Тема: Афинская демократия при Перикле
Цели: углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.
Планируемые результаты:
Предметные: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии;
Метапредметные УУД: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Личностные УУД: обрести
мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического
устройства в Афинах.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Повторение опорных знаний.
1. Подготовка устного ответа по карточке.
КАРТОЧКА Внимательно прочитай задание: Сравни обучение в современной школе и афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему? Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Примерный ответ учащегося
В афинской школе учили только мальчиков с семи лет, в наших школах учат всех детей с 6 лет. Считалось, что женщинам надо владеть только домоводством. Детей учили грамоте, основам арифметики, заучивали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», занимались очень серьезно физическим развитием детей, давали музыкальное образование, учили танцевать. Дети из бедных семей учились только грамоте, дети из состоятельных семей учились до 18 лет. Но были молодые люди, которые, став взрослыми, посещали гимнасии, где поддерживали свою спортивную форму и слушали разных философов.
а) Решение задачи.
Среди принятых за обедом развлечений греков была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов-загадок. Попытайтесь их разгадать.
б) Беседа с классом.
В) тестовое задание.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели и задач урока.
Кому принадлежат следующие слова: «Мать черна земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная»
Солон.
2. Вспомните, какова заслуга Солона?
3.Что такое демократия?
4.Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.
На доске портреты Солона и Перикла
Вопрос: – Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время?
Правильно, ребята, эти два имени связаны с развитием демократии, зарождение демократии связано с именем Солона, а вот расцвет с именем Перикла.
6. Какая будет тема урока?
АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ
Запишите тему урока
4. Усвоение новых знаний.
План
На доске: тема урока.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника п. 1 § 40
а) Прочитать текст.
б) Ответить на вопрос:
- Чем занималось Народное собрание в Афинах?
в) Заполнить таблицу (схема на доске).
Ответ: 1. Выбирало стратега. 2. Принимало законы. 3. Объявляло войну. 4. Утверждало мирные договоры. 5. Распоряжалось казной.
3.Рассказ учителя.
При Перикле афинская демократия достигла наивысшего расцвета. Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства граждан Афин.
Он сделал оплачиваемыми государственные должности. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира.
Город и порт Пирей были укреплены крепостными стенами. Учителями Перикла были замечательные ученые. Например, Анаксагор изучал явление природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскаленные камни. Творец «Антигоны» Софокл, создатель статуй Фидий, «отец» истории Геродот - это люди, с которыми общался Перикл, участвовал с ними в ученых спорах.
Однако у Перикла были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвиняли в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы отстоять свою честь, Фидий снял со статуи золотую одежду ее взвесили и убедились в честности этого человека.
Именно во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады.
4. Заполнение таблицы: Друзья Перикла
Имя |
Чем прославились? |
Чем помогали Периклу? |
Анаксагор |
Ученый |
Учил Перикла |
Софокл |
Творец «Антигоны» |
Участвовал в морских походах |
Фидий |
Скульптор, архитектор |
Строительство Акрополя |
Геродот |
Историк |
Отправился в Италию, для основания колонии |
5. Формирование умений и навыков.
Игра "Да-нет”
6. Подведение итогов урока
Вопросы:
Кто сыграл большую роль в оформлении основных принципов Афинской демократии?
Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод по уроку, продолжив предложения:
На уроке я узнал?
На уроке я познакомился?
Я понял что?
Предполагаемый ответ:
Перикл.
Я узнал о развитии демократии при Перикле.
--//-- о жизни Перикла
--//-- чем занималось народное собрание в Афинах.
--//-- за государственную службу в Афинах платили деньги из казны
Я понял, что демократия при Перикле достигла расцвета.
Учитель: Достигнуты ли те цели, которые ставили на урок? Ребята, как вы считаете, стиль общения на нашем уроке можно назвать демократичным? Дайте краткое объяснение.
Выставляются оценки обучающимся за проделанную работу на уроке.
7. Домашнее задание.
прочитать § 40; зад. стр. 195.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.