Аэробика – это вид двигательной активности, связанный с повышенным использованием кислорода и направленный на улучшение физической подготовленности занимающихся. Включает большое количество систем и направлений, различающихся по составу средств, возрастным особенностям, применению снарядов и предметов, проведению в различной среде (зале, воде); это вид физических упражнений, при которых темп выполнения специальных базовых движений совпадает с ритмом музыкального сопровождения, непрерывно выполняемых и активно воздействующих на состояниеАэробика – это вид двигательной активности, связанный с повышенным использованием кислорода и направленный на улучшение физической подготовленности занимающихся. Включает большое количество систем и направлений, различающихся по составу средств, возрастным особенностям, применению снарядов и предметов, проведению в различной среде (зале, воде); это вид физических упражнений, при которых темп выполнения специальных базовых движений совпадает с ритмом музыкального сопровождения, непрерывно выполняемых и активно воздействующих на состояние
kruzhok_po_aerobike_5-11_klassy_0.doc
АЭРОБИКА
Программа факультативных занятий для 5 – 11 классов
общеобразовательных учреждений
Пояснительная записка
Аэробика – это вид двигательной активности, связанный с повышенным
использованием кислорода и направленный на улучшение физической
подготовленности занимающихся. Включает большое количество систем и
направлений, различающихся по составу средств, возрастным особенностям,
применению снарядов и предметов, проведению в различной среде (зале, воде);
это вид физических упражнений, при которых темп выполнения специальных
базовых движений совпадает с ритмом музыкального сопровождения, непрерывно выполняемых и активно воздействующих на состояние кардио
респираторной системы.
В программе общеобразовательных учреждений «Физическая культура»
аэробика может использоваться как вариативный компонент с V по IX класс, и
базового и вариативного в X и XI классах. Факультативные занятия по аэробике,
основанные на добровольным выборе учеников позволят повысить мотивацию к
занятиям физической культурой, качественнее усвоить необходимые знания,
двигательные умения, навыки, способы физкультурной и спортивной
деятельности средствами аэробики.
Особенность таких занятий состоит в том, что они по данному
направлению проводятся для небольшой группы учащихся, желающих закрепить
и углубить знания, умения и навыки по аэробике. Факультативная группа
комплектуется из учащихся нескольких параллельных классов, а иногда и разных
параллелей. Для учащихся 511 классов программа рассчитана на 35 часов в год,
в
возможностей организации факультатива
общеобразовательного учреждения (таблица). Наполняемость групп составляет 6
– 15 человек, но при этом учитываются санитарногигиенические нормы
конкретного спортивного зала.
зависимости от
Целью программы является: формирование физической культуры
личности с учетом возрастных особенностей и оздоровление учащихся
средствами аэробики. Содержание факультативных занятий по аэробике
позволяют решать триединые задачи физического воспитания:
образовательные – приобретение физкультурных знаний, необходимых для
организованных и самостоятельных занятий по аэробике, освоение правил,
знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время
самостоятельных занятий аэробикой;
воспитательные – содействие становлению и развитию потребности в
отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
положительных черт характера, таких как дисциплинированное поведение,
коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении
цели; воспитание координационных и кондиционных способностей;
оздоровительные
– содействие укреплению здоровья учащихся,
формирование и поддержание правильной осанки, профилактика плоскостопия;
профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами аэробики;
повышение умственной работоспособности; освоение навыков формирования
здорового образа жизни средствами аэробики.
Учащиеся должны знать:
о современных системах соревнований по
аэробике; о влиянии аэробики на развитие и состояние органов и систем, их
значение для выполнения упражнений аэробики; требования здорового образа
жизни к двигательному режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежды и
мест проживания.
Учащиеся должны уметь: постоянно поддерживать правильную осанку;
применять полученные знания в ходе занятий аэробикой: выполнять базовые
специальным
элементы аэробики и их разновидности,
с предметами, оборудованием, шаги различных танцевальных направлений, связывать между
собой перечисленные элементы в блоки и комбинации, подбирать музыкальное
сопровождение в соответствии со стилем движений и в целом с композицией;
провести разминку и заключительную части занятия как самостоятельно, так и с
группой; организовывать и проводить внутришкольные (факультативные)
соревнования по аэробике, выступать в показательных выступлениях.
учебнотренировочные,
Типы факультативных занятий, рекомендованных к использованию
педагогам – практические:
контрольные,
хореографические, методические и соревновательные занятия. Организация
занимающихся на занятиях аэробикой предусматривает использование методов:
фронтальный, групповой, индивидуальный. Методы освоения и регламентации
двигательных действий, используемые в занятиях аэробикой –переменный
непрерывный, серийнопоточный
(с минимальными перерывами между
различными упражнениями), «интервальный», «круговой» тренировки и
соревновательный методы. Занятия аэробикой проводятся под музыку. Музыка
используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно
повторяемых движений; как лидер задающий ритм и темп выполняемых
упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность
занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение
энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыка используется
также как фактор обучения – легче запоминаются движения. Примерное распределение учебного материала факультатива
«Аэробика»
Учебнотематический план
Разделы, темы
учебного материала
5
класс
6
класс
Количество часов в неделю
7
8
класс
класс
9
класс
Таблица
10
класс
11
класс
Теоретический раздел
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Правила безопасного поведения на занятиях
аэробикой,
требования безопасности к местам
занятий, оборудованию и инвентарю. Санитарно
гигиенические требования к местам занятий, к одежде
занимающихся
История развития аэробики в Беларуси и странах
зарубежья
Виды аэробики, их характеристика.
Оздоровительная аэробика и ее классификация по
различным признакам
Влияние аэробики на развитие и состояние органов
и систем, их значение для выполнения упражнений
аэробики
Требования
здорового образа жизни к
двигательному режиму, питанию, закаливанию,
гигиене тела, одежды и мест проживания
Танцевальная аэробика. Характеристика
популярных танцевальных направлений
Определение музыкальных стилей,
подбор
движений в соответствии с музыкальным стилем.
Составление соревновательной композиции
Всего часов:
1
1
1
1
Х
1
Х
1
Х
1 базовых
Ознакомление и разучивание упражнений,
используемых в занятиях аэробикой
Закрепление и совершенствование упражнений,
используемых в занятиях аэробикой
Ознакомление и разучивание запрещенных
элементов и упражнений
Закрепление и совершенствование запрещенных
элементов и упражнений
Ознакомление и разучивание базовых элементов
аэробики и их разновидностей
Закрепление и совершенствование
элементов аэробики и их разновидностей
Ознакомление и разучивание от одной до четырех
связок из базовых элементов аэробики
Закрепление и совершенствование от одной до
четырех связок из базовых элементов
Ознакомление и разучивание от одной до двух
комбинаций из базовых элементов аэробики
Закрепление и совершенствование от одной до двух
комбинаций из базовых элементов аэробики
Ознакомление и разучивание упражнений,
составляющих партерную часть занятия аэробикой
Закрепление и совершенствование упражнений,
составляющих партерную часть занятия аэробикой
Самостоятельное
учащимися
структурных частей занятия аэробикой (разминка и
заминка)
Самостоятельное
учащимися
структурных частей занятия аэробикой (основная
часть)
Самостоятельное
структурных частей занятия аэробикой (партер)
Самостоятельное
проведение
проведение
проведение
проведение
учащимися
учащимися
Практический раздел
1
1
6
8
2
6
12
2
2
4
6
8
11
+
7
6
6
5
2
2
2
2
1
+
2
2
7
4
+
+
+
+
1
+
2
2
7
+
+
+
+
1
+
2
2
7
+
+
+
+
1
+
2
2
7
+
+
+
+ аэробикой
занятия
структурных частей
(растягивание и заключительная часть)
Ознакомление и разучивание
комплексов
аэробики, направленных на развитие общей
выносливости (два и более)
Закрепление и совершенствование комплексов
аэробики, направленных на развитие общей
выносливости (два и более)
Ознакомление и разучивание
комплексов
аэробики, направленных на развитие скоростно
силовых способностей (два и более)
Закрепление и совершенствование комплексов
аэробики, направленных на развитие скоростно
силовых способностей (два и более)
Ознакомление и разучивание
комплексов
аэробики, направленных на развитие гибкости (два
и более)
Закрепление и совершенствование комплексов
аэробики, направленных на развитие гибкости (два
и более)
Ознакомление и разучивание
аэробики,
координационных способностей (два и более)
Закрепление и совершенствование комплексов
аэробики,
развитие
координационных способностей (два и более)
Комплексное тестирование
Подготовка и участие в показательных
выступлениях и соревнованиях по аэробике
комплексов
развитие
направленных
направленных
на
на
Всего
35
35
35
4
7
2
2
3
35
6
4
7
2
3
35
2
4
4
7
2
2
3
35
3
3
4
7
2
3
35 Содержание программы факультатива
«Аэробика»
5 класс
Теоретический раздел
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования
безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
Санитарногигиенические требования к местам занятий, к одежде
занимающихся
Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных
учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической
культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь и Правилами
безопасности проведения занятий физической культурой и спортом.
Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий,
оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся).
История развития аэробики в Беларуси и странах зарубежья
Обрядовые танцы. Ритмизированная двигательная деятельность. Понятие
«аэробика», система Кеннета Купера, аэробика Джейн Фонды. Развитие
ритмической гимнастики в СССР, России, Беларуси.
Практический раздел
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях
аэробикой – 6 часов
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в
положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях;
упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие
упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для
ног в положении лежа; упражнения для мышц живота в положении лежа на
спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе. Упражнения
на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра; в
положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра; в
полуприседе для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Закрепление и совершенствование упражнений,
используемых в занятиях аэробикой – 8 часов
Выполнение ходьбы,
бега, подскоков, прыжков, общеразвивающих
упражнений в положении стоя, сидя и лежа на 8 и более счетов. Упражнения на
растягивание: в полуприседе, лежа, стоя. Удержание статических поз от 15
секунд до одной минуты.
Ознакомление и разучивание запрещенных
элементов и упражнений – 2 часа Запрещенные и разрешенные элементы и упражнения в аэробике как
средство профилактики травматизма. Движения головой, туловищем, руками,
ногами. Позы и упражнения, заимствованные из других видов спорта (мост,
стойка на лопатках, сед и упор углом, «поза барьериста», «плуг» и др.).
Ознакомление и разучивание базовых элементов аэробики и их
разновидностей – 6 часов
Базовые элементы аэробики: ходьба, выпад, подъем бедра, мах, бег,
их разновидности. Особенности
прыжок ноги врозьвместе, подскок и
выполнения: основное положение стоп, бедер, таза, туловища, головы.
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их
разновидностей – 12 часов
Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные
ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад,
подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозьвместе,
их
разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо
влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику,
по кругу.
подскок и 6 класс
Теоретический раздел
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования
безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
Санитарногигиенические требования к местам занятий, к одежде
занимающихся
Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных
учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической
культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь и Правилами
безопасности проведения занятий физической культурой и спортом.
Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий,
оборудованию и инвентарю,
к одежде занимающихся). Показания и
противопоказания к занятиям.
История развития аэробики в Беларуси и странах зарубежья
Обрядовые танцы. Ритмизированная двигательная деятельность. Системы
Демени, Дельсарта, Далькроза, Л.Н. Алексеевой. Понятие «аэробика», система
Кеннета Купера, аэробика Джейн Фонды. Развитие ритмической гимнастики в
СССР, России, Беларуси. Фитнесдвижение.
Виды аэробики, их характеристика. Оздоровительная аэробика и ее
классификация по различным признакам
Аэробика – спортивная, оздоровительная, фитнесаэробика. Официальный
статус спортивной аэробики. Спортивная аэробика в Республике Беларусь.
Аэробика высокой и низкой интенсивности.
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях
Практический раздел
аэробикой – 1час
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в
положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях;
упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие
упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для
ног в положении лежа; упражнения для мышц живота в положении лежа на
спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе. Упражнения
на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра; в
положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра; в
полуприседе для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Закрепление и совершенствование запрещенных
элементов и упражнений – 2 часа Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и
упражнения рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в
суставах,
и
разрешенные элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики
травматизма.
баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их
разновидностей – 2 часа
Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные
ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад,
подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозьвместе,
их
разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо
влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику,
по кругу.
подскок и
Ознакомление и разучивание от одной до четырех связок из базовых
элементов аэробики– 4 часа
Ознакомление и разучивание соединения (связки) двух и более базовых
элементов аэробики и их разновидностей (приложение 1). Выполнение связок
под счет.
Закрепление и совершенствование от одной до четырех связок из базовых
элементов аэробики – 6 часов
Ознакомление и разучивание соединения двух и более базовых элементов
аэробики и их разновидностей (приложение 1).
Выполнение связок по
направлениям: вперед и назад, вправовлево, по диагонали, движение на месте,
углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Ознакомление и разучивание от одной до двух комбинаций из
базовых элементов аэробики – 8 часов
Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов
аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций под
счет.
Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых
элементов аэробики – 11 часов
Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов
аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций по
направлениям: вперед и назад, вправовлево, по диагонали, движение на месте,
углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет. 7 класс
Теоретический раздел
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования
безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
Санитарногигиенические требования к местам занятий, к одежде
занимающихся
Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных
учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической
культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь и Правилами
безопасности проведения занятий физической культурой и спортом.
Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий,
оборудованию и инвентарю,
к одежде занимающихся). Показания и
противопоказания к занятиям. Правила оказания первой доврачебной помощи
при характерных травмах и повреждениях (ушибы, растяжения, переломы,
вывихи).
Виды аэробики, их характеристика. Оздоровительная аэробика и ее
классификация по различным признакам
Аэробика – спортивная, оздоровительная, фитнесаэробика. Официальный
статус спортивной аэробики. Спортивная аэробика в Республике Беларусь.
Оздоровительная аэробика (классификация по содержанию
программ):
программы без предметов и приспособлений; программы с использованием
предметов и приспособлений; программы смешанного типа (комплексные).
Программы аэробики для занимающихся разного возраста и уровня
подготовленности. Аэробика высокой и низкой интенсивности.
Влияние аэробики на развитие и состояние органов и систем, их
значение для выполнения упражнений аэробики
Комплексное воздействие занятий аэробикой на организм: экономизация
функций сердечнососудистой и дыхательной систем,
укрепление всех
мышечных групп, развитие подвижности суставов, повышение эластичности
связок и сухожилий. Тренирующее воздействие на физические качества
человека: скоростносиловые, выносливость, координацию движений, гибкость.
Практический раздел
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях
аэробикой – 1час
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в
положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях;
упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие
упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для
ног в положении лежа и в упоре на коленях; упражнения для мышц живота в
положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на
животе и в упоре на коленях. Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и
внутренней поверхностей бедра; в полуприседе или в упоре на коленях для
мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Закрепление и совершенствование запрещенных
элементов и упражнений
Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и
упражнения рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в
суставах,
и
разрешенные элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики
травматизма.
баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их
разновидностей – 7 часов
Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные
ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад,
подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозьвместе,
их
разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо
влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику,
по кругу.
