Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Оценка 4.7
Научные работы
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
07.12.2017
В работе описаны методы и приёмы, формы и средства, применяемые учителем начальной школы для активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира, указаны типы уроков, технологии, используемые для воспитания творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать в дальнейшей жизни
aktivisaziya_posnavat_deyatelnosti.docx
Активизация познавательной деятельности младших школьников
на уроках окружающего мира
«Каждый урок должен быть для наставника задачей,
которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:
на каждом уроке он должен чегонибудь достигнуть,
сделать шаг дальше и заставить весь класс
сделать этот шаг».
К.Д. Ушинский.
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее
актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение,
т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения
как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания
учащихся.
Сегодня в значительной степени возросла ответственность педагога за судьбу
каждого ученика в личностном значении. Я осознаю свою значимость в
формировании всесторонне развитой личности, готовой к сопряжению
полученных знаний с общекультурными духовными ценностями.
Применение современных образовательных технологий помогает учителю
перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает
широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся.
Урок главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность
учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот
почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине
во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и
методической наполненностью, его атмосферой. В настоящее время все более
актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении
приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать
знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать
выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны
быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие
способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Во всех
программах курса «Окружающий мир» для начальной школы авторами даётся
общая целевая установка не только на формирование знаний о природе и
обществе, но и на развитие ценностного отношения к миру. Для детей
младшего школьного возраста принять объект как ценность означает:
обнаружить его присутствие в окружающем мире и ощутить свою
причастность к нему;
признать право на его существование, уважать его «интересы»; проявлять осторожность в обращении с «другим», помочь ему по мере своих
сил.
На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и
ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических
позиций. В своей работе я использую следующие типы уроков окружающего
мира:
урокнаблюдение
урокпоиск
урокдискуссия
урокпрактикум
урокигра
урок творчества.
Если школьники должны овладеть учебной деятельностью, то есть научиться
учиться («умею учить себя»), то это предполагает развитые познавательные
интересы («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию
(«понимаю, зачем учусь»), элементарные рефлексивные качества («умею
принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). И,
наконец, самое главное: младший школьник может отвечать не только на
вопрос «Что я делаю?», но и на вопрос «Как я это делаю?». Исходя из этого
особую ценность представляют урокиисследования и урокидискуссии.
Важно учитывать, что игра является для младшего школьника не только
желанной, интересной, посильной, но и весьма ценной для становления и
развития учебной деятельности. Уроки окружающего мира дают огромные
возможности для организации самых разных видов детских игр –
дидактических, сюжетноролевых, подвижных, конструктивных и др. Это
объясняет
Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста очень любят различные
творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать,
сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование
упражнений, развивающих инициативность, творческую индивидуальность,
является обязательным условием проведения уроков по этому предмету. Это
определяет целесообразность использования мною такого типа урока,
как урок творчества.
Каждый тип урока имеет четкую структуру. Она определяется тем главным
методом обучения, который отражает его специфику.
Для создания условий активизации познавательной деятельности учащихся с
помощью современных образовательных технологий на уроках окружающего
мира, решаю следующие задачи:
урока– урокигра.
выбор
специального
типа
1. Создание на уроке условий для формирования у учеников приёмов
учебной деятельности.
2. Добиваться включённости каждого ученика в активную учебную
деятельность на уроке.
3. Учёт индивидуальных способностей каждого учащегося. 4. Выявление условий для успешного развития познавательной активности
обучающихся.
Конечно, современных образовательных технологий много, но в своей работе
я опираюсь лишь на некоторые из них:
1. Технология личностно – ориентированного образования.
2. Технология использования игровых методов.
3. Метод проектов.
4. Технология обучения в сотрудничестве.
5. Технология разноуровневого обучения.
6. Технология развития критического мышления.
7. Информационно – коммуникационные технологии.
цели обучения;
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности учителя.
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и
использовать комбинацию из нескольких методов. Но успех зависит от
системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Выбор метода обучения используемого на уроке зависит от нескольких
условий:
•
•
•
•
•
•
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приёмов, которые
помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. Уроки с
использованием
данных методов обучения интересны не только для
учащихся, но и для учителей. Все активные и интерактивные методы обучения
призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить
ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке".
Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе
ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической
цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Поэтому очень важно активно внедрять в урок разнообразные методы и
приемы, которые позволяют педагогу учесть возможности предметного
содержания для развития интереса учащихся к предмету окружающий мир,
формирования устойчивых учебных и предметных умений младших
школьников.
Важным средством активизации познавательного интереса является
занимательность. Загадки дают хороший повод для интересной беседы, учат
задумываться над закономерностями, происходящими в природе, развивают
художественное чутьё. Загадки использую как:
1) Занимательное начало перед сообщением темы.
Вот фрагмент урока окружающего мира во 2 классе
Тема “Жизнь растений” 1. Чтение девиза урока:
Каждой былинке другом быть! (Объясняют смысл.)
2. Отгадывание загадок:
1) В огороде на дорожке
Под моим окошком
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке. (Подсолнух)
2) Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое? (Ромашка)
• Как одним словом можно назвать эти предметы? (Растения)
• К какой природе они относятся?
• Чем они отличаются от предметов неживой природы? Докажите.
А вот как они питаются, какую тайну хранят, вы узнаете из рассказа учёного
– ботаника.
