Афанасий Афанасьевич Фет. Особенности поэтической манеры

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • продолжить работу над обучением анализу художественного текста в ходе сравнительного анализа произведений разных авторов; дать представление об основных особенностях поэтической манеры Фета; • работать над совершенствованием навыков самообразования путём применения в обучении технологии развития критического мышления; • развивать внимание, аналитические способности учащихся; • создать на уроке ситуацию размышления над природой поэтического таланта, содействовать эстетическому воспитанию. Оборудование: • презентация к уроку; • раздаточный материал с текстами стихотворений “УЗНИК” Фета и Пушкина; • раздаточный материал с текстом статьи об импрессионизме:
Иконка файла материала Афанасий Афанасьевич Фет. Особе.doc
Афанасий Афанасьевич Фет. Особенности поэтической манеры Цели урока:     продолжить работу над обучением анализу художественного текста в ходе сравнительного анализа  произведений разных авторов; дать представление об основных особенностях поэтической манеры  Фета; работать над совершенствованием навыков самообразования путём применения в обучении технологии  развития критического мышления; развивать внимание, аналитические способности учащихся; создать на уроке ситуацию размышления над природой поэтического таланта, содействовать  эстетическому воспитанию. Оборудование:    презентация к уроку; раздаточный материал с текстами стихотворений “УЗНИК” Фета и Пушкина; раздаточный материал с текстом статьи об импрессионизме: Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в живописи последней  трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру.  Представители импрессионизма стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, во  всем богатстве сверкающих красок. На своих полотнах импрессионисты хотели передать мимолётные настроения, тонкие, почти неуловимые впечатления, возникающие в душе от образа человека, здания, природы... Они  стремились “остановить мгновение”, ухватить его на лету и удержать на полотне. Свою главную задачу  художники­импрессионисты видели в том, чтобы изобразить мир в присущей ему постоянной изменчивости и  воссоздать единство человека и окружающей его природы. Новое течение резко отличалось от академической, традиционной живописи. В первую очередь это отличие  наблюдается в технике создания полотен. Для живописи импрессионистов характерно использование ярких,  насыщенных красок. Импрессионисты отказались от чётких контуров, заменив их мелкими и крупными  контрастными мазками, штрихами, точками, пятнами. Поэтому, если вы подойдете к картине художника­ импрессиониста слишком близко, вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Возможно, вам покажется, что это какие­то абстрактные пятна, не складывающиеся в целостную картину. Но если вы немного отстранитесь,  то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и  т.д. На этом же приеме “отдельного мазка”, “штриха” основана техника импрессионистского письма в поэзии.  Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, словно случайных  снимках памяти; общая картина не изображается последовательно, а как будто складывается, подобно мозаике,  из отдельных фрагментов. В качестве предварительной подготовки к занятию ученики получали задание сочинить продолжение к данному  учителем началу неизвестного им стихотворения: Густая крапива  Шумит под окном, Зеленая ива Повисла шатром; Веселые лодки В дали голубой... Результаты этой работы используются при сопоставительном анализе. Все этапы урока сопровождаются  показом соответствующих слайдов прилагаемой презентации. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯНа сегодняшнем уроке мы будем говорить о творчестве одного из самых интересных поэтов 19 века.  Попытайтесь ответить на вопрос: почему творчество того или иного поэта остается в памяти потомков?  Очевидно, помимо поэтического таланта, поэт должен обладать и таким качеством, которое Толстой назвал  “лирической дерзостью”, то есть он должен сделать что­то не так, как делали до него, он должен сказать какое­ то новое слово, свое слово в поэзии. Надо заметить, что и в стихах Фета, и в его жизни очень многое было “не  так”, странно и непривычно. Поэтому и говорить о нем мы будем “не так”. Начнем не со знакомства с биографией  и с личностью этого поэта, а сразу же с его стихов. Наша главная цель сегодня – понять, в чем заключалась  “лирическая дерзость” Фета, что он делал НЕ ТАК, как его предшественники – другие поэты. ПЕРВЫЙ ЭТАП – СТАДИЯ ВЫЗОВА Что вам известно о Фете? Запишите в тетради три утверждения о нем, оцените (хотя бы интуитивно) их достоверность, поставив рядом с  каждым знаки “ + ” или “ ­ ” в зависимости от того, верите вы в то, что написано, или нет. В ходе нашего урока вы  установите истинность или ложность этих высказываний. СЛАЙД 3. 1) Стихи Фета логичны и последовательны, в них разум преобладает над чувствами. 2) В стихах Фета человек и природа существуют как два отдельных мира, не связанных между собой. 