подскок и
Закрепление и совершенствование
от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики – 6 часов
Ознакомление и разучивание соединения двух и более базовых элементов
аэробики и их разновидностей (приложение 1).
Выполнение связок по
направлениям: вперед и назад, вправовлево, по диагонали, движение на месте,
углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых
элементов аэробики – 6 часов
Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов
аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций по
направлениям: вперед и назад, вправовлево, по диагонали, движение на месте,
углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Ознакомление и разучивание упражнений, составляющих партерную часть
занятия аэробикой – 5 часов
Упражнения для мышц туловища: в положении лежа упражнения на силу и
силовую выносливость мышц брюшного пресса и спины. Упражнения для мышц
бедра: в положениях лежа упражнения на силовую выносливость приводящих и
отводящих мышц бедра. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса: варианты
сгибания и разгибания рук в различных исходных положениях. Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (разминка и заминка) – 2 часа
Специфические задачи подготовительной части урока аэробики.
Структурные подчасти: разминка, заминка. Особенности подбора и выполнения
упражнений в них: локальные (изолированные) движения частями тела,
совмещенные движения для обширных мышечных групп
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (основная часть) – 2 часа
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные
подчасти: аэробная разминка, «Аэробный пик», Аэробная «заминка»,
упражнения для всего тела. Особенности подбора и выполнения упражнений в
них: базовые элементы и усложнение движений, варианты ходьбы с движениями
руками; танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки
в сочетании с движениями рук; базовые элементы, варианты ходьбы с
уменьшающейся амплитудой движений рук; амплитудные движения руками,
сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (партер) – 2 часа
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные
подчасти: упражнения для развития и совершенствование на силовых качеств и
возможностей учащихся, «калистеника». Особенности подбора и выполнения
упражнений в них: упражнения для мышц туловища, упражнения для мышц
бедра, упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (растягивание и заключительная часть) – 2 часа
Специфические задачи заключительной части урока аэробики.
Структурные подчасти: «вторая заминка», стрейтчинг. Особенности подбора и
выполнения упражнений в них: упражнения на гибкость («глубокий стрейтч»),
общая заминка. 8 класс
Теоретический раздел
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования
безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
Санитарногигиенические требования к местам занятий, к одежде
занимающихся
Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных
учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической
культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь и Правилами
безопасности проведения занятий физической культурой и спортом.
Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий,
оборудованию и инвентарю,
к одежде занимающихся). Показания и
противопоказания к занятиям. Правила оказания первой доврачебной помощи
при характерных травмах и повреждениях (ушибы, растяжения, переломы,
вывихи).
Влияние аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение
для выполнения упражнений аэробики
Комплексное воздействие занятий аэробикой на организм: экономизация
укрепление всех
функций сердечнососудистой и дыхательной систем,
мышечных групп, развитие подвижности суставов, повышение эластичности
связок и сухожилий. Тренирующее воздействие на физические качества
человека: скоростносиловые, выносливость, координацию движений, гибкость.
Практический раздел
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях
аэробикой – 1час
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в
положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях;
упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие
упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для
ног в положении лежа и в упоре на коленях; упражнения для мышц живота в
положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на
животе и в упоре на коленях. Упражнения на растягивание: в полуприседе для
задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и
внутренней поверхностей бедра; в полуприседе или в упоре на коленях для
мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Закрепление и совершенствование запрещенных
элементов и упражнений
Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и
упражнения рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в
и
суставах,
баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные разрешенные элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики
травматизма.
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их
разновидностей – 2 часа
Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные
ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад,
подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозьвместе,
их
разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо
влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику,
по кругу.
подскок и
Закрепление и совершенствование
от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики – 2 часа
Ознакомление и разучивание соединения двух и более базовых элементов
Выполнение связок по
аэробики и их разновидностей (приложение 1).
направлениям: вперед и назад, вправовлево, по диагонали, движение на месте,
углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых
элементов аэробики – 7 часов
Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов
аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций по
направлениям: вперед и назад, вправовлево, по диагонали, движение на месте,
углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Закрепление и совершенствование упражнений, составляющих партерную
часть занятия аэробикой – 4 часа
Выполнение упражнений для мышц туловища, бедер, рук и плечевого
пояса в положении сидя и лежа. Согласованные движения руками и ногами в
упражнениях, с четким ритмичным дыханием.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (разминка и заминка)
Специфические задачи подготовительной части урока аэробики.
Структурные подчасти: разминка, заминка. Особенности подбора и выполнения
упражнений в них: локальные (изолированные) движения частями тела,
совмещенные движения для обширных мышечных групп
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (основная часть) Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные
подчасти: аэробная разминка, «Аэробный пик», Аэробная «заминка»,
упражнения для всего тела. Особенности подбора и выполнения упражнений в
них: базовые элементы и усложнение движений, варианты ходьбы с движениями
руками; танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки
в сочетании с движениями рук; базовые элементы, варианты ходьбы с
уменьшающейся амплитудой движений рук; амплитудные движения руками,
сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (партер)
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные
подчасти: упражнения для развития и совершенствование на силовых качеств и
возможностей учащихся, «калистеника». Особенности подбора и выполнения
упражнений в них: упражнения для мышц туловища, упражнения для мышц
бедра, упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (растягивание и заключительная часть)
Специфические задачи заключительной части урока аэробики.
Структурные подчасти: «вторая заминка», стрейтчинг. Особенности подбора и
выполнения упражнений в них: упражнения на гибкость («глубокий стрейтч»),
общая заминка.
Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на
развитие общей выносливости (два и более) – 4 часа
Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным
решением специфических задач: повышение сопротивляемости утомлению в
двигательной деятельности, затрагивающей не только физические, но и
сенсорные,
волевые проявления;
постепенное увеличение числа повторений
или продолжительности
выполнения различных движений с относительно умеренной интенсивностью (в
пределах аэробных возможностей). (Приложение 3).
интеллектуальные,
эмоциональные,
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных
на развитие общей выносливости (два и более) – 7 часов
Выполнение упражнений, способствующих развитию локальной
обусловливающей сохранение правильной осанки,
выносливости,
активизирующие
вызывающие более
значительные функциональные сдвиги в организме, усиливающие обменные
процессы – разновидности бега в равномерном темпе, ходьбы, повторные
кровообращение и дыхание, прыжки и их чередование (особенно, если они выполняются на открытом
воздухе). (Приложение 3).
Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на
развитие скоростносиловых способностей (два и более) – 2 часа
Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным
решением специфических задач: обучить целесообразному, оптимально
экономному использованию мышечной силы в зависимости от задач и
условий выполнения упражнений силового и скоростносилового характера;
повторение упражнений,
числа повторений,
изменений исходного положения и темпа, волевого напряжения работающих
мышц. (Приложение 4).
с увеличением нагрузки,
Комплексное тестирование – 2 часа
Оценка видов подготовленности: морфотипическая (длина и масса тела,
объемы и обхваты тела), общая физическая (контрольные упражнения: сгибание
и разгибание рук из упора лежа, сгибание и разгибание туловища, челночный бег
4х9 м, равновесие «Фламинго», наклон вперед из положения сидя на полу,
прыжок в длину), функциональная (частота сердечных сокращений в покое,
ортостатическая проба, поза Ромберга 13, 20 приседаний за 30 секунд),
танцевальнохореографическая (оценка выполнения заданной комбинации шагов
с использованием танцевальных стилей и направлений).
