ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
РАЗНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
В УСЛОВИЯХ ПОСТКОНФЛИКТНОГО РЕГИОНА
Агрессивное поведение школьников – одна из самых злободневных проблем, стоящих перед системой образования, в частности, и общества, в целом. Особенно остро этот вопрос стоит в Чечне – регионе, население которого перенесло две военных кампании.
Нормальный, продуктивный образовательный процесс возможен только в условиях безопасности – между педагогом и детьми должны сложиться тёплые, доверительные отношения. Однако системе образования Чеченской Республики был нанесён значительный урон: во время государственных конфликтов тысячи учителей работали в экстремальных условиях недостаточности школьных помещений, мебели и инвентаря, разновозрастности учеников в классах в связи с длительными пропусками ребятами школьных занятий. Это не могло не сказаться на детях. Агрессивное поведение школьников подросткового возраста является одной из наиболее острых проблем современного чеченского общества.
Почему школьники ведут себя агрессивно? Обычно выделяют три основных фактора этой проблемы:
1) Семья. Именно в семье ребёнок получает первый опыт адаптации в обществе, и именно члены семьи могут преподать урок агрессивного поведения.
2) Сверстники. В том случае, если другие дети не принимают ребёнка, это может спровоцировать ответную агрессию.
3) Средства массовой информации. Паттерны агрессивного поведения, увиденные в фильмах или видеороликах по телевизору или в интернете, переходят в повседневную жизнь подростков.
Однако в случае с современными подростками Чеченской Республики огромную роль сыграл фактор военных кампаний – примеры агрессивного поведения взрослых были перед глазами детей буквально с рождения. В результате полученных в детстве психологических травм многим чеченским подросткам свойственны враждебное отношение ко всем окружающим без разбора, склонность часто вступать в драку, чрезмерная раздражительность, возбудимость, обидчивость.
Соответственно взаимоотношения этих детей с родными, знакомыми, школьными учителями весьма напряжены.
Основные черты психологического портрета агрессивного школьника – это сложность самооценки, отсутствие адекватности в постановке целей, дезориентация в представлениях о собственном будущем.
Такие свойства личности агрессивного подростка являются мощной преградой в обучаемости и в выстраивании отношений с педагогами и одноклассниками. Соответственно, педагог в своей профессиональной деятельности должен искать нестандартные подходы к детям, пережившим военные кампании.
Огромным подспорьем для педагога могло бы стать базовое знание чеченскими школьниками русского языка. Дело в том, что в течение нескольких лет междоусобных конфликтов на передний план выставлялись вымышленные ориентиры, которые привели к разжиганию национального конфликта и игнорированию изучения русского языка. Это привело к тому, что (по данным на 2005 год) в среднем по Чечне русским языком свободно владели только 45-50% школьников, а в некоторых регионах всего 15-20%. Около 500 тысяч детей не закончили среднюю образовательную школу, а значит не знали историю своей Родины, её важное и значимое место в культуре и истории России.
В течение долгого периода после войны в Республике наблюдался острый дефицит педагогов, что также отрицательно сказалось на общем уровне образованности.
Дошкольное образование в Чеченской республики практически отсутствовало – после военных кампаний им было охвачено всего 3,5% детей. Поэтому около 70% первоклассников шли в школу с нулевым уровнем владения русским языком.
В наши дни происходят активные изменения в системе образования Чеченской Республики в лучшую сторону. И значительную роль в процессе этих позитивных перемен сыграли педагоги Чечни. Осознавая огромную ответственность перед обществом за детей, учителя всеми силами содействовали сохранению мира, восстановлению культуры и просвещения.
Начиная с 2013 г. в Чеченской Республике непрерывно улучшаются социально-экономические условия, всё большему количеству детей становятся доступными качественные услуги дошкольного, общего, профессионального образования и дополнительного образования детей.
Создаются условия для динамичного инновационного развития сферы образования, ориентированной на достижение результатов, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам; ведётся постоянная, кропотливая работа по повышению профессионального уровня педагогов.
К конкретным факторам, способствующим снижению агрессии подростков в каждой отдельно взятой школе, можно отнести следующие:
− небольшая численность учеников в классах, где у педагога есть возможность уделять внимание каждому учащемуся, где концентрация детей на учёбе максимальна;
− достаточный уровень опеки учеников учителями, мягкое наведение дисциплины в классе, приятие иных культур;
− ровное и непредвзятое отношение к ученикам со стороны сверстников и/или преподавателей;
− гармоничные межличностные отношения.
− достаточное кадровое обеспечение;
− хорошее материально-техническое обеспечение;
− высокая инициативность обучающихся и педагогов;
− хорошая сформированность общественных и практических навыков, умений
и опыта;
− уровень воспитания и культуры;
В образовательной среде должна быть полностью удовлетворена важная потребность ребят в доверительном общении, это позволяет предотвратить и сгладить агрессивное поведение учеников, отрицательное отношение к образовательному учреждению и нарушение психического и физического здоровья.
Важно сформировать тёплую, доброжелательную атмосферу в образовательной среде, разработать адекватные способы оценки учеников, активно вовлекать родителей в учебный процесс и внеклассные мероприятия, развивать в детях социальные умения взаимодействия. Всё это, безусловно, повысит уровень психологической безопасности в образовательной среде с учетом этнических черт.
Кроме того, в постконфликтном обществе одной из важнейших способностей педагогов, является навык работы с учетом культурных обычаев и традиций, которые не противоречат светским ценностям и нормам, основываются на правах
человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.