Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся
начальных классов
Пояснительная записка
Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Необходимо не только выявлять индивидуальные способности, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Организацию учебного процесса необходимо проводить по нескольким направлениям: достижению успехов в обучении, самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка обучающегося и образуется комплекс неполноценности.
Учитель, в свою очередь, должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. У одних детей есть художественные способности, у других – спортивные, кому-то дан дар слова, а у кого-то хорошо развиты математические способности. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению. Есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.
Способности – это совокупность индивидуальных особенностей людей, способствующих достижению успехов в творчестве, учебе, спорте и т.д.
Начальная школа – это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Перед учителем стоит задача: развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося.
Эффективность данной программы способствует активному участию детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательских работах.
Целью программы является выявление, обучение, воспитание, развитие и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Задачами данной программы являются:
ü обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, интеллектуальном предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
ü адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
ü «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
ü учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
ü разработка системы диагностики одаренных детей.
Основными направлениями реализации программы являются:
Ø создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми:
· внедрение передовых образовательных технологий,
· формирование банка данных по проблеме одаренности,
· укрепление материально-технической базы.
Ø методическое обеспечение работы с одаренными детьми:
· повышение уровня профессионального мастерства педагога,
· организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми,
Ø мероприятия по работе с одаренными детьми:
· участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня - школьного, окружного, городского, международного (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Реализация цели и задач программы основывается на принципах:
ü дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);
ü максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности младшего школьника;
ü свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
ü возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам;
ü усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
ü создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Предлагаемые формы работы с одаренными детьми:
· индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
· дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
· участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
· психологические консультации, тренинги, тестирование;
· конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
· посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
· использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
· создание детских портфолио.
Реализация программы по выявлению и развитию способностей обучающихся рассчитана на четыре года поэтапно:
1 этап - диагностико-организационный включает в себя:
· создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
· изучение контингента учащихся класса с целью выявления типов одаренных детей;
· анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
· отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
· разработка программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
2 этап - организационно-практический, этап реализации – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
· отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
· отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
· отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
· психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
3 этап - рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический этап. На этом этапе проводится контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов. Предполагается провести:
· сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
· мониторинг личных достижений учащихся;
· создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
· определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Ожидаемые результаты программы:
1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей,
3. Создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
4. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Прогнозируемые результаты программы:
1. Совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях.
2. Призовые места или дипломы в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах и конкурсах.
3. Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
4. Развитие творческого и логического мышления учащихся.
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.
Критерии |
Показатели |
Методика изучения |
Самоактуализированность личности |
1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей. 2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. 3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 4. Способность к рефлексии. 5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения. 6. Уровень коммуникативной культуры. |
· Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки. · Методика Г.Дэвиса «Определения творческих способностей учащихся» · Краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся. · Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим. · Методика самооценки обучающегося «Как я вижу себя» · Оценка уровня школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.) · Метод незаконченного предложения. · Тест «Исследование школьной мотивации»… |
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеяельностью одаренных детей в школе |
1.Удовлетворенность педагога содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы. 2. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. 3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. |
· Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. · Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе. · Тест школьной тревожности Филипса.
|
Конкурентоспособность одаренных учащихся |
1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся. 2. Участие обучающихся в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д. 3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. |
· Методики статистического анализа данных, их динамика. · Методика «Карта одарённости» |
№ п/п |
Мероприятия |
1. |
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. |
2. |
Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности. |
3. |
Разработка и подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей. |
4. |
Психологическая диагностика по выявлению одарённых детей. |
5. |
Создание банка данных по одарённым детям. |
6. |
Проведение работы с родителями одарённых детей. |
7. |
Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам. |
8. |
Дополнительные занятия обучающихся на платформах «Учи.ру» и «Яндекс. Учебник». |
9. |
Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Инфознайка», «ЧИП», «Ступеньки», «Лисёнок». |
10. |
Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 3-4 классов. |
11. |
Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций. |
12. |
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. |
13. |
Подготовка учащихся к городским интеллектуальным конкурсам. |
14. |
Участие в районном конкурсе Веб-проектов. |
15. |
Участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах. |
16. |
Анализ критических замечаний и предложений по результатам конкурсов. |
17. |
Участие в предметных неделях. |
18. |
Контроль и организация сети занятий по интересам. |
19. |
Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми. |
20. |
Анализ и корректировка результативности и выполнения этапов программы. |
21. |
Педагогическая диагностика по выявлению одаренных детей по учебным предметам. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.