«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».
Оценка 4.7

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
русский язык
3 кл
20.12.2018
«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».
Одним из ведущих методов обучения у детей младшего школьного возраста является игра. Дидактическая игра оказывает большое влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, делает учебный процесс интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливают интерес детей к предмету, к познанию им окружающего мира. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, решать различные задачи.
Из опыта работы активизация.docx
Из опыта работы  «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».             Одним   из   ведущих   методов   обучения   у   детей   младшего   школьного   возраста   является   игра. Дидактическая игра оказывает большое влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, делает учебный процесс интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливают интерес детей к предмету, к познанию им окружающего мира. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, решать различные задачи.    Интересно, что многие игры и упражнения можно строить на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечивает участие в игре учащихся с различным уровнем знаний.   Чтобы не было перегрузки   в школе у малышей – первоклассников нужно найти правильные методы, приемы обучения на уроках. Важно, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной.      На уроках можно использовать игры: «Путешествия  в лес», «Поездки в зоопарк», «Космические путешествия». В пути делаются остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания и чтобы попасть на следующую станцию, малышам нужно их выполнить.      Во время путешествий ставятся, прежде всего, учебные и развивающие цели: развитие логического мышления, творческого воображения и смекалки.      Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания,   поскольку   отход   от   традиционного   построения   урока   и   введение   игрового   сюжета привлекает внимание учащихся всего класса.       В первом классе практически каждый день происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Незнайка и Буратино, весёлые человечки и диковинные звери. Они часто просят помощи, совета   у   ребят.   Звучит   песенка   с   давно   знакомыми   словами,   а   ребятам   надо   найти   в   них   названия предметов.    В процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники не могут продолжительное время заниматься одним видом деятельности, как правило,  в середине урока у них падает активность, угасают интерес к уроку, ребята быстро утомляются, начинают отвлекаться, поэтому стараюсь   организовать работу так, чтобы процесс обучения проходил интересно, в доступной форме и без перегрузок.  В своей работе использую занимательный материал, игровые моменты. При работе по изучению слов с непроверяемыми   написаниями   на   тренировочно­закрепительном   этапе   использую   различные   игровые моменты типа «Подскажи словечко», например: На жарком солнышке подсох, И рвётся из стручков…(горох) Прошу вас все слова назвать,  Где –оро­ надо написать. Также шуточные вопросы и загадки. В каких словах спрятались ноты? Помидор, ребята, дорога и др. В каких словах ель «растет»? Понедельник, учитель и др. При закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру «Иду в гости». Эту игру можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Игра даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные – это «гости», «желтые» ­ это «хозяева».       «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят отметку. Затем приглашают нового «гостя».  Карточка с заданием.   Ф.И. гостя   Вставь пропущенную букву и напиши п..езда – проверочное слово г…лубок – Отметка, которую ставит «хозяин». Ф.И. «хозяина».     Эту   игру   можно   провести   по   любым   темам:   «Безударные   гласные,   проверяемые   ударением,      Детям такая игра очень нравится, т.к. кроме всего   прочего, она приучает их к правилам этикета в гостях.   «Непроизносимые согласные», «Склонение имен существительных» и т.д.      С большим интересом на уроках русского языка ученики играют в дидактическую игру «Подбери рифму». Эта игра занимает 5­6 минут. Цель игры: развивать творческое воображение, речь учащихся, расширять их кругозор. Для игры нами были приготовлены карточки со словами, чтобы каждые 3­4 слова рифмовались. На начальном этапе дети подбирали по одному слову в рифму: клинок­рожок. Когда ребята уже хорошо умеют справляться с этим заданием, можно перейти ко второму этапу. Дети должны  составить стишок на заданную тему. В процессе работы появились такие стишки:                                        ***                              Вот они какие –                              Мышки озорные!                              