«Активизация познавательной деятельности младших школьников как условие успешного обучения»
Игра- это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий.
В. А. Сухомлинский
Одним
из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание
детьми необходимости того или иного изучаемого материала.
Перед тем как приступить к изучению
какой-нибудь темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов
обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И
это совершенно справедливо.
Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь
при условии, что ученик будет
хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную
деятельность детей, надо привнести элемент занимательности
как в содержание, так и в форму
работы.
В своей практике я использую различные приёмы активизации
познавательной деятельности. На уроках я
создаю ситуации, в которых учащиеся сами:
• Отстаивают своё мнение;
• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
• Задают вопросы друг другу и учителю;
• Анализируют ответы друг друга;
• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
• Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
• Находят несколько вариантов решения проблемы;
•Нахождение "ошибкоопасных мест”.
Активизация познавательной деятельности учащихся очень
часто проходит через игру.
Игровые технологии - являются одним из мощных средств повышения качества обучения в начальной школе. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игровой технологии является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс начальной школы.
Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-6748432.html
Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие.
Развитию
познавательного интереса на уроке и внимания к учебному материалу, активности
учащихся и снятию усталости способствует создание нестандартных ситуаций. Очень
часто применяю в практике различные формы уроков: урок-сказка, урок-
конкурс,
урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей,
но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек
пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения
знаний. Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на
уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса
в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся
проходит в
процессе их активной умственной деятельности. Поэтому я
работу на каждом уроке организовываю
так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий
ученика.
Различные приёмы активизации познавательной деятельности я
использую в своей педагогической
деятельности. Такими методами:
- Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные
ситуации, которые направляют деятельность
учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и
повышают мотивацию.
- Метод алгоритмизированного обучения. Ребята
самостоятельно составляют алгоритм решения
проблемы.
- Метод эвристического обучения, основной целью которого
является поиск и сопровождение способов
и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых
законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов
получаем ответ).
- Метод исследовательского обучения. Этот метод
рассматривает правила правдоподобных
истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их
применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе
проведенных наблюдений, анализа,
решения познавательных задач, формируют вывод.
Использую методы, которые максимально повышают уровень
познавательной активности школьников.
Это:
- Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли
свободно, не боясь высказывать своё
мнение и внимательно слушать мнение других.
- Метод самостоятельной работы – даю задание, например,
самостоятельно составить план
изложения нового материала. Ребята учатся анализировать, выделять главное,
развивать устную речь, пользоваться различными источниками
информации.
- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.
Это карточки для закрепления и карточки
с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
- Метод проблемного изложения. При создании на уроках
проблемных ситуаций, ребята выдвигают
свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует
формированию приёмов умственной деятельности, анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, установления
причинно-следственных связей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.