УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ Кондинская СОШ
____________/__________________
Приказ № _______ от
«___30__»______08____2019__г.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Кондинская средняя общеобразовательная школа
Адресная программа
повышения квалификации педагогов
г.п. Кондинское
2019 г.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………….….…1
1.1. Концептуальная основа Программы: общая целевая
направленность обучения педагогических работников………………...…2
1.2. Краткая характеристика затруднений и профессиональных
потребностей педагогов……………… ……..……………………………..…3
1.3. Цель и задачи Программы……………………………………….………..….4
1.4. Сроки и этапы реализации Программы…………………….……………….5
2. Организационное и функциональное обеспечение Программы……..….6
2.1. Функции директора ……………………………………………………….....5
2.2. Функции Заместителя директора по учебной работе………………………2
2.3. Функции педагогов…………………………………………………………….3
3. Содержание обучения педагога. Учебно-тематический план
реализации Программы ………………………………………………..…….7
3.1. Содержание …………………………………………………………………..5
3.2. Целевые группы ………………………………………..…………………….8
3.3. График прохождения курсов повышения квалификации………………...3
3.4. Внутриорганизационные формы методической работы повышения
профессионального мастерства педагогов………………………………....9
4. Планируемые результаты…………………………………………….……..10
1. Пояснительная записка
Актуальность. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. отмечается, что важным фактором, благоприятно влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.
С другой стороны, она персонифицирована с точки зрения того технического задания, которое дает педагогу руководитель образовательной организации в зависимости от задач Программы развития школы, от особенностей тех проектов, в которые включен учитель в организации. Одним из способов реализации индивидуальных образовательных программ педагогов является внутрифирменное обучение, которое позволяет организовать непрерывное профессиональное образование с максимальной пользой для каждого работника в соответствии с его запросами, целенаправленно используя все возможности и средства образовательной организации.
Актуальность данной темы объясняется не только введением в образовательный процесс компетентностного подхода в связи со сменой образовательной парадигмы и ориентацией на целенаправленное развитие ключевых компетенций, но и внедрением профессионального стандарта «Педагог», направленного на развитие новых профессиональных качеств учителя, а также в связи с переходом к эффективному контракту. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты (как ученика, так и педагога) возникает объективная потребность в новой школе. Главная задача новой школы – это раскрытие способностей каждого ученика. Необходимость успешного решения этой задачи делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов.
Учитель "новой школы" - это: специалист, мотивированный на работу с учащимися, открытый новшествам, способный к своему личностному и профессиональному развитию, хорошо разбирающийся в психологии ребенка, способный проанализировать и понять поведение ученика, оказать ему поддержку и помощь, особенно в период возрастных кризисов, владеющий современными образовательными технологиями, владеющий современными методиками преподавания.
Вместе с тем в условиях модернизации образования, внедрения новых образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса, реализации новых моделей и содержания непрерывного профессионального образования возникают противоречия между:
ü необходимостью модернизации системы подготовки педагогических кадров в образовательной организации и несовершенством моделей обучения, ориентированных на качественный результат;
ü сохранением традиционных подходов к обучению персонала и неудовлетворенностью педагогов устаревшими формами и содержанием этой деятельности.
Анализ педагогических кадров: в 2019-2020 учебном году педагогический коллектив МКОУ Кондинская СОШ составляет 40 педагогов, из них:
1) по уровню квалификации:
ü с высшей квалификационной категорией – 1 (3%);
ü с I квалификационной категорией – 9 (23%);
ü соответствие занимаемой должности – 26 (65%);
ü без категории – 2 (5%);
2) по уровню образования:
ü высшее педагогическое образование - 37 (93%);
ü среднее специальное - 3 (7%);
3) по стажу работы:
ü от 0 до 5 лет – 1 (3%);
ü от 5 до 10 лет – 0;
ü от 10 до 15 лет – 4 (10%);
ü от 15 до 20 лет – 3 (7%);
ü 20 и более лет – 32 (80%).
1.1. Концептуальная основа Программы: общая целевая направленность обучения педагогических работников в образовательном учреждении
В условиях обновления содержания образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога.
Актуальность проблемы обновления образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально – практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться запланированных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
С этой целью необходимо смоделировать систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, применить всевозможные ресурсы для решения этой проблемы, оснастить её современным техническим и учебно-методическим обеспечением, усовершенствовать нормативно-правовую базу; создать гибкую и мобильную систему, способную удовлетворить потребности в повышении квалификации для эффективного осуществления модернизации образования в школе, введения новых ФГОС.
