Трудности преподавания физики в условиях дистанционного обучения.
Подготовила:
учитель физики и математики
Гаврилькова Ирина Юрьевна
Переход образовательных учреждений на дистанционную форму обучения обусловлен непростой ситуацией, сложившейся в мире в связи с пандемией коронавируса. В настоящее время учитель ограничен рамками онлайн-урока, формат которого значительно отличается от традиционной формы подачи учебного материала.
Помимо обучения в онлайн-формате, есть немало иных способов получения новых знаний, например образовательные платформы, площадки, порталы. Но, даже с учетом высокого уровня развития компьютерных технологий, без живого общения невозможно обеспечить качественное преподавание, особенно, если это касается естественных наук.
Среди всех школьных дисциплин физика занимает особое место, так как создает представление о научной картине мира. Процесс изучения физики подразумевает не только усвоение теоретических знаний, но и выполнение большого объема практических заданий, в ходе которого учащийся принимает активную роль в получении новых знаний. В условиях дистанционного обучения преподаватель и учащийся ограничены в возможности закрепления полученных теоретических знаний на практике, однако данный формат обучения не исключает проведение практических занятий.
Курс физики – это логически связанная система занятий. Последовательное изучение курса физики вырабатывает у учащихся логический метод мышления, который облегчает им процесс усвоения иных наук. Главной целью учителя на уроках физики является создание оптимальных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на базе познавательного интереса к наукам естественного цикла. В данном случае речь идет не только о традиционной форме обучения, но и об онлайн-формате.
Программа дистанционного курса по физике предусматривает изучение фундаментальных теорий по всем разделам курса, решение большого числа задач, а также значительный объем самостоятельной и индивидуальной работы. Проведение лабораторных работ в условиях дистанционного обучения не исключается, но имеет ряд особенностей. Формат проведения работы максимально приближен к исследовательской, а учащийся не ограничен временными рамками урока. Вместе с тем, имеется возможность выполнения заданий в группах, что позволяет учащимся обмениваться опытом, обсуждать вопросы, вызывающие затруднение.
Для качественного выполнения практических работ в условиях дистанционного обучения учащиеся должны обладать достаточным уровнем теоретических знаний, а педагогам следует прибегать к использованию интерактивных лабораторных установках (в том числе посредством презентаций, специальных программ).
Решение задач целесообразно проводить в форме группового обсуждении в режиме конференции, чтобы каждый учащийся мог задать интересующий вопрос и имел возможность понять алгоритм решения.
В ситуации приоритета онлайн-обучения учитель должен обладать достаточными знаниями не только в области преподаваемого предмета, но и современных информационных технологий. В настоящее время существует множество платформ и программ для обучения в режиме «онлайн» посредством видеоконференцсвязи или чата. Освоение современных информационных ресурсов значительно облегчает работу педагога в условиях дистанционного обучения.
Вместе с тем, дистанционное обучение требует совершенствование навыков не только со стороны педагога, но и со стороны учащегося. Учитель и ученик сталкиваются с рядом сложностей, так как онлайн-обучение является относительно новым форматом в школьном образовательном процессе, что не может остаться без внимания. Педагог вынужден совершенствовать привычные ему методики обучения с учетом невозможности взаимодействия со всем классом одновременно. Дистанционное обучение в большей степени подходит для мотивированных к обучению учащихся, обладающих способностью к самоконтролю. Но даже для них процесс усвоения нового материала из курса физики осложняется большим объемом теоретического и практического материала, который нужно усваивать самостоятельно. Поддерживать нужный темп обучения без постоянного контроля со стороны педагога удается не всем, а это напрямую связано с результатом обучения.
Таким образом, дистанционная форма преподавания физики может существовать наряду с традиционной, однако требует разработки новых методик с учетом невозможности непосредственного контакта с учащимися, особенно при проведении практических работ. Благодаря стремительному развитию информационных технологий и их активному внедрению в преподавательскую деятельность, образовательный процесс в режиме «онлайн» позволяет учащимся осваивать необходимые навыки, умения, получать знания в объеме, максимально приближенном к традиционной форме обучения. Усвоение знаний из области естественных наук, в том числе физики, в условиях дистанционного обучения всегда будет представлять большую сложность, чем получение информации по гуманитарным дисциплинам, так как требует выполнение значительного объема практических заданий. Вместе с тем, в условиях пандемии дистанционное обучении является оптимальным способом ведения образовательного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.