Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ
Оценка 4.7

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Оценка 4.7
Документация
doc
география
Взрослым
28.01.2018
Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ
В настоящее время ИКТ становятся неотъемлемой частью в работе учителя. Меняются взаимоотношения ученик-учитель. Обучающиеся должны уметь самостоятельно искать информацию и анализировать её. Использование ИКТ на уроках географии-один из важных приёмов для повышения качества знаний, умений и интереса обучающихся к предмету.Доклад на тему"Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ"
Активизация познавательного процесса через использование ИКТ.doc
Тема: « Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ»  Цели мастер ­ класса:  1.Научить  использовать  ИКТ  для получения, обобщения  знаний и умений по темам. 2. Показать ,как с помощью компьютерных технологий повысить эффективность и  качество знаний. 3.  показать   разнообразные   возможности   применения   интерактивной   доски   на   уроках географии. Задачи:  1)  ознакомить   участников   мастер   ­   класса   с  различными   приемами   проведения   уроков географии с использованием интерактивной доски; 2)   создать   условия   для   использования   данной   технологии   как   метода   повышения профессионального мастерства педагогов; 3) обеспечить участников мастер ­ класса  методическими рекомендациями  по проблеме. Ход мероприятия: Организация участников мастер­класса. Постановка целей и задач. I. II. Предлагаю послушать притчу и определить ее смысл, в результате которого выяснить цели проведения занятий каждому для себя. Притча. Жили   в   одном   лесу   Мумий   ­   Тролли   и   гномики.   Дружно   жили,   все   вместе   делали, проблемы сообща решали. В одно утро случилась у них беда: ушла вся вода из колодца. Устроили они совет, стали  думать, как воду вернуть. Одни предлагали новый колодец копать, другие ­ новое место жительства искать. Спорили они, спорили и вдруг самый высокий  Мумий ­ Тролль  как закричит: «Смотрите, смотрите! На том краю леса река течет. Давайте просеку к ней прорубим, и жить туда переедем!» Идея всем понравилась, стали выбирать, кто руководить будет, остановились на шустром, энергичном гномике. Неделю работали, другую. Работали днем и ночью, но река никак не показывалась. В чем же дело? Попросили тогда самого высокого Мумий ­ Тролля посмотреть: скоро ли река покажется?   Что   же   он   увидел?..   Оказывается,   работа   совсем   в   другом   направлении движется.  В чем смысл притчи? На фоне единого информационного пространства меняются взаимоотношения  учителя и ученика. Теперь преподаватели и дети вместе ищут информацию,  анализируют её и создают уроки. Учитель меняет свою роль информатора на роль  координатора и корректора.  Повышение активизации познавательного процесса – проблема, над которой я  работаю уже несколько лет, настолько стара и постоянна, насколько существует сам процесс обучения.  И, несмотря на это, она не становится менее значимой.  В настоящее время существует два направления использования информационно­ коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения.  Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам  в определенной области учебных дисциплин. Второе  направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения,  которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся. Уроки географии  с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют   еще  и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:   получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие  потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для  различных  практических целей  овладение современными информационнo­коммуникационными технологиями   (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры  человека.  К наиболее часто используемым элементам   ИКТ в учебном процессе относятся:  электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и  мультимедийного проектора,  интерактивные доски,  электронные энциклопедии и справочники,  тренажеры и программы тестирования,  образовательные ресурсы Интернета,       DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,  видео и аудиотехника,   интерактивные конференции и конкурсы,    материалы для дистанционного обучения,    научно­исследовательские работы и проекты.  дистанционное обучение  Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам  и классам.  Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды,  атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют  формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий.  Интересны  различные  энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в  таких  учебниках можно найти то, что действительно нужно  в  конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель  начинает создавать и использовать свои уроки  с ИКТ.   Наиболее часто в своей работе  я использую демонстрационные программы, к которым  кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести  и компьютерные лекции и  уроки­презентации, разработанные при помощи Power Point. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков,  уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и  логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на  экране или мониторе. В ходе лекции использую различные информационные объекты:  изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки,  фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в  презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст,  музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов. Эффективность  работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными  материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. Урок  закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя  постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования   с целью глубокого  понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого  презентации может  происходить по­разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно  приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала.         После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и  помогает стимулировать познавательную активность школьника. Чаще всего в своей практике  провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и  опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Объяснение же нового  материала происходит с использованием средств, описанных ранее.  Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является  параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в  новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде  обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.  