АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Оценка 4.7
Научные работы
docx
физика
Взрослым
19.12.2018
В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников.
Идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Более важным, чем знание определенных вопросов программы, является увлечение ученика делом, которому он решил посвятить свое время. Нужно разбудить живые склонности в каждом ученике, помочь найти свое призвание и следовать ему.
Активизация познавательной деятельности. Выступление.docx
ученика
принадлежит
направленность
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
УРОКАХ ФИЗИКИ
В системе средств оптимизации обучения большое
значение
умению формировать
познавательные интересы школьников.
Идея формирования познавательных интересов учащихся
является одной из самых значимых. Более важным, чем
знание определенных вопросов программы, является
увлечение ученика делом, которому он решил посвятить свое
время. Нужно разбудить живые склонности в каждом
ученике, помочь найти свое призвание и следовать ему.
Познавательные интересы учащихся к физике
складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из
стремления познать их сущность на основе теоретического
знания, их практическое значение и овладеть методами
познания – теоретическими и экспериментальными,
приближающимися в старших классах к методам науки.
Познавательная
носит
избирательный характер. Когда те или иные понятия,
предметы или явления представляются ему важными,
имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением
ими занимается, старается все это глубоко изучить. В
противном случае интерес ученика будет носить случайный,
поверхностный характер.
Многие ученики считают уроки физики довольно
скучными, непонятными и иногда только поэтому –
ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из
класса в класс материал, изучаемый на уроках физики,
становится всё сложнее и сложнее и, соответственно,
интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый.
Этому очень способствует и чрезмерно формализованное
преподавание. Наличие у школьников познавательных
интересов способствует активизации мыслительной
деятельности, росту их активности на уроках, качеству
знаний, формированию положительных мотивов учения,
активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает
повышение эффективности обучения.
Активизация
познавательной деятельности учащихся должна начинаться
с использования различных средств, обеспечивающих
глубокое и полное усвоение учащимися материала,
излагаемого учителем.
Приемы и средства активизации познавательной
деятельности на уроках физики. например
прогресса,
1.Уроки-семинары. Наиболее эффективны те средства
поддержания познавательной активности учеников, которые
связаны с их жизнью. Немалый интерес к физике прививают
уроки-семинары, которые связаны с вопросами научно-
технического
«Движение
искусственных спутников Земли», «Тепловые двигатели»
«Генераторы тока» и др. За неделю до проведения урока-
семинара учащимся сообщается тема, перечень литературы.
Готовятся все ученики, а выступают по желанию, в конце
урока делается обобщение. Эти занятия вырабатывают
самостоятельность мышления учащихся, развивают их
эрудицию. Практика работы показывает, что наиболее
эффективны те средства поддержания познавательной
активности учеников, которые связаны с их жизнью.
В 8классе можно провести семинар, посвященный
электрическим зарядам и электрическому полю. Ученикам
дается соответствующая литература, и предоставляются
необходимые приборы для постановки опытов. На семинаре
по каждому вопросу выступают два ученика: один сообщает
теоретические
второй демонстрирует
сведения,
эксперименты. После чего предлагают одноклассникам
объяснить увиденные опыты.
2. Другой способ повышения познавательного
интереса к науке это использование произведений
искусства в процессе обучения физики. При изучении
физики школьники знакомятся с причинами ряда физических
явлений в природе. Например, законами рассеяния света
объясняется голубизна небосвода; дисперсией света в
каплях влаги – радуга; интерференцией и дифракцией – игра
цвета на водной поверхности водоемов; преломлением света
– миражи; электромагнитными и оптическими процессами –
великолепие северных сияний. Школьникам важно пояснить
необходимость для художника знаний фотометрии,
многообразия цветов и их оттенков, правил восприятия
света,
смешения цветов поверхности водоемов;
преломлением света –миражи; электромагнитными и
оптическими процессами – великолепие северных сияний.
Изучая в разделе «Оптика» спектральный состав излучения,
можно рассказать о психологической особенности
восприятия цвета человеком, например: бордовый и красный
вызывают ощущения тепла, зеленый – прохлады. Эти
свойства цветов порождать определенные ощущения широко
используются в технике; так, горячие цеха заводов, как
правило, окрашивают в холодные тона (синие, голубые).
2 и
развития
Уроки физики,
репродукции
Материал курса физики открывает ряд возможностей
показать, какое огромное значение имеют успехи науки для
дальнейшего
совершенствования
изобразительного искусства. Использование при обучении
физики произведений изобразительного искусства, повышает
эмоциональную восприимчивость учащихся, тем самым
способствует получению глубоких знаний, приобщает
учащихся к прекрасному,
помогает воспитывать
на которых
эстетический вкус.
