Агрессия младших школьников для 1-4 класса.
Оценка 4.9

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
20.06.2018
Агрессия младших школьников для 1-4 класса.
Агрессия младших школьников для 1-4 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни, корректировать поведение через анализ чувств и поступков. В соответствии со всем вышесказанным, целью является: разработать и апробировать комплекс упражнений по снижению агрессивного поведения у младших школьников.Агрессия младших школьников для 1-4 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни, корректировать поведение через анализ чувств и поступков. В соответствии со всем вышесказанным, целью является: разработать и апробировать комплекс упражнений по снижению агрессивного поведения у младших школьников.
агрессия.docx
«Агрессия  младших школьников» 1 Содержание Введение…………………………………………………………………….. 3 Глава I.  Теоретические основы развития агрессии у младших  школьников          1.1   Общая характеристика агрессии……………………………….5          1.2  Особенности агрессивного поведения у младших  школьников…………………………………………………………………7          1.3 Технологию психологической работы с агрессивными детьми  младшего школьного возраста…………………………………………….10  Глава II.  Использование различных игр и упражнений по стабилизации  агрессивного поведения у младших школьников 2.1  Упражнения по психокоррекции агрессивного поведения у  младших школьников………………………………………………………24 Заключение…………………………………………………………………29 Список литературы………………….…………………………………….30 2 Введение В изучении личности человека психологи не раз возвращаются к вопросу человеческой агрессивности. К проблеме  насилия в семьях, суицида и других примеров   агрессивного   поведения   приходят   не   только   психологи,   но   и философы,   физиологи,   этологи.   Все   они   формулируют   разные   теории агрессивного поведения: некоторые говорят о врожденности этой особенности, другие о ее инстинктивной природе (З. Фрейд, К. Лоренц), третьи о том, что это качество   приобретенное   (А.   Бандура).   На   сегодняшний   день   наиболее распространенной   теорией   агрессивности   является   теория   социального научения А. Бандуры.  В  настоящее  время  мы  все  чаще  сталкиваемся  с  проблемой  детской агрессивности. Учителя  начальных   классов  акцентируют  свое  внимание  на том,   что   работать   стало   сложнее,   дети   стали   более   непоседливыми   и конфликтными.   Проблема   агрессии   и   агрессивного   поведения   в   современном образовательном   пространстве   требует   немедленного   безотлагательного решения. Следовательно,   основной   проблемой   современной   школы   становится обеспечение   комфортной   среды   для   всех   участников   образовательного процесса, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.  Это   является   одной   из  актуальных   проблем,   требующих     психологического решения.   Поэтому   особое   значение   приобретает   изучение   и   внедрение   в практическую деятельность методов снижения агрессивного поведения. В соответствии со всем вышесказанным,  целью  является: разработать и апробировать   комплекс   упражнений   по   снижению   агрессивного   поведения   у младших школьников.      В ходе ее достижения решаются задачи:  проанализировать   научно­методическую,   психолого­педагогическую литературу по данной проблеме;  развивать  и  формировать  навыки  общения  у  учащихся, умение  выражать свои эмоциональные состояния;  создавать атмосферу эмоционального принятия каждого участника группы, способствовать   гармонизации   эмоционального   состояния   детей,   снимать эмоциональное перевозбуждение. 3 Глава I.  Теоретические основы развития агрессии у младших школьников 1.1   Общая характеристика агрессии Термин   «агрессия»     происходит   от   латинского   слова   adgradi,   которое   в буквальном   смысле   означает   gradus   –   шаг,   ad   –   на,   то   есть,   получается «двигаться   на»,   «наступать».   В   первоначальном   смысле   быть   агрессивным означало   «двигаться   в   направлении   цели   без   промедления,   без   страха   и сомнения». Проблемой агрессии в западной   психологии  занимались        А.   Басс,   Л. Берковиц,     Р. Бэрон,     Дж.     Доллард,       Д. Зильман,   Д. Ричардсон, З. Фрейд,  Э. Фромм и др. Дж.   Доллард     ­   автор   одной   из   первых   монографий,   затрагивающих проблему агрессии, определяет  агрессию    как акт, целевой реакцией которого является нанесение вреда организму.   