Тема: А.Гайдар «Тимур и его команда»
Цель: учить детей анализировать литературное произведение, формировать
читательский навык, воспитывать нравственные качества.
Задачи:
1. Создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся через знакомство с творчеством писателя А. П. Гайдара.
2. Формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения.
а) для обучающихся высокого уровня создать на уроке условия для того, чтобы они сами определили главную мысль произведения;
б) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся среднего уровня приняли участие в понимании главной мысли произведения;
в) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся низкого уровня поняли главную мысль произведения.
3. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом.
4. Развивать образное мышление, речь.
5. Развитие рефлексии, самоконтроля, самооценки.
6. Формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.
7. Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в парах, высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)
Место урока в учебном плане. Второй урок А.П. Гайдара «Тимур и его команда».
Формы организации учебной деятельности. Фронтальная, групповая, самостоятельная.
Прогнозируемые результаты.
- на уроке будет создана благоприятная обстановка;
- в ходе урока дети правильно сделают анализ произведения, сделают вывод о том,
как важно иметь для человека силу воли, заставить себя поступить правильно;
- использование на уроке ИКТ позволит активизировать восприятие обучающихся за
счёт использования зрительных демонстраций.
Оборудование.
Для учителя:
1. Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Л.А.Ефросинина).
2. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «А. П. Гайдар .Тимур и его команда.»
Для обучающихся:
1. Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Л.А.Ефросинина).
2. Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 3 класс. №2» (авт. Л.А.Ефросинина)
3. Карточки для работы впарах, индивидуальные карточки-помощницы для дифференцированной работы.
4. Сигнальные карточки у каждого обучающегося (для самооценки, рефлексии)
1. Организационный момент.
Слайд 1.
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.
- У каждого из вас на столе лежат карточки с солнышками, но не собыкновенными, а волшебными. Так же, как и вы каждое солнышко индивидуально и не похоже на другое. Выберите своё солнышко, которое будет согревать вас сегодня и в течение всего урока будет повышать вам настроение, стоит только на него посмотреть.
- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие. - Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА. -Прочитайте глазами стихотворение. Я однажды видел сам: Як летал по небесам, Ястреб плавал в океане, Ягуар бежал от лани, Ясень по полю ходил, Язь в лесу грибы ловил… Я не вру, поверьте мне, Я видал это во сне.
-Скажите, что необычного встречается в этом стихотворении?
-Как вы думаете, где же поэт всё это видел? -Давайте прочитаем это стихотворение хором тихо. Сделают это со мной ребята 1-го ряда. -Со 2-м рядом мы прочитаем стихотворение громко. -С 3-м рядом мы прочитаем его скороговоркой. -Кто прочитает нам его серьёзно? -А теперь с радостной интонацией. -Ну, вот теперь наш речевой аппарат готов к работе
2. Проверка домашнего задания. Слайд 2. Беседа об А.П. Гайдаре.
-Узнали ли вы этого человека? -Кто он? -Что вы знаете о нём? -Каким человеком он был? -Сам Гайдар говорил о себе, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время? А как думаете вы? -Что особенно интересно было читать (слушать) о Гайдаре? -Что из прослушанного вам кажется особенно важным для понимания книг писателя? -Как вы открывали для себя Гайдара: с какими источниками работали, где брали материал для рассказа? Как его обрабатывали? -Известно, что, когда Гайдар работал над книгой, он долго оттачивал каждую фразу, десятки раз повторял её вслух. А как работали вы?
-Готовили ли вы своё выступление? Произносили ли вы его вслух или ограничились лишь поиском и отбором материала?
Большой, весёлый, ясноглазый, Присев к ребячьему костру, Он сочинял свои рассказы Как бесконечную игру. Он никогда не будет стар, В глаза читателям с портрета Глядит смеющийся Гайдар В шинель походную одетый.
|
- Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…
Ястреб не плавает в океане. Ягуар догоняет лани. Ясень не может в лесу грибы ловить
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи.
Слайд 3.
-Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова. АТОРБОД ЬТСОВИЧВЫЗТО
ЬТСОВИЖЛ ЬТСОНТСЕЧ
- Попробуйте назвать эти понятия одним словом. - Назовите, пожалуйста, «лишнее слово».
- Почему вы так решили? Докажите.
- Объясните, как вы понимаете смысл слов: * доброта
* отзывчивость
* честность
- Какие это качества?
- А вы обладаете такими качествами? - Какое из этих слов связано с произведением, с которым мы на прошлом уроке познакомились? - Почему?
- Это настоящая фамилия автора?
- Что такое псевдоним?
- Назовите настоящую фамилию автора.
- Где вы об этом узнали?
Слайд 4.
