Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в условиях адаптационного периода пятиклассников
Подготовила:
учитель физики и математики
Гаврилькова Ирина Юрьевна
Одной из наиболее сложных педагогических проблем является переход учащихся из начального в среднее звено школы. Период адаптации учащихся в 5-м классе представляется наиболее трудным за все время школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе тема адаптации пятиклассников является одной из самых обсуждаемых. Многие авторы воспринимают этот период как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы.
Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, а с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников постоянно растет.
Педагог в образовательном процессе указанного периода всегда сталкивается с рядом проблем. Одна из основных – создание комфортной атмосферы на уроке, исключающей боязнь участия детей в образовательном процессе. Несмотря на наличие сложностей преподавания в данных условиях, учитель заинтересован в использовании такой педагогическую технологии как создание ситуации успеха на уроке, которая подразумевает возможность каждого ребенка проявить свои навыки и способности. Вместе с тем, в центре внимания учителя всегда находятся единые педагогические требования. Таким образом, с одной стороны педагог должен найти подход к детям, создать им комфортную среду для обучения, с другой – строго соблюдать требования, предъявляемые к образовательному процессу.
Опыт преподавания в классах с учащимися, проходящими период адаптации, дает основания полагать, что на уроках целесообразно использовать различные способы активизации их деятельности. Например, создание атмосферы заинтересованности через достижение поставленных целей и оценку труда учащихся. Кроме того, учащихся необходимо стимулировать к диалогу, высказыванию и защите своего мнения, приводя в его защиту аргументы, доказательства, приобретенные знания. Учащиеся должны не бояться задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания. Одним из способов активизации деятельности учащихся является помощь товарищам при разъяснении вопросов, вызывающих затруднение. Смена форм деятельности также повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы). Поощрение любой познавательной деятельности учащихся также положительно сказывается на образовательном процессе. Кроме того, высокий темп урока позволяет всем учащимся быть вовлеченными в обсуждение новой темы и закрепление изученного материала. План урока составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы отвлекаться.
Чтобы включить учащихся в работу на уроке, целесообразно проводить устные коллективные разминки, занимающие не более 5 минут, развивающие быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить. В такие разминки включаются вопросы, требующие однозначного, быстрого ответа, направленные на актуализацию опорных знаний, проверку домашнего задания, отработку каких-либо математических понятий и определений.
Для повышения интереса к математике, более глубокому ее пониманию необходимо использовать исторический материал. При отборе исторического материала необходимо руководствоваться утвержденной программой по математике. Отобранный материал должен отражать основные сведения о развитии науки. При изложении исторического материала должны быть учтены возраст учащихся, уровень развития их мышления, подготовка. Объем излагаемого исторического материала не должен быть большим, чтобы не превращать уроки математики в уроки истории.
Развивать математические способности учащихся, их познавательную активность, прививать интерес к предмету возможно посредством использования логических задач, математических ребусов, иных занимательных заданий, как для коллективного, так и для индивидуального решения.
Вместе с тем, самостоятельное выполнение заданий – самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков учащихся. Ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы при решении поставленных проблем.
Используя вышеуказанные методы и способы работы с детьми, проходящими адаптационный период в школе, всегда необходимо помнить, что любая образовательная программа должна соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), установленных в Российской Федерации в соответствии с требованием «Закона об образовании». Современные государственные стандарты ставят главной целью развитие личности учащегося, усвоение им реальных видов деятельности к концу обучения. Достижение указанных результатов возможно лишь при создании комфортных условий обучения детей на любом этапе усвоения образовательной программы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.