почти 10%. Наибольшее значение показателя среди тех, кто занимается адаптивным спортом, занимают дети-инвалиды, но проводится много работы по привлечению инвалидов в возрасте от 18 лет. Социальная адаптация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями имеет активную разработку в последние годы;
2. Формирование собственной инфраструктуры (федераций и клубов адаптивного спорта, государственных спортивно-оздоровительных учреждений, центров паралимпийской подготовки), материально-технической базы, требующей динамики в развитии (протезной техники и специального спортивного инвентаря); наличие организаторов и спонсоров соревнований для лиц с ограниченными возможностями.
3. Выполнение определённых социальных функций оздоровления и реабилитации, воспитания, мотивации и информации (в печатных изданиях, на радио и телевидении, в Интернете и т.д.) для конкретной категории населения;
4. Формирование системы подготовки квалифицированных кадров (медицинские работники, тренеры, педагоги, социальные работники). В ряде ВУЗов есть возможность для обучения на факультетах и кафедрах АФК.
Несмотря на различные социальные парадигмы, общество может функционировать только посредством взаимодействия конкретных индивидуумов.
Исходным элементом в системе АФК выступают лица с ОВ, объединённые социальными связями.
С каждым годом возрастает роль государственных структур в процессе социализации. Наиболее важные законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие АФК:
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для Инвалидов, принятые ООН в 1993 году;
- «Конвенция о правах инвалидов»;
- Конституция РФ;
-«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ
на период до 2020 года», утвержденная Правительством РФ в 2008г.;
- «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года»,
утвержденная Правительством РФ в 2009г.;
- ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»;
- Дополнения к Методическим рекомендациям по организации деятельности
спортивных школ в РФ «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта»;
- Национальная программа демографического развития России;
- Федеральные законы - «О социальной защите инвалидов в РФ», «О физической культуре и спорте в РФ», «Об образовании»;
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 -2010 годы;
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- Примерное положение о реабилитационном учреждении;
- Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
- Постановление Министерства труда и социального развития РФ, узаконившие должность тренера-преподавателя и инструктора-методиста по АФК.
Людям с ограниченными возможностями создаются современные и качественные условия для спортивных тренировок, обеспечивая их мотивацию и потребность в спорте. Существенные факторы влияния на масштаб, изменения динамики и структуры инвалидности - выделение части национального дохода на обеспечение инвалидов, согласно желанию и возможностям общества.
Методы адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения
Методика адаптивного физического развития ребенка с нарушениями зрения опирается на применение следующих методов обучения физическим навыкам и действиям:
1. Метод практической деятельности. Он основан на многократном повторении выполнения того или иного физического упражнения или его части. Каждое упражнение разбивается на части и происходит последовательное освоение выполнения конкретной части упражнения – совершение определенных двигательных действий. Движения сначала отрабатываются в медленном темпе, затем, он увеличивается, увеличивается и количество повторений, и происходит усложнение условий выполнения того или иного движения. Практика позволяет полноценно освоить выполнение того или иного физического действия, упражнения.
2. Метод словесного обучения. Поскольку наглядное восприятие ребенка с нарушением зрения нарушено, то словесные методы активно применяются в физическом развитии. Каждое движение детально описывается и его выполнение сопровождается словесным пояснением. Действиями ребенка на этапе освоения упражнений, движений необходимо управлять – словесными командами, указаниями. Слово позволяет активизировать ощущения ребенка т.е. позволяет чувствовать свое тело, свои мышцы при совершении различных движений.
3. Метод стимулирования двигательной активности ребенка. Движения должны приносить ребенку радость. Это чувство требует стимула своего развития, поскольку, при нарушении зрения, ребенок чувствует страх перед неизведанным, ощущает неуверенность в собственных силах, свою неполноценность. Потому, необходимо уделить внимание формированию чувства удовлетворения от собственной физической деятельности, устранению страха и неуверенности в себе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2017 год [Текст]: Доклад Министерства спорта Российской Федерации, 2017 г.
2. Методика адаптивной физической культуры для слабовидящих и поздноослепших детей в школе–интернате //Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 25.08.2022. — https://spravochnick.ru/pedagogika/metodika_adaptivnoy_fizicheskoy_kultury_dlya_slabovidyaschih_i_pozdnooslepshih_detey_v_shkole_internate/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.