Цели урока:
• продолжить работу над обучением анализу художественного текста в ходе сравнительного анализа произведений разных авторов; дать представление об основных особенностях поэтической манеры Фета;
• работать над совершенствованием навыков самообразования путём применения в обучении технологии развития критического мышления;
• развивать внимание, аналитические способности учащихся;
• создать на уроке ситуацию размышления над природой поэтического таланта, содействовать эстетическому воспитанию.
Оборудование:
• презентация к уроку;
• раздаточный материал с текстами стихотворений “УЗНИК” Фета и Пушкина;
• раздаточный материал с текстом статьи об импрессионизме:
Афанасий Афанасьевич Фет. Особенности поэтической
манеры
Цели урока:
продолжить работу над обучением анализу художественного текста в ходе сравнительного анализа
произведений разных авторов; дать представление об основных особенностях поэтической манеры
Фета;
работать над совершенствованием навыков самообразования путём применения в обучении технологии
развития критического мышления;
развивать внимание, аналитические способности учащихся;
создать на уроке ситуацию размышления над природой поэтического таланта, содействовать
эстетическому воспитанию.
Оборудование:
презентация к уроку;
раздаточный материал с текстами стихотворений “УЗНИК” Фета и Пушкина;
раздаточный материал с текстом статьи об импрессионизме:
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в живописи последней
трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру.
Представители импрессионизма стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, во
всем богатстве сверкающих красок. На своих полотнах импрессионисты хотели передать мимолётные настроения,
тонкие, почти неуловимые впечатления, возникающие в душе от образа человека, здания, природы... Они
стремились “остановить мгновение”, ухватить его на лету и удержать на полотне. Свою главную задачу
художникиимпрессионисты видели в том, чтобы изобразить мир в присущей ему постоянной изменчивости и
воссоздать единство человека и окружающей его природы.
Новое течение резко отличалось от академической, традиционной живописи. В первую очередь это отличие
наблюдается в технике создания полотен. Для живописи импрессионистов характерно использование ярких,
насыщенных красок. Импрессионисты отказались от чётких контуров, заменив их мелкими и крупными
контрастными мазками, штрихами, точками, пятнами. Поэтому, если вы подойдете к картине художника
импрессиониста слишком близко, вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Возможно, вам покажется,
что это какието абстрактные пятна, не складывающиеся в целостную картину. Но если вы немного отстранитесь,
то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и
т.д.
На этом же приеме “отдельного мазка”, “штриха” основана техника импрессионистского письма в поэзии.
Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, словно случайных
снимках памяти; общая картина не изображается последовательно, а как будто складывается, подобно мозаике,
из отдельных фрагментов.
В качестве предварительной подготовки к занятию ученики получали задание сочинить продолжение к данному
учителем началу неизвестного им стихотворения:
Густая крапива
Шумит под окном,
Зеленая ива
Повисла шатром;
Веселые лодки
В дали голубой...
Результаты этой работы используются при сопоставительном анализе. Все этапы урока сопровождаются
показом соответствующих слайдов прилагаемой презентации.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯНа сегодняшнем уроке мы будем говорить о творчестве одного из самых интересных поэтов 19 века.
Попытайтесь ответить на вопрос: почему творчество того или иного поэта остается в памяти потомков?
Очевидно, помимо поэтического таланта, поэт должен обладать и таким качеством, которое Толстой назвал
“лирической дерзостью”, то есть он должен сделать чтото не так, как делали до него, он должен сказать какое
то новое слово, свое слово в поэзии. Надо заметить, что и в стихах Фета, и в его жизни очень многое было “не
так”, странно и непривычно. Поэтому и говорить о нем мы будем “не так”. Начнем не со знакомства с биографией
и с личностью этого поэта, а сразу же с его стихов. Наша главная цель сегодня – понять, в чем заключалась
“лирическая дерзость” Фета, что он делал НЕ ТАК, как его предшественники – другие поэты.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – СТАДИЯ ВЫЗОВА
Что вам известно о Фете?
Запишите в тетради три утверждения о нем, оцените (хотя бы интуитивно) их достоверность, поставив рядом с
каждым знаки “ + ” или “ ” в зависимости от того, верите вы в то, что написано, или нет. В ходе нашего урока вы
установите истинность или ложность этих высказываний. СЛАЙД 3.
1) Стихи Фета логичны и последовательны, в них разум преобладает над чувствами.
2) В стихах Фета человек и природа существуют как два отдельных мира, не связанных между собой.
3) В поэзии Фета много общего с академической живописью.
ВТОРОЙ ЭТАП – СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
1) Сравнительный анализ стихов Фета и других авторов
Чтобы понять, в чем заключалась “лирическая дерзость” Фета, необходимо сравнить его стихи с
произведениями других авторов. И начнем мы с ваших произведений.
(Напоминаю ученикам о задании, которое они выполняли на предыдущем уроке: надо было придумать и записать
продолжение стихотворения:
Густая крапива
Шумит под окном,
Зеленая ива
Повисла шатром;
Веселые лодки
В дали голубой...) СЛАЙД 4.
Анализируем получившиеся варианты. СЛАЙД 5.
Сравниваем с тем, что написано у Фета (“Железо решетки визжит под пилой”). СЛАЙД 6. Делаем наблюдение о
неожиданности переключения точки зрения в фетовском стихотворении. Объясняем, почему она неожиданна:
ученики в своих вариантах следовали логике развития образа, созданного в первых строках стихотворения,
продолжали тему умиротворенности, покоя и т. д., тогда как Фет эту логику нарушает.
