Активные формы и методы обучения в СПО
Оценка 4.9

Активные формы и методы обучения в СПО

Оценка 4.9
docx
18.12.2023
Активные формы и методы обучения в СПО
Метод.доклад 2023.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РОВЕНЬКОВСКИЙ ТЕХНИКО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

Методический доклад на тему:

«Активные формы и методы обучения в СПО»

 

 

 

 

                                                                  Рассмотрено и одобрено

                                                                  на заседании комиссии горных

                                                                  дисциплин   ________   Бойко А.Н.

                                                                    

                                                                  Протокол № «__» от «___» ____ 2023 г

 

                                                                                            

 

                                                                   Разработал:

                                                                   Преподаватель

                                                                   общепрофессиональных дисциплин

                                                                   и профессиональных модулей

                                                                   Охрименко Т.В.

 

 

 

 

 

Ровеньки 2023 г

            Современная парадигма профессионального образования «Образование через всю жизнь» и Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость компетентностного подхода в подготовке специалиста. Образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС СПО) нацелены на усиление образовательного потенциала образовательного учреждения по подготовке выпускников в соответствии с требованиями практического здравоохранения.

          Компетенция - способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Ведущим понятием модульно-компетентностного подхода становится «профессиональный модуль», в котором итоговая компетентность формируется как специфическая функция в том или ином виде будущей профессиональной деятельности. Соответственно планирование современного занятия и весь процесс обучения должны быть направлены на формирование конкретных общих и профессиональных компетенций.

Подготовка высококвалифицированных специалистов со средним техническим образованием, в свою очередь, требует повышения качества преподавания, изменения методических подходов к подготовке современного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Проблемой реализации ФГОС СПО является переоценка подходов ко всей системе подготовки специалистов со средним техническим образованием, одним из направлений которой является методическая база.

       Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала – всесторонне развитой личности, и перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к само регуляции и самообразованию.

       Новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения. Инновационное обучение предполагает, прежде всего, личностный подход – развитие способностей личности на основе образования и самообразования. Эту задачу призваны выполнить личностно ориентированные технологии обучения, формирующие активность личности в учебном процессе, побуждающие к самостоятельному интеллектуальному труду, к осознанному самостоятельному выбору содержания обучения.              Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Однако ФГОС СПО предполагают и современную методику обучения, включая информационные технологии и электронные образовательные ресурсы.

        Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие достижение поставленной цели. Преподаватель может выбрать из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной дидактической задачи на конкретном этапе обучения. Таким образом, выбор форм и методов обучения обязательно ориентирован на компетентностный подход, предусматривающий более широкое использование активных и интерактивных форм обучения.

Активные методы обучения:

- проблемное обучение, решение ситуационных задач, тестирование, работа в малых группах, составление и решение кроссвордов, проектный метод, кейс-метод, мозговой штурм, использование видео и аудио материалов с последующим обсуждением, использование электронных образовательных ресурсов (применение интерактивной доски) и др. побуждают обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизируют их познавательную деятельность.

Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивные методы в наибольшей степени соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), а преподаватель выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей: на основе такого опыта формируются новые знания и умения.

       С внедрением ФГОС СПО в образовательный процесс изменяются задачи обучения. Во время обучения происходит взаимодействие обучающего и обучающихся, эффективность которого зависит от качества и количества усилий, прилагаемых как со стороны преподавателя, так и со стороны студента.

        Процесс обучения выполняет три функции: дидактическую (обучающую), развивающую и воспитательную. Формирование общих и профессиональных компетенций осуществляется через образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые преподаватель ставит на каждом учебном занятии. Стандарт требует усвоения знаний и приобретение умений с различной степенью глубины. Поэтому преподавателю необходимо иметь четкое представление, на каком уровне должен быть усвоен тот или иной учебный материал.

        Для решения практических задач планирования и оценки результатов обучения используется классическая иерархию уровней подготовленности Б. Блума. От заданного уровня усвоения учебного материала зависит методика его изучения. Выбор форм и методов соотносится с за­дачами каждого этапа учебного занятия и основывается на положении о том, что репродуктивная деятельность студента составляет 70%, продуктивная и эвристическая -30%.