В отечественной науке проблему агрессии рассматривают в своих работах Г. Э.  Бреслав,  С. Л. Колосова, Н. Д. Левитов,  Л. М. Семенюк,   Н. М. Платонова, А. А. Реан и др. В   настоящее   время   различают   агрессию   как   специфическую   форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности. Агрессия –   проявление   агрессивности   в   деструктивных   действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность  –   свойство   личности,   заключающееся   в   готовности   и предпочтении использования насильственных средств  реализации своих целей. Современный педагог­психолог, работающий в сфере образования, в силу сложившейся   ситуации   просто   обязан   владеть   эффективными   технологиями работы с агрессивными школьниками. При этом работа педагога­психолога по своевременной диагностике, профилактике и коррекции агрессивного поведения должна начинаться уже в начальной школе. Чаще всего выделяются следующие виды агрессии: 4 физическая   агрессия   –   проявляющаяся   в   конкретных   физических действиях, направленных против какого­либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, швыряет предметы и т.п.)  вербальная   агрессия   –   выражающаяся   в   словесной   форме   (ребенок кричит, оскорбляет других) косвенная   –   непрямая   агрессия   (ребенок   ябедничает,   провоцирует сверстников и т.п.).  аутоагрессия   –   она   выражается   в   нанесении   себе   вреда   (откусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании себя самого  и т.п.). Причины агрессивности.  «Семейные» причины.  «Личные» причины.  Ситуативные причины.  Тип   темперамента   и   особенности   характера   как   возможные   причины детской агрессивности.  Социально­биологические причины. В  результате рассмотрения  понятия  агрессии  можно  сделать  следующий вывод.Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования   людей   в   обществе,   наносящее   вред   объектам   нападения (одушевленным и  неодушевленным, приносящее физический  ущерб  людям  или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.). 1.2  Причины и особенности агрессивного поведения у младших школьников В психологии существует целый ряд теорий, объясняющих возникновение и развитие агрессии у ребенка. Первые   попытки   объяснения   причин   возникновения   и   развития агрессивности детей были предприняты в рамках  психоаналитического подхода. А.Фрейд,  занимавшаяся   детским   психоанализом,   рассматривает   агрессию   как один из механизмов защиты инстанции «Я».  В соответствии с этим она считает, что агрессия в детском возрасте есть проявление тревоги и страха. А. Адлер причину детской агрессии выводил из того,   что «на протяжении всего   своего   развития   ребёнку   присуще   чувство   неполноценности».   Ребёнок переживает   очень   длительный   период   зависимости,   когда   он   совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. В     настоящее   время   в   отечественной   психологии     поиск   причин   детской агрессивности     ведется по ряду направлений.  Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева рассматривают   в   качестве   основных   причин   проявления   агрессивности   в детском возрасте: 5 1) стремление привлечь к себе внимание сверстников; 2) ущемление достоинства другого с целью подчеркивания  собственного превосходства; 3) защита и месть; 4) стремление быть главным; 5) стремление получить желанный предмет. Р.   В.   Овчарова       развитие   агрессии   в   детском   возрасте   связывает   с блокированием   желаний   ребенка   в   результате   применения   воспитательных воздействий.   Состояние   фрустрации   и   беспомощности   ребенка, психологического   дискомфорта   часто   приводит   к   непреднамеренным агрессивным действиям, проявляющимся в упрямстве, негативизме, драчливости, гневе. В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае ­ спонтанная демонстрация себя, во втором ­ достижение   своих   практических   целей,   в   третьем   ­   подавление   и   унижение другого. Детям   с   агрессивным   поведением,   при   всем   различии   их   личностных характеристик и особенностей поведения, свойственны некоторые общие черты. К ним относятся отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Им   присуща   эмоциональная   грубость,   озлобленность   в   отношении,   как сверстников,   так   и   