демонстрируются
художественных
произведений, должны убеждать подрастающее поколение в
том, что наука и искусство взаимосвязаны, что глубокие
эмоции необходимы любому человеку,
какой бы
деятельностью он не занимался.
3.Активизировать познавательную деятельность
учащихся можно и с помощью эксперимента.
Призванный утвердить физику как науку опытную, он
выполняет разнообразные учебные функции: первого
знакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого
материала; измерения количественных характеристик
явления; проверки сформулированного учителем закона;
развития у учащихся экспериментальных навыков и т.д.
Само место фронтального опыта при изучении физики может
быть различным. Решение экспериментальных задач можно
использовать на разных этапах урока и с различной целью
при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке
усвоения теоретического материала. Экспериментальные
задачи можно включать и в домашние задания. Задавая
эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению
самостоятельно пополнять знания. Это один из самых
эффективных и интересных для учащихся приемов
самостоятельной работы. Он способствует осознанному
изучению курса,
воспитывает самостоятельность и
находчивость,
развивает индивидуальные творческие
способности, мыслительную деятельность, интерес к
предмету.
Домашние опыты в отличие от классных экспериментов
проводятся с использованием каких-то подручных средств, а
не специального школьного оборудования, что существенно,
ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными
практическими задачами, которые не всегда похожи на
учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты
способствуют выработке умений
самостоятельно
планировать опыты, подбирать оборудование, формируют
3 Вычислите ее массу.
умение познавать окружающие явления, рассматривая их в
новой ситуации. Например, определить объем небольшой
картофелины.
Правильность
определения объема картофелины отражает умение
пользоваться мензуркой; точность, четкость выполнения
задания позволяют оценить понимание физического смысла
плотности, массы и знание их единиц измерения.
4.Использование художественной и научно-
популярной литературы в процессе обучения оживляет
урок и способствует активизации познавательной
деятельности учащихся,
закреплению и углублению
получаемых ими знаний,
созданию целостного
представления об окружающем мире и, что тоже важно,
развивает у них потребность в чтении. Это позволяет ярко и
образно преподнести изучаемый материал, что способствует
его усвоению. Например, Куприн в своем рассказе «Тост»
выдвинул вдохновенную идею 22 века. Суть этой идеи в том,
что инженеры и ученые решили превратить Земной шар в
гигантскую электромагнитную катушку, обмотав с севера до
юга стальным тросом. На полюсах воздвигли приемники,
соединив их с разными точками Земли. Неистощимая сила
Земли привела в движение все фабрики и заводы. Возможно
ли это? Чтобы ответить на этот вопрос нужно познакомиться
с явлением открытым Фарадеем электромагнитной
индукцией. При изучении темы о равнодействующей силе
можно разобрать басню Крылова «Лебедь, рак и щука»,
пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики,
утверждая, что «воз и ныне там». В 10-м классе при изучении
молекулярной физики можно использовать загадки: вокруг
носа вьется, а в руки не дается; и пр. Сказка П.Ершова
«Конек-горбунок» помогает одиннадцатиклассникам создать
верное представление о явлении люминесценции, если
прочитать стихи, описывающие жар-птицу. Названные выше
произведения можно использовать в разных формах:
зачитывать с комментариями короткие отрывки,
рекомендовать прочитать произведение самостоятельно и
найти факты, относящиеся к изучаемому материалу.
Закрепляя знания о новых физических явлениях,
предложить учащимся проиллюстрировать каждое явление
природы каким-либо поэтическим произведением.
Использование отрывков из литературных произведений
помогают обогатить образное мышление учащихся,
восполнить недостающие эмоции при рассмотрении
конкретных физических явлений.
4 явление.
объяснить
Во многих художественных произведениях можно найти
легко запоминающихся рассказов о
немало ярких,
физических явлениях. Особенно интересно выбрать такие
отрывки, где имеются физические ошибки, неточности.
Тогда перед учениками ставится задача: найти ошибку и
правильно
Произведения
художественной литературы полезно привлекать и
рассказывая об ученых-физиках. В плане эмоционального
воздействия на школьников большую роль играют сведения
из истории науки. Чтобы привлечь внимание учащихся к
изучаемой теме можно использовать статьи из книг с
интересными фактами.
5.Активизировать мыслительную деятельность
ученика, подготовить его к изучению нового материала,
повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке
можно и путём разгадывания кроссвордов. Разгадывание
кроссвордов в большей степени способствует развитию
памяти и внимания учащихся. Учащимся предлагается
разгадать кроссворд, в котором зашифровано название темы
или который связан с изученной темой. Большой кроссворд -
интересное средство для самостоятельной работы с
дополнительной литературой. Кроссворды хороши тем, что
ученики должны дать грамотное определение тем
физическим терминам, которые находятся в сетке данного
кроссворда. Ещё один вид кроссворда, это венворд - в сетке,
имеющей форму квадрата, написаны буквы. Ученикам
предлагается ряд вопросов,
им необходимо найти
спрятанные в венворде слова. Ребусы хороши при
объяснении нового материала, при повторении, в конце
урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается
отгадать зашифрованное слово. Это может быть название
темы, единица измерения, высказывание ученого и т. д. При
этом развивается мышление учащихся.
