Активизация познавательной деятельности и развития самостоятельности являются объективными условиями сознательного и прочного усвоения школьниками знаний, умений и навыков.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, расположенность к усвоению нового создают условия для развития познавательной активности и самостоятельности.
Учителю необходимо обучать ребят деятельности, умению ставить цель, организовывать свою деятельность для её достижения и оценивать результат своей деятельности, что невозможно без развития самостоятельности и познавательного интереса.
Из опыта работы учителя начальных
классов
МБОУ «СОШ №12 с УИОП» г. Бийск
Лариной Ирины Анатольевны
Активизация познавательной деятельности и
Психологические особенности младших
развития самостоятельности являются
объективными условиями сознательного и
прочного усвоения школьниками знаний, умений и
навыков.
школьников, их природная любознательность,
отзывчивость, расположенность к усвоению нового
создают условия для развития познавательной
активности и самостоятельности.
умению ставить цель, организовывать свою
деятельность для её достижения и оценивать
результат своей деятельности, что невозможно без
развития самостоятельности и познавательного
интереса.
Учителю необходимо обучать ребят деятельности,
У младших школьников не развивается
познавательный интерес и самостоятельность
при шаблонном изложении материала
учителем.
Учитель не всегда имеют достаточно чёткое
представление о том, как именно следует
повышать уровень познавательной
самостоятельности школьников на уроке.
Отсутствие опыта самостоятельной работы;
возрастные и индивидуальные особенности
младших школьников.
Выявление, научное
обоснование педагогических
условий активизации
познавательной деятельности
и развития
самостоятельности младших
школьников в процессе
обучения математике.
определить условия, стимулирующие
познавательную активность учащихся;
разработать конкретные методические
приёмы, с помощью которых можно
пробудить и развивать познавательную
активность учащихся на уроках
математики;
показать на примере практического
материала возможность достижения
познавательной активности на уроках
математики
повышение мотивации к
учебному процессу, получению
знаний;
учащиеся научатся работать
самостоятельно;
получат опыт самоанализа
исследовательской работы;
научатся выражать и отстаивать
своё мнение
выявление уровня познавательной
активности и самостоятельности
обучающихся;
подбор методов, приёмов обучения ;
разработка моделей уроков;
подготовка дидактического
материала;
анализ уровня сформированности
познавательной активности и
самостоятельности обучающихся
2. Решение задач с последующей проверкой.
3. Многовариантные задания с готовыми ответами
по типу тестов, перфокарт.
4. Дидактические игры:
а) требующие от детей исполнительской
деятельности;
1. Самостоятельная работа с предварительным
разбором.
в) в которых запрограммирована контролирующая
деятельность учащихся;
г) с помощью которых дети осуществляют
преобразующую деятельность;
д) включающие элементы поисковой деятельности.
2.Высокая
работоспособность.
3. Лучше усваивается
учебный материал.
1.Возникает интерес к
учебному процессу.
4. Принцип личной
ответственности и
рефлексии способствует
формированию
адекватной самооценки.
Устный счёт
С применением игр
Традиционный
урок
30%
50%
78%
65%
50%
40%
30%
20%
30%
45%
40%
35%
30%
20%
Время
1мин
2мин
3ми
4мин
5мин
6мин
7мин
С применением карточек Традиционный
урок
1мин 27% 20%
2мин 40% 20%
3мин 50% 30%
4мин 56% 35%
5м ин 60% 42%
6мин 65% 45%
7мин 70% 50%
8мин 80% 60%
9мин 90% 55%
10мин 87% 50%
11мин 87% 44%
12мин 75% 42%
13мин 70% 40%
14мин 70% 40%
15мин 70% 40%
Участвовали 23человека
-Нравится ли тебе учиться в школе? - 20
человек
-Нравится ли урок математики? - 19человек
-Любишь ли ты решать задачи, примеры? -
18 человек.
-Нравятся ли тебе игры на уроках
математики? - 19 чел.
- Как думаешь, можно ли учиться, играя? -
22 человека.
Анкетирование показало , что 90%
обучающихся присутствует интерес на
уроках математики .
63% изъявили желание самостоятельно
разобраться в нестандартной задаче.
15% хотели бы получать более сложные
задания.
разный уровень
развития
обучающихся;
большая
организационная
работа учителя;
не всегда хватает
времени на
проверку и анализ
самостоятельных
работ
2012
2 класс
2013
3 класс
2014
4 класс
65 % 65 % 78 %
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
60 % 62 % 65 % 78 %
Использование методов и
приёмов для повышения
познавательной
активности младших
школьников
- эффективно;
-результативно;
-содействует
воспитанию;
- способствует
прочному усвоению
учебного
материала.
Лебедева Н.В. Преемственность в учебно-воспитательной
работе учителей начальных классов и учителей-
предметников. «Начальная школа», №12 – 1997 г.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы
теории. – М.:
Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках
математики в начальных классах: Пособие для учителя.-
М.: Просвещение, 1985.
«Активизация познавательной деятельности и развитие
самостоятельности младших школьников»
Под ред. М.П.Осиповой, Н.И. Кончаловской.
С.35-45 2001 год
http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%
D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D
1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&p=80&img_url=balash.seun.ru%2Fevent
%2F121%2FLOGO%2FLOGO.jpg&rpt=simage
http://www.grafamania.net/clipart/13845-klipart-na-shkolnuju-temu.html
Автор шаблона: Ермолаева Ирина Алексеевна, учитель информатики и математики
МОУ «Павловская сош» с.Павловск Алтайский край