ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования,
повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра специального и инклюзивного образования
ПЛАН-КОНСПЕКТ
«Агрессия в жизни подростка
Выполнила:
Бородаенко Наталья Юрьевна,
педагог-психолог, ГКУ «Детский дом (смешанный) №22»
Левокумский район
Ставрополь, 2025 год
Цель:
-профилактика и коррекция агрессивного поведения в подростковом возрасте;
- предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения.
Задачи:
- расширение у подростков знаний о проблеме агрессивного поведения;
- обучение подростков приемлемым способам выражения гнева;
- обучение способам конструктивного выражения эмоций;
- формирование у воспитанников навыков самоконтроля.
Материалы: лист А4, ручки, карандаши.
Методы работы:
- групповая
Форма работы:
- мозговой штурм
- дискуссия
- тренинговые упражнения
Время поведения: 60 минут.
Категория участников: от 14 лет и старше.
Направление деятельности: девиантное поведение, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в государственных учреждениях.
Условия проведения: занятие проводится в учебном кабинете.
Описание
В современном обществе увеличились различные типы в девиации поведениия подрастающего поколения.
Среди таких отклонений особую тревогу вызывают агрессивность. В последние годы отмечается значительный рост, как агрессивности подростков, так и проявлений ими асоциального поведения. В целом агрессивный тип характера обнаруживают 75% 12–14 летних подростков с асоциальным поведением.
Агрессия — это форма поведения, нацеленная на
оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему
подобного обращения.
Агрессивное поведение — специфическая форма действий
человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе либо применением
силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится
причинить ущерб.
Ход работы:
I. Приветствие. Разминка
Педагог: Здравствуйте, ребята! Для начала давайте поздороваемся, но необычным способом. Я попрошу вас по очереди сказать свое имя, на первую букву своего имени назвать любое качество, затем свою эмоцию или ощущение, которое вы испытываете в данный момент. Например, «Меня зовут Наталья, я необыкновенная и сейчас я испытываю легкое волнение». Воспитанники по очереди называют свое имя, качество и эмоциональное состояние.
II. Дискуссия на тему «Агрессия»
Психолог: Сегодня мы поговорим об агрессии и жестокости подростков, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения подростков друг к другу, а точнее о конфликтах между группой и личностью. Я прошу всех высказывать свою точку зрения, вступать в дискуссию, доказывать свое мнение. Психолог начинает работу с группой с вопроса.
Психолог: Ребята, как вы думаете, что такое агрессия? Ведь мы часто встречаемся с этим словом в разных ситуациях: «..агрессивно себя ведет..», «агрессор», «что за агрессия?..», «агрессивный человек...». и т.д. Что имеется в виду? (Подростки отвечают на поставленный вопрос, психолог поощряет высказывания и стимулирует активность воспитанников)
Психолог: Я постараюсь по полочкам вам разложить, что такое агрессия с психологической точки зрения, откуда она берется, в чем ее суть.
Агрессия – это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт» (определение понятия «Агрессия» зачитывается). Агрессия – это всегда неприятно и даже больно. В совершаемом агрессивном действии есть всегда действующие лица: агрессор – тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т.д., и жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор.
Психолог: Получается, что существуют разные виды агрессии! Давайте разберемся, подробнее.
· Прямая агрессия делится на вербальную и физическую:
Вербальная (словесная) – когда насмешничают, иронизируют, обзываются, ругаются матом, угрозы, проклятья, ругательства и т.д.;
Физическая – когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.;
Материальная – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.
· Косвенная агрессия также делится на два вида:
Частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.);
Полное игнорирование – бойкот;
· Другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание; принуждают к каким-то действиям и др.)
Также агрессия может быть направлена на другого человека, и тогда она называется внешней агрессией. Иногда люди направляют собственную агрессию на самих же себя – например, бьют в стену ногой или рукой, когда испытывают злость или гнев. Это еще один вид агрессии – внутренняя агрессия».
Упражнение «Портрет агрессивного человека»
Цель: осознание внешнего образа агрессивности человека.
Инструкция: Психолог предлагает воспитанникам совместно нарисовать портрет агрессивного человека (ведущий или кто-то из ребят рисует портрет на доске или на ватмане), при этом участники должны ответить на вопросы.
- Какого он будет пола? Роста? Есть ли у него уши? Волосы? Глаза? Нос? Рот? Широкие ли плечи? Руки? Ноги? Какая у него одежда? Что вы еще хотите добавить?