6.
При использовании на уроках физики
занимательных материалов активизируется мыслительная
деятельность учащихся и повышается интерес к предмету.
Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии
обеспечить полного успеха деятельности. Но она может
снять равнодушие ,а это в работе по активизации
мыслительной деятельности факт немаловажный.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках
(игры-упражнения, состязания, конкурсы, живое, образное
описание событий,
игры-
рассказ-задача,
эпизода,
5 путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на
быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный
эмоциональный фон деятельности,
располагает к
выполнению тех заданий, которые считаются трудными и
даже непреодолимыми. Например русская пословица «Кабы
знать где упасть, так соломки бы припасть». Вопрос почему
куча соломы смягчает удар? Каков житейский смысл
пословицы? Занимательность особым образом окрашивает
материал, делает процесс овладения знаниями более
привлекательным. Использовать занимательность можно при
закреплении и повторении учебного материала,
в
совершенствовании умений и навыков с учётом основных
пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Чтобы
используемый занимательный материал на уроках дал
прочный обучающий эффект нужно соблюдать следующие
требования:
1. Занимательный материал должен привлекать внимание
ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск
ответа. Например, ученики 8-го класса при изучении раздела
«Тепловые явления» с интересом прочтут статью «Жара и
холод».
Занимательный материал должен быть не
развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать
познавательную активность учащихся, помогать выяснять
причинно-следственные связи
явлениями. В
противном случае занимательность не приведет к развитию у
школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому
учителю следует ставить перед учениками вопросы: «Как?»,
«Почему?», «Отчего?»
3. Занимательный материал должен соответствовать
возрастным особенностям учащихся,
уровню их
интеллектуального развития. Например, при изучении в 10-м
классе броуновского движения лучше привести образное
описание этого явления, данное немецким физиком
Р.В.Полем в книге «Механика, акустика и учение о теплоте».
4. Дополнительный материал, выбираемый учителем для
урока, должен соответствовать увлечениям.
5. Занимательный материал на уроке должен не требовать
большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным
моментом урока. Как показывает опыт, целесообразнее
привести на уроке один-два наиболее характерных примера,
чем перечислять несколько эффектных, но малозначащих
фактов.
между
2.
6 Используются
Полноценное изучение физики невозможно без решения
7. Активизация познавательной деятельности
учащихся при решении физических задач
физических задач. Проблема, с которой сталкивается
традиционная методика решения учебной физической
задачи, заключается в том, что ни содержание задач, ни
процесс их решения обычно не вызывают у учащихся
познавательного интереса. Активизировать мыслительную
активность учащихся, познавательный интерес к решению
физических задач можно использовать разные приемы.
Например, содержание задачи связывают с будущей
профессиональной деятельностью. Или чтобы увлечь детей
решением задач можно начинать урок с увлекательных
задач. Например в 10 классе- тема «конденсаторы»
предлагаю решить такую задачу: подсчитать емкость Земли.
Зная что электроемкость шарообразного проводника равна в
сантиметрах его радиусу С= 710мкФ. После этого показать
конденсатор с наперсток, на котором указана емкость
1000мкФ. В чем дело? Как удается у очень небольшого тела
получить емкость равную емкости Земли?
формулировки
качественных физических задач. Условие этих задач
представляются в виде текста, текста с поясняющим его
рисунком, в виде рисунка с вопросом, графика с
пояснительным текстом, демонстрируемого опыта и т.д. Так
незначительно видоизменив текст типичной задачи, можно
повысить интерес учащихся к ее решению, активизировать
их деятельность, направив ее на поиск решения проблемы.
При использовании задач – рисунков, активизируется
мыслительная деятельность учащихся тем,
что
предоставляется им возможность самим формулировать
условия задач. С этой целью указываются на рисунке все
необходимые для решения данные и предлагаются учащимся
самостоятельно составить текст задачи, поставить вопрос и
ответить на него.
Активизировать познавательную
деятельность учащихся в процессе решения задач позволяет
использование фольклора, в частности, сказок.
8. Самостоятельная работа учащихся на уроках
является распространенным приемом активизации
мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися
мыслительных задач, цель которых состоит
в самостоятельном получении ответа на поставленный
разнообразные
7 задач;
вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает
сравнивать факты, формулировать правила, определения.