- Зная тему урока, давайте поставим цель урока. Определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке? Определить… Учиться…
Развивать…
- Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание. А также ответим на главный вопрос – для чего А.П. Гайдар написал это произведение?
|
- доброта, отзывчивость, лживость, честность.
- Это качества человека. - Лживость.
- Потому что, лживость – это отрицательное качество человека; а все остальные – положительные.
- Доброта – стремление делать добро другим… - Отзывчивость – готовый помочь человек… - Честность- человек, который держит слово…
- Это положительные качества.
- Доброта, отзывчивость. - Мы читали произведение А.П. Гайдара «Тимур и его команда».
- Нет, это псевдоним.
- Это вымышленное литературное имя, которым подписывал автор свои произведения.
-А. П. Голиков.
- Во вступительной статье учебника
- Главную мысль произведения, его жанр…. - Выразительно и грамотно читать.
- Речь. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Подготовительная работа к анализу произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда».
1. Исследовательская деятельность.
- Прочитайте название произведения ещё раз.
- Подберите родственные слова к первому слову.
- Какой смысл вкладывает автор в это понятие?
- Давайте посмотрим, какое толкование этого слова даётся в словаре Ожегова. Для экономии времени, я вынесла значения этого слова на экран.
Слайд 5.
Тимуровцы– в советское время: участник детского общественного движения по оказанию помощи семьям воинов, инвалидам, больным (по имени Тимура из «Тимура и его команды»).
- В каком значении употреблено слово «тимуровцы» в нашем произведении? .
- Докажите.
-Придумывают помощь в виде такой игры, чтобы было интересно, потому что они любят романтику, представляли себя волшебниками. Они скромны, потому что не говорят о своей помощи, не хвастаются. Эта игра была потребностью. -Повесть Гайдара началась печататься в газете «Пионерская правда» в 1940 году, и в том же году Тимуровское движение стало массовым. Миллионы мальчишек и девчонок начали подражать Тимуру. Они организовывали отряды, и помощь приходила ко всем, кто нуждался в ней. Движение оставалось мощным и в течение всех военных лет и несколько десятков лет после войны.
- Итак, о чём мечтали дети тех лет? Вы называете, а я фиксирую на доске слова:
РОМАНТИКА ГЕРОИЗМ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТАЙНА
2. Словарная работа. Работа в парах.
- Для того,чтобы проверить как внимательно вы читали произведение А.П. Гайдара, поработайте в парах. - Задание: Соотнесите слово и его лексическое значение. Слайд
- Проверим.
- Оцените работу своей пары.
-В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны герои действующих лиц повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Кто из вас найдёт больше персонажей?
- Молодцы! Вы все справились с заданием, а это значит, что вы очень внимательно читали данное произведение.
|
- Тимур и его команда.
- тимуровцы
(Дети предлагают свои варианты ответов)
(Дети работают в парах) помощники
(Дети оценивают свою работу в парах)
Тимур, Женя, Ольга ,Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Анализ произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда».
1. Работа над жанром произведения.
- Ребята, а что мы с вами прочитали? Определите жанр произведения. Дома вы подготовили модели обложек. Покажите, что у вас получилось? Проверка.
- Почему это рассказ?
- Почему выбрали именно этот цвет?
- Оцените себя, как вы справились с заданием.
2. Анализ каждой части.
- Где происходили действия?
- Проверим.
- Оцените себя.
- Что узнали о ребятах? -На какой необычный чердак забралась Женя? -Что рассердило ребят из команды Тимура, ведь Женя забралась на чердак в своём саду?
-Что рассказывает о Жене её поведение на чердаке? -Прочитайте выразительно эту сцену.
3.Творческий пересказ.
Рассказ от 1-го лица Женя «Я - капитан».
-Отчего девочке « стало не по себе»? -Кто предупреждает Женю об опасности? -Какая фраза звучит комично?
-Знакомы ли Тимур и Женя? Как могло получиться, что Тимур знает Женю, а Женя знает о нём,но не его?
-Прочитаем диалог «Тимур и Женя».
-Как Гайдар выделяет Тимура из его команды? Найдите в тексте и прочитайте.
- Проверим. - Оцените себя.
- С кем Тимур собирался починить оборванные Женей провода?
-Какие хорошие дела совершили тимуровцы? Расскажите о них.
3. Выразительное чтение диалогов.
1.Тимур и Коля. 2. Тимур и Сима Симаков. 3. Тимур и Гейка.
-На какие дома ставили звёзды ребята из команды Тимура? -Как характеризуют Тимура слова «Взялся сделать- сделай хорошо»? -А как проводила время шайка Михаила Квакина?
4. Тест.