Программа разработки презентаций  Power Point, входящая в состав Microsoft Office,  позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности,  максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point 1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно  дать сложный материал  для записи учащимся в удобной форме;  2) уроки­иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких  зрительных образов,    3) уроки ­ наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать   учащимся подобные работы самостоятельно. Использование на уроках программы PowerPoint приводит к целому ряду положительных  эффектов:        обогащает урок эмоциональной окрашенностью;  психологически облегчает процесс усвоения;  возбуждает живой интерес к предмету познания;  позволяет получить представления о конкретных географических объектах,  явлениях, территориях;  возрастает уровень использования наглядности на уроке;  повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.  Использование интерактивных электронных карт на уроках – компетенция учителя  географии. Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают  карты. Интерактивные карты позволяют существенно расширить демонстрационные  возможности традиционных карт.  Использование этих карт подразумевает использование интерактивной доски. Интерактивные  карты позволяют сделать занятия в классе более эффективными и увлекательными. Издательством «Дрофа» в данное время выпущено 60 электронных географических карт по  самым разным темам (карта океанов, климатическая карта мира, политическая карта мира,  Антарктида, города России  и др.). Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем  печатных. При работе с электронной картой можно: приближать выбранные участки земной  поверхности для более детального рассмотрения; снимать часть обозначений, упрощая карту,  делая ее более наглядной; делать рисунки; наносить надписи при помощи обычной или  экранной клавиатуры. Ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно­ следственные связи и закономерности. На некоторые карты добавлен привязанный к  территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал. Электронная карта состоит из слоев. Каждый слой содержит разную картографическую  информацию. Физическая карта, например, включает следующие слои: рельеф суши и дна  океана, реки и озера, названия водных объектов, названия объектов суши, градусную сеть,  океанские течения. В зависимости от целей и задач урока слои можно убирать или добавлять.  Существует три основных вида работы с электронной картой:  1) работа со слоями карты;  2) работа с дополнительным материалом;  3) использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей). Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного  блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых  особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к  физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа  Земли. Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает  наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке.  Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке,  увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов,  на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о  направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане).  Функцию рисования можно  задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы  объектов, относящихся к слоям, снятым с карты). Возможность наносить на карту подписи  облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке  знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или  сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей  высоты). Каждый учитель может назвать карты, к которым он обращается наиболее часто. К ним, без  сомнения, относится физическая карта мира. При изучении географического положения  материков, сняв с физической карты мира слой с градусной сетью, можно попросить ребят  провести важнейшие меридианы и параллели, а затем, включив нужный слой, осуществить  самопроверку. При изучении рельефа учащиеся часто выполняют задания, посвященные  описанию (составлению характеристики) рельефа материка или отдельных частей суши.  Возможность снять с физической карты названия форм рельефа и тем самым фактически  превратить ее в цветную контурную карту позволяет видоизменить эти задания, сделав акцент  на проверку номенклатуры. Для организации контроля знаний о формах рельефа можно заранее подготовить электронную карту — нанести числа на выбранные формы рельефа, а затем  предложить учащимся назвать эти формы. Пособие позволяет менять надписи, следовательно,  есть возможность создавать разные варианты работы. Используя дополнительный  иллюстративный материал карты, можно попросить учащихся сравнить внешний вид высоких и низких, молодых и возрожденных гор, например Уральских и Скандинавских с Гималаями и  Кордильерами. 1. 2. Учитель, разрабатывая различные формы контроля, привлекает учащихся к этому  процессу, тем самым, развивая творческие способности детей (создание различного рода презентаций), приучая детей к публичным выступлениям. 3. Функции интерактивной доски дополняют возможности компьютера и позволяют разнообразить урок, сделать его более ярким, запоминающимся, выделить  основные моменты урока и сохранить их. Применение интерактивной доски даёт  возможность рационально использовать время на уроке. 4. Единая информационная сеть позволяет использовать на уроках различные  программы , что позволяет сделать контроль на уроках оперативным и сэкономить учительское время. Основные направления использования ИКТ в моей работе при проектировании Мультимедиа­уроки,   которые   проводятся   на   основе   компьютерных уроков: 1. обучающих программ.  В   настоящее   время   разработано   множество   различных   электронных   изданий   по географии, распространяемых на CD­ROM. Вполне возможно их использование в рамках традиционной   поурочной   системы   преподавания   в   сочетании   с   традиционными дидактическими материалами (демонстрационный эксперимент, полиграфические таблицы, карточки, рабочие тетради, видеофрагменты и т.д.). Существующие   электронные   издания   позволяют   облегчить   труд   современного учителя, сделать его более интересным, эффективным, повысить мотивацию учащихся к изучению биологии.   Самым   ценным   в   ходе   мультимедиа   уроков   считаю   проведение   виртуальных практических     работ   по   географии,   что     позволяет   расширить   возможности   изучения материала в профильных классах.  Используемый на уроках материал оказывает воздействие на разные  органы чувств, благодаря объединению аудиовизуальной информации, представленной в различной форме (видеофильм,   текст,   графика,   анимация,   слайды,   музыка,   звуковое   сопровождение), стимулируют непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике, подкрепляется речевым пояснением. Такое сочетание       речевого пояснения   в   сочетании   с   наглядностью   углубляет   постижение   и   осмысление   предмета объяснения.   