Можно использовать следующие виды самостоятельной
работы учащихся:
работа с учебной и справочной литературой;
разнообразные формы работы, связанные с решением
лабораторно-практические работы;
фронтальный эксперимент с элементами исследования;
работа с раздаточным материалом;
работа с кинематическими схемами;
рецензирование ответов своих товарищей на уроках,
а также докладов на конференции;
наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем,
и выводы из них;
выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи
с проведением экскурсий в природу и на производство.
Задания должны вызывать интерес у школьников, в
процессе выполнения которых они «исследуют» предметы
«открывают» новые методы измерения
и явления,
физических величин.
учащихся с использованием ИКТ
9. Активизации учебно-познавательной деятельности
Так как 21 век называют веком информационной
цивилизации, то любой учитель, в том числе и учитель
информационную
физики
компетентность, а значит, надо учить ребят умению получать
информацию из различных источников, и из электронных
тоже. Можно активно использовать Интернет для подготовки
сообщений, докладов, рефератов.
технологии можно
индивидуализировать
за счет
предоставления возможности учащимся как углубленно
изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки
и умения. В классах, как правило, учащиеся, обладающие
неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом
познания и другими индивидуальными качествами.
Использование на уроках компьютера, позволяет каждому
учащемуся работать самостоятельно, уровень обучаемости
слабых школьников при этом поднимается, развивается
самостоятельность учащихся. Ученик решает те или иные
задачи самостоятельно, осознанно (не копируя решения
на доске или у товарища), при этом повышается его интерес
информационные
учебный
должен формировать
Применяя
процесс
8 к предмету, уверенность в том, что он может усвоить
предмет.
Использование компьютера позволяет проводить
моделирование некоторых физических процессов и явлений,
например свободного падения тел, поведение газа при
изменении давления, температуры и т. д. Такие модели
помогают глубже осознать физическую сущность явления.
Применение информационных технологии на уроках
повышает качество наглядности в учебном процессе
(презентации, выполнение сложных графиков, таблиц
и т. д.).
Информационные технологии повышают информативность
урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм
и выразительность.
Известно, что в среднем с помощью органов слуха
усваивается лишь 15% информации, с помощью органов
зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия
комбинированно,
усвоенными окажутся около 65%
информации.
Благодаря использованию информационных технологий
на уроке, можно показать фрагменты видеофильмов, редкие
фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых
процессов и явлений,
работу технических устройств
и экспериментальных установок, послушать музыку и речь,
обратиться к интерактивным лекциям.
пошаговые
анимации позволяют показать объекты в движении,
изменении, развитии. Именно с их помощью возможно
показать такие явления и эксперименты,
которые
недоступны непосредственному наблюдению, например,
эволюцию звезд, ядерные превращения, квантование
электронных
и т. п. С помощью моделей
из виртуальной лаборатории, созданной в проектной среде
«Живая физика» можно смоделировать процессы,
происходящие в циклотроне, масс-спектрометре, показать
движение
поле.
микропроцессы,
Возможность демонстрировать опыты,
которые нельзя проделать в школе (видеофильм «Жидкий
азот»,
ИКТ активизирует
мыслительную деятельность учащихся. Применение ИКТ
не зачеркивает уже имеющиеся методы, а лишь успешно
дополняет их, делая более эффективными. Опорный
конспект можно представить в движении. Опорную таблицу
показать с помощью презентации, что вызывает большой
«Ферромагнетики» и т. д.).
в магнитном
Видеофильмы,
интерактивные модели,
электронов
орбит
9 интерес со стороны учеников и тем самым активизирует
познавательную активность.
Компьютер предоставляет возможность учащимся для
индивидуальной исследовательской работы, в ходе которой
они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро
проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности.
Каждый ученик работает в индивидуальном темпе обучения.
Появляется возможность провести быструю индивидуальную
диагностику.
Использование на уроке возможности мобильного
компьютерного класса, существенно сокращается время
выполнения и проверки лабораторной работы. Ребята вносят
результаты измерений в готовые таблицы, производя
подсчет сразу в компьютере. В оставшееся время можно
поработать над задачами, условия которых находятся
в компьютере, и затем произвести проверку и сравнить свое
решение с правильным решением,
предложенным
специальной компьютерной программой.
Современная школа должна не только сформировать
у учащихся определенный набор знаний и умений,
но и пробудить их
к самообразованию,
реализации своих способностей. Необходимым условием
развития этих процессов является активизация учебно-
познавательной деятельности. Важная роль в решении этой
задачи отводится новым информационным технологиям.
стремление
Литература
1.Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности
учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1983.
2.Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов
учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1985.
3.Ланина И.Я. Тряпицына А.П. Элементы занимательности
на уроках физики.//Физика в школе – 1979.
4.Карпова. Развитие познавательной активности учащихся
при изучении физики.//Физика в школе – 1984.
10
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.