Им весело живётся,                              Пляшется, поется.                              На коньках и на лыжах                              Люблю кататься я.                              И всё это придумала                               Зимушка  зима. Играют   в   эту   игру   ученики   с   увлечением,   ощущая   себя   маленькими   поэтами.   У   ребят   появляется гордость   за   свои   маленькие   победы,   за   своё   мастерство.   Не   говоря   уже   о   том,   что   у   большинства учащихся появляется желание узнать как можно больше слов, выражений, которые помогут им высказать мысли о любви к природе, Родине, близкому человеку. На уроке русского языка в 3 классе по теме «Глагол» можно провести деловую игру. Каждому ученику раздаются визитки: Отдел писем Отдел новостей Отдел информации На столах стоят таблички с названием отделов, плакаты­рубрики для газеты «Глагол»:  Школьникам, изучающим части речи Вопросы Признаки   Что обозначает Как изменяется Ребята работают по рубрикам. Использую разные виды заданий:  ­заменить фразеологизмы глаголами (совать нос, распускать руки и др.); ­употребите глаголы правильно (Мороз щипать щёки); ­подчеркните правильный ответ. В этом задании используется тест. Сколько спряжений у глагола? а) Одно. б) Три. в) Два. Отдел новостей знакомит с новым понятием спряжение. Отдел писем  предлагает ответить на письма читателей. Читатели задают вопросы о глаголе. Ребята отвечают, используя пословицы, поговорки.  Отдел информации предлагает  делать выводы, сравнивать, анализировать.  Задание: что общего в глаголах? Р­совал, г­стил, св­рил, и т.д. Распределите глаголы по орфограммам в корне. В конце деловой игры подводятся итоги. Такие   уроки   позволяют   развивать   познавательные   способности   у   учащихся,   формировать   интерес   к учебным предметам. У школьников появляется желание быть участниками такой деловой игры.    Урок – импровизация учителя.  Можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков.  Например: уроки соревнования;  уроки фантазирования;  уроки – деловые игры;  урок – турнир; урок – диспут  уроки – консультации;  уроки типа КВН;  компьютерные уроки;   уроки – творчества; уроки – зачеты;  уроки – сомнения;  уроки – творческие отчеты; уроки – конкурсы;  интегральные уроки; уроки – концерты;  уроки – сказки;  уроки – путешествия;  аукцион знаний; Нетрадиционные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной работы. Вот  примеры нетрадиционных  уроков. Обобщающий урок по теме « Глагол»  (3 класс)  форма  сказка ­ путешествие.        Ребятам   даётся   целевая   установка.   Урок   начинается   с   прослушивания   грамзаписи.   Ребятам показывается модель космического корабля, на котором они будут путешествовать. Тему урока ребята определяют,   разгадав   кроссворд,   в   котором   используются   словарные   слова.   Путешествуя,   ученики делают  остановку  у планеты  «Всезнайка»,  где вспоминают, что такое  глагол  и  его признаки.  Затем следуют   планеты   «Сказочная»,   «Словознайка»,   «Шуточная»,   «Думай­ка»,   «Угадай­ка»,   «Здоровье», «Чистописание» и «Итоговая». На каждой планете ждут интересные задания в занимательной форме. Ребята   вспоминают,     как   определить   время,   лицо,   число   глагола.   Использую   кроссворды,   ребусы, опорные схемы, отрывки из произведения А.С. Пушкина.     Учащиеся на  таком уроке работают плодотворно, с увлечением, внимание их не ослабевает до конца урока.       Урок сказка. Этот урок проводится по теме «Правописание глаголов с частицей  не».     Начинается урок  со стихотворения. Сразу перед ребятами становится проблема. Чтобы её разрешить ребята составляют текст­рассуждение.    На уроке в гости к школьникам приходит их любимый герой Незнайка. Дети с увлечением исправляют его   ошибки,   при   составлении   предложения.   Выполняя   различные   задания,   учащихся   самостоятельно делают   выводы,   доказывая   их.   На   уроке   используется   игра   «Добавь   слово»,   пословицы.   Встречи   с героями продолжаются. Идет работа над развитием речи учащихся. Дети работают и самостоятельно, и коллективно.   Урок   имеет   ещё   и   большое   воспитательное   значение,     т.к.   в   процессе   игры   ребята вспоминают правила дорожного движения. На   уроке   русского   языка   во   2   классе   по   теме:   «Упражнения   в   распознавании   частей   речи   и   их употребление в предложении» можно провести урок­игру «Что? Где? Когда?». Детям сообщается, что за игрой будет наблюдать мудрая Сова. За правильные ответы Сова будет вручать ордена «Умнейшей Совы». Игра начинается с разминки, на которой  используются карточки со словами.       