Программно-методические материалы предпрофильного курса по экономике для обучающихся 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений. В данном курсе реклама рассматривается как один из основных источников для потребителя. Курс состоит из 2 разделов: теоретического и практического. При изучении практического раздела обучающимся предстоит составить рекламную продукцию своего образовательного учреждения.
Реклама.doc
Ах, эта реклама
Программнометодические материалы
предпрофильного курса по экономике
Бабушкина Жанна Викторовна
учитель экономики МБОУ
«Еланская СОШ» Новокузнецкого
муниципального района
Пояснительная записка
« Только произвести товар
недостаточно, его надо
и показать покупателю так,
чтобы он его купил».
Л.Ю.Гермогенова
Предпрофильное обучение в 89 классах направлено на более раннее выявление
интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта в различных сферах
познавательной и профессиональной деятельности, способности принимать сознательное
решение в выборе деятельности, развитие ключевых компетенций, обеспечивающих успешность
профессиональной деятельности в будущем.
В настоящее началось серьезное изучение того, без чего уже трудно представить нашу
жизнь рекламы. Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что в большинстве случаев
реклама является одним из общедоступных источников информации о товаре для потребителя.
Однако часто в нашей жизни нам приходится сталкиваться с некорректной рекламой.
Целью прохождения данного курса является формирование целостного
представления о рекламе как об одном из источников информации для потребителя.
В ходе ее достижения решаются задачи:
1. сформировать знания об основных целях рекламы, о ее видах, критериях выбора наиболее
эффективного вида рекламы, способах и каналах распространения рекламы;
2. сформировать теоретическую основу практического применения полученных знаний через
знакомство с проектной технологией;
3. сформировать умение работать с информацией самостоятельно находить в различных
источниках, анализировать, классифицировать , давать оценку, обобщать, формулировать
вывод, ставить цель, задачи и самостоятельно выстраивать план работы;
4. сформировать навыки осуществления проектной деятельности на материале рекламы.
В курсе освещаются следующие темы:
1. Что такое реклама. Основные виды рекламы.
2. Критерии выбора вида рекламы. Способы и каналы распространения рекламы.
3. Некорректная реклама и ее последствия.
Предполагается использование следующих типов уроков: лекционносеминарские занятия,
урок знакомства с новым материалом, комбинированный урок, обобщающий урок, урок с
применением электронных средств обучения. Проведение практических занятий. Применение
проектной технологии.
Проектирование при этом вводится как звено единой цепи
деятельности: идея — замысел — проект — программа — экспертиза — программа первых
шагов (как механизм перевода проекта в деятельностный план).
Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и
т.д.), выполнение образовательного проекта по созданию рекламного продукта школы. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который
включает вопросы по основным проблемам курса. При этом к итоговому занятию обучающий
должен представить проект рекламного продукта своей школы.
Преподавание курса более целесообразно именно в старших классах (не ранее 8го),
поскольку желательно, чтобы учащиеся до начала занятий по данному курсу или параллельно
его изучению получали знания в области основ экономики и права.
Курс рассчитан на 10 часов лекционно практических занятий.
Учащихся получат знания по основам менеджмента и маркетинга, рефлексивные навыки,
практические умения организации рекламной деятельности.
Курс предусматривает развитие таких надпредметных умений и навыков как:
практическое мышление;
исследование и анализ полученной информации;
работа со статистическим материалом;
работа в малых группах и руководства ими;
публичные выступления;
работа с тестами;
способность организовать самостоятельную деятельность.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
способы воздействия на потребителя (через рекламу, особые способы продажи и т.п.),
критически оценивать рекламную информацию;
терминологию и понятийный аппарат;
технологию подготовки и реализации проекта.
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно находить информацию в различных источниках, определять
необходимый объем информации,
использовать информационные технологии,
анализировать, классифицировать, формулировать вывод на основе обобщения данных.
Требования к уровню подготовки обучающихся, прослушавших курс:
Учащиеся должны знать:
главные вопросы рекламы;
основные виды рекламной деятельности;
некорректную рекламу;
критерии выбора вида рекламы,
способы и каналы распространения рекламы.