Подготовка и участие в показательных выступлениях и соревнованиях по
аэробике – 3 часа
Цель, задачи и виды соревнований. Особенности организации
показательных выступлений. Разработка сценарного плана соревнований по
аэробике, программы соревнований. Документы соревнований. Поведение на
соревновании. Жеребьевка. Прогон. Разминка. 9 класс
Теоретический раздел
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования
безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
Санитарногигиенические требования к местам занятий, к одежде
занимающихся
Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных
учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической
культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь и Правилами
безопасности проведения занятий физической культурой и спортом.
Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий,
оборудованию и инвентарю,
к одежде занимающихся). Показания и
противопоказания к занятиям. Правила оказания первой доврачебной помощи
при характерных травмах и повреждениях (ушибы, растяжения, переломы,
вывихи).
Требования здорового образа жизни к двигательному режиму, питанию,
закаливанию, гигиене тела, одежды и мест проживания
Зависимость индивидуального здоровья, уровня развития его отдельных
показателей от соблюдения принципов здорового образа жизни в процессе
развития учащегося. Выработка установок на формирование здорового образа
жизни, которые можно использовать в последующие периоды жизни:
рациональное и сбалансированное питание; улучшение основных показателей
физического развития, физической подготовленности и функционального
состояния организма, самоконтроль; ненапряженные отношения в семье, по
месту учебы, формирование здорового психологического климата; закаливание;
личная гигиена.
Практический раздел
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях
аэробикой
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в
положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях;
упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие
упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для
ног в положении лежа и в упоре на коленях; упражнения для мышц живота в
положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на
животе и в упоре на коленях. Упражнения на растягивание: в полуприседе для
задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и
внутренней поверхностей бедра; в полуприседе или в упоре на коленях для
мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса. Закрепление и совершенствование запрещенных
элементов и упражнений
Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и
упражнения рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в
суставах,
и
разрешенные элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики
травматизма.
баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их
разновидностей – 2 часа
Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные
ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад,
подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозьвместе,
их
разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо
влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику,
по кругу.
подскок и
Закрепление и совершенствование
от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики – 2 часа
Ознакомление и разучивание соединения двух и более базовых элементов
Выполнение связок по
аэробики и их разновидностей (приложение 1).
направлениям: вперед и назад, вправовлево, по диагонали, движение на месте,
углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из
базовых элементов аэробики – 7 часов
Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов
аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций по
направлениям: вперед и назад, вправовлево, по диагонали, движение на месте,
углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (разминка и заминка)
Специфические задачи подготовительной части урока аэробики.
Структурные подчасти: разминка, заминка. Особенности подбора и выполнения
упражнений в них: локальные (изолированные) движения частями тела,
совмещенные движения для обширных мышечных групп
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (основная часть)
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные
подчасти: аэробная разминка, «Аэробный пик», Аэробная «заминка»,
упражнения для всего тела. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: базовые элементы и усложнение движений, варианты ходьбы с движениями
руками; танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки
в сочетании с движениями рук; базовые элементы, варианты ходьбы с
уменьшающейся амплитудой движений рук; амплитудные движения руками,
сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (партер)
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные
подчасти: упражнения для развития и совершенствование на силовых качеств и
возможностей учащихся, «калистеника». Особенности подбора и выполнения
упражнений в них: упражнения для мышц туловища, упражнения для мышц
бедра, упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (растягивание и заключительная часть)
Специфические задачи заключительной части урока аэробики.
Структурные подчасти: «вторая заминка», стрейтчинг. Особенности подбора и
выполнения упражнений в них: упражнения на гибкость («глубокий стрейтч»),
общая заминка.
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных
на развитие общей выносливости (два и более) – 6 часов
Выполнение упражнений, способствующих развитию локальной
обусловливающей сохранение правильной осанки,
выносливости,
активизирующие
вызывающие более
значительные функциональные сдвиги в организме, усиливающие обменные
процессы – разновидности бега в равномерном темпе, ходьбы, повторные
прыжки и их чередование (особенно, если они выполняются на открытом
воздухе). (Приложение 3).
кровообращение и дыхание,
Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на
развитие скоростносиловых способностей (два и более) – 4 часа
Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным
решением специфических задач: обучить целесообразному, оптимально
экономному использованию мышечной силы в зависимости от задач и
условий выполнения упражнений силового и скоростносилового характера;
повторение упражнений,
числа повторений,
изменений исходного положения и темпа, волевого напряжения работающих
мышц. (Приложение 4).
с увеличением нагрузки, Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на
развитие скоростносиловых способностей (два и более) – 7 часов
Аналитические гимнастические упражнения избирательного воздействия
на отдельные группы мышц – движения (во всех суставах и по основным
осям вращения) и их сочетания, упражнения с предметами, специальные
общеразвивающие, маховые, прыжковые упражнения. (Приложение 4).
Комплексное тестирование – 2 часа
Оценка видов подготовленности: морфотипическая (длина и масса тела,
объемы и обхваты тела), общая физическая (контрольные упражнения: сгибание
и разгибание рук из упора лежа, сгибание и разгибание туловища, челночный бег
4х9 м, равновесие «Фламинго», наклон вперед из положения сидя на полу,
прыжок в длину), функциональная (частота сердечных сокращений в покое,
ортостатическая проба, поза Ромберга 13, 20 приседаний за 30 секунд),
танцевальнохореографическая (оценка выполнения заданной комбинации шагов
с использованием танцевальных стилей и направлений).
Подготовка и участие в показательных выступлениях и соревнованиях по
аэробике – 3 часа
Цель, задачи и виды соревнований. Особенности организации
показательных выступлений. Разработка сценарного плана соревнований по
аэробике, программы соревнований. Документы соревнований. Поведение на
соревновании. Жеребьевка. Прогон. Разминка. 10 класс
Теоретический раздел
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования
безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
Санитарногигиенические требования к местам занятий, к одежде
занимающихся
Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных
учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической
культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь и Правилами
безопасности проведения занятий физической культурой и спортом.
Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий,
оборудованию и инвентарю,
к одежде занимающихся). Показания и
противопоказания к занятиям. Правила оказания первой доврачебной помощи
при характерных травмах и повреждениях (ушибы, растяжения, переломы,
вывихи).
Танцевальная аэробика. Характеристика популярных танцевальных
направлений
Использование элементов танцевальных направлений в аэробике: латина,
русский стиль, хипхоп и др. Особенности техники выполнения движений.
Практический раздел
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях
аэробикой – 1час
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в
положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях;
упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие
упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для
ног в положении лежа и в упоре на коленях; упражнения для мышц живота в
положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на
животе и в упоре на коленях. Упражнения на растягивание: в полуприседе для
задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и
внутренней поверхностей бедра; в полуприседе или в упоре на коленях для
мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Закрепление и совершенствование запрещенных
элементов и упражнений
Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и
упражнения рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в
суставах,
и
разрешенные элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики
травматизма.
баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их
разновидностей – 2 часа Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные
ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад,
подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозьвместе,
их
разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо
влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику,
по кругу.
подскок и
Закрепление и совершенствование
от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики – 2 часа
Ознакомление и разучивание соединения двух и более базовых элементов
Выполнение связок по
аэробики и их разновидностей (приложение 1).
направлениям: вперед и назад, вправовлево, по диагонали, движение на месте,
углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых
элементов аэробики – 7 часов
Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов
аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций по
направлениям: вперед и назад, вправовлево, по диагонали, движение на месте,
углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (разминка и заминка)
Специфические задачи подготовительной части урока аэробики.
