Активизация методической работы по выполнению практической части по физике
Оценка 4.6

Активизация методической работы по выполнению практической части по физике

Оценка 4.6
docx
12.04.2020
Активизация методической работы по выполнению  практической части по физике
Документ Microsoft Word.docx

     Активизация методической работы по выполнению

 практической части по физике

При изучении физики в школе независимо от выбора учебников обязательными являются требования к выполнению практической части программы. Число лабораторных работ за весь учебный год должно соответствовать примерной (авторской) программе, на основе которой учитель составляет свою рабочую программу с учётом наличия в кабинете необходимого оборудования. Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся на следующие типы:

         1. Проведение прямых измерений физических величин.

 2. Расчёт по полученным результатам прямых измерений зависимого от них   параметра (косвенные измерения).

        3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.

 4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.

 5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).

         6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.

Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение лабораторных работ всех указанных типов. В связи с переходом на ФГОС ООО и ФГОС СОО, количество лабораторных работ увеличилось, отсюда усилилась практическая направленность физики. Поэтому, вопрос, поднятый на сегодняшнем семинаре очень актуален.

        Физика – наука экспериментальная и выполнение практических работ должно занимать значительную часть курса физики.

Рекомендации для выполнения практической части программы по физике:

· Обязательное проведение лабораторных работ и физического практикума предусмотренные программой.

 · Демонстрационный и фронтальный эксперимент, в том числе на основе виртуальных компьютерных моделей.

· Решение качественных задач, с полным теоретическим и практическим обоснованием.

· Использование алгоритмизации «основных типов задач» в комплексе с анализом и синтезом в процессе построения физической модели.

          В своем выступлении коснусь только практической части представленной в рекомендациях первого пункта. Коллеги, вы прекрасно понимаете, что широкое использование лабораторных работ в учебном процессе создает условия для повышения интереса к науке, познавательной активности (в ходе исследовательской деятельности), развития логического мышления и творческой самостоятельности. Учащийся знакомится с методами научного познания окружающего мира, и исследовательские умения развиваются в личностные качества.

Цель проведения лабораторных работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной   и средней образовательной программы

Задачи проведения лабораторных работ:

 

№ п/п

Формируемые результаты

Требования ФГОС

Базовые компетенции

1.

Владение навыками учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты

Аналитические

2.

Понимание физической сущности наблюдаемых явлений.

Предметные результаты

Аналитические

3.

Владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами.

Предметные результаты

Регулятивные

4.

Уверенное пользование физической терминологией и символикой

Предметные результаты

Регулятивные

5.

Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: измерение, эксперимент

Предметные результаты

Аналитические

6.

Умение обрабатывать результаты измерений.

Предметные результаты

Социальные

7.

Умение обнаруживать зависимость между физическими величинами.

Предметные результаты

Аналитические

8.

Умение объяснять полученные результаты и делать выводы.

Предметные результаты

Самосовершен-ствования

 

Методика проведения лабораторных работ должна как можно полнее соответствовать дидактическим принципам: сознательности, самостоятельности учащихся, развивающего обучения, личностно – ориентированного подхода, соответствия содержания возрастным особенностям, прочности усвоения знаний и умений.

Лабораторный эксперимент является одним из основных методов обучения физике в образовательном учреждении. В учебном процессе он выполняет три основных функции:

1.       является источником новых знаний, фундаментальным основанием теории;

2.       средством наглядности, «живым созерцанием», иллюстрацией изучаемых явлений;

3.       критерием истинности полученных знаний, средством раскрытия их практических применений.

   Все лабораторные работы в наших учебниках физики, соответствуют требованиям, предъявляемым государственным стандартом к знаниям и умениям учащихся по физике, учитывают время, отводимое на изучение физики, возрастные особенности учащихся, технические возможности выполнения работ с простым лабораторным оборудованием.

Особенность лабораторных занятий состоит в том, что они, в отличие от других учебных занятий, с первых шагов требуют самостоятельности (которая постепенно должна стать практически полной) и сознательной активной работы не только в классе при сборке установки и проведении измерений, но и дома при подготовке к измерениям, обработке результатов и составлении отчета.

 

Методика проведения фронтальных лабораторных работ по физике

         Фронтальные лабораторные работы могут быть во времени от 10-15 минут до 1-2 часов. У одного прибора должно работать не более 2 человек, т.е. приборы должны быть в значительном количестве.

                          Методика проведения фронтальной лабораторной работы:

             1.Занятие начинается со вступительного слова учителя и соответствующего инструктажа относительно выполнения работы. Учитель проводит также короткий инструктаж учащихся по технике безопасности при выполнении данной работы и делает соответствующие записи в "Журнал инструктажа по технике безопасности", который находится в кабинете физики.