Программа повышения квалификации составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Ф3 № 273 «Об образовании Российской Федерации» 2012 г.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образование» на 2013-2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 №2148-р, от 15.052013 №792-р).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009 № 373.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
5. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. N761н Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (разделобновлен 17 октября 2018 года).
6. Приказ Минобрнауки от 24 марта 2010 г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
1.2. Краткая характеристика затруднений и профессиональных потребностей педагогических работников
Персонифицированная (адресная) программа повышения квалификации, указывает на учителя или педагога, который испытывает определённые профессиональные затруднения в том или ином вопросе образовательной деятельности. Профессиональные затруднения педагогов можно разделить на пять основных групп: общепедагогические, психолого-педагогические, научно-теоретические, методические, коммуникативные.
Общепедагогические профессиональные затруднения: владение современными образовательными технологиями, владение технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов, владение методическими приемами, педагогическими средствами и их совершенствование, умение работать с информационными источниками, умение осуществлять оценочно-ценностную рефлексию.
Научно-теоретические профессиональные затруднения: знание теоретических основ науки преподаваемого предмета, знание методов науки преподаваемого предмета, знание истории развития науки и современных её достижений.
Методические профессиональные затруднения: знание содержания образования учащихся по учебному предмету, знание методов и приемов обучения школьников учебному предмету, знание форм организации обучения школьников учебному предмету, знание средств обучения школьников учебному предмету.
Психолого-педагогические профессиональные затруднения: знание психологических особенностей учащихся, знание психологических закономерностей обучения, воспитания и развития школьников, знание теоретических основ педагогики, знание педагогических технологий.
Коммуникативные профессиональные затруднения педагогов: умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей, умение убеждать, аргументировать свою позицию, владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации, эмоциональное выгорание, профессиональные деструкции.
Анализ профессиональных затруднений педагогов МКОУ Кондинская СОШ показал, что наиболее часто учителя испытывают затруднения в построении образовательного процесса и в организации взаимодействия, а именно:
ü при разработке учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу;
ü в построении образовательного процесса, в частности организации индивидуальной работы с учащимися;
ü в организации взаимодействия учитель – ученик;
ü затруднения при развитии мотивации и самостоятельности учащихся в образовательном процессе;
ü применение современных способов, методов, приемов активизации учащихся в обучении;
ü при решении задач по учѐту потребностей учащихся (разработка способов педагогической поддержки школьников);
ü оказание помощи ученикам в преодолении учебных затруднений; организация дифференцированного обучения; построение индивидуального образовательного маршрута ученика в соответствии с ФГОС;
ü проектирование и использование различных форм и технологий взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией.
В организации взаимодействия следует особо выделить несовпадение собственных установок (целей-ценностей) учителя на работу в классе и установок (целей-ценностей) обучающихся, что является основной причиной возникновения затруднений учителя в построении образовательного процесса в основной школе. Учителя испытывают затруднения в организации взаимодействия школьников с разными людьми, проблемы дисциплины и не владеют эффективными способами их разрешения.
1.3. Цель и задачи Программы
Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать проблему: каким образом организовать обучение кадров в образовательной организации с целью формирования актуальных профессиональных компетенций, соответствующих новым требованиям к профессиональному уровню педагогических работников?
Внедрение данного проекта в образовательной организации позволит:
ü организовать сообщества педагогов, объединенных едиными согласованными целями, реализация которых дает возможность получить новое качество на уровне педагогического результата;
ü осуществлять взаимообмен педагогов профессионально значимой информацией и результатами деятельности;
ü организовать совместное проектирование и рефлексию педагогической деятельности и ее результатов;
ü способствовать открытости педагогов, их взаимной заинтересованности в эффективности действий друг друга.
Общая цель: создание мобильной системы повышения квалификации, обеспечивающей широкий спектр возможностей для формирования профессиональных компетенций педагогов в рамках реализации персонифицированных (адресных) программ повышения квалификации.
Задачи проекта:
ü совершенствовать управленческие компетенции руководителей образовательного учреждения;
ü разработать модель методического сопровождения индивидуальных образовательных программ педагогов;
ü оптимизировать возможности информационно-образовательной среды школы для проектирования индивидуальных программ повышения квалификации;
ü вовлечь педагогов в разработку программ повышения квалификации на основе решения конкретных проблем образовательной организации.