окружающих   взрослых,   неадекватная,   неустойчивая самооценка,   повышенная   тревожность,   страх,   неумение   находить   выход   из трудных   ситуаций,   преобладание   защитных   механизмов   над   другими, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством   поднятия   престижа,   демонстрации   своей   самостоятельности, взрослости. Детские агрессивные действия выступают в качестве:    средства достижения какой­либо цели; способа психологической разрядки; способа   удовлетворения   потребности   в   самореализации   и самоутверждения. Важным компонентом формирование поведения является семья, во многом она определяет возможности дальнейшего развития ребенка. Неблагоприятная семейная   обстановка   приводит   к   формированию   негативных   эмоциональных состояний.Так   как   конфликт   всегда   протекает   с   агрессией,   в   конфликтных семьях   дети   перенимают   агрессивное   поведение   родителей.   У   ребенка развивается склонность, прежде всего, к вербальной агрессии. В   нравственно   неблагополучных   семьях   агрессивное   поведение   является обычным, нормальным; в результате у детей отсутствуют  моральные нормы и культурные ценности, они не овладевают социально приемлемыми способами от реагирования эмоций.  6 Неполные  семьи  обладают   повышенным  риском  возникновения  у  ребенка агрессии,   так   как   неудовлетворенность   и   разочарование   в   супружеских отношениях   ведут   к   формированию   эмоциональной   напряженности   в   семье, переносу своих отрицательных чувств на ребенка.  В.   И.   Гарбузов   описывает   несколько   типов   неправильного   воспитания ребенка в семье, ведущих к развитию у ребенка агрессии: 1) Эмоциональное неприятие ребенка. 2) Доминирующее, подавляющее и контролирующее воспитание. 3) Истеричное протестное воспитание. 4) Попустительское воспитание. Анализ различных типов неблагополучного семейного воспитания позволяет сделать следующий вывод: агрессия формируется в семьях с неблагополучными стилями   воспитания:   авторитарный,   гиперпротекционный,   потворствующий, гиперопекающий, отвергающий, конфликтный. 1.3     Технологию психологической работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста. Данную работу можно рассматривать на двух уровнях:  1. на уровне конкретной ситуации взаимодействия психолога с клиентом  (учащимся, педагогом, родителями ученика, учебной группой и т.д.);  2. на уровне, характеризующем решение задач психологического  сопровождения учащегося или параллели.  Осуществление   психолого­педагогического   сопровождения   предполагает следующие   основные   виды   деятельности,   которые   применительно   к   работе   с агрессивными детьми в начальной школе получают следующее содержание.  I. Психодиагностика. Успешная профилактическая работа по предупреждению детской агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения.  Для диагностики ребенка существуют критерии агрессивности: 1.   Часто   (чаще   по   сравнению   с   поведением   других   детей,   окружающих ребенка) теряют контроль над собой. 2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми. 7 3.   Намеренно   раздражают   взрослых,   отказываются   выполнять   просьбы взрослых. 4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках. 5. Часто прибегают к дракам. Если   реакции   неадекватны,   то   с   большей   долей   вероятности   можно утверждать, что агрессивное состояние имеет место. Для того чтобы убедиться в   агрессивном   состоянии   ребенка,   его   намерении,   скрытом   побуждении, агрессивной фантазии, можно использовать специальные тесты, сочинения на заданную тему, беседы с учениками. О ребенке, у которого в течение 6 и более месяцев одновременно  устойчиво проявлялись   4   критерия,   можно   говорить   как   о   ребенке,   обладающем агрессивностью   как   качеством   личности.   Таких   детей   можно   называть агрессивными. Сегодня   диагностическая   работа   психолога   в   школе   преследует   решение следующих задач:  составление социально­психологического портрета школьника;  определение путей и форм оказания помощи детям;  выбор   средств   и   форм   психологического   сопровождения   школьников   в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. Методы диагностики: 1. наблюдение; 2. проективные методики; 3. беседа, анкетирование родителей и педагогов. Остановимся кратко на описании методик, используемых в настоящее время для диагностики  агрессивности младших школьников.    