Пример карточки.  Имя  существительное,  подлежащее,  сказуемое,  корень,  приставка,  окончание, глагол, предлог и т.д.     Учащиеся делят слова на группы и обосновывают правильность выбора решения.     После разминки следуют раунды со знатоками. В них со знатоками играют сказочные жители. Они дают ребятам различные задания: вставьте и объясните орфограммы, объясните лексическое значение слова (фонтан, шпалеры, реставрировать), запишите слова антонимы (злость­…, жестокость­…, вражда­… и др.).     Ребята в процессе игры определяют части речи, разбирают слова по составу речи. Как и  в настоящей игре   «Что?   Где?     Когда?»   вносится   чёрный   ящик,   содержимое   которого   дети   должны   отгадать   по прилагательным прочный, тяжёлый, упругий, зернистый   (гранит).  В конце проводится итог, где звучат стихи о частях речи.                                                 Имя прилагательное,                                                 Мы с тобой дружны.                                                 Признаки предметов                                                  называешь ты. и др.   Такой урок активизирует  познавательную деятельность учащихся, расширяет их кругозор.  Для детей это настоящий праздник; они были не просто ученики, а знатоки русского языка.   По нашим наблюдениям, задания, которые получает ученик на уроках нетрадиционных форм, помогают им жить в атмосфере творческого поиска действующей на них вдохновляюще.         Создание   игровых   ситуаций   способствует   формированию   познавательных   интересов   в   процессе обучения. Такие ситуации могут быть созданы путём внедрения в учебный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. Загадка необходима ребёнку, т.к. учит его познанию окружающего мира.    На уроках русского языка при изучении различных орфограмм загадки помогают разнообразить работу, «сухой» материал преподнести в занимательной форме.       Изучая   тему   «Сочетания   жи­ши,   ча­ща,   чу­щу,   чк,   чн,   нч.»     на   различных   этапах   урока   можно использовать такие загадки: Сами крошки, Боятся кошки; Под полом живут, Туда всё несут. (Мыши) Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел.  (Бабочка) и т. д. При разгадывании загадок:  1. формируется любовь к народному творчеству, родному языку; 2. мобилизуются умственные силы; 3.развивается находчивость, сообразительность, быстрота  реакции; 4.оттачивается и дисциплинируется ум; 5. дети приучаются к чёткой логике, рассуждению, доказательству. Из загадок легко составить кроссворды, сканворды, чайнворды которые являются также средством повышения познавательных интересов.          Младшие школьники с большим интересом и удовольствием разгадывают предложенные на   уроках   кроссворды,   ребусы,   шарады,   чайнворды.   Урок   оживляется,   расширяется кругозор детей, обогащается их речь.     через   использование   познавательной   деятельности   осуществляется   Из вышеизложенного можно сделать вывод:  Активизация   дидактических игр, нетрадиционных уроков и занимательного материала.  Дидактическая   игра   и   нетрадиционный   урок   является   ценным   средством   воспитания умственной активности детей, активируют психические процессы, вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания.    Нетрадиционный урок и игра помогают заинтересовать учащихся, помогают преодолеть трудности, создают продолжительную мотивацию на уроке, повышают интерес к предмету.       Использование   занимательного   материала   на   уроках   русского   языка   активизирует познавательную   деятельность   учащихся.   Они   стремятся   самостоятельно   подойти   к определенному   выводу,   заключению.   Практика       убеждает,   что   интерес   к   изучаемому материалу возникает у школьников тогда, когда они открывают для себя что­то новое, неожиданное, когда учитель создает ситуацию, заставляющую учеников удивиться и заду­ маться.                                                                Литература. 1. Амоношвили Ш.А. В школу с шести лет.­М:Педагогика, 1986.  2. Ананьев   Б.Г.   Познавательные   потребности   и   интересы.   «Учебные   записки ЛГУ.Психология,1959.» 3. Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987. 4. Аристова Л.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968. 5. Архипенко   В.   Игра   в   учебной   деятельности   младших   школьников.//Начальная школа. – 1989, №4, ­ с.8­11. 6. Бабанский   Ю.К.   Учебное   пособие   для   студентов   пединститутов.   –   М.: Просвещение, 1983. 7. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение – 36с. 8. Вапнер Н.Ф. Использование дидактической игры на уроках. //Начальная школа. – 1991, №3, ­ с. 21­24.

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2018