1.4. Сроки, этапы и план реализации Программы
Реализация проекта запланирована в период с2019-2020по2021-2022 учебный год.
Этапы реализации :
I этап – Установочно-диагностический (сентябрь – декабрь 2019 г.)
Анализ ресурсных возможностей педагогов школы, выявление дефицитов и индивидуальных образовательных запросов педагогов, определение перспективных направлений организации обучения педагогических кадров, создание организационно-управленческих условий для реализации проекта.
II этап–Модельно-функциональный (январь 2020 –декабрь 2021 г.)
Проведение мероприятий по достижению целей проекта, моделирование качественно нового состояния информационно-образовательной среды организации, обеспечивающей широкий спектр возможностей и условий для проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации педагога. Развитие комплексной системы мониторинга. Корректировка проекта.
III этап –Оценочно-результативный (январь - май 2022 г.)
Самооценка эффективности введения персонифицированной (адресной) модели повышения квалификации в школе. Анализ результатов реализации персонифицированных программ ПК и проведение необходимых исследований для выявления дефицитов и степени удовлетворенности педагогов организацией обучения. Создание продукта проекта.
План мероприятий по реализации на период 2019-2022 годы
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
Этап I – Установочно-диагностический сентябрь - декабрь2019 г. |
|||
1 |
Создание нормативно-правовой базы(Уточнение критериев на стимулирующие выплаты, создание критериев для рейтинговой системы в рамках внутришкольного конкурса педагогического мастерства) |
Сентябрь 2019 |
Рабочая группа |
2 |
Диагностические исследования с целью выявления уровня профессиональной компетентности и методической подготовки учителей. |
Октябрь 2019 |
Метод.совет |
3 |
Изучение мотивации педагогов. |
Ноябрь 2019 |
Метод.совет |
4 |
Составление Адресных программ повышения квалификации педагога |
Декабрь 2019 |
Педагоги |
5 |
Корректировка базы данных по курсовой подготовке, дистанционных курсов. |
Сентябрь – декабрь 2019 |
Методический совет школы |
Этап II - Модельно-функциональный 2020 - 2021 г. |
|||
1 |
Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации проекта |
Сентябрь – декабрь 2019 |
Методический совет школы |
2 |
Проведение семинаров, педсоветов |
В течение всего периода |
Кузьмина Э.В. |
3 |
Сетевое взаимодействие (дистанционные конкурсы по предметам, конкурсы исследовательских работ учащихся, научно- практические конференции, районные методические объединения, занятия для обучающихся в рамках сетевого взаимодействия школ района). |
В течение всего периода |
Кузьмина Э.В. |
4 |
Распространение опыта учителей по предметам в рамках школьной методической Недели |
В течение всего периода |
Кузьмина Э.В. |
5 |
Организация индивидуальной работы для слабо мотивированных педагогов |
По запросу |
Кузьмина Э.В.педагоги-наставники |
6 |
Участие в работе экспертных групп, аттестации педагогов. |
В течение всего периода |
Кузьмина Э.В. |
7 |
Внешкольное повышение квалификации без отрыва от работы |
В течение всего периода |
Педагоги |
8 |
Участие в конкурсах различного уровня |
В течение всего периода |
Кузьмина Э.В. Руковод. МО |
Этап III - Оценочно-результативный январь-июнь 2022 г. |
|||
1 |
Мониторинг роста профессионализма педагогов |
Январь – май 2022 г. |
Кузьмина Э.В. |
2 |
Анализ реализации проекта |
Май 2022 г. |
Кузьмина Э.В. |
3 |
Обобщение и презентация опыта работы по реализации проекта, по использованию новых технологий в достижении нового качества образования. |
Июнь 2022 г. |
Кузьмина Э.В. |
2. Организационное и функциональное обеспечение Программы
2.1. Функции директора
В аспекте реализации Программы директор осуществляет общее руководство разработкой и реализацией Программы, обеспечение реализации программы, организацию, координацию и контроль.
2.2. Функции заместителя директора по учебной работе
Заместитель директора по учебной работе определяет приоритетные направления работы, анализ и обобщение результатов реализации Программы; регулирование и коррекцию образовательных процессов, связанных с реализацией Программы; внедрение новых эффективных способов работы с педагогическим коллективом; осуществляет взаимосвязи со структурами, участвующими в реализации Программы.