Проективная графическая методика «Кактус»предназначена для работы с   детьми   старше   3   лет.   Тест   используется   для   исследования эмоционально­личностной   сферы   ребенка,   достаточно   прост   в использовании, особенно в условиях массовой диагностики.  Адаптированная   экспресс   ­   диагностики   агрессивности  ­   методика «Крокодилы».Согласно мнению специалистов по проективному рисунку, это животное является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила   способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На   рисунке   проецируются   такие   черты   характера,   как   злопамятность, подозрительность, враждебность.  Методика   «Рисунок   несуществующего   животного»     (РНЖ)–  одна   из наиболее   распространенных   проективных   методик   диагностики агрессивности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия 8 «психолог–ребенок»     с   целью   выяснения   склонности   к   агрессивным формам поведения.   Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности.   Анкета     для     педагога     «Критерии    агрессивности ребенка»  (Г. П. Лаврентьева,  Т. М. Титаренко) составлена авторами с целью выявления агрессивности   у   ребенка   в   группе   детского   сада   или   в   классе.   Анкета состоит из 20 утверждений, степень соответствия поведения ребенка этим критериям позволяет сделать вывод об уровне его  агрессивности.    Шкала агрессивности [А.Г. Долгова].            В начале работы было проведено исследование, в котором приняло участие 11 учеников (мальчики) 1 класса в возрастной категории от 7 до 8 лет. Были использованы   следующие   методики:   «Кактус»,   «Несуществующее   животное», анкета  «Агрессивные  чувства» и  анкета           для           педагога          «Критерии агрессивности ребенка». Диаграмма №1 «Кактус» уровни низкий средний высокий                     Высокий.  Длинные,   торчащие   в   разные   стороны   иголки.   Иголки прорисованы тщательно. Большое количество иголок.            Средний. Умеренное количество иголок, иголки в рисунке присутствуют, но   не   прорисованы.   Большее   место   на   рисунке   занимает   ствол   растения   или другие элементы рисунка.            Низкий. Отсутствие колючек у кактуса. На   основании,   полученных   данных   и   руководствуясь   диаграммой   №1можно сделать следующие выводы. Повышенная агрессия отмечена у 81% опрошенных (большое количество иголок). Средний уровень присутствует у 19% детей. При этом полностью отсутствуют дети с низкими показателями агрессивности. Вопросы  Таблица №1 «Агрессивные чувства» Агрессивные чувства (наиболее частые ответы) Я терпеть не могу когда не слушают, перебивают, оскорбляют, врут и кричат Я не могу слышать Я очень сильно Оскорбляют, кричат, смеются за спиной Кричат, не слушают, заставляют, отвлекают 9 раздражаюсь, когда Когда я злюсь Для преодоления агрессии  Кричу, ломаю, дерусь Ничего не делаю, ем  При анализе анкеты «Агрессивные чувства» можно сделать вывод о том, что   опрошенныев   стрессовой   ситуацию   проявляют   себя   агрессивно   как   к неодушевленным предметам, так и к людям. Таблица №2 «Критерии    агрессивности ребенка» Уровни высокий средний низкий % 73 27 0              Изучив ответы классного руководителяможно ссылаться на следующие выводы.   Из   11   обследуемых   мальчиков   только   27%     имеют   средний   уровень агрессия.   При   этом   оставшихся   можно   отнести   к   показателям   с   высокой агрессией к окружающим. Диаграмма №2 «Несуществующее животное» уровни низкий средний высокий Высокий. 1.Наличие   нескольких   выраженных   агрессивных   деталей   у   животного:   рога, копыта,клыки. 2.   Большое   количество   острых   углов   при   рисовании   животного. 3. Образ жизни животного носит агрессивный характер, направленный против другого объекта (против людей). Средний. 10 Наличие   какой­либо   одной   агрессивной   детали   у   животного. 1. 2. Образ жизни животного не носит агрессивного характера. Низкий. 