5. Дискуссия о том, какими качествами должен обладать «настоящий человек».
- Ребята, а «настоящий человек» - это кто? Как вы это понимаете? - Что значит «сильная воля» и «крепкое слово»? - Я знаю, что у некоторых людей нет силы воли. Например, ученикам надо выполнять домашнее задание, учить, а им не хочется и они не могут себя заставить. У них нет силы воли. - А у вас бывает такое? - Как вы поступаете?
- Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга? От чего это зависит? - Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам. - Хотелось бы вам иметь таких друзей, как Тимур и его команда? Почему?
- Да, эти качества неоценимы в дружбе. Дружба, честность, взаимопомощь – главные достоинства.
|
- Это рассказ, потому что, события следуют последовательно друг за другом и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.
- Это рассказ о людях.
- В саду, на чердаке.
(Дети оценивают себя)
- Смелые, сильные, храбрые,…
(«…Примчатся… люди, и они тебя поколотят»).
(Дети выполняют задание).
с Колей Колокольчиковым
(Дети оценивают себя)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Итог урока. Осмысление авторской идеи.
- Так, какова главная мысль этого произведения?
-Как вы думаете, нужна ли кому–нибудь помощь тимуровцев сейчас? -А реально ли это? Как вы думаете, могли бы мы с вами чем-то помочь нуждающимся в нашей помощи?
Слайд
- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ? - Зачем нужно изучать это произведение?
- Написав это произведение, Гайдар хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь: В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком. -Если сегодня вам удалось услышать других людей, попытаться подумать не только о себе и своих потребностях, но и о других людях, их нуждах, это значит,что наш с вами урок прошёл не зря. Это значит, что за короткое время вы повзрослели.
|
(Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, честными)
(Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество, честность и деликатность.Мы обогатились духовно)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание. Мини-сочинение «Мой любимый литературный герой».
- Ответьте для себя на такие вопросы: Какие испытания ждут впереди мальчика? Как он сумеет себя проявить? Легко ли ему будет в жизни? Это и будет ваше творческое домашнее задание. Поразмышляйте.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия.
Слайд
- Оцените свою работу на уроке:
- очень доволен своей работой; - кто считает, что может работать лучше.
- Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения. - Что тебе понравилось в себе на этом уроке?
Слайд
- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок! |
|
Самоанализ урока.
Основной дидактической целью урока было: понять глубину содержания произведения и его главную мысль, выявить точку зрения автора и выразить свою точку зрения.
Достижению этой цели способствовали:
a. повторение трудных слов в ходе словарной работы;
b. анализ художественного произведения;
c. частично-поисковая деятельность обучающихся на этапе работы со словом «честь» с целью осознания значения этого слова в данном произведении;
d. на этапе определения характеристики главного героя применялся дифференцированный подход.
При подборе учебного материала была ориентировка на разноуровневую модель класса и индивидуальные особенности каждого ученика. На уроке велась дифференцированная работа. Использовались разные способы дифференциации: по степени помощи (карточки-помощницы), по степени сложности (задания разного уровня), по степени творчества (описать главного героя), по объёму. На уроке использовался частично-поисковый метод обучения. Положительный результат урока обеспечили различные формы учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная. Работа в группах способствовала воспитанию качеств взаимопомощи.
Учебная активность детей носила преобразующий характер. Уделялось внимание развитию грамотной речи.
На уроке использовались различные средства обучения: наглядные пособия, индивидуальные карточки.
Обратная связь осуществлялась при помощи сигнальных карточек (просьба о помощи), ответов учащихся, наблюдения, письменных работ.
На уроке уделено внимание формированию познавательного мотивационного компонента учебной деятельности.
Задания, выполняемые на уроке, развивали образное мышление обучащихся (операции анализа и сравнения) при анализе художественного произведения.
На уроке уделялось большое внимание формированию регулирующего компонента учебной деятельности: текущего и итогового самоконтроля, взаимопроверки на этапе первичного закрепления и самостоятельной работы. С целью развития пооперационного самоконтроля в урок включены упражнения с комментированием, что позволило обучающимся проверить правильность осуществления каждой операции в процессе выполнения задания. На уроке уделялось внимание формированию прогностической и ретроспективной самооценки.
Созданию ситуации успеха на уроке способствовала дифференциация по уровню сложности, по степени и характеру помощи со стороны учителя.
Уделялось внимание здоровье сберегающим технологиям.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что данный урок является развивающим. На уроке произошло продвижение учащихся в знаниях, умениях и навыках. Исходя из наблюдений, результатов рефлексии и благодаря средствам обратной связи можно сделать вывод о том, что поставленные цели удалось реализовать.
Используемая литература
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.