2.3. Функциональные обязанности педагогов
Педагоги обобщают и систематизируют материалы и результаты собственной педагогической деятельности через анализ и самоанализ; повышают методическую активность через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях, делятся опытом работы в сетевых взаимодействиях; повышают профессиональную компетентность через курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку.
3. Содержание обучения педагогов
3.1.Содержание
Проект реализуется по следующим направлениям:
1. Внесение изменений
ü в нормативно-правовую базу образовательной организации: модернизация действующих должностных инструкций педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»;
ü в режим организации образовательного процесса: составление циклограммы деятельности рабочих команд; определение места и времени реализации проектов ПК в рамках уроков;
ü в организацию научно-методического сопровождения педагогов: научно-методическая служба выступает как совокупный субъект; стратегией научно-методического сопровождения педагогического персонала является внутренее обучение; средствами осуществления научно-методического сопровождения являются гуманитарные технологии:
На персональном уровне:
ü индивидуальный образовательный маршрут педагога, консультирование, супервизия, коучинг;
На командном уровне:
ü индивидуальный образовательный маршрут педагога, дискуссия, диалог, супервизия, консультирование, решение профессиональных задач; анализ видеоматериалов; проектировочный семинар;
На организационном уровне:
ü индивидуальный образовательный маршрут педагога, управленческое консультирование, тренинг, деловая игра;
2. Внесение изменений в процедуру аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности:
ü разработка структуры и содержания «Портфолио» педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог» и критериев оценки профессиональной деятельности педагогических работников.
Можно выделить три уровня изменений, проявляющихся в следующих признаках:
ü на персональном уровне: направленность педагогического персонала на непрерывное развитие, креативность, ответственность, рефлексивность;
ü на командном уровне: наличие самоуправляемых рабочих команд, ориентация педагогического персонала на работу в команде, лидерство;
ü на организационном уровне: непрерывность инновационных процессов, внутреннее обучение, климат, способствующий обучению.
3. Определение организационно-методических и образовательно-формирующих возможностей групповой работы с педагогическим коллективом.
4. Разработка процессуальных аспектов внедрения модели методического сопровождения ИОП педагогов.
5. Проведение разъяснительной работы в педагогическом коллективе об изменении требований к профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом.
3.2.Целевые группы
Проект реализуется в интересах прямых участников: администрации, педагогов, обучающихся, родителей – участников образовательного процесса, поскольку направлен на реализацию баланса их интересов в обеспечении нового качества образования. Каждая из этих категорий получает прямые выгоды:
ü Администрация школы: повышение качества образовательного процесса, формирование профессиональных компетенций педагогов, необходимых для реализации новых образовательных стандартов и получения новых образовательных результатов;
ü педагоги: возможность проектирования персонифицированных программ повышения квалификации, способность освоить новые профессиональные компетенции в процессе практической педагогической деятельности непосредственно на рабочем месте;
ü учащиеся: качественное методическое сопровождение и поддержку педагогов в образовательном процессе, доступность и возможность выбора форм и способов освоения учебного материала, способность к проектированию индивидуальных образовательных программ;
ü родители: возможность получения качественного образования, выбора образовательных услуг с целью проектирования индивидуальной образовательной программы ребёнка.
Модель индивидуализированного подхода к повышению квалификации педагогических кадров включает в себя:
1. Создание и помощь в реализации индивидуального образовательного маршрута для педагога.
2. Создание и реализация системы индивидуального сопровождения для педагога.
3. Консультирование и коучинг.
4. Содействие педагогам, участвующим в конкурсах профессионального мастерства, проектах и грантах.
Категория, для которой разрабатывается персонифицированная программа: молодой специалист; педагог, претендующий на повышение квалификационной категории; педагог - потенциальный участник конкурсов профессионального мастерства; педагог, включенный в резерв управленческих кадров; педагог, не имеющий педагогического образования; педагог с прерванным стажем педагогической деятельности; педагог, поменявший тип образовательного учреждения.
Инициаторы разработки персонифицированной программы: администрация образовательного учреждения руководитель методического объединения (заведующий кафедрой) образовательного учреждения сам педагог.
Структура Персонифицированной (адресной) программы:
1. Пояснительная записка.