Метод обучения должен отвечать требованиям активизации и интенсифи­кации обучения; быть ориентирован не на простое получение знаний о каком-то объекте, а на деятельность с этим объектом, на развитие личности студента. При выборе метода необходимо помнить, что преподаватель на занятии не столько источник информации, сколько руководитель самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Так, на 1 уровне - студент получает знания, позволяющие воспроизвести факты, перечислить названия изучаемых явлений и предметов, а также выполнение действия по образцу. Здесь все основано на воспроизведении запомнившейся информации и действия. Для данного уровня усвоения учебного материала могут использоваться методики:

- создание опорных конспектов,

- чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы;

- пересказ текста;

- составление плана текста;

- конспектирование;

- работа со словарями и справочниками: поиск объяснения отдельных терминов и т.д.;

- ознакомление с нормативными документами;

- наблюдения;

- просмотр учебного кинофильма и др.

       Второй уровень усвоения предполагает осознанное понимание студентами тех знаний и умений, которые воспроиз­водятся: они могут воспроизвести материал своими словами, привести примеры, объяснить последовательность дей­ствий учебного материала. Решение большинства задач заставляет обучаемых, применяя изученное, видоизменять его с учетом условий поставленной задачи. Для этого уровня усвоения можно использовать методики:

- выполнение практических заданий с использованием нормативной, справочной литературы;

- выполнение практических задач (заданий) по образцу;

- программированное задание;

- проблемные вопросы;

- эвристическая беседа;

- учебная дискуссия,

- рецензирование или взаимопроверка;

- работа в малых группах и ряд других методов.

        Третий уровень усвоения - продуктивный или творчески-воспроизводящий, предполагает применение знания и умения в новой ситуации. Для этого уровня можно использовать такие методики, как:

- решение ситуационных задач;

- имитация деятельности на тренажере (муляжах);

- деловые игры или их элементы;

-исследовательский метод: составление реферата по исследовательскому вопросу, выполнение исследовательского задания в соответствии с проектом, анализ специальной литературы и др.;

- проблемный метод: формулировка проблем, составление ответов на проблемные вопросы в работе с дополнительной литературой, разрешение проблемных ситуаций с аргументацией устно и письменно и др.

      Одной из сложных дидактических задач для реализации требований ФГОС СПО является освоение студентами внутрипредметных и междисциплинарных связей. Эти связи отражают системность информации, и осознание их студентами делает знания более прочными, структурированными, гибкими и подвижными. Необходима методически грамотная реализация этих связей непосредственно в процессе преподавания.

Для решения этой задачи можно использовать структурно-логическую схему, в которой можно отразить связи учебной дисциплины/МДК профессионального модуля с другими учебными дисциплинами/ МДК проф. модулей.

       Составление структурно-логических схем позволит установить тесную связь содержания вопросов темы с другими учебными дисциплинами/проф.  модулями, позволит построить оптимально познавательный процесс при изучении темы, учебной дисциплины или ПМ.

       Обучение и воспитание объединяют общие цели – формирование не только специалиста – профессионала, но и специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей специальности, обладающего чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда.

Педагог Гербарт подчеркивал, что "последовательность и логика в обучения" являются той движущей силой, которая заставляет человека любить предмет (многосторонние интересы, добродетель), знания, понимать его ценность, и из "этого знания выходят и умения умственной работы".

Личность преподавателя также оказывает активное воспитательное воздействие на студентов. Преподаватель колледжа своими знаниями, поведением, отношением к делу уже формирует определенное отношение к изучаемой дисциплине, МДК профессионального модуля, к специальности и трудовой деятельности, к жизни в целом. Профессиональные качества преподавателя являются решающими в формировании профессиональных компетенций.

 

 


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Современная парадигма профессионального образования «Образование через всю жизнь» и

Современная парадигма профессионального образования «Образование через всю жизнь» и

Новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения

Новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей: на основе такого опыта формируются новые знания и умения

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей: на основе такого опыта формируются новые знания и умения

Так, на 1 уровне - студент получает знания, позволяющие воспроизвести факты, перечислить названия изучаемых явлений и предметов, а также выполнение действия по образцу

Так, на 1 уровне - студент получает знания, позволяющие воспроизвести факты, перечислить названия изучаемых явлений и предметов, а также выполнение действия по образцу

Третий уровень усвоения - продуктивный или творчески-воспроизводящий, предполагает применение знания и умения в новой ситуации

Третий уровень усвоения - продуктивный или творчески-воспроизводящий, предполагает применение знания и умения в новой ситуации

Обучение и воспитание объединяют общие цели – формирование не только специалиста – профессионала, но и специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей специальности, обладающего чувством…

Обучение и воспитание объединяют общие цели – формирование не только специалиста – профессионала, но и специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей специальности, обладающего чувством…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2023