1. Отсутствие агрессивных деталей в изображении животного.2. Мирный образ жизни животного. Проанализировав   диаграмму   №2   можно   сделать   следующий   вывод. Отсутствуют дети с низким уровнем агрессии. При этом большая часть детей (73%) изобразили животных с клыками, щипами, ногтями, ведущими образ жизни хищника. В   целом   получив   данные   с   двух   методик   и   анкет   можно   сказать,   что результаты   практически   одинаковы,   по   всем   уровням:   у   первоклассников наблюдается   высокий   и   средний   уровень   агрессивности,   лишь   с   маленьким расхождением. II. Психокоррекционная и развивающая работа. Данная работа направлена на оказание психолого­педагогической помощи детям младшего школьного возраста по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения. Психологическая   коррекция   агрессивных   форм   поведения   в   настоящее время проводится различными методами по следующим направлениям.   Игра   (наиболее   широко   используется   в   работе   с   детьми   младшего школьного возраста).   Творческое   самовыражение   (рисование,   конструирование,   занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).   Участие   в   тренинговой   группе   с   целью   формирования   навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.  Психокоррекционная   и   развивающая   работа   должны   решать   ряд   важных задач:  раскрывать   сущность   полярных   понятий   –   «добро»   и   «зло»   и   эмоций, которые им соответствуют;  знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;  развивать умение видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;  развивать эмоциональную произвольность; 11  формировать   конструктивные   способы   управления   собственным   злости, поведением   (снимать   напряжение,   избавляться   от   раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.). Особенности проведениягрупповых занятий 1.Занятия   включают   в   себя   проведение   социально­психологического тренинга,   поэтому   проводятся   в   помещении,   в   котором   участники   могут свободно передвигаться. 2.Продолжительность занятия 40 минут. 3.Периодичность встреч участников программы – 1 раза в неделю. 4.Программа рассчитана на работу в группе из 8­12 человек. Принципы работы:   Принцип добровольного участия.  Принцип   постоянной   обратной   связи,   т.е.   все   участники,   могут рассказывать друг другу, кто как себя вёл в игре, что делал хорошо и что можно было делать лучше.  Принцип   закрытости   группы,   т.е.   рассказывать   можно,   что происходит в группе, но, не называя имён и фамилий участников.   Принцип «Здесь и теперь». Тематика и содержание занятий расширяются и дополняются в зависимости от проблем конкретных детей.                После проделанной коррекционной работы была повторно проведена диагностика, которая показала следующие результаты.   Диаграмма №1 «Кактус» уровни низкий средний высокий На основании, полученных данных и руководствуясь диаграммой №1можно сделать следующие выводы. Повышенная агрессия отмечена у 27% опрошенных (большое количество иголок). Средний уровень присутствует у 63% детей. При этом 36%  дети с низкими показателями агрессивности. Таблица №1 12 Вопросы  Я терпеть не могу когда Я не могу слышать Я очень сильно раздражаюсь, когда Когда я злюсь Для преодоления агрессии  «Агрессивные чувства» Агрессивные чувства (наиболее частые ответы) перебивают, оскорбляют и кричат Оскорбляют, кричат, смеются за спиной Кричат, не слушают Кричу, расстраиваюсь Играю, рисую, лежу При анализе анкеты «Агрессивные чувства» можно сделать вывод о том, что опрошенныев   стрессовой   ситуацию   стараются   не   прибегать   к   физическим воздействиям, но при этом могут кричать и ругаться на других. Таблица №2 «Критерии    агрессивности ребенка» Уровни высокий средний низкий % 27 28 45              Изучив ответы классного руководителяможно ссылаться на следующие выводы.   Из   11   обследуемых   мальчиков   только   27%     имеют   высокий   уровень агрессия. При этом 45% детей  можно отнести показателям с низкой  агрессией к окружающим. Диаграмма №2 «Несуществующее животное» уровни низкий средний высокий Проанализировав   диаграмму   №2   можно   сделать   следующий   вывод. Появились дети с низким уровнем агрессии (36%). При этом меньшаячасть детей (27%)   изобразили   животных   с   клыками   и   ногтями,   ведущими   образ   жизни охотника. 13 Оценив   результаты   повторной   диагностики,   можно   проследить положительную   тенденцию.   После   коррекционной   работы   агрессивное поведение обследуемой группы снизилось. III. Консультирование и просвещение. Данное   направление   деятельности   предусматривает   преимущественно работу с учителями и родителями агрессивных детей.  