КГКП «Колледж транспорта» Управления образования
Восточно-Казахстанского областного акимата
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Ахмет Байтурсынов –учитель нации»
Подготовила:
Классный руководитель: Суртаева З.Ф.
При участии зав.библиотекой: Дюсупова К.С
г.Семей
2021-2022
КЛАССНЫЙ ЧАС.
Группа: 11 СМ
Классный руководитель: Суртаева З.Ф.
Ответственный студент: Шеин Авенир
Дата проведения: 28.03.22
Тема классного часа: «Ахмет Байтурсынов –учитель нации»
Цель :
-популяризация среди населения и молодежи наследия сына казахского народа - Ахмета Байтурсынова.
-Познакомить подрастающее поколение с этапами жизни учителя Нации,
-Воспитание казахстанского патриотизма и чувства гордости за свою Родину и свой народ
Используемые наглядности: презентация,выставка книг А.Байтурсынова
Форма проведения классного часа: беседа, диспут.
План классного часа:
I. Организационная часть
II. Основная часть
III. Подведение итогов
Ход классного часа:
I.Организационная часть
Приветствие, организация, проверка внешнего вида. Оглашение хода классного часа, его цели и задачи.
II.Основная часть
1Вступительное слово учителя
Ребята,хочу вам задать вопрос.
-Кто такой Ахмет Байтурсынов?
-Когда вы о нем впервые услышали?
-Что вы знаете о нем?
Сегодняшний классный час посвящен 150-летию со дня рождения А.Байтурсынова. Вся жизнь Ахмета Байтурсынова была пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, развитии культуры, образования и науки, сохранении в веках самобытного народного творчества самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов ещё в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги Байтурсынова перед казахским народом, назвал его «вождём казахской интеллигенции»
Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулаов.
https://yandex.kz/video/preview/9407993930712661412
2.Выступления студентов,подготовленных по опережающему заданию.(Сопровождается демонстрацией презентации)
Гагин Руслан 11 СМ 1.Ахмет Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тосынской волости Тургайского уезда в семье простого крестьянина. Его отец был независимым, храбрым, умным и гордым человеком с чувством собственного достоинства, не мирившимся с произволом и бесправием в казахских аулах, считался потомком народного батыра Умбетея. Часто вступал в конфликт с местными феодалами и царскими властями. Ещё когда Ахмет был тринадцатилетним подростком, жизнь преподнесла ему горький урок, разлучив, с отправленным на 15 лет на каторгу в Итжеккен, отцом. Это случилось из-за того, что Батурсын Шошак-улы не повиновался уездному начальнику полковнику Яковлеву и, столкнув его с коня, избил.
Вопрос:Какой урок получил А.Байтурсынов в детстве?
Ружицкий Егор 11 СМ. 2.Ахмет обучался грамоте у аульных мулл. Юный Ахмет с большими трудностями и лишениями закончил курс Тургайского училища. После окончания русско-казахского училища он поехал в Оренбург и поступил в школу казахских учителей. Четырехлетнее пребывание в Оренбурге и ежегодное возвращение на каникулы в Тургайский уезд и обратная езда в Оренбург проходят для него в крайне затруднительных обстоятельствах, сопряжённых с большой материальной нуждой, но благодаря своей настойчивой натуре, А. Байтурсынов переносит встречавшиеся ему на пути лишения и перебиваясь «с хлеба на воду», в 1895 году он кончает курс учительской школы. Этим заканчивается у А. Байтурсынова школьное образование. В дальнейшем он, изучая европейскую литературу, занимается самообразованием. В период с 1895-1909 гг. преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркалинского уездов. В 1896 году Ахмет едет в волость Батпак Актюбинского уезда и работает учителем школы Ахметкерея Катыбкова, через некоторое время переезжает в местечко Аулиеколь ныне Костанайской области –на должность учителя школы.
Вопрос:С какими трудностями пришлось столкнуться во время учебы А.Байтурсунов?
Недозрелов Тимур 11 СМ.3.Жена учёного была русской. Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершён по-мусульмански в Кустанае, и она изменив своё имя и фамилию, стала Бадриссафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркалинск, где пробыли до 1907 года. Затем он был впервые заключён в тюрьму.
Тепляков Тимур 11 СМ.4.Видя тяжёлое положение своего народа и царившую неграмотность, он окончательно выбирает свой путь борьбы и призывает обнищавшее казахское общество не к традиционности, а к новой жизни в русле общечеловеческой цивилизации. Байтурсынов не ограничился чисто преподавательскими обязанностями. Он ездил по аулам, агитировал людей в пользу просвещения и делился с ними тем, о чём мечтал. Он активно включается в политическую деятельность. Первой акцией стало его участие в составлении петиций, в которых декларировались требования прекратить изъятие земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства.
Вопрос:Чем еще занимался А.Байтурсынов кроме преподавательской работы?
Смагулов Салман 11 СМ.5.Упомянутая петиция была написана 26 июля 1905 года на знаменитой Кояндинской ярмарке совместно с первым казахским магистром права Жакыпом Акпаевым и крупным политиком, учёным-экономистом Алиханом Букейхановым. Поиск справедливости и критика действий не могли пройти бесследно. В 1909 году А. Баутурсынов, занимавшийся в то время учительством, снова был заключён на 8 месяцев без суда в Семипалатинскую тюрьму. С того времени он открыто переходит к борьбе с произволом, пишет стихи о свободе, призывая к борьбе с народным гнётом.
Вопрос:О чем говорилось в петиции от 26 июля 1905 года?
