Активизация познавательной деятельности студентов на уроках истории и обществознания
Оценка 5

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках истории и обществознания

Оценка 5
docx
04.04.2023
Активизация познавательной деятельности студентов на уроках истории и обществознания
метод разр. Активизация позн. деят..docx

    Активизация познавательной деятельности студентов на уроках истории и обществознания

 

Гачегова Елена Петровна

преподаватель.

 

 

1.     Активизация познавательной деятельности студентов

Студенты обычно проявляют свою активность с волевой и интеллектуальной стороны.

 Рассмотрим уровни познавательной активности:

1.        Познавательная пассивность – характеризуется отсутствием желания учиться. Нужен постоянный контроль и напоминание педагога. Здесь учитель должен проявлять терпение: давать время на обдумывание, не перебивать подростка во время ответа; стараться установить добрые отношения.

2.        Активный уровень – характеризуется наличием активности, но только в эмоционально-привлекательных учебных ситуациях. Знания, умения и навыки не имеют системного характера. В этом случае педагогу необходимо уметь поддерживать активность студента на протяжении всего урока.

3.        Исполнительно-активный уровень – характеризуется стабильностью и постоянством знаний, высоким уровнем учебной мотивации, готовностью к решению проблемных задач и ситуаций. В данном случае преподаватель должен уметь не допускать скуки на уроке и поддерживать высокий уровень познавательной активности. Использовать активные методы: «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссии и дебаты и т.д.

4.        Творческий уровень – характеризуется готовностью студентов самим ставить задачи и находить поиск их решений. В этом случае педагог должен уметь создать творческую атмосферу.

Систематическое определенных педагогических методов и приёмов, помогающих переходу студентов с одного уровня познавательной активности на другой способствует и повышению профессионализма самого педагога. Поэтому педагогам необходимо иметь представление о тех условиях, которые способствуют развитию активной познавательной деятельности, о специфике работы с разными студентов, о роли педагога в этом процессе.

Методика активизации познавательной деятельности студентов.

Основные способы и методы активизации познавательной деятельности.

1.     Применение нетрадиционных форм урока.

Наиболее распространенные нестандартные уроки : уроки-«погружения»; уроки - деловые игры; уроки - пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества и т. д.

 Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся студентам, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.

Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные.

Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания.

3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному).Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

4. Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед студентами ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, обучающийся осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.

Виды ситуаций:

— ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

— ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;

— ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;

— ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;

— ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;

— ситуация - несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.

      Пример проблемного задания: «Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволода и его двух сыновей. По его приказу был убит Ярополк, жену которого он заставил быть наложницей. Он отличался любвеобилием: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном количестве наложниц, которых» было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести на Берестове».

Его грехи ещё долго можно перечислять. Но вот что любопытно: в памяти он остался князем Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью был канонизирован».

Недоумение вызывает такое положение: князь убивал родственников, прелюбодействовал, отличался многоженством – и вдруг народ сравнивает его с солнцем, а церковь производит в святые».

Состояние проблемной ситуации на занятиях является следствием правильно сформулированной и методически грамотно поставленной проблемной задачи (вопроса). Тем не менее, всякая постановка проблемной задачи вызывает проблемную ситуацию. Проблемная ситуация ставится там, где обучающиеся обладают минимум необходимых для решения задачи знаний.

Столкновение уже имеющихся знаний с новым фактом создает у студентов интеллектуальное затруднение, озадачивает их, т.е. возникает проблемная ситуация.

Это противоречие и составляет проблему, которую нужно решить.

Трудность в использовании технология проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было найдено решение. Вместе с тем все студенты должны приобщаться к такому роду деятельности.

5.Вовлечение студентов в создание творческих работ.

Сила влияния творческих работ подростков на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий студенты выполняют такие, как составление кроссвордов, сообщений, докладов презентаций, кроссенсов, исследовательских работ

 Студенты, самостоятельно создавая презентации, кроссенсы осваивают работу с компьютером, причем одну из самых распространенных сейчас программ Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль, подбирать информацию, систематизировать ее.

6.Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У студентов может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития студентов обусловлена образовательными потребностями — желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.

Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности студентов:

I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.

III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности

IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

  Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей студентов, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности студентов в целях реализации личностно - ориентированного развивающего подхода.

Любой преподаватель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса  к своему предмету, желания изучать его, а, следовательно, хороших знаний.

Опыт применения на уроках истории и обществознания.

С использованием активных методов обучения информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний студентов.

Например, студенты группы пекарей готовили исследовательские работы по темам:

«История выпечки пряников на Руси»» «Истории выпечки блинов на Руси», «История выпечки калачей в России», «Истории выпечки баранок в России».

Данные работы способствовали развитию творческих способностей студентов. Исследовательская деятельность помогает перейти от накопления знаний и навыков к самовыражению в профессии. Студентам была предоставлена возможность практического применения знаний, умений и навыков. Овладение исследовательским методом помогло студентам  приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи, и т.д.

             Студентам групп МОЦИ первого и второго курса часто в качестве домашнего задания предлагаю составить кроссенс по теме урока. Например, по теме « Семья как малая социальная группа. Семья и брак.» обучающиеся второго курса составили множество вариантов кроссенса. Каждый студент выбрал свое, индивидуальное решение, что способствовало лучшему усвоению темы, развитию творческих способностей.

        

 

 

 

Заключение

методы и технологии развития у студентов  активной познавательной деятельности на уроках истории и обществознания:

- позволяют  проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств;

- повышают мотивацию к учению;

- развивают познавательную активность;

- вызывают интерес к предмету;

- дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;

- способствуют повышению качества знаний.

 

Список использованных источников

1.                 Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.- М., 2004.

2.                 Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:

(Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982. 192 с.

3.                 Бондаревский В..Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

4.                  Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителя. - М., 2001.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках истории и обществознания

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках истории и обществознания

Поэтому педагогам необходимо иметь представление о тех условиях, которые способствуют развитию активной познавательной деятельности, о специфике работы с разными студентов, о роли педагога в этом…

Поэтому педагогам необходимо иметь представление о тех условиях, которые способствуют развитию активной познавательной деятельности, о специфике работы с разными студентов, о роли педагога в этом…

В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении

В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении

Его грехи ещё долго можно перечислять

Его грехи ещё долго можно перечислять

Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль, подбирать информацию, систематизировать ее

Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль, подбирать информацию, систематизировать ее

Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей студентов, имеющихся затруднений и проблем, и…

Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей студентов, имеющихся затруднений и проблем, и…

Заключение методы и технологии развития у студентов активной познавательной деятельности на уроках истории и обществознания: - позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли,…

Заключение методы и технологии развития у студентов активной познавательной деятельности на уроках истории и обществознания: - позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2023