          2. Вводная беседа: формулируется цель работы, прорабатывается план работы,  даются необходимые инструктивные указания по записям, расчетам и обращению с приборами.     Подготовка к выполнению фронтальных лабораторных работ начинается с создания соответствующей материальной базы - подбору необходимых для выполнения работы приборов. Выполнение фронтальных лабораторных работ проводится "парами" или группами, которые формируются таким образом, чтобы обеспечить высокую эффективность работы каждого ученика. Накануне выполнения фронтальной лабораторной работы учитель сообщает учащимся тему работы и объем материала, который необходимо повторить для ее выполнения.    

Для проверки степени готовности к выполнению лабораторной работы учитель задает обобщенные контрольные вопросы

         1. Какова цель работы?

          2. Какие конкретные задачи в ходе опыта и обработкирезультатов придется решать для достижения цели?

         3. Какое физическое явление изучается в данной работе?

         4.Какими зависимостями связаны величины, описывающие исследуемое физическое явление?

         5. Какие физические явления положены в основу экспериментального метода определения искомых величин?

 6. Что представляет собой объект исследования в данной работе?

          7. Какие постоянные (табличные данные, параметры образца и установки) нужны для определения искомой величины по данным опыта?

         8. Как будет определена погрешность прямых измерений?

          9. Какие таблицы нужны в отчете для записи результатов измерений?

            Учащиеся записывают в тетрадях дату, номер и тему лабораторной работы, цель работы, список приборов и материалов, чертят таблицу результатов измерений и вычислений.

         3. Выполнение работы:  в зависимости от характера работы приборы могут быть заранее расставлены на рабочих столах учащихся или раздаются лаборантом, учителем, самими учащимися после беседы. Экспериментальную часть задания обучающиеся выполняют самостоятельно под контролем учителя. Учитель обходит столы учащихся, следит за их работой, чтобы в каждой группе все участвовали в работе. В случае необходимости оказывает учащимся помощь, обращает их внимание на приемы правильной работы с приборами, отмечает нарушение правил техники безопасности. Учитель фиксирует также качество и самостоятельность выполнения работы каждым учащимся. Если в работе учащихся получается заминка, учитель привлекает внимание всех учащихся и дает необходимые пояснения группе.

         3. Заключительная работа: по окончании лабораторной работы выводы и результаты подвергаются коллективному обсуждению. Числовые результаты различных групп обсуждаются на доске. Анализируются причины ошибочных результатов. Результаты работы заносятся в тетрадь, где проводится их обработка и записывается соответствующий вывод (полученное значение физической величины).

           4.Самооценка учащихся.

  5. Оценка за фронтальную лабораторную работу выставляется на основе заметок учителя, проверки отчета учащегося и самооценки учащихся.

                Схема отсчета лабораторной работы в тетради;

    1. Название работы;

2.Цель работы;

 3.Перечень используемого оборудования;

4. Последовательность  выполняемых действий;

5. Рисунок или схему установки;

6. Таблицы и/или схемы для записи значений;

7. Расчётные формулы.

                 8. Определение погрешности.

9. Вывод

10. Самооценка ученика

                11.Оценка учителя

                О тетрадях для лабораторных работ

              

                           Немного о демонстрационном эксперименте

Преподавание физики невозможно себе представить без демонстрационного эксперимента. Без хорошо поставленных демонстрационных опытов, невозможно обеспечить понимание и усвоение учебного материала по физике, приобретение жизненно значимых умений и навыков. Физический эксперимент, представляя собой, инструмент исследования окружающей природы, убеждает школьников в материальности мира, в его познаваемости, становится плодом собственных рассуждений ученика, затрагивает и пробуждает его эмоции. Значимость эксперимента заключается в том, что при сообщении учащимся новых знаний через ощущения учеников он формирует первоначальные представления об изучаемых явлениях, создает чувственные образы, лежащие в основе многих физических понятий, например, таких как механическое движение, траектория, электрическая цепь, спектр и т.д.