Выясняем название стихотворения и читаем его полностью. СЛАЙД 7.
Вспоминаем, кто еще написал стихотворения с таким же названием. СЛАЙД 8. Сравниваем стихотворения Фета
и Пушкина. Вопросы для сравнительного анализа:
О каком из двух стихотворений можно сразу сказать, что оно называется “Узник”? Почему?
Сравните, как организовано пространство в каждом из стихотворений, как направлен взгляд автора, а
вслед за ним и читателя? Для этого находим образы, совпадающие в обоих стихотворениях (это образы
окна, решетки, моря и человека – лирического героя). В какой последовательности они появляются в
каждом стихотворении? СЛАЙД 9.
У какого поэта лирический сюжет развивается более логично и последовательно? СЛАЙД 10.
Фет нарушает привычную логику, но это не означает, что у него нет собственной логики развития
образа. Объясните, почему после “густой крапивы, зеленой ивы и веселых лодок в дали голубой” взгляд
переключается на “решетку”, которая “визжит под пилой”?
Как изображен человек в каждом из стихотворений? Что делает герой Пушкина? Что – герой Фета? В
чем странность изображения человека у Фета? СЛАЙД 11.
Пушкин передает мысли и чувства своего героя. Что стремится в большей степени передать Фет?
В каком стихотворении настроение лирического героя изменяется от начала к концу, а в каком мы видим
как бы моментальный “снимок” настроения?
Как соотносится внутренний мир человека и мир природы в каждом из стихотворений? У какого поэта
связь между природой и лирическим героем более тесная, прочная?
(Для пушкинского героя “точкой отсчёта”, если можно так сказать, является его собственное настроение,
состояние. Оно постепенно изменяется. Узник, наблюдает, размышляет и силой своей мысли обретает ощущение
свободы. Человек и природа у Пушкина связаны, но не соединены в одно целое.
Герой Фета словно вырастает из окружающего мира. Его трудно назвать наблюдающим и размышляющим. Поэт
передает ощущения и даже не чувства, а чувствования своего героя. В фетовском “Узнике” мы ни разу не
встретим местоимения Я. Кажется, что в этом стихотворении описывается жизнь человеческого слуха, зрения,
осязания. И эта жизнь прочно спаяна с жизнью природы. Человек свободен, потому что свободна природа, и
иначе быть не может.)
НЕ ЗАБЫВАЕМ В ХОДЕ БЕСЕДЫ ОБРАЩАТЬСЯ К НАШИМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ЗАПИСЯМ И
КОРРЕКТИРОВАТЬ ИХ ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ! СЛАЙД 12.
Делаем вывод о том, что в своих стихах Фет не следует привычной логике, он руководствуется больше не
разумом, а чувством, стремясь передать не мысли человека, а его впечатления, ощущения, эмоции, тонкие
психологические состояния. Это позволяет сравнить поэзию Фета с живописью художниковимпрессионистов.
2) Работа над термином “ИМПРЕССИОНИЗМ”
Ученикам предлагается прочесть статью об импрессионизме, после чего они отвечают на вопросы:
Что такое импрессионизм?
Почему он так называется?
Предлагаю заполнить кластер. СЛАЙД 13.
После самостоятельной работы и обсуждения с учениками на доске (и у них в тетрадях) появляется примерно
такая схема: СЛАЙД 14.
Рассматриваем репродукции картин художниковимпрессионистов, находим в них черты
импрессионизма. СЛАЙДЫ 15, 16, 17, 18.
После создания кластера и обсуждения репродукций оцениваем истинность третьего утверждения, записанного
в начале урока (СЛАЙД 19) и отвечаем на вопрос: почему стихи Фета сравнивают с полотнами
импрессионистов?
Находим черты импрессионизма в стихотворении “Узник”.
ТРЕТИЙ ЭТАП – РЕФЛЕКСИЯ, ОСМЫСЛЕНИЕ
Итак, настало время подвести итог. Попытаемся сформулировать, в чем заключаются основные особенности
поэтической манеры Фета. Для этого обращаемся к нашим записямутверждениям, сделанным в начале
урока. СЛАЙД 20.
Делаем выводы:
1. В стихах Фета чувства преобладают над логикой, разумом.
2. В поэзии Фета человек и природа существуют как нерасторжимое целое.
3. Поэзию Фета не случайно часто сравнивают с живописью импрессионизма: между ними много общего
(см. схемукластер).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Домашнее задание.
Подготовить чтение стихов “Шепот, робкое дыханье...”, “Одним толчком согнать ладью живую”, “Сияла
ночь, луной был полон сад, лежали...”
Попытаться придумать рассказ о жизни Фета: чем увлекался, какое место в своей жизни отводил
творчеству, каким обладал характером...На следующем уроке ученики познакомятся с биографией Фета, и их ожидает большой сюрприз: чрезвычайно
резкое расхождение между реальным человеком и лирическим героем его произведений.
Литература.
1. Благой Д. Мир как красота. О “Вечерних огнях” А.Фета. М., 1975.
2. Голова Н. А. Особенность поэтического таланта А.Фета. 9й класс.
http://festival.1september.ru/articles/595408/
3. Голова Н.А. Конспект урока "А.А. Фет. Поэтмузыкант. Поэтхудожник", 10й класс
http://festival.1september.ru/articles/518810/
4. Козлова Е.И., Перельман И.М. Импрессионизм как художественное течение в искусстве Франции конца
XIX века (на примере живописи импрессионистов и лирики А.Фета)
http://festival.1september.ru/articles/503773/
5. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн.для учащихся. М.: Просвещение, 1989.