Работа с родителями агрессивного ребенка В идеале   коррекционная работа   агрессивным  ребенком должна вестись параллельно с работой родителей. Важно избегать негативного воздействия на их   самооценку,   нужно   стремиться   ее   стабилизировать,   а   также   необходимо выяснить отношение родителей к ребенку до рождения и в первые месяцы его появления.  Перед началом работы родителям        необходимо сделать несколько шагов: 1.      Изменить негативную установку по отношению к ребенку на позитивную. 2.      Изменить стиль взаимодействия с детьми. 3.      Расширить поведенческий репертуар родителей  в отношении детей. Стили родительского воспитания  (в ответ на агрессивные действия ребенка) Стиль поведения ребенка Почему ребенок так поступает   Ребенок   копирует родителей и учится   у   них агрессивным формам поведения   Ребенок   думает, что   делает   все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются   в черту характера Ребенок   учится анализировать 14 Стратегия воспитания Резкое  подавление  агрессивного  поведения  ребенка Конкретные примеры стратегии «Прекрати!»   «Не смей так говорить» Родители наказывают ребенка Игнорирование  агрессивных  вспышек ребенка Родители делают  вид, что не  замечают агрессии ребенка или  считают,  что  ребенок еще мал Агрессивный ребенок   может прекратить сейчас, но   обязательно выплеснет   свои отрицательные эмоции   в   другoe время   и   в   другом месте Агрессивный ребенок продолжает действовать агрессивно Родители дают  возможность  Если   родители видят,   что   Скорее всего, ребенок   научится ребенку  выплеснуть  агрессию  приемлемым  способом и в  тактичной форме  запрещают вести  себя агрессивно  по отношению к  другим ребенок разгневан они могут вовлечь его в игру, которая снимет   его   гнев. Родители объясняют ребенку,   как   не довести   себя   в определенных ситуациях управлять   своим гневом различные ситуации   и   берет пример   со   своих тактичных родителей Главная   цель   подобной   информации   показать   родителям,   что   одной   из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг   будет   покладистым   и   спокойным.     Кроме   того,   родители   должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст. Основные этапы работы 1.Сбор информации.  Изучение анкет родителей.  Исследование типов семейного воспитания в семьях.   Изучение психологической атмосферы семей школьников. 2. Основной этап.Проведение регулярных бесед с родителями. 3.Заключительный   этап.  Проведение   диагностической   работы,   цель   которой отслеживание положительной динамики проведенной работы. Очень   часто   родители   агрессивного   ребенка   обращаются   за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. Роль психолога помочь родителю осознать, что его ребенку нужна помощь и поддержка родителей. Работа с учителями. Психологическое   управление   уровнем   агрессивности   ребенка   является достаточно   сложной   задачей   учителя.     Установлено,   что   лобовые дисциплинарные атаки, как правило, дают лишь временный и внешний эффект. Но   и   тактика   молчаливого   игнорирования   воспринимается   как   уступка, поощряющая агрессора, чувствующего свою безнаказанность.   В основном работа с учителем строится на консультации и предлагаемых рекомендациях. Педагогу для успешного взаимодействия с агрессивным ребенком необходим ряд условий: 15  установить с ним доброжелательные отношения,   отказаться от оценочных суждений и замечаний. Важно сохранять уважительное отношение к личности ребенка, веру в его силы и возможности, стремиться к созданию ситуации успеха, радости. Большое значение имеет понимание внутреннего мира ребенка, его чувств и переживаний. В   особенно   интенсивном   агрессивном   состоянии   ребенка   учителя   могут использовать следующие приемы: 1)   предложить   переадресовать   агрессию   на   неодушевленный   предмет   или действие   (скомкать   и   разорвать   в   клочья   бумагу,   рисунок   со   своим гневом/обидчиком; топать ногами; громко кричать, используя «трубу» из ватмана; бить боксерскую грушу, манекен и т.д.); 2)   переключить   внимание   на   какое­либо   задание   («помоги   мне,   пожалуйста, снять с полки..., ты ведь выше меня»); 3) попросить вспомнить что­то приятное, мысленно оказаться в приятном месте; сказать себе добрые слова; найти в случившемся положительные стороны. Главный принцип, которым должен руководствоваться педагог:  ­ сотрудничество и принятие ребенка в целом; ­концентрация на оказании помощи в разрешении его проблем;  ­  преодоление конфликтных ситуаций.  Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему   понять:   есть   иные   способы   проявления   силы   и   привлечения   внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям   очень   важно   пережить   удовольствие   от   демонстрации   нового   навыка поведения перед коллективом. 16 Глава  II.     Использование   различных   игр   и   упражнений   по   стабилизации агрессивного поведения у младших школьников 2.1   Упражнения по психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников. форме; Задачи программы: ­ обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой ­обучение   детей   приемам   саморегуляции,   умению   владеть   собой   в различных ситуациях; ­   отработка   навыков   общения   в   возможных   конфликтных   ситуациях   у агрессивных детей; ­закрепить положительные коммуникативные модели поведения. Структура программы. 1. Коррекционная работа с агрессивными детьми включает в себя 5занятий, отраженные в задачах программы. 2. Группа составляет 8­12 человек. 3. Занятие длиться 30 минут. Структура занятия. 1. Ритуал приветствия. 2. Разминка. 3. Основное содержание занятия. 4. Рефлексия. 5. Ритуал прощания. Занятие №1 1. Ритуал   приветствия   (можно   на   первом   занятии   обсудить   варианты приветствия). Цель: сплотить группу. ­ взяться за руки и сделать 3 вдоха и выдоха, ­ встать в линию и по очереди  сделать  поклон каждому участнику или обнять. 17 2. Разминка Цель: включить детей в работу.                                                             Сесть по кругу в зависимости от того, в каком месяце родились, используя только мимику и жесты. 3. Упражнение «Мешочек поступков». сделать акцент на положительном поведении. Дети мысленно вспоминают о   всех   хороших   поступках,   которые   удалось   совершить.   Записывают     3 хороших   поступка.   После   того   как   дети   запишут   одним   спокойным предложением   пусть   похвалят   себя   за   все   эти   три   события.   Данный положительные поступки помещаются в специальный мешок. Цель: «Снежки». Цель: выплеснуть негативные эмоции в игре.Дети на белых листах пишут или рисуют свои обиды, проблемы. После чего мнут бумагу   в   «снежок».   Каждый   ребенок   может   сделать   несколько   таких заготовок.   Когда   все   дети   будут   готовы   руководитель   ставит   урну,   в которую ученики бросают «снежки». После упражнения следует сделать дыхательную гимнастику. 4. Рефлексия занятия.Оценка занятия. Что понравилось или запомнилось? 5. Ритуал   прощания.Обычно   такой   ритуал   обсуждается   и   принимается   на первом занятии самими детьми. ­ все становятся в круг, держатся за руки. Поднимают их вверх, сходятся в центр и глубоко вдыхают. После этого возвращаются на место и выдыхают. ­ хлопают. ­ становятся спиной друг к другу и говорят «У нас хорошее настроение». Занятие №2 1. Ритуал приветствия Цель: сплотить группу. 2. Разминка Цель: включить детей в работу. Делают каждому участнику комплимент. 3. Упражнение «Воздушные шарики». Цель:выплеснуть негативные эмоции в игре. Детям раздаются небольшие листы, на которых они пишут свои негативные черты. Данные записки они вкладывают в воздушные шарики и все вместе играют, перекидывая друг другу. В дальнейшем шарики можно отпустить или лопнуть. В это время каждый ребенок проговаривает, что отпускает то плохое что там написано и постарается не делать плохого. «Мячик». Цель:   Снятие   эмоционального   напряжения.   Дети   сидят   в   кругу   с закрытыми   глазами.   Ведущий   вкладывает   каждому   ребенку   в   ладошки мягкий   небольшой   мячик.   Возьмите   мячик   в   ладошки,   согрейте   его, 18 ладошками,   своим   дыханием,   отдайте   ему   часть   своего   тепла   и   ласки. Откройте   глаза.   Посмотрите   на   него   и   теперь   расскажите   о   чувствах, которые возникли у вас во время выполнения задания. 4. Рефлексия занятия.Оценка занятия. Что понравилось или запомнилось? 5. Ритуал прощания. Занятие №3 1. Ритуал приветствия Цель: сплотить группу. 2. Разминка Цель: включить детей в работу.         В тишине встать в линию в зависимости от первой буквы имени. 3. Упражнение «Скульптура». Цель:  Развитие   умения    владеть   мышцами   лица, рук, ног и т.д., снижение мышечного  напряжения.Дети  разбиваются  на  пары. Один  из  них – скульптор, другой   –   скульптура.   