Активные формы и методы обучения как средство повышения качества урока в начальных классах
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Перед нами, учителями, поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Существенно изменяется роль учителя, которому необходимо выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми умениями, развитием способностей, оперированием информацией, решением задач с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Главная наша задача – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение программного материала, необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По нашему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Активные формы и методы обучения побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов, повышающих качество урока, являются:
1. Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (ребус, загадка), выяснения целей.
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация выбора.
3. Организации релаксации и подведения итогов.
4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий (презентации, интерактивной доски и др.)
5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: например, мозгового штурма.
6. Реализация личностно-ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
7. Нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-сказки, уроки-исследования и др. Детям очень нравятся такие уроки.
10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Остановлюсь на некоторых из них подробнее.
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу». Дети, выполняя задание, улыбаются, называют имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» - обсуждение в группах.
Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Итоговый круг».
«Ромашка» - Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.
«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу). Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет скорректировать урок на будущее.
В начальных классах ведущим видом деятельности остается игра, поэтому применение игр и игровых моментов является неотъемлемой частью урока. Дети очень любят дидактические игры. Проводим такие игры, приведу примеры- на уроках русского языка: игра «Соберите слова»- соединяются слова из 2 столбиков так, чтобы получились новые слова, на уроках математики – «Математический футбол» (дети разделяются на 2 команды, по очереди выходят к доске, берут карточку, с обратной стороны написан пример, если решил правильно – то забил гол. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей). Таким образом, дидактических игры можно применять на всех уроках.
Уроки с использованием активных форм и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Они позволяют обеспечить эффективную организацию учебного процесса, повышают качество урока. Но дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать своими эмоциями и на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру сотрудничества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.