Структурные подчасти: разминка, заминка. Особенности подбора и выполнения
упражнений в них: локальные (изолированные) движения частями тела,
совмещенные движения для обширных мышечных групп
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (основная часть)
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные
подчасти: аэробная разминка, «Аэробный пик», Аэробная «заминка»,
упражнения для всего тела. Особенности подбора и выполнения упражнений в
них: базовые элементы и усложнение движений, варианты ходьбы с движениями
руками; танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки
в сочетании с движениями рук; базовые элементы, варианты ходьбы с
уменьшающейся амплитудой движений рук; амплитудные движения руками,
сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (партер) Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные
подчасти: упражнения для развития и совершенствование на силовых качеств и
возможностей учащихся, «калистеника». Особенности подбора и выполнения
упражнений в них: упражнения для мышц туловища, упражнения для мышц
бедра, упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (растягивание и заключительная часть)
Специфические задачи заключительной части урока аэробики.
Структурные подчасти: «вторая заминка», стрейтчинг. Особенности подбора и
выполнения упражнений в них: упражнения на гибкость («глубокий стрейтч»),
общая заминка.
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных
на развитие общей выносливости (два и более) – 2 часа
Выполнение упражнений, способствующих развитию локальной
обусловливающей сохранение правильной осанки,
выносливости,
активизирующие
вызывающие более
значительные функциональные сдвиги в организме, усиливающие обменные
процессы – разновидности бега в равномерном темпе, ходьбы, повторные
прыжки и их чередование (особенно, если они выполняются на открытом
воздухе). (Приложение 3).
кровообращение и дыхание,
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на
развитие скоростносиловых способностей (два и более) – 4 часа
Аналитические гимнастические упражнения избирательного воздействия
на отдельные группы мышц – движения (во всех суставах и по основным
осям вращения) и их сочетания, упражнения с предметами, специальные
общеразвивающие, маховые, прыжковые упражнения. (Приложение 4).
Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на
развитие гибкости (два и более) – 4 часа
Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным
решением специфических задач: увеличить растяжимость мышц и эластичность
синовиальных образований, увеличить подвижность в суставах, усилить
кровенаполнение
из
мышц. Комплексы упражнений,
состоящие полноамплитудных и пружинящих движений, выполняемые в различных
суставах из различных исходных положений (приложение 5).
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на
развитие гибкости (два и более) – 7 часов
Выполнение упражнений динамического, статического, стато
динамического характера, преимущественно для мышц ног и поясницы.
Комплексы упражнений, состоящие из полноамплитудных и пружинящих
движений, выполняемые в различных суставах из различных исходных
положений. Удержание статических поз от 15 секунд до одной минуты
(приложение 5).
Комплексное тестирование – 2 часа
Оценка видов подготовленности: морфотипическая (длина и масса тела,
объемы и обхваты тела), общая физическая (контрольные упражнения: сгибание
и разгибание рук из упора лежа, сгибание и разгибание туловища, челночный бег
4х9 м, равновесие «Фламинго», наклон вперед из положения сидя на полу,
прыжок в длину), функциональная (частота сердечных сокращений в покое,
ортостатическая проба, поза Ромберга 13, 20 приседаний за 30 секунд),
танцевальнохореографическая (оценка выполнения заданной комбинации шагов
с использованием танцевальных стилей и направлений).
Подготовка и участие в показательных выступлениях и соревнованиях по
аэробике – 3 часа
Цель, задачи и виды соревнований. Особенности организации
показательных выступлений. Разработка сценарного плана соревнований по
аэробике, программы соревнований. Документы соревнований. Поведение на
соревновании. Жеребьевка. Прогон. Разминка. 11 класс
Теоретический раздел
Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования
безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
Санитарногигиенические требования к местам занятий, к одежде
занимающихся
Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных
учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической
культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь и Правилами
безопасности проведения занятий физической культурой и спортом.
Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий,
оборудованию и инвентарю,
к одежде занимающихся). Показания и
противопоказания к занятиям. Правила оказания первой доврачебной помощи
при характерных травмах и повреждениях (ушибы, растяжения, переломы,
вывихи).
Определение музыкальных стилей. Подбор движений в соответствии с
музыкальным стилем.
Составление соревновательной композиции
Прослушивание и подбор музыкальных произведений. Подбор
музыкального сопровождения в соответствии с формой,
ритмом,
динамическими оттенками упражнения. Выбор темы. Закономерности
составления композиции аэробики: вступление, завязка, развязка, кульминация,
медленная основная часть, апофеоз, финал, концовка. Составление композиций
с их последующим анализом.
Практический раздел
аэробикой – 1час
Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в
положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях;
упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие
упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для
ног в положении лежа и в упоре на коленях; упражнения для мышц живота в
положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на
животе и в упоре на коленях. Упражнения на растягивание: в полуприседе для
задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и
внутренней поверхностей бедра; в полуприседе или в упоре на коленях для
мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Закрепление и совершенствование запрещенных
элементов и упражнений Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и
упражнения рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в
суставах,
и
разрешенные элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики
травматизма.
баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их
разновидностей – 2 часа
Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные
ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад,
подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозьвместе,
их
разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо
влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику,
по кругу.
подскок и
Закрепление и совершенствование
от одной до четырех связок из базовых элементов аэробики – 2 часа
Ознакомление и разучивание соединения двух и более базовых элементов
аэробики и их разновидностей (приложение 1).
Выполнение связок по
направлениям: вперед и назад, вправовлево, по диагонали, движение на месте,
углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых
элементов аэробики – 7 часов
Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов
аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций по
направлениям: вперед и назад, вправовлево, по диагонали, движение на месте,
углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (разминка и заминка)
Специфические задачи подготовительной части урока аэробики.
Структурные подчасти: разминка, заминка. Особенности подбора и выполнения
упражнений в них: локальные (изолированные) движения частями тела,
совмещенные движения для обширных мышечных групп
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (основная часть)
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные
подчасти: аэробная разминка, «Аэробный пик», Аэробная «заминка»,
упражнения для всего тела. Особенности подбора и выполнения упражнений в
них: базовые элементы и усложнение движений, варианты ходьбы с движениями
руками; танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями рук; базовые элементы, варианты ходьбы с
уменьшающейся амплитудой движений рук; амплитудные движения руками,
сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (партер)
Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные
подчасти: упражнения для развития и совершенствование на силовых качеств и
возможностей учащихся, «калистеника». Особенности подбора и выполнения
упражнений в них: упражнения для мышц туловища, упражнения для мышц
бедра, упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия
аэробикой (растягивание и заключительная часть)
Специфические задачи заключительной части урока аэробики.
Структурные подчасти: «вторая заминка», стрейтчинг. Особенности подбора и
выполнения упражнений в них: упражнения на гибкость («глубокий стрейтч»),
общая заминка.
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на
развитие скоростносиловых способностей (два и более) – 3 часа
Аналитические гимнастические упражнения избирательного воздействия
на отдельные группы мышц – движения (во всех суставах и по основным
осям вращения) и их сочетания, упражнения с предметами, специальные
общеразвивающие, маховые, прыжковые упражнения. (Приложение 4).
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на
развитие гибкости (два и более) – 3 часа
Выполнение упражнений динамического,
стато
динамического характера, преимущественно для мышц ног и поясницы.
Комплексы упражнений, состоящие из полноамплитудных и пружинящих
движений, выполняемые в различных суставах из различных исходных
положений. Удержание статических поз от 15 секунд до одной минуты
(приложение 5).
статического,
Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на
развитие координационных способностей (два и более) – 4 часа
Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным
решением специфических задач: достигать занимающимися точности в каждом
движении,
активизацией сознательности школьников;
сопровождаемой управлять пространственными, временными и силовыми характеристиками
движений частей тела (во всех суставах, по всем осям), развивать «чувство»
пространства, времени, а также характера и степени мышечных усилий;
проявлять легкость, непринужденность, экономность движений (приложение
6).
Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на
развитие координационных способностей – 7 часов
Выполнение усложненных связок и комбинаций, выполняемых
ассиметрично, с разноименными движениями рук и ног, со сбоем ритма,
выполнение с ограничением зрительного анализатора, упражнения на
сохранение статического и динамического равновесия на гимнастической
скамейке, игровые задания, требующие быстрого ориентирования в
пространстве.
Комплексное тестирование – 2 часа
Оценка видов подготовленности: морфотипическая (длина и масса тела,
объемы и обхваты тела), общая физическая (контрольные упражнения: сгибание
и разгибание рук из упора лежа, сгибание и разгибание туловища, челночный бег
4х9 м, равновесие «Фламинго», наклон вперед из положения сидя на полу,
прыжок в длину), функциональная (частота сердечных сокращений в покое,
ортостатическая проба, поза Ромберга 13, 20 приседаний за 30 секунд),
танцевальнохореографическая (оценка выполнения заданной комбинации шагов
с использованием танцевальных стилей и направлений).
Подготовка и участие в показательных выступлениях
и соревнованиях по аэробике – 3 часа
Цель, задачи и виды соревнований. Особенности организации
показательных выступлений. Разработка сценарного плана соревнований по
аэробике, программы соревнований. Документы соревнований. Поведение на
соревновании. Жеребьевка. Прогон. Разминка. ПРИЛОЖЕНИЕ Примерные связки из базовых элементов аэробики
Приложение 1
№1.
такты
(восьмерки)
общее
название
элемента
double step
touch с
правой
1.
toe tap
№2.
такты
(восьмерки)
knee up
общее
название
элемента
начало от
vstep
.
1.
low kick
.
marching
счеты
движения ног
движения рук
1
2
3
4
5
6
7
8
шаг правой вправо
правая вперед
приставить левую к правой
руки согнуты перед грудью
шаг правой вправо
левая вперед
приставить левую к правой
руки согнуты перед грудью
правая вправо на носок
руки в стороны
приставить правую
руки вверх
правое колено вверх
правая на пол
согнутые руки опускаются
вниз к коленям, локти
направлены в пол
руки согнуты перед грудью
счеты
движения ног
движения рук
1
2
3
4
5
6
7
8
шаг правой в сторонувперед
правая в сторонувперед
шаг левой в сторонувперед
левая в сторонувперед
приставить правую к левой
мах правой вверх (при
движении вверх нога согнута в
колене, достигнув уровня
параллели с полом нога
выпрямляется)
шаг правой назад
приставить левую к правой
шаг правой на месте
шаг левой на месте
руки согнуты в локтях,
прижаты к ребрам, локти
направлены назад
выпрямить руки вперед
свободная работа рук как в
марше Приложение 2
Примерные комбинации из базовых элементов аэробики
№1. Исходное положение рук согнуты в локтях перед грудью
такты
(восьмерки)
общее
название
элемента
pivot turn
1.
Vstep
такты
(восьмерки)
общее
название
элемента
счеты
движения ног
движения рук
1
2
3
4
5
6
7
8
правая вперед на носок
поворот на носках на 180°
правая вперед на носок
поворот на носках на 180°
(правая нога осталась сзади)
правая в сторонувперед
левая в сторону вперед
правая назад в и.п.
левая назад в и.п.
согнуть правую, локоть
направлен вниз, ладонь
направленв вперед
согнуть левую, локоть
направлен вниз, ладонь
направленв вперед
хлопок в ладоши
хлопок в ладоши
счеты
движения ног
движения рук
1
шаг правой в сторону
левую приставить к правой
шаг левой в сторону
правую приставить к левой
согнутые перед грудью руки
наклоняются вправо (локти
почти на месте, направлены
вниз, а предплечье и кисти
наклоняются вправо)
согнутые перед грудью руки
наклоняются влево
согнутые перед грудью руки
наклоняются вправо
согнутые перед грудью руки
наклоняются влево
step touch
2.
heel touch
2
3
4
5
6
7
8
шаг левой вперед
выставить правую вперед на
пятку
хлопок в ладоши
шаг правой назад
приставить левую
хлопок в ладоши №2.
такты
(восьмерки)
общее название
элемента
счеты
движения ног
движения рук
basic step
1.
mambo вперед
1
2
3
4
5
6
7
8
шаг правой вперед
выпрямить вперед
левую приставить к правой
хлопок в ладоши
шаг правой назад
выпрямить вперед
левую приставить к правой
поставить на пояс
правая нога вперед, перенести
на нее вес тела, левая немного
приподнимается от пола
вес тела переносится на левую
ногу (она немного согнута),
правая немного отрывается от
пола и находится впереди
приставить правую ногу к
левой
шаг левой на месте
круг правой рукой
вперед, левая на поясе
круг правой рукой
назад, левая на поясе
такты
(восьмерки)
общее название
элемента
счеты
движения ног
движения рук
knee up
stradl
1
2
3
4
5
6
7
8
шаг правой вперед
левое колено вверх
шаг назад левой
приставить правую к левой
левая в сторону
правая в сторону
свободная работа рук
как в марше
правая выпрямить в
сторону
левая в выпрямить
сторону
левая в исходное положение
руки вверх
правая в исходное положение
опустить руки вниз
дугами вовнутрь
2. Приложение 3
Примерный комплекс аэробики, направленный на развитие общей
выносливости
В классах___ Дата ___________
Урок № ____
Задачи урока:
1. Закрепить базовые элементы аэробики и их разновидности.
2. Укрепить мышцы бедра и нижних конечностей.
3. Развивать общую выносливость организма учащихся.
Место проведения: ___________________________________________________
Инвентарь и оборудование ___________________________________________
№
п/п
Содержание учебного материала
Дозировка
Подготовительная часть
Построение класса,
сообщение задач урока
2 – 3 мин
Организационно
методические
указания
Построение в одну
шеренгу.
Проверить внешний вид
учащихся
Разминка
Исходное положение (и. п.) – руки перед грудью,
пальцы сцеплены. Ходьба на месте. 1 – руки
вперед ладонями вперед; 2 – и. п.; 3 – руки вверх
ладонями вверх; 4 – и.п.
И.п. – стойка ноги врозь. 1–2 раза поднимаясь на
носок и опускаясь на полную стопу два круга
правым плечом назад; 3–4 – то же левым плечом;
5 – полунаклон, руки за спину; 6 – и.п.; 7 –
полуприсед, руки вверх, хлопок над головой; 8 –
и.п.
И.п. – узкая стойка ноги врозь. 1 – полуприсед; 2
– и.п., голову повернуть направо с возвращением
в и.п.; 3–4 – то же влево; 5–6 – полуприсед с
наклоном головы вперед; 7–8 – то же с
наклоном головы назад
12–14 раз
Обращать внимание на
осанку
8–10 раз
Обращать внимание
на согласованность
движений
Спина прямая
12–14 раз №
п/п
10
11
12
И.п. – узкая стойка ноги врозь. 1 – полуприсед,
поднять правое плечо и опустить левое;
2 – и.п.; 3 – 4 – то же левым плечом; 5 –
полуприсед, левую руку на пояс, правую вверх;
6 – и.п.; 7 – то же, поменяв положение рук
Вертикальное
положение туловища
сохранять
12–14 раз
Содержание учебного материала
Дозировка
И.п. – стойка ноги врозь, правую ногу вперед, в
сторону. 1 – полуприсед, согнутые руки вперед
скрестно, пальцы в кулак; 2 – выпрямить ноги,
руки в стороны – назад. Повторить 8 раз в одну,
а затем в другую сторону
14–16 раз
Организационно
методические
указания
Вертикальное
положение туловища
сохранять
И. п. – стойка ноги врозь. 1–2 – два
пружинящих наклона, руки вперед, 3 – упор
присев; 4 – и.п.