По   заданию     взрослого     скульптор     лепит   из   «глины» скульптуру: ­ ­ ­ ребенка, который  ничего  не  боится, ребенка, который  всем  доволен, ребенка, который  выполнил  сложное  задание. После этого дети меняются местами, и упражнение проделывается еще раз. 4. Рефлексия занятия.Оценка занятия. Что понравилось или запомнилось? 5. Ритуал прощания. Занятие№4 1. Ритуал приветствия Цель: сплотить группу. 2. Разминка Цель: включить детей в работу. Дети называют свое имя и качество. 3. Упражнение «Разговор с рукой». Цель: научить  контролировать  свои действия. Оживить ладошки. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что   вы   любите   делать?»,   «Чего   не   любите?».   Закончить   игру   нужно «заключением   договора»   между   руками   и   их   хозяином.   Пусть   руки пообещают,   что   в   течение   2—3   дней   они   постараются   делать   только хорошие дела: мастерить, здороваться играть и не будут никого обижать. Что каждый из вас чувствовал? 4. Рефлексия занятия.Оценка занятия. Что понравилось или запомнилось? 19 5. Ритуал прощания. Занятие№5 1. Ритуал приветствия Цель: сплотить группу. 2. Разминка Цель:   включить   детей   в   работу.   Каждый   участник   группы   загадывает животное и пытается показать его повадки, а остальные угадывают. 3. Упражнение «Шалости». Цель: психологическая разгрузка. Ведущий по сигналу  предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется ­ прыгает, бегает и т.п. Через 1­2 ведущий по сигналу  объявляет конец шалостям. «Мешочек поступков».     Цель: сделать акцент на положительном поведении.   Обсуждается   упражнение,   которое   делали   на   1   занятие. Ведущий предлагает зачитать и дополнить мешочек хорошими поступками. Упражнение «Клубочек». обучение   ребенка   способу   саморегуляции.   Смотать   клубочек.   Он   не простой, а волшебный. Когда его сматываешь, сразу успокаиваешься. Что вы чувствовали? Цель: 4. Рефлексия занятия.Оценка занятия.  5. Ритуал прощания. Заключение В   настоящее   время   в   обществе   усиливаются   агрессивные   тенденции. Поскольку агрессия начинает проявляться еще в детстве, актуальной становится проблема агрессивности у младших школьников. В   моей   работе   я   попыталась   систематизировать   и   обобщить   данные теоретических   и   практических   исследований.     В   первой   части   отчетабыли рассмотрены   теоретические   основы   проблемы   детской   агрессивности:   даны определение   понятию   агрессия,   ее   видам,   проанализированы   основные концепции формирования агрессии и агрессивного поведения.  В результате я пришла к следующим выводам:  а)   агрессия   –   это   деструктивное   поведение,   противоречащее   нормам   и правилам   сосуществования   людей   в   обществе,   наносящее   вред   и   приносящее 20 физический ущерб людям (животным) или вызывающее у них психологический дискомфорт;  б) на развитие агрессивности в детском возрасте влияют эмоциональная привязанность к близким взрослым, ощущение ценности человека и человеческой жизни, жесткость и жестокость наказаний.                      Во второй части отчета были показаны результаты первичной и вторичной   диагностики   учеников   1   класса,   которые   показали   положительную динамику коррекционной работы. То есть можно сделать вывод о том, что цель работы   была   достигнута.   Разработанный   и   апробированный   комплекс упражнений по снижению агрессивного поведения у младших школьников дал свои результаты. В дальнейшем поставлена  задачаразработать коррекционно­ развивающую программу по снижению агрессивности у младшего школьника. Список литературы: 1.  Зинченко   В.П.,   Мещерякова   Б.Г.  Психологический  словарь.  –   Москва:  АСТ. 2006г. 2. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков. ­ СПб: Речь 2004г. 3.Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009г. 4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – Москва: Аспект пресс. 2005г. 21 5.Рожков   О.   П.   Коррекция   агрессивного   поведения   детей   от   5   до   14   лет.   – Воронеж 2007г. 6.Бреслав   Г.   Э.   Психологическая   коррекция   детской   и   подростковой агрессивности. СПБ.,2006г. 7. Интернет – ресурс «Психологос». 8. Сайт http://nsportal.ru/ 9. Сайт http://psychologiya.com.ua/ 22

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.

Агрессия младших школьников для 1-4 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2018