 

Требования, предъявляемые к технике проведения демонстрационных опытов

             Содержание опытов должно доступно и ясно доводиться до понимания каждого из присутствующих на уроке, поэтому к опытам предъявляются особые методические требования. Под техникой проведения демонстрационного эксперимента понимают средства и приёмы, обеспечивающие эффективную постановку опыта:

         1) содержательность (опыт должен раскрывать сущность явления);

          2) достоверность (означает постановку такого варианта опыта, результат которого не вызывал бы сомнений);

  3) видимость (хороший обзор экспериментальной установки с различных мест в классе);

         4) наглядность (предполагает использование специальных средств и методов демонстрации, помогающих как наблюдению, так и анализу опыта (указательные стрелки, использование цвета для обозначения различных ветвей электрической цепи, информационные таблички на магнитных держателях и т.д.));

           5) убедительность (демонстрационные опыты не должны вызывать каких-либо сомнений в их справедливости, все побочные явления должны быть сведены к минимуму, сделаны незаметными и не отвлекающими внимания от главного);

6) кратковременность; 7) воспроизводимость; 8) надёжность;

9) эстетичность; 10) эмоциональность; 11) безопасность

 Остановлюсь более подробно на некоторых требованиях к эксперименту, которые считаю наиболее важными. Достаточная видимость — размеры приборов, основные их части и детали установки, их расположение и освещение должны быть видны для всех учащихся с любого места в классе. Если учащимся плохо видно, то теряется внимание и интерес, что приводит к нарушению дисциплины и не усвоению учебного материала. Необходимая видимость достигается при использовании специальных приборов больших размеров, предназначенных именно для демонстраций, правильным их расположением в установках, а также применением подходящего фона, подсвета, различных способов и приемов проецирования. Наглядность и выразительность опыта. Опыт нужно провести так, чтобы «каждый ученик непременно заметил демонстрируемое явление. Для этого следует собирать по возможности наиболее простые установки, в которых четко, как бы само собой, выделялись основные части. Надо применять яркую, контрастную раскраску деталей приборов, выбирать для каждого случая наиболее подходящие индикаторы, стремиться к получению максимальной интенсивности демонстрируемых явлений». Убедительность — это когда опыт не вызывает сомнения в своей справедливости и понятен для учащихся с различным уровнем знаний. Опыты должны быть надежными. Для этого их тщательно заранее готовят, неоднократно испытывают, обязательно соблюдают правила техники безопасности, прописанные для данного эксперимента. «Демонстрации должны производить действие не только на умственное восприятие, но и на воображение учащихся, возбуждать у них интерес, чтобы можно было по ходу урока быстро мобилизовать общее внимание класса на некоторые небольшие промежутки времени. Поэтому надо показывать опыты эмоционально. Как правило, демонстрационные опыты должны отличаться кратковременностью, чтобы не затягивать урока. Учителю необходимо обращать внимание на темп выполнения опытов: он всегда должен соответствовать темпу восприятия учащимися демонстрируемого материала. Каждый из показываемых опытов должен быть содержательным, хорошо и изящно оформленным.

            Сегодняшнее лабораторное и демонстрационное оборудование, например, L-микро.  Имеет яркую, контрастную раскраску деталей приборов.

          Если нет возможности провести эксперимент можно воспользоваться

                 -Электронные ресурсы

                 -Электронные приложения к учебникам

              Некоторые электронные приложения содержат:

- ряд виртуальных лабораторных работ, которые помогут лучше объяснить ход выполнения работы, а также подготовиться к реальной лабораторной работе с физическим оборудованием.

            - коллекцию анимациоонных и видеоэкспериментов.


 

Активизация методической работы по выполнению практической части по физике

Активизация методической работы по выполнению практической части по физике

Демонстрационный и фронтальный эксперимент, в том числе на основе виртуальных компьютерных моделей

Демонстрационный и фронтальный эксперимент, в том числе на основе виртуальных компьютерных моделей

Умение обнаруживать зависимость между физическими величинами

Умение обнаруживать зависимость между физическими величинами

Занятие начинается со вступительного слова учителя и соответствующего инструктажа относительно выполнения работы

Занятие начинается со вступительного слова учителя и соответствующего инструктажа относительно выполнения работы

Учащиеся записывают в тетрадях дату, номер и тему лабораторной работы, цель работы, список приборов и материалов, чертят таблицу результатов измерений и вычислений

Учащиеся записывают в тетрадях дату, номер и тему лабораторной работы, цель работы, список приборов и материалов, чертят таблицу результатов измерений и вычислений

Расчётные формулы. 8

Расчётные формулы. 8

Остановлюсь более подробно на некоторых требованиях к эксперименту, которые считаю наиболее важными

Остановлюсь более подробно на некоторых требованиях к эксперименту, которые считаю наиболее важными

Демонстрации должны производить действие не только на умственное восприятие, но и на воображение учащихся, возбуждать у них интерес, чтобы можно было по ходу урока быстро…

Демонстрации должны производить действие не только на умственное восприятие, но и на воображение учащихся, возбуждать у них интерес, чтобы можно было по ходу урока быстро…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020