Бейдуллин Андрей 11 ТР,6.Поэтическая деятельность его начинается с переводов басен Крылова. Принимаясь переводить басни Крылова, он, прежде всего, имеет в виду огромную возможность басен для воспитания детей и взрослых. Он выбирает для перевода такие басни, которые были понятны и соответствовали казахскому духу. Ахметом Байтурсыновым было переведено 40 басен Крылова, и под названием «Кырык мысал» (Сорок басен) сборник выдержал несколько изданий. Этот сборник увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за свой народ. Как поэт-протестант, Ахмет Байтурснов превращает поэзию в оружие борьбы с монархической политикой России, угнетавшей казахов.
Вопрос:Как назывался сборник переводов басен и когда он был впервые напечатан?
Кузнецов Роман 11 ТР.7.Как публицист, не имея почти никаких материальных средств, в 1913 году Байтурсынов открывает в Оренбурге газету «Казах».Вскоре газета «Казах», как единственный орган, отвечающий культурным и общественным запросам казахской жизни, завоевала общую симпатию и стала популярной в широких массах. «Казах» к концу первого году издания имел же 3000 подписчиков. Газета просуществовала 5 лет – до 1917 года. За это время она стала главным национально-общественно-политическим и научно литературным изданием, и не случайно в годы сталинских чисток была учинена жестокая расправа над сотрудниками газеты «Казах».
Вопрос: Как называлась первая газета казахов и когда она впервые открылась?
Солтангазы Дархан 11 ТР.8.Ахмет Байтурсынов не только
автор первого казахского букваря, изданного в Оренбурге в 1912 году, но и
разработчик научной терминологии для определения казахской грамматики, один из
основателей казахского алфавита, наиболее точно передающего все звуки
казахского языка. Осуществленная им реформа казахской письменности получила
поддержку в среде прогрессивной интеллигенции, а в 1924 году была принята
официально.
Нелишне напомнить, что до этого времени у казахов не было азбуки. Именно
Ахметов Байтурсыновым были изгнаны из употребления 12 арабских букв, совершенно
для казахов не нужных и вносящих путаницу в правописание. Поэтому новый алфавит
и азбука имели значение первостепенной важности для культурного развития
казахского народа.
Вопрос:В каком году официально была принята реформа казахской письменности
Лебедев Александр 11 ТР.9.В 1920 г. Был арестован Ахмет Байурсынов. Он был выслан в Архангельск, а жена с дочкой Шолпан – в Томскую область. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью международного Красного Креста его освободили. В этом же году ему удаётся соединиться с семьёй и вернуться в Алма-Ату. Но прежний ярлык «классового врага» как клеймо позора постоянно преследует его. В 1937 году А. Байтурсынова вторично арестован и 8 декабря он был расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД.
Вопрос:Когда был расстрелян А.Байтурсынов?
Голышев Александр 11 ТР.10.Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствие состава преступления. Его бесценные творения возвращены народу. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа. Память об Ахмете Байтурсынове увековечены в г. Костанае. Его имя носит Костанайский Государственный Университет. В Городском парке установлен памятник, одна из центральных улиц города носит его имя. Многогранный талант А. Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке и других отраслях культуры. Он является не только учёным, составителем многих учебников, переводчиком, этнографом, но и автором многих стихов, доступных для детей младшего возраста. В результате научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсынова мы имеем казахскую азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию казахского языка, теорию словесности и историю культуры. Этим кропотливым трудом А. Байтурсынов поднял казахскую словесность на высокую ступень и заложил прочный фундамент для национальной школы и казахской литературы. Ахмет - был великим Устазом – Учителем с большой буквы детей и взрослых. Он был и остался в памяти народа светлым лучом казахской науки и культуры.
3.Чтение студентами басни И.А.Крылова на русском языке и в переводе Ахмета Байтурсынова на казахском языке.
Камза Куаныш 11 СМ.
Аққу, шортан һәм шаян
Жүк
алды Шаян, Шортан, Аққу бір күн,
Жегіліп, тартты үшеуі дүркін-дүркін.
Тартады Аққу көкке, Шаян кейін,
Жұлқиды суға қарай Шортан шіркін.
Бұлардың машақаты аз болмады,
Жұмысы орнына кеп мәз болмады.
Тартса да бар күштерін аямай-ақ,
Аслан жүк орнынан қозғалмады.
Оншама ол жүк артық ауыр емес,
Құр сырттан «пәлен» деу де тәуір емес.
Жүк бірақ әлі күнге орнында тұр,
Бырыңғай тартпаған соң бәрі тегіс.
* * *Жігіттер, мұнан ғибрат алмай болмас,
Әуелі бірлік керек, болсаң жолдас.
Біріңнің айтқаныңа бірің көнбей,
Істеген ынтымақсыз ісің оңбас.
Максимкин Максим 11 ТР
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
Да только воз и ныне там.
4. Виртуальная экскурсия в дом-музей Ахмета Байтурсынова. Видео.
Задание 1 . Прием" Гамбургер" заполнить таблицу.
Соберите доказательства ,того, что могло А.Байтурсынова подтолкнуть к участию в делах партии "Алаш"
Введени Е: |
Что подтолкнуло А.Байтурсынова к участию в деятельности в партии
|
||
Причина № 1
|
Причина №2
|
Причина №3
|
Причина № 4 |
Пример №1 |
Пример №2 |
Пример №3 |
Пример №4
|
Выводы:
|
5.Рефлексия.Составьте устно кластер А.Байтурсынов.
6.Слово учителя.
Я думаю ,что на сегодняшнем уроке вы лучше узнали о судьбе и творчестве истинного патриота казахского народа Ахмета Байтурсынова.
Спасибо всем за участие в уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.