3) В поэзии Фета много общего с академической живописью. ВТОРОЙ ЭТАП – СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ 1) Сравнительный анализ стихов Фета и других авторов Чтобы понять, в чем заключалась “лирическая дерзость” Фета, необходимо сравнить его стихи с  произведениями других авторов. И начнем мы с ваших произведений. (Напоминаю ученикам о задании, которое они выполняли на предыдущем уроке: надо было придумать и записать продолжение стихотворения: Густая крапива Шумит под окном, Зеленая ива  Повисла шатром; Веселые лодки В дали голубой...) СЛАЙД 4. Анализируем получившиеся варианты. СЛАЙД 5. Сравниваем с тем, что написано у Фета (“Железо решетки визжит под пилой”). СЛАЙД 6. Делаем наблюдение о  неожиданности переключения точки зрения в фетовском стихотворении. Объясняем, почему она неожиданна:  ученики в своих вариантах следовали логике развития образа, созданного в первых строках стихотворения,  продолжали тему умиротворенности, покоя и т. д., тогда как Фет эту логику нарушает. Выясняем название стихотворения и читаем его полностью. СЛАЙД 7. Вспоминаем, кто еще написал стихотворения с таким же названием. СЛАЙД 8. Сравниваем стихотворения Фета  и Пушкина. Вопросы для сравнительного анализа:  О каком из двух стихотворений можно сразу сказать, что оно называется “Узник”? Почему?  Сравните, как организовано пространство в каждом из стихотворений, как направлен взгляд автора, а  вслед за ним и читателя? Для этого находим образы, совпадающие в обоих стихотворениях (это образы  окна, решетки, моря и человека – лирического героя). В какой последовательности они появляются в  каждом стихотворении? СЛАЙД 9. У какого поэта лирический сюжет развивается более логично и последовательно? СЛАЙД 10.   Фет нарушает привычную логику, но это не означает, что у него нет собственной логики развития  образа. Объясните, почему после “густой крапивы, зеленой ивы и веселых лодок в дали голубой” взгляд  переключается на “решетку”, которая “визжит под пилой”? Как изображен человек в каждом из стихотворений? Что делает герой Пушкина? Что – герой Фета? В  чем странность изображения человека у Фета? СЛАЙД 11.   Пушкин передает мысли и чувства своего героя. Что стремится в большей степени передать Фет?  В каком стихотворении настроение лирического героя изменяется от начала к концу, а в каком мы видим  как бы моментальный “снимок” настроения? Как соотносится внутренний мир человека и мир природы в каждом из стихотворений? У какого поэта  связь между природой и лирическим героем более тесная, прочная? (Для пушкинского героя “точкой отсчёта”, если можно так сказать, является его собственное настроение,  состояние. Оно постепенно изменяется. Узник, наблюдает, размышляет и силой своей мысли обретает ощущение свободы. Человек и природа у Пушкина связаны, но не соединены в одно целое. Герой Фета словно вырастает из окружающего мира. Его трудно назвать наблюдающим и размышляющим. Поэт  передает ощущения и даже не чувства, а чувствования своего героя. В фетовском “Узнике” мы ни разу не  встретим местоимения Я. Кажется, что в этом стихотворении описывается жизнь человеческого слуха, зрения,  осязания. И эта жизнь прочно спаяна с жизнью природы. Человек свободен, потому что свободна природа, и  иначе быть не может.) НЕ ЗАБЫВАЕМ В ХОДЕ БЕСЕДЫ ОБРАЩАТЬСЯ К НАШИМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ЗАПИСЯМ И  КОРРЕКТИРОВАТЬ ИХ ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ! СЛАЙД 12. Делаем вывод о том, что в своих стихах Фет не следует привычной логике, он руководствуется больше не  разумом, а чувством, стремясь передать не мысли человека, а его впечатления, ощущения, эмоции, тонкие  психологические состояния. Это позволяет сравнить поэзию Фета с живописью художников­импрессионистов. 2) Работа над термином “ИМПРЕССИОНИЗМ” Ученикам предлагается прочесть статью об импрессионизме, после чего они отвечают на вопросы:  Что такое импрессионизм?  Почему он так называется? Предлагаю заполнить кластер. СЛАЙД 13. После самостоятельной работы и обсуждения с учениками на доске (и у них в тетрадях) появляется примерно  такая схема: СЛАЙД 14. Рассматриваем репродукции картин художников­импрессионистов, находим в них черты  импрессионизма. СЛАЙДЫ 15, 16, 17, 18. После создания кластера и обсуждения репродукций оцениваем истинность третьего утверждения, записанного в начале урока (СЛАЙД 19) и отвечаем на вопрос: почему стихи Фета сравнивают с полотнами  импрессионистов? Находим черты импрессионизма в стихотворении “Узник”. ТРЕТИЙ ЭТАП – РЕФЛЕКСИЯ, ОСМЫСЛЕНИЕ Итак, настало время подвести итог. Попытаемся сформулировать, в чем заключаются основные особенности  поэтической манеры Фета. Для этого обращаемся к нашим записям­утверждениям, сделанным в начале  урока. СЛАЙД 20. Делаем выводы: 1. В стихах Фета чувства преобладают над логикой, разумом. 2. В поэзии Фета человек и природа существуют как нерасторжимое целое. 3. Поэзию Фета не случайно часто сравнивают с живописью импрессионизма: между ними много общего  (см. схему­кластер). ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Домашнее задание.  Подготовить чтение стихов “Шепот, робкое дыханье...”, “Одним толчком согнать ладью живую”, “Сияла  ночь, луной был полон сад, лежали...”  Попытаться придумать рассказ о жизни Фета: чем увлекался, какое место в своей жизни отводил  творчеству, каким обладал характером...На следующем уроке ученики познакомятся с биографией Фета, и их ожидает большой сюрприз: чрезвычайно  резкое расхождение между реальным человеком и лирическим героем его произведений. Литература. 1. Благой Д. Мир как красота. О “Вечерних огнях” А.Фета.­ М., 1975. 2. Голова Н. А. Особенность поэтического таланта А.Фета. 9­й класс.  http://festival.1september.ru/articles/595408/ 3. Голова Н.А. Конспект урока "А.А. Фет. Поэт­музыкант. Поэт­художник", 10­й класс  http://festival.1september.ru/articles/518810/ 4. Козлова Е.И., Перельман И.М. Импрессионизм как художественное течение в искусстве Франции конца  XIX века (на примере живописи импрессионистов и лирики А.Фета)  http://festival.1september.ru/articles/503773/ 5. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн.для учащихся. М.: Просвещение, 1989.

Посмотрите также