Активизация познавательной деятельности на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Оценка 5
Работа в классе
docx
математика
2 кл—4 кл
15.02.2018
Как заинтересовать математикой? Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Вопросы, которые волнуют многих педагогов. В статье рассматриваются некоторые приёмы развития познавательной активности учащихся, которые можно использовать на уроках математики. Приемы и формы, которые используются в системе Л.В. Занкова, совершенно могут применяться в любой другой системе обучения.
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в системе развивающего обучения.docx
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в системе
развивающего обучения Л.В.Занкова
Математика объективно является одной из самых сложных школьных
дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Сталкиваясь с
трудностями, не все младшие школьники в силу своих личностных и
интеллектуальных особенностей могут их преодолеть. Трудности существенно
мешают овладению знаниями, учащиеся теряют интерес к предмету, а порой
отторгают его.
Как заинтересовать математикой? Как сформировать интерес к предмету у
ребенка?
В решении данных вопросов мне во многом помогает система развивающего
обучения Л.В.Занкова, по которой наша школа работает уже более 20 лет.
Особенностью обучения в развивающей системе Л.В. Занкова является
создание на уроке условий для проявления познавательной активности
школьников интенсивная самостоятельная деятельность, коллективный поиск,
которые включают детей в решение проблемных ситуаций, взаимообучение и
взаимоконтроль. Активные формы обучения дают возможность ученику
реализовать себя, стать подлинным субъектом учения, желающим и умеющим
учиться. Следует отметить, что те приемы и формы, которые используются в
системе Л.В. Занкова, совершенно могут применяться в любой другой системе
обучения.
Развивающее обучение помогает решить и еще одну, на мой взгляд, важную
проблему. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он
разнообразен. Однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку. А
отработка элементарных умений может свестись к однообразной деятельности,
которая тормозит познавательную активность. Выполнение большого количества
однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению материала, но имеет и
отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым. Далее она постепенно снижается: пропадает
интерес, рассеивается внимание, нарастает число ошибок.
Поэтому на уроках нет натаскивания, нет «повторения в обычном смысле
этого слова».
Однако, роль повторения как одного из путей достижения прочных знаний
вовсе не отрицается. Изменяется характер повторительных упражнений, когда
«старое» понятие вступает в новые связи с другими понятиями. Осознание этих
связей ведет к более высокому качеству усвоения понятия, чем при его
многократном повторении.
Процесс формирования навыков органически связан с усвоением
математических понятий и способствует развитию таких мыслительных операций,
как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Особое внимание на уроках обращается на доказательность ответов. Детям
предоставляется возможность отстаивать своё мнение, спорить, поощряются
вопросы к учителю и ученикам.
Рассмотрим некоторые приёмы развития познавательной активности
учащихся, которые используются мною на уроках математики.
1.
Игра «Найди лишнее»
На экране числа: 375 70 27 96 43 1/5
Задача определить лишнее число. Числа постепенно убираются.
1/5 – число дробное, все остальные – натуральные;
2.
375 – трехзначное, все остальные – двузначные;
70 – круглое;
96 – четное.
Угадай число
На экране числа: 75 70 27 76 43 367
Учитель загадывает число, ребята должны его угадать:
Это число двузначное;
Некруглое;
Нечетное;
В нем 7 десятков;
Угадай число
3.
Вариант, когда дети загадывают число.
4.
Коле дали задание найти значение выражения
(37 + 34*5) : (45*3 – 135)
Он сказал, что найти значение этого выражения нельзя. Прав ли он?
5.
На экране:
29988:4 = 61497
29988:4 =8077
29988:4 = 747
29988:4 = 7497
Какое задание выполняли ребята? (Уменьшили число в 4 раза, находили
четвертую часть числа.)
Известно, что среди данных примеров только один решён верно. Попробуйте, не
вычисляя определить, кто из ребят справился с работой?
Ребята, рассуждают:
В первом частном первое неполное делимое 29ед тыс., значит, в записи
частного должно быть 4 цифры, а не 5.
Во втором выражении при умножении 8 тыс. на 4 получаем 32 тыс., а в
делимом 29 тыс.
В третьем выражении аналогичная ошибка, как и в первом. Верный вариант
– четвертое выражение.
