Активное использование форм, методов, технологий в целях повышения качества образования
Оценка 4.8

Активное использование форм, методов, технологий в целях повышения качества образования

Оценка 4.8
docx
01.12.2023
Активное использование форм, методов, технологий в целях повышения качества образования
Программа по развитию способностей обучающихся.docx

Программа по выявлению и развитию  способностей обучающихся

начальных классов

 

Пояснительная записка

Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.  

Необходимо не только выявлять индивидуальные способности, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Организацию учебного  процесса необходимо проводить по нескольким направлениям: достижению успехов в обучении, самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка обучающегося и образуется комплекс неполноценности.

Учитель, в свою очередь, должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. У одних детей есть художественные способности, у  других – спортивные, кому-то дан дар слова, а у кого-то хорошо развиты математические способности. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению. Есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.

Способности – это совокупность индивидуальных особенностей людей, способствующих достижению успехов в творчестве, учебе, спорте и т.д.

Начальная школа – это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Перед учителем стоит задача: развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося.

Эффективность данной программы способствует активному участию детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательских работах.

 

Целью программы является выявление, обучение, воспитание, развитие и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

 

Задачами данной программы являются:

ü обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, интеллектуальном предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

ü адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

ü «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;

ü учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;

ü разработка системы диагностики одаренных детей.

 

Основными направлениями реализации программы являются:

Ø создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми:

·  внедрение передовых образовательных технологий,

·  формирование банка данных по проблеме одаренности,

·  укрепление материально-технической базы.

Ø методическое обеспечение работы с одаренными детьми:

·  повышение уровня профессионального мастерства педагога,

·  организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми,

Ø мероприятия по работе с одаренными детьми:

·  участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня -  школьного, окружного, городского, международного (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

 

Реализация цели и задач программы основывается на принципах:

ü дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);

ü максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности младшего школьника;

ü свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

ü возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам;

ü усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

ü создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

 

Предлагаемые формы работы с одаренными детьми:

·       индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

·       дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

·       участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);

·       психологические консультации, тренинги, тестирование;

·       конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

·       посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

·       использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

·       создание детских портфолио.

 

Реализация программы по выявлению и развитию  способностей обучающихся рассчитана на четыре года поэтапно:

1 этап - диагностико-организационный включает в себя:

·       создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

·       изучение контингента учащихся класса с целью выявления типов одаренных детей;

·       анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

·       отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

·       разработка программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

2 этап - организационно-практический, этап реализации – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

·       отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

·       отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

·       отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

·       психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

3 этап - рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический этап. На этом этапе проводится контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов. Предполагается провести:

·       сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

·       мониторинг личных достижений учащихся;

·       создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;

·       определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

 

Ожидаемые результаты программы:

1.   Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

2.   Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей,

3.   Создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.

4.   Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

5.   Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

 

Прогнозируемые результаты программы:

1.   Совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях.

2.   Призовые места или дипломы в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах и конкурсах.

3.   Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.

4.   Развитие творческого и логического мышления учащихся.

 

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.

 

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

4. Способность к рефлексии.

5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

6. Уровень коммуникативной культуры.

·  Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.

·  Методика Г.Дэвиса «Определения творческих способностей учащихся»

·  Краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.

·  Опросник субъектного отношения

одаренного ребенка к деятельности,

самому себе и окружающим.

·   Методика самооценки обучающегося «Как я вижу себя»

·  Оценка уровня школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

·  Метод незаконченного предложения.

·  Тест «Исследование школьной мотивации»…

Удовлетворенность учащихся,

педагогов и родителей жизнедеяельностью одаренных детей в школе

 

1.Удовлетворенность педагога содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы.

2. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

 

· Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

· Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

· Тест школьной тревожности Филипса.

 

Конкурентоспособность

одаренных  учащихся

 

1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

2. Участие обучающихся в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

 

 

· Методики статистического анализа

данных, их динамика.

·    Методика «Карта одарённости»

 

Примерный план работы по выявлению и развитию  способностей обучающихся

 

№ п/п

Мероприятия

1.      

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

2.      

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

3.      

Разработка и подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей.

4.      

Психологическая диагностика по выявлению одарённых детей.

5.      

Создание банка данных по одарённым детям.

6.      

Проведение работы с родителями одарённых детей.

7.      

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

8.      

Дополнительные занятия обучающихся на платформах «Учи.ру» и «Яндекс. Учебник».

9.      

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Инфознайка», «ЧИП», «Ступеньки», «Лисёнок».

10.  

Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 3-4 классов.

11.  

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

12.  

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

13.  

Подготовка учащихся к городским интеллектуальным конкурсам.

14.  

Участие в районном конкурсе Веб-проектов.

15.  

Участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах.

16.  

Анализ критических замечаний и предложений по результатам конкурсов.

17.  

Участие в предметных неделях.

18.  

Контроль и организация сети занятий по интересам.

19.  

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

20.  

Анализ и корректировка результативности и выполнения этапов программы.

21.  

Педагогическая диагностика по выявлению одаренных детей по учебным предметам.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов

Основными направлениями реализации программы являются: Ø создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми: · внедрение передовых образовательных технологий, · формирование банка данных по проблеме…

Основными направлениями реализации программы являются: Ø создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми: · внедрение передовых образовательных технологий, · формирование банка данных по проблеме…

Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия); · создание детских портфолио

Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия); · создание детских портфолио

Прогнозируемые результаты программы: 1

Прогнозируемые результаты программы: 1

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеяельностью одаренных детей в школе 1

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеяельностью одаренных детей в школе 1

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2023