Психолог: Итак, ребята, общими усилиями мы с вами изобразили портрет агрессивного человека. Симпатичный ли он? Много ли у него друзей? Ждёт ли его успех в его жизни? (Совместное обсуждение). Но мы с вами не объяснили главного: а откуда берется агрессия? (Желающие подростки высказывают свои версии)
Психолог: Вспоминаем определение: агрессия - это действие. Поведение. Словом или делом.
Вопрос: Агрессивный человек абсолютно спокоен в этот момент нападения? (подростки отвечают)
Психолог: Конечно, до спокойствия там далеко, но вот что именно за чувства испытывает человек, когда его поведение агрессивно? Для этого нам надо знать, что существуют 4 основные эмоции:
- Радость
- Страх
- Гнев
- Печаль
Их еще называют базовые, потому что их испытывают и животные.
Психолог: Из-за чего возникает каждое из этих чувств, и к чему оно приводит? Продолжите фразу:
Когда радость, тогда…… покой;
Когда страх, тогда….. ложь;
Когда гнев, тогда….. агрессия;
Когда печаль, тогда….. депрессия.
Психолог: Это всё эмоции. В основе последних трех - неудовлетворенная потребность в любви, принятии, внимании. А это самая главная человеческая потребность в общении! Нельзя избежать негативных эмоций, их нужно уметь правильно выражать. Мы с вами можем решить, будем ли мы выражать их с помощью агрессии или же другим способом, который безопасен для окружающих и, в первую очередь, для вас самих. Как мы можем это сделать?»
Упражнение «Лист агрессии»
Цель: обучение безопасным способам выражения агрессии.
Инструкция: воспитанникам предлагается вспомнить ситуацию, когда по отношению к ним проявляли агрессию, и представить своего обидчика. Далее подросткам нужно вспомнить свои эмоции по отношению к обидчику и выразить их на листе бумаги – изрисовать, исчеркать его ручкой. После этого – скомкать и бросить в мусорный мешок. Далее следует обсуждение упражнения: воспитанники рассказывают о том, что они чувствовали, когда разрисовывали лист, когда комкали его и когда выбрасывали то, что получилось в итоге, в мусорный пакет.
Итак, получается, что в основе агрессии - неудовлетворенная потребность во внимании. Агрессивный человек - это человек, который чего-то недополучил, и именно это и родило гнев - и следующую за ней агрессию.
Рассуждаем дальше: понятно, что человек не спокоен в такой ситуации. А уверен ли он в себе в такой ситуации? (подростки высказываются)
Психолог: Нет, человек, проявляющий агрессию, НЕ уверен в себе. Чтобы это понять, надо определить, что такое - быть уверенным в себе? (подростки высказываются). Уверенность в себе – это когда контролируешь себя и ситуацию, и уверен, что поступаешь правильно. Именно поэтому уверенность сопровождается спокойствием. Ведь зачем волноваться, если всё идет по плану. Вообще, существует три типа поведения:
Психолог: Ребята, скажите, как выглядит уверенный в себе человек? (ответы подростков)
1. Уверенное. Это спокойствие. Понимание, что и для чего я делаю. Владение собой. Мысли ясные. Контроль. Невозмутимость.
Психолог: Теперь, скажите, как выглядит неуверенный в себе человек? (ответы подростков)
2. Неуверенное. Тревожность, забитость, сомнения, несмелость, незаметность. Тихий, мямлит, уходит от ответственности.
3. Агрессивное. Про него мы уже всё выяснили.
Психолог: Обратите внимание, что агрессивное поведение - выделяется в особую группу и НЕ относится к уверенному. Что происходит, когда человек теряет терпение, и, не получая того, что хочет, - раздражается, теряет и спокойствие? Он в гневе, злости, он уже не уверен в себе, т.к. не держит ситуацию под контролем. Он чувствует негатив и проявляет агрессию.
Т.е. второй очень важный момент и наш вывод: агрессивное поведение - это НЕ уверенное поведение! Человек в этот момент не уверен в себе, не может справиться с ситуацией спокойным и достойным способом.
Соответственно, уверенное поведение - неагрессивно по своей сути. Даже если и преследует свои интересы.
Упражнение «Листок за спиной»
Психолог: Каждому человеку интересно и важно знать, что думают о нем другие люди. Однако не всегда можно быть уверенным, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. И так уж получается, что нам сложно сделать комплимент и сказать приятное слово людям, нас окружающим. Сейчас у вас будет возможность сказать по одному комплименту каждому вашему сверстнику, не надо стесняться.
Инструкция: Возьмите листы. Сверху напишите фразу «Мне в тебе нравится…» Эти листы вы прикрепите к себе на спину, и все присутствующие будут писать на них те качества, черты характера, все то, что в вас им нравится. Нужно подойти ко всем и написать по фразе. Можете вспоминать различные ситуации, события, в которых вам понравилось поведение сверстников, пишите любые положительные моменты.