2. Уроки на основе авторских компьютерных презентаций  в форме лекций, семинаров, практических работ, докладов учащихся.  С помощью компьютерных программ «PowerPoint» и «Namo WebEditor» мною уже созданы   серии     мультимедийных   продуктов   для   уроков   по   таким   разделам   школьного курса   географии   как:   «Общий   физико­географический   обзор   земного   шара   Земли», «Население Российской Федерации»,  «Региональная характеристика мира».  Уроки с использованием SMART Board (Интерактивная доска). 3.   На своих уроках, я применяю интерактивные методы обучения. Структура урока  с использованием SMART Board складывается из этапов:  Подготовка к началу занятия.  Объяснение целей занятия  Введение в новую тему или задание — может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой  Развитие темы при участии школьников  Обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.   Программное   обеспечение   для   интерактивных   досок   позволяет   мне   более   четко структурировать   занятия.   Возможность   сохранять   уроки,   дополнять   их   записями   — улучшает   способ   подачи   материала,   который   можно   по­разному   классифицировать, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, — при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Конечно, пока рано говорить о том, что результаты учащихся улучшатся благодаря работе именно с интерактивной доской, но уже сейчас заметно, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроках. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. Тестирование на компьютерах.  4. Начиная   с   2000   года,   в   российском   сегменте   Интернета   появились   мощные специализированные   образовательные   серверы,   содержащие   информацию   по   многим учебным дисциплинам, в том числе по географии. Большая часть этих серверов помимо теоретической базы содержит разнообразные по сложности интерактивные тесты. Предлагается выполнить физкультминутку, отвлекающую  глаза от монитора. Физ. Минутка: Рисуй глазами треугольник Теперь его переверни Вершиной вниз и вновь глазами Ты по периметру веди Рисуй 8 вертикально Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линии води И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально И в центре ты остановись Зажмурься крепко, не ленись! Глаза открываем мы, наконец! Зарядка окончилась, ты молодец! Проектная работа по географии.  5. Традиционным является проект на лучшую тематическую презентацию по предмету. В своей профессиональной деятельности я сам использую возможности, которые открывает компьютер, как   средство для повышения образованности и интереса к учебе учащихся   при   изучении   географии,   а   также   привлекаю   своих   учеников   для   участия   в конкурсе ­ проекте на лучшую презентацию по предмету. Организатором конкурса­проекта является Информационный центр школы. Участию в данном мероприятии предшествует длительная   и   кропотливая   совместная   работа   по   отбору   и   сортировке   информации, структурированию   материала,   оформлению   в   электронный   продукт.   В   моей   личной медиатеке собраны проекты учеников прошлых лет.  Далее рассматриваются технологии применения интерактивных методов на уроках географии. «Географическая разминка» • Вспомните географическую карту региона и назовите  объекты. «Живая карта» • Примером использования технологии «Живая карта» может служить модель  политической  карты Южной Америки  в теме « Население. Политическая карта».    (7 класс) • На слайдах «Андские страны» и  «Ла ­ Платские страны» Южной Америки показаны приемы работы, когда ученикам  необходимо на уроке запомнить большой объем географических названий по   определенным  признакам.        В данном случае таким признаком является географическое положение государств: в  горной области Анд или на равнинно­плоскогорной части материка. «Карта –тест» или несколькими признаками (страны, столицы, природные зоны). • Карта – тест помогает  работать    с объемной  информацией, объединенной одним  • Ученикам предлагаются варианты ответов. • Правильный ответ выделяется цветной яркой полосой, которая появляется только  после того, как учитель «зарегистрирует» его. «Технологическая карта» • Методика работы на слайдах, связанных с географическим положением  объекта,  использует  широко известный   дидактический прием «От простого к сложному, от  известного к неизвестному». • План характеристика ГП, его логическое построение,  идет при помощи  • Примером использования технологической карты «Географическое положение»»  «подсказок»: автофигур, увеличения текста и др. является урок  по теме «Япония», 7 класс.   «Найди соответствие» • Левый столбец    Дается перечень названий природных зон, типов почв,    видов растений, животных  и др. • Правый столбец Дается перечень климатических поясов материка,    географические    названия и другая информация, объединенная сходными признаками «Географическое обоснование» Тест  «Географическое обоснование» можно использовать на разных этапах урока: деятельности учащихся. • При изучении нового материала, когда идет  активизация мыслительной  • При закреплении пройденного на конкретном уроке. • А также при повторении целой темы, когда идет фронтальный опрос всего класса. Сопоставление географических карт. Метод наложения карт. географическим объектам, понятиям, явлениям. учениками. • Таблица имеет вертикальные и горизонтальные колонки, которые заполняются    • Вертикальные колонки – обычно содержат исходные данные географического  • Горизонтальные колонки – природные компоненты, которые присущи  изучаемым  объекта (географические названия): «Многофункциональное комбинирование» • Применяю этот технологический  метод на определенных этапах уроков. •  Особенно удачно  его  можно использовать при изучении нового материала, когда  необходимо проследить логическую цепочку, активизировать мыслительную  деятельность учеников. Технологический прием «Слайд – парад» частью каждого урока географии. • Использование технологического приема «Слайд – парад» является особой   • КИТ дает возможность демонстрировать ученикам красоту природы любого уголка  •  Совершать увлекательные путешествия по странам и городам мира, знакомиться с  земного шара,  механизм образования и действия любого  природного явления. культурой и обычаями людей.  Подведение итогов работы мастер­класса. Рефлексия.

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ

Активизация познавательного процесса в обучении географии через использование ИКТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018