12–14 раз
В среднем темпе
И.п. – стойка ноги врозь. 1–2 – полу приседая,
поочередно наклонить вперед правое, затем
левое плечо; 3–4 – поочередно выпрямить ноги
12–14 раз
В среднем темпе
Бег на месте. Бег с продвижением вперед, назад,
влево и вправо. Прыжки на двух ногах, руки на
поясе.
3–5 мин
Строго чередовать
задания
Прыжки на двух ногах, руки на поясе; 1–3 – три
невысоких подскока; 4 – прыжок на высоту до 30
см
2–4 раза
Приземляться на
носки
Упражнения на расслабление и восстановление
дыхания И.п.– основная стоика (о. с.); 1–2 –
дугами наружу, руки вверх (вдох); 3–4 – рас
слаблено «уронить» руки вниз с небольшим
наклоном вперед
Растягивание крупных мышечных групп:
передней, внутренней, боковой поверхностей
бедра, голени, мышц спины и груди. Поперечный
и продольный шпагаты.
Основная часть
И.п. – о. с., ходьба на месте, руки на 1 – вперед,
2 – в стороны, 3 – вверх, 4 – вниз.
И.п. – стойка, руки полусогнуты; 1 – шаг влево в
стойку, ноги врозь; 2 – приставить правую; 3 –
шагом правой влево поворот кругом в стойку,
ноги врозь; 4 – приставить левую; 5–8 – то же
вправо
2–4 раза
Полностью
расслабиться
от 30 с
до 60 с
Не допускать острой
боли
23 мин
Следить за осанкой,
руки в локтевых
суставах не сгибать
10–12 раз
Обращать внимание
на осанку И.п. – стойка, руки полусогнуты; 1 – шаг влево в
стойку, ноги врозь; 2 — шаг правой влево в
стойку скрестно правой; 3 – шаг левой в сторону
в стойку, ноги врозь; 4 – приставить правую; 58
– то же вправо
8–10 раз
Обращать внимание
на согласованность
движений
Содержание материала
И.п. – стойка, руки полусогнуты; 1 – шаг вправо
в стойку, ноги врозь; 2 – 3 – шаг левой вправо с
поворотом кругом в стойку, ноги врозь; 4 –
приставить правую
Дозировка
6–8 раз
Организационно
методические
указания
Спина прямая
И.п. – стойка, руки полусогнуты; 1– 8 – четыре
скрестных шага влево с хлопком в ладони; 9 – 16
– то же вправо. Затем выполнить то же,
передвигаясь спиной вправо и влево
8–10 раз
И.п. – о.с.; 1– 4 – четыре шага по кругу вправо;
5–8 – четыре отведения рук в стороны, кисть в
кулак. Затем выполнить то же влево
8–10 раз
Вертикальное
положение туловища
сохранять
Вертикальное
положение туловища
сохранять
Партер
И.п. – упор на предплечьях, стоя на правом
колене, правая нога незначительно согнута; 1 –
разогнуть ногу; 2 – и.п. Затем повторить то же
правой ногой
И.п. – упор на предплечьях, стоя на правом
колене, голень левой ноги согнута; 1 – разогнуть
и отвести бедро назад; 2 – и.п. Затем повторить
то же правой ногой
И.п. – лежа на левом боку, правая нога
полусогнута; 1 – разогнуть правую ногу назад; 2 –
и.п. Затем выполнить то же лежа на правом боку
10
И.п. – то же; 1 – согнуть в тазобедренном суставе
правую ногу вперед; 2 – и.п. Затем проделать то
же левой ногой лежа на правом боку
И.п. – сед с опорой о предплечья, согнув правую
ногу, левая прямая. Поднимание левой ноги вверх
и опускание ее вниз. Затем поменять положение
ног
И.п. – упор стоя на коленях; 1 – прогнуться в
груди и пояснице вверх; 2 – прогнуться вниз
И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в
коленных суставах, руки за головой; 1 –
сгибание туловища; 2 – и.п.
28–30 раз
В среднем темпе
28–30 раз
В среднем темпе
28–30раз
Не прогибаться в
пояснице
28–30 раз
Полностью
расслабиться
28–30 раз
Ногу в коленном
суставе не сгибать
10–12 раз Дыхание ритмичное,
без задержек
30 раз по
2 подхода
Обращать внимание
на согласованность
движений
№
п/п
4
5
6
7
8
9
11
12
13 №
п/п
1
2
3
4
5
Содержание учебного материала
Дозировка
Организационно
методические
указания
Заключительная часть
И.п. – лежа на спине правая нога впередвверх
с захватом за голень. Удержание ноги,
растягивая мышцы задней поверхности бедра.
Затем поменять положение ног
И.п. – упор лежа; 1–4 – упор лежа
прогнувшись с опорой о бедра, 5–8 – и.п.
И.п. – положение выпада правой ногой, левая
опирается о пол всей стопой. Удерживать
указанное положение, затем поменять поло
жение ног
И.п. – то же, но коленные суставы прямые,
сзади стоящая нога на носке
И.п. – о.с. 1 – вдох через нос, руки вверх; 2 –
выдох через рот
от 15 с
до 60 с
Поясницу
прижимать к полу
от 15 с
до 60 с
от 15 с
до 60 с
от 15 с
до 60 с
Руки в локтевых
суставах не сгибать
Вертикальное
положение ту
ловища сохранять
В среднем темпе
3–6 раз
В среднем темпе Примерный комплекс аэробики, направленный на развитие
скорстносиловых способностей
Приложение 4
В классах___ Дата ___________
Урок № ____
Задачи урока:
1. Совершенствовать базовые элементы аэробики и их разновидности.
2.
3. Совершенствовать скоростносиловые способности занимающихся.
Укрепить мышцы нижних конечностей.
Место проведения: ___________________________________________________
Инвентарь и оборудование ___________________________________________
Подготовительная часть 10 минут
Построение класса, сообщение задач урока.
Разминка.
Включает две части:
разогрев мышц – непрерывное выполнение комбинаций № 1 – 2 (на шагах
низкой интенсивности), тоже на прыжках и беге.
растяжку связок и сухожилий – стретчинг (растягивание), пружинящие
движения (растягивание задних поверхностей бедра и голени, выпады вперед, в
сторону с постепенным увеличением амплитуды, от положения ног в широкой
стойке до глубокого выпада).
Основная часть 30 минут
Выполнение комбинации № 1 – 2 на прыжках, беге, прыжке ноги врозь
вместе,
их разновидностях. Выполнение комбинаций по
направлениям: вперед и назад, вправовлево, по диагонали, движение на месте,
углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу.
подскоках и
Заключительная часть 5 минут
Упражнения на растягивание: выпады, наклоны сидя, лежа, стоя
(нахождение позе стрейтча 30 – 60 сек, упражнения не должны вызывать
ощущения боли). Дыхательные упражнения. Приложение 5
Примерный комплекс аэробики, направленный на развитие гибкости
В классах___ Дата ___________
Урок № ____
Задачи урока:
1. Закрепить базовые элементы аэробики и их разновидности.
2. Развивать гибкость суставов нижних конечностей и поясничного отдела
позвоночника.