По окончании все снимают со спины листы, читают, что им написали. Потом делятся впечатлениями.
Психолог: Молодцы! Ребята, а что бы вы предложили для профилактики собственной агрессии? (Обсуждаем предложения воспитанников)
Итак, первое – это умение рассказать о своих чувствах и переживаниях другим людям. Давайте потренируемся это делать. Продолжите предложение:
Упражнение «Закончи предложения»
1.У меня накапливается злость от___________________________________
2.Я терпеть не могу, когда__________________________________________
3.Я не хочу слышать, когда_________________________________________
4.Я просто психую, когда___________________________________________
5.Когда я злюсь, __________________________________________________
Агрессия - это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Ваша задача – направить эту энергию в другое русло.
III. Мозговой штурм «Как управлять своими эмоциями»
Инструкция: С помощью мозгового штурма воспитанникам необходимо вспомнить как можно больше способов регуляции собственных эмоциональных состояний, управления раздражением, злостью, плохим настроением, чтобы потом на их основе создать памятку. Все способы психолог фиксирует на доске (затем из них составляется памятка).
Памятка
* комкать и рвать бумагу;
* бить подушку или боксерскую грушу;
* топать ногами;
* выжимать полотенце, даже если оно сухое;
*громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
* написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
* втирать пластилин в картонку или бумагу;
*высказаться в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать;
*можно закрыть глаза и представить себе что-нибудь любимое, обладающее успокоительным действием (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, игрушку, животное и др.);
*посидеть в тишине или послушать спокойную музыку, а можно потанцевать;
* сначала максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их, и так сделать несколько раз;
* сделать 3-4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов.
Техника «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ»
Психолог: «Ребята, вы выполнили упражнения, которые в дальнейшем помогут вам справляться с собственной агрессией и выражать свои негативные эмоции в форме, которая не принесет вреда окружающим людям. Но у всех нас в жизни бывают ситуации, когда нам нужно сообщить другому человеку о том, что нам не нравятся его действия, что он нас обидел. Как сделать это правильно, чтобы быть услышанными, и чтобы сохранить хорошие отношения? Для этого в диалоге с другим человеком нужно использовать «Я-высказывания».
«Я-высказывания» - это техника, следование которой позволяет избегать конфликтов или выходить из конфликтных ситуаций без перехода к агрессивным действиям. Это высказывание о своих чувствах, без обвинений и упреков в адрес другого. Оно представляет собой конструктивную альтернативу. «Ты-высказыванию», обычно содержащему негативную оценку поведения другого человека.
Сейчас мы научимся формулировать аналогичные, но грамотные реплики».
Инструкция: Участники становятся в круг, ведущий зачитывает ситуацию, выбирает участника, который будет использовать технику «Я-высказывание» и этот участник отвечает.
|
|
Ситуации для «Я ВЫСКАЗЫВАНИЯ» |
|
1. |
Приятель лезет к тебе с разговорами, а ты ужасно спешишь. Ты говоришь… |
|
2. |
Твой друг занял деньги и обещал отдать через три дня, но прошла уже неделя. Ты говоришь… |
|
3. |
Твой друг взял у тебя три диска с фильмами, а когда вернул, то оказалось, что один диск не работает. Ты говоришь… |
|
4. |
Твой друг ставит тебя в неловкое положение, рассказывая при всех истории о тебе. Ты говоришь… |
|
5. |
Ты смотришь фильм в кинотеатре, а позади тебя кто-то громко разговаривает. Ты говоришь… |
|
6. |
Той друг приходит к тебе в гости и с собой приводит еще нескольких человек, которых ты не очень-то знаешь. Ты говоришь… |
|
7. |
Твой друг сказал родителям, что это ты заставил его покурить. Его родители пожаловались твоим родителям (взрослым). Ты говоришь другу… |
Психолог: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием!
Ответьте на вопросы по нашему занятию:
-Что такое агрессия?
-Какие виды агрессии бывают?
-Каковы причины агрессии?
-Как избавиться от своей агрессивности?
Психолог: На прощание я хочу рассказать вам еще одну притчу.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию.
Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!
Рефлексия по итогу занятия
Участникам необходимо закончить предложения:
- Я сегодня узнал, что…
- Оказывается, что можно…
- Это занятие помогло мне…
- Самым важным для меня стало…
- На занятии мне понравилось, что…
- Сейчас я испытываю такие эмоции, как…
Психолог: Спасибо вам всем за сотрудничество! Очень надеюсь, что наше сегодняшнее занятие очень поможет вам в дальнейшей жизни. Будьте добрыми, позитивными и толерантными людьми! Удачи и успехов в преодолении агрессии!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.