Учащиеся должны уметь:
находить источники необходимой информации;
систематически накапливать информацию, обрабатывать её и пользоваться в
практической деятельности;
проектировать, программировать и планировать собственную деятельность;
Количество часов
Учебно тематический план.
Самостоя
тельная
работа
теория практ
ика
2/3
всего
1
1/3
Решаемые
задачи
Формы
контроля
2
Наименование темы
урока
1.Введение. Выбор
темы проекта
рекламы своей
школы. Что такое
Основные
2.
реклама.
виды рекламы.
Способы
и
каналы
распространения
рекламы.
Некорректная
реклама
последствия.
и
ее
3.
4.
5. Сбор информации
для реализации
проекта.
6. Подготовка макета
рекламной продукции
школы.
7. Оформление
рекламной продукции
школы.
8. Подготовка
презентации
рекламного продукта
школы.
9. Презентация
рекламного продукта
школы.
10. Итоговое занятие.
Раздел 1. Теоретический.
1
1
1
Раздел 2. Практический.
+
+
+
+
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3, 4
3, 4
3, 4
3, 4
3, 4
тест
Рекламный
продукт
школы
тест
Программа курса «Ах, эта реклама»
Раздел 1. Теоретический.
Тема 1. Что такое реклама. Основные виды рекламы.
Реклама. Основные цели рекламы. Первоначальная реклама. Конкурентная реклама. Сохранная
реклама. Рекламное агентство. Средства рекламы.
Тема 2. Способы и каналы распространения рекламы.
Рекламная кампания. Реклама на месте продажи. Реклама в печатных изданиях. Экранная и
радиореклама. Реклама на движущихся носителях. Листовка, каталог, буклет, плакат,
проспект. Сувенирная реклама. Правила рекламы. Фирменный стиль. Товарный знак. Слоган.
Изобразительные знаки. Зачин.
Тема 3. Некорректная реклама и ее последствия.
Некорректная реклама. Виды некорректной рекламы. Психологическое воздействие.
Рекламные ролики.
Тема1Технология подготовки и реализации проекта «Рекламный продукт школы».
Выбор темы проекта рекламы своей школы. Сбор информации для реализации проекта.
Подготовка макета рекламной продукции школы. Оформление рекламной продукции школы.
Раздел 2. Практический. Подготовка презентации рекламного продукта школы. Презентация рекламного продукта
школы.
1. Заиченко Н.А. Букварь для Рокфеллеров. Учебн. пособ. для учащихся 68кл. – СПб:
Список литературы использованной педагогом.
СМИО Пресс, 2000.
2. Заиченко Н.А. Книга для учителя экономики к бизнес курсу «Букварь для
Рокфеллеров» для 68кл. 2 ступень программы СЭО. – СПб: СМИО Пресс, 2000.
3. Заиченко Н.А.Хрестоматия к бизнес курсу «Букварь для Рокфеллеров» для 68кл 2
ступень программы СЭО. – СПб: СМИО Пресс, 2000.
4. Заиченко Н.А., Каданер А.П.Путеводитель по экономке.Опорный конспект
школьника. ( Под ред. Заиченко Н.А.). – СПб: СМИО Пресс, 2000.
5. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Поурочное планирование.
6. – М.: Дрофа, 2001.
7. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Учебн. для общеобразоват.
учеб. заведений. – 2е изд., испр.– М.: Дрофа, 2001.
8. Лещук Н. Подростки и реклама. // Экономика в школе. – 2003. №4. – с. 5374.
9. Райзберг Б.А. Основы бизнеса. – М.: «Ось89», 2000.
10. Фрейкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. – М.: НачалаПресс, 1995.
11. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. – М.: Вита Пресс, 1999.
Список литературы для учащихся.
1. Абчук В.А. Занимательная экономика и бизнес. – СПб: Тригон, 2001.
2. Беденко М.В. Экономика и бизнес. Для детей среднего школьного возраста. – М.:
Издат – Школа, 1998.
3. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Учебн. для общеобразоват.
учеб. заведений. – 2е изд., испр.– М.: Дрофа, 2001.
4. Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. – М.: АОЗТ
5.
Нефтехиминвест, 1995.
Хесс К. Так устроен мир. Экономика для юношества. – Пер. с англ. – М.: Издво Дело
при участии Издва Сatallaxy, 1992. с.60.
6. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. – М.: Вита Пресс, 1999.
Основные термины и понятия.
Реклама
Первоначальная реклама
Конкурентная реклама.
Сохранная реклама
Рекламное агентство
Средства рекламы
Рекламная кампания
Экранная и радиореклама
Листовка
Сувенирная реклама Фирменный стиль
Товарный знак
Слоган
Зачин
Некорректная реклама
Рекламные ролики Методические рекомендации к проведению уроков.
Урок 1. Введение.
Примерный перечень рассматриваемых вопросов:
1. Знакомство со структурой, целями и задачами курса. Вводное анкетирование.
(Приложение 1).
2. Изучение нового материала.
1) Знакомство с проектной технологией. (Рассказ учителя).
2) Выбор темы проекта создания рекламного продукта школы (работа в группах).
3. Домашнее задание.
1) Составить план реализации проекта. (Приложение 2).
2) Подготовить сообщение по теме: «История рекламы»
4. Рефлексия.
Урок 2. Что такое реклама. Основные виды рекламы.
Примерный перечень рассматриваемых вопросов:
Основные понятия: Реклама. Основные цели рекламы. Первоначальная реклама.
Конкурентная реклама. Сохранная реклама. Рекламное агентство. Средства рекламы.
1. Проверка знаний
1) Представление плана реализации проекта
2. Изучение нового материала.
1) Понятие реклама. Цели рекламы.
2) Краткая история рекламы. (Сообщение учащегося).
3) 3 главных вопроса рекламы. (Беседа учителя).
Задание 1. Проанализируйте «рукописную афишу» великого комбинатора Остапа
Бендера. Как она отвечает на главные вопросы рекламы (что? для кого? как?)?
22 июня 1927г.
В помещении клуба «Картонажник»
Состоится лекция на тему:
«Плодотворная дебютная идея»
и сеанс одновременной игры в шахматы
на 160 досках
гроссмейстера (старший мастер) О. Бендера
Все приходят со своими досками.
Плата за игру – 50 коп.
Плата за вход – 20 коп.
Начало ровно в 6 час. Вечера.
Администрация К. Михельсон
Задание 2.
Заполните таблицу
№ Если я рекламирую
1.
2.
3.
4.
Товар
Идею
Фирму
мероприятие
Мне нужно знать
4) Виды рекламы. (Беседа учителя с учащимися, работа в группах).
5) Работа в группах.
Задание 1. Опиши три вида рекламы для одного товара, названного учителем.
Оценивать рекламу будут одноклассники. 3. Домашнее задание (на выбор).
1) Выберите рекламу (в газете, телевизионной передаче, на плакате), которая вам не
нравится. Объясните почему.
2) Продумайте и напишите (или нарисуйте) рекламу следующих товаров:
Зубная паста,
Круиз по средиземному морю.
3) Подготовить сообщение по теме: «Фирменный стиль и его элементы»
4. Рефлексия.
1) На какие вопросы вы смогли бы с легкостью ответить?
2) Что вам понравилось на уроке?
3) Что на уроке вам не понравилось?
4) Какой вопрос у вас вызвал бы затруднения?
Урок 3. Способы и каналы распространения рекламы.
«Не похвалишь – не продашь»
пословица
Основные понятия: Рекламная кампания. Реклама на месте продажи. Реклама в
печатных изданиях. Экранная и радиореклама. Реклама на движущихся носителях.
Листовка, каталог, буклет, плакат, проспект. Сувенирная реклама. Правила рекламы.
Фирменный стиль. Товарный знак. Слоган. Изобразительные знаки. Зачин.
Примерный перечень рассматриваемых вопросов:
1. Проверка знаний.
1) Проверка домашнего задания.