2) При постановке проблемной ситуации.
Тема “Как размножаются растения”
1) Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
2) На большой цветной ковёр
Села эскадрилья
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка)
• К какой группе животных отнесете их? Докажите.
• Относится ли к этой группе шмель? Докажите.
• Существует ли какаянибудь связь между птицами и насекомыми?
• Насекомых: пчел, шмелей, бабочек называют насекомыеопылители.
Вам надо доказать, верно ли это?
• Какую роль они играют в жизни растений?
Так как детям нравится отгадывать загадки, мы в классе вывешиваем плакат
“Прочти — отгадай, другим загадай!”. Дети подбирают загадки из журналов,
книг и сами сочиняют их. Вот несколько загадок:
1) Нас он радостно встречает,
Хвостиком своим виляет,
Лизнуть может прямо в нос,
Кто же это? (Милый пёс)
2) Мягкая шерстка, острые ушки,
Пьёт молоко, спит на подушке. (Кот)
3) Зелёная, глазастая, кричит: “Кваква”,
Любит мошек, комара. (Лягушка) Особая роль на уроке окружающего мира принадлежит работе с викторинами,
при ответе на вопросы которых надо применять полученные знания, как в
знакомой “Заморочки из бочки”, так и в новой ситуации, отличавшейся от
привычной.
Более трудные вопросы, требующие поисковой деятельности, даю детям
заранее, давая возможность самим найти ответ в журналах, книгах, в
интернете.
• Почему паук называется крестовик?
• Зачем он плетёт паутину?
• Какую пользу приносит?
Одним из приёмов, активизирующих познавательную деятельность учащихся,
являются кроссворды. Кроссворды увязываю с темой конкретного урока. О
работе с кроссвордом на последующем уроке сообщаю детям заранее,
нацеливая их на повторение и восстановление забытого материала. Игровая
форма повторения материала нравится детям и не оставляет равнодушными и
слабых учеников. Первые кроссворды разгадываем вместе с детьми, позже
такую работу организую в парах или группах. На уроке ученики
обмениваются кроссвордами с товарищами по парте, а позже их отгадывают
все ребята в классе. Проводим “Конкурс кроссвордистов”, награждаем тех
детей, кроссворды которых были признаны самыми интересными.
Сегодня невозможно представить уроки окружающего мира без
использования краеведческого материала, так как именно в начальной школе
закладываются основы познавательного интереса к изучению своего края,
города как окружающего микромира, создаются условия для формирования
нравственных чувств, этики поведения, умения адаптироваться в окружающей
жизни, воспитания чувства любви к малой родине. Стараюсь подобрать к
уроку такой материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами
на знакомое окружение, максимально приближён к ученику и значим для него:
наша школа, улица, на которой живу, любимый писатель, дорогой для семьи
уголок в нашем городе, окружающая природа.
Считаю, что основным методом изучения природы, приобретение
природоведческих знаний — является наблюдение. Созерцание красоты
окружающей природы будит в душе ребенка самые высокие стремления.
Наблюдение обогащает яркими образами окружающей действительности,
красивое светлое, необычное западает в сердце и остается на всю жизнь. Так
учу детей наблюдать за погодой и о своих наблюдениях рассказывать в классе.
Урок начинаем с сообщения “синоптиков”:
Сегодня 13 сентября, среда. С утра было прохладно, температура +12,
чувствуется дыхание осени. Утром был туман, но к 10 часам утра рассеялся.
Меняют свой цвет растения, на берёзе появились желтые листья, на рябине —
красные. Птицы собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края. Люди
убирают урожай на полях и дачах.
Важно учить наблюдать за конкретными объектами. За окном нашего класса растут рябины, стройные, высокие. Они
очаровывают своей красотой. Дети наблюдают за ее осенним увяданием,
зимним сном и весенним пробуждением. О своих наблюдениях они
рассказывают в мини сочинениях.
Для развития различных видов учебной деятельности учащихся ввела в
структуру урока рубрики «Послушай», «Подумаем не спеша», «Обрати
внимание», «Вспомни», «Проверь себя». Цель рубрики «Послушай»
формирование восприятия той или иной темы. «Обрати внимание» это
важная рубрика, цель которой – кратко в доступной форме раскрыть понятия,
дать краткое объяснение к теме окружающего мира, а также научить детей
видеть детали, которые помогают разобраться в ситуации, совершая
маленькие открытия. Цель рубрики «Проверь себя» научить самостоятельно
работать, развивать умение контролировать и оценивать свои знания.
Введение рубрик помогает активизировать деятельность учащихся, повышает
интерес к изучаемому на уроке.
Подводя итоги работы на уроках окружающего мира отмечаю методы, формы,
средства, которые дают положительные результаты и заношу в свой банк
данных. Эти материалы пополняются из года в год мной и моими учащимися.
Целенаправленная деятельность учащихся в учебном процессе придаёт
познавательному процессу продуктивный характер.
Осмысленность
деятельности активизирует познавательный процесс и наполняет высоким
смыслом: научным, практическим, общественным, личным. Постановка
проблем, совместный поиск, игра – вот те средства, которые помогают
открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным. Экскурсии,
экологические праздники, викторины, факультативные занятия – всё это
помогает поддерживать и формировать интерес к учению. И цель учителя:
воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности
использовать в жизни.
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.