Место проведения: ___________________________________________________
Инвентарь и оборудование ___________________________________________
№
п/п
Содержание учебного материала
Дозировка
1 Подготовительная часть
Построение класса, сообщение
задач урока
Разминка
Непрерывное выполнение связок № 1 – 4
2–3 мин
10 – 15 мин
1
2
3
4
Основная часть
И.п. – стойка ноги врозь; 1– наклон вперед;
2 – и.п.; 3 – наклон вправо; 4 – и.п.; 5 –
полунаклон назад; 6 – и.п.; 7 – наклон влево; 8
– и.п. Затем выполнить то же вправо и влево
И.п. – широкая стойка ноги врозь; 1–3 – три
пружинящих наклона вперед, руками тянуться
вперед; 4 – зафиксировать положение наклона
вперед прогнувшись, руки вверх
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны вверх;
1–3 – три пружинящих наклона вправо; 4 – на
клон вперед; 5–7 – три пружинящих наклона
вперед; 8 – и.п. To же влево
И.п. – сед, ноги согнуты в коленях, отвести их
в стороны; 1–3 – три пружинящих наклона
вперед; 4 – упор сидя сзади, напрягая яго
дичные мышцы, выполнить движение тазом
вперед (поднять плечи вверх)
20–22 раза
20–22 раза
22–24 раза
Организационно
методические
указания
В одну шеренгу.
Проверить
внешний вид
учащихся
Следить за
согласованностью
движений рук и
ног
Спину держать
ровной
Обращать внимание
на осанку, ноги в
коленях не сгибать
Обращать внимание
на согласованность
движений
Спина прямая
16–18 раз №
п/п
5
6
7
8
9
10
11
1
2
3
4
5
Содержание учебного материала
Дозировка
И.п. – сед, руки вперед, носки на себя; 1–3–
три пружинящих наклона вперед; 4 – наклон с
поворотом туловища вправо, левую руку назад,
правую руку вверх. То же с поворотом туло
вища влево
И.п. – сед, ноги врозь, руки в стороны; 12 –два
пружинящих наклона вперед; 3 – упор лежа
сзади на правой руке, левая рука вверх;
4 – поднять таз вверх
И.п. – то же, как в упражнении 7; 1 – наклон
влево, правую руку вверх, левую руку вправо;
2 – и.п.; 34 – то же вправо
И.п. – сед на пятках, держась за голеностопные
суставы; 1 – прогибаясь, стойка на коленях с
опорой ногами о голеностопные суставы; 2 –
и.п.
И.п. – упор стоя на коленях; 1 – округлить
спину; 2 – прогнуться в пояснице
То же, как в упражнении 10, но с касанием
подбородка груди
И.п. – упор сидя; 1–4 – наклон вперед с
поочередные сгибанием стоп и разноименным
движением плечами вперед и назад на каждый
счет; 5–8 – то же, выпрямляясь
Заключительная часть
И.п. – упор сидя; 1–2 – сед в группировке;
3–4 –покачаться на спине
И.п. – лечь на спину и поднять ноги вперед;
расслабить мышцы туловища и ног, закрыть
глаза
И.п. – сед в позу «полулотоса», руки на коленях;
1–4 – руки вверх, поднять голову; 5–8 – то же,
руки за голову
И.п. – стойка ноги врозь. Волнообразные
движения руками в разных направлениях
И.п. – стойка ноги врозь. 1–4 – медленный вдох;
5–8 – выдох
2–4 раза
Организационно
методические
указания
Вертикальное
положение туловища
сохранять
В среднем темпе
В среднем темпе
18–20 раз
20–22 раза
18–20 раз
10–12 раз
Строго чередовать
задания
12–16 раз
12–16 раз
8–10 раз
Полностью
расслабиться
Подбородком
касаться груди
Максимально
сгибать и разгибать
стопы
18–20 раз
Помассировать
собственной
тяжестью тела все
позвонки
6–8 раз
Дыхание ровное
8–10 раз
8–10 раз
Ровная спина
Сохранять
вертикальное
положение
туловища
Вдох – через нос,
выдох – через рот Приложение 6
Примерный комплекс аэробики, направленный на развитие
координационных способностей
В классах___ Дата ___________
Урок № ____
Задачи урока:
4. Закрепить базовые элементы аэробики и их разновидности.
5.
6. Совершенствовать координационные способности занимающихся.
Укрепить мышцы нижних конечностей.
Место проведения: ___________________________________________________
Инвентарь и оборудование ___________________________________________
Подготовительная часть 10 минут
Построение класса, сообщение задач урока.
Разминка.
Включает две части:
разогрев мышц – упражнения для рук (сгибания, разгибания в положения
рук вперед, в стороны, вверх; круговые движения в плечах); пружинистые
полуприседы на двух ногах; Vобразный шаг, шаги в сторону, вперед с
приставлением ноги с небольшим полуприседом; отведение ноги в выпадах;
растяжку связок и сухожилий – стретчинг (растягивание), пружинящие
движения (растягивание задних поверхностей бедра и голени, выпады вперед, в
сторону с постепенным увеличением амплитуды, от положения ног в широкой
стойке до глубокого выпада).
Основная часть 30 минут
Разучивание комплекса аэробики № 1 – 4 в обратной последовательности,
с разноименными движениями рук и ног, со сбоем ритма, выполнение с
ограничением зрительного анализатора
Заключительная часть 5 минут
Упражнения на растягивание: выпады, наклоны сидя, лежа, стоя
(нахождение позе стрейтча 30 – 60 сек, упражнения не должны вызывать
ощущения боли). Дыхательные упражнения. Литература
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для
студентов вузов физической культуры / Под. ред. Е. Б. Мякинченко, М. П.
Шестаковой. М.: СпортАкадемПресс, 2002.
2. Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета
фитнес. – М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.
3. Беспутчик В.Г., Бейлин В.Р. Средства аэробики в физическом воспитании
АрмитаМаркетинг,
Учеб.метод.
Мн:
школьников:
Менеджмент, 1997.
пособие.
4. Виру А. А. Физиологические основы оздоровительного влияния
ритмической гимнастики: Учебнметод. пособие. Тарту: Тартуский
университет, 1991.
5. Душанин С.А., Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я. Самоконтроль физического
состояния. Киев: Здоровье, 1980.
6. Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость:
физкультура для всех // Здоровье. 1993. № 1. С. 42–43.
7. Крючек,
Е.С. Аэробика.
Содержание и методика проведения
оздоровительных занятий / Е.С. Крючек . – М.: ТерраСпор, Олимпия
Пресс, 2001. – 64с.
8. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт,
1989.
9. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: в 2 т. Том 1. Теория и методика
М.: Федерация аэробики, 2002. 232с.
10.ЛисицкаяТ.С. ,Сиднева Л.В. Аэробика: в 2 т. Том 2. Частные методики"
М.: "Федерация аэробики", 2002. 232с.
11. Ростова В.А., Ступкина М.О. Оздоровительная аэробика : Уч. пособие. –
Спб.: Высшая административная школа, 2003 – 115 с.
12.Теория и методика физического воспитания: В 2 т.: Учеб. для студентов
физ. культуры / Под. общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. – 2е
изд., исправ. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – Т. 1: Общие
основы теории и методики физического воспитания / Под. общ. ред. Л. П.
Матвеева и А. Д. Новикова. – 1976. – 304 с
13.«Физическая культура и здоровье» учебная программа для
общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками
обучения 1 – IХ классов. – Минск: НИО, 2008. – 157 с.
14.Усов И.Н., Здоровый ребенок: Справочник педиатра. – 2е изд., перераб. и
доп. – Мн.: Беларусь, 1994. – 446 с.
15.Юсупова Л.А., Миронов В.М. Аэробика: учебнометодическое пособие /
БГУФК. – Мн: БГУФК, 2005. – 100 с.
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
АЭРОБИКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.