Адаптивная физическая культура с детьми с ОВЗ в рамках дополнительного дошкольного образования
В нашем дошкольном учреждении условия успешной социализации детей с ОВЗ является занятие физической культурой и спортом, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и почувствовать свою значимость. Физическая культура выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует сохранению, укреплению и развитию физических качеств, позволяет раскрыть горизонты физического потенциала.
Анализируя процесс физического воспитания в дошкольном учреждении, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), надо отметить, что специфической направленностью в работе с такими детьми, является ее коррекционно-развивающая сторона, в том числе и процесса физического воспитания.
Основная цель работы инструктора по физической культуре – обеспечить ребенку с ОВЗ не только возможность сохранения здоровья за период воспитания в детском саду, но и научить его «помогать» своему здоровью, сформировать у него необходимые знания укрепления здоровья в повседневной жизни.
На занятиях физической культурой осуществляются следующие задачи:
— оздоровительная
— образовательная
— воспитательная
— коррекционно-развивающая
Оздоровительные: укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию;
Образовательные: в основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями.
Воспитательные: воспитание сознательного отношения к занятиям физической культуры, воспитание самостоятельности, воспитание чувства коллективизма.
Коррекционные: корректировать нарушения в движениях (закрепощенность, неточность, несогласованность рук и ног), нарушения осанки, сутулость, движение по прямой линии (регулятивные УУД), корректировать выразительность в подвижных играх, коррекция дифференцировки усилий, времени и пространства.
Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни. Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Для решения поставленных задач с детьми – инвалидами ежедневно проводятся следующие мероприятия:
упражнения на расслабление мускулатуры и плечевого пояса;
упражнения на согласованность работы рук и ног;
упражнения для всех групп мышц;
дыхательные упражнения и релаксация;
упражнения на координацию: равновесие и меткость;
упражнения на укрепление мышц свода стопы;
комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки;
Большая часть упражнений подобрана в форме игры.
Дети любят заниматься. А счастливый ребёнок – это мечта каждого родителя.
Положительными особенностями упражнений являются:
-отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);
-возможность длительного применения;
-универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;
-положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
-стимулирующее влияние на все органы и системы организма.
Спортивно – оздоровительные мероприятия для наших ребят — это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения. С другой стороны, это активная творческая деятельность, где дети — инвалиды, имея в движениях эстетические погрешности, все равно стремятся к совершенству, изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой индивидуальный стиль, неповторимый облик, вкладывая в него гармонию бодрости и силу духа. Это даёт поведению, характеру и образу жизни новые эмоции, который позволяет ребёнку — инвалиду повысить свою самооценку собственного «Я», тем самым социализироваться в обществе.
Таким образом, в результате проведённой работы можно сделать заключение о том, что адаптивный спорт, адаптивная двигательная коррекция и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем, предусматривая общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.
Список литературы:
Бегидова Т.П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. — М.: Физическая культура и спорт,2007.-192 с.
Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: Учебное пособие / В.С. Ткаченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 384с.
Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 192с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.