Верный вариант проверяется письменными вычислениями: 7497* 4=29988 или 29988:4 = 7497 (Ребятам предлагается это сделать на
выбор)
6.
Что можете сказать об этих записях?
495 : 9
647 : 5
273 : 7
834 : 6
956 : 4
Частые
Делимое трехзначное, делитель однозначное
Лишнее 647 : 5, т.к. это деление с остатком
Можно разделить на группы:
Значение либо двузначное, либо трехзначное;
Делимое четное и нечетное;
Делитель четный и нечетный.
Учитель может предложить следующие задания:
мальчикам вычислить частные, значение которых двузначное число, а
девочкам – однозначное;
Измените делимое, чтобы деление выполнялось без остатка.
Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют
познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и
самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие развития его
мыслительных способностей.
Рассмотрим эту работу на следующих примерах:
1. Задачи с разными вариантами решений.
Деревни Ивановка, Марьино и Аксинино расположены на одной дороге.
От Ивановки до Марьино 7 км, а от Марьино до Аксинино в 3 раза дальше.
Каково расстояние от Ивановки до Аксинино?
При решении задачи у Кости получился ответ 28 км, а у Васи 14 км. Может
ли так быть?
Для решения данной задачи необходим чертеж. Работа идет в группах.
Большинство детей «видят» явный вариант решения, когда деревни расположены в том порядке, как написаны в задаче. Всегда находится ребенок, который видит
другое (неявное) решение. В ходе дискуссии дети убеждаются, что задача имеет
два решения, и оба мальчика правы.
Какое уточнение надо внести в задачу, чтобы она имела только одно
решение?
Здесь стоит сказать, что важным этапом в решении задач является
составление краткой записи. Однако, не все ребята любят такую работу. Ведь
многим (особенно в начале обучения) гораздо легче решить задачу, чем составить
к ней краткую запись. Со временем, сталкиваясь с трудными, нестандартными
задачами (как, например, показанная ранее), ребята практическим путем
убеждаются в необходимости этой работы. Наш девиз – краткая запись –
помощник в решении задачи. Если краткую запись можно сделать поразному, мы
обязательно это делаем. Ребята имеют право выбора той или иной формы краткой
записи (чертеж, словесная, таблица, рисунок). Однако, в ходе деятельности,
многие уже понимают, что есть задачи, для решения которых необходима какаято
определенная форма записи.
3. Задачи с недостающими данными.
Из двух сел вышли одновременно друг другу два пешехода. Скорость
одного пешехода равна 5 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое
расстояние будет между пешеходами через 2 часа?
В задаче не указано расстояние между деревнями. Задачу дополняют
данными и решают.
Задачу можно решить разными способами.
Эта же задача может иметь другой вариант решения. Движение может быть
как встречное, так и в противоположном направлении.
3. Задачи с лишними данными.
Масса 7 ящиков яблок 1 ц 12 кг, а масса 6 ящиков груш 1 ц 8 кг. В магазин
привезли 21 ящик яблок и 18 ящиков груш. На сколько килограммов масса
одного ящика яблок больше массы одного ящика груш. Какие данные лишние? Докажите. Решите задачу.
Какие вопросы можно поставить, чтобы лишних данных не было?
Сколько фруктов привезли в магазин?
Каких фруктов привезли больше и на сколько?
Задача имеет два способа решения,
Если задача имеет несколько способов решения, дети решают ее всеми
возможными способами (в том числе и с помощью составления уравнений). В ходе
обсуждения выбирается наиболее рациональный способ.
Решение задач разными способами – является средством повышения
интереса к математике.
В зависимости от уровня сложности задачи и уровня готовности класса,
решение задачи можно выполнять не только коллективно, но индивидуально, в
парах или в группе. Варианты обязательно обсуждаются, и дети дают самооценку
своей работе, делают вывод.
Если такую работу проводить систематически, то у ребят не будет
возникать трудностей при решении задач. Дети имеют право выбора, как способа
составления краткой записи, так и способа решения задачи.
Вывод: таким образом, на уроках математики ученики не просто решают, а
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, рассуждают, делают
выводы, выясняют закономерности. Их действия с учебным материалом носят
преобразующий характер. Такая деятельность захватывает всю личность:
напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца,
пробуждаются интеллектуальные чувства, повышаются познавательная активность
и интерес к математике.
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.