1.1.Общая целевая направленность обучения педагогических работников в образовательном учреждении.
1.2.Краткая характеристика затруднений и профессиональных потребностей педагогических работников.
1.3.Цели обучения.
1.4.Учебные задачи.
2. Содержание обучения педагогического работника, структурированное по модулям с указанием времени, которое отводится программой на его освоение.
2.1.Набор рабочих учебных модулей (образовательных программ модульных курсов).
2.2.Учебно-тематический план реализации адресной программы повышения квалификации.
2.3.Ресурсное обеспечение программы.
3. Планируемые результаты обучения.
3.3. График прохождения курсов повышения квалификации
Исходя из выявленных проблем, составлен график перспективного обучения на курсах повышения квалификации (см. приложение 1).
3.4. Внутриорганизационные формы методической работы повышения
профессионального мастерства педагогов
№ |
Тема |
Форма деятельности |
Ответственный за проведение |
Сроки |
Современные требования к качеству урока – ориентиры на обновление содержания образования |
||||
1 |
Применение современных педагогических и ИКТ-технологий на уроках |
Педагогический марафон |
Кузьмина Э.В. |
Январь-февраль 2020 |
2 |
Внеурочная и внеклассная деятельность учителя как одна из составляющих учебно-воспитательного процесса |
Семинар |
Кузьмина Э.В. |
Март 2020 |
3 |
Современные требования к качеству урока |
Заседания ШМО |
Руководители ШМО |
В течение учебного года |
Научно-исследовательская работа в школе |
||||
1 |
Юный исследователь |
Конференция |
Воложанина О.П. |
Март-апрель 2020 |
2 |
Шаг в будущее |
Научно-практическая конференция |
Воложанина О.П. |
Март-апрель 2020 |
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования ОУ |
||||
1 |
Применение системно-деятельностного подхода на уроках при формировании УУД |
Семинар |
Кузьмина Э.В. |
Октябрь 2019 |
2 |
Формирование УУД на уроках |
Карты УУД |
Учителя-предметники |
Октябрь 2019 |
3 |
Проведение промежуточной аттестации во 2-8, 10 классах |
Контрольные работы |
Учителя-предметники |
Декабрь 2019, Май 2020 |
4 |
Составление портфолио учащихся |
Индивидуальные портфолио |
Классные руководители, родители |
В течение учебного года |
5 |
ГИА в 9, 11 классах |
ОГЭ и ЕГЭ |
Кузьмина Э.В. |
Май 2020 |
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса |
||||
1 |
Психолого-педагогическая работа с учащимися 1 классов в период первичной адаптации |
Диагностика |
Баннова Л.Х. |
Октябрь 2019 |
2 |
Психолого-педагогическая работа с учащимися 5 классов в период первичной адаптации |
Диагностика |
Баннова Л.Х. |
Ноябрь 2019 |
3 |
Коррекционная работа с учащимися 1, 5-х классов низко уровня адаптации |
Коррекция |
Баннова Л.Х., Жижичкина О.В., Алексеева Т.М., педагоги |
Декабрь 2019, Январь 2020 |
4 |
Уровень тревожности учащихся 9, 11 классов |
Диагностика, индивидуальные консультации |
Баннова Л.Х. |
Ноябрь 2019 |
5 |
Социально-педагогическое содействие учащимся в психологической подготовке к ГИА |
Психологическое сопровождение |
Баннова Л.Х., Алексеева Т.М.,
|
Март 2020 |
4. Планируемые результаты обучения
Планируемые конечные результаты:
ü разработана и апробирована модель методического сопровождения индивидуальных образовательных программ педагогов;
ü наблюдается рост уровня профессиональной квалификации педагогов, реализующих индивидуальную образовательную программу (ИОП) (80% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории);
ü учителя обладают способностью проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации;
ü 100% педагогов, реализующих ИОП, обладают способностью конструирования индивидуального образовательного маршрута;
ü зафиксирован рост уровня образовательной мобильности у 85% педагогов, реализующих персонифицированную программу повышения квалификации;
ü вовлеченность в методическую деятельность педагогов, реализующих ИОП, составляет 80%;
ü включенность педагогов, реализующих ИОП, в деятельность профессиональных сообществ составляет 60%.
Предполагается, что по завершении проекта будут сформированы профессиональные компетенции педагогов, способствующие повышению уровня образовательной мобильности как учителей, так и учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.