2) Какие, по вашему мнению, телевизионные рекламы последнего времени наиболее
эффективны? Почему?
2. Изучение нового материала.
1) Рекламная кампания. Ее цели. (Рассказ учителя)
2) Способы и каналы распространения рекламы. (Беседа)
3) Общие правила рекламы. («Мозговой штурм»)
4) Фирменный стиль и его элементы (сообщение учащегося).
5) Работа в группах.
Задание 1. Придумайте товарный знак и рекламную листовку для таких фирм
(Приложение 3):
Фирма, занимающаяся изданием детской бизнес – литературы.
Детская гостиница.
Фирма «Мыльный пузырь».
3. Домашнее задание.
1) Подберите 3 примера рекламы (из реальной жизни), которые:
информируют потребителя;
убеждают его в необходимости чегонибудь;
напоминают о чем либо.
2) Какие покупки сделала ваша семья, «поддавшись» рекламе?
3) Подготовиться к семинару.
4. Рефлексия.
Перед Вами – четыре рожицы. Какая из них отражает ваше самочувствие на уроке.
Нарисуйте ее на листочке. На обратной стороне напишите, что сегодня на уроке было вам
непонятно. Урок 4. Некорректная реклама и ее последствия (Урок семинар).
Основные понятия: Некорректная реклама. Виды некорректной рекламы.
Психологическое воздействие. Рекламные ролики.
Примерный перечень рассматриваемых вопросов:
1. Проверка знаний
1) Проверка домашнего задания.
2. Изучение нового материала.
Вопросы семинара:
1) Что такое некорректная реклама?
2) Влияние некорректной рекламы.
3) Как защититься от некорректной рекламы?
4) Можно ли научиться правильно воспринимать рекламу?
3. Домашнее задание.
1) Просмотреть планы реализации проектов, внести при необходимости коррективы.
2) Обсудить, какая информация вам необходима для реализации проекта.
4. Рефлексия.
1) Были ли затруднения при подготовке к семинару? Если да, то в чем?
2) Ответ, на какой вопрос вам больше всего понравился? Почему?
3) Какой вопрос у вас вызвал бы затруднения?
4) Ответ, на какой вопрос вам показался скучным?
Урок 5. Сбор информации для реализации проекта.
Примерный перечень рассматриваемых вопросов:
1. Изучение нового материала.
1) Экскурсия в библиотеку, методкабинет школы.
2) Интервью с учителями, администрацией, обучающимися.
3) Фотосессии.
4) Изучение потребностей школы
5) …
2. Домашнее задание.
Переработка полученной информации.
3. Рефлексия (см. Урок №3)
Урок 6. Подготовка макета рекламной продукции школы.
Примерный перечень рассматриваемых вопросов:
1. Изучение нового материала.
Работа в группах по созданию макета рекламного продукта школы.
2. Домашнее задание.
Оформление макета.
3. Рефлексия (см. Урок №3)
Урок 7. Оформление рекламной продукции школы.
Примерный перечень рассматриваемых вопросов:
1. Изучение нового материала.
Работа в группах по созданию рекламной продукции школы.
2. Домашнее задание.
Завершение работы по созданию рекламной продукции школы.
3. Рефлексия (см. Урок №3) Урок 8. Подготовка презентации рекламного продукта школы.
Примерный перечень рассматриваемых вопросов:
1. Изучение нового материала.
Работа в группах по подготовке презентации рекламного продукта школы.
2. Домашнее задание.
3. Рефлексия (см. Урок №3)
Урок 9. Презентация рекламного продукта школы.
Примерный перечень рассматриваемых вопросов:
1. Презентация созданных рекламных продуктов школы.
2. Оценка рекламных продуктов школы.
3. Рефлексия.
Урок 10. Итоговое занятие.
Примерный перечень рассматриваемых вопросов:
1. Итоговый контрольный тест).
2. Завершение курса.
3. Итоговая рефлексия. (Приложение 4).
4. Вручение дипломов.
Приложение 1.
Анкета.
(входящая)
1. Почему вы выбрали этот курс?
2. Какие знания вы хотите получить после завершения курса?
3. Какими умениями хотите овладеть при обучении на этом курсе?
4. Что вы ожидаете от данного курса?
Определение цели и задач проекта.
Приложение 2.
Цель – это мечта, которая должна
осуществиться к определенному сроку.
П. Рутт.
Ожидаемые результаты
Список лиц и организаций – носителей
проблемы,
с которыми будет
происходить взаимодействие рамках
реализации проекта.
Четкая формулировка цели проекта.
Перечень конкретных задач, решение
которых приведет к реализации проекта.
№
1
2
3
Основные задачи
Определить аудиторию проекта, т.е.
ту группу,
которая является
носителем данной проблемы, на
которую будет направлен данный
проект
Сформулировать основную цель
проекта..
В
целью
сформулировать конкретные задачи,
раскраивающие содержание работы
по реализации проекта.
соответствии
с №
1
2
3
4
Составление плана работы.
Только тот, кто планирует, может организовать.
Основные задачи
Определить перечень основных
мероприятий по осуществлению
цели и задач проекта.
Установить время проведения как
подготовительных так и основных
мероприятий проекта.
Определить ответственных за
каждый пункт плана.
Узнать необходимые ресурсы и
источники их получения.
Ожидаемые результаты
Письменно оформленный документ –
план работы.
Точный график выполнения плана.
Список ответственных за реализацию
каждого пункта плана.
Перечень необходимых ресурсов и
источников их получения.
План должен быть выполним, т.е. должен быть реальным. Лучше, чтобы он был у каждого
члена команды. Желательно дать его тем, кто может высказать по нему свои замечания и
предложения.
№
1
Что сделать
Когда
Кто отвечает
Что нужно
Составление графика.
1. Составление графика выполнения всех пунктов плана
2. Оформление его в виде таблицы.
Работай с умом, а не до ночи
Приложение 3.
Композиция состоит из 4 частей:
Рекламная листовка.
Слогана краткого рекламного лозунга, призыва, афоризма, заголовка.
Зачина – небольшого текста, раскрывающего основную мысль слогана
Информационного блока, т.е. информирующего и аргументирующего текста
(основной текст).
Справочных сведений – адреса, телефона, факса, условий поставки и т.п.
Слоган
Зачин
Покупая
наши товары,
вы помогаете детям!
Школьное предприятие
Умелец Производит
Умелец
и реализует
товары
народного
потребления Информа
ционный
блок
Справочные
сведения
В ассортименте:
фартуки, халаты,
рабочие рукавицы,
постельное белье:
детские и взрослые деревянные
лопаты;
Эти и другие изделия мы можем
изготовить также по вашему
заказу
Наш адрес:__________________________ Принимаем
____________________________________ заказы по тел.
_____________________________________ _____________
Д О С Т А В К А Б Е С П Л А Т Н О! Перед Вами – четыре рожицы.
Приложение 4.
Какая из рожиц лучше всего отражает Ваше отношение к следующим ситуациям:
ситуации
их оценка
1
2
3
4
публичное выступление
приготовление домашних заданий
беседа с родителями
работа в группе
общение с учителями
общение с директором
звонок на урок
звонок с урока
поиск информации при работе над
проектом
подготовка макета рекламного
продукта
подготовка презентации рекламного
продукта.
иду в школу в день проведения курса
по выбору
иду из школы в день проведения
курса по выбору
Анкета
1. Реализовались ли ваши потребности после прохождения курса?
2. Остались ли какието нерешенные вопросы?
3. Что вам больше всего понравилось в данном курсе?
4. Что вам не понравилось в данном курсе?
5. Что бы вы изменили в проведении занятий по данному курсу?
6. Ваши пожелания.
Ах, эта реклама
Ах, эта реклама
Ах, эта реклама
Ах, эта реклама
Ах, эта реклама
Ах, эта реклама
Ах, эта реклама
Ах, эта реклама
Ах, эта реклама
Ах, эта реклама
Ах, эта реклама
Ах, эта реклама
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.